всем требованиям военно-политической обстановки на постсоветском геополитическом пространстве. Это связано с нейтрализацией угроз и эффективного решения защиты реального суверенитета стран-участниц ОДКБ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордюжа Н.Н. ОДКБ - эффективный инструмент // Журнал «Международная жизнь. - 2007,
№ 1-2. - С. 44.
2. Ефимов Н.Н. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. - М. 2006. -С.199.
3. Ушаков А.М. Геополитика Каспийского региона. - М. 2003. - С. 13.
4. Бордюжа Н.Н. ОДКБ - эффективный инструмент // Журнал «Международная жизнь». - 2007, № 1-2. - С. 47.
УДК 323
О.В. Стельмашенко, ст. преподаватель каф. « Государственное муниципальное управление
и политика», ЧитГУ
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ПОЛИТИКОЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА
Научные интересы: региональная безопасность, глобализация и регионализация
В статье оценивается воздействие сотрудничества приграничных регионов России и Китая на состояние региональной безопасности, проводится факторный анализ состояния безопасности Читинской области ■
O.V. Stelmashenko, Chita State University
POLITICAL AND ECONOMIC COOPERATION'S INFLUENCE ON SECURITY OF BORDERING REGION
The article focuses on influence of the bordering regions' cooperation (Russia and China) on its regional security. The factorial analysis of Chita region's security is shown in the article ■
*
*
*
П
роцессы политико-экономического взаимодействия приграничных регионов оцениваются в целом как по-
зитивное явление. Действительно, удовлетворение потребностей Читинской области в товарах, не производимых на её территории;
Зб
экспорт конкурентоспособной продукции; привлечение инвестиций; установление связей с китайскими партнерами; изучение конъюнктуры внешнего рынка - все перечисленные мероприятия способствуют инте -грации региона, включению его в систему международного разделения труда, стимулируют экономическое возрождение области.
Стоит все же отметить, что международные контакты! могут таить в себе потенциальные опасности для субъектов РФ, а именно: обеспечение иностранными государствами своих интересов в России; влияние на политику российского федерального центра путем давления на него со стороны субъектов РФ; укрепление основ политического и экономического сепаратизма субъектов РФ. Однако в Читинской области даннье угрозы не имеют ярко выраженных проявлений, носят гипотетический характер.
Реализация государственной политики обеспечения защищенности региона в условиях внутренних и внешних угроз политического, экономического, экологического, военного, информационного, технологического и прочих в их сложной взаимосвязи осуществляется в рамках стратегии обеспечения безопасности субъекта РФ.
Интересам регионов отвечает сохранение политической стабильности. В то же время, практика показывает, что политические процессы в современном обществе протекают неравномерно, политическая система функционирует недостаточно эффективно. Негосударственные общественнополитические структуры регионов должны играть большую роль в политических процессах.
Угрозу для экономической безопасно -сти Читинской области представляет утрата производственного и научно-технического потенциала. От кризиса сильнее всего пострадало машиностроение, металлообрабатывающая промышленность, где полностью нарушен процесс воспроизводства основных фондов. В свою очередь, обвальное паде-
ние производства повлекло за собой отсутствие спроса на научно - исследовательские работы, сокращение численности научных работников.
В Читинской области проблема финансирования научных исследований решается недостаточно эффективно, а вместе с тем, при развитии глобализационных экономических процессов значительное влияние на состояние региональной экономики оказывает уровень профессиональной подготовленности специалистов, в первую очередь, госчиновников и представителей бизнеса.
Безопасности региона угрожает низкая эффективность деятельности субъектов безопасности, что во многом обусловлено недостатком информации о Китае и отсутствием крупных специализированных исследовательских центров.
Динамично развивающиеся двусторонние отношения России и Китая требуют адекватного информационно-аналитического обеспечения. Сибирь традиционно обладает существенным потенциалом научных кадров, однако востребованность профессиональных китаеведов остается низкой. Интеллектуальный потенциал китаистов можно было бы применить для решения исследовательских и прогнозно-информационных задач российско - китайских отношений.
В настоящее время отсутствует целостная, с четко выстроенными приоритетами экономическая стратегия государства. До сих пор не принята Концепция экономической безопасности России, что в свою очередь сдерживает развитие нормативноправовой базы регионального уровня, не позволяет определить долгосрочные перспективы экономической политики государства. Неэффективность государственного регулирования экономики привела к сокращению объема и ассортимента отечественной продукции, падению ее конкурентоспособности; нецелевому использованию бюджетных средств, диспропорциям между от-
раслями экономики, статьями экспорта и импорта.
На топливо, сырье и продукты их переработки приходится более 80 % экспорта России. За последние годы в Китай вывезены большие партии чёрных и цветных металлов, минеральных удобрений, древесины и лесоматериалов. Однако прибыль, полученная от экспорта, не используется для развития экономики региона. Поступательное экономическое развитие невозможно без российских и иностранных инвестиций в добывающую и промышленную сферы Читинской области.
На современном этапе основными угрозами безопасности Читинской области как основного фактора обеспечения экономической и политической стабильности общества являются:
- в политической сфере: неудовле-творенность качеством жизни; недовольство забайкальцев деятельностью действующих властных структур; низкий уровень правовой информированности и законопослушания населения;
- в экономической сфере: невысокий инвестиционный и инновационный потенциал области; стагнация аграрного сектора, преобладание в экспорте сырьевой составляющей, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления; зависимость региона от внешнеэкономических связей с Китаем; неразвитость налогового законодательства, проявляющаяся в отсутствии средств в бюджете на развитие муниципальных образований и приграничных районов;
- в социальной сфере: резкая дифференциация общества по социально-экономическому положению с тенденцией падения качества жизни большей части населения; рост противоречий между интересами государства и различных социальных групп; неготовность части населения к адаптации в рыночных условиях; непрофессионализм руководителей многих предприятий и учре-
ждений; рост должностных и экономических преступлений на всех уровнях социальной иерархии общества, препятствующий устойчивому экономическому развитию Читинской области и обеспечению безопасности региона; негативные тенденции в демографической сфере вследствие ухудшения социально-экономической ситуации.
Названные факторы должны стать предметом детального изучения для разработки практических рекомендаций и их применения на всех уровнях взаимодействия между нашими государствами не только на федеральном, но и на региональном, и местном уровнях [1].
Для понимания современного положе -ния Читинской области в системе региональной безопасности необходимо проанализировать её демографические, природные и географические условия, ресурсный потенциал, проследить важные социальнополитические процессы, происходящие в области, их обусловленность и степень управляемости.
Географическое положение Читинской области (близость границы с КНР, расположение на кратчайшем воздушном пути, соединяющем Юго-Восточную Азию, Европу и Америку), наличие развитой транспортной сети можно рассматривать как позитивные факторы. Геополитическое положение обусловлено тем, что область находится в сфере влияния двух мировых культур, а также расположением на активных транзитных транспортных путях.
Обеспеченность природными ресур-сами - положительный фактор с точки зрения экономической безопасности региона.
Несмотря на наличие положительных факторов, область отнесена к регионам с низким уровнем жизни населения.
Сокращение населения - негативный фактор региональной безопасности. Для области характерны крайне неблагоприятные демографические тенденции (депопуляция, массовый отток экономически активного на-
селения), порожденные низким уровнем материального благосостояния забайкальцев и кризисным состоянием региональной экономики.
Состояние окружающей среды Читинской области за последние годы значительно ухудшилось под влиянием антропогенных факторов.
Климатический фактор безопасности также имеет большое значение, поскольку является основой продовольственной безопасности. Из-за резко континентального климата Читинская область является зоной рискованного земледелия, регион не может полностью обеспечивать себя продовольствием.
Сельское хозяйство оказалось не подготовленным в финансовом, экономическом
и техническом плане к рыночным реформам, что негативно отразилось на эффективности данной отрасли экономики. Сокращение отчислений из бюджета на развитие агропромышленного сектора затягивает период стагнации данной отрасли.
Промышленность - налогооблагаемая база области - находится в кризисном состоянии, значительная часть промышленных предприятий нерентабельна, бюджетные средства на их техническое переоснащение отсутствуют.
С целью систематизации результатов факторного анализа нами была составлена таблица, в которой приведена характеристика условий и факторов, влияющих на региональную безопасность в Читинской области (табл. 1):
Таблица 1
Направленность основных факторов, характеризующих безопасность Читинской области
Факторы Направленность действия факторов
положительная отрицательная нейтральная
Географическое положение +
Минеральные ресурсы +
Климат +
Экологическая обстановка +
Земельные ресурсы +
Демографический фактор +
Миграция населения +
Эпидемиологическая ситуация +
Криминогенная обстановка +
Этнополитические процессы +
Отношения с соседними регионами +
Промышленность +
Состояние финансово-кредитной системы +
Уровень иностранных инвестиций +
Политическая и правовая культура населения +
Развитость рыночных структур +
Окончание табл. 1
Факторы Направленность действия факторов
положительная отрицательная нейтральная
Доступность информации +
Социальная активность населения +
Внешнеэкономические связи +
Специфика современного состояния региональной безопасности состоит в том, что главные угрозы исходят изнутри страны. Экономический кризис и политическая нестабильность, несовершенство законодательной базы, высокий уровень коррупции в органах власти - это далеко неполный перечень негативных явлений, представляющих для России большую опасность, чем внешние угрозы.
Неравномерность развития регионов России становится серьёзной угрозой внутренней безопасности страны. При населении 8,2 % от общего числа россиян северные регионы занимают 70 % территории России. Здесь сосредоточена большая часть минеральных и лесных ресурсов. Однако возможности их освоения снизились за счет резкого уменьшения централизованных государственных инвестиций, роста транспортных тарифов, падения уровня заработков, а также в связи с трудностями с завозом продовольствия и топлива. Сокращается численность населения. Сложившаяся ситуация грозит снижением добычи здесь полезных ископаемых и, как следствие, падением уровня энергетической и ресурсной безопасности Российской Федерации [2].
Увеличивается число депрессивных регионов, возросла территориальная дифференциация доходов населения. Региональная политика Центра не уделяет должного внимания усиливающимся процессам социально-экономической дифференциации регионов, служащим почвой политического, этнического и правового сепаратизма.
Чтобы противостоять росту межрегио-
нальных различий, кроме выравнивания бюджетных расходов, необходима активная политика федерального Центра, направленная на реализацию приоритетов экономического роста и структурной политики в региональном аспекте. Главными приоритетами должны стать стратегически важные регионы: Сибирь, Дальний Восток и Север.
Неконкурентоспособное производства используется как аргумент против развития данных регионов как целостных экономических систем в пользу выборочного освоения природных ресурсов. Однако только поддержание эффективной комплексности социального и экономического развития всех районов государства позволит сохранить единство экономического пространства России, защитить геополитические и военностратегические интересы страны.
Функционирование «теневого» сектора экономики, проникновение криминальных структур во все звенья социально-экономической сферы остается серьёзной угрозой региональной безопасности. Среди основных угроз экономической безопасности Читинской области - коррупция органов государственной власти, спад производства в наукоёмких отраслях, рост экономической преступности и незащищённость субъектов хозяйствования государством.
Анализ криминогенной обстановки в экономической сфере показывает, что большинство промышленных предприятий России находятся под контролем организованных преступных групп или в различного рода зависимости от легальных коммерческих структур, созданных преступными груп-
пировками. В Читинской области криминализована внешнеэкономическая деятельность, лесозаготовка, строительная отрасль, торговля, транспорт.
Возросли угрозы региональной безо -пасности в социальной сфере. В условиях рыночной экономики и смены форм собственности государственная социальная политика остается малоэффективной. Данные социологического опроса свидетельствуют, что только 1,2 % населения Читинской области считают, что их права в социальной сфере соблюдаются. Большое количество нерешенных социальных проблем влечет за собой ухудшение демографических показателей.
Ослабление государственной полити-ки в области охраны здоровья граждан, системный кризис отечественного здравоохранения, снижение доступности медицинской помощи привели к повышению уровня заболеваемости населения, ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, росту числа хронических заболеваний, увеличению смертности. Ухудшение здоровья населения Читинской области является следствием глубокой деструкции всей социальной сферы и системы жизнеобеспечения.
Следствием кризиса социально - эконо -мической сферы стало распространение социальных пороков, которые становятся реальной угрозой региональной безопасности . В области наблюдается стабильный рост числа наркоманов, преступлений, неблагоприятна криминогенная ситуация.
Одним из факторов, негативно влияющих на безопасность региона, является несогласованность и дисбаланс интересов по линии федеральный центр - субъект Федерации - муниципальное образование. Опасность состоит в потере рычагов государственного регулирования социальноэкономической, политической, правовой и других сфер общественной жизни. Не уделяется должного внимания таким направлениям, как укрепление основ единого эконо-
мического пространства, поиск механизмов преодоления разногласий в политической и других сферах.
Отрицательным фактором безопасности в социально-экономической сфере выступает нерешенность вопроса о распределении предметов ведения между федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением при проведении экономической политики.
Дестабилизирующим фактором явля-ется отсутствие чёткой политики государства по развитию региона. Зачастую социальные проблемы рассматриваются как нагрузка на экономику региона, сужающая возможности её развития. Финансирование социальной политики ведётся по «остаточному» принципу, решение проблем откладывается до периода экономического подъёма, что приводит к поляризации населения и усилению социальной напряжённости.
Комплексные региональные програм-мы должны отражать направления, цели, методы и средства обеспечения прогрессивного развития региона в рамках государственной социально-экономической полити -ки, ориентированной на безопасное устойчивое развитие российского общества.
Помимо многочисленных внутрирос-сийских проблем, большое влияние на политико-экономические процессы в регионе оказывают внешние факторы, такие как повышенное внимание Китая к ресурсной базе Забайкалья, вызванное возросшими потребностями быстро развивающейся экономики. Свои основные подходы к стратегии развития приграничных связей с Читинской областью китайцы строят на тезисе географической близости и взаимодополняемости региональных хозяйств. Китайские чиновники и эксперты все чаще озвучивают идею о том, что интенсификация приграничных связей с регионами Сибири необходима для защиты экономической безопасности как Китая, так в равной степени и России. При этом имеется в виду, что экономической безопасности Чи-
тинской области угрожают неблагоприятная демографическая ситуация, нехватка финансовых ресурсов и депрессивная ситуация в целом; экономическая безопасность в АРВМ уязвима из-за ограниченности энергоносителей и из-за давления незанятого населения. По мнению китайцев, из этого следует необходимость всемерного углубления экономического взаимодействия между двумя странами в районе границы по следующей схеме: Россия может обращать в валюту свои природные богатства, а Китай - обменивать свои людские и финансовые ресурсы на сырье.
Ослабление России китайские поли -тологи [3] воспринимают как положительный фактор с точки зрения региональной безопасности. Российско-китайское сотрудничество в сфере безопасности интерпретируется таким образом, что с его помощью Россия компенсирует свою недостаточную совокупную национальную мощь, предотвращая отделение дальневосточных территорий и уменьшая военное давление.
В китайских аналитических материалах [4] акцент ставится на императивности налаживания экономического сотрудничества в регионе, где в настоящее время наряду с неравномерностью экономического развития наблюдается стагнация взаимодействия в региональном хозяйстве. Гигантские трудовые ресурсы и товарные рынки КНР, колоссальная ресурсная база и технический потенциал России представляют собой базу экономической взаимодополняемости, а региональное сотрудничество отвечает общим интересам России и Китая.
Согласно новой концепции безопасности КНР, общность интересов является весомым условием защиты региональной безопасности, а не силовое превосходство одного или группы государств [5]. Министр иностранных дел Цянь Цичэнь заявлял, что неуклонное развитие экономики различных стран и непрерывное расширение экономических обменов и сотрудничества, а следо-
вательно, углубление взаимного проникновения интересов этих стран создает прочную экономическую базу региональной безопасности [6].
В октябре 2000 г. в «Жэньмин жибао» опубликована «Белая книга о национальной обороне Китая», где в краткой форме изложена внешнеполитическая доктрина КНР. Ее основные положения сводятся к тому, что Китай заинтересован в мирной международной ситуации и добрых отношениях с соседними странами. Внешняя политика Китая будет направлена на поддержание мира, стабильности и развития в новом мире. Она неизменно будет носить оборонительный характер, ее приоритеты - суверенитет, территориальное единство, целостность и национальная безопасность страны. Принципами внешней политики Китая в отношении соседей провозглашаются ведение диалога на равноправных условиях, невмешательство во внутренние дела, отказ от союзов против третьих стран, отказ от угроз и нанесения ущерба безопасности и стабильности других стран.
Внешние факторы политико-экономической безопасности регионов России связаны с геополитической ситуацией. Геополитическим фактором, ослабляющим безопасность России, является её внутренняя нестабильность. Важнейшим направлением региональных исследований становится изучение пограничного сотрудничества регионов; модель такого сотрудничества считается наиболее перспективной для регионов будущего. Тем более, что в Российской Федерации статус пограничных регионов имеет около 40 субъектов Федерации из 89 [7].
Известно, что экономическая дезинте -грация, социальная дифференциация общества способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. При оценке факторов, воздействующих на безопасность
региона, следует учитывать миграцию.
Неконтролируемая миграция способствует усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносе-паратизма и создает условия для возникновения конфликтов.
Различные миграции (временные и постоянные, вынужденные и добровольные, внутрирегиональные и трансграничные) являются конфликтогенным фактором и вызовом безопасности. Учитывая возможность посягательств со стороны мигрантов на изменение внутренних факторов, следует отметить, что Забайкалье в сложившейся ситуации не может обойтись без торговоэкономического сотрудничества с Китаем, которое должно контролироваться в интересах экономической, ресурсной, экологической безопасности как России, так и её регионов.
В настоящее время Китай активно разрабатывает стратегию экономического закрепления на геополитически значимой территории Восточной Сибири. Региональное и приграничное взаимодействие становится динамично развивающимся компонентом российско-китайских отношений, что требует повышенного внимания и координации со стороны федеральных структур.
Уже в ближайшее время следует ожидать активизации всех форм китайского влияния в Читинском регионе. Учитывая усиливающуюся разницу в демографическом и экономическом потенциалах между нашей областью и АРВМ, существует необходимость в сбалансированности общегосударственной и региональной политики. Необходимо принятие комплекса продуманных мер, адекватных китайской активности в российском приграничье.
Угрозы региональной безопасности и интересам РФ в пограничной сфере обусловлены экономической и демографической экспансией сопредельных государств на российскую территорию. Подобные процессы происходят во всех приграничных ре-
гионах России, Читинская область не является исключением.
Забайкалье, как и другие приграничные территории, наиболее остро ощущает последствия внешнеполитических решений. Важно активно реагировать на отмеченные тенденции и учитывать их при построении отношений с КНР.
Декларированные Концепцией нацио-нальной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) задачи во внешнеэкономической деятельности , а именно создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики и расширение рынков сбыта российской продукции, не вызывают сомнений, но на практике их осуществление сталкивается с рядом трудностей.
Задача государства и общества в сфере обеспечения региональной безопасности - поддержание качества жизни населения на уровне, достаточном для сохранения социально-политической и финансовоэкономической стабильности. Следующая задача обеспечения безопасности - снижение внутренних угроз социально-политического и экономического характера. Конечной задачей является гарантированная защита жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Стабильность и безопасность регио-нов определяют уровень национальной безопасности страны. Большую теоретическую и практическую значимость представляет оценка роли региональной безопасности в системе государственной безопасности . В современных политических и экономических условиях необходима разработка государственной стратегии обеспечения безопасности региона, учитывающей внутренние и внешние угрозы. Основные направления политики обеспечения безопасности региона - это государственная поддержка реального сектора экономики; стабилизация бюджетно-финансовой политики;
преодоление негативных тенденций в про-
мышленности и сельском хозяйстве, решение социальных и демографических проблем.
У российско-китайского стратегического партнерства есть возможности для дальнейшего развития и приобретения нового качества, обусловленного глобализацией и прагматизмом в развитии взаимодействия.
Фактором, укрепляющим региональную безопасность, служит ориентация взаимодействующих регионов на сотрудничество как метод разрешения проблем и интеграцию, которая усиливает их взаимозависимость и расширяет поле общих интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макаров, А.В. Вопросы регионального взаимодействия РФ и КНР в современных условиях (правовой аспект) / А.В. Макаров // Материалы региональной научной конференции «Проблемы
национальной безопасности России - региональный аспект»: 1 т. - Чита: ЧитГУ, 2005. - С. 19-27.
2. Возжеников, А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. - М.: РАГС, 2002. - С. 254255.
3. Торкунов, А.В. Китай в мировой политике. -М.: Росспэн, 2001 - С. 10-12.
4. Лунь Чжунго дуйфан кайфан дэ чжаньлюэ хэ чжэнцэ (О стратегии и политике открытости Китая) / Под ред. Цзи Чунвэя / Пекин, 1995. - С. 6163.
5. Янь Сюэтун. Новый подход Китая к проблеме безопасности: концепция сотрудничества в сфере обеспечения безопасности // Сяньдай гоцзи гуаньси. - 1997. - № 11. - С. 28-32.
6. Женьминь жибао, 28.07.1997.
7. Игнатов, В.Г. Регионоведение (экономика и управление) / В .Г. Игнатов, В .И. Бутов. - М.: Тесса, 2000. - С. 34.
УДК 328
Д.А. Федотов, аспирант, ЧитГУ
СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Научные интересы: национальная государственная безопасность России, экономическая безопасность субъекта РФ, социальнополитическая безопасность субъекта РФ
В статье рассмотрены теоретические основы и содержание социально-политической безопасности региона как составляющей национальной безопасности современной России. Дано определение социально-политической безопасности как состояния социума и политической системы. Выявлены сферы общественной жизни, наиболее сильно подверженные влиянию угроз. Определены субъекты и объекты системы социально-политической безопасности ■