ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ НА ИХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Профессиональная деятельность стоматологов подразумевает подверженность большому количеству психотравмирующих факторов - это моральная и материальная ответственность за здоровье людей, психологические вопросы общения с пациентами и их родственниками, межличностные и административные проблемы, необходимость постоянного совершенствования и профессионального роста. К специфическим стрессорам относятся ограниченный временной режим, работа в «интимной зоне», необходимость осуществления болезненных манипуляций и т.д.
Детская стоматология, в свою очередь, в распределении специальностей по психоэмоциональной нагрузке занимает особое положение, т.к. дополнительно на плечи врача ложатся необходимость трехстороннего общения «ребенок-врач-родители», поведенческие особенностей детей в разные возрастные периоды, отсутствие мотивации и объективного осознания пациентами необходимости манипуляций и др. [5, 11, 12].
Накопление психологического напряжения с течением времени приводит к эмоциональному, когнитивному и физическому истощению, крайняя степень которого - «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ). Термин «вит out syndrome» был впервые введен американским психологом Freydenberger H. еще в 1974 году.
В настоящее время СЭВ классифицирован в МКБ-10 как «проблемы, связанные с трудностями организации нормального образа жизни». Необходимость изучения этого феномена объясняется непосредственной зависимостью качества профессиональной деятельности от психологического состояния врача, особенно работающего с детьми. К сожалению, на сегодняшний момент этот аспект не учитывается при подготовке и оценке специалистов. Нет психологической аттестации, что отмечают многие авторитетные исследователи этой проблемы [1, 2, 5, 7, 12]. Воспитать и поддерживать энтузиазм и моральное здоровье на протяжении всего периода профессиональной деятельности - очень сложная задача. Знание врачом симптомов и закономерностей формирования СЭВ
Брусницына Е.В. к.м.н., врач стоматолог многопрофильной стоматолог и ческой пол и кл ин и ки УГМА, г. Екатер инбург [email protected]
Закиров Т.В.
к.м.н., асс и стент кафедры стоматологи и детского возраста и ортодонти и ГОУ ВПО УГМА, г. Екатер и нбурга, [email protected]
Кондрахова С.М. пс и холог-пс и хоанал и ти к ТЦ «МОСТ», член Европейской Конфедерац и и Психоаналитической Психотерапии, г. Екатер инбург? [email protected]
Резюме
В статье обобщены основные характер и сти ки «с и ндрома эмоционального выгоран и я». При ве-дены результаты и сследован и я распространенно-ст и и выраженност и данного с и ндрома у детских стоматологов г. Екатер и нбурга и Свердловской облает и . С и ндром выявлен у 6,27% врачей. Намечены возможност и проф илакт и ки и лечен и я СЭВ у детских стоматологов.
Ключевые слова: с и ндром эмоционального выгоран ия, детски е стоматологи , профилактика выгоран и я.
INFLUENCE OF THE PROFESSIONAL WORK OF PEDIATRIC DENTISTS ON THEIR PSYCHOEMOTIONAL CONDITION Brusnitsyna E.V., Zakirov T.V., Kondrahova C.M.
The summary
In article the basic characteristics of «burn out syndrome» are generalized. Results of the research of prevalence and expressiveness of the given syndrome at pediatric dentists of Ekaterinburg and Sverdlovsk area are documented. The syndrome is revealed at 6,27% of doctors. Possibilities of preventive maintenance and treatment of the syndrome at pediatric dentists are planned.
Keywords: burn out syndrome, pediatric dentists, preventive maintenance of burning out.
-
может помочь в самоконтроле и выработке способов психологической коррекции в случае появления тревожных сигналов развития синдрома.
Изучение профессионального выгорания у стоматологов - предмет целого ряда зарубежных научных исследований. В России в изучение этой проблемы большой вклад внесли Л.И. Ларенцова, В.В. Бойко, Д.В. Любимова и другие исследователи.
Сведений о распространенности СЭВ у детских стоматологов немного - по данным литературы, разброс составляет от 7,05-9,16 [3,4] до 13,5% [9]. Сопоставление результатов исследований имеет определенные трудности, т.к. в настоящее время существует два различных подхода к определению СЭВ: статический и динамический [2].
Первый подход - рассмотрение феномена выгорания как состояния наличия совокупности стойких психотравмирующих симптомов в исследуемый момент времени. На сегодняшний день описано четыре модели в зависимости от количества этих симптомов, где основные -эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм), редукция личностных достижений. В клинических исследованиях большое признание нашла трехфакторная модель Maslach C. и разработанный ею опросник для определения СЭВ - «Maslach Burnout Inventory», описывающий синдром по трем шкалам: эмоционального дефицита, деперсонализации и уровня интереса к профессиональной деятельности [10]. Высокая оценка по одной из шкал, например, по деперсонализации, не рассматривается как сформированный синдром, однако является одним из факторов его развития. Так, по данным одного из исследований Л.И.Ларенцовой, СЭВ по всем трем шкалам выявлен у 9,16% детских стоматологов, а по двум шкалам - уже у 75,83% [4].
Второй подход - описание психического выгорания как динамического процесса, проходящего несколько последовательных фаз. Такой подход крайне важен для диагностики и определения необходимости принятия профилактических и лечебных мер. В.В.Бойко выделяет три фазы выгорания, соответствующие стадиям стресса:
1) нервное напряжение (высокая ответственность, напряженность в общении с пациентами и коллегами, дестабилизирующие организационные факторы и др.);
2) резистенция (сопротивление);
3) истощение - оскудение психических ресурсов, возникающее вследствие неэффективности проявленного сопротивления. Автором также разработан опросник «Выявление степени «эмоционального выгорания», позволяющий оценить развитие той или иной фазы эмоционального выгорания и степень выраженности каждой из них [1].
Цель исследования
Изучение распространенности СЭВ у детских врачей-стоматологов Свердловской области.
Материал и методы
Выявляли влияние стажа и места работы, типа темперамента на развитие симптомов выгорания по модифицированному специально для детской стоматологии опроснику В.В. Бойко. Анкета включала 84 вопроса закрытого типа, где каждая фаза стресса описана четырьмя симптомами по 7 вопросов, которым присвоено определенное количество баллов (от 2 до 10).
В исследовании приняли участие 70 врачей (средний возраст - 38±4,5 лет), работающих в различных клиниках г. Екатеринбурга и Свердловской области со стажем работы от 1 года до 32 лет (средний стаж - 15±2,7 лет). Из них в частных клиниках работает 33, а в государственных - 37 человек.
Статистическая обработка проведена при помощи такета программного обеспечения SPSS с определением стандартной ошибки среднего, корреляционного критерия Пирсона, теста ANOVA о равенстве средних и др.
Анализ полученных данных показал наличие психоэмоциональных изменений по всем трем фазам в совокупности у 6,27% респондентов. Формирующиеся и сформировавшиеся фазы синдрома эмоционального выгорания по отдельности были выявлены у трети врачей (фаза напряжения
- 20,77%, резистенции - 34,28%, истощения -39,79%) (табл. 1).
Таблица 1
Показатели формирования фаз СЭВ у детских стоматологов
Фаза Степень развития Напряжение (%) Резистенция (%) Истощение (%)
Фаза не выражена 79,23±6,87 65,72±4,66 60,21±3,59
Фаза формируется 14,20±3,21 23,58±4,31 26,60±2,91
Фаза сформировалась 6,57±2,11 10,70±2,89 13,19±2,55
WWW.DENTAL-PRESS.COM
При оценке фазы «напряжения» наиболее значимым оказался симптом тревоги и депрессии -когда неудовлетворенность профессиональной деятельностью приводит к постоянному тревожному напряжению, разочарованию в себе (складывающийся и сложившийся симптом выявлен у 42,67%).
Доминирующими симптомами фазы «резистен-ции» были неадекватное избирательное реагирование, проявляющееся в экономии эмоций, равнодушии, эмоциональной черствости (формирующийся и сформированный симптом выявлен у 44,71% респондентов); расширение сферы экономии эмоций - пресыщенность общением, «отравление людьми» (31,23%); эмоциональная отстраненность, выражающаяся полным безэмоциональным реагированием и являющаяся, по мнению В.В. Бойко, наиболее ярким симптомом выгорания и профессиональной деформации личности (47,81%).
В третьей, заключительной фазе «истощения» выявлены наибольшие показатели распространенности симптома психосоматических и психовегетативных нарушений (46,83%). Это тревожные сигналы, свидетельствующие, что негативные изменения эмоциональной сферы начинают оказывать разрушающее воздействие на соматическое здоровье.
С помощью корреляционного анализа определена зависимость развития симптомов СЭВ от стажа работы (г= 0,432 при р <0, 05). Однако полученные нами данные не согласуются с результатами других исследований. Так, Л.И. Ларенцова
(2008) не выявила связи между возрастом, стажем и степенью подверженности СЭВ у стоматологов [2]. О.С. Яркиной (2008), напротив, получены данные, что чем меньше стаж, тем более выражены симптомы СЭВ (г=-0,367 при р<0,05), Т.Ю. Фокина
(2009) отмечает, что самые высокие показатели по всем трем шкалам методики МВ1 обнаружены у врачей в возрасте до 30 лет [7, 8]. Такой разброс результатов обусловлен, на наш взгляд, многогранностью причин формирования СЭВ - у молодых специалистов большее значение имеет неустойчивость эмоциональной сферы в период адаптации к профессиональной деятельности; у врачей с опытом на первый план выходят другие факторы: стагнация, монотонность и рутинность работы, разочарование и неудовлетворенность профессиональными амбициями.
Также мы попытались проследить связь наличия синдрома выгорания и типа темперамента с помощью теста ANOVA, однако различия были выявлены только между группами холериков и флегматиков ^=3,419 при р<0,01), в целом гипотеза о равенстве средних между группами не может быть отвергнута при р<0,05. Это может быть связано с неоднородностью групп (холерики составили 56,45% выборки, сангвиники - только 12,23%). Возможно, среди большого количества причинных факторов выгорания типы темперамента не имеют определяющего значения, однако для подтверждения этого необходимо провести исследование выборки большего объема.
Подверженность врачей СЭВ зависит от места работы, типа организации - в государственных клиниках распространенность выгорания в среднем на 5% больше (рис. 1).
Наибольшие различия выявлены среди респондентов, не подверженных СЭВ: в частных клиниках таких врачей оказалось на 6,69% больше (р<0,05), чем в государственных. Причины этого вполне объяснимы - это различия в организации труда, уровне оснащенности, профессиональной нагрузке, возможности реализации карьерного
Государственные клиники
Частные клиники
не выражен СЭВ
7,31
39,35
53,34
5,22
34,75
—I--------------------60,03
формируется по 1 или 2 шкалам
□ сформировался по трем шкалам
Рис. 1. Сравнительная характеристика наличия СЭВ у врачей частных и государственных клиник (%)
Проблемы стоматологии / Actual момш of mm«mo«
MIL КоЕ
роста, контингенте пациентов, материальной удовлетворенности.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает необходимость профилактики синдрома профессионального выгорания у детских стоматологов, особенно депрессивных состояний и эмоциональной ригидности. При этом помощь не всегда заключается в самоконтроле, особенно при переходе нарушений на уровень психосоматики. Практически у половины респондентов нами выявлены психовегетативные расстройства. Переход нарушений на этот уровень свидетельствует, что эмоциональные нагрузки выше того предела, с которым можно справиться самостоятельно.
Согласно психотерапетической теории, патологические симптомы возникают тогда, когда человек длительно находится в поле, где не удовлетворяются его значимые потребности - в материальном благополучии, социальном статусе, физической безопасности, удовлетворяющих межличностных отношениях. Таким образом, выгорание - реакция на фрустрацию потребностей, с одной стороны, и несоответствие между личностью и предъявляемым к ней требованиям - с другой [6, 10]. Хотя бы частичное удовлетворение нереализованных желаний благоприятно влияет на эмоциональную сферу. Это могут быть простые и действенные способы «переключения»: занятия спортом, хобби. Обычным, но полезным является эмоциональное общение с друзьями и родственниками. Важным может быть и уединение - время для приватности, для отдыха от людских влияний.
Использование различных психотерапевтических подходов - один из путей преодоления формирования профессионального выгорания. Необходимыми условиями применения данных методик являются способность человека к саморефлексии и, как ни странно, осознание того, что необходимо вкладывать личные временные и финансовые ресурсы в поддержание и развитие собственного психологического здоровья, а не только в карьерный рост.
Профессиональная профилактика предполагает личный анализ с психологом либо обращение к специалистам, практикующим различные направления психодинамической психотерапии, экзистенциально-гуманистические методы (гештальт-терапия, психодрама, участие в балинтов-ских группах и др.). Возможно использование как индивидуальных, так и групповых форм глубинно-психологической терапии. Перечисленные методы ставят своей целью раскрытие психологического конфликта, который стоит за симптомами, перестройку отношений человека с окружающим
миром. Личный анализ помогает выявить уровень стресса, осознать причины эмоционального и профессионального истощения, развивать устойчивость «Я» к фрустрациям, принимать решения по профилактике [6].
Подводя итог, следует отметить, что выгорание не является отягощением профессии, это скорее особенность любого склонного к нему человека. Безусловно, детская стоматология относится к специальностям с большим количеством стрессоров и факторов риска, но предпочтительным выходом из эмоционального кризиса является не переход в противоположное по значению состояние или уход из профессии, а поиск внутренних возможностей и ресурсов для его преодоления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко В.В. Синдром профессионального выгорания в профессиональном общении. - СПб, 2000. - 28с.
2. ЛаренцоваЛ.И. Феномен психологического выгорания специалиста и пути предотвращения появления феномена // Прикладная юридическая психология. - 2008. - №4. - С. 52-70.
3. Ларенцова Л.И., Рвачева Е.А. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания врачей-стоматологов на детском амбулаторном приеме // Российский стоматологический журнал. - 2010. - №1. - С.36-37
4. Ларенцова Л.И., Сосульникова Е.А. Профессиональные стрессоры у детского врача-стоматолога // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2011. - №1
5. Любимова Д.В. Клинико-психологический и профилактический аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов с учетом их спецификации: диссертация ... к.м.н.: 19.00.04 / Любимова Дарья Владимировна; МГМСУ. - Москва, 2008. - 156 с.
6. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 2010. - 480 с.
7. Фокина Т.Ю. Личностно-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов: автореф... к.м.н.: 19.00.04 / Фокина Татьяна Юрьевна; МГМСУ. - Москва, 2009. - 26 с.
8. Яркина О.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки //Вестник ТГУ. - 2008. - №3. - С.307-311
9. Gorter R.S., Albrecht G., Hoogstraten J. Meashuring work stress among Dutch dentists // Int Dent J. - 1999. - №49.
- P.144-152
10. Maslach C. The Burnout Syndrome // Ed. J. W. Jones. - Park Ridge. - 1982. - Р. 99-113
11. Mathias S., Koerber A., Fadavi S. Specialty and sex as predictors of depression in dentists // J Am Dent Assoc. - 2005. - №136.
- P. 1388-1395
12. Rada R.E., Johnson-Leong C. Stress, burnout, anxiety and depression among dentists // JADA. - 2004. - №13. - P.788-794
WWW.DENTAL-PRESS.COM