9.3. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА ПОПЕЧИТЕЛЬНОГО О ТЮРЬМАХ НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПЕНИТЕНЦИАРНУЮ СИСТЕМУ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Петренко Н.И. д.ю.н., профессор. Должность: заведующий кафедрой теории и истории государства и права. Место работы: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации.
Никифорова И.А. Должность: старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права.
Место работы: Московский гуманитарноэкономический институт, Чебоксарский филиал.
Аннотация: В статье рассматривается становление и развитие Общества Попечительного о тюрьмах, его влияние на систему материальнотехнического обеспечения пенитенциарной системы, участие в управлении тюремными учреждениями и процессе гуманизации карательно-репресивной политики государства.
Ключевые слова: Общество Попечительное о тюрьмах, пенитенциарная система, режим, материально-техническое обеспечение, арестанты.
INFLUENCE OF SOCIETY SUPERVISING PRISONS ON
RUSSIAN PENITENTIARY SYSTEM IN FIRST HALF OF XIX CENTURY
Petrenko N.I., Doctor of law, professor. Position: head of theory and history of state and law chair. Place of employment: Cheboksary cooperative institute (branch) Russian University of cooperation.
Nikiforova I.A. Position: senior teacher at the theory, history of state and law chair. Place of employment: Moscow humanitarian economic institute, Cheboksary branch.
Annotation: The article deals with the origin and development of the Society supervising prisons, its influence on the material and technical provision of the penitentiary system, as well as its role in the development of prisons and humanization of punishing and repressive policy of the state.
Keywords: The Society supervising prisons,
penitentiary system, regime, material and technical provision, prisoners.
После Отечественной войны 1812 года и европейских походов русской армии в среде образованной части русского общества получают распространение западноевропейские идеи о причинах и условиях преступности, о наказании, его задачах и сущности, об условиях содержания и способах воздействия на арестантов, о новых тюремных системах и т. д. Общественность начинает проявлять живой интерес к сочинениям Беккариа, Бентама, Говарда, проповедовавших распространение естественных прав человека и на личность преступника. В аристократических кругах правилом хорошего тона становится филантропия. Все это подготовило благоприятную почву для возникновения в России общественной организации, ориентированной на тюремные проблемы. И такая организация в России была создана по инициативе состоятельного коммерсанта, подданного британской короны, Вальтера Венинга. Он был активным членом образованного в 1816 году Лондонского общества улучшения мест заключения, ставившего себе целью
пропаганду идей Джона Говарда о преобразовании тюрем во всем мире в соответствии с требованиями христианской морали.
В 1817 году Венинг посетил Петербург, где с помощью своего брата, крупного петербургского промышленника, сблизился с президентом Русского библейского общества, министром духовных дел и просвещения князем Голицыным, который в свою очередь представил его императору Александру I. Государь любезно принял Венинга и по его просьбе разрешил осмотреть столичные места заключения. Ознакомившись с положением дел в местах заключения, он представил императору записку со своими замечаниями и предложениями по совершенствованию тюремной системы.
А положение арестантов и состояние тюрем в то время действительно было крайне тяжелым. Венинг писал, что нашел тюрьмы в России "неспособными к помещению человечества: мужчины и женщины, виновные и невиновные, молодые и старые, все толкались в одной комнате, если где и имелись две комнаты, то между ними существовали сообщения... все комнаты были подземные, сырые, темные, без кроватей; воздух в них дурной; люди все были праздны и жаловались на недостаток хлеба...".1 Вскрыв объективно и беспристрастно все пороки тогдашней системы мест заключения эти материалы послужили основой для разработки “Правил для Попечительного Общества о тюрьмах”.
Император принял самое живое участие в разработке проекта Правил, трижды собственноручно внося добавления и исправления, и 19 июля 1819 года утвердил их. 11 октября 1819 года Общество начало свою деятельность. Первоначально в его состав входило 30 человек, в основном, люди, так или иначе приближенные к министру духовных дел князю Голицину. С их числа император назначал президента и утверждал двух директоров комитетов. В последующем состав Общества значительно расширился.
В соответствии с Правилами Общество находилось под покровительством императора и имело своей целью “нравственное исправление содержащихся под стражею преступников, а также улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей”. Деятельность общества распространялась на все места заключения за исключением крепостей, где содержались государственные преступники. Статья 2 Правил давала перечень средств исправления арестантов:
1) ближайший и постоянный надзор над заключенными;
2) размещение их по роду преступлений или обвинений;
3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной;
4) занятие их приличными упражнениями и
5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.
Члены комитета Общества, согласно уставу, получили право беспрепятственного посещения мест заключения в любое время суток, что открывало широкие возможности для непосредственного знакомства их с тюремными проблемами, жизнью и бытом заключенных.
Деятельность Общества положила начало новому направлению в тюремной политике. Впервые в пенитенциарной практике ставится задача создания тю-
ремных библиотек. Помимо активной религиозной пропаганды предпринимаются попытки существенного улучшения положения арестантов. Это забота о продовольствии для заключенных, об устройстве тюремных помещений, организация труда осужденных, попытки обучения их грамоте. Вводятся элементы тюремной дисциплины и режима. Принимается комплекс мер по пресечению проникновения к арестантам запрещенных предметов, прежде всего спиртных напитков. Устанавливаются строго определенные дни и часы для посещения заключенных их родственниками , ограничивается доступ посторонних, вводится время для обучения, работы, отдыха, создаются условия для дифференцированного содержания осужденных в зависимости от состава преступления и других оснований.. Было введено для ряда мест заключения единое форменное арестантское платье, образец которого утвердил сам император. Вводится обучение ремеслам и грамоте, снабжение арестантов книжками. Члены Петербургского комитета вводят вместо передвижения узников по городу пешим порядком в кандалах, транспортировку их в специально оборудованных тюремных экипажах. Словом закладывались основы для установления нормальной регламентации тюремного режима и быта при исполнении наказания в виде лишения свободы. Особенно активной и плодотворной была деятельность постельного, работного и хозяйственного комитетов Общества.
С момента своего образования, в соответствии с духом, задачами и принципами Общества, оно активно включается в борьбу с жестокими способами обращения с арестантами. По настоянию членов Петербургского комитета в 1820 году отменяется практика содержания арестантов в ошейниках; в 1822 году тяжелые кандалы заменяют облегченными; с 1826 года запрещается применять ножные оковы к женщинам и в этом же году отменяется применение к арестантам цепей и "стульев"; а в 1828 году в замен колодок вводятся кандалы и из тюремного обихода исключается практика связывания назад рук арестантов.
В последующем тюремная практика будет последовательно идти по пути гуманизации и отказа от применения наиболее тяжелых и обременительных для арестантов мер. С 1832 года снимаются оковы с пересыльных арестантов на время ночлега, кроме "убийц и им подобных важных преступников". В 1841 году запрещается применять наручники в отношении "маловажных преступников", а с 1859 года исключается применение кандалов в отношении определенных, согласно медицинскому перечню, категорий больных. Приковывание арестантов к общей цепи при этапировании пешим порядком прекращается с 1881 года, а с 1903 года - приковывание арестантов к тачке, бритье мужчинам (приговоренным к каторжным работам и ссылку на поселение) половины головы и треххвост-ная плеть .
Петербургскому комитету Общества было вменено в обязанность создание аналогичных комитетов в городах и местностях по всей империи. Как мы уже отмечали, члены комитета имели право в любое время беспрепятственно посещать тюрьмы и иные места заключения, а также контролировать деятельность их администрации. Таким образом, к органам административного и прокурорского надзора, наблюдавшим за местами лишения свободы, с 1819 года присоединилось Попечительное о тюрьмах общество. С этого момента управление местами заключения дробится ме-
жду департаментом полиции исполнительной и губернскими правлениями, с одной стороны, и Обществом попечительным с его губернскими комитетами и уездными отделениями, с другой.
Изначально мыслившееся как исключительно филантропическое, ориентированное на благотворительность, Общество фактически превратилось в полуофициальную, наделенную некоторыми властными полномочиями организацию. На ней, помимо “содействия облегчению участи заключенных” и “ заботы об их нравственном исправлении”, лежала обязанность ”восполнять своими пожертвованиями недостаток казенных средств, отпускавшихся на содержание тюрем и арестантов”.2
Высочайшее покровительство, влиятельный состав самих комитетов и довольно широкие полномочия способствовали тому, что постепенно в руках Общества концентрируется все тюремное хозяйство. Уже в 1820 году в его распоряжение передаются собираемые для арестантов кружечные деньги. В 1825 году комитеты начинают распоряжаться суммами, отчисляемыми из городских и земских сборов на отопление и освещение тюрем. В последующем в 1827, 1829 и 1837 годах в распоряжение Общества передается государственное финансирование на снабжение арестантов одеждой, продовольствием и на оказание медицинской помощи. Сфера распорядительных полномочий Общества не ограничивается только финансами. С 1827 года Общество начинает осуществлять снабжение арестантов продовольствием в столице, а в 1844 году и вовсе последовало распоряжение Правительствующего Сената о полной передаче содержания заключенных из ведения полиции в ведение комитетов Общества по всей территории Российской империи.
Разделение административных и хозяйственных функций по управлению местами заключения между полицией исполнительной и Обществом попечительным вызывало постоянные конфликты между ними и постоянные попытки одной из сторон доминировать в этой сфере. В качестве компромисса между конкурирующими органами и попытки поставить места заключения под более жесткий контроль властей, в 1841 году создается некий симбиоз из административного органа и общественной организации. Президентом Общества попечительного о тюрьмах назначается глава третьего отделения императорской канцелярии, шеф жандармов Бенкендорф. Таким образом, в руках Бенкендорфа было фактически сконцентрировано управление и политическими, и общеуголовными местами заключения. Первыми шагами нового президента было распоряжение об открытии в приказном порядке комитетов Общества во всех уездных городах с обязательным привлечением к их работе купечества. Вполне понятно, что наряду с прочими, подобная мера преследовала цель переложить часть финансового бремени по содержанию мест заключения на плечи довольно многочисленной и далеко не бедной части населения, ибо, согласно Положению, членство в Обществе было сопряжено с обязательными пожертвованиями в его пользу.
Тенденция сращивания функций административных органов и Общества, как общественной организации в деле управления тюремной системой, продолжалась и в последующие годы. В 1855 году фактическое руко-
водство местами лишения свободы, притом на довольно продолжительное время, полностью концентрируется в руках Общества попечительного, что, впрочем, ни в коей мере не исключало наличия государственного контроля, а скорее - наоборот. Это связано с тем, что Общество включили в состав Министерства внутренних дел, а министр по должности стал занимать пост президента Общества.
Приоритетная роль Общества в области тюремного управления закрепляется законодательно. Статья 15 Устава о содержащихся под стражею гласила: “Главное попечение о всех местах заключения гражданского ведомства... вверено состоящему при Министерстве Внутренних Дел... Попечительному о Тюрьмах Обществу...” Следующая статья 16 прямо и недвусмысленно определяла, что ”заведование местами заключения, в порядке управления государственного, принадлежит Министерствам Внутренних Дел и Юстиции”. В Министерстве внутренних дел государственное управление местами лишения свободы осуществлялось вторым отделением департамента полиции исполнительной. Компетенция отделения в некоторой степени дублировала функции Общества попечительного. К исключительной прерогативе второго отделения относилось: “устройство тюрем в отношении к безопасности”, “учреждение и содержание этапов и вообще отправление и перепровождение ссыльных”; “распределение неспособных к ссылке и в работы” и другие вопросы.
В 1857 году переиздается Свод Законов, при этом некоторые изменения были внесены и в Устав о содержащихся под стражею. Во-первых, Устав принял более систематизированный вид, во-вторых, появился новый раздел с “Уставом Общества Попечительного о Тюрьмах” в новой редакции. Согласно требованиям устава, членами Общества по должности становились губернатор, полицмейстер, предводитель дворянства и архиерей. Состоящие в Обществе теперь в обязательном порядке должны были вносить денежный взнос, минимальный размер которого определялся законом в зависимости от места проживания. Помимо этого, члены Общества снабжались особыми подписными листами для сбора пожертвований в пользу мест заключения.
Члены Общества посещали тюрьмы и наблюдали за тем, “чтобы назидание заключенных в правилах христианского благочестия и доброй нравственности было выполняемо неукоснительно; чтобы в установленные дни было совершаемо богослужение; чтобы во время постов арестанты говели; чтобы воскресные и праздничные дни проводились арестантами в благочестивых чтениях, беседах и молитве; чтобы духовный отец подготовлял осужденных к перенесению заслуженного наказания с христианской покорностью и раскаянием и т.д.”3 Директора комитетов Общества имели право отдавать распоряжения о водворении провинившихся арестантов в карцер на срок до 6 дней или в особое помещение, пока они не изъявят “искреннего раскаяния”. Были созданы особые женские комитеты для попечения о женских тюрьмах. В последующем до 1870 года издается несколько так называемых “Продолжений” к Уставу о содержащихся под стражею. Но они не внесли каких-либо принципиальных изменений в основное содержание Устава и касались исключительно отдельных местностей или отдельных тюрем.
Управление тюремной системой государства на местном уровне осуществляли столичные, губернские и
уездные комитеты и отделения Попечительного о тюрьмах общества. Надзор за местами заключения осуществлялся прокурорами и стряпчими. Наблюдение за состоянием мест лишения свободы и за правильностью соблюдения режима содержания заключенных представлялось также губернаторам, губернскому правлению и уездной полиции. Правом беспрепятственного входа в тюрьмы пользовались штаб-офицеры корпуса жандармов, а если в тюрьмах гражданского ведомства находились арестанты из числа военных, то посещать тюрьмы могли и некоторые чины Военного ведомства (корпусные и дивизионные начальники и начальники главных штабов). Кроме того, в дни посещения тюрем прокурором, правом посещения пользовались и управляющий удельной конторой губернии и его помощник. В их обязанность входили контроль и надзор за условиями содержания удельных крестьян.
В это время впервые в истории тюремной системы России особой комиссией Министерства внутренних дел было проведено обследование тюрем и на этой основе в 1865 публикуются “Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России”. В масштабах страны по развернутой программе были получены сводные данные о количестве тюремных помещений, их вместимости, числе общих и одиночных камер, количестве и составе в них заключенных, о материальных ресурсах тюремной системы и целый ряд других важных статистических выкладок.
За период с 1857 по 1859 год тюремная система насчитывала 2209 помещений для общего содержания заключенных и 1365 одиночных камер, суммарно рассчитанных на содержание около 39 тыс. арестантов. Но тюрьмы были переполнены, в них содержалось более 64 тыс. заключенных. Основную массу заключенных составляли подследственные. Ежегодно через места лишения свободы проходило порядка 150 тыс. человек, не считая пересыльных. Около 20% от общего числа арестантов составляли женщины. Из числа прошедших через тюрьмы в течение года осуждалось не многим менее 37,5 тыс. человек. Почти половина из них приговаривалась к исправительным наказаниям, то есть к розгам. 30,3 тыс. человек освобождались из тюрьмы, не понеся никакого наказания. Среднесуточное количество арестантов по империи составляло около 50 тыс. человек. Состав заключенных по видам преступлений не претерпел существенных изменений и оставался стабильным на протяжении последних 30 лет. Традиционно первенство здесь принадлежало осужденным за имущественные преступления и бро-дяжничество.4
За трехлетие на питание арестантов было израсходовано около 884 тыс. рублей и более 200 тыс. рублей на арестантскую одежду и обувь. Расходы на содержание больных и лечение заключенных равнялись 328 тыс. рублей. На выплату жалования тюремной администрации выделялось 258 тыс. рублей. Общий расход превысил 2 миллиона рублей в год. Тюремный бюджет сводился с дефицитом. Расходы превышали приход на 200 тыс. рублей, несмотря на значительную по тому времени сумму в 115 тыс. рублей в год, поступившую по подписным листам.
К началу периода реформ тюремная система империи уже окончательно сложилась, хотя и страдала еще
4 Петренко Н.И. Становление и развитие управления уголовноисполнительной системой России. Чебоксары. «Чувашия». 2002. стр. 137.
целым рядом существенных недостатков: обилие мест лишения свободы, отсутствие четкого различия между ними; ветхий внешний вид и убогое внутреннее убранство тюремных помещений; законодательство с элементами феодальных пережитков (разделение арестантов по сословному признаку, клеймение узников, применение орудий, причиняющих физические страдания и т.д.); отсутствие единого, в масштабах государства, органа управления тюремной системой. Вместе с тем, на основе прогрессивных идей и передового опыта западноевропейских стран начинает развиваться пенитенциарная наука и практика, постоянно идет процесс совершенствования законодательства. В общеуголовной репрессии начинает явно просматриваться тенденция к преобладанию двух подходов к исполнению наказания - это тюремное заключение и лишение свободы с элементами исправительного воздействия на основе привлечения к труду ( арестантские роты гражданского ведомства, смирительные и рабочие дома). Активизируется просветительская работа и религиозное воспитание арестантов.
Положительно на функционировании всей тюремной системы сказывается деятельность Общества попечительного о тюрьмах. Неоднократно предпринимаются, правда, без особого успеха, попытки, реформирования системы мест исполнения наказания.
Капиталистические отношения все явственнее и настойчивее наступали на феодально-сословные порядки в России, вытесняя их, и эта тенденция стала определяющей для всего последующего развития страны в целом, и тюремной системы в частности.
Список литературы:
Устав о содержащихся под стражею. СЗ РИ. СПб.;
1857. том XIV.
Никитин В.Н. "Тюрьма и ссылка" СПб.; 1880.
Саломон А.П. Тюремное дело в России. СПб.; 1898 .
Петренко Н.И. Становление и развитие управления уголовно-исполнительной системой России. Чебоксары. «Чувашия». 2002. стр. 137.
Статья рекомендована к опубликованию решением заседания кафедры теории и истории государства и права ЧКИ (Филиал) АНО ВПО Центросоюза РФ «(Российский университет кооперации» от 17.05.2011 г. (Выписка из протокола заседания кафедры №17)
Петренко Н.И. Никифорова И.А.