Научная статья на тему 'Влияние передаточного числа трансмиссии на энергозатраты трактора ЛХТ-100'

Влияние передаточного числа трансмиссии на энергозатраты трактора ЛХТ-100 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
103
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние передаточного числа трансмиссии на энергозатраты трактора ЛХТ-100»

СОЭКСПЛУАТАЦИЯ

УДК. 629.114.2.001.24

В.П. Антипин, Е.Н. Власов, Г.В. Каршев, К.С. Щеголев

ВЛИЯНИЕ ПЕРЕДАТОЧНОГО ЧИСЛА ТРАНСМИССИИ НА ЭНЕРГОЗАТРАТЫ ТРАКТОРА ЛХТ-100

Получены аналитические выражения, устанавливающие взаимосвязь конструктивных параметров трактора и динамических характеристик двигателя, их влияние на энергозатраты на неустановившихся режимах.

Ключевые слова: трактор, расход, топливо, двигатель, трансмиссия, неустановившийся режим, касательная сила тяги, мощность, сопротивление движению.

При проектировании лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов количество передач и их передаточные числа подбирают исходя из заданных значений скорости движения v трактора и касательной силы тяги Рк. При этом не корректируют передаточные числа трансмиссии /т в зависимости от величины энергозатрат - мощности Ne, часового В и удельного ge расходов топлива с учетом неустановившихся нагрузочного и скоростного режимов работы трактора. Это объясняется рядом причин:

- отсутствием отработанных методик расчета, учитывающих конструктивные параметры трактора, возможные неустановившиеся нагрузочные и скоростные режимы, характеристики макро- и микрорельефа местности;

- отсутствием ГОСТа на динамические характеристики двигателей внутреннего сгорания.

Известны следующие выражения: часового расхода топлива двигателем [4]:

В = З,б£ц7дсй/(ЯТД); (1)

цикловой подачи топлива:

g^n^Mji^Hj^-, (2)

индикаторной мощности двигателя:

У; - MjG) ~ оз(Ме +МЖП) (3)

и эффективного крутящего момента, развиваемого двигателем:

где /д, тд - количество цилиндров и тактность двигателя соответственно; ю - угловая частота вращения коленчатого вала; П - индикаторный к.п.д. двигателя; Ни - низшая теплотворная способность топлива; R - радиус ведущей звездочки (колеса) трактора; Пт - к.п.д. трансмиссии; Пдж - к.п.д. движителя; Мм.п - момент механических потерь в парах трения двигателя,

Мм=Га/д(0,8 + 0Д7/77)/Тд,

где Vh - рабочий объем одного цилиндра двигателя; r - радиус кривошипа коленчатого вала; n - частота вращения коленчатого вала.

Рассмотрим работу трактора с плугом. С учетом формулы акад. В.П. Горячкина [1] и динамической составляющей нагрузки от угловых колебаний корпуса трактора Qx(0 выражение касательной силы тяги можно записать так:

Р* =g[(mт +mm)sina + /TKmT cosa] + (mT +

at

+ mmgfT,e + knab + %аЫ2 + /„0(0, (5)

где тт - масса трактора; тпл - масса плуга;

а - угол подъема поверхности движения трактора; /к - коэффициент сопротивления качению трактора; /с - коэффициент, учитывающий трение поверхности плуга о дно и стенку борозды; кп - удельное сопротивление почвы; a - глубина обработки почвы; b - ширина захвата плуга; - коэффициент динамичности, зависящий от формы отвала и свойств почвы; g - ускорение свободного падения. Выразим скорость движения трактора через частоту вращения n коленчатого вала двигателя и передаточное число трансмиссии /т: у=лЛзп/(30/т). Решая совместно уравнения (1)-(5), находим:

В - часовой расход топлива при работе трактора на пахоте:

{. Кз" [К + muii sin а + fTKmTg cosa + +kncib +

30iq>.#„ iTr\Tr\

í o ^ Till,

ша/ т.с

T ' IДЖ

30/Tr|Trj

т 1ДЖ y

Zpbn2 + («7T + «7m)+ [^i(0,8 + 0,11 rn) + /TK0(OM; (6) at т„

N - затраты мощности:

N, =

Till, п

307ТГ|ТГ|

[(тт +mnn)gsina + /T_KmTgcosa + mniIg/;x +knab +

tíR,

Т IT I дж 2

tybn* + («7Т + «7m) ■—] + Н^- (0,8 + 0,17/77) + /ткО(0]и. (7) dt т

В целях исследования влияния неустановившихся режимов на энергозатраты запишем уравнения (5)-(7) в приращениях во времени t и, используя преобразования Лапласа, представим в операторном виде. Исходя из понятия передаточной функции [3], разделив левую и правую части выражений на преобразованную по Лапласу переменную составляющую нагрузки zB(s) на ведущей звездочке трактора, получим следующие выражения: Wp (s) - касательной силы тяги:

Р (s) е —

WPv № = ^ТТ = + '"гш) sin а + fTKmT cosa _+ fTXQ(s) +

zH(s) s

1

(mrmSfT.o+knab) + 2

V30/Ty

tfibnJJ(s) + — iTR3 (mT + )sU(s)-, (8)

WB (s) - часового расхода топлива:

jjr , ч B(s) 3,6я R3

WB (s) = —7T = ™—7Г {--+ mim )g sin a + fT KmTg cosa +

ZH(5) 30Л,Я„ /тЛтПдж

(

KR

^aö/70- + (|ИТ + 1ИШ )(Ф + )]С/(5) +

+ [^А(0,8 + 0,34 г/7 0) + /т

тд

Ww (s) - затрат мощности:

(9)

-[(«7Т + «7Ш )g sm a + /T.K«7Tg cosa + +

T IТ Iдж

(

+ к„ab + 3

7ГД

Ч30гтЛТЛдж У

lßbn-0 + (|ИТ + /77гш )(Ф + /705)]f/(5) +

+ [/т КВД + (0,8 + 0,34 r/7 0 )]U(s).

30т

s

2

Здесь £/(.$•) = - передаточная функция (динамическая

характеристика) двигателя; 5 = ¿//¿Л - оператор дифференцирования;

Ф = с1п/с11^ _ 0 - константа, определяемая теоретически или

из экспериментальной переходной характеристики;

по - математическое ожидание постоянной составляющей частоты вращения двигателя; Q(s) - передаточная функция угловых колебаний остова трактора относительно шарнира О (рис.1).

Рис. 1. Схема трактора ЛХТ-100 с плугом ПКЛ-70

Определим динамическую составляющую нагрузки Q(t) от угловых колебаний корпуса трактора относительно шарнира О, соединяющего трактор с плугом. Составим выражения для кинетической (Т) и потенциальной (П ) энергии, а также диссипации (К) системы трактор - плуг:

Г= Хк+ тш) X2+ У21

1 о Ф2;

П = У1с(11ц>-2и1)2 + ^(/зф-г^)2;

я=12р(А2+ 1 ь Ф 2.

(11)

Введя выражения Т, П, Я в уравнение Лагранжа по обобщенным координатам х и ф, получим следующие дифференциальные уравнения:

(тт+тпд)х = Рк-Рс; 1а ср + Р(/2 +/2)ф + с(/2 +/2)ф = с(/1 +12)2ок0^ш,

(12)

где Рс - суммарные силы сопротивления;

Io - момент инерции трактора относительно шарнира O, 10= 1С + /н/2, (1С - момент инерции трактора относительно поперечной оси, проходящей через центр тяжести);

С\ - жесткость одной пружины, с = 4ci;

|3 - коэффициент демпфирования, р = vyfcm ( т - подрессоренная масса трактора);

к0 - коэффициент осности, ка = cos(2л/к //н) < 1, /к - расстояние между каретками; 1н - расстояние между неровностями;

zo - высота неровности микрорельефа; zHl, zH2 - высота неровности под первой и второй каретками соответственно;

l\, l2 - расстояние от шарнира O соответственно до задней и передней оси трактора;

Ф - угол колебаний трактора.

Введя s = d/dt, запишем (12) в операторном виде:

yis) = z0k0cih +h)VoS2 +Pv(/,2 +!1) + с(Г; + /2)] (13)

Заменяя s=j®, запишем амплитудно-фазовую частотную характеристику угловых ускорений трактора е(/ю):

e(jco) = z0k0c(h +hmil +//)-/„о)2 +./о»Р(/,2 +/22)]. (14)

Критерием динамической нагруженности от угловых колебаний трактора относительно шарнира О является главный момент сил инерции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мгл(ш)= . УоМА+/2) (15)

V[c(/2+/22)-/0ffl2]2+co2p2(/2+/22)2

При этом динамическая составляющая нагрузки от угловых колебаний корпуса трактора 0((о) определяется как отношение А/,., (со)//,, , , где

1ц.т - расстояние от шарнира O до центра тяжести трактора.

Выражение резонансной частоты угловых колебаний остова трактора имеет вид

®рез = Vc(l\2+ l22)/Io . (16)

Сопротивление движению трактора с плугом представляет собой стационарный случайный процесс [5], поэтому в соответствии с теоремой Винера - Хинчина [2] и понятием математического ожидания спектральной плотности случайного процесса для исследуемых параметров можно записать:

Мр (со) - математическое ожидание спектральной плотности касательной силы тяги:

Мр (ю) =

1 Ю?°1 I2

- \wp Og>) ^н(ю)Рн(юУю

71 со-0 1

(17)

Мв (оз) - математическое ожидание спектральной плотности часового расхода топлива:

Мд((й) =

1 <э=а> ?

- I Ко®)| ^н(ю)Рн(ю¥со

я со-0

(18)

Мх (со) - математическое ожидание спектральной плотности затрат мощности:

М„ (со) =

1 I2

- J \WNi(ja)\ £н(ю)Рн(ю)Ао

п со-0

(19)

где ^(ш) - спектральная плотность нагрузки;

Рн(ю) - плотность вероятности появления гармоник случайного процесса с частотой со;

В соответствии с формулами (6), (7), (18), (19) определим полные значения:

Вп - часового расхода топлива:

Вп=Во+Мв((0);

- затрат мощности:

(20) (21)

где

=-

3,6 7ГИ

R

30л,Ни Клтл,

[(?ит + )g sin а + fTKmTg cos а +

I г и [ т 1т 1дж

(

яК„

30/тлтЛ

tybn; ] + (0,8 + 0,17т0 )п0 ; (22)

у Т 1т 1дж J

N. =-

30гтЛтЛл

-[(m.+m^gsma + f^m^cosa + m^gf^ +

■ к ab ■

tiR,

Y

30/тлтл,

tfihn20 ] + ^Jlii.(0,8 + 0,17rwo )n0. (23)

\ т 1т 1дж у д

Для примера выполним расчет частотных характеристик энергозатрат трактора ЛХТ-100 при нарезании борозд плугом ПКЛ-70. Примем следующие исходные данные: п = 0,41; Ни = 41,3-103 кДж/кг; Лз = 0,236 м; Пт = 0,85; Пдж = 0,8; Ф = 450 с-2; п = 1500 об/мин; ^=1,575 л; 1д = 4; г = = 0,160 м; тт = 9600 кг; тш = 600 кг; /т к = 0,1; /т.с=0,45; кп = 7,0Т04 Н/м2;

д

а = 0,15 м; Ъ = 0,70 м; £ = 2000 Нс2/м4; а = 10°; 1С= 23936 кг-м2; т = 7750 кг; с = 2,8-10б Н/м; z0= 0,025 м; = 0,7; (3 = 14731 Н/м; /к= 1,75 м; А = 1,35 м; l2 = 3,10 м; 1ц.т = 2,73 м.

Используем для расчета характеристик (8)-(10) формулы (15), (16), а также выражение экспериментально полученной передаточной функции U(s) двигателя СМД-18Н:

=__. (24)

(/s+lX/У+27;^ + 1)(7> + 1)

Здесь к - коэффициент передачи, к = 1,85;

6 - коэффициенты затухания, ^ = 0,30; £,2 = 0,25;

Т1, Т2, Т3, Т4 - постоянные времени трактора, Т2 = 0,531 с;

Тз = 0,398 с; ТА = 0,354 с;

= (ф0)[1д +(«', +mwl)R;li;]nllNn

где 1д - приведенный момент инерции двигателя, 1д = 2,04 кгм2;

пн - номинальная частота вращения коленчатого вала, пн = 1800 об/мин; N - номинальная мощность двигателя, N = 75 кВт.

Допустим, что трактор работает на III передаче, передаточное число трансмиссии /т = 34,84. Тогда постоянная времени трактора Т = 11,34 с. Соответственно, с учетом выражения (24) получим частотные характеристики при работе трактора на III передаче (рис. 2).

На рис. 3 приведены графики часового расхода топлива, затрат мощности и математического ожидания спектральной плотности касательной силы тяги МР(ю) в зависимости от передаточного числа трансмиссии.

В таблице представлены значения удельных расходов топлива по передачам: в статике ge0=B0/Ni0; в динамике ge(co) = Мв(ю)/Мдг,(со); их процентное соотношение ge(co)/ geo • Ю0.

Рис. 2. Частотные характеристики энергозатрат трактора ЛХТ-100 при работе с плугом ПКЛ-70 на III передаче: 1 - РА со); 2-В{ со); З-Ж(со);

Рис. 3. Графики энергона-груженности по передачам: I - V - номера передач;

1 - МР (/т); 2 - Вп (/т);

3 -Мп(/т)

40 30 20 10

\ Al

Vf

S® ^ m

¡TiT .л 2 ♦7

i ■J

A(k6T

200 ' \

tso ■ 28

100 ■ 27

50 ■ 26

0 25

10

20

30

10

50

60

№ передачи Передаточное число гт geo , кт/(кВтч) ge(œ) , кг/(кВтч) ge ^--100, % Seo

I 61,19 0,281 0,403 143,4

II 45,46 0,281 0,408 145,2

III 34,84 0,281 0,416 148,0

IV 22,52 0,281 0,415 147,6

V 13,81 0,281 0,417 148,4

Очевидно, пересечение кривых МР (/т), В(/т), Дп(/т) на рис. 3 указывает на диапазон передаточных чисел трансмиссии с оптимальным расходом топлива и затратами мощности при незначительной динамической нагру-женности в силовой передаче на пахоте.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Построенная математическая модель устанавливает взаимосвязь конструктивных параметров трактора и динамических характеристик двигателя, их влияние на энергозатраты.

2. Динамические характеристики двигателя являются основными факторами, определяющими энергозатраты трактора при работе в неустановившемся режиме.

3. При выборе передаточного ряда трансмиссии необходима коррекция передаточных чисел в соответствии с часовым расходом топлива и затратами мощности.

4. Снижение динамической нагруженности позволит расширить диапазон оптимальных передаточных чисел трансмиссии, при котором уменьшатся затраты мощности, часового и удельного расходов топлива в динамике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Албяков М.П. Справочник механизатора лесного хозяйства / М.П. Албя-ков [и др.]. - М.: Лесн. пром-сть, 1977. - 296 с.

2. Вентцель Е.С. Теория вероятностей / Е.С. Вентцель. - М.: Высш. шк., 2000. - 575 с.

3. Деруссо П. Пространство состояний в теории управления / П. Деруссо [и др.]. - М.: Наука, 1970. - 620 с.

4. Крутое В.И. Двигатель внутреннего сгорания как регулируемый объект / В.И. Крутов. - М.: Машиностроение, 1978. - 472 с.

5. Лурье А.Б. Статистическая динамика сельскохозяйственных агрегатов / А.Б. Лурье. - Л.: Колос, 1970. - 376 с.

С.-Петербургская государственная лесотехническая академия Архангельский государственный технический университет

Поступила 26.08.03

V.P. Antipin, E.N. Vlasov, G.V. Karshev, K.S. Shchegolev Influence of Transmission Gear-ratio on Power Inputs of Tractor LHT-100

The analytical formulae have been received setting the interrelation of tractor constructive parameters and engine dynamic behavior, their influence on energy inputs under unsteady modes of operation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.