ассоциации для множества новых иероглифов и фраз. Таким образом, можно с легкостью запомнить несколько сотен китайских иероглифов и слов. В качестве примера приведем несколько иероглифов, строящихся на основе блока «человек» [1, с. 16, 17]. Иероглиф «человек» мы можем изобразить как идущего человечка (в соответствии с рис. 1). Теперь представим два идущих человека, один
следует за другим - этот иероглиф будет означать «следовать». Три человека - это уже «толпа». Человек разводит в стороны руки, показывая размер предмета, - это иероглиф «большой». А теперь представим человека с разведенными руками и широкими плечами. Этот иероглиф будет означать «мужчину».
Рис. 1. Иллюстрации метода «Chincasy»
Несмотря на свою наглядность и эффективность, данный метод все же имеет свои недостатки, среди которых мы можем выделить следующие:
• акцент делается только на целостный вид иероглифа, без указания на порядок его написания;
• приводятся не все значения иероглифов;
• не уделяется внимание произношению (чтению) иероглифа;
• задействована только зрительная память. Анализируя все приведенные выше способы обучения иероглифике китайского языка, можно сделать вывод, что каждый подход имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки. Нам думается, что на основе комбинирования методов «ПОЛИГЛОТ» и «CЫneasy», а также дальнейшей их доработки можно добиться максимально эффективного и быстрого обучения. В связи с этим, нам видятся следующие пути объединения и доработки данных методов: во-первых, следует проводить обучение китайским иероглифам с соблюдением последовательности этапов представления образа перевода иероглифа, его произношения и написания; во-вторых, необходимо в обучении использовать специальные двусторонние карточки с иллюстрациями «Chineasy», на которых поверхность иероглифов была бы шершавой или, наоборот, мягкой и задействовала моторную память; в-третьих, желательно подобрать для основных иероглифов созвучные слова и фразы (так называемые ключ-слова и ключ-фразы), помогающие запомнить чтение изучаемых иероглифов. Последний пункт следует пояснить примером. Допустим, учащемуся требуется запомнить произношение иероглифа «огонь» - Иио. Подбираем к произношению созвуч-
ное слово - ХВОрост. В данном случае, ключ-фразой, основанной на ассоциативной связи огня и хвороста, будет примерно следующее: «ХВОрост горит в огне».
Таким образом, разработка нового метода обучения иероглифике, интегрирующего преимущества существующих методов и устраняющего их недостатки, позволила бы значительно ускорить и облегчить процесс обучения китайскому языку. Обучение с продуманным и последовательным использованием современных приемов ускоренного запоминания информации не только многократно повысит эффективность учебного процесса, но и позволит учащимся усваивать незнакомую для них систему письма с удовольствием, а также будет способствовать развитию визуального мышления и всех видов памяти.
Список литературы
1. Shao Lan. Chineasy : the new way to read Chinese. New York: Harper Design, 2014. - 191 p.
2. Васильева Е. Е. Секреты полиглота: как без труда запомнить 5 языков: уникальная техника запоминания. М.: АСТ: Астрель, 2008. - 632 с.
3. Зиганов М. А., Козаренко В. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. М.: Школа рационального чтения, 2000. - 173 с.
4. Молоткова Ю. В. Теоретический анализ подходов к обучению иероглифической системе письма в методике преподавания китайского языка // Международные отношения: история, теория, практика: сб. материалов II научно-практической конференции молодых ученых факультета международных отношений БГУ. Минск, 2012. - С. 234-237.
5. Никитина Т. Б. Техника скоростного запоминания. М., 2001. - 304 с.
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ НА ПРОЦЕСС
ОБУЧЕНИЯ В МАРКЕТИНГЕ
Князева Анна Олеговна
Магистрант, программа: «Производственный менеджмент», 1 курс, кафедра «Менеджмент и маркетинг»,
Финансовый Университет при правительстве РФ (Уфимский филиал) Научный руководитель: доцент, кандидат философских наук
Рассолова Ирина Юрьевна Финансовый Университет при правительстве РФ (Уфимский филиал)
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется актуальная проблема растущего дефицита кадров на рынке труда. Рассматривается процесс «угасания» воспроизводства трудовых ресурсов в Российской Федерации. В статье выявляются основные
направления и этапы разработки программы обучения сотрудников, работающих в области менеджмента и маркетинга в зависимости от типа восприятия личности. ABSTRACT
In that article author was examined actual growing problem of skills shortages in the labour market. There is discussing the process of "extinction" labor resources reproduction in the Russian Federation. The article identifies main directions and stages of development a program training staff working in the management and marketing field, depending on individual perception type.
Ключевые слова: типы восприятия, факторы познания, аудиал, визуал, кинестетик, дигитал.
Key words: types ofperception, factors of cognition, auditory, visual, kinesthetic, digital.
В условиях развития рыночной экономики XXI века, в России активно развиваются научные направления: деловая этика и бизнес-психология.
Рассмотрим специфические особенности процесса обучения специалистов, необходимого для дальнейшей работы в области менеджмента и маркетинга. Факторы обучения индивидов, подготавливаемых к последующей работе можно условно разделить на:
- генетический (физиологический) фактор,
- социокультурный фактор,
- географический фактор,
- политэкономический фактор,
- экологический фактор,
- этнический фактор.
Генетический фактор - это наследственность, физиологические особенности конкретного индивида, присущие не только ему, но и прочим членам его семьи. То есть, это потенциал способностей к процессам познания и обучения, унаследованный от родителей в той или иной области.
Социокультурный фактор связан с обществом, в окружении которого растёт и воспитывается индивид. Так же сюда же можно отнести и уровень культуры общества, в состав которого входит индивид, уровень жизни членов его семьи, воспитание и полноценность его жизни. Всё это так же оказывает влияние на характер процесса познания.
Географический фактор - это влияние географической и климатической характеристики территории, на которой проживает индивид.
Политэкономический фактор - это сложившаяся экономическая и политическая картина жизни общества, в котором проживает индивид.
Экологический фактор - это окружающая среда и экология, оказывающая непосредственное влияние на физическое и психическое здоровье индивида.
Этнический фактор - влияние определённых национальных устоев и норм на восприятие индивидом окружающей среды и природных явлений.
В данной классификации особый интерес вызывает генетический фактор, так как именно он определяет психологический тип восприятия личности.
Например, существует версия, что при дуальных браках сын наследует тип отца, а дочь - матери.
На основании педагогический практики и уже существующих трудов в психологии можно утверждать, что характер восприятия ребенка зависим от родителей. Так, например:
I. Аудиал - это человек, в большей степени воспринимающий информацию через слуховой сенсорный канал. При этом, аудиальная репрезентативная система имеет два направления восприятия:
- восприятие звука, как физического явления в чистом виде (аудиально-тональное). Данное направление представляет собой целую систему восприятия человеком звуков и тональных последовательностей.
- восприятие звука в логической форме (смысловое). Данное направление восприятия аудиальной репрезентативной системой ещё называют аудиально-ди-гитальным. Оно составляет основу общения и вербального взаимодействия между людьми, представляя собой систему восприятия звуков в виде слов и их сочетаний.
Аудиалы достаточно тяжело запоминают лица людей, но хорошо узнают их по голосу. Во время серьёзного разговора ярко выраженный аудиал может даже закрыть глаза, дабы закрыть лишний канал информации, отвлекающий его от сути беседы. Даже в своей речи, аудиалы чаще употребляют слова, связанные с их основным каналом восприятия информации: «Я слышал, что...», «звучит абсурдно...» и т.д. В основной своей доле, аудиалы - люди общительные, но и тут не без редких исключений. Речь аудиала разнообразна и эмоционально насыщена, так как посредством звуков они выражают свои мысли. Обычно аудиалы любят музыку и неплохо в ней разбираются. Во время совершения каких-либо действий они могут что-то начать напевать вслух. Среди категории аудиалов много людей, отдавших предпочтение профессиям, связанным с музыкой. [1]
II. Человека, воспринимающего наибольший объём информации посредством использования канала зрения называют визуалом. Формы визуального восприятия так же выделяются разнообразные: образ картинки в целом, образ логических символов (цифры, слова и т.д.), цветовая гамма. В процессе общения визуалы имеют привычку жестикулировать, пытаясь посредством создаваемых изображений передать свои мысли и чувства. Во время восприятия значимой для себя информации визуалы могут начать рисовать, изображая картину услышанного. Так же для визуалов характерна отличная зрительная память - они легко запоминают людей на лицо. Подобно аудиалам, визуалы в своей речи могут употреблять фразы: «мне кажется, что.», «это выглядит как-то.» и т.д. Визуала можно вычислить по привычке ловить что-либо взглядом в спокойной обстановке. Они любят наблюдать. [1]
III. Человек, воспринимающий окружающие явления и объекты посредством тактильных ощущений называется кинестетиком. Человеческая дерма представляет собой орган, содержащий в себе множество дифференцированных рецепторов: холода, боли, тепла, давления. При этом, количество рецепторов дермы у людей достаточно сильно варьируется из-за чего такие ощущения как боль, холод и прочие раздражители воспринимаются по-разному. Слова и действия кинестетика, можно сказать, находятся в практически прямой зависимости от его физических ощущений. Кинестетик во время беседы часто использует фразы: «я чувствую, что это.» или «в этом ощущается здравый смысл...». События или остальных представителей человечества кинестетики запоминают сквозь призму собственных ощущений во время контакта (теплое помещение во время беседы, вкусный чай, крепкое рукопожатие и т.д.). Большая часть кинестетиков
имеет отлично развитый вкус и острое обоняние, хотя данные системы в нашем организме являются наименее информативными. [1]
IV. Последний тип восприятия, который выделяют реже всего, так как и встречается он крайне редко - диги-тал (или дискретный тип). Это тип, подразумевающий анализ всех остальных систем восприятия и на его основании составление и осмысление общей картины информации. То есть такие люди являются «логиками». Такие люди не воспринимают явления, не поддающиеся логике, в принципе. Данный тип восприятия нельзя считать полноценным, так как он подразумевает анализ остальных систем восприятия, но и отрицать его нельзя, так как такие люди действительно существуют. В своей речи дигитал обычно употребляет: «Я думаю, что.», «Предполагаю, что...», «Если поступить так, то.», «Учитывая то -то...» и т.д. Пожалуй, дигитал - это единственный тип восприятия, который способен подстраиваться под окружающую среду и ситуацию в зависимости от обстоятельств, но их минусом является то, что они никогда не смогут воспринять явление, которое не смогли логически «адаптировать» и осознать. Выявить дигитала можно легко - если вы встретили своего знакомого, которого видите каждое утро, поздоровались, а он не заметил, прошёл мимо, и, например, потом извинился - то, скорее всего, он именно
дигитал. Такие люди обладают привычкой задумываться и «уходить в себя», осмысляя происходящее вокруг. [1]
Каким образом данные различия в восприятии человеком окружающей действительности влияют на процесс обучения? На самом деле, тренинг-менеджер является профессионалом способным обучить основным азам этики и деловых переговоров любого специалиста. Чем же он руководствуется? Дело в том, что каждого типа восприятия должна быть специфически подобрана и соответствующая форма обучения. Например, если для аудиала процесс обучения в виде тренинга будет легким и достаточно интересным, то для визуала и кинестетика такой тип обучения будет трудоёмким и не информативным, так как полного представления о материале подобным образом они не получат. Исключением являются дигиталы, для которых не имеет принципиальной разницы ни форма информации, ни форма обучения. Однако таких людей крайне мало. В современный момент времени мы констатируем положение о том, что дефицит кадров увеличивается, и происходит это как раз из-за отсутствия адаптированных методов кадровой подготовки. [1]
Для эффективного обучения кадров на торговом предприятии можно предположить поэтапную систему обучения, которая будет способствовать эффективному усвоению новых техник продаж и ведения деловой беседы торговыми представителями и т.д.
дУАиа лы
ЛеКЦИи
Семинары 1 '^"♦«■Ренции
визуа/1ы
Презентации
Тренинги
^Учающи«.
Кине
стетики
Прак
"идео
актическм«.
ние «Урсы
"Полевая-ролевые,
практика
игры
На первом этапе в системе обучения торгового персонала следует уделить внимание определению типа восприятия информации. Сделать это можно достаточно легко, так как сейчас существует множество разнообразных методик идентификации типа восприятия. Это позволит более эффективно использовать потенциал сотрудников.
На втором этапе должна быть составлена программа обучения персонала. Опять же - методик её составления в наши дни существует множество и для этого, как правило, даже тренинг менеджера приглашать не обязательно - достаточно определиться с задачей обучения и имеющимся опытом опытных менеджеров. В условиях текущего кризисного положения многие компании активно используют данную методику.
Для подготовки третьего этапа - для каждой группы уже сформированных психотипов необходимо разработать конкретный план лекций, конференций и внутрифирменных семинаров (например: если речь идёт об аудиа-лах).
Таким образом, данная система преподавания, учитывающая психотипы личности должна постепенно внедряться в процессе обучения персонала в маркетинге, что в итоге приведёт на практике к повышению объёма продаж.
Список использованных источников 1. Нейл Флеминг. Система определения типов учеников - VARK. 1987 г. Новая Зеландия.
ТИПОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
Кокин Валерий Юрьевич
Канд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, ЮУрГУ, г. Челябинск
Ярушев Юрий Алексеевич Лешуков Владимир Семёнович
Старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, ЮУрГУ, г. Челябинск