Научная статья на тему 'Влияние противоречий между Китаем и США на развитие различных интеграционных объединений: Евразийский союз, ШОС, БРИКС, ЕС'

Влияние противоречий между Китаем и США на развитие различных интеграционных объединений: Евразийский союз, ШОС, БРИКС, ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные отношения / противоречия между США и КНР / торговый протекционизм / международное сотрудничество / развитие интеграционных объединений / ЕАЭС / ШОС / БРИКС / ЕС / international relations / contradictions between the USA and China / trade protectionism / international cooperation / development of integration associations / EAEU / SCO / BRICS / EU

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чжао Даньян

Статья посвящена исследованию торговых разногласий между Китаем и США в контексте международной экономической интеграции (МЭИ), а также изучению понятия и сути МЭИ, ее места и роли в Евросоюзе, Евразии, ШОС и БРИКС. В рамках исследования проведен анализ предпосылок вступления КНР в соглашение по Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству (ВРЭП). Авторами выявлено, что трения между двумя державами в торговой отрасли имеют как положительное, так и отрицательное влияние на процесс интеграции в Евросоюзе, Евразии, ШОС и БРИКС. Положительный момент конфликта заключается в том, что у Китая появился весомый стимул получить полную независимость в технологической сфере. Америка пытается отстранить Китай от области высоких и инновационных технологий, что побуждает Поднебесную покинуть технологическое «поле» США и начать самостоятельную деятельность, занять место полноценного и свободного участника в мире технологий. Негативное влияние рассматриваемого конфликта заключается в том, что обе страны перестают получать прибыли от взаимного сотрудничества, сокращаются инвестиционные потоки, прекращается обмен опытом, знаниями и квалифицированными специалистами. В связи с тем, что каждая из стран решила развивать национальные технологии обособленно, общий глобальный технологический процесс замедлился, мировая конкуренция сокращается, что в итоге может привести к «расцвету» промышленного и экономического шпионажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CONTRADICTIONS BETWEEN CHINA AND THE USA ON THE DEVELOPMENT OF VARIOUS INTEGRATION ASSOCIATIONS: EURASIAN UNION, SCO, BRICS, EU

The article is devoted to the study of trade disagreements between China and the United States in the context of international economic integration (IEI), as well as the study of the concept and essence of IEI, its place and role in the European Union, Eurasia, SCO and BRICS. As part of the study, an analysis of the prerequisites for China’s entry into the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) agreement was carried out. The authors found that friction between the two powers in the trade sector has both a positive and negative impact on the process of integration in the European Union, Eurasia, SCO and BRICS. The positive aspect of the conflict is that China has a significant incentive to gain complete independence in the technological sphere. America is trying to exclude China from the field of high and innovative technologies, which encourages China to leave the technological “field” of the United States and begin independent activities, taking the place of a full-fledged and free participant in the world of technology. The negative impact of the conflict in question is that both countries cease to receive profits from mutual cooperation, investment flows are reduced, and the exchange of experience, knowledge and qualified specialists ceases. Due to the fact that each country decided to develop national technologies separately, the overall global technological process has slowed down, global competition is decreasing, which ultimately can lead to the “flourishing” of industrial and economic espionage

Текст научной работы на тему «Влияние противоречий между Китаем и США на развитие различных интеграционных объединений: Евразийский союз, ШОС, БРИКС, ЕС»

Влияние противоречий между Китаем и США на развитие различных интеграционных объединений: Евразийский союз, ШОС, БРИКС, ЕС

Чжао Даньян,

аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет международных отношений E-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию торговых разногласий между Китаем и США в контексте международной экономической интеграции (МЭИ), а также изучению понятия и сути МЭИ, ее места и роли в Евросоюзе, Евразии, ШОС и БРИКС. В рамках исследования проведен анализ предпосылок вступления КНР в соглашение по Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству (ВРЭП). Авторами выявлено, что трения между двумя державами в торговой отрасли имеют как положительное, так и отрицательное влияние на процесс интеграции в Евросоюзе, Евразии, ШОС и БРИКС. Положительный момент конфликта заключается в том, что у Китая появился весомый стимул получить полную независимость в технологической сфере. Америка пытается отстранить Китай от области высоких и инновационных технологий, что побуждает Поднебесную покинуть технологическое «поле» США и начать самостоятельную деятельность, занять место полноценного и свободного участника в мире технологий. Негативное влияние рассматриваемого конфликта заключается в том, что обе страны перестают получать прибыли от взаимного сотрудничества, сокращаются инвестиционные потоки, прекращается обмен опытом, знаниями и квалифицированными специалистами. В связи с тем, что каждая из стран решила развивать национальные технологии обособленно, общий глобальный технологический процесс замедлился, мировая конкуренция сокращается, что в итоге может привести к «расцвету» промышленного и экономического шпионажа.

Ключевые слова: международные отношения, противоречия между США и КНР, торговый протекционизм, международное сотрудничество, развитие интеграционных объединений, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, ЕС.

£2

CJ

л

см

см

Z

308

В 2016 году Д.Трамп занял пост президента США и приступил к проведению кардинально новых для страны реформ. Долгое время в стране, благодаря принципу «открытой экономики» успешно развивалась международная и межрегиональная торговля. Новый президент ограничил этот принцип, поскольку он мешал развиваться национальным производителям, большинство из которых поддерживали Трампа в его предвыборной политике и голосовали за него на выборах. Так, президент начал делать первые шаги чтобы Америка стала «вновь великой» и сразу развернул "торговую войну" с КНР. [2, с. 544] В первую очередь Соединенные штаты вышли из состава Транстихоокеанского партнерства (ТТП), которое несколько лет назад было заключено между органами власти двенадцати государств, в том числе с Бараком Обамой. Выход из ТПП привел к тому, что новые режимы международной торговли складывались и утверждались уже без участия США. Далее Трамп решил внести изменения в нормативный акт (соглашение НАФТА), положения которого более четверти века регулировали торговые отношения между Америкой, Мексикой и Канадой, поскольку счел что условия названного соглашения не выгодны для страны: Америка теряет более 20% рабочих мест в производственной сфере, а торговое сальдо имеет отрицательное значение. Спустя два года после инаугурации Трамп обвинил европейские и азиатские металлургические компании в том, что они намеренно демпин-гуют цены и наносят ущерб экономике Америки, сильно зависящей от импорта алюминия и стали. Проблема была решена мирным способом: Вашингтон создал благоприятные условия сотрудничества для тех компании поставщиков, которые действовали в интересах локальных производителей США. Такой подход, например, был выбран при сотрудничестве с Южной Кореей. [11, с. 221]

«Торговая война» с КНР

Китай стал объектом протекционизма США по самым очевидным экономическим причинам. Уже пять лет назад объем торгового дефицита с Китаем составлял около 500 млрд долл. или 46% отрицательного сальдо товарооборота США. Трамп неоднократно выражал недовольство тем, что в Китае наблюдается рост производства инновационных технологий, и особо подчеркивал что китайцы «заимствуют» интеллектуальную собственность. Данные высказывания привели к разбирательствам и расследованиям в ВТО.

Китай также с трудом пускает на свои рынки западные и американские компании, которым необходимо пройти жесткий отбор, чтобы начать вести бизнес в Азии. КНР пытается всеми возможными способами «захватить» технологии стран конкурентов, поэтому предлагает сотрудничество в форме создания совместных фирм, локализации производства и т.д. На основании данных фактов США выдвинули китайской стороне обвинения в протекционизме. [8, с. 76]

Отрасль производства высоких технологий - самый главный «камень преткновения» между США И КНР. Технологическая сфера Китая пережила сильный удар со стороны американских партнеров, которые ввели для китайцев серьезные ограничения на поставки техноло-

гий, техники и оборудования. Полупроводниковая продукция, которая является «сердцем» любого технического оборудования, стала наиболее уязвимым местом на китайском рынке, поскольку более 50% этой продукции закупалось у США. Современные реалии таковы, что импорт полупроводников в Китае стал важнее, чем импорт нефти. Большая часть импорта состоит из приборов и техники, которые изготовлены в соответствии с американскими патентами или на территории США. Данный факт свидетельствует о том, что Китай сегодня сильно уязвим в сфере производства технологии и зависит не только от глобальной торговой американской валюты, но и от импорта углеводородов. [7, с. 145]

В свою очередь президентом США введены следующие ограничения: американские компании - производители и продавцы полупроводниковой продукции обязаны получать лицензии на экспорт, и «тщательно выбирать» покупателей. Трамп развернул кампанию по выводу американских производственных фирм из Китая на другие территории, например во Вьетнам или США (решоринг), которая, по его мнению, поможет освободить Америку от зависимости от Китая и восстановить нарушенные патентные американские права. Благодаря таким мероприятиям снизятся двухсторонние инвестиции в деятельность, связанную с научными исследованиями, разработкой инновационных технологий и смежные отрасли.

Американские компании смогут возродить свою независимость от китайской промышленности и в случае, если будут разорваны двусторонние производственные связи; и достичь этого возможно за счет повышения тарифов на импорт комплектующих, которые производятся в КНР. Крупнейшие китайские компании по производству высоких технологий (Huawei Co., Haiguang Microelectronics Technology, Chengdu Haiguang Integrated Circuit и прочие) попали под санкции Вашингтона, который ввел в отношении них торговые ограничения. Сегодня у вышеперечисленных компаний и еще десятка других отсутствует возможность приобрести комплектующие детали, изготовленные в Америке. Таким образом, можно утверждать, что страны вступили между собой не только в торговую войну, но и в технологическую войну. [1, с. 28]

КНР заручилась поддержкой государств -участников ЕАЭС в противостоянии с Америкой

Совсем недавно Российская Федерация совместно с Белоруссией, Арменией, Киргизией и Казахстаном на заседании Высшего Евразийского экономического союза утвердили план его развития на ближайшие пять лет. Основным приоритетным направлением стало плотное сотрудничество с Китаем. В рамках заседания был озвучен тезис о необходимости объединения так называемой инициативы китайцев "Один пояс - один путь" с деятельностью ЕврАзЭ С. Страны - участницы заседания открыто заявили о необходимости и намерении создать и реализовать проект большого евразийского партнерства. Конфликт между США и Китаем в сфере торговой деятельности существует довольно давно, но явную форму он приобрел в 2016 году после инаугурации президента Америки Д.Трампа. Учитывая сегодняшнее торговое соперничество (почти торговую войну) между США и Китаем, для последнего поддержка государств - участников ЕАЭС имеет очень большое значение.

ШОС

Военно-политические отношения нашей страны и Китая в рамках ШОС успешно развиваются. За последнее де-

сятилетие проведено немало стратегически важных совместных военных учений. Среди них особенно важно отметить учения на полуострове Шаньдун, где китайские и отечественные войска (флот, пехота, ВВС) оттачивали опыт и практику борьбы с терроризмом.

Военные учения проводятся на различных территориях и по разным сценариям, но практически все государства входящие в состав ШОС принимаются в них участие. Западные и американские СМИ пестрят заголовками, что Китай и России создали " секретный военный альянс" и этот "российско-китайский монстр" скоро выступит против Европы и США. Официальные представители ШОС неоднократно заявляли о том, что их деятельность имеет исключительно пацифистские намерения и никакая военная политика не будет направлена ни против Америки, ни против Европы и тем более против стран третьего мира. Однако указанные заявления западной стороной были проигнорированы. Брюссель и Вашингтон сделали вывод, что они упустили момент создания и становления нового политического альянса, цель деятельности которого им до конца не ясна. [4, с. 2129]

Евросоюз и Америка имеют разные точки зрения относительно ШОС. Европейские политические лидеры постоянно критикуют ШОС относительно мероприятий на поле гуманитарной помощи и иных политических решений и не желают принимать новую организацию. США испытывают серьезное беспокойство относительно деятельности ШОС, особенно после того так лидеры таких стран как Япония, Южная Корея, Индия и Пакистан подали официальные заявки на вступление в ШОС. Кстати Иран также изъявлял желание стать участником Организации, но ему некоторое время пришлось оставаться "за бортом" поскольку государство находилось под санкциями Совбеза ООН, и согласно учредительным документам ШОС не могло войти в его состав. После отмены всех санкций, Иран присоединился к ШОС в 2021 году, после Индии и Пакистана. Ряд экспертов придерживались мнения, что Шанхайская организация сотрудничества не просуществует долго, и в первую очередь, катализатором конфликта станет «ирано-пакистанский» конфликт, который начнет разрушать организацию изнутри. Однако, данные прогнозы не сбылись.

Важнейший вопрос Организации сегодня: как сильно она готова расширить свою географию и состав. По состоянию на 2023 год в ШОС девять стран-участниц: Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Монголия до сих пор имеет статус страны-наблюдателя, хотя ее вхождение в состав ШОС было бы вполне логично и имело вес. Вступление Монголии в ШОС могло бы закрыть «территориальный пробел»: пространство ШОС стало бы единым от Каспийского моря (Центральная Азия, Россия) до Курильских остров (Северо-восточная Азия, Китай). [9, с. 148]

После военных конфликтов в Югославии, войны в Ираке и Ливии, и особенно с учетом проведения нашей страной СВО в Украине, Америка хочет заполучить роль мирового лидера, «хозяйки планеты». Мнение нынешнего президента США меняется очень быстро, даже касаемо поддержки украинской стороны, и никому неизвестно какое следующее государство попадет под «удар» и западные санкции. Расклад политических сил в мире может существенно измениться, если ШОС сможет подняться на геополитический уровень сдерживания.

БРИКС

Как утверждают американские СМИ, еще одной победой Китая и России в борьбе с западом можно назвать со-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

здание организации БРИКС, куда кроме вышеназванных государств, входят еще Индия, ЮАР и Бразилия.

Президент РФ В. Путин и председатель коммунистической партии КНР Си Цзиньпин сошлись во мнении что на фоне разрастающегося конфликта с западом, необходимо расширить блок БРИКС как в экономическом, так и в геополитическом направлениях. Американское издание «The Wall Street Journal» гласит, что «чем больше участников, особенно развивающихся стран, войдет в состав союза, тем более весомым будет их голос на геополитической мировой арене». Также в СМИ отмечается, что Китай стремится укрепить сотрудничество и дружеские связи с государствами Африканского континента, Азии и Латинской Америки, которые также имеют некоторые политические трения с США. А Москва в свою очередь ищет новых союзников и осваивает новые рынки, чтобы свести к минимуму последствия санкции введенных западом связи с СВО в Украине. [3, с. 15]

В конце августа нынешнего года в Йоханнесбурге на очередном саммите БРИКС Президент ЮАР заявил о том, что союз планирует расширяться и с начала 2024 года в его состав войдут: Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Эфиопия и Аргентина.

БРИКС является важным этапом развития Китая как одной из мировых держав и лидера Южно-азиатских стран. Если рассматривать участников БРИКС с точки зрения развитости экономики, то первое место однозначно займет Китайская народная республика, однако в союзе нет официального или негласного лидера: каждая из стран хочет повысить свой собственный престиж и репутацию. В экономических отношениях со странами африканского континента, Китай преследует свою личную выгоду. Во-первых, Африка богата природными ресурсами, которые так необходимы Китаю для производства различной продукции. Во-вторых, Африка - это новый рынок сбыта, в то время когда европейские, азиатские и западные рынки переполнены китайскими товарами. И, наконец, в-третьих, в Китае огромное количество предприятий, которые занимаются производством объектов городской инфраструктуры: строительство аэропортов, аэродромов, обустройство морских портов, строительство железнодорожных путей и т.д. Однако места в стране для них практически не осталось, в Китае высоко развита инфраструктура, чего нельзя сказать о городах африканских государств, которые как нельзя лучше подходят для внедрения вышеперечисленных объектов. А непосредственно строительство морских портов упрощает процесс транспортировки нефти, драгоценных металлов и иных ресурсов их Африки в Китай и другие страны. Таким образом, сотрудничество Африки и Китая является взаимовыгодным. [6, с. 224]

Евросоюз

Государства, входящие в Евросоюз как вместе, так и по отдельности имеют двойственное отношение к Китаю. С одной стороны - это надежный партнер, с хорошей репутацией в мировом сообществе, а с другой - соперник в гонке информационных технологии, инновационных производств и т.д., обладающий высокими конкурентными преимуществами. Однако негативные настроения в ЕС по отношению к Китаю все же преобладают. Так, представители ЕС заявляют, что «Китай пытается разрушить целостность и единство рынка Европы и нанести ущерб О успешной торговой политике ЕС, чем нарушает склады-ш вающиеся десятилетиями ценности и интересы Европы сэ и бросает ей вызов на торговом поле». Здесь речь идет ^ о Литве, которая открыла представительство Тайваня z у себя на территории и не стала соблюдать принцип «еди-

ного Китая», чем вызвала введение санкций со стороны КНР. Евросоюз придерживается мнения, что именно Китай является камнем преткновения в инвестиционном сотруднические между Европой и Азией. Каждая из сторон занимает принципиальные позиции и не желает идти на уступки. [10, с. 83]

Вместе с тем, Евросоюз объединяет силы с США и готовится к новым действиям против Китая, а именно к введению новых пошлин на ввоз стали и ряда других металлов из Китая и других государств. Китайским поставщикам приносят большую выгоду «нерыночные практики», поэтому введение новых тарифов должно несколько сдержать их деятельность. По состоянию на 2023 год список стран, в отношении которых будут введены указанные пошлины, еще не утвержден, величина сборов также ни Евросоюзом, ни США не установлена. [5, с. 357]

Как упоминалось, ранее западные государства пытаются противостоять Китаю уже продолжительное время, и «технологическая война продолжается» и по сей день. Так в октябре прошлого года, Америка намеренно сократила поставки высокотехнологичных товаров и комплектующих в Китай. Ответ со стороны китайских коллег не заставил себя долго ждать: спустя шесть месяцев властями было проведено расследование в отношении компании Micron Technology (производитель полупроводников США), по результатам которого компания потеряла право реализовывать свою продукцию местным оптовым и розничным покупателям. Также летом 2023 года, Китай частично запретил США и ряду других стран вывозить из страны некоторые природные ресурсы, в том числе германий, гелий, лантан и другие металлы, используемые в производстве электроники. [12, с. 153]

Ответным действием Евросоюза стал «закон о чипах», также принятый летом 2023 года, положения которого чуть ослабили зависимость Европы от поставок полупроводниковой продукции из Азиатских и других стран. Кроме того, благодаря нововведениям названного документа, Европа в ближайшие 10 лет должна увеличить свою долю в секторе техники и технологий на мировом рынке до 20%. В первую очередь за счет снижения количества поставок полупроводников из Китая, а также природных ресурсов необходимых для производства чипов и иной компьютерной техники.

Выводы

Противоречия между двумя державами в торговой и экономической отрасли имеют как положительное, так и отрицательное влияние на процесс интеграции в Евросоюзе, Евразии, ШОС и БРИКС.

Администрация Трампа приняла существенные меры в «торговой войне» и «технологической войне» с Китаем, а именно: введение торговых санкций, жесткий контроль за поставками, инвестициями, инновационными технологиями, повышение пошлин и тарифов и т.д. Вышеназванные меры позволили США добиться следующих результатов:

- сократился дефицит торгового баланса;

- Китай сегодня сильно уязвим в сфере производства технологии и зависит не только от глобальной торговой американской валюты, но и от импорта углеводородов;

- китайские компании производящие высоко технологичную продукцию и комплектующие столкнулись с серьезными проблемами.

Положительный момент конфликта заключается в том, что у Китая появился весомый стимул получить полную независимость в технологической сфере. Амери-

ка пытается отстранить Китай от области высоких и инновационных технологий, что побуждает Поднебесную покинуть технологическое «поле» США и начать самостоятельную деятельность, занять место полноценного и свободного участника в мире технологий.

Китай свободно вел торговлю на мировом рынке, реализуя свою продукцию практически в каждом уголке планеты пока не столкнулся с политикой Трампа, основная цель которой была «сделать Америку вновь великой». Бывший американский президент «зацепился» за отставание КНР в сфере самостоятельного и независимого производства в секторе высоких технологий и направил ситуацию в выгодное для США русло. В свою очередь власти Китая сделали определенные и решили покинуть технологическое «поле» США и начать самостоятельную деятельность, занять место полноценного и свободного участника в мире технологий.

Сегодня обе страны перестают получать прибыли от взаимного сотрудничества, сокращаются инвестиционные потоки, прекращается обмен опытом, знаниями и квалифицированными специалистами. В связи с тем, что каждая из стран решила развивать национальные технологии обособленно, общий глобальный технологический процесс замедлился, мировая конкуренция сокращается, что в итоге может привести к «расцвету» промышленного и экономического шпионажа.

В случае если Китай и Россия начнут в ближайшем будущем более тесное сотрудничество, это однозначно приведет к интеграции в сфере высоких технологий. Однако насколько такое сотрудничество будет выгодным, эффективным и безопасным, с учетом нынешней геополитической обстановки, станет понятно только со временем.

Литература

1. Бянь, Ц. Направления совершенствования государственной экономической политики укрепления интеграционных объединений стран с развивающимися рынками (ШОС, БРИКС) / Ц. Бянь // Финансовая экономика. - 2022. - № 7. - С. 26-31.

2. Ван, Ю. Влияние корректировки промышленной структуры Китая на торгово-технологическое сотрудничество между Китаем и Евразийским экономическим союзом / Ю. Ван, Ж. Лю, Е. Юху // Экономические науки. - 2023. - № 222. - С. 542-547.

3. Гуселетов, Б.П. Влияние торговой войны между США и Китаем на Европейский Союз / Б.П. Гуселе-тов // Вестник РГГУ. Серия: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. - 2019. - № 3. - С. 10-18.

4. Дробот, Е.В. Перспективы экономического сотрудничества интеграционных объединений (на примере Африканской континентальной зоны свободной торговли и Евразийского экономического союза) / Е.В. Дробот // Вопросы инновационной экономики. -2022. - Т. 12, № 4. - С. 2125-2146.

5. Иорданова, В.Г. Оценка эффективности интеграционных процессов региональных интеграционных объединений (на примере ЕС, НАФТА, ЕАЭС) / В.Г. Иорданова, М.А. Шапор, К.П. Алтухова // Международная экономика. - 2021. - № 5. - С. 348-362.

6. Ифань, С. ШОС и БРИКС: перспективы евразийской интеграции при участии Китая и России / С. Ифань // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2019. - № 2. - С. 222-228.

7. Никитенко, А.И. Конкуренция интеграционных проектов Европейского Союза и Евразийского эконо-

мического союза на пространстве СНГ: этапы развития / А.И. Никитенко // Вестник государственного и муниципального управления. - 2018. - Т. 7, № 3. -С.141-147.

8. Пак, А.Ю. Оценка состояния экономической безопасности региональных интеграционных объединений на примере Евразийского экономического союза / А.Ю. Пак, И.В. Андронова // Проблемы прогнозирования. - 2023. - № 3(198). - С. 70-79.

9. Сиптиц, С.О. Сценарные прогнозы влияния развития интеграционных процессов на продуктовые рынки Евразийского Экономического Союза / С.О. Сиптиц, И.А. Романенко, Н.Е. Евдокимова // Проблемы прогнозирования. - 2019. - № 1(172). -С. 142-153.

10. Турдубеков, Б.М. Причины формирования и особенности развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как международного интеграционного объединения / Б.М. Турдубеков, К.М. Тургунов, К.А. Бак-тилек // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. - 2020. - № 1(44). - С. 80-84.

11. Фань, Ж. Влияние упрощения процедур торговли на импортную и экспортную торговлю между Китаем и государствами-членами ШОС / Ж. Фань // Проблемы экономики и юридической практики. -2023. - Т. 19, № 4. - С. 216-229.

12. Чайка, К.Л. Роль общих ценностей Евразийского экономического союза в становлении и развитии права интеграционного объединения / К.Л. Чайка // Журнал российского права. - 2020. - № 5. - С. 148157.

INFLUENCE OF CONTRADICTIONS BETWEEN CHINA AND THE USA ON THE DEVELOPMENT OF VARIOUS INTEGRATION ASSOCIATIONS: EURASIAN UNION, SCO, BRICS, EU

Zhao Danyang

Ph.D, St. Petersburg State University, Department of International Relations

The article is devoted to the study of trade disagreements between China and the United States in the context of international economic integration (IEI), as well as the study of the concept and essence of IEI, its place and role in the European Union, Eurasia, SCO and BRICS. As part of the study, an analysis of the prerequisites for China's entry into the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) agreement was carried out. The authors found that friction between the two powers in the trade sector has both a positive and negative impact on the process of integration in the European Union, Eurasia, SCO and BRICS. The positive aspect of the conflict is that China has a significant incentive to gain complete independence in the technological sphere. America is trying to exclude China from the field of high and innovative technologies, which encourages China to leave the technological "field" of the United States and begin independent activities, taking the place of a full-fledged and free participant in the world of technology. The negative impact of the conflict in question is that both countries cease to receive profits from mutual cooperation, investment flows are reduced, and the exchange of experience, knowledge and qualified specialists ceases. Due to the fact that each country decided to develop national technologies separately, the overall global technological process has slowed down, global competition is decreasing, which ultimately can lead to the "flourishing" of industrial and economic espionage.

Keywords: international relations, contradictions between the USA and China, trade protectionism, international cooperation, development of integration associations, EAEU, SCO, BRICS, EU.

References

1. Bian, C. Directions for Improving the State Economic Policy to Strengthen Integration Associations of Countries with Emerging Markets (SCO, BRICS) / C. Bian // Financial Economics. -2022. - No. 7. - P. 26-31.

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

IE

u~

2. Wang, Yu. The Impact of the Adjustment of China's Industrial Structure on Trade and Technological Cooperation between China and the Eurasian Economic Union / Yu. Wang, Zh. Liu, E. Yuhu // Economic Sciences. - 2023. - No. 222. - P. 542-547.

3. Guseletov, B.P. The Impact of the US-China Trade War on the European Union / B.P. Guseletov // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Eurasian Studies. History. Political Science. International Relations. - 2019. - No. 3. -P. 10-18.

4. Drobot, E.V. Prospects for Economic Cooperation of Integration Associations (on the Example of the African Continental Free Trade Area and the Eurasian Economic Union) / E.V. Drobot // Issues of Innovative Economics. - 2022. - Vol. 12, No. 4. -P. 2125-2146.

5. Iordanova, V.G. Assessing the Effectiveness of Integration Processes of Regional Integration Associations (on the Example of the EU, NAFTA, EAEU) / V.G. Iordanova, M.A. Shapor, K.P. Altukhova // International Economics. - 2021. - No. 5. -P. 348-362.

6. Yifan, S. SCO and BRICS: Prospects for Eurasian Integration with the Participation of China and Russia / S. Yifan // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: History and Political Sciences. - 2019. - No. 2. - P. 222-228.

7. Nikitenko, A. I. Competition of integration projects of the European Union and the Eurasian Economic Union in the CIS: stages

<n ■_

u m

CM

o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CM

of development / A.I. Nikitenko // Bulletin of public and municipal administration. - 2018. - Vol. 7, No. 3. - P. 141-147.

8. Pak, A. Yu. Assessment of the state of economic security of regional integration associations on the example of the Eurasian Economic Union / A. Yu. Pak, I.V. Andronova // Problems of forecasting. - 2023. - No. 3 (198). - P. 70-79.

9. Siptits, S.O. Scenario forecasts of the impact of the development of integration processes on the product markets of the Eurasian Economic Union / S.O. Siptits, I.A. Romanenko, N.E. Evdokimova // Problems of forecasting. - 2019. - No. 1 (172). - P. 142-153.

10. Turdubekov, B.M. Reasons for the formation and features of the development of the Eurasian Economic Union (EAEU) as an international integration association / B.M. Turdubekov, K.M. Tur-gunov, K.A. Baktilek // Bulletin of Jalal-Abad State University. -2020. - No. 1 (44). - P. 80-84.

11. Fan, J. The impact of trade facilitation on import and export trade between China and the SCO member states / J. Fan // Problems of Economics and Legal Practice. - 2023. - Vol. 19, No. 4. - P. 216-229.

12. Chaika, K.L. The role of common values of the Eurasian Economic Union in the formation and development of the law of the integration association / K.L. Chaika // Journal of Russian Law. - 2020. - No. 5. - P. 148-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.