Considered the application of the quality of training of students of the Department «electrical engineering» Tula state Univeerity». Some General indicators of satisfaction of employers with the quality of training of specialists in the field of electricity.
Key words: education, power engineering, education, electrical equipment, power
supply.
Stepanoe Vladimir Michailoeich, doctor of technical science, professor, eists@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Ershoe Sergey Victoroeich, candidate of technical science, docent, er-schoe. serrg'a.mciH. ru, Russia, Tula, Tula State Unieersity,
Sergeeea Tatiana Eegenyeena, engineer, [email protected]. Russia, Tula, Tula State Unieersity
УДК 378.1
ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 14021 ^ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ» ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В.М. Степанов, С.В. Ершов, Т.Е. Сергеева
Рассмотрены вопросы влияния процесса прохождения производственной практики студентов кафедрой «Электроэнергетика» Тульского государственного университета» на общий уровень подготовки специалистов в области электроэнергетики.
Ключевые слова: обучение, электроэнергетика, образование, электрооборудование, электроснабжение.
Становление в Российской Федерации общества, основанного на знаниях и постиндустриальном способе производства, в значительной степени связано с тем, удастся ли экономике встать на путь инновационного развития. В связи с постановкой данного вопроса возрастает значение и ответственность высшего образования, инновационный потенциал которого реализуется не в полной мере. Инновационность образования определена самой его сущностью как сферы знаний, поскольку любое знание заключает в себе потенциал новаций. Речь идет об инновационной направленности высшего образования, что позволяет вырабатывать у студентов творческие способности, умение решать проблемы, навыки участия в проектных мероприятиях, способности адаптироваться к быстрой смене технологий и т.д. Однако, инновационная направленность образования может
234
проявляться в разной степени. Последнее обусловлено состоянием самого образования, переживающего период адаптации к изменившимся реалиям общественной жизни. Система образования в переходный период во многом утратила присущую ей инновационную направленность, ориентируется на шаблоны, препятствует проявлению творческой инициативы и потенциала личности.
Одной из животрепещущих тем модернизации высшей школы является повышение эффективности производственной практики. Сейчас вопросы производственной практики решаются во многом формально, зачастую студенты вынуждены самостоятельно искать места практики через своих знакомых, родителей [1, с.43] Также на свои знакомства и связи опираются руководители практики от вуза. Учебная нагрузка, выделяемая на проведение практики, очень мала. Предприятия, их руководители не чувствуют какой- либо серьезной ответственности за организацию практики, в некоторых случаях дополнительно требуют от вуза плату за предоставление мест для практики студентов. Такой подход несовместим с задачами кадрового обеспечения инновационной деятельности, являющими приоритетными в экономике знаний.
Сейчас во многих развитых странах в дополнение к традиционной роли университетов в подготовке профессиональных кадров и выполнении научных исследований, они становятся центрами инновационного развития территорий. Большое число разработок, используемых в реальном секторе экономики, выполняется в научно-производственных центрах университетов, где проходит практику большинство студентов. Инновационная деятельность провозглашается «третьей» миссией университетов, хотя есть и сторонники умеренного подхода, допускающего существование наряду с инновационно- ориентированными и классических (традиционных) университетов.
В настоящее время перед российскими университетами встает задача конструктивного участия в реализации инвестиционных проектов сферы материального производства региона и страны, развитие инновационной деятельности. Эту задачу придется решать в условиях частичного разрушения инновационной среды, утраты прежних механизмов ориентации отраслей, предприятий на инновации и новые технологии. Негативным фактором является неразвитость конкурентной среды и конкурентных отношений во многих секторах российской экономики. Российские крупные частные предприятия оказались не способными органически существовать без опоры на государственную бюрократию, в решении производственных задач они не склонны рассчитывать на себя, на науку, на современные технологии. Зачем им какой-то «рынок», конкуренция, какие-то «инновации», «модернизация»? Существующие условия позволяют предприятиям выживать даже при малом объеме инвестиций в научно- исследовательскую деятельность (НИД) и реализацию ее результатов.
Напротив, в ведущих странах мира большая часть расходов на финансирование НИД в настоящее время приходится на частный сектор, при этом доля государственного участия за последние 50 лет сократилась вдвое (до 31% в США и до 18% в Японии) [2, с.280]. В то же время в России степень участия государства в финансировании НИД остается крайне высокой
- 59,6%, а доля предпринимательского сектора крайне низкой - 21,4% [2, с.281].
В период экономического кризиса руководители США, Китая, стран ЕС выступили с рядом инициатив, рассматривая стимулирование инновационной деятельности как важное средство активизации здоровых источников экономического роста, призывая увеличить бюджетные ассигнования науке и образованию. В основных центрах и регионах глобального инновационного развития объявлены планы повышения государственных расходов на исследования и разработки. Как правило, это дает позитивный стимул частному сектору, который также следует стратегии, предусматривающей сохранение исследовательских проектов и программ, а в ряде случаев идет на риск их наращивания для решения наиболее острых проблем конкурентоспособности. В результате эксперты уверенно прогнозируют увеличение мировых расходов на исследования и разработки.
В России, при снижении удельных расходов федерального бюджета на науку и образование в 2008-2012 г.г. в процентах от ВВП и от расходов федерального бюджета [3, с.100], в абсолютном выражении финансирование образования из федерального бюджета увеличивается: в 2007г. - 287,1 млрд. руб., а в 2010г. - 397,5 млрд. руб. (на 57,6 млрд. руб. больше, чем первоначально планировалось). Одновременно на развитие высоких технологий и инноваций в бюджете 2012 г. предусмотрено выделить 240 млрд. руб.
При определенных условиях, например, участие в целевых программах инновационного развития, у предприятия возникает потребность сделать заказ вузу на подготовку кадров с высшим образованием и формируется новый взгляд на производственную практику студентов.
Нам представляется, что дальнейшее развитие подготовки кадров с высшим образованием уже не может опираться только на один вузовский потенциал. Нужны новые интеграционные формы, объединяющие потенциал образовательных и производственных структур. Наиболее подходящими для этого могут быть регионы, где сосредоточена промышленность, наукоемкое производство, научные учреждения академической и отраслевой направленности, а также образовательные структуры. Тульская область отвечает всем сформулированным требованиям.
В нашей области накоплен определенный опыт сотрудничества предприятий региона и крупных вузов в этом направлении. Тульском государственном университете на кафедре «Электроэнергетика» в настоящее время осуществляется целевая подготовка около 200 человек. Филиал
«Тулэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» выполняя функции работодателя, подает заявку в вуз на целевую подготовку специалистов для ОАО «Тулаэнерго» и других предприятий отрасли. После шестого семестра (трех лет обучения) между предприятием и вузом заключается договор о целевой подготовке в соответствии с квалификационными требованиями.
Интеграция вуза и крупной, передовой в своей отрасли производственной структуры позволяет организовать полноценную научно- производственную практику. Труд в среде специалистов по направлению будущей профессии дает толчок к приобретению новых знаний. Тем самым создаются условия уже на студенческой скамье для проявления творческих способностей личности. Ориентация на конкретное производство, как на место будущей работы, усиливает заинтересованность студентов в выполнении выпускных квалификационных работ по прикладной тематике, позволяет существенно сократить срок их адаптации на предприятии.
Кроме того, дополнительное финансирование вуза в рамках целевой подготовки позволяет заинтересовать преподавателей, обновить материально-техническую базу, а главное, сломать инновационное сопротивление в вузовской среде, преодолеть отчуждение преподавателей и студентов от проблем современного производства.
В связи с возрастающим значением профессиональной стажировки в период учебы необходимо рассмотреть и вопрос вторичной занятости студентов. Есть вузы, где отдел производственной практики превратился в Центр развития карьеры, оказывающий помощь студентам, ищущим подработку во время учебы. В последние годы довольно заметной становится тенденция увеличения числа студентов, сочетающих учебу в вузе с оплачиваемой работой (более трети студентов дневных отделений). Работодатели нуждаются в студентах, так как те представляют слой работников, закрывающих собой потребность в неквалифицированном труде. В современных экономических условиях оплачиваемая работа имеет для студентов большое значение, в том числе и как непосредственный жизненный опыт человека. Работавшие студенты при будущем трудоустройстве уже могут вписать в свое резюме факт опыта работы и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой вакансии. Но настораживает тот факт, что большинство работающих студентов высказывает мнение, что их нынешняя работа «не поможет» или «вряд ли поможет» овладению профессией, по которой они сейчас учатся
Таким образом, забота о производственной практике как о профессиональной стажировке ни в коей мере не должна перекладываться на самих студентов, а оценку воздействия оплачиваемой работы студентов на их учебу необходимо проводить с учетом разнообразия ее режимов, характера и содержания, совпадения или несовпадения с профессиональной подготовкой студентов, получаемой в вузе.
В этой связи интересен опыт организации производственной прак-
тики кафедрой «Электроэнергетика» Тульского государственного университета на базе ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Кафедра «Электроэнергетика» является выпускающей по специальности «Электроснабжение», ежегодный выпуск составляет около 30 человек. В последнее время при преподавании дисциплин применяется обучение студентов через научно-исследовательскую работу или исследовательский метод.
Соединение процесса обучения с процессом применения полученных знаний в период прохождения практики наиболее эффективно в следующих условиях:
- тема задания на практику обусловлена актуальными запросами энергетических служб, менеджерами организаций, предпринимателями;
- обучаемые психологически готовы к исследовательской работе;
- студенты ясно представляют цель, задачи и возможные направления решения данной проблемы;
- выполнение задания на практику имеет техническую и экономическую ценность.
Большинство условий было обеспечено за счет организации работы филиала кафедры в филиале «Тулэнерго» ОАО
«МРСК Центра и Приволжья».
Департамент инвестиций и ВЭД оказывает услуги в счет вступительных взносов и на коммерческой основе с предоставлением скидок членам палаты. Студенты в период практики привлекаются к выполнению следующих видов работ: разработка и продвижение инвестиционных проектов, разработка проектов модернизации систем электроснабжения.
Разработка проектов модернизации систем электроснабженя предполагает решение широкого спектра задач:
- анализ нагрузок предприятия;
- управление энергопотоками и ресурсами;
- маркетинговые исследования;
- совершенствование организационной структуры системы электроснабжения;
- разработка стратегии развития системы электроснабжения и ее оценка;
- разработка проектной и рабочей документации.
Участие в разработке проектных и научно-исследовательских работ дает возможность приобрести практические навыки в проектировании и эксплуатации.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства области от 30.03.2010г. комитет по образованию и администрация Тульской области производит отбор заявок для предоставления из областного бюджета грантов начинающим предпринимателям для создания собственного дела. Максимальный размер гранта в рамках одной заявки составляет 300 тыс. руб. Во время прохождения практики каждый студент разрабаты-
вает до трех проектов для соискателей на получение гранта на разработку системы электроснабжения.
В решении вопросов совершенствования производственной практики также принимают активное участие штатные преподаватели кафедры «Электроэнергетика», многие из которых проходят стажировку на предприятиях и в организациях - энергосбыта и энергогенерации.
Стремление разрабатывать темы по актуальным энергетическим проблемам делает сотрудничество кафедры с Филиалом «Тулэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» взаимовыгодным, но не в полном объеме. Эта организация часто сталкивается с недостаточной способностью клиентов платить за предоставляемые услуги, поэтому возможности заключения с ней договоров на выполнение научно-исследовательских работ ограничены.
Выполнение задания под руководством квалифицированных специалистов в период практики, наличие материальных стимулов имеет для студентов большое социальное и экономическое значение. Многие студенты высказываются за участие в научно-исследовательской работе по специальности, развивая свои коммуникативные и инновационные способности.
Решение проблемы усиления инновационной составляющей образования невозможно без государственной поддержки. Образование объективно входит в определяющие стратегические условия существования и национальной безопасности страны. Общество в целом несет колоссальные потери в подготовке кадров из-за ненадлежащей организации производственной практики.
Г осударство через систему институтов должно побуждать предприятия и организации к заключению договоров с образовательными учреждениями (лицензирование, введение обязательных норм и др.), в том числе договоров на проведение производственной практики. Одновременно федеральными органами управления образованием вводятся новые показатели для вузов: процент выпускников, подготовленных в рамках целевой подготовки; уровень трудоустройства выпускников; процент выпускников, подготовленных в рамках целевых федеральных и региональных программ инновационного развития. Эта форма принуждения вузов вполне оправданна, так как крупные вузы, обучающие инженерно-техническим и эко-номико- управленческим специальностям, являются государственными.
Необходимо отметить, что государство в развитии сотрудничества между предприятиями и вузами должно играть двоякую роль. С одной стороны, оно в значительной мере инициирует процесс целевой подготовки кадров для инновационной экономики, создает необходимые условия для его развития и тем самым способствует привлечению дополнительного финансирования в вузы. С другой стороны, наравне с другими заинтересованными сторонами, может непосредственно участвовать в нем.
С нашей точки зрения повышение роли производственной практики в системе учебно-воспитательного процесса в вузе должно стать приоритетным направлением развития государственной высшей школы. При соответствующей мотивации руководителей высшего уровня и уровня подразделений вузы способны обеспечить подготовку кадров для инновационного развития и избежать узко прагматичных, утилитарных требований, предъявляемых высшему профессиональному образованию региональным рынком потребителей образовательных услуг.
Список литературы
1. Бабаев Б. Д., Луценко С.В. Взаимодействие высшей школы и бизнеса в организации подготовки кадров для экономики страны// Экономика образования. 2009. № 4(2). С. 41-46.
2. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.
3. «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденное приказом Минобразования России № 1154 от 25.03.2003 г
Степанов Владимир Михайлович, д-р техн. наук, проф., eists@,rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Ершов Сергей Викторович, канд. техн. наук, доц., erschov.serrg@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Сергеева Татьяна Евгеньевна, инженер, kafelenearambler.ru. Россия, Тула, Тульский государственный университет
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF PREPARATION OF STUDENTS ON SPECIALTY 140211«POWER SUPPLY» OOTHH TULL STTAE UUIVVRRITT
V.M. Stepanov, S. V. Ershov, T.E. Sergeeva
Consider the role of the process of passage of an industrial practice of students of the Department «electrical engineering» Тн1а state University» on the Geneeal level of training of specialists in the field of electricity.
Key words: training, power industry, education, electric equipment, power supply.
Stepanov Vladimir Michailovich, doctor of technical science, professor, eists@,rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Ershov Sergey Victorovich, candidate of technical science, docent, erschov. serrga.mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Sergeeva Tatiana Evgenyevna, engineer, kafelenea,rambler.ru. Russia, Tula, Tula State University