10. Михин, Н.П. Наблюдение аномально быстрого диффузионного процесса в твердых растворах 3Не-4Не вблизи ОЦК-ГПУ перехода / Н.П. Михин, А.Н. Полев, Э.Я. Руданский // Письма в ЖЭТФ. — Т. 73. — Вып. 9. — С.531-535.
11. Решение о выдаче патента РФ по заявке № 2007101061 от 08.01.2007. Способ ускоренной цементации
стальных деталей / Л.А. Голдобина, В.П. Гусев, Г.Ф. Мок-шанцев, П.С. Орлов, В.С. Шкрабак.
12. Семенова, Л.М. Химико-термическая обработка стали 20Х в условиях циклического изменения температуры / Л.М. Семенова, С.В. Семенов, С.Н. Крайнова // Материаловедение и химико-термическая обработка металлов. — 2003. — № 1. — С. 3-7.
УДК 620.179.112/075.8/
А.П. Быченин, канд. техн. наук, доцент О.С. Володько, канд. техн. наук, доцент
ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА РЕСУРС ПРЕЦИЗИОННЫХ ПАР ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ
Развитие современной сельскохозяйственной техники характеризуется повышенными требованиями к качеству машин, напрямую связанному с долговечностью их пар трения. Актуальной является задача совершенствования существующих технологий ремонта, технического обслуживания и повышения ресурса деталей машин на базе последних разработок в области триботехнологий, позволяющих в значительной мере повышать надежность узлов и агрегатов машин за счет управления процессами в зонах трения.
На большинстве с.-х. предприятий РФ применяются гусеничные и колесные тракторы различных тяговых классов, оснащенные дизельными двигателями. Многочисленные исследования показали, что до 70...80 % отказов машин происходит из-за износа узлов трения. Наибольшему отказу подвержены прецизионные детали топливной аппаратуры (до 54 %) [1]. Наиболее частыми дефектами ТНВД и форсунок являются соответственно заклинивание и износ плунжера, зависание иглы распылителя и разгерметизация нагнетательного клапана по запирающему конусу [1].
Рациональным способом повышения ресурса прецизионных пар топливной аппаратуры является снижение изнашивания сопрягаемых деталей. Такого эффекта можно добиться несколькими способами:
• увеличением твердости плунжера и втулки;
• улучшением фильтрования топлива;
• повышением смазывающей способности топлива.
С точки зрения простоты применения, наиболее перспективным является последний способ. В работе Н.И. Итинской [2] сказано о положительном влиянии увеличения вязкости топлива на уменьшение величины изнашивания прецизионных пар.
В то же время чрезмерное увеличение вязкости ведет к нарушению работы топливной аппаратуры. Повысить смазывающую способность можно применением альтернативных видов топлива биологического происхождения, в частности, на основе рапсового масла.
В рапсовом масле в значительных количествах содержатся органические кислоты (2.4 % пальмитиновой кислоты, до 1 % стеариновой кислоты, 15.60 % олеиновой кислоты, 15.20 % линолевой кислоты, в зависимости от сорта), которые являются поверхностно-активными веществами, способными вступать в реакцию с адгезионными связями молекул и атомов, расположенных в поверхностных слоях деталей машин с последующим образованием защитной демпферной пленки. Плунжерные пары дизельной топливной аппаратуры являются примером соединения, в котором смазывание осуществляется за счет дизельного топлива, поэтому добавление в его состав органических ПАВ оказывает существенное влияние на режим смазывания.
Процесс трения в соединении в присутствии поверхностно-активных веществ характеризуется наличием граничного слоя, состоящего из пространственно-ориентированных молекул. Этот слой может быть как моно-, так и полимолекулярным. Образовавшаяся на поверхности твердого тела адсорбционная пленка обладает весьма ценными свойствами. По данным [3], монослои карбоновых кислот обладают истинной упругостью формы и механической прочностью. Такие слои представляют наибольший технический интерес. На рис. 1 представлена схема взаимодействия адсорбционных слоев в соединении при сдвиге (а, б, в) и при сжатии (г, д).
Рассмотрим процесс взаимодействия абразивной частицы с поверхностями деталей прецизионной пары дизельной топливной аппаратуры в при-
7777777771
У///////////////Ш
б
сти; — предел текучести материала; в — пьезокоэффициент, характеризующий увеличение прочности на срез от нормального давления; ^кин — глубина внедрения абразивной частицы; Лвн — радиус внедряющегося выступа.
Величина —— + в — адгезион-
сО§
ная составляющая коэффициента трения, а величина 0,4
К
г д
Рис. 1. Схема взаимодействия адсорбционных слоев
сутствии демпферной пленки из поверхностно-активных веществ.
При вращательном движении абразивной частицы в зазоре прецизионной пары слой поверхностно-активных веществ (жирных кислот рапсового масла) на поверхностях трения оказывает смягчающее действие на абразивную частицу, в результате чего снижается глубина внедрения неровностей абразива в материал детали. Происходит деформация сдвига адсорбированного молекулярного слоя и часть энергии воздействия абразивной частицы тратится на преодоление сопротивления защитной пленки.
При скольжении абразивной частицы в зазоре происходит деформация сдвига молекулярного защитного слоя и воздействие зерна абразива на поверхность трения снижается.
Учитывая предыдущие примеры, можно сказать, что вероятность возникновения третьего случая — закрепления абразивного зерна на неподвижной поверхности — снижается вследствие противодействия демпфирующей пленки внедрению частицы в материал детали на достаточную для закрепления глубину, так как сопротивление демпфирующей пленки сжатию максимально.
По данным некоторых литературных источников [1], поверхность абразивной частицы также может служить поверхностью адсорбции. В этом случае за счет образования пленки ПАВ увеличиваются геометрические размеры частицы, и такая частица либо будет отсеяна в фильтре тонкой очистки, либо не поместится в зазор прецизионной пары, что приведет к снижению износа деталей.
Для пластического контакта коэффициент трения рассчитывают по формуле [1]
К
— его
(1)
где т0-зей; с
/ = — + Р + 0,4'К ^ V *вн
предел прочности на срез адгезионных свя-коэффициент формы единичной неровно-
деформационная составляющая.
Из формулы (1) можно выразить глубину внедрения частицы
Ккин = 6,25Квн
/ ( \ \
К - +в
V V с°0 У )
(2)
Согласно (2), глубина внедрения частицы в поверхность трения зависит от коэффициента трения и формы абразивной частицы.
При добавлении рапсового масла в топливо коэффициент трения в соединении снижается, следовательно, должна уменьшаться йкин, так как на форму абразивной частицы рапсовое масло не влияет. Поэтому можно сделать вывод: снижение коэффициента трения при абразивном взаимодействии происходит за счет уменьшения глубины внедрения частицы в поверхность металла в результате образования на поверхности трения демпфирующей пленки из молекул органических ПАВ.
Износ поверхности трения в процессе абразивного изнашивания прецизионных пар дизельной топливной аппаратуры представим в виде функции
(3)
где I — объемный износ поверхности трения, мм3; Т — время работы соединения, ч; V — объем материала, удаленного одной абразивной частицей, мм3; п — количество абразивных частиц, проходящих через соединение в единицу времени, шт./ч.
Здесь V зависит от глубины внедрения абразивной частицы в поверхность трения.
Характерны два случая внедрения абразивной частицы в поверхность трения:
• частица под давлением внедряется в поверхность трения, происходит пластическая деформация (рис. 2а);
• частица под давлением внедряется в поверхность трения и перемещается, оставляя царапину (рис. 26).
При этом принимаем следующие ограничения:
• абразивная частица имеет форму шара со сферической поверхностью внедрения;
• объемный износ равен объему внедренной части абразивной частицы;
• внедрение абразивной частицы является постоянным на всем пути ее перемещения. Рассмотрим первый случай.
Объем внедренной части абра-
3
зивной частицы, мм , можно рассчитать по формуле
R - H
3
(4)
V /
где Я — радиус внедряемой частицы, мм; Н — высота внедренной части, мм.
I /
-#■
Рис. 2. Схема внедрения абразивной частицы в поверхность трения
Приняв Н = ^ин, запишем формулу (4) в виде h
V = Пки
R--
мм.
(5)
Запишем выражение для определения изно-
3
са, мм ,
i = xVnT,
где х — коэффициент пропорциональности.
Подставив в (б) выражение (5), получим h„
(б)
i = xnT nhv
R--
мм3.
(7)
Для пластического контакта коэффициент трения рассчитывают по формуле (1), из которой можно выразить значение глубины внедрения частицы
Кин = 6,25Rb:
/ / \ \
/ - +р
V V С°0 ) )
2
(8)
Таким образом, зависимость (8) показывает, что глубина внедрения частицы в поверхность трения зависит от коэффициента трения, определяемого смазочным материалом, и формы абразивной частицы.
В условиях постоянного смазывания поверхностей трения смесевым минерально-растительным топливом поверхностные адгезионные связи вступают в реакцию с поверхностно-активными частицами органического происхождения, поступающими в смазочную среду из рапсового масла, в результате чего образуется демпферная пленка. Эта пленка будет препятствовать адгезионному контакту трущихся поверхностей, следовательно, адгезионной составляющей можно пренебречь.
Отсюда
Йкин = 6,25/ мм- (9)
Подставим (9) в (7) и после ряда преобразований получим
i = 122,656xnTB?fA(1 - 2,08/2), мм3. (10)
Преобразуем выражение (10), введя коэффициент
i = У/4(1 — 2,08/2), мм3, (11)
где = 122,656xnTR3, мм3.
Коэффициент ^1 характеризует влияние на параметры трения геометрических размеров абразивных частиц, их количество, попадающее в соединение в единицу времени, и время работы соединения.
Аналогично рассмотрим второй случай (рис. 26), представив суммарный износ от внедрения частицы и ее перемещения с образованием царапины в виде
i = i1 + i2, (12)
где ij = (1 - 2,08/2), мм3 — износ при внедрении ча-
стицы в поверхность трения и пластической деформации; i2 — износ при перемещении частицы с образованием царапины.
После ряда преобразований суммарный износ от внедрения частицы в поверхность трения и ее перемещения с образованием царапины выражен формулой
i = /4[^(1 - 2,08/) + ¥/4], мм3.
(13)
Коэффициент
трения
Концентрация рапсового масла, %
----- Смесевое топливо с добавлением 0,025 % абразива по массе
Смесевое топливо с добавлением 0,05 % абразива по массе
___— Смесевое топливо с добавлением 0,1 % абразива по массе
-----Смесевое топливо с добавлением 0,15 % абразива по массе
Рис. 3. Зависимость коэффициента трения в соединении от концентрации рапсового масла и абразивных частиц
Коэффициент характеризует влияние на параметры трения геометрических размеров абразивных частиц, их количество, попадающее в соединение в единицу времени, и время работы соединения при движении абразивных частиц в соединении, сопровождающемся микрорезанием.
Из формул (1) и (13) видно, что на величину износа соединения влияют не только условия работы деталей (количество и размер частиц, время работы), но и условия смазывания соединения.
С целью сравнительной оценки смазывающей способности смесевых видов топлива различных составов был определен коэффициент трения в паре сталь-сталь. Поверхность образцов была обработана до шероховатости, соответствующей 11 клас-
су, с целью имитации поверхности трения деталей прецизионных пар дизельной топливной аппаратуры. Как видно из графиков (рис. 3), добавление рапсового масла в состав смесевого топлива приводит к значительному снижению (до 10.15 %) коэффициента трения. Данный эффект наблюдается также и при значительном содержании в топливе абразивных примесей.
Анализируя зависимости, представленные на рис. 3, можно сделать вывод, что добавление в состав смесевого минерально-растительного топлива до 30 % по объему рапсового масла приводит к снижению коэффициента трения при смазывании сме-севым минерально-растительным топливом в отсутствии абразива — с 0,127 до 0,1, что свидетельствует о лучшей смазывающей способности смесевого топлива. При наличии в смесевом минерально-растительном топливе абразивных частиц в количестве 0,15 % по массе коэффициент трения снизился с 0,21 до 0,16.
Ресурсные испытания плунжерных пар позволили установить, что срок службы соединения при использовании смесевого минерально-растительного топлива увеличился на 1252 ч по сравнению с дизельным топливом, или в 1,27 раза.
Отсюда следует вывод: присутствие в смесевом топливе органических поверхностно-активных веществ приводит к улучшению режима трения и снижению величины износа поверхностей деталей прецизионных пар дизельной топливной аппаратуры.
Список литературы
1. Быченин, А.П. Повышение ресурса плунжерных пар топливного насоса высокого давления тракторных дизелей применением смесевого минерально-растительного топлива: дис. ... канд. техн. наук. — Пенза.: ПГСХА, 2007. — 173 с.
2. Итинская, Н.И. Справочник по топливу, маслам и техническим жидкостям / Н.И. Итинская, Н.А. Кузнецов. — М.: Колос, 1982. — 208 с.
3. Ахматов, А.С. Молекулярная физика граничного трения / А.С. Ахматов. — М.: Физматгиз, 1963. — 472 с.
УДК 621.78:621.8
Р.Н. Сайфуллин, канд. техн. наук, доцент
В.С. Наталенко, аспирант
И.Р. Гаскаров, канд. техн. наук, доцент
ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»
СВОЙСТВА АРМИРОВАННЫХ СПЕЧЕННЫХ ЛЕНТ
С
печенные порошковые ленты обычно приме- новлении изношенных деталей машин. Проведен-
няются в качестве упрочняющих наплавоч- ные исследования направлены на изучение тех-
ных материалов и фильтров, менее изученным нологических свойств армированных спеченных
является использование данных лент при восста- лент, применяющихся для восстановления изно-