отношений на формирование физических и нравственно-этических качеств, и закрепление опыта нравственного поведения и привычек, нормы морали.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа / К.Ш. Ахияров ; Башкирский гос. пед. ун-т. - Уфа : [б.и.], 2000. - 328 с.
2. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008. -
287 с.
3. Миннегалиев, М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Миннегалиев М.М. - Уфа, 2004. - 20 с.
4. Соломченко, М. А. Основы управления физической культурой и спортом в современных социально-экономических условиях : учеб. пособие / М.А. Соломченко, Р.А. Прохоров. - Орел : Изд-во Орловского гос. ун-та, 2009. - 148 с.
5. Юричка, Ю.И. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения : монография / Ю.И. Юричка, А.Ю. Юричка ; Мос. гос. открытый пед. ун-т. - М. : Изд-во МГОПУ, 2001. - 164 с.
REFERENCES
1. Ahijarov, K.S. (2000), National pedagogics and modern school, Publishing House Bashkir state pedagogical university, Ufa, Russian Federation.
2. Zmanovsky, E.V. (2008), Deviantology, Academy, Moscow, Russian Federation.
3. Minnegaliev, M.M. (2004), Training-improving activity at school as preventive maintenance means deviation behavior of minors: diss. candidate sciences, Ufa, Russian Federation.
4. Solomchenko, M.A. and Prokhorov, R.A. (2009), Basics of physical culture and sport in contemporary socio-economic conditions, Publishing House Orel state university, Orel, Russian Federation.
5. Jurichka, J.I. and Jurichka A.J. (2001), Deviantology: conflicts, aggression, narcotism, offenses: the Monography, Publishing House Moscow state open pedagogical university, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected].
УДК: 364.628:378:001.891
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ И АКТУАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОБСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ У СПОРТСМЕНОВ
Демид Александрович Момот, кандидат психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Дмитрий Владимирович Кузьмин, старший преподаватель,
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова)
Аннотация
Самооценка здоровья является значимым информативным показателем, позволяющим получить достаточно объективное представление не только о состоянии здоровья индивида в момент опроса и на перспективу, но и о его социально-психологическом благополучии. Высокая самооценка здоровья для спортсмена важнее, чем для других категорий населения. Ведь именно от состояния здоровья зависит результативность его профессиональной деятельности. В статье приведе-
ны результаты изучения представления спортсменов о собственном здоровье по данным анкетирования 142 спортсменов при помощи методики самооценки качества жизни, связанного со здоровьем SF36 и влиянии на него личностной, соревновательной и ситуативной тревожности и характерологических особенностей личности. Установлено, что ситуативная тревожность, личностная тревожность и нейротизм оказывают выраженное отрицательное влияние на представление спортсменов о собственном здоровье, причем значимые отрицательные корреляции этих показателей установлены по одним и тем же шкалам опросника SF36.
Ключевые слова: качество жизни, самооценка, тревожность, характерологические особенности, спортсмены.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p107-112 INFLUENCE OF STRUCTURE PECULIARITIES OF PERSONALITY AND ACTUAL MENTAL STATUS ON THE IMAGE OF THE ATHLETES’ HEALTH
Demid Aleksandrovich Momot, the candidate of psychological sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Dmitry Vladimirovich Kuzmin, the senior teacher,
Saratov State Agrarian University of N.I. Vavilov
Annotation
Health-appraisal is a meaningful informing index, allowing getting an objective idea not only about the state of health of an individual at the present time and on a prospect but also about his social psychological prosperity. The high health-appraisal is more important for a sportsman, than for other categories of population. In fact, effectiveness of his professional activity depends exactly on the state of health. There are the results over of study of sportsmen-presentation about their own health in the article from data of questionnaire of 142 sportsmen with the help of methodology of life-quality appraisal , related to health of SF36 and the impact on it the personal, competitive and situational anxiety and personality traits. It has been established that situational anxiety, neuroticism have a distinct negative impact on the representation of athletes on their own health, moreover meaningful negative correlations of these indexes are set against the same scales of questionnaire of SF36.
Keywords: quality of life, self-concept, anxiety, personality traits, athletes.
Высокая самооценка здоровья для спортсмена важнее, чем для других категорий населения. Спортсмен, ощущающий себя больным, не способен прогрессировать, он, скорее всего, покинет спорт, так и не достигнув своего высшего результата. Самооценка здоровья является значимым информативным показателем, позволяющим получить достаточно объективное представление не только о состоянии здоровья индивида в момент опроса и на перспективу, но и о его социально-психологическом благополучии [1].
Использованная нами российская версия опросника SF-36 обладает надежными психометрическими свойствами и является приемлемой для проведения популяционных исследований качества жизни (КЖ) в России [3]. В настоящее время среди общих методик оценки КЖ SF-36 рассматривается в качестве условного золотого стандарта.
Наиболее разработанными на психофизиологическом уровне в теории и практике спортивной психологии являются учение Айзенка об экстраверсии - интроверсии и его методика выявления этих свойств [2]. Такие личностные свойства, как нейротизм и экстраверсия высоко коррелируют с опросниками эмоционального интеллекта [4].
Нами проведено изучение влияния личностной тревожности, характерологических особенностей спортсменов и состояния ситуативной тревожности на представление спортсменов о собственном здоровье, как факторе психологического благополучия.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами проведено анкетирование 142 спортсменов (58 девушек и 84 юноши). Средний возраст обследованных составил 16,5±0,14 лет, средний стаж занятий спортом -7,5±0,24 лет. 1 разряд имели 23 спортсмена, КМС - 84 спортсмена, МС - 31 спортсмен,
МСМК - 4 спортсмена. Контрольная группа состояла из студентов (20 юношей и 14 девушек), не занимающихся профессионально спортом. Проводилось изучение личностной (ЛТ - шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина), соревновательной личностной тревожности (СЛТ - Р. Мартенса-Ю.Л. Ханина) и характерологических особенностей спортсменов (вопросник С. Айзенка). Психическое состояние ситуативная тревожность определялось по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. Для изучения представления о собственном здоровье (самооценка здоровья) использовался опросник качества жизни, связанного со здоровьем 8Б-36 (цифровые результаты могут колебаться от 0
- максимальное нарушение функции до 100 - максимальное здоровье).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
При изучении показателей тревожности у спортсменов и не спортсменов юношей и девушек (табл. 1) установлено, что в группе спортсменов личностная и ситуативная тревожность наиболее выражены у девушек - соответственно 43,7±1,31 и 39,7±1,22 против 36,7±0,78 и 34,7±1,0 баллов (р<0,001-0,01).
Таблица 1
Изучение показателей тревожности у спортсменов (М±т)_____________________
Показатели Спортсмены | Не спортсмены
юноши (п=84) девушки (п=54) Р юноши (п=20) девушки (п=14) Р
ЛТ, баллы 36,7±0,78 43,7±1,31 <0,001 39,7±1,68 42,4±1,69 >0,05
СЛТ, баллы 19,7±0,45** 19,9±0,58 >0,05 26,0±0,24 21,2±1,08 <0,001
СТ, баллы 34,7±1,0* 39,7±1,22 <0,01 37,4±1,08 40,1±3,08 >0,05
Примечание: ЛТ - личностная тревожность; СЛТ - соревновательная личностная тревожность; СТ - ситуативная тревожность; ** - р<0,01; * - р<0,05 различия с не спортсменами статистически достоверны.
Половых различий при определении соревновательной личностной тревожности (СЛТ) в группе спортсменов не установлено (р>0,05). У лиц не занимающихся спортом, напротив, половые различия выявлены только при определении СЛТ, которая у юношей оказалась выше, чем у девушек - 26,0±0,24 против 21,2±1,08 баллов (при р<0,001). СЛТ в группе юношей спортсменов оказалась достоверно ниже, чем у не спортсменов (р<0,01). Также у спортсменов установлена более низкая СТ (р<0,05). У девушек статистически значимых различий по уровню тревожности между девушками спортсменками и не спортсменками не установлено.
При изучении связи самооценки здоровья с уровнем личностных и ситуативной тревожности выявлено значительное число отрицательных корреляций (табл. 2).
Ситуативная тревожность оказывает статистически значимое отрицательное влияние на самооценку здоровья по всем шкалам (от г=-0,17 при р<0,05 до -0,47 при р<0,001) кроме шкалы «состояние здоровья лимитирующее выполнение физических нагрузок» (г=-0,11 при р>0,05). Личностная тревожность не оказывает статистически значимого влияния на шкалы: «состояние здоровья, лимитирующее выполнение физических нагрузок» и «социальное функционирование».
В меньшей степени с самооценкой здоровья связана соревновательная личностная тревожность - она не оказывает статистически значимого отрицательного влияния на ЯР
- влияние физического состояния на ролевое функционирование, - социальное функ-
ционирование и ЯЕ - влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование. Со всеми остальными шкалами она связана статистически значимыми отрицательными корреляциями (табл. 2).
Наиболее выраженное влияние все виды тревожности оказывают на оценку психического здоровья (г=-0,49; -0,63; -0,41; при р<0,001), жизнеспособность (г=-0,41; -0,60; -0,32; при р<0,001), интенсивность боли (г=-0,36; -0,39; -0,37; при р<0,001) и оценку свое-
го здоровья в настоящий момент (г=-0,39; -0,42; -0,26; при р<0,001-0,01).
Таблица 2
Коэффициенты корреляции Пирсона (г) показателей тревожности с самооценкой ______________________________здоровья по 8Р-36 (п=142)______________________________
Показатели КЖ Тревожность
СТ ЛТ СЛТ
РЕ -0,11 -0,001 -0,15
РР -0,33 *** -0,31*** -0,16
ВР -0,36 *** -0 39 *** -0 37 ***
ОН -0 39 *** -0,42 *** -0,26**
Ср. ФК -0,43 *** -0 41 *** -0,25**
УТ -0 41 *** -0,60 *** -0 32 ***
БЕ -0,17* -0,15 -0,10
РЕ -0,18* -0,19* -0,12
МЫ -0 49 *** -0,63 *** -0 41 ***
Ср. ПК -0 40 *** -0,50 *** -0,17*
КЖ -0 47 *** -0,50 *** -0,23**
Примечания: СТ - ситуативная тревожность; ЛТ - личностная тревожность; СЛТ - соревновательная личностная тревожность; РЕ - состояние здоровья лимитирует выполнение физических нагрузок; РР - влияние физического состояния на ролевое функционирование; ВР - интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью; ОН - оценка своего здоровья в настоящий момент; УТ - жизнеспособность; БЕ - социальное функционирование; РЕ - влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование; МЫ - оценка психического здоровья; * - р<0,05 при г>0,17, ** - р<0,01 при г>0,217, *** - р<0,001 при г>0,275 - статистически значимые корреляционные связи для выборки 142 человека.
Нами проведена оценка характерологические особенности (экстраверсия-интроверсия и нейротизм-стабильность) спортсменов и лиц, не занимающихся спортом (табл. 3). По шкале экстраверсия - интроверсия статистически значимых различий между девушками и юношами не установлено. При этом у юношей спортсменов показатели по этой шкале выше, чем у не занимающихся спортом. По шкале нейротизм - стабильность нами выявлены значительные различия (табл. 3).
Таблица 3
Характерологические особенности спортсменов (М±т)_________________
Показатели (баллы) Спортсмены Не спортсмены
юноши (п=84) девушки (п=58) р юноши (п=20) девушки (п=14) р
экстраверсия-интроверсия 15,2±0,36* 14,5±0,49 >0,05 13,4±0,78 13,8±1,15 >0,05
нейротизм-стабильность 9,5±0,42** 11,9±0,52** <0,01 12,4±0,84 15,6±1,23 <0,05
Примечание: ** - р<0,01, * - р<0,05 различия с не спортсменами статистически достоверны.
В группе девушек эмоциональная нестабильность (нейротизм) более выражена -
11,9±0,52 и 15,6±1,23 против 9,5±0,42 и 12,4±0,84 баллов (р<0,01-0,05). При этом занятия спортом способствуют повышению стабильности. Как у спортсменов (9,5±0,42 против
11,9±0,52 баллов) так и у спортсменок (12,4±0,84 против 15,6±1,23 баллов) - показатели по шкале нейротизм-стабильность статистически достоверно ниже (р<0,01).
При изучении связи характерологических особенностей спортсменов с самооценкой здоровья, как показателя социально-психологического благополучия обращает на себя внимание, что статистически сильно значимые отрицательные корреляции (р<0,001) установлены только со шкалой нейротизм-стабильность, причем по тем же шкалам, как и при изучении тревожности (табл. 4). Отмечается отрицательная корреляция шкалы нейротизм-стабильность с тремя шкалами физического и двумя шкалами психосоциального компонента здоровья: РР - влияние физического состояния на ролевое функционирование (г=-0,33); ВР - интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься по-
вседневной деятельностью (г=-0,45); вИ - оценка своего здоровья в настоящий момент (-
0,43); УТ - жизнеспособность (г=-0,51) и ММ - оценка психического здоровья (г=-0,49).
Таблица 4
Коэффициенты корреляции Пирсона (г) показателей индивидуальнопсихологических особенностей личности с показателями шкал самооценки здоровья
(n=142)
Показатели шкал SF 36 Экстраверсия-интроверсия Нейротизм-стабильность
PF 0,05 -0,08
RP -0,01 -0,33 ***
BP -0,03 -0 45 ***
GH 0,02 -0,43 ***
Ср. ФК 0,001 -0,46 ***
VT 0,16 -0 51 ***
SF 0,11 -0,19*
RE 0,03 -0,13
MN 0,19* -0 49 ***
Ср. ПК 0,15 -0 41 ***
КЖ суммарный 0,08 -0 48 ***
Примечание: Примечание: PF - состояние здоровья лимитирует выполнение физических нагрузок; RP - влияние физического состояния на ролевое функционирование; BP - интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью; GH - оценка своего здоровья в настоящий момент; VT - жизнеспособность; SF - социальное функционирование; RE - влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование; MN - оценка психического здоровья; * - р<0,05 при г>0,17, *** - р<0,001 при г>0,275 - статистически значимые корреляционные связи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Ситуативная и личностная тревожность оказывают выраженное отрицательное влияние на самооценку здоровья, как показатель социальнопсихологического благополучия, влияние же соревновательной личностной тревожности менее выражено. При изучении влияния характерологических особенностей спортсменов на представление о собственном здоровье обращает на себя внимание, что значимые отрицательные корреляции установлены только со шкалой нейротизм - стабильность, причем по тем же шкалам, как и при изучении ситуативной и личностной тревожности.
Таким образом, актуальное психическое состояние - ситуативная тревожность и такие показатели структуры личности, как личностная тревожность и нейротизм оказывают выраженное отрицательное влияние на представление спортсменов о собственном здоровье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виттхен, Г. У. Энциклопедия психического здоровья / Г. У. Виттхен. - М. : Изд-во «Алетейа», 2006. - 552 с.
2. Живодров, С. А. Психологические характеристики высококвалифицированных гребцов-слаломистов сборной команды России / С. А. Живодров // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 12 (34). - С. 45-48.
3. Оценка качества жизни больного в медицине / А. А. Новик, С. А. Матвеев, Т.И. Ионова [и др.] // Клиническая медицина. - 2000. - № 2. - C. 10-13.
4. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1, № 4. - С. 3-26.
REFERENCES
1. Vittkhen G.U. (2006), Encyclopedia of psychical health, Althea, Moscow, Russian Federation.
2. Zhivodrov, S.A. (2007), "Psychological characteristics of highly qualified rowers-
slalomists of national team Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 34 No. 12, pp. 45-48.
3. Novik, A. A., Matveev, Т.1. and Ionova, S.A. (2000), "Estimation of life quality of patient in medicine", Clinical medicine, No.2, pp. 10-13.
4. Roberts, R.D. Matthews, J, M. Zeidner and Lyusin, D.V. (2004), "Emotional intellect: problems of theory, measuring and applications in practice", Psychology. Journal of Higher school of economy, Vol. 1 No. 4, pp. 3-26.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Александр Александрович Морусов, соискатель,
Анатолий Иосифович Черных, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, проректор по учебной работе,
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования управленческой компетентности экономистов-менеджеров. В ней дается авторское определение понятия, раскрывается структура управленческой компетентности экономиста-менеджера, обозначена специфика процесса формирования управленческой компетентности экономиста-менеджера в системе дополнительного профессионального образования. Управленческая компетентность относится к сложным многокомпонентым системным качествам личности, обусловленным ее опытом в различных видах деятельности, особенно в профессиональной. Все компоненты управленческой компетентности взаимосвязаны; при этом сформированность операционного, мотивационного, когнитивного и регулятивного компонентов -необходимое условие развитости поведенческого (деятельностного) компонента.
Ядром дидактической системы формирования управленческой компетентности менеджеров в системе дополнительного образования является комплексная диагностика - SWOT-анализ управленческой компетентности обучающихся. Задача педагога - выявить сильные и слабые стороны управленческой компетентности обучающихся, возможности её совершенствования в системе дополнительного образования. Опытно-экспериментальная работа показала, что формирование управленческой компетентности менеджеров происходит более эффективно при соблюдении важнейших организационно-педагогических и методических условий.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, управленческая компетентность, экономист-менеджер, система дополнительного профессионального образования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p112-117 IMPROVEMENT OF ECONOMIST-MANAGERS ADMINISTRATIVE COMPETENCE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Alexander Aleksandrovich Morusov, the competitor,
Anatoly Iosifovich Chernyh, the doctor ofpedagogical sciences, candidate of technical sciences, senior lecturer, Pro-Rector in teaching work,
Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
Article is devoted to the problem of formation of administrative competence of economists-managers. It gives author's definition of concept, the structure of administrative competence of the econo-