Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 24 (278). Экономика. Вып. 39. С. 39-42.
региональная экономика
В. Н. Беляев, А. Г. Шеломенцев, С. В. Дорошенко
влияние освоения минерально-сырьевой базы на социально-экономическое развитие уральского региона1
Обосновывается, что перспективы развития большинства российских регионов обусловлены обеспеченностью минерально-сырьевыми ресурсами. Проведены прогнозные расчёты по трём вариантам развития освоения минерально-сырьевой базы Урала: действующему, плановому, оптимальному (инновационному) и определены показатели, отражающие влияние минерально-сырьевого комплекса на основные индикаторы развития регионов. Выделены перспективные для освоения месторождения полезных ископаемых.
Ключевые слова: минерально-сырьевые ресурсы, оценка влияния, социально-экономическое развитие регионов, месторождения полезных ископаемых.
Минерально-сырьевая база (МСБ) является естественным конкурентным преимуществом народного хозяйства и промышленного сектора России, донором российской экономики, обеспечивающим её развитие и переход на новый технологический уклад.
На Урале добываются разнообразные полезные ископаемые — железные, медные, цинковые, марганцевые, хромовые руды, бокситы, уголь энергетический, цементное сырьё, стройматериалы. Промышленный Урал производит до 45 % продукции чёрной металлургии страны, около 40 % продукции медной подотрасли, более половины глинозёма и др. В то же время обеспеченность собственным сырьём низкая: железными рудами — около 35 %, энергетическим углем — около 17 %, недостаточно медных и цинковых руд, отсутствуют коксующиеся угли, недостаточно производится хромовых и марганцевых руд [2].
Перспективы развития российских регионов, в т. ч. Уральского, в первую очередь, обусловлены базовыми факторами, которые формируют преимущества или барьеры пространственного развития. В «новой экономической географии» выделены две группы таких факторов.
К факторам «первой природы» традиционно относятся:
— обеспеченность природными ресурсами, которые востребованы рынком (минеральными, земельными и др.);
1 Подготовлено при финансовой поддержке президиума УрО РАН; проект фундаментальных исследований, выполняемый совместно с Сибирским и Дальневосточным отделениями РАН «Факторы и механизмы акселерации социально-экономического развития регионов России» № 12-С-7-1007.
— выгодное географическое положение (в том числе приграничное положение на путях глобальной торговли), снижающее транспортные издержки и облегчающее трансляцию инноваций.
Факторы «второй природы», часто оказывающиеся своего рода барьерами развития:
— агломерационный эффект и высокая плотность населения, дающие экономию на масштабе;
— развитая инфраструктура, сокращающая экономическое расстояние; этот фактор для России особенно важен из-за протяжённости её территории;
— человеческий капитал (численность, образование, здоровье, трудовые мотивации, мобильность и адаптивность населения);
— институты, способствующие улучшению предпринимательского климата, росту мобильности населения, распространению инноваций и др.
Все факторы воздействуют на социально-экономическое развитие регионов России, хотя и в разных сочетаниях и в разной степени. Особенностью регионального развития в нашей стране является повышенная роль факторов «первой природы», прежде всего — обеспеченности минеральными ресурсами, наиболее востребованными глобальным рынком (нефть, газ, металлы) [4].
Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» важнейший вызов для России в этот период — перейти от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития. Для российских регионов инициативы по модернизации экономики имеют особый приоритет.
В наибольшей степени чувствительны результаты долгосрочных прогнозов старопромышленных территорий, где имеют место снижение объёмов промышленного производства, высокий уровень безработицы, негативные демографические процессы, сложная экологическая обстановка, инерционность и консерватизм представлений региональных лидеров о перспективах развития. Анализ региональных стратегий и программ свидетельствует о том, что перспективы развития таких территорий региональными властями во многом видятся в традиционной, давно сложившейся специализации.
Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации можно сгруппировать по следующим блокам:
— регионы, стремящиеся сохранить уровень сырьевой специализации: Астраханская, Белгородская области; республики Коми, Башкортостан, Саха (Якутия); Ненецкий автономный округ; Приморский, Хабаровский край;
— регионы, в перспективе снижающие уровень сырьевой специализации: Республика Татарстан; Пермский край; Оренбургская, Томская области;
— регионы, повышающие уровень сырьевой специализации: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Красноярский край; республики Бурятия, Тыва, Хакасия; Амурская, Астраханская, Иркутская, Кемеровская, Курская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская области; Еврейская автономная область; Ненецкий, Чукотский автономные округа;
— регионы, имеющие незначительный уровень развития минерально-сырьевой базы и связывающие перспективы развития с диверсификацией экономики: Архангельская, Волгоградская, Новосибирская, Омская, Свердловская, Челябинская области; республики Дагестан, Кабардино-Балкария; Алтайский, Ставропольский край.
Принципиальное воздействие на тип социально-экономической динамики регионов России оказывает уровень их специализации на том или ином виде хозяйственной деятельности и длительности развития региональной экономики по данному сценарию.
В настоящем исследовании были проведены прогнозные расчёты по трём вариантам развития освоения минерально-сырьевой базы Урала:
— действующий — применяются действующие технологии геологоразведки, добычи и переработки полезных ископаемых;
— плановый — используются нововведения и модернизация технологий, реализация которых уже запланирована на ближайшую перспективу;
— оптимальный (инновационный) — прогнозируется внедрение новых, «прорывных» технологий.
Выполненная геолого-экономическая оценка объектов недропользования включала расчёты:
— экономических показателей: товарной продукции, себестоимости, прибыли;
— инвестиционных показателей: общие инвестиции, инвестиции в строительство, в поддержание мощности, в геологоразведочные работы, в непроизводственную сферу;
— трудовых показателей: численности персонала, в том числе в основном и вспомогательном производстве, в строительстве, геологоразведке, а также непроизводственной сфере;
— показателей бюджетной эффективности;
— показателей коммерческой эффективности.
На основе оценки перспективных месторождений по каждому субъекту УрФО были определены показатели, отражающие влияние минерально-сырьевого комплекса (МСК) на основные индикаторы развития регионов: прирост валового регионального продукта (ВРП), инвестиции, численность занятых, налоговые поступления от освоения новых месторождений.
В результате проведённого анализа можно сделать заключение о том, что сырьевые регионы по ВРП значительно более развиты, нежели регионы, имеющие специализацию, отличную от сырьевой. Во многом это связано с тем, что трансформация экономической системы повлекла за собой снижение конкурентоспособности российских производителей на внутренних и мировых рынках, уменьшение объёмов производства товаров и услуг в связи с неспособностью занять определённое место на отечественном и мировом рынке. При этом данные о продуктивности труда (валовая добавленная стоимость на 1 работника) в отраслях МСК Урала свидетельствуют о значительном росте абсолютных значений показателя, в то же время среднегодовые темпы роста этого показателя в отраслях МСБ снижаются. Рост налоговых поступлений в бюджетную систему напрямую связан с повышением качества жизни в регионе — это повышение доходов населения, заработной платы в бюджетной сфере, развитие социальной инфраструктуры и социального обслуживания населения, а также с сокращением
Влияние освоения минерально-сырьевой базы на социально-экономическое развитие Уральского региона
41
региональных различий по уровню жизни населения.
В группу регионов с низким уровнем налоговых доходов на душу населения входят, как правило, регионы, снижающие уровень сырьевой специализации или принявшие для себя стратегию диверсификации экономики: Челябинская и Оренбургская области.
Развитие МСБ региона по оптимальному варианту, рекомендованному ВСЕГЕИ1, могло бы способствовать значительному пополнению региональных бюджетов налоговыми поступлениями от деятельности отраслей МСК и росту бюджетной обеспеченности населения. В этом случае показатель налоговых доходов на душу населения по сравнению с плановым вариантом развития имел бы значительную тенденцию к росту. Реализация стратегий развития по оптимальному варианту также может значительно повысить в сравнении с плановым сценарием развития налоговые отчисления из регионов в федеральный бюджет.
Нетрудно понять, что лидирующая группа включает в себя регионы, которые обеспечивают потенциальным инвесторам наибольшие возможности при незначительных рисках. Самые значительные объёмы инвестирования были направлены прежде всего в регионы сырьевой специализации. Регионы, входящие в лидирующую группу по привлечению инвестиций (свыше 30 % от ВРП): республики Коми, Башкортостан, Татарстан, Пермский край.
Как плановый, так и оптимальный сценарий развития МСК возможен только при значительном улучшении институтов (защита прав собственности, снижение коррупции и др.) и роста открытости экономики страны и регионов. Даже слабая инфраструктура является менее жёстким барьером, так как она может развиваться по мере экономического роста. Снижение институциональных барьеров позволит привлечь необходимые инвестиции в инфраструктуру, что при координации с рациональными инфраструктурными проектами государства создаст необходимые условия для развития бизнеса.
В западных странах важным источником развития являются иностранные инвестиции. В России доля иностранных инвестиций составляет незначительную величину — 4,2 %. В пер-
1 ВСЕГЕИ — Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А. П. Карпинского (Москва).
вую очередь иностранные инвестиции идут в сырьевые отрасли: добычу нефти, газа, леса. Нежелание основных акционеров «размывать» причитающуюся долю в общем капитале своих компаний приводит к тому, что акции при дополнительных эмиссиях распределяются среди тех же акционеров, т. е. формально в открытых эмиссиях подписка является закрытой.
Основные направления государственной политики по созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению инвестиций в развитие горнопромышленного комплекса страны и регионов заключаются, по нашему мнению, в следующем:
— государственное стимулирование внутренних инвестиций путём снижения уровня налогообложения, дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, введения налоговых льгот;
— увеличение источников инвестиций за счёт применения ускоренной амортизации основных фондов;
— уменьшение инвестиционных рисков и увеличение привлекательности рынка ценных бумаг горных предприятий для институциональных и стратегических инвесторов;
— усиление законодательства по защите прав акционеров и повышению информационной открытости предприятий [1].
В данной работе на основе анализа материалов, представленных институтами ВСЕГЕИ, ВИЭМС2, ЦНИГРИ, СОПС и др., а также экономической оценки перспективных объектов недропользования, были определены приоритеты в развитии МСК регионов страны, которые находятся в русле проводимой Министерством природных ресурсов РФ и Роснедрами политики недропользования [3]. При этом обоснование целесообразности освоения минеральных ресурсов осуществлялось не только с позиции экономической эффективности разработки месторождений, но и с позиции влияния МСК на социально-экономическое развитие субъектов Федерации в составе федеральных округов.
2 ВИЭМС — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и геологоразведочных работ (Москва); ЦНИГРИ — Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов (Мсоква); СОПС — Совет по изучению производительных сил при РАН и Министерстве экономического развития России по проблемам размещения производительных сил и региональной экономике.
Приоритеты в развитии МСК определялись с учётом трёх составляющих:
- эффективности освоения минеральных ресурсов по видам полезных ископаемых и регионам;
- влияния освоения МСБ на социально-экономическое развитие регионов России;
- инфраструктурного обеспечения освоения минеральных ресурсов.
Проведённая оценка минерально-сырьевых ресурсов Урала выявила следующие перспективные для освоения месторождения твёрдых полезных ископаемых:
Свердловская область: собственно Качканар-ское месторождение; комплексные месторождения меди Шемур и Новый Шемур.
Челябинская область: Круглогорское и Те-ченское железорудные месторождения; медно-цинковые месторождения Южное и Чебачье; Вишневогорское титановое месторождение.
Приполярный и Полярный Урал: месторождения Северо-Сосьвинского буроугольного бассейна; месторождения хромитов Западное и др.; месторождения золота Новогоднее— Монто и Дальнее, месторождения Новогоднее-2 и Пунгью.
Пермский край: Усть-Яйвинский и Полово-довский участки Верхнекамского месторождения калийных солей; Екальшинское и Коспашское месторождения коксующихся углей.
Оренбургская область: Комсомольское мед-но-цинковое месторождение; Буруктальское никель-кобальтовое месторождение; новые участки Гайского медно-цинкового месторождения.
Республика Башкортостан: Восточно-Семёновское, Новоучалинское, Озёрное, Западно-Озёрное, Октябрьское медно-цинковые месторождения; Кужинское и Аршинское свинцово-цинко-вые месторождения; Ниязгуловское марганцевых руд; Апшакской площади хромовых руд.
Республика Коми: Усинское месторождение коксующихся углей; Сейдинское и Ворга-шорское месторождения энергетических углей; Верхне-Щугорское и Восточное месторождения бокситов. Восстановление добычи марганцевых руд Парнокского месторождения, добычи золота в Кожимском рудно-россыпном районе. Освоение Ярегского месторождения титана, Койгородского месторождения фосфоритов, месторождения Чернокурка-1 кварцевых (стекольных и формовочных) песков. Организация добычи на Хойлинском месторождении баритов.
Таким образом, применение регионально-отраслевого подхода к анализу и оценке освоения минерально-сырьевых ресурсов позволяет оценить не только уровень экономической эффективности минерально-сырьевого комплекса, но и степень социально-экономических последствий для территорий.
Список литературы
1. Государственное регулирование природопользования в России: механизмы и результаты : монография. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2001. 280 с.
2. Козловский, Е. А. Минерально-сырьевые проблемы России накануне XXI века. М. : Рус. биогр. ин-т при участии Моск. гос. горн. ун-та, 1999. 401 с.
3. Минерально-сырьевой потенциал недр Российской Федерации : в 2 т. Т. 2 : Прогнозно-метал-логенический анализ / науч. ред. О. В. Петров. СПб. : Изд-во ВСЕГЕИ, 2009. 492 с.
4. Шеломенцев, А. Г. Формирование социально-экономической политики северных регионов России с учётом фактора освоения природных ресурсов : монография / А. Г. Шеломенцев, С. В. Дорошенко, О. А. Козлова, В. Н. Беляев [и др.]. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2011. 140 с.