УДК 371.4 ; 37.04
Чарушина Елена Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Vasilisa97@rambler. ru
ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ВЫБОР АБИТУРИЕНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье раскрыты концептуальные основы организации допрофессиональной подготовки абитуриентов в условиях конкурентной среды учреждений высшего образования. Представлены направления системы организации допрофессиональной подготовки, их конкретизация по целям и мероприятиям. Дана оценка эффективности проводимых мероприятий.
Ключевые слова: концепция, организация, допрофессиональная подготовка, абитуриент, профилизация, профориентация, эффективность.
Каждое лето перед многими вузами встает проблема привлечения абитуриентов. Особенно актуальна она сегодня, в условиях ужесточения конкурентной среды на рынке образовательных услуг. Минобрнауки подсчитало: в результате демографической ямы 1990-х к 2016 году в российских вузах останется около 4,5 млн студентов (против примерно 7,5 млн. в 2009-2010 учебном году). Во время прошлой приемной кампании часть вузов уже испытали недостаток абитуриентов, причем не только на платных, но и на бюджетных отделениях. В 2015 году ЕГЭ сдавали 878 тысяч школьников. Это почти на 100 тысяч меньше, чем в прошлом, сообщила бывший глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова на пресс-конференции. «Бюджетное финансирование вузов сохраняется в том же объеме, однако количество ребят уменьшается, - объяснила она. - Для выпускников это означает, что выбор будет больше. Для вузов - обострение конкуренции. Со временем это неизбежно приведет к тому, что части из них придется уйти с рынка: абитуриентов на всех не хватит» [4].
Чтобы эта проблема не отразилась на качестве и результатах приемной кампании, - а в итоге, и на судьбе самого вуза, - необходимо работать над задачей привлечения абитуриентов постоянно, а не только в июле и августе.
Сегодня принципиально изменились условия в которых происходит выбор абитуриента того или иного учебного заведения. Во-первых, у нынешнего выпускника школы, колледжа или техникума появилось больше возможностей для выбора вуза. Большую роль здесь играет ЕГЭ и новые правила приема, по которым можно подавать заявления сразу в несколько высших учебных заведений. Если раньше выбор абитуриента ограничивался несколькими местными вузами, то теперь конкуренцию могут, в принципе, составить все вузы страны и даже зарубежные учебные заведения. Второе изменение, происходящее буквально на наших глазах, - это изменение среды, в которой вуз взаимодействует с абитуриентами. Если раньше информационная работа велась лицом к лицу,
сейчас появление интерактивных электронных средств кардинально изменило ситуацию. Интернет - пространство создает свою особую среду, в которой создается имидж учебных заведений, распространяются отзывы, мнения, выстраиваются рейтинги и т.д. Поэтому очень важно рекламировать учебное заведение в социальных сетях. Именно там большинство абитуриентов проводит большую долю своего свободного времени. К тому же возможности таргетинга, которые предоставляет большинство соцсетей, идеально подходят под цели рекламы высшего образования.
Такая ситуация подталкивает вузы к тому, чтобы они меняли свою стратегию работы с поступающими. Сегодня задача заключается в том, чтобы не только прямо агитировать, организовывать дни открытых дверей, но и привлекать косвенно, через все возможные события в университете. Нужно не только рассказывать о вузе абитуриентам на днях открытых дверей, а вовлекать преподавателей и исследователей в публичную сферу, демонстрировать их весомость и значимость.
Такой большой пласт работы уже давно во многих вузах сложился в направление «Довузовская подготовка», или как, сейчас более правильно называть «Допрофессиональная подготовка». Довузовская подготовка последовательно развивалась в Высшей школе экономики. В 1994 году открыли программу для одиннадцатиклассников, а к 2005 году дошли и до седьмых классов - открыли клуб «Эрудит».
Факультет довузовской подготовки был создан в МГИМО в 2011 году. Факультет реализует широкий спектр программ профильной допро-фессиональной подготовки, осуществляет нормативно-правовое, нормативно-методическое и учебно-методическое сопровождение подготовки к поступлению и приему в МГИМО, координирует деятельность факультетов и кафедр университета, участвующих в осуществлении программ допро-фессиональной подготовки, в организации и проведении предметных олимпиад для школьников [5].
В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете существует «Институт довузовской подготовки и профориентации».
© Чарушина Е.И., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
155
Он объединяет различные направления работы университета по формированию у абитуриентов устойчивых предпочтений в выборе профессии и высокой мотивации на развитие знаний и компетенций на основе университетского образования. Основной задачей института является предоставление школьникам информационных возможностей для выбора своей будущей профессии путем знакомства с университетом, его факультетами, кафедрами, и создание необходимых условий для успешной подготовки к поступлению и дальнейшему обучению в университете. В рамках института для школьников 9-11 классов и выпускников школ реализуются разнообразные образовательные и профориентационные программы довузовской подготовки. Например, профориентационные экскурсии по университету - университет глазами студентов, знакомство с прошлым и настоящим университета, организация встреч со студентами, преподавателями, ведущими учеными для учащихся 9-11 классов. Интересной формой работы является «Студенческий день открытых дверей» -тематические встречи старшеклассников со студентами университета. Всегда есть вопросы, которые интересны поступающим и ответы, на которые представители приемных комиссий могут и не знать. Например, сильна ли сборная вуза по футболу, вкусный ли обед в столовой, сколько он стоит и т.п. На них скорее ответит студент-второкурсник, который сейчас еще помнит абитуру. Доверие к таким встречам очень высокое [3].
В МГУ им. М.В. Ломоносова открыта «Школа абитуриента», которая ориентирована на углубленную подготовку школьников к сдаче ЕГЭ по различным предметам.
Обобщив опыт ведущих вузов страны по данному направлению, в КГУ им. Н.А. Некрасова создана система работы по привлечению абитуриентов. Работа по привлечению абитуриентов в университет является структурно-алгоритмизированным мероприятием. Дело привлечения и набора абитуриентов начинается с информационной работы, которая является самой основной и важной задачей. Информационная работа включает в себя информирование и взаимодействие как с потенциальными абитуриентами, так и с образовательными учреждениями разного уровня, а так же муниципальными органами власти. Отдельным направлением деятельности должно стать информационное продвижение университета в интернет-пространстве и в традиционном медиа-пространстве. На сайте университета есть отдельная вкладка «Абитуриенту», где размещается актуальная для поступающих информация: правила приема и нормативные документы, программа вступительных испытаний, полезные ссылки. В социальной сети «В контакте» создана группа «Абитуриент КГУ», где так же есть много полезных ссылок для абитуриентов. Пред-
ставители университета регулярно принимают участие в различных телевизионных программах, таких как «Время интервью», «Чайники», «Открытая студия», где рассказывают об университете, особенностях учебы, правилах поступления и всех проектах, организуемых специально для абитуриентов. В медиа-пространстве Костромской области в течение года размещаются анонсы обо всех событиях, которые могут быть интересны целевой аудитории.
Следующая задача, которую нужно решить, это заинтересовать школьников. Чтобы абитуриенты выбрали именно наше высшее учебное заведение, нужно выгодно представить себя и выделиться среди огромного количества подобных учреждений. Для будущего студента самыми важными критериями являются престижность университета, качество образования и перспективы дальнейшего трудоустройства. При проведении мероприятий необходимо делать акцент именно на этих аспектах. Для решения этой задачи в Некрасовском университете реализуется несколько проектов, в рамках которых будущие студенты смогут побывать в нашем заведении, получить больше информации, познакомится с будущими преподавателями. Каждую субботу в нашем университете проходят «Университетские субботы». Это увлекательные занятия для школьников старших классов в области журналистики, менеджмента, психологии, истории, математики, химии и других направлений. Абитуриенты узнают о различных профессиях, и образовательных программах, в рамках которых эти профессии можно получить. Преподаватели разных кафедр и направлений отвечают на все интересующие вопросы, проводят мастер-классы. Кроме этого в университете функционируют различные профильные школы: школа «Юного химика» и «Юного биолога», «Школа юного журналиста и филолога», «Физико-математическая школа», «Юридический класс». В процессе обучения в этих школах, абитуриенты могут подготовиться к экзаменам, расширить свои знания в этих областях наук, а так же принять участие в олимпиадах, организуемых в нашем университете.
«Некрасовская олимпиада» - это ещё один масштабный проект, реализуемый в рамках до-профессиональной подготовки. Основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, пропаганда научных знаний, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и продолжении образования. Олимпиада проводится по основным общеобразовательным учебным предметам или комплексам учебных предметов. При подаче документов в КГУ им. Н.А. Некрасова, победители и призеры олим-
пиады получают дополнительные баллы к баллам ЕГЭ согласно правилам приема по предмету соответствующему направлению олимпиады. Так как олимпиада проводится в заочной форме, то этот проект особенно интересен для школьников Костромской области, которым из-за территориальной удаленности затруднительно принять участие в других мероприятиях. Участие в олимпиаде увеличивает возможность поступления в университет, а профильные школы позволяют подготовиться к олимпиадным испытаниям.
Опыт «Некрасовского университета» показывает, что эффективным направлением деятельности является выставочно-ярмарочная деятельность вуза. Участие в выставках является эффективной рекламно-агитационной компанией, когда потенциальные абитуриенты лично имеют шанс пообщаться с представителями вуза. Поэтому каждый учебный год вуз участвует в образовательных выставках, ярмарках профессий, форуме выпускников. В последнее время появилась новая тенденция - в работе выставок участвуют представители всех институтов и факультета, они знают все тонкости, с ними абитуриенты общаются с большим удовольствием. Все это очень благотворно сказывается на имидже учебного заведения. Даже если кто-то из абитуриентов впоследствии выберет другое заведение для получения образования, есть вероятность, что у него останется благоприятное впечатление от посещения нашего учреждения. Такой человек вполне может порекомендовать наш университет своим друзьям или знакомым.
Таким образом, все мероприятия, проводимые КГУ им. Н.А. Некрасова, можно разделить на несколько направлений. Первое направление - информационное. Цель всех мероприятий в рамках данного направления - повысить информированность абитуриентов о вузе, специальностях, условиях поступления. Это могут быть дни открытых дверей, семинары, реклама вуза в СМИ и интернет, целевая работа со школами. Информационные мероприятия ориентированы на создание базы потенциальных абитуриентов для приглашения на профилирующие мероприятия. Второе направление - профилирующее. В рамках этого направления абитуриенты получают более полное представление об учебных программах, процессе обучения, получаемой специальности и карьеры после вуза. Абитуриентам предлагается принять участие в проекте «Университетские субботы», пройти обучение в профильных школах. Профилирующие мероприятия проводятся уже не для всех абитуриентов, а только для тех, которые могут быть интересны вузу, либо тех, кто сам активно демонстрирует вузу свою заинтересованность. И третье направление - мотивирующее. Цель мероприятий данного мероприятия повысить лояльность целевой группы абитуриентов к нашему вузу, повысить
желание поступить в КГУ им. Н.А. Некрасова. Абитуриенты получают приглашение на спортивные и культурные мероприятия, студенческую весну. Также принимают участие в «Некрасовской Олимпиаде».
Важным моментом в допрофессиональной подготовке является её эффективность. Нам очень важно, чтобы абитуриенты не просто участвовали в наших мероприятиях, а поступали в наш университет. С целью определения эффективности проводимой работы, в октябре 2015 года было проведено исследование первокурсников. Цель исследования повышение эффективности работы с абитуриентами. Объектом исследования являлись студенты 1 курса очной формы обучения КГУ им. Н.А. Некрасова. Предмет исследования - эффективность мероприятий в рамках допрофессиональной подготовки.
Задачи исследования выяснить:
- число и процент студентов принимавших участие в мероприятиях для абитуриентов;
- степень влияния участия в мероприятиях до-профессиональной подготовки на принятие решения выбора КГУ им. Н.А. Некрасова при поступлении;
- определить причины, по которым абитуриенты не принимали участие в конкретных мероприятиях.
Метод сбора информации - опрос. Вид опроса - анкетирование. Инструментарий - анкета. Анкета включала 5 вопросов:
1.Что определило выбор будущей профессии.
2. Что определило выбор КГУ им. Н.А. Некрасова.
3. В каких мероприятиях, организуемых университетом, Вы принимали участие.
4. Если Вы не принимали участие в указанных мероприятиях, укажите причину.
5. Если Вы принимали участие в указанных мероприятиях, повлияло это на решение поступать в КГУ им. Н.А. Некрасова?
Опрос проводился на интернет-платформе «MOODL» с 1 по 10 октября. В анкетировании приняло участие 189 человек. Из них 160 студентов обучаются на бюджетной основе и 29 на внебюджетной. 81% респондентов ответили, что руководствовались исключительно своими желаниями и устремлениями при выборе профессии. 117 человек, а это 50%, также указали эту причину и при выборе вуза. 68 человек, что составляет 36% от общего числа студентов, принимали участие в различных мероприятиях, проводимых в рамках до-профессиональной подготовки.
Больше всего студентов приняли участие в проекте «Университетские субботы» - 42 человека (26%) от общего числа студентов, 21 человек (13%) участвовали в «Некрасовской олимпиаде», 22 человека (13%) прошли обучение в профильных школах. Так же 48 человек (28%) отметили, что приходили на Дни открытых дверей.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
157
Из всех участвующих в данных мероприятиях, 68% ответили, что это повлияло в конечном итоге на выбор именно КГУ им. Н.А. Некрасова.
К сожалению, 121 респондентов сказали, что не принимали участие ни в каких мероприятиях. Из них 39% не принимали участие, так как просто не знали о проводимых мероприятиях. У 34% опрашиваемых просто не было времени для этого. 22% респондентов сказали, что живут далеко от областного центра и не имели возможности посещать эти мероприятия, хотя интерес к этому был. И только 6% студентов-первокурсников отметили, что им это было не интересно.
Таким образом, можно считать, что допрофессиональная подготовка, организуемая в Некрасовском университете, является эффективной. Мероприятия в целом достигают своих целей и оказывают влияние на выбор нашего вуза абитуриентами. Необходимо усилить работу в информационном направлении и использовать различные каналы для доведения информации до целевой аудитории.
В целом для достижения цели набора студентов университет должен решить следующие задачи:
1. Заблаговременно информировать абитуриентов об учебном заведении.
2. Повысить лояльность абитуриентов к вузу.
3. Сформировать мотивацию у абитуриентов для выбора учебного заведения.
В идеальном виде работа с абитуриентами содержит следующие компоненты и подразумевает подключение различных подразделений вуза для их реализации совместно со специалистами приемной комиссии:
Проведение просветительско-образовательных мероприятий для абитуриентов.
Отслеживание заинтересованных абитуриентов и персональная работа с каждым с учетом его
способностей и потребностей.
Повышение лояльности абитуриентов за счет привлечения их в жизнь вуза: получение информации о новостях вуза, студенческой жизни, участия в мероприятия, конкурсах, олимпиадах и т.п.
Информирование абитуриентов о выполнении формальных требований, необходимых для поступления в вуз (профильные ЕГЭ, справки и т.п.).
Библиографический список
1. Вертоградова В.А. CRM для ВУЗов: проведение маркетинговых мероприятий для абитуриентов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/news/study/4235 (дата обращения: 18.11.2015).
2. Информация для поступающих. // Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mgimo.ru/study/faculty/fdp (дата обращения:
20.11.2015).
3. Довузовская подготовка // Санкт-Петербургский государственный университет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// unecon.ru/abiturientam/dovuzovskaya-podgotovka (дата обращения 20.11.2015).
4. Психология и бизнес консалтинг групп. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.psycho.ru/library/3490 (дата обращения:
10.01.2016).
5. Факультет довузовской подготовки. // МГИМО. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mgimo.ru/study/faculty/fdp (дата обращения: 20.11.2015).
6. Холкин С. Общественные организации // Поступательное движение. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/1896 (дата обращения: 10.01.2015).