УДК 378
Vasilieva E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Drawing and Painting Department, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia),
E-mail: vaskrav@bk.ru
Ukolova Yu.I., junior research associate, Mstyora branch of Lacquer Miniature Painting n.a. F.A. Modorov, Higher School of Folk Arts (Academy)
(Mstjora, Vladimirskaya Region, Russia), E-mail: zayceva_j.i@mail.ru
THE INFLUENCE OF THE RULES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AND APPLICATION OF AN INTEGRATIVE APPROACH IN TEACHING ART SUBJECTS ON EFFECTIVE LEARNING IN HIGHER EDUCATION. The article analyzes a problem of training specialists and bachelors of lacquer miniature painting in the field of plastic and fine arts. The authors consider the basic rules for the organization of the educational process, describe the developed requirements for monitoring the implementation of educational tasks of artistic disciplines, given in a number of recommendations for teaching, used in the Higher School of Folk Arts (Academy) and branches. The interrelation of subjects of drawing and painting with composition and design expressed in: coordination of the thematic contents of programs of educational disciplines on studying of objects and application of an associative method of the image at application of the integrative approach in the course of training of future artists of lacquer miniature painting is considered.
Key words: artistic disciplines, integrative approach, theme, learning, image.
Е.И. Васильева, канд. пед. наук, проф. каф. рисунка и живописи, Высшая школа народных искусств (академии), г. Санкт-Петербург,
E-mail: vaskrav@bk.ru
Ю.И. Уколова, мл. научный сотрудник Мстёрского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова, ФГБОУ ВО «Высшая школа
народных искусств» (академия), Мстёра, Владимирская область, Е-mail: zayceva_j.i@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена анализу проблемы подготовки специалистов и бакалавров лаковой миниатюрной живописи в сфере пластических и изобразительных искусств. Авторы рассматривают общие правила по организации учебного процесса, описываются разработанные требования контроля выполнения учебных заданий художественных дисциплин, данные в ряде рекомендаций по преподаванию, применяемые в Высшей школе народных искусств (академии) и филиалах. Рассматривается взаимосвязь предметов рисунка и живописи с композицией и проектированием, выраженная в: согласовании тематического содержания программ учебных дисциплин по изучению объектов и применение ассоциативного метода изображения образа при применении интегративно-го подхода в процессе обучения будущих художников лаковой миниатюрной живописи.
Ключевые слова: художественные дисциплины, интегративный подход, тема, обучение, изображение.
Проблемы современного высшего образования в сфере пластических и изобразительных искусств, проявляются и при подготовке специалистов и бакалавров лаковой миниатюрной живописи. Актуальными остаются проблемы преподавания рисунка и живописи наряду с профильными предметами проектированием, общей композицией. «Современные требования диктуют применение новых технологий в процессе обучения студентов различных профилей подготовки в системе высшего образования» [1, с. 88].
Исследование и разработка новых подходов к обучению - это способ определения современных направлений содержания в сфере профессиональной подготовки, который представляет для педагогов не только практический, но и научный интерес. «Сфера образования формирует разноплановые способы организации педагогической деятельности различного направления, где необходимо развитие новых педагогических идей, нацеленных на повышение уровня знаний, умений и способности к самообразованию у обучающегося, как субъекта образовательного процесса» [2, с. 83].
Президент Высшей школы народных искусств (академии) В.Ф. Максимович считает, что для улучшения качества высшего образования требуется модернизация учебной программы. «Перед педагогической наукой стоят задачи усиления комплексных научных исследований в вопросах повышения качества подготовки специалистов в области народных художественных промыслов, поиск новых форм и методов» [3, с. 18].
«Базируясь на опыте русской и европейской художественных школ в применении традиционных подходов, педагогических методов, остаётся необходимость углубления в требования специфики конкретной специализации и применение современных технологий в обучении студентов» [1, с. 88].
Современные проблемы преподавания художественных дисциплин в системе высшего образования выражаются в том, что подход в обучении студентов различных специализаций зачастую остаётся традиционным. Говоря о традиционном подходе в преподавании, например, рисунка и живописи, мы имеем в виду академический, при котором достигается результат реалистического изображения с натуры.
Профессор русской академической школы, построенной на системном академическом подходе М.Д. Бернштейн описывал основные установки, обеспечивающие высокое качество обучения рисунку, которые выражаются в «развитии творческих способностей на основе познавательного, активного восприятия действительности и явлений природы» [4, с. 3].
Перед преподавателями ставятся вопросы, касающиеся содержания программ и методик преподавания художественных дисциплин будущим художникам. «Модернизация высшего образования является неотъемлемой частью развития современного общества и ставит задачу соответствия содержания
образовательных программ новым требованиям, улучшения качества обучения будущих специалистов» [5, с. 67].
«Важной задачей образования в сфере декоративно-прикладного искусства, становится повышения качества профессиональных компетенций будущих художников, что требует разноплановых способов организации педагогической деятельности» [6, с. 6]. Эффективность организации процесса обучения в системе высшего образования зависит и от взаимодействия кафедр выпускающих с преподаванием других учебных дисциплин.
Организация процесса обучения в сфере высшего образования для будущих художников требует направленности на определённый профиль. «Остаётся необходимость согласованности по темам содержания программ художественных дисциплин и профильных предметов» [1, с. 88].
Выполнение ряда требований организации и контроля процесса обучения, согласование сроков выполнения тем с выпускающими кафедрами, взаимодействие педагогов художественных и специальных дисциплин, укрепление междисциплинарных связей, выраженное в тематическом содержании с профильными предметами, повышает эффективность обучения рисунку, живописи, композиции. Применение интегративного подхода преподавания художественных дисциплин может стать одним из составляющих способов способных влиять на качество обучения лаковой миниатюрной живописи на всех уровнях высшего образования.
На XXIV Международной научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития», которая состоялась в ноябре 2018 года в Санкт-Петербурге прозвучал доклад Ю.И. Уколовой, который осветил процесс и результаты педагогического эксперимента по внедрению интегративного подхода преподавания художественных дисциплин в институте лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова.
При подготовке бакалавров по профилю художественная роспись - мстёр-ская лаковая миниатюрная живопись, Мстёрский филиал ВШНИ столкнулся с научными и практическими трудностями в области педагогической взаимосвязи между художественной и проектной деятельностью. Данные трудности выражались в недостаточном уровне развития навыков у студентов при проектировании, по применению умений трансформировать и компоновать объекты декоративно ранее изображенной действительности реалистическим способом.
На учебной дисциплине «Проектирование» будущие бакалавры должны овладеть высоким уровнем знаний применения умений и навыков академического и декоративного рисунка по профилю подготовки. Однако, изучение содержания образовательных программ учебных дисциплинам, а также сопоставление практических результатов выполнения проектной графики с современными требованиями подготовки студентов на всех уровнях высшего образования показали не-
достаточный уровень тематической и стилистической связи учебных дисциплин «Декоративный рисунок» и «Проектирование».
На базе проведенных научно-теоретических исследований внутри Мстёр-ского филиала ВШНИ, была выдвинута гипотеза о возможности повышении качества эффективности обучения на ступени высшего образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи, путем усиления взаимосвязей художественной и проектной деятельности, при внедрении интегративного подхода в педагогический процесс.
«Исследуемая проблема повышения качества образования и необходимость использования интегративного подхода, обусловлена объективно существующим характером всего педагогического процесса. Это обусловлено возрастанием комплексных проблем, решение которых возможно только на междисциплинарном уровне» [7, с. 74].
Реализация интегративного подхода, как способа, повышения качества обучения будущих бакалавров, сопряжена с противоречиями:
• взаимодействие художественной и проектной деятельности существует, но не учитывается в содержании и совершенствовании мастерства;
• противоречия между новыми требованиями обучения и традиционными подходами выявляют проблему внедрения инноваций в образовании;
• необходимость создания целостного непрерывного научно-практического опыта интегративного подхода.
Однако эффективность подготовки бакалавров лаковой миниатюры мстёрской живописи будет достигнута при соблюдении определенных условии:
• изучены исторические хронологии и учтены региональные особенности;
• определены основы методологии технологического и художественного содержания высшего образования лаковой миниатюры мстёрской живописи;
• выстроен процесс образования с учётом тематического соответствия отраженного в программах учебных дисциплин.
Назревшая необходимость усиления педагогических мер организации художественной, проектной и творческой деятельности студентов привела к тому, что в 2017 году руководством Мстёрского филиала ВШНИ была поставлена задача - разработать экспериментальные творческие задания по самостоятельной работе, связывающие художественные дисциплины с профилирующими. Был внедрен экспериментальный комплекс учебных заданий, ориентированный на творческий подход с целью повышения исполнительского мастерства и способствующий формированию профессиональных навыков проектирования у будущих бакалавров.
Экспериментальный комплекс был разработан как сопряженный процесс для повышения качества обучения студентов проектной деятельности. Результаты проводимого эксперимента могут быть интегрированы в целях развитие навыков стилизации реалистического изображения у студентов при обучении академическому и декоративному рисунку.
Взаимосвязь предметов рисунка и живописи с композицией и проектированием в университетском комплексе ВШНИ выражается в согласовании тематического содержания программ учебных дисциплин по изучению объектов и применение ассоциативного метода обучения изображения художественного образа в процессе обучения будущих художников лаковой миниатюрной живописи.
Наиболее значимый способ декоративного преобразования изображения объектов в традиционном прикладном искусстве - ассоциативный. Применение ассоциативного метода обучения при создании условного изображения художественного образа основанного на принципе исключения некоторых признаков формы объекта, тогда как определённые черты комбинируются между собой, выражая «характерные признаки произведений традиционного прикладного искусства с элементами узнаваемости некоторых черт прообраза, которые являются важнейшими частями восприятия формы» [8, с. 10].
Для достижения эффективности преподавания художественных дисциплин в Высшей школе народных искусств (академии) и филиалах проводится эксперимент внедрения интегративного подхода для специалистов и бакалавров лаковой миниатюрной живописи. Разработаны правила по организации, применяются общие требования контроля процесса обучения, выраженные в ряде рекомендаций преподавания, такие как:
• Рекомендации поэтапной работы над темой;
• Правила живописного изображения;
• Требования при живописном изображении;
• Рекомендации при живописном изображении с натуры по этапам.
• Рекомендации по технике кистевого черно-красного рисунка
Рекомендации поэтапной работы над темой
Рекомендуется выполнение упражнений, направленное на обеспечение полноценного освоения поэтапной работы над темой. Раскрытие содержание темы необходимо реализовывать вначале теоретически, способом анализа объектов для изучения составляющих постановку художественной дисциплины или образов и явлений, когда рассматривается профильные предмет, а затем практически применяя художественно-пластические средства изображения.
Выполнять работу над темой следует последовательно - по стадиям.
I - исследовательская включает: изучение аналогов работ по теме, студенческих работ из методического фонда; исполнение реплик аналогов; выполнение упражнений копирования фрагментов.
II - поисковая включает: выполнение серии эскизов (композиционного, конструктивного, светотеневого, тонального, цветового, декоративного); анализ и обсуждение результата поиска раскрытия темы в предварительных эскизах; выбор наиболее композиционно удачных и художественно выразительных решений; компоновка утверждённого эскиза в заданном формате или по выбору (в соответствии с заданием), точная отрисовка эскиза в формате основы.
III - подготовительная включает: выбор основ, инструментов, материалов; подготовку основы (обработка, растяжка, проклейка, грунтовка, тонировка, им-бриматура); выполнение ахроматических, колористических растяжек.
IV - исполнительная включает: поэтапное выполнение учебной работы по теме на основе; применение изобразительной грамоты для выражения темы; закрепление навыков живописного мастерства, в процессе исполнения.
V - завершающая включает: анализ и обсуждение результата исполнения темы; выявление недочётов и недостатков; определение технологий для исправлений ошибок; применение способов выделения акцентов; использование приёмов раскрытия нюансов.
VI - итоговая включает: просмотр и обсуждение исполнения темы; анализ процесса выполнения работы; выводы по итогам раскрытия темы; применение приобретенных знаний, умений, навыков в дальнейшей учебной, творческой, профессиональной деятельности художника ТПИ.
Правила живописного изображения
Правила живописного изображением с натуры могут быть рассмотрены на примере программ учебных дисциплин разных уровней образования таких как: «Живопись», «Академическая живопись», «Декоративная живопись».
Задания разделов программ распределяются в строгой последовательности от изучения основных объемных форм: геометрических фигур, предметов быта, цветов и плодов растений, гипсовых рельефов растений, чучел птиц и животных, человека. На примере раздела программы «Тематический натюрморт» дается понятие натурного реалистического изображения, применение линейной перспективы и декоративно-композиционного решения. Необходим контроль соблюдения студентами правил последовательного выполнения как изображения с натуры, так и его стилизацию.
В процессе обучения закрепляются знания композиции, изображение объектов в заданном формате, моделирования формы при помощи цвето-тональных отношений, имитирование фактур живописными приёмами, изображение плановости постановки с учётом и световоздушной перспективы.
Интегрированное изучение по темам изображения тематического натюрморта, человека в костюме и создание композиций декоративного решения изученной натурной постановки, соотнесённое в программах художественных и профильных дисциплин, имеет определяющее значение в обучении будущих художников ТПИ.
Требования при живописном изображении
Общие требования живописного изображения относятся, как к профильным предметам, так и при обучении живописи на всех уровнях образования. Педагогам рекомендуется обучить студентов придерживаться ряда требований, основанных на знаниях терминологии, основах изобразительной грамоты.
• Понимание определений: ахроматические цвета, монохромности, «триады» - трех основных, хроматических цветов и практическом применении этих знаний при практическом выполнении заданий.
• Владение основами изобразительной грамоты: масштаба, пропорций, контраста, ритма, движения позволяет выполнять композиционные задачи.
• Использование средств изображения: разнохарактерные точки, разнообразные линии, первоформы и силуэты направленно на применение знаний о первоэлементах.
• Определение средств художественной выразительности: тональный и цветовой контрасты, пятно, колорит способствуют анализу эскизов.
• Применение основ изобразительной грамоты: соблюдение требований компоновки изображения в заданных или произвольных форматах, для вариативного выполнения эскизов и основного задания.
Рекомендации при живописном изображении с натуры по этапам
• Начало работы: разобрать характер постановки по содержанию, тональности, колориту; провести конструктивный анализ; проанализировать пластику модели, применяя знания анатомического строения.
• Пропорциональное изображение: применить способ измерения основных пропорций; выполнить линейно-конструктивное построение.
• Цвето-тональное изображение: определить источник освещения, его характер, направление, интенсивность; выявить общие цвето-тональные отношения; моделировать форму цветом и тоном.
• Ведение работы: распределить интенсивность контрастов между светлыми и темными, холодными и тёплыми; определить нюансы цветового строя; расставить акценты на главном, используя дополнительные контрасты противоположных цветов.
• Завершение работы: подчеркнуть детали; обобщить изображение по тональности; выявить плановость; достигнуть цельности колорита.
• Работа над ошибками: проанализировать изображение, сравнивая с натурой; выявить ошибки, несоответствия; выполнить исправления и уточнения.
Трансформация и стилизация фигуры человека выполняется путем выполнения набросков с живой натуры с последующей переработкой в технике кисте-
вого черно-красного рисунка - «прориси». Нами сформулированы определения, некоторых специфических терминов, выражающих определённые технологические приёмы в лаковой миниатюре:
• «инокопь» или «асист» - метод наложения светоносных линий на стилизованную фигуру или окружения в иконописном стиле в различном виде лаковой миниатюрной живописи;
• «оживки», именуемые в разных регионах «пробела» или «отметки» -самые светоносные части, которые в различных видах лаковой миниатюрной живописи, имитирующие блики.
Рекомендации по технике кистевого черно-красного рисунка
Этапы выполнения стилизации и трансформации при изображении фигуры человека в стилистике лаковой миниатюрной живописи:
• уменьшения натуралистичного изображения формата А-4 в 10 раз;
• изменения изображения до вытянутых пропорций, приближая образ к иконописным аналогам;
• преобразование изображения одежд, складок, ритмики, пластики приближенной стилистике определённого вида ТПИ;
• выполнение кистью прописи стилизованного образа обрисовкой контура усиленными графическими линиями, прописью складок одежды в три приема ведения линии (тонкая - сходящая на «нет», средняя - усиленная по тону, показывающая пластику движения фигуры и складок, теневая - «удар», обостряющая и подчеркивающая стилизацию);
• выполнения «притенения» по контору и самым глубоким складкам и изгибам выполняется в три приема - путем мягкого перехода от света к тени «живописными плавями»);
• выявления светоносных частей красными графическими линиями «ино-копью», написанными в три приема по аналогии с пропись складок, где «удар» является уже самой светоносной частью - «оживкой».
Особенностью преподавания художественных дисциплин студентам различных профилей является её направленность на конкретный вид традиционного прикладного искусства, которые выражаются в «приёмах декоративной переработки, стилизации и трансформации форм изображаемых объектов, продиктованные технологиями обработки изделий, техниками декорирования, художественными средствами» [1, с. 89].
По убеждению В.Ф. Максимович преподаватель обязан владеть своим предметом безукоризненно «он должен освоить его как органическую часть целого, иначе неосуществимо преподавание всех предметов художественного цикла на едином основании» [9, с. 162].
Рассматривая результаты педагогической деятельности преподавателей, профессиональные позиции заведующих кафедрами, директоров филиалов, «большинство из которых являются выпускниками ВШНИ (академии) видна их нацеленность на сохранение традиций и модернизацию образования» [1, с. 88].
Библиографический список
Заведующая кафедрой лаковой миниатюрной живописи Ю.А. Бесшапошникова считает, что «Построение модели художественно-технологического содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи будет выявлять неточности и определять новые аспекты реализации содержания образования» [10, с. 89].
Директор Мстёрского филиала П.В. Гусева отмечает, что выполняя коллективную дипломную работу росписи иконостаса, «студенты в свои иконы переносили не все элементы от старых мастеров Палеха. Шла творческая работа по переосмыслению, переработке, отбору характерных черт, соответствующих стилистическим задачам творческому замыслу» [11, с. 92].
Рассмотренный интегративный подход позволяет решать комплекс организационных задач преподавания блока художественных дисциплин обучение бакалавров проектированию творческих композиций и расширяет педагогические возможности, повышения эффективности обучения будущих художников. Экспериментальные занятия плодотворно влияют на процесс обучения, организацию учебной, творческой и воспитательной деятельности.
«Интегративный подход не является универсальным методом реализации качества профессионального образования, но его применение позволяет повысить уровень подготовки будущих бакалавров в области лаковой миниатюрной живописи» [9, с. 49]. Основанный на ассоциативном способе выполнения заданий по изображению человека, интегративный подход, расширяет пластические возможности выражения художественного образа, позволяет передать специфику профиля подготовки специалиста.
Учитывая педагогический опыт преподавания художественных дисциплин в Высшей школе народных искусств (академии) и анализируя результаты обучения студентов в филиалах можно сделать основные выводы, что для достижения цели - эффективной подготовки будущего специалиста и бакалавра к творческой деятельности будет обеспечена при условии соблюдения:
• согласования тематики содержания программ художественных и профильных дисциплин;
• следования активному внедрению в образовательный процесс интегра-тивного подхода;
• повышению эффективности обучения, применяя ряд организационных мер и требований организации и контроля образовательного процесса.
Педагогический эксперимент в Высшей школе народных искусств (академии) и филиалах применения интегративного подхода преподавания художественных дисциплин, согласования тем и методов с профильными предметами, направленное на раскрытие характерных черт конкретного вида традиционных художественных промыслов, в частности, лаковой миниатюрной живописи Мстёры, продолжается, а его результаты будут освещаться в следующих публикациях.
1. Васильева Е.И., Кравцов Д.В., Левданская Ю.А. Современные проблемы преподавания художественных дисциплин студентам различных специализаций в системе высшего образования. Научное мнение. 2018; 11: 87 - 91.
2. Фомина С.Н. Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов по работе с молодёжью. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2015.
3. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Москва: 2000: 162.
4. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. Москва: 1940: 162.
5. Васильева Е.И., Кравцов Д.В., Смекалова А.А. Применение способа систематизации междисциплинарных связей в процессе обучения студентов декоративно-прикладного искусства. Научное мнение. 2017; 10: 67 - 70.
6. Максимович В.Ф. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов - приоритет государственной культурной политики. Декоративно-прикладное искусство и образование. Сетевой электронный научный журнал. 2018; 2 (24): 4 - 12.
7. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.
8. Серов П.Е. Декоративная живопись. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017: 108.
9. Федотова О.В. Современные проблемы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства России и пути их решения. Монография. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016: 123.
10. Бесшапошникова Ю.А. Модель системы художественно-технологического содержания профессионального образования в области лаковой миниатюрной живописи. Научное мнение. 2016; 16: 89 - 95.
11. Гусева П.В. Создание иконостаса домовой церкви как фактор совершенствования профессионального образования в иконописи: монография. Санкт-Петербург: ВШНИ: 100.
References
1. Vasil'eva E.I., Kravcov D.V., Levdanskaya Yu.A. Sovremennye problemy prepodavaniya hudozhestvennyh disciplin studentam razlichnyh specializacij v sisteme vysshego obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2018; 11: 87 - 91.
2. Fomina S.N. Integrativnyjpodhod kprofessional'nojpodgotovke v vuze specialistovporabotes molodezh'yu. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.
3. Maksimovich V.F. Tradicionnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo iobrazovanie. Moskva: 2000: 162.
4. Bernshtejn M.D. Problemy uchebnogo risunka. Moskva: 1940: 162.
5. Vasil'eva E.I., Kravcov D.V., Smekalova A.A. Primenenie sposoba sistematizacii mezhdisciplinarnyh svyazej v processe obucheniya studentov dekorativno-prikladnogo iskusstva. Nauchnoe mnenie. 2017; 10: 67 - 70.
6. Maksimovich V.F. Sohranenie, vozrozhdenie i razvitie narodnyh hudozhestvennyh promyslov - prioritet gosudarstvennoj kul'turnoj politiki. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. Setevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018; 2 (24): 4 - 12.
7. Lomakin M.O. Dekorativnyjrisunok vpodgotovkebakalavrovpokonkretnym vidam tradicionnogoprikladnogoiskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.
8. Serov P.E. Dekorativnaya zhivopis'. Sankt-Peterburg: VShNI, 2017: 108.
9. Fedotova O.V. Sovremennye problemy professional'nogo obrazovaniya v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva Rossii i puti ih resheniya. Monografiya. Sankt-Peterburg: VShNI, 2016: 123.
10. Besshaposhnikova Yu.A. Model' sistemy hudozhestvenno-tehnologicheskogo soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya v oblasti lakovoj miniatyurnoj zhivopisi. Nauchnoe mnenie. 2016; 16: 89 - 95.
11. Guseva P.V. Sozdanie ikonostasa domovojcerkvikak faktor sovershenstvovaniya professional'nogo obrazovaniya v ikonopisi: monografiya. Sankt-Peterburg: VShNI: 100.
Статья поступила в редакцию 01.02.19
УДК 378
Drakina I.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector on Methodical Work of Higher School of Folk arts (Academy) (St. Petersburg, Russia),
E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru
ACTUALIZATION OF PROBLEMS OF FORMATION OF REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL AND PUBLIC ASSESSMENT OF QUALITY. In modern conditions, education is actively positioning itself as a socio-cultural and socio-economic system, organically linked to professional standards. The article deals with problems of integration of educational and professional standards that affect the quality of training of students and graduates studying in the conditions of formation and development of modern quality system. This system is based not only on the developed theoretical basis from the standpoint of a systematic approach, the functioning and development of educational systems, the methodology of evaluation of objects as participants of the educational process, the theoretical foundations of pedagogical measurements and innovative methods of quality management of vocational education, but also from the standpoint of practical experience in the procedure of professional and public accreditation of educational programs.
Key words: higher education, secondary vocational education, quality system, professional and public accreditation, professional standard.
И.К. Дракина, д-р пед. наук, проф., проректор по методической работе, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,
E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
В условиях современности образование активно позиционирует себя в качестве социально-культурной и социально-экономической системы, органично связанной с профессиональными стандартами. В статье рассмотрены проблемы интеграции образовательных и профессиональных стандартов, оказывающих влияние на качество подготовки студентов и выпускников, обучающихся в условиях становления и развития современной системы качества; данная система базируется не только на разработанной теоретической основе с позиции системного подхода, функционирования и развития образовательных систем, методология оценивания объектов в качестве участников образовательного процесса, теоретических основ педагогических измерений и инновационных методов управления качеством профессионального образования, но и с позиции практического опыта в процедуре проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Ключевые слова: высшее образование, среднее профессиональное образование, система качества, профессионально-общественная аккредитация, профессиональный стандарт.
В современных условиях образование все более активно позиционирует себя в качестве социально-культурной и социально-экономической системы, органично связанной с профессиональными стандартами. От эффективности работы, созданной таким образом интегрированной системы обучения и подготовки кадров, зависят показатели качества жизни, уровня развития регионов Российской Федерации, её конкурентоспособности и международного авторитета. В связи с этим повышение качества образования выступает основным направлением государственной политики в области образования. В стратегии развития оценки качества российского образования ключевая роль отводится региональным системам внешней оценки качества через введенную в 2012 году профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Данная процедура позволяет получить на основе комплексного анализа функционирования образовательных программ с участием сферы труда, высокую объективность и обоснованность выводов о качестве высшего и среднего профессионального образования в регионе, представить информационный ресурс для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
В настоящее время активно разрабатываются подходы к определению качества образования через процедурные мероприятия профессионально-общественной аккредитации, исследуются различные её аспекты, индикаторы и показатели. Вместе с тем еще не сложилось единого мнения о критериях качества образования и методах его внешней оценки. Необходимо найти баланс между перспективными подходами к измерению качества образования, исследовать причины и характер его изменения, а также разработать концептуальные модели и технологии его эффективного внешнего оценивания сферы образования сферой труда.
Профессионально-общественная система оценки качества профессионального образования начинает только складываться, поэтому многие аспекты её деятельности еще не нашли должного научно-теоретического и практического осмысления. Так, остаются неразработанными механизмы внешнего оценивания качества образовательных результатов студентов и выпускников, образовательных программ, качества функционирования образовательных систем федерального, регионального и муниципального уровня, учета всего многообразия их деятельности; обеспечения прозрачности деятельности органов управления образованием, полноты и доступности информации для всех социальных партнеров системы образования. Сложность заключается в несопоставимости, разнородности показателей качества высшего и среднего профессионального образования в образовательных системах различного уровня, находящихся в независящих от них и существенно отличающихся условиях. Несовершенство модели внешней оценки качества профессионального образования федерального уровня инициирует необходимость её разработки на уровне региона.
В научной литературе достаточно глубоко разработаны общая теория систем и специфика системного похода, влияющего на оценку качества образования (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Бепалько, В.Н. Волков, Б.К. Коломейц, Ф.Ф. Королев, С.В. Кузнецов, И.С. Ладенко, В.Н. Садовский, ГП. Щедровиц-кий.); функционирование и развитие образовательных систем (Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, В.В. Сериков, А.И. Субет-
то); методология оценивания объектов образовательных систем (Б.П Ананьев,
A.А. Бодалев, А.Н. Батурин, А.П Доманов, А.И. Захарова, ПН. Мотова, В.П На-воднов, А.М. Новиков); проблемы управления качеством образования на региональном и муниципальном уровня (В. Аверкин, И.И. Калина, С. Репина, И. Шалаев, П. Швецова ).
Теоретические основы педагогических измерений и инновационные методы управления качеством образования отражены в трудах А.Е. Бахмутского, В.А. Болотова, ПС. Ковалевой, Н.П. Корнещук, А.Н. Майорова, А.О. Татур, В.А. Хлебникова.
Компьютеризация оценочных процессов современных контрольно-оценочных систем исследована В.Н. Крюковым, П.Д. Лебедевым, В.И. Нардюжевым,
B.В. Петрусинским, А.О. Сергеевым, А.Н. Тихоновым.
Методы количественной оценки качества объектов образовательных систем исследуются как зарубежными (Р. Аткинсон, П. Бауэр, Э. Кроттерс, Дж. Стэнли), так и отечественными учеными (С.И. Архангельский, И.Б. Ительсон, М.М. Поташник, А.М. Сохор, Е.В. Яковлева).
Контекст оценивания, связанный с мониторингом качества образования и учетом опыта международных оценочных систем, представлен в трудах Н.Н. Бу-лынского, Н.Ф. Ефремовой, Э.Л. Красновского, А.А. Макарова, Е.И. Михайловой.
Теоретические основы развития региональных систем образования, особенности оценочных систем, характерные для ряда регионов России, нашли свое отражение в трудах Д.А. Данилова, Д.Ц. Дугаровой, А.А. Пригорьевой, Н.М. Швецова.
Основной социальный эффект профессионально-общественной оценки качества профессионального образования в регионе заключается в социальной направленности образовательной политики; проводимой в соответствии с профессиональными стандартами, влияющих на модернизацию целей и содержание деятельности образовательных учреждений и административных структур региональных систем профессионального образования; их ориентации на деятельность, соответствующую профессиональным потребностям личности, трудового общества и прогрессивным тенденциям социокультурного и экономического развития региона [1].
Под качеством профессионального образования в контексте поставленной проблемы следует понимать совокупность тех образовательных результатов и необходимых условий, которые обеспечивают успешную профессиональную социализацию студентов и выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования. Соответственно характеристиками качества профессионального образования выступают: качество образования как система (доступность, непрерывность, открытость); качество образования как процесс (условия реализации образовательных программ, соответствующих профессиональным стандартам различного уровня и направленности, ресурсное обеспечение образовательных процессов (кадровых, финансово - экономических, материально - технических, учебно-материальных, информационных), профессиональная компетентность педагогических и научно-педагогических кадров, эффективные средства обучения); качество образования как ценность (востребованность образования со стороны сферы труда, сохранение традиций, воспро-