Научная статья на тему 'Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX-XXI вв'

Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
263
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX-XXI вв»

Валерия Мухина

ВЛИЯНИЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ НА ИДЕОПОЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И РОССИИ: ХХ-ХХ1 вв.

Пояснительная записка

Дисциплина «Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: ХХ-ХХ1 вв.» посвящена кругу общефилософских, психологических и мировоззренческих вопросов, так или иначе связанных с духовной культурой человечества и личности, ее присваивающей и творчески преобразующей. Также в данном курсе затронуты темы, задача которых расширить общий кругозор будущих психологов-исследователей через понимание значения Великого идео-поля общественного сознания.

В дисциплине предполагается знакомство со следующими разделами философии: онтология как общее учение о бытии; философская антропология; феноменология человека в различных религиях.

Настоящая программа адресована психологам-аспирантам, стажерам и соискателям для ориентации в методологических подходах к научному исследованию.

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - сформировать у аспирантов, стажеров и соискателей представление о влиянии научных направлений в области философии и психологии на потенциал Великого идеополя общественного сознания.

Для решения этой цели необходимо:

• ориентирование в современных философских и психологических учениях, применяемых принципов мировоззрения к процессам развития, познания, к феноменологии развития и бытия личности, духовному пути личности;

• умение анализировать продукты духовной культуры через контекст отраженных в них философских идей;

• умение видеть реальное влияние основополагающих идей на общественное сознание поколений.

Принципиальная позиция, преследуемая содержанием и структурой программы: понимание психологом-исследователем, преподавателем необходимости ориентироваться в системах основных идей, определяющих духовное развитие человечества.

В программе и библиографии указаны идеи и источники, которые дают возможность ориентироваться: 1 - в основных общефилософских концепциях; 2 - в основных идеях психологии относительно общих проблем развития, а также проблем развития и бытия личности; 3 - в основных тезаурусах философских и психологических направлений; 4 - в исходных замыслах, рожденных конкретной философской позицией; 5 - в Великом идеополе общественного сознания, отражающем: глобальные идеи о феноменологии личности, визуальные и словесные образы науки, искусства и литературы.

Задачи дисциплины:

• предоставить аспирантам возможность осознать значение Великого идеополя общественного сознания как условия постижения накопленного в истории человечества знания, идей и подтверждающих их новых знаний;

• предоставить аспирантам возможность понять значение своего выбора научного поприща и принять ответственность за сделанный выбор;

• создать условия для принятия на себя научной молодежью миссий: высокой ответственности перед наукой, перед человечеством и перед собой как моральной личностью, погруженной в поле научной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Аспирант, изучающий дисциплину, должен:

учитывать преемственность идей о феноменологии личности, их соединенность в истории и Великом идеополе общественного сознания;

знать основные постулаты философии и психологии относительно феноменологии человека;

уметь интегрировать классические идеи философии и наук о человеке в Великом поле общественного сознания современного ему поколения.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Вхождение философских идей в Великое идеополе общественного сознания

Интеграция философии, науки, религии, искусства и литературы как основных форм духовной жизни человечества.

Понятие Великого идеополя общественного сознания. Механизмы интеграции философии, наук о человеке как личности, искусства и литературы.

Раздел 2. Идеи социализма и их отражение в искусстве и литературе СССР

Марксизм о проблемах бытия и развития человека. Понимание развития и социализации человека через присвоение материальной и духовной культуры.

Коммунистический идеал в марксистско-ленинской идеологии. Лжепророки в видении К. Поппера.

Социалистический реализм как творческий метод литературы и искусства XX в. (термин введен в 1932 г. И. М. Гронским). Ограничение и регламентирование задач соцреализма темами переустройства мира в свете коммунистического идеала и марксистско-ленинской идеологии. (А. В. Луначарский о социализме: «Он весь насквозь - строитель, он уверен в коммунистическом будущем человечества», 1933.)

Соцреализм как официально (на государственном уровне) признанный метод советской литературы и искусства. Цель соцреализма: запе-чатление этапов строительства советского социалистического общества и его «движения к коммунизму».

Политика СССР в утверждении идей соцреализма через все виды искусства в художественной жизни эпохи. Идейно-художественные и эстетические принципы: партийность, народность, исторический оптимизм, социалистический гуманизм, интернационализм.

Предтечи соцреализма: «Основы поэтической эстетики» А. В. Луначарского (1904). Ориентация искусства не на сущее, а на должное. Приравнивание творчества к идеологии.

Первые произведения «социального типа» М. Горького: «Мать», 1906-1907; «Враги», 1906.

Первый всесоюзный съезд советских писателей (1934): обоснование метода соцреализма. Выступления Н. И. Бухарина, М. Горького, А. А. Жданова, А. А. Фадеева. Политическая составляющая советской литературы. Задачи соцреализма - эстетизация идеологии, обоснование авторитаризма, тоталитаризма через литературу и искусство.

Особенности развития эстетической концепции соцреализма.

Новая ситуация волны XX съезда партии (1950).

Дискуссия о сущности соцреализма (1988).

Активные приверженцы социалистического реализма: В. Маяковский, М. Горький, Л. Леонов, А. Фадеев, М. Шолохов, Ф. Гладков, В. Катаев, М. Шагинян, Н. Островский и др.

Прорастание в недрах соцреализма деревенской прозы, запрещенной литературы и концептуализма.

Деревенская проза: изображение крестьянской жизни в условиях социального насилия и деформации.

«Задержанная» или «реабилитированная» литература. Писатели А. Платонов, М. Булгаков, А. Ахматова, Б. Пастернак, В. Гроссман, А. Твардовский, А. Бек, Б. Можаев, М. Шатров, Ю. Трифонов, В. Тендряков, Ю. Домбровский, В. Шаламов, А. Приставкин и др.

Отечественный концептуализм (соц-арт): искусство идеи, концепции, которые репрезентатируются любой акцией (начало в 1910-1920 гг.). Авангардистские группы футуристов, дадаистов, ОБЕРИУ. Концептуализм неофициального исскуства (1970-е гг.). Концептуализм в поэзии, живописи, скульптуре.

Социалистический реализм как часть идеологической системы, элемент советской цивилизации.

История противостояний мифа о коммунизме и социалистической идеологии. Стремление оберечь умы от гибельных социалистических

№ 4 - 2010

увлечений (Г. Лебон, 1908). Социалистические теории и умственный склад их последователей. Социализм как верование.

Отражение идей марксизма в художественной литературе. Влияние идей марксизма на творчество писателей и поэтов XX в. Соцреализм как идеология и как значимые идеи общественного развития. Литература и поэзия в контексте социалистического реализма.

Отражение идей марксизма в живописи. Влияние идей марксизма на изобразительное искусство XX в. Сюжеты социализма, прорастание на поле соцреализма авангардных художественных направлений.

Отражение идей марксизма в кинематографе. Влияние идей марксизма на кинематографическое искусство XX в. Реалистическое отражение обыденной жизни советских людей. Фильмы-метафоры и фильмы-утопии, созданные во время социалистического строя в СССР.

Раздел 3. Идеи экзистенциализма и их отражение в искусстве ХХ—ХХ1 вв.

Экзистенциализм (лат. ех1э1епиа - существование) как философское направление. Положение индивида в условиях отчуждения, пассивного и тревожного приспособления к априорному, чуждому, безличному миру. «Чистая субъективность», наделенная изначальной творческой, конституирующей силой. Проблема преодоления раскола, разорванности, пассивности и превращения «чуждого» в «свое». Экзистенциализм о «смысле бытия», о «языке - доме бытия».

Предыстория философии экзистенциализма: С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Н. Бердяев. Центральная идея: существование человека в мире среди иррациональности и абсурда. Страх и тревога человека. Формирование морали и социального поведения в сфере бытия. Заброшенность и отчужденность человека. Видение свободы в экзистенциализме как чего-то внеличностного.

Сущностное выражение экзистенциального пафоса на стадиях жизненного пути: страдание, вина, одиночество (С. Кьеркегор).

Ж.-П. Сартр о «приговоренности к свободе» и неподлинности существования человека. Герой литературы экзистенциализма «живет без надежды», он не может избежать своего трагического удела: он «существует лишь постольку, поскольку себя осуществляет».

Философские работы Ж.-П. Сартра: «Бытие и ничто», 1943; «Экзистенциализм - это гуманизм», 1946.

Экзистенциализм как направление в западноевропейской и американской литературе 1940-1960-х гг., связанное интегративно с одноименной философской школой (Германия и Франция в период между Первой и Второй мировой войнами).

Философия произведений Ф. М. Достоевского «Записки из подполья», 1864; «Бесы», 1871-1872; «Легенда о Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы», 1879-1880). Прорастание идей из этих произведений в мыслях и образах А. Камю и Ж.-П. Сартра.

Сюжеты литературы экзистенциализма в контексте исторических обстоятельств, связанных с социальными потрясениями, войнами и революциями XX в. Осознание человеком абсурдности своего существования.

№ 4 - 2010

А. Камю: «Миф о Сизифе», 1942; «Посторонний», 1942; «Калигула», 1944; «Чума», 1947; «Осадное положение», 1948; «Взбунтовавшийся человек», 1951.

Ж.-П. Сартр: «Тошнота», 1938; «Мухи», 1943, «Слова», 1964.

Трагичность восприятия жизни: «Каждый художник прикован сегодня к галере своего времени» (А. Камю: «Шведские речи», 1958). Бунт как попытка преодолеть абсурдность истории. Бред истории Ж.-П. Сартра и торжество равенства в рабстве А. Камю.

Отражение идей экзистенциализма в искусстве и литературе ХХ-ХХ1 вв. Влияние идей экзистенциализма на художественное творчество писателей и поэтов XX в.

Отражение идей экзистенциализма в сюжетах живописи.

Влияние идей экзистенциализма на изобразительное искусство XX-XXI вв.

Отражение идей экзистенциализма в кинематографе. Влияние идей экзистенциализма на кинематографическое искусство XX-XXI вв.

Раздел 4. Идеи психоанализа и их отражение в искусстве и литературе ХХ—ХХ1 вв.

Психоанализ - направление в психологии, основанное З. Фрейдом в конце XIX - начале XX в. Учение о бессознательных психических процессах и побуждениях; о проблемах движущих сил душевной жизни человека, его мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристиках психики.

Динамическая модель психики, три ее сферы: сознательное, подсознательное, бессознательное. Психическая инстанция - цензура и ее функции: 1 - вытеснение в область бессознательного неприемлемых для личности чувств, мыслей, желаний; 2 - сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сферу сознания.

Учение З. Фрейда о личности: три уровня (Оно (Ид); Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго)).

Теория сублимации бессознательных влечений. «Эдипов комплекс» как влечение к матери и амбивалентное отношение к отцу («Комплекс Электры»).

Аналитическая психология К. Г. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Развитие психоаналитического направления в работах К. Хорни, Э. Фромма и др.

Бессознательное - открытие писателей. З. Фрейд о литературном выражении «эдипова комплекса»: «Царь Эдип» (V в. до н. э.) Софокла; «Гамлет» (1601) У. Шекспира; «Братья Карамазовы» (1879-1880) Ф. М. Достоевского.

Психоаналитическая критика как метод в литературоведении.

К. Г. Юнг как основатель «культурного психоанализа».

Психоанализ русской литературы: И. Д. Ермаков о русских писателях - первооткрывателях бессознательного (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский); Н. Е. Осипов о страшном и эротическом у русских классиков.

Отражение идей психоанализа в художественной литературе. Влияние идей психоанализа на художественное творчество писателей и поэтов XX-XXI вв.

Отражение идей психоанализа в сюжетах живописи. Влияние идей психоанализа на изобразительное искусство XX-XXI вв.

Отражение идей психоанализа в кинематографе. Влияние идей психоанализа на кинематографическое искусство XX-XXI вв.

Раздел 5. Идеи восточной философии и их отражение в искусстве и литературе

Буддизм - религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в У1-У вв. до н. э. Основатель буддизма - Сиддхартха, прозванный Буддой - просветленным.

Буддизм - религиозное учение о равенстве всех людей в «страдании» и в праве на «спасение».

Философское содержание буддизма: учение о природе вещей и учение о путях познания. Пять элементов, составляющих человеческую личность: 1 - сознание; 2 - представления; 3 - чувство; 4 - кармические силы; 5 - материальная оболочка человеческой личности.

Понимание человеческой личности как подчиненной закону причины и следствия. Человеческая жизнь как результат прежних существований. Человек в вечном становлении.

Буддийское понятие прерывного течения потока.

Буддийская логика и гносеология. Сочинения Дхармакирти «Прама-навартика».

Сближение буддизма в брахманизме и порождение индуизма.

Распространение буддизма в Бирме, Китае, Японии и других странах.

Буддизм в контексте других мировых религий: христианства и ислама.

Конфуцианство как направление общественной мысли в Китае, оказавшее значительное влияние на развитие китайской философии и литературы. Конфуцианство как государственная идеология.

Конфуций (VI в. до н.э.: 551-479 гг.) - китайский мыслитель, политический деятель, педагог эпохи Чуньцю, создатель оригинального этико-политического учения. Автор «Летописи» («Чуньцю»), десяти комментариев (или «десяти крыльев»), входящих в состав «Книги перемен».

Центральные понятия Конфуция: жэнь (гуманность) - конечная цель нравственного самоусовершенствования; ли - норма общежития, социальный регламент; и - чувство долга, справедливость; синь - верность, искренность.

Образ «благородного мужа», «благородного человека» (Цзюнь-цзы): кто совершенствует себя, берет на себя ответственность за других. «Благородный человек»: сдержанный, неспешный в речах, сметливый в делах; он видит ясно, слышит четко, приветлив лицом, почтителен в манерах, почтителен, искренен, спрашивает советы, справедлив; он спокоен и великодушен.

Образ низкого человека. Низкий (мелкий) человек противоположен благородному человеку.

№ 4 - 2010

Конфуций о значении чжи - знания и сюэ - учения.

Классификация людей по категориям: 1-я категория - те, кто обладает знаниями от рождения; 2-я категория - те, кто приобретает знания в учении; 3-я категория - те, кто учится, испытывая трудности; 4-я категория - те, кто не учится (не может учиться).

Влияние конфуцианства на духовную и политическую культуру стран конфуцианского культурного региона с древности до наших дней. Роль учения Конфуция в становлении национального характера и системы ценностных ориентиров. Интеграция конфуцианства в процессы модернизации стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ценность конфуцианских идей, ориентирующих человека на сохранение верности социальному порядку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отражение идей восточной философии в художественной литературе. Влияние идей восточной философии на художественное творчество писателей и поэтов.

Отражение идей восточной философии в живописи. Влияние идей восточной философии на изобразительное искусство.

Отражение идей восточной философии в кинематографе. Влияния идей восточной философии на кинематографическое искусство.

Рекомендуемая литература

Раздел 1. Вхождение философских идей в идеополе общественного сознания.

1. Бахтин М. М. Работы 1940-1960-х гг.: Собр. соч.: В 7 т. - Т. 5. -М., 1997.

2. Вернадский В. И. Автотрофность человека // Русский космизм: Антол. Философ. мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. - М., 1993.

3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1991.

4. Винер Н. Кибернетика и общество: Пер. с англ. - М., 1958.

5. Винер Н. Творец и будущее: Пер. с англ. - М., 2003.

6. Выготский Л. С. История развития высших психических функций: Собр. соч.: В 6 т. - Т. 3. Проблемы развития психики. - М., 1983.

7. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. - М., 19741977. - Т. 1. Наука логики, 1974; Т. 2. Философия природы, 1975; Т. 3. Философия духа, 1977.

8. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи философии: Сб. 1. Философия и ее проблемы. - СПб., 1912.

9. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб., 1998.

10. Лотман Ю. М. Семиофера. - СПб., 2004.

11. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007.

12. Платон. Государство: Собр. соч.: В 4 т. - Т. 3: Пер. с древнегреч. - М., 1994. - С. 79-420.

13. Платон. Филеб: Соб. соч.: В 4 т. - Т. 3: Пер. с древнегреч. - М., 1994. - С. 7-78.

№ 4 - 2010

Раздел 2. Идеи социализма и их отражение в искусстве и литературе (СССР).

1. Волгин В. П. История социалистических идей. - Ч. 1-2. - М.; Л., 1928-1931.

2. Генезис социалистического реализма в странах Запада / Ред. Т. В. Балашова и др. - М., 1965.

3. Голубков М. М. Утраченные альтернативы. - М., 1992.

4. Грамши А. Социализм и культура // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. литературы ХХ в. - М., 1986. - С. 186-171.

5. Гройс Б. Рождение социалистического реализма из духа русского авангарда // ВЛ. - 1992. - Вып. 1.

6. Добренко Е. Метафора власти: Литература сталинской эпохи в историческом освещении. - Мюнхен, 1993.

7. Замятин Е. Мы. - М., 1989.

8. Зверев А. Когда пробьет последний час природы... (Антиутопия, XX век) // Вопросы литературы. - 1989. - № 1.

9. Знакомый незнакомец: Социалистический реализм как историко-культурная проблема. - М., 1995.

10. Психология социализма: Пер. с фр. - СПб., 1996.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Критика гегелевской философии права: Соч.

- Т. 1.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.

13. Марксистская философия в XIX веке: В двух книгах. - М., 1979.

14. Муссинак Л. Социалистический реализм // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. ХХ в. - М., 1986. - С. 87-92.

15. Поппер К. Открытое общество и его враги // Т. II. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы: Пер. с англ. - М., 1992.

16. Фокс Р. Социалистический реализм // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. ХХ в. - М., 1986.

- С.498-504.

Раздел 3. Идеи экзистенциализма и их отражение в искусстве и литературе XX-XXI вв.

1. Бердяев Н. А. О назначении человека. - М., 2006.

2. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. - М., 2006.

3. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии).

- М., 1991.

4. Бердяев Н. А. Философия свободы. - М., 2004.

5. Бореев Ю. «Осадное положение» Камю и художественная концепция экзистенциализма // Потерянные пьесы. - М., 2001.

6. Бретон А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. ХХ в. - М., 1986. - С. 40-73.

7. Бубер М. Два образа веры. - М., 1995.

8. Дильтей В. Сущность философии: Пер. с нем. - М., 2001.

№ 4 - 2010

9. Долгов К. М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. - М., 1990.

10. Какабадзе З. М. Проблема «Экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля. - Тбилиси, 1966.

11. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. - М., 1990.

12. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек.

13. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. - М., 1990.

14. Камю А. Творчество и свобода // Сб.: Пер с фр. - М., 1990.

15. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе: Пер. с польск. - М.

16. Кукушкин Е. П. Альберт Камю. Ранние годы. - Л., 1982.

17. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «философским крохам»: Пер. с дат. - Мн., 2005.

18. Кьеркегор С. Повторение: Пер. с дат. П. Г. Ганзена; Коммент. Д. А. Лунгиной. - М., 1997.

19. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. - М., 1993.

20. Микешина Л. А. Философия науки: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.

21. Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. - М., 1999.

22. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007.

23. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / Под ред. Р. Мэя. - М., 2001.

24. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов, 2001.

25. Мэй Р. Открытие бытия. - М., 2004.

26. Мэй Р. Сила и невинность. - М., 2001.

27. Проблема человека в Западной философии // Сб.: Пер. с англ., нем., фр. - М., 1988.

28. Роде П. П. Серен Киркегор, сам свидетельствующий о себе и своей жизни: Пер. с нем. - Челябинск, 1998.

29. Сартр Ж.-П. Объяснение «Постороннего» // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. ХХ в. - М., 1986. - С. 92-107.

30. Сартр Ж.-П. Основания свободы // Долгов К. М. От Киркегора до Камю. - М., 1990.

31. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в Западной философии. - М., 1988.

32. Сартр Ж.-П. Тошнота: авторский сборник. - М., 2003.

33. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М., 2003.

34. Тавризян Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме. Критический анализ. - М., 1977.

№ 4 - 2010

35. Филлипов Л. И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. -М., 1977.

36. Франкл В. Сказать жизни «Да»: Психолог в концлагере: Пер. с нем. - М., 2004.

37. Франкл В. Человек в поисках смысла // Сб.: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. -М., 1990.

38. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем. / Под ред. А. Л. Доброхотова. - М., 1991.

39. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем.

- М., 1993.

40. Хайдеггер М. Бытие и время: Пер. с нем. В. В. Бибихина. -М., 1997.

41. Хайдеггер М. Ницше и пустота. - М., 2006.

42. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение: Пер. с англ. - М., 2002.

43. Экзистенциальная психология / Под ред. Р. Мэя: Пер. с англ. -М., 2001.

44. Ялом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы: Пер. с англ. - М., 2004.

45. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия: Пер. с англ. - М., 2004.

46. Ясперс К. Введение в философию: Пер. с нем. - Минск, 2000.

47. Ясперс К. Общая психопатология: Пер. с нем. - М., 1997.

48. Ясперс И. Смысл и назначение истории. - 2-е изд. - М., 1994.

Раздел 4. Идеи психоанализа и их отражение в искусстве и литературе ХХ-ХХ! вв.

1. Гессе Г. Художник и психоанализ // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. ХХ в. - М., 1986. -С. 399-403.

2. Фрейд З. Бесстрашные истины. - М., 2006.

3. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов: Пер. с нем. - М.; Л., 1925.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1991.

5. Фрейд З. О психоанализе // Фрейд З. Психоаналитические этюды.

- Минск, 1991. - С. 5-47.

6. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения // Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. - Кн. 1. - Тбилиси, 1991. - С. 139-193.

7. Фрейд З. Сон и сновидения. - М., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Фрейд З. Толкование сновидений. - Киев, 1991.

9. Фрейд З. Художник и фантазирование. - М., 1995.

Зигмунд Фрейд о себе и о других.

1. Фрейд З. Автобиография // Фрейд З. Бесстрашные истины: Пер. с нем. - М., 2006.

2. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве: Пер. с нем. - СПб., 2006.

№ 4 - 2010

3. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Аналитическое повествование: Избр.: В 2 т. - Т. 2. -М., 1990.

4. Фрейд З. Письма к невесте: Пер. с нем. - СПб., 2006.

О Зигмунде Фрейде и фрейдизме (писатели и психологи).

1. Адлер А. Достоевский // Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. - М., 1995.

2. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение, школа. - Л., 1991.

3. Дадун Р. Фрейд: Пер. с фр. - М., 1993.

4. Дали С. Дневник одного гения. - М., 1991.

5. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем прочем: Пер. с исп. Н. Малиновской. - М., 1996.

6. Джон Э. Жизнь и творения З. Фрейда. - М., 1997.

7. Додельцев Р. Д. Концепция культуры З. Фрейда. - М., 1989.

8. Ермаков И. Д. Очерки по анализу творчества Н. В. Гоголя. - М.; Пг., 1924.

9. Ермаков И. Д. Этюды по психологии творчества А. С. Пушкина. -М.; Пг., 1923.

10. Засурский Я. Н. Фрейдизм и литература // Засурский Я. Н. Американская литература XX века. - М., 1984.

11. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.

12. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Фрейд: жизнь и труды год за годом. -М., 2006.

13. Лурия А. Р. Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии. - Казань, 1923.

14. Манн Т. Фрейд и будущее // Дружба народов. - 1996. - № 5.

15. Осипов Н. Е. Страшное у Гоголя и Достоевского // Жизнь и смерть / Под. ред. А. Л. Бема, Ф. Н. Досужкова, Н. О. Лосского. -Прага, 1935.

16. Стоун И. Страсти ума, или Жизнь Фрейда. - М., 1994.

17. Уэллс Г. Павлов и Фрейд. - М., 1959.

18. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. - М., 1997.

19. Фромм Э. Фрейд: Пер. с англ. - М., 2002.

20. Цвейг С. Врачевание и психика. Ф. Месмер, М. Беккер-Эдди, З. Фрейд. - СПб.,1992.

21. Цвейг С. Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд. - М., 1990.

22. Эткинд А. Психоанализ в стане большевиков. - М., 1994.

23. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. - СПб., 1993.

24. Юнг К. Г. Фрейд и Юнг: разница во взглядах // Юнг К. Г. Критика психоанализа: Пер. с нем. и англ. - СПб., 2000.

Раздел 5. Идеи восточной философии и их отражение в искусстве и литературе.

1. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. - М., 1980.

2. Бо Ян. Уродливый китаец. - Пекин, 1986.

3. Ван Цзян, Бао Сяогуан. Дух традиционной китайской культуры. -Пекин,2004.

4. Вэн Цзянь, Горобец Л. А. Даосизм в современном Китае. - СПб., 2005.

5. Говинда Л. А. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. - СПб., 1993.

6. Дао Де Цзин, Ле-цзы, Гуань-цзы. Даосские каноны: Пер. с кит., вступительная ст., комм. В. В. Малявина. - М., 2002.

7. Дао Дэ Цзин. Книга пути и благодати: Пер. с кит. - М., 2006.

8. Китайское искусство: Принципы. Школа. Мастера / Сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст. очерки и комм. В. В. Малявина. - М., 2004.

9. Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии А. Мартынова и И. Зограф: В 2 т. - Т. 1. - СПб.; М., 2000.

10. Конфуций. Луньюй. Изречения. - М., 2006. - (Антология мудрости.)

11. Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. - М., 2003.

12. Малявин В. В. Китайская цивилизация. - М., 2000.

13. Мудрецы поднебесной: Сб. / Лао-цзы; Дао дэ цзин; Конфуций; Лунь юй. - Симферополь, 1998.

14. Мухина В. С., Лю. Ц. Ян Бо, его «Уродливый китаец» и все остальные люди // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 112-122.

15. Перелолов Л. С. Конфуций: «Лунь юй». Исслед.: Пер. с кит. Факсимильный текст «Лунь юя» с коммент. Чжу Си. - М., 2000.

16. Я и Юн-го. История древнекитайской идеологии: Пер. с англ. -М., 1957.

Содержание и формы контрольных мероприятий

Задания для самостоятельной работы

1. Провести работу с поиском литературы, связанной с углублением тем в проблемном поле основополагающих научных направлений в области философии и психологии, влияющих на Великое идеополе общественного сознания.

2. Провести работу по обоснованию выбора темы реферата.

3. Провести работу по поиску художественных произведений (литература, изобразительное искусство, художественные фильмы и др.), идеи и образы которых были взращены философами и учеными.

4. Подготовить реферат в соответствии с избранной темой и сделать его на аспирантском объединении с иллюстративным материалом.

Темы рефератов

• Философские идеи в Великом идеополе общественного сознания в XX-XXI вв.

• Интеграция идей философии и психологии в духовную жизнь человечества.

• Великое идеополе общественного сознания как условие образования и духовного развития человека.

• Идеи социализма и их отражение в искусстве и литературе.

• Идеи экзистенциализма и их отражение в искусстве и литературе XX-XXI вв.

• Идеи психоанализа и их отражение в искусстве и литературе XX-XXI вв.

• Идеи восточной философии и их отражение в искусстве и литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.