ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УДК 658.345:69
Н.Н. Бумарскова
ФГБОУВПО «МГСУ»
ВЛИЯНИЕ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИМ
В процессе трудовой деятельности человек подвергается воздействию различных опасных производственных факторов. Кафедра физического воспитания и спорта способствует психофизическому становлению студентов в течение всего периода обучения по дисциплине «Физическая культура» и адаптации к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: работоспособность, двигательная активность, охрана труда, вредные производственные факторы, условия труда, адаптация, физическое воспитание, адаптивная физическая активность.
Научно-технический прогресс неизмеримо повысил важность роли инженерных кадров и одновременно ужесточил требования к ним. Труд инженера-строителя стал более ответственным, сложным и напряженным. Условия работы в строительной области близки к экстремальным: работа проводится на открытой местности, в любое время суток, на любых географических широтах и высотах, в любое время года.
У инженеров-практиков активный двигательный режим. Большую часть времени они проводят на ногах, им случается подниматься на различные конструкции, спускаться в котлованы, проходить по шатким мосткам. Работа проводится в зоне повышенной опасности, так как на строительной площадке много движущейся строительной техники. Эмоциональное и интеллектуальное напряжение выше допустимых норм, приходится решать сложные задачи в условиях дефицита времени с повышенной ответственностью.
Исследования показывают, что напряженная деятельность на производстве является причиной развития утомления в динамике трехсменного рабочего дня. При использовании теста САН (самочувствие, активность, настроение) на пробу сенсомоторной координации обнаружено увеличение числа ошибок, что является признаками утомления, ухудшения самочувствия и снижения активности.
По изменениям температуры тела человека, частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериальному давлению (АД) определяется суточный ритм физиологических функций трудовой деятельности. Суточные профили АД (СПАД) у работающих во все часы, включая ночное время суток, относится к типу non-
dippers (люди с недостаточным ночным падением АД), т.е. при бодрствовании в ночное время АД ночью снижается, но явно недостаточно по сравнению с нормой у спящих. Форма кривых СПАД в зимнее и летнее время не различается, но уровень АД в зимнее время значимо выше. Рассматривая особенности влияния суточных дежурств на психофизиологические показатели работоспособности операторов, можно сказать, что вследствие суточного дежурства у операторов развивается значительное утомление [1].
Вредные химические факторы в воздушной среде, такие как хлор, также негативно влияют на психофизиологический статус организма [2].
Труд инженеров порой сопровождается значительным эмоциональным напряжением (стрессом), обусловленным большой ответственностью за принятые решения, здоровье и жизнь подчиненных. Стрессы неблагоприятно влияют на работоспособность людей, приводят к ошибкам, конфликтным ситуациям, авариям, отрицательно влияют на состояние здоровья и ведут к заболеваниям сердечно-сосудистой и центральной нервной систем.
Изучение литературы и практические исследования дали возможность по-новому взглянуть на общие принципы взаимодействия человека и окружающей его среды, на стратегию адаптивного поведения [3].
Характерным примером адаптивного поведения может служить функцо-нирование организма в условиях бани. При воздействии горячим воздухом или паром интенсивнее работают потовые и сальные железы, расширяются сосуды, учащается и становится глубже дыхание, а при охлаждении душем или растирании снегом, происходят обратные реакции, что повышает способность человека легче переносить колебания погодных условий или климата и предупреждают риск возникновения заболеваний [4].
Иначе говоря, наибольший температурный диапазон воздействия на организм вызывает огромное стрессорное воздействие, что обусловливает повышение адаптационных возможностей организма к неблагоприятным факторам окружающей производственной среды [5].
Приспособление к любой трудовой деятельности (адаптация) представляет собой сложный процесс, затрагивающий все системы организма, и представляет собой одну из важнейших проблем современного человека [6].
Процесс адаптации не прост, он включает в себя множество видов: медико-биологический, психологический, коммуникативный, физиологический и др. Преодоление препятствий в процессе приспособления сопряжено с существенными затратами интеллектуальных, психических и физических сил.
Проблемы адаптации в профессиональной деятельности рассматриваются многими авторами. Профессиональная адаптация человека имеет свою структуру, которая корректируется в процессе трудовой деятельности [7].
Адаптивная физическая активность как термин и новое направление в оздоровлении населения получила международное признание. В 1973 г. была образована Международная федерация адаптивной физической активности (International Federation of Adapted Physical Activity). Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры определена как максимально
возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья или вынужденного адаптироваться к новым непривычным условиям обитания [8].
Физическая культура предполагает широкое привлечение средств и методов физической активности, являющейся основой социализации личности, его адаптации к новым условиям жизни и образования. Методологической основой физической культуры является неспецифическое влияние физической тренировки, выражающейся в повышении устойчивости к целому ряду неблагоприятных факторов: непривычному климату, психологическому стрессу, умственному перенапряжению, гиподинамии, гипоксии, перегреванию, охлаждению и др.
Современный подход к оценке организма как целого должен осуществляться с позиций индивидуально-типологической диагностики [9].
Для оценки функциональных резервов организма студентов можно использовать показатель ИФИ (индекс функциональных изменений), который отражает адаптационный потенциал организма. Зная рост (Р) и массу тела (МТ), возраст, а также частоту сердечных сокращений (ССС), уровень артериального систолического (САД) и диастолического давления (ДАД) можно определить ИФИ по формуле
ИФИ = 0,011 ЧСС + 0,014 САД + 0,008 ДАД + 0,009 МТ - 0,009 Р - 0,27.
Степень адаптации:
удовлетворительная адаптация — 2,59;
напряжение механизмов — 2,60.. .3,09;
неудовлетворительная — 3,10.3,49;
срыв адаптации — 3,50 [10].
За время учебы в вузе студент получает возможность привести свой уровень развития психофизических качеств в соответствии с требованиями избранной специальности.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета по специальности «Физическая культура» в вузе характеризует соответствие выпускника требованиям профессии по психофизической подготовленности, наличию необходимых знаний для обеспечения высокоэффективного выполнения профессиональных действий, способам современного оздоровления своего организма, средствами ведения спортивного стиля жизни, способности самостоятельно осуществлять физкультурно-спортивную деятельность, направленную на повышение собственной конкурентоспособности.
Говоря о роли физической культуры в подготовке к будущей профессии студента, надо сказать, что профессорско-преподавательский состав кафедры физического воспитания и спорта уделяет большое внимание именно этим качествам, а проведенные со студентами исследования, показывают, что те, кто проходит курс занятий физического воспитания по программе с профессионально-прикладной физической подготовкой по своей специальности, адаптируются к производственным условиям на неделю раньше.
Система адаптации и реабилитации является составной частью учебной программы профессиональной подготовки современного специалиста в высшей школе. В дальнейшем на протяжении всей его трудовой деятельности она повышает эффективность профессиональной деятельности, обеспечивающую оптимальное функционирование основных систем жизнеобеспечения после воздействия экстремальных условий.
Многие работники недооценивают вопросы адаптации, связанной с физической активностью трудящихся, а ведь именно здесь кроются резервы повышения эффективности процесса восстановления организма. Двигательная активность является мощным средством реабилитации психических и физических сил.
Библиографический список
1. Атьков О.Ю. Артериальное давление у работающих с ночными сменами: суточные ритмы, уровни и их сезонные различия II Физиология человека. 2012. Т. 38. № 1. С. 88—91.
2. Кальниш В.В., Швец А.В. Влияние непрерывной суточной работы на надежность деятельности операторов II Физиология человека. 2012. Т. 38 № 3. С. 81—91.
3. Динамика физиологических и психофизиологических показателей у операторов при трехсменной работе в различных условиях труда I Ю.Г. Солонин, Е.Р. Бойко, Т.П. Логинова, О.А. Кеткина II Физиология человека. 2011. № 3. С. 135—138.
4. Сороко С.И. Индивидуальные стратегии адаптации человека в экстремальных условиях II Физиология человека. 2012. Т. 38. № б. С. 78—8б.
5. Romain Barres, Jie Yan, Brendan Egan Acute Exercise Remodels Promoter Methylation in Human Skeltal Muscule. Cell Metabolism, 2012, vol, 15(3), pp. 405—411.
6. Milligan S.F., Hister J.A. Ansient Irish Hot — Air Bath., OfIreland, IX, Dublin, 1980, 240 p.
7. Солодков А.С. Итоги и перспективы исследований проблемы адаптации в спорте II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2005. № 18. С. б5—7б.
8. Груцяк Н.Б., Груцяк В.И. Физическая культура как мощный фактор, способствующий адаптации иностранных студентов в вузе II Физическое воспитание студентов. 2010. № 2. С. 37—39.
9. АрсеньевД.Г., Зинковский А.В., ИвановаМ.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2003. 1б0 с.
10. Коник Г.А. Учебные занятия по видам спорта как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов высших учебных заведений II Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 200б. № 4. С. 108—114.
Поступила в редакцию в мае 2013 г.
Об авторах: Бумарскова Наталья Николаевна — кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499)188-03-04, [email protected].
Для цитирования: Бумарскова Н.Н. Влияние опасных и вредных производственных факторов на организм инженера-строителя и противодействие им // Вестник МГСУ. 2013. № 7. С. 181—186.
N.N. Bumarskova
EXPOSURE OF CIVIL ENGINEERS TO HAZARDOUS AND HARMFUL OCCUPATIONAL FACTORS AND METHODS OF THEIR COUNTERING
Adaptation means accommodation of a living organism to constantly changing conditions external and internal environments. This capacity was developed in the process of the evolutionary development. Absent of this capacity, no human organism can leave normally or adjust to various external factors.
In the contemporary research literature, adaptation is associated with different factors, including occupation, climate, social environment, etc. The process of adaptation is complex, and it contemplates different types of adaptation, namely, individual socio-psychological, communicative, and physiological adaptation. It is accompanied by substantial intellectual, mental and physical efforts.
The variety of building structures coupled with process-related and organizational methods of their construction require attention to the issues of safety. In the course of life and work (working environment), a person is exposed to various hazards or phenomena, processes, and objects capable of damaging human health under certain conditions. An occupational hazard means an adverse impact on human health in the form of its deterioration or injury under certain conditions.
The studies show that the three-shift working activity is the cause of fatigue. Fatigue boosts errors in the sensomotor coordination and deteriorates human health. The daily rhythm of physiological functions is driven by the intensity of the working activity causing changes in the body temperature, heart rate and blood pressure. Harmful factors, such as chlorine and chlorine dioxide, produce negative impact on the psycho-physiological status of the organism. They are countered by the system of adaptation and rehabilitation as an integral part of the university curriculum. Its objective is to enhance the effectiveness of professional activities, to ensure the optimal functioning of a human body exposed to heavy workloads and adverse external conditions.
Key words: efficiency, motor activity, occupational health, harmful production factors, working conditions, adaptation, physical education, adaptive physical activity.
References
1. At'kov O.Yu. Arterial'noe davlenie u rabotayushchikh s nochnymi smenami: sutochnye ritmy, urovni i ikh sezonnye razlichiya [Arterial Pressure of Employees Working Night Shifts: 24-hour Rhythms, Values and Seasonal Variations]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. 2012, vol. 38, no. 1, pp. 88—91.
2. Kal'nish V.V., Shvets A.V. Vliyanie nepreryvnoy sutochnoy raboty na nadezhnost' deyatel'nosti operatorov [Influence of Continuous 24-hour Work onto Reliability of Operators' Work]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. 2012, vol. 38, no. 3, 81 p.
3. Solonin Yu.G., Boyko E.R., Loginova T.P., Ketkina O.A. Dinamika fiziologicheskikh i psikhofiziologicheskikh pokazateley u operatorov pri trekhsmennoy rabote v razlichnykh usloviyakh truda [Dynamics of Physiological and Psycho-physiological Parameters Demonstrated by Operators Working Three Shifts under Various Working Conditions]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. 2011, no. 3, pp. 135—138.
4. Soroko S.I. Individual'nye strategii adaptatsii cheloveka v ekstremal'nykh uslovi-yakh [Individual Human Adaptation Strategies in Case of Exposure to Extreme Conditions]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. 2012, vol. 38, no. 6, 78 p.
5. Romain Barres, Jie Yan, Brendan Egan. Acute Exercise Remodels Promoter Methyla-tion in Human Skeltal Muscule. Cell Metabolism. 2012, vol. 15(3), pp. 405—411.
6. Milligan S.F., Hister J.A. Ancient Irish Hot Air Bath. OfIreland, IX, Dublin, 1980, 240 p.
7. Solodkov A.S. Itogi i perspektivy issledovaniy problemy adaptatsii v sporte [Findings of and Prospects for Research into the Problem of Adaptation in Sports]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scholarly Notes of Lesgaft University]. 2005, no. 18, 65 p.
8. Grutsyak N.B., Grutsyak V.I. Fizicheskaya kul'tura kak moshchnyy faktor, sposobst-vuyushchiy adaptatsii inostrannykh studentov v vuze [Physical Education as the Strong Factor Facilitating Adaptability of International Students at Universities]. Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical Training of Students]. 2010, no. 2, pp. 37—39.
9. Arsen'ev D.G., Zinkovskiy A.V., Ivanova M.A. Sotsial'no-psikhologicheskie i fizio-logicheskie problemy adaptatsii inostrannykh studentov [Socio-psychological and Physiological Problems of Adaptation of International Students]. St.Petersburg, 2003, 160 p.
10. Konik G.A. Uchebnye zanyatiya po vidam sporta kak sredstvo formirovaniya motivat-sii k zdorovomu obrazu zhizni u studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Sports Classes as a Means of Formation of Motivation of University Students to Healthy Lifestyle]. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostey [Physical Education of Students of Arts]. 2006, no. 4, pp. 108—114.
About the author: Bumarskova Natal'ya Nikolaevna — Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Physical Training and Sports, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected].
For citation: Bumarskova N.N. Vliyanie opasnykh i vrednykh proizvodstvennykh faktorov na organizm inzhenera-stroitelya i protivodeystviya im [Exposure of Civil Engineers to Hazardous and Harmful Occupational Factors and Methods of Their Countering]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 7, pp. 181—186.