УДК 811+656.13
ББК Ш141.2+Ш107.2
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ ИНЖЕНЕРОВ-ТРАНСПОРТНИКОВ
Е.В. Вилисова
INFLUENCE OF THE PROFESSIONAL CULTURE ON RAILROAD ENGINEERS’ LINGUISTIC CONSCIOUSNESS
E.V. Vilisova
Рассматривается, каким образом профессиональная культура влияет на языковое сознание инженеров-транспортников. Описываются изменения, происходящие в процессе профессионализации в языковом сознании. Приводятся результаты анализа данных свободного ассоциативного эксперимента, направленного на изучение влияния профессиональной культуры на языковое сознание индивида.
Ключевые слова: языковое сознание, профессиональная культура, ассоциативный эксперимент, профессионализация, инженеры-транспортники.
This article describes changes in linguistic consciousness in the process of railroad engineers’ professionalization. The author studies how professional culture influences on individual’s linguistic consciousness with the help of the method of free associative experiment.
Keywords: linguistic consciousness, professional culture, associative experiment, professionalization, railroad engineer.
Понятие профессиональной культуры получило широкое распространение в 80-е годы двадцатого века. Общетеоретические и методологические проблемы формирования профессиональной культуры исследованы в работах A.A. Вербицкого, Ю.М. Громыко, И.Ф. Исаева, Н.Б. Крыловой, B.C. Леденева, В.А. Сластенина и других.
Л.Н. Максимова считает, что одной из важнейших составляющих профессиональной культуры является «взаимосвязь между профессиональным образованием как начальным организационным звеном профессиональной культуры и дальнейшей реализацией полученного образовательного опыта в профессиональной деятельности»1.
Именно в процессе обучения формируются все необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности. Происходит так называемая профессионализация личности.
Профессионализация рассматривается как принадлежность к определенному профессиональному сообществу, одна из форм самореализации человека в ходе его профессиональной деятельности, т. е. профессионализация в данном случае отождествляется с самим процессом профессиональной деятельности2.
Вилисова Екатерина Владимировна, аспирант кафедры культуры речи и профессионального общения ЮУрГУ. Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Е.В. Харченко.
Таким образом, одной вершиной профессионализации можно считать завершение процесса получения профессионального образования. Но, с другой стороны, профессионализация продолжается в течение профессиональной деятельности человека.
Одной из целей профессионального воспитания в вузе является становление профессиональной культуры будущих специалистов.
На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности будущей профессии, так и иные факторы.
Согласно определению Е.А. Климова «профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития»3.
Можно предположить, что профессия, объединяя людей в сообщества, влияет на сознание личности.
В рамках московской психолингвистической школы исследования языкового сознания, как правило, проводятся с помощью ассоциативного эксперимента, который служит богатым источником
Ekaterina V. Vilisova, post-graduate student at the department of Speech culture and professional communication of the faculty of Linguistics SUSU, Scientific Supervisor - PhD, Professor E.V. Kharchenko.
лингвистической, психологической, социальной и социально-психологической информации. Мы предполагаем, что методика свободного ассоциативного эксперимента может быть использована для исследования профессиональной культуры.
Одной из ярких «культур», имеющих свой предмет, свою систему ценностей, совокупность норм, правил и моделей поведения, связанных спецификой деятельности, является инженерия. Субъектом инженерии как особого вида деятельности является инженерное сообщество. Для представителей этого сообщества характерно наличие особой профессиональной культуры.
Согласно классификации Е.А. Климова профессия инженера относится к типу «человек-техника». Интерес к этому типу профессий обусловлен прежде всего их особенностью, которая заключается в том, что от них «требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности». Кроме того, для представителей данного типа важны «деловитость, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовестность»4.
Говоря о приобретении «инженерами» компетентности, можно выделить следующие этапы:
1) на 1-2 курсах происходит формирование системы базовых и ключевых положений научной компетентности будущего инженера;
2) на 3-4 курсах студенты проходят производственную практику, осваивают рабочие профессии, приобретают квалификационные разряды по изучаемой специализации, в результате чего у студентов формируются необходимые навыки и умения практической деятельности. На этом этапе студенты включаются в учебноисследовательскую деятельность поискового, научно-проектного, профессионального характера;
3) реализация полученных знаний в профессиональной деятельности на предприятии.
Мы провели свободный ассоциативный эксперимент среди инженеров-железнодорожников. В эксперименте приняли участие студенты 1-4 курсов Челябинского института путей сообщения -филиала Уральского государственного университета путей сообщения (80 человек), а также инженеры-специалисты, работающие на железнодорожной станции Челябинск-Главный дирекции управления движения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО (РЖД) на протяжении 5-20 лет (30 человек). Респондентам было предложено заполнить нашу анкету, содержащую 97 слов-стимулов. Эксперимент проходил в 2 этапа: по результатам пилотажного эксперимента анкета была сокращена и переработана.
Студенты Челябинского института путей сообщения в процессе учёбы получают знания и навыки, необходимые для успешной работы на предприятии «Станция Челябинск-Главный». Ос-
новной целью этого предприятия является организация перевозки грузов и пассажиров по железной дороге при безусловном выполнении безопасности движения и охраны труда.
Основные направления деятельности - своевременное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.
Мы разделили полученные анкеты на 3 группы: анкеты студентов 1-2 курса, анкеты 3-4 курса и анкеты специалистов.
Примечательно, что среди реакций всех
3 групп преобладают существительные. Чуть меньше реакций выражены прилагательными и практически отсутствуют глаголы. Это может быть связано с тем, что в своей деятельности инженеры сталкиваются с техникой, применяют инструменты, весь их процесс работы направлен на диалог с «предметами». И не последнюю роль играет оценка качества проделанной работы и собственной личности. Инженерная культура носит соревновательный характер. Конкуренция на предприятии очень высока, поэтому специалист должен быть компетентным и постоянно доказывать свое превосходство и совершенство. За проделанную работу инженеры ожидают похвалу или отличные отзывы, что находит отражение и в полученных реакциях.
Изучив все полученные реакции, мы выяснили, что наибольшее количество одиночных ответов было дано на 1-2 курсе. Это можно объяснить тем, что студенты, только приступившие к обучению по специальности, ещё являются представителями разных культур, языковое сознание которых складывалось под влиянием прошлого места учёбы и сферы общения. Уже на 3 курсе можно видеть большую общность реакций и появление среди ответов железнодорожных терминов.
Интересным представляется тот факт, что с приобретением опыта испытуемые чаще выбирают предметную стратегию реагирования («что это?)», при этом сокращаются определительные реакции («какое оно?)». Также изменяется и качество реакций. Уже третьекурсники начинают чаще приводить слова, характерные для железнодорожной культуры: железнодорожная (8), непрерывнопоточной сортировки вагонов (7), входной (6), железнодорожного транспорта (4), ДУ-1 (3), ДУ-2 (2) и качественные прилагательные с высокой оценкой: главный (13), хороший (10), качественное (7), умный (6), молодец (4), правильный, классный, лучше всех, супер.
Изменяется и самоопределение инженеров. Так, приводя реакции на стимул «инженер», первокурсники отмечают, что он в первую очередь должен быть главный (6), специалист (2), механик (2), строителъ(2) и работать с чертежами (3). Кроме того, студенты приводят разнообразные инженерные специальности. Студенты третьего курса отмечают, что инженер - это главный (10),
Зеленые страницы
работник (4), дороги (2), появляются прилагательные, характеризующие инженера как личность: хороший, счастливый, умный и как специалиста: талантливый, специалист. Среди ответов выделяется реакция «папа». Это можно объяснить тем, что, как правило, инженерное дело является наследственным, и студенты поступают на те же факультеты и в те же учебные заведения, где учились их родители.
На стимул «инженер» инженерами-специали-стами были даны следующие реакции: умный (4), железнодорожного транспорта (4), механик (4), технолог (3), по безопасности (3), работа, главный. Можно сделать предположение, что в их сознании должность инженера связана с конкретной деятельностью на конкретном предприятии и с качествами, необходимыми для успешного выполнения работы на этом месте. Именно поэтому среди реакций отсутствуют названия других инженерных специальностей.
На стимул Я самой частотной реакцией всех студентов были слова: человек (36), студент (32), личность (21). Кроме того, часто студенты приводили прилагательные, дающие оценочную характеристику и, что самое интересное, на наш взгляд, если на начальных курсах студенты приводят описательные и качественные прилагательные в положительной степени, например: красивая (8), умная (8), молодец (8), хороший (2), классный (2), хорошая, справедливая, — то на старших курсах появляется больше прилагательных в превосходной степени, например: лучшая (8), лучше всех (4), самая красивая (2), супер (2), чересчур лояльный.
Инженеры-специалисты приводили следующие реакции: Я (6), хороший (5), это Я (4), ты (3), сам (3), молодец (3), неудачник (3), счастливая (1), сама смогу (1), независимость (1), выражение собственного присутствия (1).
Характерным для анкет инженеров является частое появление среди реакций на многие стимулы имен собственных: Сергей, Толик, Светлана, Оля, Марина, Саша. Таким образом происходит проявление «собственного присутствия».
Полученные результаты демонстрируют, как изменяется самооценка и самосознание представителей этой сферы со временем. Всё больше появляется прилагательных, содержащих оценку, чаще всего положительную, высокую и выражающую похвалу. Реже приводятся критические характеристики. Интересным, на наш взгляд, является факт, что выражение положительной оценки или похвалы не является типичным для русской культуры. Однако для инженерной профессиональной культуры очень важно социальное одобрение.
Стремление инженеров-транспортников к получению одобрения и похвалы проявляется не только на вербальном уровне, но также и в жестах. Во время проведения экспертной оценки анкетируемые инженеры-специалисты при пояснении
или приведении характеристики своей работы, своего предприятия или своей роли в каком-то процессе периодически гордо поднимали голову, гладили себя по голове, протяжно говорили: «мы молодцыыыыыы, Лёша хороооооший!». И при получении похвалы: «Да, вы постарались! Спасибо!» некоторые инженеры победно кивали или ударяли ладонью по груди, иногда со словами: «ну, это же мы!», «Серёга молодец!»
В своей работе «The mythos of engineering culture: a study of communicative performances and interaction»5 (Мифы инженерной культуры: изучение речевой деятельности и взаимодействия (перевод наш)) Пол Леонарди говорит о мифах, существующих в инженерной культуре. Согласно этим мифам для инженеров характерна приверженность работе, готовность часами сидеть над каждым проектом, агрессивность, постоянная потребность чувствовать уважение окружающих людей, дух соперничества. При этом для инженеров важно чувствовать доминирование, технически ориентироваться, лидировать. Один из главных инженерных постулатов звучит так: «Чем меньше разговоров, тем лучше!»
Возможно, именно эти мифы определяют стремление инженеров быть всегда и во всем первыми, лучшими, самостоятельными, независимыми, надеяться только на себя, что находит отражение в их реакциях (прилагательные в превосходной степени, Я, сам, независимость). Инженерная культура учит студентов меньше разговаривать и больше работать. Это связано с тем, что чаще всего работа инженера сосредотачивается на деятельности с конкретной техникой и требует повышенного внимания, где разговоры могут только препятствовать качественному выполнению обязательств.
Таким образом, можно предположить, что теории, которые преподают студентам в процессе обучения и в ходе дальнейшей профессиональной деятельности, включая «мифы» инженерной культуры, накладывают отпечаток на качество работы, на самооценку, самосознание и языковое сознание инженеров. Результаты, полученные нами в ходе ассоциативного эксперимента, демонстрируют, как в процессе профессионализации инженеры приобретают необходимые навыки и умения и то, как изменяются их нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности. Уже на 3 курсе студенты начинают предъявлять к себе и своему труду повышенные требования, чтобы получить высокую оценку и похвалу. Происходит смещение интереса на предметы: орудия труда, конечный результат своей работы.
Появление среди реакций названий нормативных документов может свидетельствовать о взаимосвязи места учёбы и дальнейшего места работы. Так, ещё в процессе обучения студенты получают представление об основных требованиях
и документах, необходимых для успешного выполнения работы на предприятии. Таким образом происходит реализация полученных знаний в профессиональной деятельности. Подобная взаимосвязь является важной составляющей профессиональной культуры.
Данная статья является попыткой описания влияния профессиональной культуры на языковое сознание индивида. Полученные результаты дают представление об особенностях языкового сознания инженеров-транспортников. Однако настоящая работа не претендует на полное и исчерпывающее освещение рассматриваемой проблемы.
1 Максимова Л.Н. Факторы формирования современной профессиональной культуры. http://www.jumal.org/ articles/2008/sociol3 .html
2 Цвынк В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. 2003. № 4-5. С. 262.
3 Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 130.
4 Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. С. 182.
5 Leonardi Paul М. The mythos of engineering culture: a study of communicative performances and interaction. A thesis submitted to the faculty of the Graduate School of the University of Colorado in partial fulfillment of the requirement for the degree of Master of Arts Department of Communication. B.A. Saint Mary's College of California, 2001. P. 26-40.
Поступила в редакцию 14 декабря 2010 г.