Таким образом, по состоянию на сегодняшний день цифровая экономика является не просто актуальным экономическим трендом, она выступает совершенно новой логикой организации бизнес-процессов в различных субъектах экономики, в любой отрасли. Существует заблуждение относительно внедрения цифровых технологий, ошибочно полагать, что это цифровая трансформация бизнеса. Цифровые технологии - это всего лишь инструмент трансформации бизнеса. Задача цифровизации как структурного процесса трансформации экономики состоит в полном переосмыслении бизнес-модели производства и организации работы предпринимательских структур.
Источники:
1. Golovina, T., Polyanin, A., Adamenko, A., Khegay, E., Schepinin, V., 2020. Digital Twins as a New Paradigm of an Industrial Enterprise. International Journal of Technology. Volume 11(6), pp. 1115-1124. DOI: 10.14716/IJTECH.V11I6.4427.
2. Богдашев И.В. Альтернативы развития экономики знаний в России / И.В. Богдашев, А.А. Адаменко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 3 (32). - С. 81-84.
3. Говдя В. В. Модель цифровизации обработки данных в учетно-контрольной системе аграрного формирования / В. В. Говдя, Б. А. Мет // В сборнике: Развитие бухгалтерского учета, анализа и аудита в условиях цифровизации экономики. Материалы всероссийской научно -практической конференции. 2020. - С. 52-58.
4. Хорольская Т.Е. Роль цифровой экономики в агропромышленном комплексе / Т.Е. Хорольская, Ю.К. Саратова // В сборнике: Инновационное развитие АПК: Экономические проблемы и перспективы. Материалы XV Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию экономического факультета Кубанского ГАУ. 2020. - С. 310-315.
References:
1. Golovina, T., Polyanin, A., Adamenko, A., Khegay, E., Schepinin, V., 2020. Digital Twins as a New Paradigm of an In-dustrial Enterprise. International Journal of Technology. Volume 11 (6), pp. 1115-1124. DOI: 10.14716 / IJTECH.V11I6.4427.
2. Bogdashev I.V. Alternatives for the development of the knowledge economy in Russia / I.V. Bogdashev, A.A. Adamenko // Economics and Entrepreneurship. - 2013. - No. 3 (32). - S. 81-84.
3. Govdya V. V. Model of digitalization of data processing in the accounting and control system of agricultural formation / V. V. Govdya, B. A. Met // In the collection: Development of accounting, analysis and audit in the context of digitalization of the economy. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2020. - S. 52-58.
4. Khorolskaya T.E. The role of the digital economy in the agro-industrial complex / T.E. Khorolskaya, Yu.K. Saratova // In the collection: Innovative development of the agro-industrial complex: Economic problems and prospects. Materials of the XV International Scientific and Practical Conference dedicated to the 60th anniversary of the Faculty of Economics of the Kuban State Agrarian University. 2020. - S. 310-315.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11324
Е.В. Абызова - к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), [email protected],
E.V. Abyzova- candidate of economic Sciences, associate Professor of Finance and credit, Federal STATE of RUT (MIIT);
З.В. Чуприкова - к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), [email protected],
Z.V. Chuprikova- Ph. D., associate Professor of the Department of Finance and credit, Federal STATE of RUT (MIIT);
М.Я. Алексеенко - старший преподаватель кафедры Информационные системы цифровой экономики, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), [email protected],
M.J. Alekseenko - senior lecturer in Information systems the digital economy, Federal STATE of RUT
(MIIT).
ВЛИЯНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИКИ ДОСТАВКИ ПРОДУКТОВ IMPACT OF RESTRICTIONS ON THE DEVELOPMENT OF DIGITAL FOOD DELIVERY LOGISTICS
Аннотация. Ведущей отраслью материального производства, доставки товаров является транспорт, без которого невозможно преодолеть территориальный разрыв между производством и потреблением. По данным Всемирного банка, мировой транспортный рынок оценивается в 4,2 трлн. (6,8 % мирового ВВП). Как и сама мировая экономика, транспорт превратился в очень сложную, взаимозависимую, ориентированную на передовые технологии отрасль, которая потребляет значительную часть мировых энергетических и природных ресурсов.
В связи с последними событиями по ограничениям, связанным с развитием новой коронавирусной инфекции, огромное количество стран находится в условиях вынужденного карантина. С каждым днём растёт количество компаний, которые переводят своих сотрудников на удалённую работу.
В существующем режиме, для людей, работающих на удаленном режиме или находящихся в режиме самоизоляции доставка готовых блюд для многих оказалась единственной возможностью перекусить ресторанной едой или отдохнуть от домашней.
Abstract. The leading branch of material production, delivery of goods is transport, without which it is impossible to bridge the territorial gap between production and consumption. According to the World Bank, the world
transport market is estimated at 4.2 trillion. (6,8 % of world GDP). Like the world economy itself, transport has become a highly complex, interdependent, technology-driven industry that consumes a significant portion of the world's energy and natural resources.
Due to the latest developments in restrictions related to the development of a new coronavirus infection, a huge number of countries are in forced quarantine. The number of companies that transfer their employees to remote work is growing every day.
In the existing regime, for people working remotely or in self-isolation, the delivery of ready-made meals for many turned out to be the only opportunity to have a snack in restaurant food or take a break from home.
Ключевые слова: транспорт, грузооборот, транспортная система, транспортировка.
Keywords: transport, freight turnover, transport system, transportation.
Мировая транспортная система: направления развития.
Транспорт делится на наземный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный и трубопроводный. В таблице 1 показаны основные параметры глобальной транспортной системы.
Таблица 1 - Основные параметры мировой транспортной системы
№ Параметр Вид транспорта
Земля Вода Воздух
Рельс Дорога Море Трубопровод
1 Протяженность, млн км 13,2 27,8 - 0,9 - 2,0
2 Грузооборот, % от мирового объема 9,0 13,0 62,0 4,0 1,0 11,0
3 Пассажирские перевозки, % от мирового объема 11,0 82 1,0 3,0 3,0 -
4 Количество занятых Более 100 млн человек
Автомобильный транспорт с середины 20 века стал ведущим среди видов наземного транспорта. Протяженность его сети растет и достигла 27,8 млн км, из которых около половины приходится на США, Индию, Россию, Японию и Китай.
Железнодорожный транспорт уступает автомобильному по объему перевезенных грузов (9 % мирового объема), но остается важным видом наземного транспорта. Мировая сеть железных дорог в целом сформировалась еще в начале 20 века, ее протяженность сейчас составляет 13,2 млн км при значительной неравномерности расположения. Хотя есть железные дороги в 140 странах, более 1/2 их общей протяженности приходится на «первую десятку»: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, Германию и Бразилию. Особенно по плотности сети выделяются страны Европы. Но наряду с этим есть огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или отсутствует.
Трубопроводный транспорт - активно развивается в связи с быстрым ростом добычи нефти и природного газа и существующим территориальным разрывом между основными направлениями их добычи и потребления. Трубопроводный транспорт составляет 11 % мирового грузооборота при протяженности сетей более 2,0 млн км.
Водный транспорт в первую очередь характеризуется выдающейся ролью морского транспорта. На его долю приходится 62 % мирового грузооборота, а также около 4/5 всей международной торговли. Именно благодаря развитию морского транспорта океан больше не разделяет, а соединяет страны и континенты. Общая протяженность морских маршрутов составляет миллионы километров. Военно-морские суда перевозят в основном сыпучие грузы: нефть, нефтепродукты, уголь, руду, зерно и другие, обычно на расстояние 8-10 тыс. км. «Контейнерная революция» в морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемые генеральные грузы - готовая продукция и полуфабрикаты. Морские перевозки обеспечивают торговый флот, общий тоннаж которого превышает 456 миллионов тонн. Мировое судоходство принадлежит Атлантическому океану, Тихий океан занимает второе место по объемам судоходства, а Индийский океан занимает третье место. Международные морские каналы (особенно Суэцкий и Панамский) и морские проливы (Ла-Манш, Гибралтар и др.) Имеют очень большое влияние на географию морского транспорта.
Внутренний водный транспорт - старейший вид транспорта. Сейчас он занимает последнее место в мировой транспортной системе по протяженности сети. Развитие и размещение внутреннего водного транспорта обусловлено прежде всего естественными предпосылками - наличием подходящих для судоходства рек и озер, Амазонка, Миссисипи, Волга, Обь, Енисей, Янцзы, Конго обладают большей пропускной способностью, чем самые мощные железные дороги. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Таким образом, для грузооборота внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, Германия, Нидерланды, Бельгия, а также Китай. Большое значение в некоторых странах имеют также судоходство по искусственным маршрутам и озерное судоходство.
Воздушный транспорт. Этот вид наиболее скоростного, но достаточно дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках. Его преимуществами помимо скорости являются качество поставок, географическая мобильность, что позволяет легко расширять и менять маршруты. Сеть регулярных авиалиний охватывает сейчас весь земной шар, простираясь на миллионы километров. Его кон-
трольные точки более чем 5 тысяч аэропортов. Основные воздушные державы мира - США, Россия, Япония, Великобритания, Франция, Канада, Германия.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и автомобили вместе образуют глобальную транспортную систему. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - расположение производительных сил.
В стоимость характеристики транспортировки любого продукта (транспортного тарифа) отражаются непосредственно на его конечной цене, добавляется к стоимости производства, влияют на конкурентоспособность продукции и площадь ее продажи. Городской транспорт субсидируется в основном государством, региональными и местными властями. Однако их участие в этом разное. В одних странах государственные инвестиции обеспечивают полную сумму разовых и текущих затрат (Бельгия, Голландия), в других они практически не используются (Канада, Дания, Великобритания).
Усилия большинства стран направлены на повышение конкурентоспособности национального транспорта и отказ от системы квот, а также от тарифных и других ограничений. Их заменяет гармонизация транспортного законодательства; усложнился рынок транспортных услуг, стали интегрироваться все сегменты транспортного процесса и логистики. Как закономерный результат - развитие транспортной инфраструктуры нового типа - транспортно-складского и товарно-транспортного комплексов, образующих единую систему взаимодействия; Транспортные центры стали контролирующими элементами системы, что позволило оптимизировать «сквозные» тарифы.
Это привело к переходу точки рентабельности с процессов физических перевозок в сферу транспортно-логистических услуг. На этом фоне ужесточаются требования к экологичности транспорта. Отсюда желание сохранить приемлемую долю транспортной составляющей в цене конечного продукта при соблюдении строгих экологических норм и стандартов безопасности.
Прогресс в сфере транспорта значительно улучшит его экономические показатели, повысит качество обслуживания клиентов и безопасность движения. В транспорте, есть широкое использование маркетинга, изучение спроса, внедрение потребностей бухгалтерского учета, применение моделирования и т.д.
В современной транспортной системе пространственная мобильность населения занимает особое место, которое пока не адекватно не только требованиям инновационного типа экономического роста, но и потребностям рыночной экономики.
В связи с последними событиями по ограничениям, связанным с развитием новой коронавирусной инфекции, огромное количество стран находится в условиях вынужденного карантина. С каждым днём растёт количество компаний, которые переводят своих сотрудников на удалённую работу.
В существующем режиме, для людей, работающих на удаленном режиме или находящихся в режиме самоизоляции доставка готовых блюд для многих оказалась единственной возможностью перекусить ресторанной едой или отдохнуть от домашней.
К сожалению, ситуация на общемировом рынке в связи с пандемией коронавируса и курсом рубля затронула и российские рестораны. Существенно сократилось число гостей и, как следствие, упала выручка заведений, возрос спрос на доставку еды, т.к. люди не хотят лишний раз выходить на улицу и в общественные места. За последнее время, число торговых точек, желающих подключиться к существующему сервису доставки, или организовать собственный возросло в три раза. Возможно, именно доставка еды поможет торговым точкам и ресторанам удержаться на плаву в непростых условиях кризиса.
Таким образом, коронавирус не только поспособствовал стремительному развитию рынка доставки продуктов и готовой еды, ситуация с коронавирусом начала существенно влиять и на сам рынок доставки продуктов и готовой еды из ресторанов.
Всё это повлияло на то, что спрос на услуги курьерской доставки еды вырос в несколько десятков раз! Удобство данного способа содержат следующие преимущества:
- Быстрый и точный приём заказов.
- Максимальная скорость доставки.
- Внимание к каждому клиенту.
- Наглядные отчёты.
- Единые стандарты качества.
Жители больших городов за эти годы могли заметить, что удобство заказа, качество и скорость доставки выросли. Это произошло и за счет повышения конкуренции, и за счет внедрения новых технологий. Возможно, уже через несколько лет коробки с едой нам будут доставлять беспилотники. Но пока это время не наступило, автоматизации подвергаются другие процессы.
Сегмент электронной коммерции - основной драйвер современного рынка логистических услуг. В систему заложен принцип простых и понятных решений для наших клиентов - интернет-магазинов.
В настоящее время на рынке работает больше 40 интернет-магазинов и сервисов по доставке продуктов. Сервисы сотрудничают с гипермаркетами: размещают в каждом магазине сотрудников, которые собирают заказы для клиентов, а затем передают покупки курьерам.
Зарабатывают сервисы на плате за доставку продуктов на дом, а также на комиссии от самих поставщиков. Часть поставщиков имеют собственные склады с продуктами, имеющими удобное местоположение, позволяющее экономить время на том, что расстояние до клиента максимально сокращается ввиду близости нахождения склада. Это позволяет компаниям увеличивать свой годовой оборот [1].
Лидером считается «Утконос»: в марте 2021 года компания вместе с «Перекрёстком» и Ozon вошла в тройку самых популярных сервисов доставки на дом. Годовой оборот компании превышает 10 млрд рублей. Однако «Утконос» отличается от подобных компаний тем, что имеет свой собственный склад с продуктами, чего нет, например, у iGooods, Instamart, Savetime, Golama [2].
В условиях ограничений, возрос спрос не только на доставку продуктов из торговых точек, но и на доставку готовой еды. Теперь мы заказываем домой или в офис не только роллы и пиццу, но и привычную домашнюю еду, десерты.
По данным сервиса доставки готовой еды Delivery Club, с начала пандемии жители России, с конца марта в четыре раза вырос приток новых пользователей - теперь на них приходится уже 20 % заказов, а к сервисам доставки подключилось более 2,5 тыс. новых ресторанов-поставщиков [2].
Все организации, работающие в сфере доставки еды, можно разделить на три типа:
- самостоятельные рестораны;
- ресторанные сети с колл-центром;
- компании без залов и официантов.
Самыми эффективными являются компании, имеющие колл-центры. Когда есть колл-центр, то за все вопросы отвечает он. В этом и есть особенность организации доставки для сети ресторанов. Когда происходит какой-то сбой, например, заказ доставлен не вовремя, блюдо помялось или остыло, оператор может присвоить карточке клиента бонус на следующий заказ. В дальнейшем, принимая заказ от этого клиента, оператор увидит, что нужно подарить морс или роллы, сделать скидку - неважно. Такие действия со стороны компании демонстрируют заботу о своем клиенте. Так и формируется лояльность. Решения по отмене заказа тоже лежат на колл-центре. Таким образом ответственность по организации доставки делегируется на колл-центр, ресторану остается только качественно готовить заказанные блюда.
Также, колл-центр может также принимать заказы с крупных агрегаторов - Delivery Club, Яндекс.Еда, ZakaZaka. При этом, позже, существует возможность все заказы проанализировать: сколько заказов поступило с сайта, сколько - из приложения, сколько было прямых на телефон, сколько для определенного агрегатора. Плюс посмотреть, какое время самое загруженное, чтобы понимать, когда курьеры особенно востребованы. Контролируется и качество курьерской службы.
Для развития и быстродействия своих платформ компании выделяют дополнительные средства, так Яндекс.Еда выделила около 50 миллионов рублей на поддержку ресторанного бизнеса. Чтобы доставка стала доступнее и быстрее, агрегатор ускорил процедуру подключения к своей платформе. Теперь регистрация занимает всего пару часов, хотя раньше на это уходило семь дней. К удобствам можно отнести и реализованную возможность доставки на такси. Благодаря тому, что заказы сейчас доставляют водители такси, рестораторы смогли увеличить свою зону покрытия в два-три раза. Для пользователей это значит, что теперь можно заказывать еду из любимого ресторана из центра, а для ресторанов - возможность дотянуться до спальных районов, где сейчас сосредоточен спрос. У ресторанов с автозонами количество заказов увеличилось в 2-4 раза.
Жителям городов такие перемены только на руку. В Москве и других миллионниках после того как заказы стали привозить в течение 30 минут, а стоимость доставки снизилась, начался настоящий бум заказов готовой еды. В ближайшее время эта революция ждет и небольшие города России.
Рассмотрим и другой вид компаний, которые получили большой рост спроса на оказание услуг на примере компании Check Point Software Technologies.
Компания занимается модернизацией удаленного доступа. Вместе с приобретенной технологией SASE обеспечивается простой и безопасный способ подключения удаленных сотрудников. В наше время эта технология особенно актуальна ведь она помогает устроить работу в любых условия и в любом месте на планете. Согласно общедоступной информации акции данной компании увеличились минимум в 2 раза за период пандемии.
Основные решения компании Check Point Software Technologies, плюсы и минусы:
1. UTM - Unified Threat Management. Представляет собой универсальное устройство безопасности, которое способно совмещать в себе множество полезных функций. К ним относятся: брэндмауэр, система предотвращения вторжений, фильтрация по URL, потоковый антивирус, VPN (да-да, это тоже важно) и многое другое.
Действительно, это очень удобно, поскольку избавляет от необходимости искать для каждого функционала свое отдельное решение (и уж особенно неприятно искать решения разных производителей, которые далеко не всегда готовы дружить друг с другом в одной системе).
Маленьким минусом UTM является возможность использовать его исключительно в маленьких сетях, поскольку большой объем трафика казался ему неподъемным. Причин для этого было всего две - последовательная обработка данных и маленькие ресурсы используемого железа.
Сейчас уже, конечно, данные проблемы решены, и UTM пользуются большим спросом даже в больших компаниях.
2. NGFW - Next Generation Firewall. Межсетевые экраны следующего поколения - как много красоты в этом слове. Помимо всех функций, что активно использовал UTM, появилось такое понятие как DPI - глубокий анализ пакетов на основе интегрированной системы предотвращения и базового разграничения на уровне приложений [1].
Данное решение значительно упростило процедуру сканирования трафика, ведь он «просеивался» еще в самом начале.
Проведя краткую черту, хочется отметить, что оба решения имеют свои сильные и слабые стороны. Для каждой компании необходимо определиться заранее со списком задач, которые должно выполнять устройство безопасности, и уже затем, методом проб и ошибок - можно делать свой выбор в пользу того или иного устройства.
3. Security Gateway (SG). Шлюз безопасности, который обычно ставится на периметр сети и выполняет функции межсетевого экрана, потокового антивируса, антибота, IPS и т.д.
4. Security Management Server (SMS) - сервер управления шлюзами. С помощью данного сервера выполняются практически все настройки на шлюзе (SG). В качестве Лог-сервера может выступать SMS, способный обрабатывать их встроенной системой анализа и корреляции событий - Smart Event (подобие SIEM для Check Point). SMS используется для централизованного управления несколькими шлюзами (кол-во определяется моделью (лицензией) SMS), тем не менее, Вы обязаны использовать его, даже если у вас всего один шлюз. Подобную централизованную систему управления, признанную «золотым стандартом» (по отчетам компании Gartner), Check Point стали применять одни из первых. Есть даже шутка: «Если у бы Cisco была нормальная система управления, то Check Point бы никогда не появился».
5. Smart Console - клиентская консоль для подключения к серверу управления (SMS). Все изменения на сервере и применение настроек к шлюзам безопасности (Install Policy) осуществляются через данную консоль. Консоль, как правило, устанавливается на компьютер администратора.
Подведем итоги. Рассчитать точные потери, которые понесут рестораны невозможно. По версии открытых источников потеря составят минимум 45 % от получаемой ранее прибыли. Но цифровые технологии не стоят на месте. Их развитие помогает двигаться вперед семимильными шагами. Не все люди были готовы отказаться от привычного посещения ресторанов и начать пользоваться услугами по доставке продуктов и готовой еды, однако действующие ограничения все больше мотивируют использовать именно эту возможность.
Источники:
1. https://cyberleninka.ru/article/n/mirovaya-transportnaya-sistema-i-logistika-osnovnye-napravleniya-razvitiya/ viewer -Владимиров Сергей Арсеньевич. Мировая транспортная система и логистика: основные направления развития. / Региональная экономика и управление.
2. Медникова О.В., Алексеенко М.Я. Влияние информационных и коммуникационных технологий на социально-экономическое развитие человека / О.В.Медникова, М.Я.Алексеенко. Цифровая трансформация в экономике транспортного комплекса. Развитие цифровых экосистем: наука, практика, образование. Материалы II-ой международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 204-207.
3. https://www.microfocus.com/ru-ru/assets/security/magic-quadrant-for-application-security-testing - Отчет компании Gartner «Магический квадрант» о тестировании безопасности приложений за 2020 год.
References:
1. https://cyberleninka.ru/article/n/mirovaya-transportnaya-sistema-i-logistika-osnovnye-napravleniya-razvitiya/viewer - Vla-dimirov Sergey Arsenievich. World transport system and logistics: main directions of development. / Regional economics and management.
2. Mednikova O.V., Alekseenko M.Ya. The influence of information and communication technologies on the socio-economic development of a person / OV Mednikova, M.Ya. Alekseenko. Digital transformation in the economy of the transport complex. Development of digital ecosystems: science, practice, education. Materials of the II-nd international scientific-practical conference. Moscow, 2020.S. 204-207.
3. https://www.microfocus.com/ru-ru/assets/security/magic-quadrant-for-application-security-testing - Gartner's 2020 Magic Quadrant Application Security Testing Report.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11325
Е.В. Абызова - к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), [email protected],
E.V. Abyzova - candidate of economic Sciences, associate Professor of Finance and credit, Federal STATE of RUT (MIIT);
З.В. Чуприкова - к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), [email protected],
Z.V. Chuprikova - Ph. D., associate Professor of the Department of Finance and credit, Federal STATE of RUT (MIIT);
М.Я. Алексеенко - старший преподаватель кафедры Информационные системы цифровой экономики, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), [email protected],
M.J. Alekseenko - senior lecturer in Information systems the digital economy, Federal STATE of RUT
(MIIT).
ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ И БУДУЩЕЕ ТРАНСПОРТА THE INTERNET OF THINGS AND THE FUTURE OF TRANSPORT
Аннотация. Интернет вещей (IoT) может трансформировать транспортную отрасль, глубоко изменив способ сбора данных и информации транспортными системами, объединив основные технические и бизнес -