МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
УДК 340.1:341.123
А. А. Дорская
Влияние правовых традиций России на систему ООН1
В статье рассматривается влияние российских дореволюционных и советских правовых традиций, которые проявлялись в период создания Организации Объединённых Наций. Показано значение правовых традиций России в проведении современных международных конференций ООН по вопросам международного гуманитарного права.
The paper examines the impact of Russian pre-revolutionary and Soviet legal traditions, which were apparent during the creation of the United Nations. The significance of the legal traditions of Russia in conducting modern international UN conferences on international humanitarian law.
Ключевые слова: правовая традиция, Организация Объединенных Наций, агрессия, европейская интеграция, международное гуманитарное право, антигитлеровская коалиция, международная организация.
Key words: the legal tradition of the United Nations, aggression, European integration, international humanitarian law, anti-Hitler coalition, international organization.
Более чем 70-летняя история Организации Объединённых Наций представляет собой сложное сочетание побед и неудач в поддержании мирового порядка. Однако главная задача ООН, безусловно, выполняется. Пусть с большими оговорками (имеется в виду одна из характеристик «холодной войны» как войны США и СССР на территории третьих стран), но глобальная война не состоялась, и усилиями мирового сообщества в определённой мере поддерживаются мирные средства разрешения международных споров.
Российская империя, а затем РСФСР и СССР имели достаточно большой опыт участия в международных организациях, а поэтому к 1940-м гг. сложились определённые правовые традиции, к которым можно было отне-
© Дорская А. А., 2016 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Правовые традиции России и развитие права международных организаций: проблемы взаимовлияния»), проект № 15-03-00255.
176
сти: участие России в решении общеевропейских проблем (Священный союз), поддержание Россией межгосударственных международных организацией, имевших целью расширение информационного пространства и коммуникации между правительствами и народами (Всемирный почтовый союз, созданный в 1874 г. и впоследствии ставший специализированным учреждением ООН), участие в рамках международных организаций в выработке международно-правовых стандартов в социально-экономической сфере (Международная организация труда) и т. д. Нельзя не отнести к российским правовым традициям и мирные средства разрешения международных споров. Достаточно вспомнить, что идея постройки Дворца мира в Гааге, в котором сейчас работают Международный суд ООН и Постоянная палата третейского суда, возникла еще на Первой гаагской конференции мира 1898 г. Дворец был построен в 1907-1913 гг. под патронажем российского императора Николая II и королевы Нидерландов Вильгельмины на деньги американского железнодорожного магната и мецената Э. Карнеги [21, с. 37].
Таким образом, ко времени создания ООН СССР имел как сложившиеся традиции участия в международных организациях, так и особенности собственной правовой традиции, которые должны были проявиться в период участия в деятельности международных органов.
Несмотря на то, что инициаторами Атлантической хартии 1941 г., положившей начало разработки идеи ООН, были президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль, роль СССР в придании ей статуса одного из важнейших международно-правовых документов огромна. Во-первых, США и Великобритания практически сразу сделали запрос об отношении к Хартии Советского Союза, т. е. изначально рассматривали СССР как стратегического партнёра в этом направлении. Во-вторых, Атлантическая хартия имела важное психологическое значение, так как показывала намерения Советского Союза биться с фашизмом до полной победы. Анатолий Андреевич Громыко - известный российский дипломат и учёный, сын министра иностранных дел СССР в 1957-1985 гг. А.А. Громыко отмечает, что «в 1941 г., когда фашистские армии рвались к Москве, а Берлин был уверен в успехе молниеносной войны на Восточном фронте, Советский Союз в Декларации Правительства СССР от 24 сентября 1941 г. о присоединении к Атлантической хартии на Межсоюзной конференции в Лондоне высказал мнение о необходимости определить пути и средства организации международных отношений и послевоенного устройства мира» [10, с. 5]. В-третьих, несмотря на то, что на лондонской конференции для обсуждения Атлантической хартии присутствовали представители СССР, Великобритании, Бельгии, Чехослова-
177
кии, Греции, Польши, Голландии, Норвегии, Югославии, Люксембурга и «Свободной Франции», только Советский Союз выступил со специальной Декларацией, в которой, выразив своё согласие с основными принципами Атлантической хартии, внёс ряд дополнений. Они касались определения характера войны посредством разоблачения агрессивных целей гитлеровского блока и постановки главной задачи - скорейшего и решительного разгрома агрессоров путём мобилизации всех сил и средств.
Идея создания ООН поддерживалась Советским Союзом и в других международно-правовых документах. В частности, в Декларации о дружбе и взаимопомощи между СССР и Польшей от 4 декабря 1941 г., подписанной И. В. Сталиным и главой эмигрантского правительства Польши в Лондоне генералом В. Сикорским, говорилось не только о том, что оба государства будут вести войну до полной победы и окончательного уничтожения немецких захватчиков, но и о необходимости создания после войны международной организации, которая будет представлять собой союз демократических сил.
1 января 1942 г. в Вашингтоне 26 государств (США, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, СССР, Китай, Австралия, Бельгия, Канада, Коста-Рика, Куба, Чехословакия, Доминиканская Республика, Эль-Сальвадор, Греция, Гватемала, Гаити, Гондурас, Индия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Норвегия, Панама, Польша, ЮжноАфриканский Союз и Югославия) подписали Декларацию Объединенных Наций, к которой затем ещё присоединились Мексика, Филиппины, Эфиопия, Ирак, Бразилия, Боливия, Иран, Колумбия, Либерия, Франция, Эквадор, Перу, Чили, Парагвай, Венесуэла, Уругвай, Турция, Египет, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан [3]. В самом тексте Декларации ни слова не говорилось о новой международной организации, но словосочетание «объединённые нации» уже прочно вошло в язык международного общения и стало основной для последующих разработок по вопросам послевоенного мира.
В 1943 г. на Московской конференции министров иностранных дел была принята Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности от 30 октября 1943 г., подписанная СССР, США, Великобританией и Китаем. В ней говорилось о необходимости «учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые» [4].
Со 2 августа по 7 ноября 1944 г. в Думбартон-Оксе (США) проходила конференция по разработке Устава ООН. Необходимо отметить, что в период
178
подготовки и проведения конференции проявилась такая российская правовая традиция, как привлечение к международным конференциям, на которых разрабатывались тексты новых международных договоров, кроме дипломатического корпуса научных работников. Данная традиция зародилась ещё в 1870-е гг. Достаточно вспомнить, что автором проекта Брюссельской декларации о кодификации законов и обычаев войны, которая рассматривалась на Брюссельской конференции 1874 г., являлся Ф. Ф. Мартенс [17], защитивший за год до этого докторскую диссертацию «О консулах и консульской юрисдикции на Востоке» и начавший в 1874 г. издание известного «Собрания трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами» [6]. В Думбартон-Оксе в 1944 г. при разработке проекта Устава ООН также в составе советской делегации наряду с дипломатами работали видные советские юристы-международники профессора С.А. Голунский и С.Б. Крылов [14, с. 86].
10 августа 1944 г. Политбюро ЦК ВКП(б) подготовило директивы советской делегации на переговорах в США. Главное значение придавалось руководящему органу (Совету) международной организации, чьи права и обязанности должны основываться на принципе согласия всех постоянных представителей в нем. Советское правительство предлагало для поддержания безопасности и мира предоставить Совету право использования вооруженных сил, предоставляемых в его распоряжение государствами - членами организации на основе особого соглашения, т. е. это было предложение о создании в будущем миротворческих сил ООН [19, с. 170-171].
В данном случае также можно увидеть российскую традицию, которая начала складываться в царствование Александра I. В статье I Трактате Братского христианского союза от 14 сентября 1815 г. (Священного союза) говорилось, что «соответственно словам Священных Писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы едино-земцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены, для охранения веры, мира и правды» [5, с. 279].
В директивах советской делегации от 10 августа 1944 г. также говорилось о том, что СССР выступает за принцип единогласия всех постоянных членов Совета при решении вопросов, относящихся к предупреждению или осуждению агрессии.
Как известно, выработка понятия «агрессия» в международном праве шла достаточно долго и тяжело. Советские юристы-международники внесли большой вклад в его определение. В частности, на Международной конференции по разоружению в феврале 1933 г. СССР внёс на рассмотрение Декларацию об определении нападающей стороны, в которой под нападающим государством в международном конфликте признавалось то, которое совершит первым одно из следующих действий: «а) которое объявит войну другому государству; Ь) вооруженные силы которого, хотя бы и без объявления войны, вторгнутся на территорию другого государства; с) сухопутные, морские или воздушные силы которого бомбардируют территорию другого государства или сознательно атакуют суда или воздушные суда этого последнего; d) сухопутные, морские или воздушные силы которого будут высажены или введены в пределы другого государства без разрешения правительства последнего или нарушат условия такового разрешения, в частности, в отношении времени или расширения района их пребывания; е) которое установит морскую блокаду берегов или портов другого государства» [12, с.583]. Не встретив активной поддержки, Советский Союз подписал конвенции об определении агрессии на Международной конференции в Лондоне 3-5 июля 1933 г. с Афганистаном, Ираном, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Румынией, Турцией, Чехословакией и Югославией. Как отмечал П.С. Ромашкин, позже советская формула определения агрессии была воспроизведена также в Саадабадском пакте 1937 г. (Турция, Иран, Ирак, Афганистан), в протоколе, подписанном в Буэнос-Айресе в 1936 г. и ряде других международных актов [20].
Над определением агрессии советские юристы работали и в период подготовки к Нюрнбергскому и Токийскому трибуналам, и в более позднее время. Достаточно вспомнить работы К.А. Багиняна [7], А.Ф. Волочкова [9], В.Н. Дурденевского и А.М. Ладыженского [11] и других исследователей. Однако только 14 декабря 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила резолюцией 3314 (ХХ1Х) определение агрессии [2], в котором, безусловно, заметен российский «след».
Параллельно с развитием идеи Организации Объединённых Наций велась работа по оценке возможностей европейского объединения. Возникло две концепции. Первую отстаивали англичане. М.А. Липкин так описывает этот процесс: «Ещё в последние годы войны ... Великобритания активно продвигала идею создания экономических организаций - "скреп" будущей архитектуры послевоенной Европы согласно британскому видению этой будущности. В декабре 1944 - феврале 1945 гг. англичане через своего посла в
180
Москве А.К. Керра и в личных посланиях Д. Бальфура и Д. Уотсона приглашали СССР к участию в англо-американо-советских переговорах о создании Европейского экономического комитета и Европейской угольной организации - своеобразных прообразов будущих "общего рынка" и Европейского объединения угля и стали на межгосударственной, а не наднациональной основе» [16, с. 53]. Причём представителями Великобритании данные органы были заявлены как преемники Администрации помощи и восстановления Объединённых Наций (ЮНРРА) - международной организации, оказавшей экономическую помощь странам, пострадавшим в ходе Второй мировой войны. СССР с 1943 г. участвовал в данной организации вместе с союзниками по Антигитлеровской коалиции, вносил взносы и входил в состав её комитетов. Таким образом, идея «Объединённых Наций» рассматривалась как на универсальном, так и региональном уровнях. Причём европейское объединение могло бы стать основой для расширения и укрепления ООН и её принципов деятельности.
В России существовала традиция рассмотрения вопросов европейской интеграции политиками и юристами. Так, например, один из выдающихся юристов-международников Л.А. Камаровский (1846-1912) в своей книге «О Международном суде», ставшей первой в мире специальной работой по международному правосудию, говорил о варианте создания общеевропейской федерации [13, с. 407]. Позже, в 1915 г., В.И. Ленин написал статью «О лозунге "Соединённые Штаты Европы"» [15]. Однако после 1917 г. данная традиция была прервана, так как после Брестского мира 1918 г. Советская Россия фактически осталась в международной изоляции и мало участвовала в общеевропейской жизни.
В результате всех переговоров, которые велись в годы Второй мировой войны и сразу после неё, СССР отверг британский вариант и сделал ставку на создание другой региональной организации - Европейской экономической комиссии в системе ООН, что серьёзно расходилось с планами США и Великобритании. Затем «холодная война» окончательная развела бывших союзников, расколов Европу на две части.
В современных условиях ООН в своей деятельности продолжает опираться на российские правовые традиции. Так, 23-24 мая 2016 г. по инициативе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в Стамбуле пройдёт Всемирный саммит по гуманитарным вопросам. Такое мероприятие будет проводиться впервые за более чем 70-летнюю историю Организации Объединённых Наций. Причиной созыва саммита является констатация факта, что «мир достиг критической точки. Мы не видели такого масштаба страда-
181
ний со времен Второй мировой войны» [1]. Генеральный секретарь ООН обратился с призывом поддержать пять ключевых направлений в сфере гуманитарной деятельности, среди которых: 1) предотвращение и пресечение конфликтов; 2) соблюдение правил ведения военных действий; 3) никто не должен быть забыт; 4) изменение методов работы для устранения нужды; 5) инвестирование в защиту интересов человечества.
Рассмотрение важнейших гуманитарных вопросов на международных конференциях в рамках международных организаций во многом сложилось благодаря России. Первой попыткой было в 1816 г. предложение российского императора Александра I, обращённое к великим державам, сократить военные силы на началах справедливости и умеренности, что, по его мнению, должно было поднять торговлю и общее благосостояние. В 1898 г., инициировав проведение Первой Гаагской конференции мира, Россия после предварительных переговоров предложила обсудить такие вопросы, как сохранение существующего состава сухопутных и морских вооруженных сил и бюджетов на военные нужды; запрещение вводить в армии и на флоте новое огнестрельное оружие и новые взрывчатые вещества; ограничение употребления в сухопутной войне уже известных разрушительных взрывчатых веществ, а также запрещение использовать метательные снаряды с воздушных шаров или другим подобным способом; запрещение употреблять в морских войнах подводные миноносные лодки; обязательство не строить в будущем военных судов с таранами; применение к морским войнам Женевской конвенции 1864 г. и дополнительных к ней постановлений 1868 г.; заключение взаимного обязательства не увеличивать в течение пяти лет существующего мирного состава их армии в метрополиях и их военных бюджетов; установить на три года норму для морских бюджетов; признание нейтральности судов и шлюпок, которым будет поручено спасание утопающих во время или после морских сражений; принятие начал применения добрых услуг, посредничества и добровольного третейского разбирательства с целью предотвращения вооруженных столкновений между государствами и другие [18]. Как отмечает Р.М. Валеев, эта «программа имела исключительно важное значение для обсуждения участниками конференции, поскольку впервые были поставлены вопросы разоружения, сокращения вооружений, отказ от применения отдельных средств и методов ведения войны, приносящие излишние страдания, а также имеющие неизбирательный характер» [8, с. 3].
Таким образом, российские и советские правовые традиции, безусловно, повлияли как на структуру ООН, так и на принципы её деятельности. Данное влияние стало заметно ещё на этапе создания Организации Объеди-
182
нённых Наций и продолжает сказываться до сих пор. Наибольшее значение для основной международной организации мира имеют такие российские правовые традиции, как обсуждение важнейших вопросов гуманитарного права на международных конференциях, придание ООН безусловного предпочтения по сравнению с региональными международными организациями, детальное определение агрессии на международном уровне.
Список литературы
1. Всемирный саммит по гуманитарным вопросам // Официальный сайт ООН. - URL: http://www.un.org/ru/conf/whs/index.shtml (Дата обращения: 16.05.2016 г.).
2. Определение агрессии утверждено резолюцией 3314 (ХХ1Х) Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 г. // Официальный сайт ООН. - URL: http://www.un.org/ru/conf/whs/index.shtml (Дата обращения: 16.05.2016 г.). http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml
3. Декларация Объединенных Наций от 1 января 1942 г. // Юрид. Россия: фе-дер. правовой портал. - URL:http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1167582 (Дата обращения: 04.05.2016 г.).
4. Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности от 30 октября 1943 года // Петербургский правовой портал. - URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=15217 (Дата обращения: 12.05.2016 г.).
5. Трактат Братского христианского союза от 14 сентября 1815 г. // Полн. собр. законов Российской империи. Собрание I. - СПб., 1830. - Т. XXXIV. - № 25943. -С. 279-280.
6. Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами / сост. Ф.Ф. Мартенс. - СПб.: Тип. М-ва путей сообщения, 1874-1909.
7. Багинян К.А. Агрессия - тягочайшее международное преступление: К вопросу об определении агрессии / отв. ред. А. Н. Трайнин. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 127 с.
8. Валеев Р.М. Историческая роль России в проведении Гаагских конференций мира // История гос-ва и права. - 2009. - № 12. - С. 2-5.
9. Волочков А.Ф. Агрессия как международное преступление: По материалам Нюрнбергского процесса: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1950. - 31 с.
10. Громыко А.А. ООН. История и современность. К 65-летию создания Организации Объединённых Наций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. - 2010. - № 3. - С. 4-28.
11. Дурденевский В.Н., Ладыженский А.М. Агрессия и интервенция на Дальнем Востоке в свете международного права // Сов. гос-во и право. - 1951. - № 2. -С. 53-59.
12. История дипломатии. Том III: Дипломатия на первом этапе общего кризиса капиталистической системы / под ред. А.А. Громыко, И.Н. Земсковой и др. - М.: Изд-во полит. лит., 1965. - 831 с.
13. Камаровский Л.А. О Международном суде. - М., 1881. - 542 с.
14. Кутовой Е.Г. К сотворчеству российской дипломатии и науки // Обозрева-тель-Observer. - 2014. - № 10. - С. 79-97.
15. Ленин В.И. О лозунге «Соединённые Штаты Европы» // Социал-Демократ. - 1915. - № 44. - 23 авг. - URL: https://www.marxists.org/russkij/lemin/1915/08/10a.htm (Дата обращения: 12.05.2016 г.).
16. Липкин М.А. СССР и первые общеевропейские организации: был ли шанс у единой Европы? (1945-1947 гг.) // Нов. ист. вестн. - 2011. - № 28. - С. 52-63.
17. Мартенс Ф.Ф. Брюссельская международная конференция 1874 г. - СПб., 1874. - 52 с.
18. Мультатули П. Император Николай II - инициатор всеобщего разоружения. - URL: http://www.pravoslavie.ru/37473.html (Дата обращения: 14.05.2016 г.).
19. Новиков С.С. Противоречия между СССР и странами Запада при создании ООН (к 70-летию создания Организации) // Вестн. Владимирского юрид. ин-та. -2015. - № 4 (37). - С. 171-178.
20. Ромашкин П.С. Агрессия - тягчайшее преступление против мира и человечества // Сов. гос-во и право. - 1963. - № 1. - С. 55-67 // Юрид. Россия: федер. правовой портал. - URL: http://law.edu.ru/artide/artide.asp?artidero=1145690 (Дата обращения: 14.05.2016 г.).
21. Терновая Л.О., Гольдин Г.Г. Защита прав, свобод и интересов человека в международном праве: история, направления, формы. - М.: Междунар. изд. центр «Этносоциум», 2015. - 428 с.