Научная статья на тему 'Влияние продолжительности использования смартфонов на психоэмоциональное состояние студентов Уральского государственного университета физической культуры'

Влияние продолжительности использования смартфонов на психоэмоциональное состояние студентов Уральского государственного университета физической культуры Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анкетирование / тесты / смартфоны / психоэмоциональное состояние / тревожность / депрессия / бессонница / профессиональный спорт / нейропсихологические нарушения. / survey / tests / smartphones / psychoemotional state / anxiety / depression / insomnia / professional sports / neuropsychological disorders.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Беседина Е. А., Сумная Д. Б., Быков Е. В.

Широкое применение мобильных технологий, несмотря на явные преимущества, сопряжено с потенциальными рисками для здоровья, включая нарушения в сфере опорно-двигательной системы и психоэмоционального состояния. Молодые спортсмены, активно использующие смартфоны для коммуникации, тренировок и анализа своих показателей, подвержены особенно сильному воздействию этих негативных факторов. Анкетирование представляет собой незаменимый метод для изучения тех аспектов самочувствия и общего состояния, которые находятся вне пределов прямого наблюдения и проявляются лишь в специфических условиях и ситуациях. Цель статьи: проанализировать результаты проведенного анкетирования и выявленных взаимосвязей продолжительности использования смартфонов и профессионального спорта с психическим и эмоциональным состоянием студентов спортивного вуза. Материалы и методы исследования. Проведено анкетирование 200 студентов разных факультетов Уральского государственного университета физической культуры. В анкете представлены 54 вопроса, а также тесты и шкалы для более глубокой оценки статуса спортсменов, такие как тесты САН, шкала оценки субъективных характеристик сна Шпигеля, госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) иопросник для оценки тяжести бессонницы (ISI). Результаты исследования. Анализ взаимосвязи между временем использования смартфонов и психоэмоциональным, нейропсихологическим состоянием студентов спортивного вуза показал, что высокая продолжительность использования смартфонов ассоциируется с повышенным уровнем тревожности и депрессии, а также с нарушениями сна. Статистический анализ выявил значимую разницу в уровнях тревожности и депрессии между профессиональными спортсменами и студентами, не занимающимися спортом. Профессиональная спортивная деятельность, несмотря на стрессовые факторы, способствует формированию эффективных копинг-стратегий и устойчивости к депрессивным состояниям, что содействует снижению уровня тревожности и бессонницы. У студентов, показавщих высокую зависимость от смартфонов, отмечены нарушения сна, негативно сказывающиеся на их физическом и психическом состоянии. Заключение. Полученные данные подчеркивают важность дальнейших исследований для понимания взаимосвязей между использованием мобильных технологий и психоэмоциональным состоянием студентов, а также разработки рекомендаций по безопасному использованию этих технологий. Научная новизна. Научная новизна исследования состоит в определении факторов, влияющих на психоэмоциональное и нейропсихологическое здоровье молодых спортсменов, связанных с длительным использованием мобильных технологий. Практическая значимость. Внедрение полученных выводов в практику спортивной медицины и психологии позволит повысить качество жизни и спортивные результаты молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Беседина Е. А., Сумная Д. Б., Быков Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of smartphone use duration on the psycho-emotional state of the Ural State Physical Culture University students

The widespread use of mobile technologies, despite their obvious advantages, is associated with potential health risks, including disorders related to the musculoskeletal system and psychoemotional well-being. Young athletes, who actively use smartphones for communication, training, and performance analysis, are particularly susceptible to the negative effects of these factors. Surveys serve as an indispensable method for studying aspects of well-being and overall health that are beyond direct observation and manifest only in specific conditions and situations. The aim of the article: to analyze the results of the conducted survey and identify the relationships between the duration of smartphone use, professional sports, and the mental and emotional state of students at a sports university. Materials and Methods: A survey was conducted among 200 students from various faculties of the Ural State Physical Culture University. The questionnaire included 54 questions, as well as tests and scales for a more in-depth assessment of athletes' status, such as the SAN test, the Spiegel's subjective sleep quality scale, the Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS), and the Insomnia Severity Index (ISI). Research results. An analysis of the relationship between the time of smartphone use and the psycho-emotional and neuropsychological state of sports university students showed that a high duration of smartphone use is associated with increased levels of anxiety and depression, as well as sleep disorders.Statistical analysis revealed a significant difference in the levels of anxiety and depression between professional athletes and non-sports students. Professional sports activity, despite stress factors, contributes to the formation of effective coping strategies and resistance to depressive states, which helps to reduce the level of anxiety and insomnia.Students who are highly dependent on smartphones have sleep disturbances that negatively affect their physical and mental state. Conclusion. The findings highlight the importance of further research to understand the relationship between the use of mobile technologies and the psycho-emotional state of students, as well as the development of recommendations for the safe use of these technologies. Scientific novelty. The scientific novelty of the study consists in determining the factors affecting the psycho-emotional and neuropsychological health of young athletes associated with the long-term use of mobile technologies. Practical significance. The implementation of the findings into the practice of sports medicine and psychology will improve the quality of life and athletic performance of young people.

Текст научной работы на тему «Влияние продолжительности использования смартфонов на психоэмоциональное состояние студентов Уральского государственного университета физической культуры»

Влияние продолжительности использования смартфонов на психоэмоциональное состояние студентов уральского государственного

университета физической культуры

Беседина Е.А.1'2*, Сумная Д.Б.1'3'4'5, Быков Е.В.1'3

1 Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск, Россия ОЯСЮ: 0009-0007-8432-8001, [email protected]* ОЯСЮ: 0000-0001-9941-8789, [email protected] ОЯСЮ: [email protected] 2ООО «Клиника профессора Кинзерского» г. Челябинск, Россия 3Научно-исследовательский институт Олимпийского спорта г. Челябинск, Россия

4ООО«СОНАР» г. Челябинск, Россия 5ООО «Центр нейромышечной стабилизации» г. Челябинск, Россия

Аннотация: Широкое применение мобильных технологий, несмотря на явные преимущества, сопряжено с потенциальными рисками для здоровья, включая нарушения в сфере опорно-двигательной системы и психоэмоционального состояния. Молодые спортсмены, активно использующие смартфоны для коммуникации, тренировок и анализа своих показателей, подвержены особенно сильному воздействию этих негативных факторов. Анкетирование представляет собой незаменимый метод для изучения тех аспектов самочувствия и общего состояния, которые находятся вне пределов прямого наблюдения и проявляются лишь в специфических условиях и ситуациях. Цель статьи: проанализировать результаты проведенного анкетирования и выявленных взаимосвязей продолжительности использования смартфонов и профессионального спорта с психическим и эмоциональным состоянием студентов спортивного вуза. Материалы и методы исследования. Проведено анкетирование 200 студентов разных факультетов Уральского государственного университета физической культуры. В анкете представлены 54 вопроса, а также тесты и шкалы для более глубокой оценки статуса спортсменов, такие как тесты САН, шкала оценки субъективных характеристик сна Шпигеля, госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) иопросник для оценки тяжести бессонницы (К!). Результаты исследования. Анализ взаимосвязи между временем использования смартфонов и психоэмоциональным, нейропсихологическим состоянием студентов спортивного вуза показал, что высокая продолжительность использования смартфонов ассоциируется с повышенным уровнем тревожности и депрессии, а также с нарушениями сна. Статистический анализ выявил значимую разницу в уровнях тревожности и депрессии между профессиональными спортсменами и студентами, не занимающимися спортом. Профессиональная спортивная деятельность, несмотря на стрессовые факторы, способствует формированию эффективных копинг-стратегий и устойчивости к депрессивным состояниям, что содействует снижению уровня тревожности и бессонницы. У студентов, показавщих высокую зависимость от смартфонов, отмечены нарушения сна, негативно сказывающиеся на их физическом и психическом состоянии. Заключение. Полученные данные подчеркивают важность дальнейших исследований для понимания взаимосвязей между использованием мобильных технологий и психоэмоциональным состоянием студентов, а также разработки рекомендаций по безопасному использованию этих технологий. Научная новизна. Научная новизна исследования состоит в определении факторов, влияющих на психоэмоциональное и нейропсихологическое здоровье молодых спортсменов, связанных с длительным использованием мобильных технологий. Практическая значимость. Внедрение полученных выводов в практику спортивной

медицины и психологии позволит повысить качество жизни и спортивные результаты молодежи.

Ключевые слова: анкетирование, тесты, смартфоны, психоэмоциональное состояние, тревожность, депрессия, бессонница, профессиональный спорт, нейропсихологические нарушения.

Для цитирования: Беседина Е.А.*, Сумная Д.Б., Быков Е.В. Влияние продолжительности использования смартфонов на психоэмоциональное состояние студентов уральского государственного университета физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .

The influence of smartphone use duration on the psycho-emotional state of the Ural State Physical Culture University students Elena A. Besedina1'2*, Dina B. Sumnaya1'3'4'5, Evgeniy V. Bykov1,3

1 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia ORCID: 0009-0007-8432-8001, [email protected] ORCID: 0000-0001-9941-8789, [email protected] ORCID: 0000-0001-8698-3447, [email protected] 2 Clinic of Professor Kinzerskiy Ltd. Chelyabinsk, Russia 3Scientific Research Institute of Olympic Sports Chelyabinsk, Russia

4 SONAR Ltd. Chelyabinsk, Russia 5 Neuromuscular Stabilization Center Ltd. Chelyabinsk, Russia

Abstract: The widespread use of mobile technologies, despite their obvious advantages, is associated with potential health risks, including disorders related to the musculoskeletal system and psychoemotional well-being. Young athletes, who actively use smartphones for communication, training, and performance analysis, are particularly susceptible to the negative effects of these factors. Surveys serve as an indispensable method for studying aspects of well-being and overall health that are beyond direct observation and manifest only in specific conditions and situations. The aim of the article: to analyze the results of the conducted survey and identify the relationships between the duration of smartphone use, professional sports, and the mental and emotional state of students at a sports university. Materials and Methods: A survey was conducted among 200 students from various faculties of the Ural State Physical Culture University. The questionnaire included 54 questions, as well as tests and scales for a more in-depth assessment of athletes' status, such as the SAN test, the Spiegel's subjective sleep quality scale, the Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS), and the Insomnia Severity Index (ISI). Research results. An analysis of the relationship between the time of smartphone use and the psycho-emotional and neuropsychological state of sports university students showed that a high duration of smartphone use is associated with increased levels of anxiety and depression, as well as sleep disorders.Statistical analysis revealed a significant difference in the levels of anxiety and depression between professional athletes and non-sports students. Professional sports activity, despite stress factors, contributes to the formation of effective coping strategies and resistance to depressive states, which helps to reduce the level of anxiety and insomnia.Students who are highly dependent on smartphones have sleep disturbances that negatively affect their physical and mental state. Conclusion. The findings highlight the importance of further research to understand the relationship between the use of mobile technologies and the psycho-emotional state of students, as well as the development of recommendations for the safe use of these technologies. Scientific

novelty. The scientific novelty of the study consists in determining the factors affecting the psycho-emotional and neuropsychological health of young athletes associated with the long-term use of mobile technologies. Practical significance. The implementation of the findings into the practice of sports medicine and psychology will improve the quality of life and athletic performance of young people.

Keywords: survey, tests, smartphones, psychoemotional state, anxiety, depression, insomnia, professional sports, neuropsychological disorders.

For citation: Elena A. Besedina*, Dina B. Sumnaya, Evgeniy V. Bykov. The influence of smartphone use duration on the psycho-emotional state of the Ural State Physical Culture University students. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .

Введение

С ростом популярности смартфонов, частотой и длительностью использования их влияние на здоровье пользователей, особенно среди молодежи и спортсменов, стало предметом активных исследований.

Использование смартфонов в современном мире стало неотъемлемой частью повседневной жизни, влияя на множество аспектов человеческой деятельности. Есть несколько ключевых аспектов значимости смартфонов.

• Связь и коммуникация - смартфоны обеспечивают мгновенную связь с людьми по всему миру посредством голосовых вызовов, текстовых сообщений, видеозвонков и социальных сетей.

• Информация и образование - смартфоны предоставляют доступ к широкой базе знаний и образовательным ресурсам через интернет.

• Развлечение и досуг - гаджеты стали основным средством для доступа к развлекательному контенту, включая музыку, фильмы, игры и социальные медиа.

• Профессиональная деятельность - современные смартфоны поддерживают множество бизнес-приложений и инструментов, позволяя рабочим и предпринимателям оставаться на связи и эффективно управлять проектами, общаться с коллегами и клиентами, а также организовывать свою работу вне офиса.

• Финансовые услуги - смартфоны привнесли значительные изменения в финансовый сектор благодаря таким приложениям, как мобильные банки и платежные системы.

• Социальные изменения - способствуют формированию новых социальных норм и поведения, включая изменения в способах общения и взаимодействия.

• Улучшение качества жизни - многие приложения помогают людям улучшать качество жизни, отслеживать здоровье и физическую активность, организовывать режим питания, получать медицинскую консультацию и доступ к услугам телемедицины.

• Инновации и технологические достижения - смартфоны являются платформой для развития новых технологий, таких как искусственный интеллект, дополненная реальность и интернет вещей.

Таким образом, современные технологии играют ключевую роль в обществе, способствуя связи, доступу к информации и услугам, а также инновациям. Однако с ростом их значимости также появляются вызовы, такие как вопросы конфиденциальности, зависимости и влияния на психическое здоровье. Поэтому осознание значимости и последствий использования смартфонов должно сопровождаться ответственным подходом к их применению.

Использование мобильных технологий, несмотря на свои неоспоримые преимущества, также связано с рисками для здоровья, включая проблемы с опорно-двигательной системой и психоэмоциональным состоянием.

Молодые спортсмены, которые часто используют смартфоны для общения, тренировок и анализа своих показателей, могут оказаться под особенно сильным воздействием этих негативных факторов. Помимо самой частой проблемы с шейным отделом позвоночника, которая может снижать физическую работоспособность, могут возникать и негативно влиять нарушения в психоэмоциональном состоянии спортсменов. Научные исследования подтверждают, что использование смартфонов может быть связано с нарушениями внимания, повышенным уровнем стресса и общей тревожностью среди молодых людей [1]. В условиях высоких требований в спорте, где концентрация и психическая устойчивость играют ключевую роль, эти аспекты здоровья могут существенно повлиять на спортивные результаты.

Результаты зарубежных исследований показывают, что зависимость от смартфонов является значимой проблемой, касающейся как молодежи, так и взрослого населения, имеет прямую связь с уровнями тревожности и депрессии. Это может быть связано с проблемами зависимости от смартфонов, с психоэмоциональным состоянием, образовательными и возрастными факторами[2,3].

Сон — это физиологическое состояние неосознанности, которое регулируется гомеостатически. Почти треть нашей жизни проходит во сне. Сон играет важную роль в когнитивных и физических функциях, удалении клеточных токсинов, профилактике заболеваний и восстановлении как разума, так и тела [4,5]. За последние 20-30 лет было зафиксировано значительное сокращение часов сна и его тесная связь с ожирением, диабетом и другими хроническими изнурительными заболеваниями [6].

Правильный сон особенно важен для детей и подростков. Недостаток сна у подростков становится важной проблемой здравоохранения во всем мире. На гигиену сна

могут влиять многие факторы, но роль использования мобильных устройств в возникновении проблем со сном у подростков привлекла огромное внимание специалистов в последние несколько лет. В исследовании RafiqueN[7], проведенном в 2020 году было выявлено, что использование мобильного телефона в течение как минимум 30 минут (без фильтра синего света) после выключения света приводит к ухудшению качества сна, сонливости днем, нарушениям сна и увеличению латентности сна.

В практической и научной деятельности врачам часто необходимо проводить анализ результатов своей работы не только на индивидуальном, но и на групповом и популяционном уровнях. Методы исследования, основанные на субъективном восприятии людьми различных явлений, в некоторых случаях могут предоставить более ценную информацию, чем традиционные объективные критерии. Анкетирование и опросы активно используются в разных областях медицины, а также в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В настоящее время опросники, анкеты и шкалы широко применяются для динамической оценки состояния и прогнозирования в научных исследованиях и у тяжелобольных пациентов, а также для определения профессиональной пригодности. Метод анкетирования позволяет с минимальными затратами получить информацию от большой группы респондентов. Каждый опрос направлен на взаимодействие с непосредственными участниками и охватывает такие аспекты процесса, которые либо трудно наблюдать непосредственно, либо недоступны для наблюдения вообще. Поэтому анкетирование становится незаменимым инструментом для исследования тех характеристик самочувствия и общего состояния, которые находятся вне зоны доступа внешнего наблюдения и проявляются только в специфических условиях и ситуациях.

Материалы и методы

Мы провели анкетирование студентов разных факультетов Уральского государственного университета физической культуры. В опросе приняли участие 200 студентов в возрастной категории 18-24 года.В анкете представлены 54 вопроса, а также тесты и шкалы для более глубокой оценки психоэмоционального статуса спортсменов.

Тесты САН (самочувствие-активность-настроение) позволяют количественно оценить самоощущение, уровень активности и настроения спортсменов. Эти параметры критически важны для понимания общего состояния организма, влияющего на спортивные достижения. Ухудшение самочувствия и настроения может свидетельствовать о наличии стресса, тревожности или депрессии, часто связанных с чрезмерным использованием смартфонов. Изменения в этих показателях могут служить ранними индикаторами

психоэмоциональных нарушений, что позволяет своевременно реагировать на потенциальные проблемы.

Шкала оценки субъективных характеристик сна Шпигеля предназначена для оценки качества и характеристик сна, что особенно актуально для спортсменов, так как качество сна напрямую влияет на восстановление.

Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) является диагностическим инструментом для выявления тревожных и депрессивных состояний.

У молодых спортсменов, проводящих много времени со смартфонами, может наблюдаться повышенный уровень тревоги и депрессии, что негативно влияет на производительность и общее благополучие. Этот тест позволяет оценить наличие или отсутствие клинически значимой тревожности и депрессии, что помогает тренерам и психотерапевтам разрабатывать план поддержки и реабилитации.

Опросник для оценки тяжести бессонницы (181) специально разработан для количественной оценки тяжести бессонницы, которая может возникнуть по различным причинам, включая использование смартфонов перед сном.

Высокий уровень бессонницы может влиять на когнитивные функции, эмоциональное состояние и общее качество жизни спортсменов. Этот инструмент помогает выявить степень бессонницы, обеспечивая важные данные для разработки стратегий улучшения сна и коррекции поведения, что необходимо для оптимизации тренировочного процесса и соревнований.

В нашем случае анкетирование студентов представляет собой ключевой инструмент для изучения влияния использования смартфонов на нейропсихологический статус.

Результаты и обсуждение

В проведённом исследовании приняло участие 200 студентов, среди которых было 111 девушек и 89 юношей. Студенты являются учащимися Уральского государственного университета физической культуры. Спорт в их жизни присутствует практически у всех на постоянной основе. Виды спорта достаточно разнообразны - легкая атлетика, хоккей, волейбол, регби, баскетбол, плавание, конькобежный спорт и др. Занимаются профессионально 62% (124 студента) опрошенных, среднее количество тренировок в неделю 4-5.

Все респонденты имели опыт использования смартфонов более 5 лет, что указывает на значительное влияние мобильных технологий на их повседневную жизнь.

Как представлено на рис. 1, наибольшее число студентов проводят за смартфоном более 5 часов в день (59% участников), тогда как 40% используют устройство от 3 до 4 часов, и лишь 1% ограничивается часом.

до часа в день ■ 3-4 часа в день Количество часов использования

смартфона в день

Рис.1. Количество часов в сутки использования смартфонов студентами-

спортсменами

Уровень активности использования смартфонов в выходные дни оказался достаточно однородным: 39% заявили о том, что их использование сохраняется на прежнем уровне, 38% отметили, что используют смартфон меньше, а 22% - больше, указывая на тенденцию к увеличению времени взаимодействия с устройством в свободные дни.

Использование смартфонов в современной жизни стало повседневной практикой, что, в свою очередь, привело к изменениям статической и динамической нагрузки на шейный отдел позвоночника. Научные исследования указывают на значительную взаимосвязь между продолжительностью использования мобильных устройств и возникновением напряжения и скованности в шее.

Использование смартфонов связано с длительными позициями шеи в статическом состоянии, что может приводить к явлению, известному как "текстовая шея" ^ехШеск). Это выражается в чрезмерной гибкости вперед шейного отдела позвоночника, что вызывает дополнительные напряжения в мышцах, связках и суставных структурах данной области. При этом наблюдается увеличение активности мышц-антагонистов, что может приводить к мышечному дисбалансу и, как следствие, к развитию болевых синдромов [8]. Результаты нашего анкетирования показали наличие жалоб на чувство скованности в шее у 31 студента (15%).

х

100% |

01 £

50% ц

0% ° ■ норма

3 3

тревога депрессия

I клинически выраженная

I субклинически выраженная

Рис.2. Результаты тестирования обследуемых по шкале тревоги и депрессии НАОБ Согласно результатам тестирования (рис. 2) по госпитальной шкале тревоги и депрессии (HADS), 45(22,5%) студентов продемонстрировали субклинически выраженную тревогу, а 25(12,5%) респондентов- субклинически выраженную депрессию. Примечательно, что у 10(5%) участников была диагностирована клинически выраженная депрессия, а у 18 (9%) - тревога, что подтверждает важность мониторинга психоэмоционального состояния молодежи, активно использующей мобильные устройства. Это согласуется с существующими научными данными, указывающими на потенциальную связь между длительным использованием смартфонов и повышением уровней тревожности и депрессии [9].

Мы провели анализ (рис.3) наличия субклинически выраженной и клинически выраженной тревоги между двумя группами студентов: тех, кто проводит в смартфоне более 5 часов в день (116 человек), и тех, кто проводит 3-4 часа в день(81 человек).

140

120ш 100 5

80 ь о 60 £

и О)

40

20

I студенты без тревоги

студенты с тревогой

более 5 3-4 часа часов

0

Рис.3. Уровень тревоги студентов в зависимости от времени использования

смартфонов

Исходя из проведенного анализа, студенты, которые используют смартфоны более 5 часов в день, имеют значительно более высокий уровень тревоги по сравнению с теми, кто

использует смартфоны 3-4 часа в день. В частности, 43 студента в первой группе (37 %) проявляют субклиническую или клиническую тревогу, в то время как во второй группе этот показатель составляет 19 студентов (23.5 %). Статистическая значимость: Результаты х2-теста показали, что различия в уровнях тревоги между двумя группами являются статистически значимыми. Значение х2 = 4.467 превышает критическое значение 3.841 при уровне значимости 0.05. Это позволяет заключить, что использование смартфонов в больших объемах (более 5 часов в день) ассоциируется с более высоким риском развития тревожных расстройств.

Анализ данных указывает на наличие значимых различий в уровне тревоги между группами студентов, которые используют смартфоны различное количество времени. Это подчеркивает важность внимания к использованию технологий и их влиянию на психоэмоциональное состояние студентов, а также необходимость создания здоровых привычек в использовании цифровых устройств.

Также мы изучили различия (рис. 4,5) в уровне субклинически выраженной и клинически выраженной тревоги и депрессии между двумя группами студентов (профессионально занимающимися спортом и непрофессионально занимающимися спортом или не занимающимися спортом). Среди профессиональных спортсменов показатели тревоги и депрессии выявлены у 26 и 10 респондентов соответственно(21% и 8%), у студентов, занимающихся спортом непрофессионально, либо с полным отсутствием такового в жизни показатели тревоги и депрессии значительно выше - 37 и 25 человек соответственно(48% и 32%).

Для выявления статистической значимости использовали критерий хи-квадрат (х2).При уровне значимости 0.05 и 1 степени свободы критическое значение х2 приближенно равно 3.84.

Полученные рассчитанные значения по тревоге х2 (17.50) и по депрессии х2 (20.16) значительно превышают критическое значение (3.84), исходя из чего мы можем заключить, что различия в уровне субклинически выраженной и клинически выраженной тревоги и депрессии между профессиональными спортсменами и непрофессиональными спортсменами (или теми, кто не занимается спортом) статистически значимы.

120 100 80

60

о

I-

ш I-

и

40 ш

20 0

проф спортсмены

непроф спортсчмены

I студенты без тревоги

студенты с тревогой

Рис.4. Уровень тревоги студентов в зависимости от занятий спортом

140

120

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

100

О)

80

I-

и

60

I-

и

40

т

20

I студенты без депрессии

студенты с депрессией

проф непроф

спортсмены спортсмены

0

Рис.5. Уровень депрессии студентов в зависимости от занятий спортом.

Эти результаты указывают на то, что уровень тревоги и депрессии у студентов, занимающихся спортом профессионально, отличается от уровня тревоги и депрессии у студентов, не занимающихся спортом, или занимающихся спортом непрофессионально.

Таким образом, существует необходимость в разработке программ психологической поддержки и адаптации для обеих групп студентов, особенно для непрофессиональных спортсменов, которые могут испытывать высокий уровень тревожности и могут иметь различные уровни психоэмоциональных трудностей.

Как представлено на рис. 6, результаты тестирования по шкале САН, показали отсутствие достоверного отличия (р>0,05) самочувствия у пациентов, часто использующих смартфоны и активно не пользующихся ими (норма). .А средние показатели тестирования по шкале активности и настроения у пациентов, часто использующих смартфоны достоверно (р<0,05) снижены в 1,17 и 1,19 раз соответственно.

,5 3

ш

самочувствие активность настроение ■ норма ■ обследуемые

Рис. 6. Результаты тестирования по шкале САН

Эти показатели могут находиться под влиянием психологических факторов, связанных с использованием смартфонов, о чем свидетельствует наличие умеренно выраженных нарушений сна у 117 студентов, выявленных по шкале оценки субъективных характеристик сна Шпигеля.

подпороговая бессоница

клинически выраженная бессоница

Рис. 7. Результаты тестирования с определением индекса тяжести бессонницы (К!)

6

5

4

2

1

0

Как представлено на рис. 7, бессонница встречалась у 55% обследуемых, при этом 41% опрошенных студентов имели подпороговую бессонницу, клинически выраженную бессонницу - 13%и 1% имели тяжёлые нарушения сна. Этим результатам также соответствует ряд исследований, демонстрирующих связь между частым использованием смартфонов перед сном и ухудшением качества сна, что, в свою очередь, может усугублять уровень тревожности и депрессии [10].

Мы объединили нарушения сна - подпороговую бессонницу и клинически выраженную в одну группу и провели анализ статистических различий между студентами профессионально занимающимися спортом и непрофессионально занимающимися спортом или не занимающимися спортом (рис. 8). В первой группе нарушения сна выявлены у 50 (40%) опрошенных, во второй группе -58(76%) человек. Рассчитанное значение х2 (25.17) значительно превышает критическое значение (3.84), что подтверждает наличие статистически значимых различий в уровне инсомнии между профессиональными спортсменами и непрофессиональными спортсменами, (или теми, кто не занимается спортом).

140 120 100 80 60 40 20 0

студенты без инсомнии

студенты с инсомнией

проф спортсмены непроф спортсмены

Рис.8. Уровень инсомнии у студентов в зависимости от занятий спортом

Таким образом, важно учитывать психоэмоциональное состояние обеих групп студентов, поскольку профессиональные спортсмены также могут сталкиваться с уникальными стрессовыми факторами, влияющими на качество их сна.

Заключение

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о наличии взаимосвязи между временем использования смартфонов и психоэмоциональным и нейропсихологическим состоянием студентов.

Высокая продолжительность использования смартфонов может быть связана с повышенными уровнями тревожности и депрессии, а также с нарушениями сна, что требует дальнейших исследований для понимания этих взаимосвязей и разработки рекомендаций по безопасному использованию мобильных технологий.

Статистический анализ показал, что уровень тревоги и депрессии у студентов, занимающихся спортом профессионально, статистически значимо отличается от уровня

тревоги у студентов, не занимающихся спортом или занимающихся спортом непрофессионально. Это может свидетельствовать о том, что профессиональная спортивная деятельность, несмотря на её потенциальные стрессовые факторы, может в определённой степени способствовать формированию эффективных копинг стратегий и способствует развитию устойчивости к депрессивным состояниям, что снижает уровень тревоги и депрессии. В то же время у студентов, не занимающихся спортом, возможно, отсутствуют подобные механизмы, что приводит к повышенному уровню тревожности и психоэмоциональной неустойчивости. На уровне инсомнии результаты также показали, что профессиональные спортсмены имеют статистически значимо более низкие показатели инсомнии. Данный факт может быть объяснён тем, что профессиональные спортсмены имеют более структурированный режим дня и могут применять методики, направленные на оптимизацию качества сна, как часть своей спортивной подготовки.

В совокупности эти тесты позволяют получить целостное представление о нейропсихологических нарушениях у молодых спортсменов, связанных с использованием смартфонов. Они помогают выявить не только текущие психоэмоциональные состояния, но также и потенциальные проблемы со сном, что критически важно для нормализации физического и психического состояния спортсменов. У молодых людей, активно использующих смартфоны, часто наблюдаются нарушения сна, включая бессонницу, что может негативно сказываться на их физической и психологической форме. Поддержание хорошего сна является важным аспектом психического здоровья и физической производительности, и оценка нарушений сна с помощью этих шкал способствует выявлению рисков, связанных с зависимым поведением. Их использование в практике спортивной медицины и психологии может способствовать улучшению не только здоровья, но и спортивных результатов.

Понимание данных взаимосвязей позволит разработать рекомендации по профилактике и управлению этими проблемами, выработать реабилитационные мероприятия, а также содействовать формированию более здорового подхода к использованию мобильных технологий, как в повседневной жизни, так и в спортивной практике.

Список литературы

1. Шейнов В. П. Взаимосвязи зависимости от смартфона с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности: обзор зарубежных исследований. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. № 3. С. 235-253.

2. Alhassan A. A., Alqadhib E. M., Taha N. W., Alahmari R. A., Salam M., Almutairi A. F. The relationship between addiction to smartphone usage and depression among adults: a cross-sectional study. BMC Psychiatry. 2018; 18(1): 148. DOI: 10.1186/sl2888-018-1745-4.

3. Kim E., Koh E. Avoidant attachment and smartphone addiction in college students: the mediating effects of anxiety and self-esteem. Computers in Human Behavior. 2018: 264-271.

4. Cappuccio F. P., Elia L., Strazzullo P. Sleep duration and all-cause mortality: a systematic review and meta-analysis of prospective studies. Sleep Medicine Reviews. 2010: 585592.

5. Curcio G., Ferrara M., De Gennaro L. Sleep loss, learning capacity and academic performance. Sleep Medicine Reviews. 2006: 323-337.

6. Max H., Kaitlyn W., Steven M. A., et al. National Sleep Foundation's sleep time duration recommendations. Sleep Health. 2015: 40-43.

7. Rafique N., Al-Asoom L. I., Alsunni A. A., Saudagar F. N., Almulhim L., Alkaltham G. The impact of mobile device use on subjective sleep quality. Nature and Science of Sleep. 2020: 357-364.

8. Zhuang L., Wang L., Xu D., Wang Z., Liang R. Association between excessive smartphone use and cervical disc degeneration in young patients suffering from chronic neck pain. Journal of Orthopaedic Science. 2021: 110-115. DOI: 10.1016/j.jos.2020.02.009.

9. Twenge J. M., Martin G. N., Campbell W. K. Decreases in psychological well-being among American adolescents after 2012 and links to screen time during the rise of smartphone technology. Emotion. 2018; 18: 765-780.

10. Levenson J. C., Shensa A., Sidani J. E., Colditz J. B., Primack B. A. The association between social media use and sleep disturbance among young adults. Preventive Medicine. 2016: 36-41.

References

1. Sheynov V. P. The relationship between smartphone addiction and psychological and socio-psychological characteristics of personality: a review of foreign studies. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. SeriyaApsihologiyaIpedagogika. 2021; 3: 235-253 [In Russ.].

2. Alhassan A. A., Alqadhib E. M., Taha N. W., Alahmari R. A., Salam M., Almutairi A. F. The relationship between addiction to smartphone usage and depression among adults: a cross-sectional study. BMC Psychiatry. 2018; 18(1): 148. DOI: 10.1186/s12888-018-1745-4.

3. Kim E., Koh E. Avoidant attachment and smartphone addiction in college students: the mediating effects of anxiety and self-esteem. Computers in Human Behavior. 2018: 264-271.

4. Cappuccio F. P., Elia L., Strazzullo P. Sleep duration and all-cause mortality: a systematic review and meta-analysis of prospective studies. Sleep Medicine Reviews. 2010: 585592.

5. Curcio G., Ferrara M., De Gennaro L. Sleep loss, learning capacity and academic performance. Sleep Medicine Reviews. 2006: 323-337.

6. Max H., Kaitlyn W., Steven M. A., et al. National Sleep Foundation's sleep time duration recommendations. Sleep Health. 2015: 40-43.

7. Rafique N., Al-Asoom L. I., Alsunni A. A., Saudagar F. N., Almulhim L., Alkaltham G. The impact of mobile device use on subjective sleep quality. Nature and Science of Sleep. 2020: 357-364.

8. Zhuang L., Wang L., Xu D., Wang Z., Liang R. Association between excessive smartphone use and cervical disc degeneration in young patients suffering from chronic neck pain. Journal of Orthopaedic Science. 2021: 110-115. DOI: 10.1016/j.jos.2020.02.009.

9. Twenge J. M., Martin G. N., Campbell W. K. Decreases in psychological well-being among American adolescents after 2012 and links to screen time during the rise of smartphone technology. Emotion. 2018; 18: 765-780.

10. Levenson J. C., Shensa A., Sidani J. E., Colditz J. B., Primack B. A. The association between social media use and sleep disturbance among young adults. Preventive Medicine. 2016: 36-41.

Статья поступила в редакцию: 06.11.2024

Беседина Елена Александровна - соискатель, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, дом 1, e-mail: doctorhesedinaamail. ru

Сумная Дина Борисовна - доктор медицинских наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, дом 1, e-mail: sumnivda mail.ru

Быков Евгений Витальевич - доктор медицинских наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, дом 1, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.