УДК 316.73
Черепова Анна Андреевна
Cherepova Anna Andreevna
ассистент кафедры культурологии и искусствоведения
Дальневосточного федерального университета
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ КУЛЬТУРНОЙ ТРАНСМИССИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА
Assistant, Cultural Study and Art History Department, Far Eastern Federal University
INFLUENCE OF CULTURAL TRANSMISSION PROCESSES ON THE FORMATION OF CULTURAL CAPITAL
Аннотация:
В работе рассматриваются основные подходы к определению понятий «культурный капитал» и «культурные трансмиссии». Раскрываются аспекты передачи накопленного культурного опыта от одного поколения к другому. На основе концепций философии культуры и социологии культуры проводится теоретическое осмысление феномена культуры в обществе, ее элементов, особенностей восприятия и трансляции.
Ключевые слова:
культурный капитал, габитус, культурные трансмиссии, культурные ценности, капитал, культурный код.
Summary:
The paper deals with the main approaches to define "cultural capital" and "cultural transmission". The article reveals transfer aspects of accumulated cultural experience from one generation to another. The research provides theoretical understanding of the cultural phenomenon in society, its elements, features of perception and translation based on the concepts of philosophy and sociology of culture.
Keywords:
cultural capital, habitus, cultural transmission, cultural values, capital, cultural code.
В современных гуманитарных науках, вне зависимости от специфики конкретного направления, исследователи все чаще обращаются к вопросам культуры. Актуальными становятся вопросы причин, времени, способа появления культуры, первичности или вторичности ее по отношению к цивилизации и общественной системе. Не менее важными в связи с этим становятся и вопросы о том, как культура передается и в каком виде сохраняется [1].
Понятие «культурный капитал» все чаще бывает центральным в исследованиях многих современных ученых. Работы в области теоретического обоснования понятия и поисков его взаимосвязей с различными культурными феноменами сегодня приобретают все большую популярность. Особое внимание уделяется вопросу формирования культурного капитала, его структуре и принципам передачи. В отечественной практике наиболее известными в этом направлении стали работы Н.А. Шматко, М.Ф. Черныша, В.В. Радаева; в рамках зарубежной практики можно выделить таких исследователей, как П. Бурдьё, Р. Сеннет, Дж. Урри.
Изучение феномена культурной трансмиссии является значимой частью исследований в области психологии, социологии, антропологии, экономики, биологии и культурологии. Наиболее авторитетными являются концепции и подходы, разработанные Дж.В. Берри, Т.Г. Стефаненко, А. Бизиным, Л.Л. Кавалли-Сфорца, А.Я. Флиером, А.И. Кравченко.
Причины популярности и разнообразия применений термина «капитал» многие ученые видят в специфике определения его сущности - как явления объективированного, весомого и в то же время динамичного, развивающегося, беспрестанно меняющего формы. Человек, вступая в хозяйственные взаимодействия, располагает некоторой совокупностью ресурсов, которые и получили впоследствии название «капитал» [2, с. 20]. В классическом определении капиталу приписываются пять исходно присущих свойств: ограниченность хозяйственных ресурсов, их накоп-ляемость, ликвидность, наличие стоимости, воспроизводящейся в процессе непрерывного кругооборота форм, наличие добавочной стоимости. Исходя из перечисленных характеристик, капитал можно определить как хозяйственный ресурс, который накапливается, включается в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм [3, с. 21]. нужно дополнить, а то непонятно, что свойств действительно 5
Понятие культурного капитала впервые ввел Пьер Бурдьё, осуществлявший исследования в области социологии культуры, социологии образования, философии культуры, культурологии. В своих работах ученый определял культурный капитал как образование, полученное индивидом с присвоением ему соответствующего диплома, а также тот культурный уровень индивида, который ему достался в наследство от его семьи и усваивается в процессе социализации [4, с. 115].
У культурного капитала могут быть три основные формы выражения, получившие названия - инкорпорированная, объективированная и институционализированная [5, с. 60]. В данном исследовании рассматривается форма объективированного состояния культурного капитала, так как именно в ее рамках капитал выступает в виде культурных благ, которые заключают в себе знаки и символы культуры, позволяющие распознавать ее и передавать другим [6, с. 25].
В некотором смысле культурный капитал выступает в роли культурного кода - как комплекс социальных, культурных, профессиональных характеристик человека [7, с. 4]. Он включает в себя не только повседневный опыт и практики, специфика которых определяется теми социальными институтами, с которыми взаимодействует индивид, но также и весь опыт культурной жизни народа [8, с. 75]. Таким образом, культурный капитал выступает в качестве фундамента общества.
В рамках данного исследования предлагается рассмотреть принцип передачи культурного капитала через понятие культурной трансмиссии. Культурная трансмиссия - это процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение [9, с. 160].
Существует два пути приобщения к культурному капиталу народа. Первый заключается в приобщении к ценностям и культуре посредством взаимодействия индивида с семьей, школой, университетом и другими социальными институтами. Второй представляет собой более длительный процесс и заключается в постепенном, самостоятельном усвоении индивидом языка и культуры того общества, в котором он находится [10, с. 47]. Среди исследователей культурной трансмиссии эти процессы приобщения к культуре имеют специфические названия - вертикальная, горизонтальная и непрямая культурные трансмиссии.
Пьер Бурдьё, разрабатывая концепцию генетического структурализма, вывел некоторую закономерность взаимодействующих элементов, которая позволяет осуществляться в том числе процессу накопления и передачи культурного капитала. Ученый ввел в научный оборот взаимосвязанные между собой понятия: «поле» - «капитал» - «габитус» [11, с. 113]. «Поле» - это относительно замкнутая и автономная подсистема социальных отношений; «капитал» - некоторый накопленный ресурс; «габитус» - свойства культурного капитала.
Таким образом, «поле» выступает платформой для возникновения и существования различных элементов культуры - стилей, течений, форм коммуникации и т. д., но в рамках этого же «поля» происходит борьба между возникающими элементами, и по ее итогам воспроизводятся только те, которые оказываются наиболее востребованы в данном обществе.
Процессы, происходящие в обществе во время «отбора» значимых элементов культурного капитала, представляют собой этапы культурной трансмиссии. В процессе культурной трансмиссии осуществляется производство и воспроизводство смыслов. Важной предпосылкой появления смысла становится культурный пласт повседневной жизни, или культурный капитал.
В концепции Пьера Бурдьё культура понимается как элемент габитуса, оказывает значительное влияние на социальные структуры. При этом габитус сам является свойством культурного капитала, который содержит в себе накопленный культурный ресурс. Те отличия, которые существуют в различных культурах, определяются исследователями, с одной стороны, как значимый фактор воспроизводства классовой структуры (принцип устройства социума, выбор общественной системы и т. д.), с другой - как залог устойчивости культуры, ее преемственности [12, с. 45].
Трансмиссия культурного капитала происходит посредством передачи накопленных культурных кодов либо обеспечения условий, при которых сумма культурных активов передается от одного поколения к другому. Исследователь Д. Тернер предлагает рассматривать процесс трансмиссии капиталов как «динамический габитус» - постоянно меняющуюся конфигурацию социализирующих институтов, в которой они оказывают на индивида влияние, разное по интенсивности и направлению. «Динамический габитус» в таком контексте представляется важной системой идей, которая наилучшим образом объясняет процессы трансмиссии в изменяющемся обществе. На фоне постоянно меняющегося социального ландшафта семья, как и прежде, стремится передать детям капиталы, которые она считает полезными для успешного воспроизводства или, если ситуация позволяет, улучшения социальных позиций [13, с. 46].
Таким образом, существует несколько факторов, влияющих на трансмиссию культурного капитала. Во-первых, это система общественных институтов, которая обеспечивает трансляцию признанных в данном обществе идеалов и ценностей. Во-вторых, это личная вовлеченность индивида в процесс усвоения культурных кодов данного общества. И, в-третьих, немаловажным фактором, по мнению многих исследователей, становится выбор родителей или других заинтересованных в процессе социализации индивида лиц, которые своим давлением оказывают влияние на качество восприятия культурного капитала и выбор элементов, которые будут усвоены.
Ссылки:
1. Bisin A., Verdier T. The Economics of Cultural Transmission and the Dynamics of Preferences // Journal of Economic Theory. 2001. No. 97. Р. 298-319.
2. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация [Электронный ресурс] // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 4. С. 20-32. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205038/ecsoc_t3_n4.pdf (дата обращения: 25.01.2017).
3. Там же.
4. Шматко Н.А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 113-120.
5. Бурдье П. Формы капитала [Электронный ресурс] // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60-74. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf (дата обращения: 25.01.2017).
6. Радаев В.В. Указ. соч. С. 25.
7. Большаков Н.В. Измерение культурного капитала: от теории к практике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 6 (118). С. 4-5.
8. Косьмина Е.А. Культурный капитал как базисное основание нравственного благополучия общества [Электронный ресурс] // Креативная экономика. 2009. № 1 (25). С. 70-78. URL: http://bgscience.ru/lib/3921/ (дата обращения: 31.01.2017).
9. Кравченко А.И. Основные принципы веберовской методологии // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. 2011. № 4. С. 153-171.
10. Шапинская Е.Н., Кагарлицкая С.Я. Пьер Бурдье: художественный вкус и культурный капитал // Полигнозис. 2002. № 3. С. 46-50.
11. Шматко Н.А. Указ. соч. С. 113.
12. Черныш М.Ф. Трансмиссия культурного капитала и социальная мобильность // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 42-53.
13. Там же. С. 46.