♦-♦
Yelnaz amaiLru Ельназ Саткановна Жангалиева,
аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338 РЭУ им. Г в, Плеханова
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НА КОНКУРЕНТНУЮ СТРАТЕГИЮ ЕГО УЧАСТНИКОВ
Предприятие, производящее потребительскую продукцию, интересуют процессы происходящие при практическом выборе потребителя Возникают вопросы особенностей потребительского восприятия - Kaf' своих потребностей, так и внешнего воздействия, которое испытывает практически каждый потребитель В оптимальную стратегии целесообразно заложить такие содержательные аспекты, которые й случае Sonne щении ка практике создают отличия предприятия от всех его конкурентов ЕЗ стратегии псегда интегрируются характерные особенности сломившейся конкретной ситуации е ключевой фактор будущего успеха Это содержание должно быть заложено в стратегию предприятие. производящих потребительскую продукцию ка if основа их конкурента п-о пр&иьяу щд-стра для будущей конкуренте способно см присущей только этоцу предприятию.
Ключевые сливе: ^ачестезо, потребительская продукция, конкурентоспособность
Ye.S. Zhangatryeva
IMPACT OF CONSUMER MARKET PREFERENCES ON COMPETITIVENESS STRATEGY Oh ITS PARTICIPANTS
The article slates that companies lhat produce consumer products are ЫдЫу interested in (he processes thai are involved in consumer dBcision-making. г here are a number of issu-as that characterize consumer perception boh of consumer needs ana of external impact that is experienced by almost every consumer It is advrsatole that an optimal strategy -:on[alns such aspects that, In the case of their practical implementation. di ffere ntia'je entetpnses from all their competitors The strategy a Ways in re grates the ihanactens<ics of Еле current ¡ipecac station rnto a key factor for future success Tms data should be Incorporated into the strategy of consumer enterprises as the basis of ihajr competitive advantage for the future competitiveness unique to only this enter pnse.
Keywords: qualify, consumer products, competitiveness
Значительней частью предприятий производится продукции для удовлетворения потребностей не бизнеса, а домашнего хоэнйстэа Он,* организуют свою д еягеп ьност ь, уч ит ы вэ я требо ва ни я соответствующих рынков Для формирования своей конкурентоспособности им необходимо з^ать, *ак домашнее хозяйство принимает решение о приобретении товара, какие факторы влияют но это решение В основе интересов индивидуальных Потребителей дли приобретения опредепенного товара, лак известно, летит потребность, выражающая об^еггивнуч необходимость & получении индивидом неких жвднвнных благ. отражающихся в йт физиологическом и социальной сущности Б целом процессы вьбера у индивидуального потребитепч могу г бь ь разделены на стадии осознание потребности, поиск связанной с возможностью ее решения информации, ранжирование и провсленис-о цени и имеющихся вариантов решен из, решение о приобретение топ ара. оценка результативности осуществлен ней покупки [1|
Безусловно, предпрингие производящее по: реби тельскув продукцию интересуют процессы, происходящие при практическом пыборо потребителя Возникают вопросы особенностей! -потребительского восприятие -:ак своим потребностей, гаи и внешнего возцеистзия, которое испытывает практически калщый
потребитель Рассмотрим основное фактсры, (готор.ме влияют на процесса еосприятия.
Личностные характеристики. уроаень оценки се ой х текущих или перспективных покупательских возможностей ojanii жизненного цккпа; специфика характера и уровень самооцек*и Очевидно, что и возраст покупатьпя является фактор ом, существенна коррелирующим рыночное потребительское поведение: обьем покупок, приоритет и оценте порребк-тепьеккх свойств товаре Не менее значимым фактором является покупательная способность т е уровень дохода, который человек получает Экономические возможности индивида определяют доступность для него потребительского кредита, это явля* еген важным фактором при приобретении целого реда товаров
Обра! жиани индивида отра^лст ого аидоние как себя так и того, что его окружает, взаимоотношение л жизненные приоритеты Образ жизни гложет сказываться. например, на отношении к жилищным уыюви-яг ни особенностях лита^ил нз структурировании свободного времени или отпуска
Психологически* факторы убеждения и уотэное-«и восприятие окружающего мира и происходящих в 44ем npoqeccce. поспои-ртие собственного потребитепь-скопо опыта Собственный опыт потребителя служит
♦-
значимым Факторам потребительского восприятия i Уваров. Оценку потребительского опыта проводят1 путем сравнения (плохой или хороший) с тем ожиданием, которое о i^-i о у потребителя е коде приобретения товара То есто во многом данный фактор определи-ется размером ожидании индивидуума и его реакцией Культурные фаМпйры Эти факторы являются тем детерминантом петревталь^га. Доведения, который формируется результатом воздействия среды, а кото-рои неловок находится Потребительное л о ведений индивида aro потребительский стиль формируется под алия ни ем семенного уклада, ^¡¿мейной традиции, окружения, в которое находится человек е течение.' значительного времени (например с гуде веская среда мнение коллег по работе) Л ищи как правило, идентифицируют себя с представителями определенной социальном группы, Что проявляется а их потребительском поведении и подходе к тону, как литатьсR, одеваться, отдыхать провести esэбодноевремя получить обрэаование
Социальные факторы Жизнь любого индивида проходят ао взаимодействии с социумом те окружением индлв^да, шиякедим на его стиль потребительского поведения Большинство исследователей [21 считают что социогруп па-: друзья семья коллеги и пр ), окружающая индивида, в наибольшей степени влияет на его выбор по таким потребительским товарам, как авггомобили бытовая темника, одежда и обувь, места отдыха и Многое другое.
Рассмотрев, таким образом, фа- торы, которые влияют на процессы восприятия рынка, переедем к характеристикам потребительского рынка
Во-первых. потребительский рынок представляет собой сферу купли-продажи тс вара в или услуг дпя конечного потребительского назначение Ё качестве покупателей на этом рынке, выступают домохозяйства ил к население Это^ рынок формирует рост пичной собственности людей и их материального достатка Потребительски рынок может рассматриваться в обществе генератором новы к потребностей, поскольку купля-продажа представляет собой фазу удовлетворения или ликвидации данной потребности и возникновения новои. более высокой
Во-аторых, потребительский рынок служит источником дохода предприятий поскольку от скорости товарооборота на этом рынке зависит доходность предприятий и нх эффективность
В-третьих, особенностью этого рыч*а является первичность спроса котогnи определяется аоэмо^-ностями й желе^и ям и людей Спрос по своему характеру в основном эластичен качеству и цена как функции дохода т е при равном качестве он реагирует на понижение цен на этом рынке ярко проявляются экономические законы спроса
13-четвертых потребительские рынки имеют глобальный масштаб как по количеству покупателей и продавцов, так и по объему товарооборота что обусловлено тем, что домашнее хозяйство оставляет на атом рынке до 60% своих доходов
Далее, ос обе н-i остью этого рынка является то, ^то
он всегда носит мелкооптовый и розничный характер.
-♦
инцче говоря, каждая продажа .ждивидуальна и ориентирована на конкретного погребите л*.
Наконец на потребительских рынках наблюдается высокая жесткость конкуренции, в основном олигопо-Листическая
Инфраструктуру современного потребительского рынка составляют совокупности как розничных, тек и оптовых предприятий или организаций всех видов деятельности, которые призеаны обеспечить и создать условия нормального функционирования дпя товаропроизводителей и сферы обращения потребительской п род унции у всех групп населен ия Одним из наиболее важных аспектов, которые влияют на процессы формирования потребительских рынчов, являются процессы развития инфраструктуры цля розничной торговли. а также процессы разработки новых методов в розничном тор?оэле,что выступает фактором удоелет-в оре ни я опроса Анализ потребительского рынна как Российской Федерации, тек и Казахстана показывает, что в ходе преобразований изменение потреби ель ского рынка претерпело коренные изменения 11овым ос пи ком торговли стало то, что около S4% предприятии общественного литания и торговли находятся в Част но* собственности, на долка государстве иной и муниципальной собственности приходится смешанной - 3,7%. Дальнейшему увеличению оборотов в розничной торговле и платных услугах населению способствуют позитивная динамика основных макроэкономических показателей страны, устойчивый рост располагаемых реальных денежных доходов у населения динамика поступлении на рынок отечественных или импортных товаров а обьеме, обеспечивающее реализацию платежеспособного спроса населения [3] Важно отметить, что товарный рынок является обь-еггмвным индикатором происходящих преобразовании в экономике на* Российской Федерации, так и Казахстана Ктенденциям качественны* изменении потребительского рынка в первые десятилетия XXI в следует отнести
- увеличение товарооборота со странами СНГ Ставшее возможным при создании е рамках СНГ зон свободной торгЬвли развитая единого Таможенного союза,
* рост насыщения потребительского рынка продукцией отечественных товаропроизводителей что способствует расширению спроса при проведении кмп о рт оза меще н ия ;
- увеличение производства конкурентоспособной качественной псодукции, которая пользуется спросом на российском международном рынке.
В то же время состояние потребительского рынка и егс субьектов характеризуется негативны ми тенденциям и [4]
■ преобладание импорта над экспортом Сдерживающим фактором в. развитии потребцтальского рынка является вступление России в ЗТО, что позволяет ведущим мировым производителям войти на российский рынок;
* в селзском хозяйстве остаются но-пре^нему нерешенные проблемы, в Казахстане это касается сферы жиаотнрводства.
- ,+эпишнее администрирование процесса управления, ребнос1ь а квапифицйробанных кадрах, не обход имость оперативного решения проблемы им портала мещення, создание необходимых условий по закреплению работников ка предприятиях сложная финансово-экономическая ситуации в промышленности, высокие процентные ставки по привлекаемым банковским кредитам, сложности формировании цен на продукцию специального назначения в связи с применением дефлятора. на отражающего реальное состояние экономик и Стремление к импортозамещению довольно быстро упирается в потолок уровня развитии отечественной науки и образования
Основными системными проблемами рээвн-ия потребительского рынка являются высокий износ и низкие темпы обновления основных производственных фондов предприятии промышленности, мод ер низации и технического перевооружении действующих производств, регулярное повышение цен на сырье, топливно-энергетический ресурсы и удорожание кредитов
Квалифицированное исследование потребительского рынка как сферь применения своей будущей деятельности позволяет организации перейти к овре-депению целевого направления стратегии предприятия по разви гию своей конкуреч тоспоеобн ос ти С мысл этого целевого направления - выявление путей наиболее эффективного использования внутренних резервов пред приятия и возг-.'ок^ости рыночной ситуации при создании, реализации и обслуживании своей продукции для мэксимапьнопо получения уровня прибыли Именно для целещого направления проводится анализ и обоснование цепей в стратегии предприятия по повышению его кон кус а нтосп особи ости на потребительском рынг е важность этого этапе -рудно пере оценить, так как именно здесь закладывается целевая ориентация в стратегии она определяет ход и логику всех последующих овераций целесообразность выбора и об основан ир системы показателей, которые будут отображать процессы повышения конкурентоспособности продукции предприятия, описьваг^ его достаточно поп но
Интегральные показатели дают возможность не столько сравнить уровень конкурентоспособности предприятия с другими, сколько понять где скрыты резервы роста, мобилизуемые а конкурентные преимущества на чем необходимо построитьэкопомическук.-часть стратеги повышения конкурентоспособности на потребительском рынке
Если проанализировать стратеги, которые применяются на практике предприятиям*по производству потребительское продукции, то при определенной доле условности можно выделить следующие их типы Трэдици он н ы и ■ ип хврактери зуется н ацеле нностъю на производство, отсутствием внммднкя руководства предприятия к проблемам конкурентоспособности, не ^итывзя конкурентов Примером такого предприятия может служить предприятие-монополист либо предприятие. которое ввиду ограниченной мощности производства и недостатка финансовых средств производит продукцию по разовым заявка г.* потребите пей, оно
не пред оставляет до по пните л ьяых уснут не приводит маркетинговых исследований
Такая стратегия приносит успех предприятию лишь в случае, если оно находится в сегменте рынка - о тр е бите льской продукции, чоторьи че "'-сдвержен воздействию конкуренции Однако в случае перерастания предприятие за par-.' кн этой hhiJjk и вступпения в конкуренцию на е*о другом Сегменте, а также а случае перехода первоначальной ниши в другой сегмент привлекательный дпя других товаропроизводителей, этому предприятию придется работать условиях жесткой конкуренции Ему необходимо будет формировать конкурентные преимущества в области качества, цены, издержек производства, соблюдения точности поставок повышения уровня обслуживания
При другом типе стратегии управления конкурентоспособностью товаропроизводитель стремится сделать своп производственную систему полность-ю соответствующей С1андйртам. принятым его основ ными конкурентами. Этз стратегия и модель поведения обычно называется стратегией копирования ипи приспособления При таком типе стратегии предприятия стремятся максимально заимствовать технологию, технические приемы, метод организации производства ведущих и наиболее конкурентоспособных предпри?гтий а отрасли, приобретать ресурса и комплектующие изделия в таких же источниках, что и их основные конкуренты Они используют известные возможности и реагируют на риски уже известные и предсказуемые Вместе с тем в стратегии копирования есть недостаток, ибо предприятию гроз и г ситуация, тогда подобный стереотип заимствования передового опыта не может дать прибавления конкурентоспособности уже при незначительных усилениях внутри-Рыночной конкуренции
Тзваро производите пи которые используют принципы бенчмаркинга, обычно эволюционируют до следующего типа стратегии. Менеджмент предприятия активно воздействует на производственную систему содействует ее совершенствованию и развитию Это относится прежде всего к системному обновлению в ассортименте выпускаемой продукции быстрому освоению ее новых образцоа с одновременный наращиванием производительности труда, снижением всех видов затрат и издержек и повышением эффек-явности производства.
В дан ном типе стратегии активного формирования эынка потребительской продукции акцент сдепам на изменение внешней среды в интересах предприятия. При данном типе стратегии предприятиям приходится разрабатывать совершенно новый продукт, в отношении которого существует скрытый сврос, товарапроизводитель разрабатывает совершенно новый метод конкуренции Такой подход может основываться на ■юеой идее или на длительном превосходстве перед конкурентами
На трех вышеизложенных стратегических вариантов этот предполагает самый высокие резуль-ап, но и счень высокий уровеньриска Как известно, конкурент-чан стратегия предлрi+ятии, производящих потреби-
тепьскую продукцию, связана с их мисоиеи Конкурентную стратег и« необходимо декомпозировать в функциональнее стратегии сбытовую, маркетинговую, п ро извод стве нн ую и стратеги ю обесл ечен ия качеств а
В с гттима л вп у к? стратеги ю целе соо ом з но зал ожить тэкме содержательные аслект^, которые а случае воплощения на практике создают отличия предприятия о г всех е^о гон куре н-гов. В стратегии всегда интегрируются характерные особенности сложившейся конкретной ситуации в ключевой фа1гтор будущего успеха Это содержание должно быт^ заложено а стратегии предприятий, производящих потребительскую продукцию, как основа их тачку рентного преимущества дгя будущей ¿Йн курен гаепоеобности, присуще* только этому предприятию.
Вп иян ие особен ноете и потре сител |>с кого р ын ко 11 а формирование Конкурентной стратегии его участников вь-рзжэется 6 учете и реализации конкурентного преимущества предприятий производящих потребительскую продукцию, в разработке дейсгвий по улучшению
качества и потребительских характеристик продукции поиске форм построений новых систем сбыта.
1 Гугвлев А в. Роиапае £ А Яшин И С. Инновационш-чи менеджмент Саратов, 2003
2. Гyeefieä А.В . СёМчвЦКа Д А БекчмаркИнГ юаниуренги-
спосабнастм OTEWECTHSHHtHii еуэоб 0 контексту иврепячнЫ*
инфляционны*прс-цес&пв. Саратое. 2015.
3. Гуголеа Д.0 , Сеиче^ко Д А. Реорганизация и модепн-püEtiiHHi- лрицциооь в Рсдареманной аконаминя Вестнлч Са-pa'iueLKö'u государь геенне г с еец|и4пьн0-эк-йнЙу1ИЧвског0 университета 2016 С 15-19
4. О государственной программе Саратовской области ¡--.Развитие промышленности б Саратовской области на 2016-201Э годы»<сизм на 15 Ü5.2GT7j: постановление Правнталь-сти Саратовской ей ГЧФЧ^ПТ 17 ЭР ISNs Л 2-П URL ttiffjj
5 Развитие тесрии, методология и управления органа нацией в условиях интенсивных трансформации внешней ерецы [коп. миноге ].■' лед 11614. A.B. IVensti. Саратиь Сарэювс.кий поциапкчо-экономичес^ий L-.нстигут Гфилпап} ^ЗУим Г В Плчхзнона. JOlfi