УДК 541.126
https://doi.org/10.24412/2310-8266-2024-3-4-9-13
Влияние особенностей воспламенения метан-и водородсодержащих газов на определение их детонационных характеристик
Арутюнов В.С.1, 2, Жагфаров Ф.Г.1, Трошин К.Я.2, Захаров А.А.2, Пугачев Н.А.1, 2, Максимова Д.В.1
1 Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 119991, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0339-0297, E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7344-015X, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0003-9882-1818, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9265-1297, E-mail: [email protected]
2 Федеральный исследовательский центр химической физики им. Н.Н. Семенова РАН, 119991, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0339-0297, E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2205-5742, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5018-9302, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0003-9882-1818, E-mail: [email protected]
Резюме: Высокие экологические и экономические характеристики таких газовых топлив, как природный газ и водородсодержащие газы, обеспечивают им широкое распространение в энергетике, на транспорте и в коммунальном секторе. Для повышения КПД их использования и снижения эмиссии экологически проблемных продуктов сгорания необходимо детальное понимание механизма их воспламенения, а в перспективе желательна и возможность управления этим процессом. В работе рассмотрены особенности воспламенения углеводородных и водородсодержащих газов, проблема оценки детонационной стойкости газомоторных топлив на их основе и перспективы управления этим процессом.
Ключевые слова: природный газ, водород, газомоторное топливо, задержка воспламенения, детонационная стойкость, метановое число.
Для цитирования: Арутюнов В.С., Жагфаров Ф.Г., Трошин К.Я., Захаров А.А., Пугачев Н.А., Максимова Д.В. Влияние особенностей воспламенения метан- и водородсодержащих газов на определение их детонационных характеристик // НефтеГазоХимия. 2024. № 3-4. С. 9-13.
DOI:10.24412/2310-8266-2024-3-4-9-13
THE INFLUENCE OF THE IGNITION PECULIARITIES OF METHANE AND HYDROGEN-CONTAINING GASES ON THE DETERMINATION OF THEIR KNOCK CHARACTERISTICS Arutyunov Vladimir S.1, 2, Zhagfarov Firdaves G.1, Troshin Kirill YA.2, Zakharov Alexander A.2, Pugachev Nikolay A.1, 2, Maksimova Darya V.1
1 Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), 119991, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0339-0297, E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7344-015X, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0003-9882-1818, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9265-1297, E-mail: [email protected]
2 N.N. Semenov Federal Research Center for Chemical Physics Russian Academy of Sciences, 119991, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0339-0297, E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2205-5742, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5018-9302, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0003-9882-1818, E-mail: [email protected]
Abstract: The high environmental and economic characteristics of such gas fuels as natural gas and hydrogen-containing gases ensure their widespread use in energy, transport and municipal services. To increase the efficiency of their use and reduce the emission of environmentally problematic combustion products, a detailed understanding of the mechanism of their ignition is necessary, and in the future, the possibility of controlling this process is desirable. The paper considers the features of ignition of hydrocarbon and hydrogen-containing gases, the problem of assessing the knock resistance of gas engine fuels based on them and the prospects for controlling this process. Keywords: natural gas, hydrogen, gaseous engine fuels, ignition delay time, knock resistance, methane number.
For citation: Arutyunov V.S., Zhagfarov F.G., Troshin K.YA., Zakharov A.A., Pugachev N.A., Maksimova D.V. THE INFLUENCE OF THE IGNITION PECULIARITIES OF METHANE AND HYDROGEN-CONTAINING GASES ON THE DETERMINATION OF THEIR KNOCK CHARACTERISTICS. Oil
& Gas Chemistry. 2024, no. 3-4, pp. 9-13. DOI:10.24412/2310-8266-2024-3-4-9-13
Введение
Для таких ведущих отраслей экономики, как энергетика, газохимические технологии, коммунальное хозяйство и транспорт, большое значение имеет повышение КПД использования горючих газов, снижение эмиссии экологически проблемных продуктов их горения или химической конверсии, а также обеспечение условий безопасной работы с ними. Одно из перспективных направлений реализации этих усилий - контроль и управление процессами воспламенения горючих газов и их смесей. Для этого необходимы ясные представления о механизме воспламенения этих горючих газов, в первую очередь наиболее распространенных и перспективных с экологической точки зрения, таких как природный газ (метан), водород и их смеси.
Общие черты механизма воспламенения и горения углеводородных газов и водорода хорошо известны. Однако в современных условиях необходимо детальное понимание сложной зависимости условий воспламенения разнообразных водород-углеводородных смесей [1] от их состава и таких параметров, как давление и температура. Подавляющая часть современных исследований в области воспламенения подобных газов выполнена с использованием методики ударных волн, популярной при изучении высокотемпературных химических процессов. Проблема в том, что данный метод накладывает существенные ограничения на температурный диапазон получаемой информации, поскольку при Т < 1000 К время существования относительно стабильных условий в отраженной ударной волне близко к времени самой задержки воспламенения, поэтому возможны серьезные ошибки. В то же время подавляющая часть процессов воспламенения в энергетических установках, в том числе двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и в технологических процессах конверсии природного газа протекает при температурах ниже 900 К, не говоря уже о проблемах, связанных с обеспечением безопасности при работе с такими газами.
Ситуация осложняется тем, что в области температуры 900 К, вблизи которой происходит воспламенение горючей смеси в ДВС и протекают такие крупнотоннажные газохимические процессы, как конверсия природного газа в синтез-газ и водород, происходит резкое изменение механизмов окисления и метана и водорода [2], что сильно осложняет зависимость воспламенения от параметров процесса. Поэтому для оптимизации процессов, в которых используются природный газ и водород, и обеспечения условий безопасной работы с ними необходим учет сложной кинетики воспламенения этих газов при Т < 900 К и Р = 1 - 40 атм, характерных для современных энергетических установок и двигателей.
Определенную ясность в протекание процессов воспламенения в этом диапазоне условий внесли экспериментальные исследования с использованием статических перепускных установок [3, 4]. В таких установках заранее приготовленная смесь горючего и окислителя вбрасывается в вакуумированный реактор, нагретый до заданной температуры. По изменению давления в реакторе определяется факт воспламенения и такой важный параметр, как время задержки воспламенения (ВЗВ), определяемый как промежуток времени от момента выравнивания давления после вброса смеси в реактор до резкого подъема давления в результате ее воспламенения.
В тех случаях, когда диапазон исследуемых условий технически нереализуем на имеющемся экспериментальном оборудовании, анализ системы проводят на основе кинетического моделирования процесса [2, 5]. Современные детальные кинетические модели окисления легких углево-
дородов позволяют с высокой достоверностью описывать процессы, протекающие в интересующем нас диапазоне условий. Сочетание теоретических и экспериментальных методов обеспечивает возможность анализа процессов воспламенения газовых смесей в широком диапазоне условий.
Цель данной работы - привлечь внимание к проблеме практического определения детонационной стойкости газомоторных топлив на основе природного газа и водорода и к перспективам управления процессами их воспламенения.
Воспламенение природного газа
Метан является прекрасным топливом для ДВС с искровым зажиганием, имеющим очень высокое исследовательское октановое число ОЧИ = 107,5 и моторное октановое число ОЧМ = 110. Но реальный природный газ, используемый в качестве газомоторного топлива, как правило, содержит помимо метана примеси более тяжелых алканов С2-С5, снижающих его детонационную стойкость. Поэтому необходимо учитывать влияние этих примесей на моторные характеристики метана. На рис. 1 представлена зависимость ВЗВ в воздухе бинарных метаноалкановых смесей от концентрации в них гомологов метана.
Рис. 1 показывает, что зависимость времени задержки воспламенения в воздухе всех бинарных метаноалкановых смесей от концентрации в них любого из легких алканов имеет практически идентичный вид. Для всех легких ал-канов, несмотря на существенные различия в длине их углеродного скелета и их реакционной способности, при одинаковой концентрации примеси алканов значения ВЗВ воспламенения достаточно близки. Следует отметить, что концентрация любого из алканов С2-С5 уже на уровне 1% об. в два-три раза снижает время задержки воспламенения метана, а добавка 10% об. делает ВЗВ смеси практически неотличимым от ВЗВ самого добавляемого алка-на. По-видимому, это объясняется тем, что в достаточно жестких по температуре условиях, при которых происхо-
Зависимость времени задержки воспламенения в воздухе стехиометрических бинарных метаноалкановых смесей от концентрации в них гомологов метана [Сп] (п - число атомов углерода в молекуле алкана. Т = 900 К, Р = 1 атм [2, 3])
Рис. 1
дит воспламенение самого метана, небольшие различия в механизмах воспламенения его значительно более реак-ционноспособных гомологов уже не имеют существенного значения.
Одинаковое влияние алканов С2-С5 на ВЗВ метана определяет практическую независимость ВЗВ сложных газовых смесей, соответствующих реальным природным газам, от их детального состава. Важна только суммарная концентрация в них гомологов метана. Это очень сильно упрощает оценку детонационной стойкости таких углеводородных газов, так как не требуется детального анализа их сложного состава.
Воспламенение водородсодержащих газов
Перспективы использования водорода в качестве экологически чистого газомоторного топлива в настоящее время широко обсуждаются. Нет никаких технических препятствий для использования самого водорода в качестве топлива для ДВС. С учетом высокого КПД современных ДВС и высокого технического уровня их разработок, в настоящее время это более надежное и экономически выгодное направление, чем использование топливных ячеек [6]. Но отсутствие практически приемлемых систем распределения, транспортировки и хранения промышленно значимых объемов водорода и высокая стоимость его получения существующими методами [7] делают маловероятным широкое использование в качестве топлива чистого водорода. Более вероятно использование различных метановодо-родных смесей или синтез-газа, в том числе получаемых из традиционных видов топлива непосредственно на борту транспортного средства.
Воспламенение метановодородных смесей сложным образом зависит от их состава, температуры и давления, причем наиболее серьезные изменения происходят в области температур вблизи 900 К, в которой происходит переход от низкотемпературного к высокотемпературному механизму окисления водорода. Эти изменения связаны с изменением роли в механизме окисления топлива промежуточных пероксидных соединений, пероксида водорода Н2О2 и радикала НО2^. При температурах ниже 900 К рекомбинация
слабореакционных радикалов НО2^ с образованием медленно реагирующего при этих температурах пероксида водорода
НО2^ + НО2^ ^ Н2О2 + O2
приводит фактически к обрыву разветвленно-цепного процесса окисления, то есть ингибирует воспламенение. А при температурах выше 900 К пероксид водорода распадается уже с достаточно высокой скоростью, и его образование не ингибирует процесс воспламенения. В результате вблизи этой температуры такой важнейший показатель, как энергия активации времени задержки воспламенения метановодородных смесей, может изменяться в 4-5 раз (рис. 2), что резко меняет характер процесса в зависимости от состава смеси.
Влияние концентрации водорода на скорость горения метановодородных смесей имеет ярко выраженный нелинейный характер. При концентрации водорода в смесях с метаном до 40% об. он слабо влияет на нормальную скорость пламени таких смесей. А при более высоких концентрациях его влияние растет с концентрацией водорода экспоненциально (рис. 3).
Не менее сложная зависимость от состава и параметров наблюдается при воспламенении других водородсодержа-щих газов, например, синтез-газа, состоящего из водорода и монооксида углерода. Если при температурах выше 1000 К повышение концентрации СО в синтез-газе приводит к монотонному повышению ВЗВ, то при температурах ниже 800 К повышение концентрации СО в синтез-газе вплоть до 60% приводит к снижению ВЗВ, то есть такой слабореакционный газ, как СО, промотирует воспламенение водорода. Кинетическое моделирование этого процесса показывает, что промотирование происходит из-за перевода образующихся при окислении водорода слабореакционных радикалов НО2^, преимущественно погибающих при низких температурах в результате взаимной рекомбинации с образованием медленно реагирующего при этих температурах пероксида водорода, в высокореакционные радикалы OH по реакции
Рис. 2
Расчетная зависимость эффективной энергии активации задержки воспламенения Еа стехиометрических смесей ОН4-Н2-воздух от начальной температуры Т0 при различных концентрациях [Н2], % об.: 0 (1), 40 (2), 70 (3), 90 (4), 100 (5). Р = 1 атм [2, 3]
Г, К
Рис. 3
Зависимость ламинарной скорости пламени ип стехиометрических смесей метан-водород-воздух от концентрации в них водорода при = 293 К. Линия - расчет, символы - экспериментальные значения из различных публикаций (по [8])
[Н2], vol. fractions
СО + НО^ ^ со2 + он;
активно продолжающие цепной процесс окисления.
Оценка детонационной стойкости газовых топлив
Время задержки воспламенения является наиболее объективным физическим параметром, позволяющим судить о склонности газовых смесей к воспламенению, и определяется в большинстве экспериментальных исследований этого процесса. Современные кинетические механизмы процессов окисления водорода, метана и легких углеводородов с достаточно высокой достоверностью описывающие процессы их окисления и, соответственно, воспламенения, позволяют достаточно надежно вычислять время задержки их воспламенения. Однако возможность кинетического расчета этой величины малополезна для практической оценки детонационных характеристик реальных газомоторных топлив.
В случае жидких углеводородных топлив для практической оценки их детонационной стойкости прибегают к сравнению с эталонными смесями, используя традиционную шкалу октановых чисел. В этой шкале за ноль детонационной стойкости принят нормальный гептан, а за 100 пунктов - изооктан. Однако использование октановой шкалы для оценки детонационных характеристик газовых то-плив по ряду причин очень неудобно. Во-первых, метан и его ближайшие гомологи имеют высокие октановые числа, превышающие 100 пунктов октановой шкалы. А во-вторых, технически очень сложно сравнивать детонационные характеристики топлив в различных агрегатных состояниях. Поэтому для газовых топлив была предложена и в настоящее время широко используется метановая шкала (метановое число, МЧ). В этой шкале за ноль детонационной стойкости принят водород, а за 100 пунктов - метан. Такой выбор реперных газов достаточно странен и не имеет под собой никакого научного обоснования, так как водород сам по себе является прекрасным моторным топливом с достаточно высоким моторным октановым числом ОЧМ = 60 и рекордно высоким исследовательским октановым числом ОЧИ > 130.
Моделирование на основе современных кинетических механизмов позволяет теоретически объяснить аномально высокое различие между ОЧИ (>130) и ОЧМ = 60 для водорода. В режиме малых и средних нагрузок, соответствующих методике определения ОЧИ, окисление водорода протекает при относительно низких температурах, при которых распад образующегося пероксида водорода происходит медленно и определяет низкую скорость цепного процесса. Это объясняет высокую детонационную стойкость водорода в этом режиме, которой соответствует высокое ОЧИ >130. В режиме высоких нагрузок, соответствующих методике определения ОЧМ, окисление водорода протекает при более высоких температурах, при которых пероксид водорода распадается уже с высокой скоростью, и процесс протекает в разветвленно-цепном режиме, которому соответствует значительно более низкое ОЧМ = 60 [9].
Отсутствие теоретического обоснования выбора метановой шкалы и общепринятой методики расчета МЧ приводит к большому числу несогласованных между собой методик его определения, фактически собственных у каждой крупной компании - производителя энергетического оборудования. Соответственно, рассчитанные по разным методикам значения МЧ заметно расходятся между собой. Но главная проблема в резко различающемся характере влияния алканов (см. рис. 1) и водорода (см. рис. 3) на воспламенение основного компонента природного газа - метана, а также в высоких моторных характеристиках самого
водорода. Это ставит под сомнение принципиальную целесообразность использования метановой шкалы для оценки детонационных характеристик углеводородных и водоро-досодержащих газов.
В качестве более адекватной характеристики топлив на основе природного газа может рассматриваться пропа-новый детонационный индекс (Propane Knock Index, PKI), определяемый как эквивалентное процентное содержание пропана в смеси с метаном, имеющей такую же детонационную стойкость при таком же режиме эксплуатации двигателя, как и тестируемая смесь. Исходя из результатов, представленных на рис. 1, в качестве репера может использоваться и любой другой легкий алкан, например бутан. Но в целом вопрос оперативной оценки детонационной стойкости газовых топлив остается открытым и ждет своего решения, отсутствие которого будет сдерживать их более широкое распространение.
Поиски путей управления процессом воспламенения
Для повышения КПД энергетических установок и их экологических характеристик очень заманчива перспектива управления пределами воспламенения бедных топливо-воздушных смесей. С другой стороны, для оптимизации технологических процессов конверсии природного газа в химические продукты было бы полезно иметь возможность управлять пределами воспламенения богатых смесей природного газа с окислителем. Различные методы управления процессами воспламенения газов применяются давно. Наиболее известный пример - искровое воспламенение топливовоздушной смеси в ДВС. Однако образование газоразрядной плазмы в относительно небольшой части реакционного объема способно воспламенить только то-пливовоздушные смеси, находящиеся внутри концентрационных пределов распространения пламени. При этом создание такого очага плазмы требует вполне ощутимых затрат энергии от внешнего источника.
Более интересна возможность создания условий, которые позволили бы расширить сами пределы воспламенения топливовоздушных смесей. Одним из реальных, хотя пока малоисследованных направлений в этой области является проведение процесса воспламенения топливовоз-душной смеси во внешнем электрическом поле с напряжением ниже напряжения электрического пробоя газовой среды, то есть вне области возникновения электрического разряда и образования газоразрядной плазмы.
Исследования проводили в нагреваемом цилиндрическом реакторе диаметром 10 см, в котором высокое напряжение прикладывали между стенкой и расположенным в центре стальным сферическим электродом диаметром 5 мм. Предварительные исследования показали, что при атмосферном давлении постоянное электрическое поле напряжением 10-15 кВ, еще не приводящее к возникновению коронного разряда, позволяет более чем на 100° С снизить температуру самовоспламенения стехиометрической мета-новоздушной смеси. С увеличением подаваемого напряжения и начальной температуры смеси задержка воспламенения заметно снижается. Видеосъемка показала, что при отрицательной полярности центрального электрода воспламенение начинается вблизи его поверхности и затем сферически симметричный фронт горения распространяется по смеси вплоть до поверхности реактора (рис. 4). В отсутствие разряда через газовый промежуток протекает ничтожно малый, на уровне нескольких микроампер, ток. Таким образом, энергия, необходимая для такого управления воспламенением, несопоставимо ниже химической энергии, выделяемой в процессе горения.
Сферический фронт распространяющегося пламени в стехиометрической метановоздушной смеси при наложении электрического напряжения (Р = 1 атм, Т = 540°С, и = 12 кВ)
Кинетическая трактовка влияния электрического поля на воспламенение метановоздушной смеси заключается в том, что в электрическом поле высокой напряженности спонтанно образующиеся электроны приобретают достаточно высокую энергию для возбуждения и даже диссоциации молекул среды. В результате этого в объеме реактора устанавливается стационарное распределение концентрации различных активных центров и свободных радикалов, присутствие которых расширяет пределы воспламенения газовой смеси. Предварительные кинетические оценки подтверждают справедливость такой трактовки.
Заключение
Повышение эффективности использования газомоторных топлив и снижение эмиссии экологически проблемных продуктов их сгорания требует деталь-
ного представления о механизме процессов их воспламенения и горения и оперативной оценки детонационных характеристик используемых топлив. Уникальные особенности механизмов окисления метана и водорода делают непригодной для такой оценки широко распространенную метановую шкалу (метановое число). Необходимы новые методы оперативной оценки детонационной стойкости газомоторных топлив, без которых их широкое распространение будет испытывать серьезные сложности. Экспериментально показанная возможность управления пределами воспламенения этих газов электрическим полем с напряжением, не приводящим к пробою газовой среды и образованию очагов плазмы, открывает интересные перспективы повышения эффективности использования газовых топлив на основе природного газа и водорода, а также развития газохимических технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Макарян И.А., Седов И.В., Арутюнов В.С. Метановодородные смеси как альтернативное экологически чистое топливо // Научный журнал РГО. 2022. № 2(34). С. 76-94.
Арутюнов В.С., Арутюнов А.В., Беляев А.А., Трошин К.Я. Контролируемое воспламенение низкоуглеродных газомоторных топлив на основе природного газа и водорода: кинетика процесса // Успехи химии. 2023. Т. 92. № 7. С. 1-27.
3. Трошин К.Я., Никитин А.В., Беляев А.А. и др. Экспериментальное определение задержки самовоспламенения смесей метана с легкими алканами // Физика горения и взрыва. 2019. Т. 55. № 5. С. 17-24. DOI 10.15372/ FGV20190502
Arutyunov V., Belyaev A., Arutyunov A., Troshin K., Nikitin A. Autoignition of methane-hydrogen mixtures below 1000 K. Processes. 2022. V. 10. 2177 https://doi.org/10.3390/pr10112177
Арутюнов В.С., Арутюнов А.В., Беляев А.А. и др. Влияние перехода от низ-
2.
4
котемпературных к высокотемпературным механизмам окисления метана и водорода на воспламенение содержащих их газовых смесей // Горение и взрыв. 2023. Т. 16. № 4. С. 3-13.
6. Verhelst S., Wallner T. Hydrogen-fueled internal combustion engines. Prog. Energy Combust. Sci. 2009. V. 35. P. 490-527. https://doi.org/10.1016/j. pecs.2009.08.001
7. Арутюнов В.С. Водородная энергетика: Значение, источники, проблемы, перспективы (обзор) // Нефтехимия. 2022. Т. 62. № 4. С. 459-470.
8. Арутюнов А.В., Беляев А.А., Иновенков И.Н., Арутюнов В.С. Влияние водорода на нормальную скорость горения метан-воздушных смесей при повышенных температурах // Горение и взрыв. 2019. Т. 12. № 4. С. 4-10.
9. Арутюнов В.С., Арутюнов А.В. О характеристиках детонационной стойкости газомоторных топлив // Газовая промышленность. 2023. № 12 (858).
С. 102-109.
REFERENCES
1. Makaryan I.A., Sedov I.V., Arutyunov V.S. Methane-hydrogen mixtures as an alternative environmentally friendly fuel. NauchnyyzhurnalRGO, 2022, no. 2(34). pp. 76-94 (In Russian).
2. Arutyunov V.S., Arutyunov A.V., Belyayev A.A., Troshin K.YA. Controlled ignition of low-carbon gas motor fuels based on natural gas and hydrogen: process kinetics. Uspekhikhimii, 2023, vol. 92, no. 7, pp. 1-27 (In Russian).
3. Troshin K.YA., Nikitin A.V., Belyayev A.A. Experimental determination of the autoignition delay of methane mixtures with light alkanes. Fizika goreniya i vzryva, 2019, vol. 55, no. 5, pp. 17-24 (In Russian).
4. Arutyunov V., Belyaev A., Arutyunov A., Troshin K., Nikitin A. Autoignition of methane-hydrogen mixtures below 1000 K. Processes, 2022, vol. 10, p. 2177.
5. Arutyunov V.S., Arutyunov A.V., Belyayev A.A., Strekova L.N., Troshin K.YA. Influence of the transition from low-temperature to high-temperature
mechanisms of methane and hydrogen oxidation on the ignition of gas mixtures containing them. Goreniye i vzryv, 2023, vol. 16, no. 4, pp. 3-13 (In Russian).
6. Verhelst S., Wallner T. Hydrogen-fueled internal combustion engines. Prog. Energy Combust. Sci, 2009, vol. 35, pp. 490-527.
7. Arutyunov V.S. Hydrogen energy: significance, sources, problems, prospects (review). Neftekhimiya, 2022, vol. 62, no. 4, pp. 459-470 (In Russian).
8. Arutyunov A.V., Belyayev A.A., Inovenkov I.N., Arutyunov V.S. The influence of hydrogen on the normal combustion rate of methane-air mixtures at elevated temperatures. Goreniye i vzryv, 2019, vol. 12, no. 4, pp. 4-10 (In Russian).
9. Arutyunov V.S., Arutyunov A.V. On the characteristics of detonation resistance of gas motor fuels. Gazovaya promyshlennost, 2023, no. 12 (858), pp. 102-109 (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Арутюнов Владимир Сергеевич, д.х.н., проф., иностранный член НАН Республики Армения, проф. кафедры газохимии, РГУ нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, завлабораторией окисления углеводородов, ФИЦ химической физики им. Н.Н. Семенова РАН. Жагфаров Фирдавес Гаптелфартович, д.т.н., проф., завкафедрой газохимии, РГУ нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина.
Трошин Кирилл Яковлевич, д.ф.-м.н., г.н.с., ФИЦ химической физики им. Н.Н. Семенова РАН.
Захаров Александр Алексеевич, н.с., ФИЦ химической физики им. Н.Н. Семенова РАН.
Пугачев Николай Алексеевич, аспирант кафедры газохимии, РГУ нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, инженер, ФИЦ химической физики им. Н.Н. Семенова РАН.
Максимова Дарья Вячеславовна, магистр, инженер кафедры газохимии, РГУ нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина.
Vladimir S. Arutyunov, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Foreign member of the NAS of the Republic of Armenia, Prof. of the Department of Gaschemistry, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), Head of Laboratory of Hydrocarbon Oxidation, N.N. Semenov Federal Research Center for Chemical Physics of Russian Academy of Sciences (RAS).
Firdaves G. Zhagfarov, Dr. Sci. (Tech.), Prof., Head of the Department of Gaschemistry, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University).
Kirill YA. Troshin, Dr. Sci. (Phys.-Mat.), Chief Researcher, N.N. Semenov Federal Research Center for Chemical Physics of Russian Academy of Sciences (RAS). Alexander A. Zakharov, Researcher, N.N. Semenov Federal Research Center for Chemical Physics of Russian Academy of Sciences (RAS). Nikolay A. Pugachev, Postgraduate Student of the Department of Gaschemistry, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), Engineer, N.N. Semenov Federal Research Center for Chemical Physics of Russian Academy of Sciences (RAS).
Darya V. Maksimova, Master, Engineer of the Department of Gaschemistry, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University).
Рис. 4