ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ К МАТЕРИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аникина У. Ю.1, Гафурова Т. Р.2, Курлина К. В.3
'Аникина Ульяна Юрьевна / Anikina Ulyana Yurevna - магистрант, направление: когнитивная психология; 2Гафурова Татьяна Ринатовна / Gafurova Tatyana Rinatovna — магистрант;
3Курлина Кристина Вячеславовна /Kurlina Christina Vyacheslavovna - магистрант, направление: психологическое консультирование и практическая психология, кафедра психологии, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты детско-родительских и межличностных отношений старшего дошкольного возраста с учетом всех особенностей данного возраста. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что межличностные отношения зарождаются в детском возрасте и представляют собой сложное переплетение отношений ребенка к себе и другому. В дошкольном возрасте на ребенке значительный отпечаток оставляет семья, в которой он растет, развивается и впервые пытается адаптироваться к социальной жизни. В семье у ребенка складывается определенная система отношений к себе и другим (отношение к близким, к родным и к людям вообще). Хорошие отношения родителей друг с другом и с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний играют важную роль в формировании здоровой личности ребенка. Проведено эмпирическое исследование влияния отношения к матери на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: межличностные отношения, старший дошкольный возраст, отношения к матери, детско-родительские отношения.
Межличностные отношения - система установок, ориентаций и ожиданий членов группы, относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности ценностями, на которых основывается общения людей [10].
Межличностные отношения - это субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия [6].
Природа данного феномена очень сильно отличается от природы общественных отношений. Важнейшая черта их - эмоциональная основа. Это говорит о том, что межличностные отношения возникают и формируются на основе определенных чувств, которые рождаются у людей друг к другу.
Эмоциональная основа межличностных отношений состоит из трех видов эмоциональных проявлений: чувства, эмоции, аффекты. На межличностные отношения очень сильно влияет направленность человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) [12].
Таким образом, люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют особые отношения между собой, которые рождают разнообразный коллаж чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии и даже большой любви к нему.
Что касается старшего дошкольного возраста, то, по мнению А. А. Крылова, этот возраст рассматривается с психологической точки зрения как первоначальный этап становления у субъекта его познавательной и практической деятельности. Данный период жизни дошкольника является особым и поэтому очень важным, если рассматривать его с позиции развития и формирования нравственного морального поведения, а такжесоциальных форм психики. Завершается данный возраст переходом от эмоционально-непосредственного отношения к людям и окружающему миру, к отношениям, строящимся на базе освоения нравственных оценок, узаконенных стандартных правил и нормальному поведению.
Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок, - это детско-родительские отношения. О. А. Карабанова дает следующее определение феномену детско-родительских отношений - это «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы [5, с. 248].
Важность данной проблемы подтверждается исследованиями таких ученых как Дж. Боулби, Э. Бронфенбреннер, Д. Винникотт, М. Клейн, П. Криттенден, А. Фрейд, Э. Эриксон, М. Эйнсворт, которые выявили, что основа социальной адаптации формируется с появлением у ребенка в первый год жизни чувства привязанности к близким взрослым.
В дошкольном возрасте они имеют свои особенности, свою специфику, которая характеризуется богатством коммуникаций, эмоциональной составляющей, насыщенностью, нестандартностью общения и взаимодействия. Всему этому способствуют разные факторы жизни дошкольника, и, в частности, семья, в которой ребенок растет, развивается и впервые пытается адаптироваться к социальной жизни. В семье у ребенка складывается определенная система отношений к себе и другим (отношение к близким, к родным и к людям вообще). Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действие, направленные друг на друга. Хорошие отношения родителей друг с другом и с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний играют важную роль в формировании здоровой личности ребенка.
В связи с вышесказанным была выдвинута гипотеза, что существует влияние отношения к матери на межличностные отношения старших дошкольников в группе сверстников.
Для подтверждения гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Его целью является изучение влияния отношения к матери на межличностные отношения у старших дошкольников в группе сверстников.
Межличностные отношения в нашей работе состоят из двух компонентов: коммуникативного и перцептивного компонентов межличностных отношений.
Для того чтобы выявить влияние отношение к матери на межличностные отношения старших дошкольников, нами был проведен однофакторный дисперсионный анализ влияния параметра «Отношение ребенка к матери» на межличностные отношения старших дошкольников (таблица 1.1, рис. 1.1).
Таблица 1.1. Влияние параметра «Отношение ребенка к матери» на межличностные отношения
старших дошкольников
Сумма квадратов ст.св. Средний квадрат Сила влияния Уровень значимости
Между группами 371,651 2 185,826 2,078 р < 0,05
Внутри групп 5454,099 61 89,411
Всего 5825,750 63
Как мы видим из таблицы, параметр «Отношение ребенка к матери» оказывает влияние на межличностные отношения старших дошкольников.
ц т
I
I ос £
47 46 45 44 43 42 41
Негативное Нейтральное Позитивное
Отношение ребенка к матери
Рис. 1.1. Влияние параметра «Отношение ребенка к матери» на межличностные отношения
старших дошкольников
График показывает, что при позитивном отношении ребенка к матери межличностные отношения имеют самый высокий показатель, а при негативном отношении к матери межличностные отношения имеют самый низкий показатель. Другими словами, когда ребенок позитивно относится к матери, то у него хорошо развиты коммуникативные качества и перцептивные характеристики, а при негативном отношении к матери коммуникативные и перцептивные качества у ребенка не развиты.
Далее нам было интересно, как влияют детско-родительские отношения в целом на межличностные отношения старших дошкольников. Для этого мы провели однофакторный дисперсионный анализ, результаты которого показаны в таблице 1.2 и на рисунке 1.2
Таблица 1.2. Результаты дисперсионного анализа влияния детско-родительских отношений на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
Сумма квадратов ст.св. Средний квадрат Сила влияния Уровень значимости
Между группами 782,310 2 391,155 4,731 р < 0,05
Внутри групп 5043,440 61 82,679
Всего 5825,750 63
Как мы видим из таблицы, детско-родительские отношения оказывают влияние на межличностные отношения старших дошкольников, причем получились высокие показатели значимости (р < 0,05) и силы влияния (4, 731), которые указывают на статистическую достоверность.
49
т
47
I 45 с;
° 43 Э
£ 41
39
Низкий
Средний
Высокий
Детско-родительские отношения
Рис. 1.2. Влияние детско-родительских отношений на межличностные отношения
Из графика мы видим, что самые высокие показатели межличностных отношений старших дошкольников получились при среднем уровне детско-родительских отношений, т.е. когда детско-родительские отношения складываются нормальным образом, то межличностные отношения у старших дошкольников в группе развиваются более эффективно.
Итак, исследуя влияние отношения к матери и в целом детско-родительских отношений на межличностные отношения, мы установили, что:
1. Более эффективно межличностные отношения развиваются у старших дошкольников в группе, когда детско-родительские отношения складываются нормальным образом;
2. Коммуникативные качества и перцептивные характеристики у детей старшего дошкольного возраста имеют более высокий уровень развития при позитивном отношении ребенка к матери.
Литература
Изд-
Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. М.: во Директ-Медиа, 2008. 134 с.
Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. 256 с. (Серия «Психологи Отечества»).
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 2000. 296 с.
Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч. М., 1992. Т. 4. 209 с.
Карабанова О. А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования:
Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. - Минск: Изд-во Тетра Системс, 2008. 432 с. Куницына В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, Н. В. Погольша. СПб.: Питер, 2007. 367 с.
Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии // Хрестоматия по психологии / Б. Ф. Ломов. М., 2004. С. 108-117.
9. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. К.: Наукова думка, 2006. 192 с.
10. Психологический словарь под редакцией А. В. Петровского и М. К. Ярошевского. М., 1990. С. 113-114.
11. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2004. 675 с.
12. СмирноваЕ. О. Конфликтные дети / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: Эксмо, 2010.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ВУЗОВ Аникина У. Ю.1, Гафурова Т. Р.2, Курлина К. В.3
'Аникина Ульяна Юрьевна / Anikina Ulyana Yurevna - магистрант, направление: когнитивная психология; 2Гафурова Татьяна Ринатовна / Gafurova Tatyana Rinatovna — магистрант;
3Курлина Кристина Вячеславовна /Kurlina Christina Vyacheslavovna - магистрант, направление: психологическое консультирование и практическая психология, кафедра психологии, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: в статье рассматриваются особенности учебной мотивации студентов различных специальностей — студентов-психологов и студентов-медиков. Актуальность данной темы обусловлена тем, что современное общество предъявляет высокие требования к получению квалифицированной психологической и медицинской помощи. В связи с этим необходимо исследовать учебную мотивацию студентов, так как в процессе обучения взгляды студентов-психологов и медиков претерпевают изменения. Для студентов учебная мотивация является одним из важнейших факторов эффективности обучения.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, тревожность, высокий уровень тревожности, средний уровень тревожности, низкий уровень тревожности, студенты-психологи, студенты-медики.
Мотивация является основой любой деятельности, так как в нее входят механизмы активности человека, которые связаны с его личной заинтересованностью в деятельности. Мотивация влияет на удовлетворение потребностей и запросов человека, на формирование его активности для совершения деятельности, и на определение его жизненной ориентации [6].
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал [2].
Благодаря работам ученых, представлен целый ряд классификаций учебных мотивов, раскрыто содержание понятий учебная мотивация и учебный мотив. В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование учебной мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие студенческому возрасту, выступают в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного Я в системе общественных отношений [4].
Актуальность рассмотрения особенностей учебной мотивации связана с тем, что современные студенты могут иметь скудное представление о своей будущей профессии, вследствие чего может наблюдаться низкая учебная мотивация. Высокая учебная мотивация у студентов напрямую связана с эффективностью учебного процесса в вузе [1].
Также, на наш взгляд, учебная мотивация может быть связана с таким важным свойством как тревожность. По мнению А. Прихожан, вопрос о причинах устойчивой тревожности принадлежит к числу наиболее значимых, наиболее изучаемых и вместе с тем наиболее спорных [5]. Проблема природных предпосылок тревожности как устойчивого личностного