Научная статья на тему 'Влияние незаконного распространения наркотиков на социально-экономическую ситуацию в регионе'

Влияние незаконного распространения наркотиков на социально-экономическую ситуацию в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркомания / наркоситуация / социально-экономические издержки наркомании / медико-социальная реабилитация / экономическая безопасность / addiction / drug situation / socioeconomic costs of addiction / medical and social rehabilitation / economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куклин Александр Анатольевич, Клевакин Алексей Николаевич

Объект исследования. Наркоситуация в регионе. Предмет исследования. Незаконный оборот наркотиков и меры по локализации распространения. Цель. Оценка влияния незаконного оборота наркотиков на экономическую безопасность субъектов УрФО, прогноз изменения наркоситуации. Основные положения статьи. В статье рассмотрены вопросы незаконного оборота психоактивных веществ в регионе на примере Уральского федерального округа (УрФО). Предложен методический инструментарий оценки социально-экономических издержек наркомании, учитывающий реальное число наркопотребителей, видовую структуру наркорынка и уровень вовлечения в наркопотребление. Рассчитан экономический эффект от внедрения программ стационарной медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. Рассмотрены сценарии нейтрализации наркомании. Предложены программно-целевые мероприятия, позволяющие реализовать инновационный сценарий изменения наркоситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Illegal Distribution of Drugs on the Socioeconomic Situation in the Region

The Object of the Study. Drug situation in the region. The Subject of the Study. Illicit drug trafficking and measures to localize the distribution. The Purpose of the Study. Assessment of the impact of illicit drug trafficking on the economic security of the subjects of the Ural Federal District, the forecast of changes in the drug situation. The Main Provisions of the Article. The article deals with the issues of illicit trafficking in psychoactive substances in the region by the example of the Ural Federal District (Ural Federal District). A methodological toolkit for assessing the socioeconomic costs of drug addiction is proposed, taking into account the real number of drug users, the species structure of the drug market and the level of involvement in drug use. The economic effect of the implementation of programs for inpatient medical and social rehabilitation of drug addicts has been calculated. Scenarios to neutralize drug abuse have been considered. Program-targeted measures to implement an innovative scenario of changing the drug situation have been proposed.

Текст научной работы на тему «Влияние незаконного распространения наркотиков на социально-экономическую ситуацию в регионе»

Влияние незаконного распространения наркотиков на социально-экономическую ситуацию в регионе

Influence of Illegal Distribution of Drugs on the Socioeconomic Situation in the Region

Получено 19.07.2019 Одобрено 30.08.2019 Опубликовано 30.09.2019 УДК: 330.12 DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10072

КУКЛИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института экономики УрО РАН Email: [email protected]

КЛЕВАКИН АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ведущий специалист управления правовой статистики прокуратуры Свердловской области Email: [email protected]

Аннотация

Объект исследования. Наркоситуация в регионе. Предмет исследования. Незаконный оборот наркотиков и меры по локализации распространения.

Цель. Оценка влияния незаконного оборота наркотиков на экономическую безопасность субъектов УрФО, прогноз изменения наркоситуации.

Основные положения статьи. В статье рассмотрены вопросы незаконного оборота психоактивных веществ в регионе на примере Уральского федерального округа (УрФО). Предложен методический инструментарий оценки социально-экономических издержек наркомании, учитывающий реальное число наркопотребителей, видовую структуру наркорынка и уровень вовлечения в наркопотребление. Рассчитан экономический эффект от внедрения программ стационарной медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. Рассмотрены сценарии нейтрализации наркомании. Предложены программно-целевые мероприятия, позволяющие реализовать инновационный сценарий изменения наркоситуации.

KUKLIN, ALEKSANDR ANATOL'YEVITCH

Doctor of Economics, Professor, Honoured Scientist of the Rossiyskaya Federatsiya, Chief Research Worker, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Email: [email protected]

KLEVAKIN, ALEKSEY NIKOLAYEVITCH

Leading Specialist of the Department of Legal Statistics at the Prosecutor's Office of the Sverdlovskaya Oblast' Email: [email protected]

Abstract

The Object of the Study. Drug situation in the region.

The Subject of the Study. Illicit drug trafficking and measures to

localize the distribution.

The Purpose of the Study. Assessment of the impact of illicit drug trafficking on the economic security of the subjects of the Ural Federal District, the forecast of changes in the drug situation. The Main Provisions of the Article. The article deals with the issues of illicit trafficking in psychoactive substances in the region by the example of the Ural Federal District (Ural Federal District). A methodological toolkit for assessing the socioeconomic costs of drug addiction is proposed, taking into account the real number of drug users, the species structure of the drug market and the level of involvement in drug use. The economic effect of the implementation of programs for inpatient medical and social rehabilitation of drug addicts has been calculated. Scenarios to neutralize drug abuse have been considered. Program-targeted measures to implement an innovative scenario of changing the drug situation have been proposed.

Ключевые слова: наркомания; наркоситуация; социально-экономические издержки наркомании; медико-социальная реабилитация; экономическая безопасность.

Keywords: addiction; drug situation; socioeconomic costs of addiction; medical and social rehabilitation; economic security.

Введение

Социально-экономическое развитие региона неразрывно связано с необходимостью обеспечения экономической безопасности, одним из дестабилизирующих факторов которой является незаконное распространение наркотиков (под наркотиками в статье понимаются наркотические средства, психотропные вещества и растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества).

Прилагаемые государством усилия по сдерживанию незаконного распространения наркотиков среди населения привели лишь к замедлению негативных последствий наркомании. Отмечаемые масштабы и ситуация с наркопотреблением свидетельствуют о недостаточности принимаемых антинаркотических мер.

В условиях трансформации незаконного наркорынка, связанной с бесконтактными способами распространения наркотиков через Интернет и «закладки» и расширением номенклатуры наркотиков за счёт предложения значительного числа новых синтетических видов, возникает необходимость в оценке социально-экономических издержек от этого явления.

С этой целью разработана методика определения социально-экономических издержек незаконного оборота наркотиков в субъектах РФ и определения эффекта от внедрения стационарной медико-социальной реабилитации наркозависимых как элемента снижения потребительского спроса. Методический аппарат методики предполагает определение реального числа наркопотребителей (включая латентный контин-

Таблица 1

Основные показатели состояния наркоситуации в субъектах УрФО

на 100 тыс. населения

Table 1

The Main Indicators of the State of the Drug Situation in the Regions of the Ural Federal District, per 100

thousand population

■——Годы Показатель ' ■——^^^ 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

О Число больных наркоманией 316,4 285,7 276,1 262,3 263,1 254,4 231,7 226,2 176,7

© Си Количество зарегистрированных наркопреступлений 162,6 161,5 161,2 190,3 210,2 185,7 156,5 188,9 173,5

« g S Число больных наркоманией 261,3 267,1 259,3 257,6 266,0 269,0 271,4 289,5 279,4

Л м ^ \о Количество зарегистрированных наркопреступлений 180,9 191,7 180,5 188,2 202,2 193,3 171,6 193,7 199,7

звская сть Число больных наркоманией 286,2 259,3 246,5 235,4 227,3 217,5 189,1 164,3 162,3

« g в и Количество зарегистрированных наркопреступлений 157,4 149,3 145,6 183,0 220,6 182,1 141,1 153,9 139,8

Тюменская область (юг) Число больных наркоманией 242,2 239,2 233,1 232,9 239,3 236,2 226,4 213,1 192,6

Количество зарегистрированных наркопреступлений 173,3 193,5 192,3 230,0 231,6 190,8 143,0 165,3 139,4

я а « л У Н нс Число больных наркоманией 310,1 257,5 267,3 272,8 290,1 288,1 271,1 288,9 166,3

бл яб ло F Количество зарегистрированных наркопреступлений 133,8 132,4 137,0 166,5 179,9 183,8 175,9 252,8 230,3

ХМАО-Югра Число больных наркоманией 525,2 480,0 431,5 346,7 332,5 301,3 255,8 253,2 189,5

Количество зарегистрированных наркопреступлений 212,9 212,4 213,6 225,9 240,6 197,1 172,7 182,1 176,1

ЯНАО Число больных наркоманией 279,9 265,2 251,8 244,2 226,9 215,6 196,0 173,5 156,9

Количество зарегистрированных наркопреступлений 196,6 168,1 178,4 212,3 223,2 206,2 118,5 134,3 122,0

Составлено авторами на основе [7; 10; 17] и сведений, предоставленных

ГАУЗ СО «Областная наркологическая больница» Министерства здравоохранения Свердловской области.

гент), определение издержек государства и личности.

Для локализации распространения наркомании в регионе составлен прогноз изменения ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков

и его влияния на экономику до 2025 года. Предложены целевые мероприятия, направленные на уменьшение негативных последствий этого явления. Выше названные исследования апробированы на примере УрФО.

Анализ ситуации с распространением

наркотиков в УрФО

Наибольший текущий уровень регистрации больных наркоманией в 2018 году на 100 тыс. населения отмечен в Курганской области - 279,4 человека, наименьший - в ЯНАО - 156,9 человек (таблица 1). В самой крупной по численности населения Свердловской области данный показатель достиг 162,3 человека. В целом по УрФО число наркобольных на 100 тыс. населения составило 176,7 человек (для сравнения по РФ данный показатель за 2017 год установился на уровне 186 человек). Сокращению числа наблюдаемых наркобольных способствовало изменение сроков диспансерного наблюдения с 5 до 3 лет [18]. Также в УрФО сократилось число лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями на 100 тыс. населения со 150,5 человек (2010 год) до 100 человек.

Изменилась структура наркопотребления [3, с. 37]. Доля наркобольных, злоупотребляющих опиоидами снизилась с 97,3% (2000 год) до 52% (2018 год), одновременно возросло число лиц, злоупотребляющих наркотиками каннабиноид-ного ряда (до 8%), а также психостимуляторами и сочетанием нескольких видов наркотиков.

Актуален для УрФО вопрос сопутствующей наркомании заболеваемости ВИЧ-инфекцией. В 2018 году заболеваемость на 100 тыс. населения в сравнении с общероссийским показателем (69,0 случая) составила в Свердловской области - 142,6 (3 место в РФ), Челябинской области - 140,7 (5 место), Тюменской области (юг) - 112,4 (9 место), ХМАО-Югре - 110,1 (10 место), Курганской области - 107,1 (11 место) [1].

Несмотря на снижение числа больных наркоманией, наркоситуация в УрФО остаётся напряженной. Подтверждением этому служит рост с 2014 года числа наркобольных, снятых с наблюдения учреждениями здравоохранения в связи со смертью на 100 тысяч населения, зафиксированный в 2017 году на уровне 5,8 человека. Наибольшее его значение отмечается в Тюменской области (юг) - 12,3 человека и ХМАО-Югре - 8.5 человека. Основной причиной смерти являются соматические заболевания [6, с. 21].

Сохраняется высокий уровень регистрируемой наркопреступности на 100 тыс. населения -173,5 преступлений, что выше уровня 2010 года - 162,6 преступлений [17]. Удельный вес наркопреступлений от общего числа всех зарегистрированных преступлений постепенно рос, достигнув в 2018 году уровня 11,1%. Наибольшее его значение зафиксировано в ХМАО-Югре (13,7%). Доля предварительно расследованных нарко-

преступлений, совершённых в организованных формах, от общего числа расследованных наркопреступлений составила в 2018 году 29% (3540 преступлений) [12].

На протяжении длительного времени в УрФО остаётся высоким количество изъятых правоохранительными органами и органами безопасности из незаконного оборота наркотиков - 1085 кг (2018 год), доля синтетических наркотиков достигла более 58% [13]. Изъятие синтетических наркотиков в ХМАО-Югре - 76,2% (90 кг), ЯНАО - 75,9% (12,6 кг) и Свердловской области - 72,4% (187 кг). Основная доля изъятий марихуаны зафиксирована в 2018 году в Курганской области -68,2% (39 кг) [13].

Положительным в УрФО следует считать ограниченное распространение на наркорынке героина [16, с. 109-112]. Максимальное значение изъятого героина в 2018 году отмечено в приграничных областях - Курганской - 19% (10,7 кг) и Челябинской - 8% (36,8 кг), отсутствуют изъятия героина в ХМАО-Югре и ЯНАО [13].

В целом факторы доступности приобретения наркотиков с использованием достижений цифровых технологий Интернет обеспечивают на протяжении последних лет стабильность розничных цен на наркотики. Основной денежной единицей оплаты наркотиков в Интернет становится криптовалюта.

Сложившаяся ситуация практически бесконтрольного распространения наркотиков с использованием Интернет уникальна [5, с. 17] не только для России [20, с. 34-38] и является проблемой для правоохранительных органов. Следует говорить о наличии крупных нерегулируемых государством финансовых потоках криминального происхождения.

О тяжести наркоситуации свидетельствует упоминание в «Докладе о наркоситуации в Российской Федерации в 2017 году» Челябинской области (крупнейшей по численности населения в УрФО после Свердловской области) как единственного субъекта Российской Федерации с наихудшей - «предкризисной» наркоситуацией [4, с. 7].

Сохраняющееся сложное положение в сфере незаконного оборота наркотиков вынуждает проводить исследования по оценке экономических издержек наркомании [2, с. 218-251; 9; 14, с. 163168; 19], искать пути их сокращения.

Методический инструментарий

Для оценки негативного влияния наркомании на экономику региона и выработки действенных мер по его снижению предлагается усовершен-

ствованная методика расчета социально-экономических издержек наркомании (рисунок 1). Определить результативность антинаркотических мероприятий по снижению спроса на наркотики представляется возможным с помощью расчета экономического эффекта программ стационарной медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц.

В целях сопоставления наркотиков разных видов использован метод приведения к единому эквиваленту (в качестве эталона использован героин) с последующим вычислением количества потребителей по каждому виду. Определение коэффициента латентности потребителей наркотиков каждого вида основано на допущении наличия соотносимости долей изымаемых на протяжении длительного периода (от года и более) и находящихся на криминальном рынке наркотиков.

Определение числа потребителей наркотика ьвида, при допущении существования потребительских предпочтений, осуществляется по формуле:

(1)

где Ч - число лиц, потребляющих наркотики ьвида, человек;

Ч - число больных наркоманией и потре-

п.г.н. 1 1

бителей с вредными последствиями, употребляющих героин, наблюдаемых у врача психиатра-нарколога (при отсутствии сведений - число потребителей опиатов), человек;

Ми п. - масса п-изъятия наркотиков ьвида, гр.;

Ми к г - общая масса изъятого героина с учетом коэффициента концентрации, гр.

Пи.п.. - процентное содержание активного вещества в п-изъятом наркотике .-вида, определяется по результатам химической экспертизы, %;

Пд. - процентное содержание активного вещества в средней разовой дозе наркотика .-вида, для героина - содержание диацетилморфина в количестве 2,5%.

Кд. - коэффициент размера условной разовой дозы наркотика 1-вида, для героина равен 1, ед.;

Кп.. - коэффициент последствий наркотика .-вида, для героина равен 1, ед.

Общий коэффициент латентности наркопотребителей равен отношению числа потребителей всех видов наркотиков к числу наркопотребителей, наблюдаемых учреждениями здравоохранения и должен быть меньше макси-

Методика расчета социально-экономических издержек незаконного р а спр о стр анениянар котико в и о ценки э ф ф екта ста цио нар но й м ед ико - со циал ь но й

реабилитации наркозависимых лиц

Расчет социально-экономических издержек наркомании с учетом реальногочисланаркопотреб ител ей

Расчет порогового значения уровня потребности территории в койко-местах в медико-социальных реабилитационных центрах

Определение размера денежных средств на программы медико-социальной реабилитации в медицинских учреждениях

Оценка размера сокращаемых издержек наркомании при реализации программ реабилитации наркозависимых в стационарных медико-социальных реабилитационных центрах

Рисунок 1. Методика расчёта социально-экономических издержек незаконного распространения наркотиков и оценки эффекта применения стационарной медико-социальной реабилитации

наркозависимых лиц

Picture 1. The Methods of Calculating the Socioeconomic Costs of the Consequences of Illicit Drug Trafficking and Assessing the Effect of the Use of Inpatient Medical and Social Rehabilitation

of Drug Addicts

Источник: предложено авторами.

мального (предельного) коэффициента латентное™. Максимальный коэффициент латентности определяется делением общего числа умершего населения в возрасте 15-44 лет (причиной смерти которого может косвенно служить употребление наркотиков) к произведению коэффициента ла-тентности потребителей наркотиков на длительность жизненного цикла наблюдаемых в учреждениях здравоохранения потребителей наркотиков.

Общее число наркопотребителей определяется суммой зарегистрированных и латентных потребителей наркотиков.

Величина снижаемых издержек наркомании при реализации стационарных медико-социальных реабилитационных программ за год рассчитывается как произведение среднесуточного размера социально-экономических издержек наркомании на сумму периодов прохождения наркозависимыми медико-социальной реабилитации и их нахождения в состоянии постреабилитационной ремиссии с одновременным учётом доли сокращения лиц, потребляющих наркотики в эти периоды:

где Ссин - величина снижаемых социально-экономических издержек наркомании на одного наркозависимого (наркопотребителя), тыс. руб.;

8сс. - среднесуточные совокупные социально-экономические издержки наркомании 1-го наркозависимого, тыс. руб.;

Ч н - расчётное число наркозависимых, подлежащих реабилитации с учётом жизненного цикла, человек;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т - период медико-социальной реабилитации .-го наркозависимого, дней (суток);

Тп . - период постреабилитационной ремиссии .-го наркозависимого, дней (суток);

квн - коэффициент вовлечения в наркопотребление, ед.

Коэффициент вовлечения в наркопотребление рассчитывается на основе медицинских статистических данных как отношение числа лиц с впервые установленными диагнозами наркомания и потребление наркотиков с вредными последствиями к разности чисел наблюдаемых наркозависимых (наркопотребителей) на начало отчётного периода и лиц, снятых с наблюдения в связи со смертью и длительным воздержанием.

Необходимое количество койко-мест в реабилитационных центрах рассчитывается с учётом латентных наркозависимых на основе данных предшествующего года:

где Чкн - необходимое число койко-мест в реабилитационных центрах, ед.;

Чн.н. - число наблюдаемых наркозависимых в субъекте, человек;

кло - коэффициент латентности наркозависимых в субъекте, ед.;

кс. - коэффициент смертности наркозависимых в субъекте определяется делением числа наблюдаемых в учреждениях здравоохранения умерших наркозависимых к общему числу наркозависимых, ед.;

Т к - длительность реабилитационного курса в субъекте, дней.

Д - среднее число дней занятости койки.

Минимально необходимый размер денежных средств на программы медико-социальной реабилитации в медицинских учреждениях определяется исходя из значения порогового количества требуемых койко-мест в государственных реабилитационных центрах с учётом реальной доли успешно прошедших реабилитацию и установившейся средней стоимости одного койко-дня.

Экономический эффект от реализации стационарных программ реабилитации наркозависимых в медико-социальных реабилитационных центрах:

где Сээп - размер экономического эффекта от реализации медико-социальных программ реабилитации, млн. руб.;

С - величина снижаемых социально-эко-

с.и.н. ^

номических издержек наркомании, млн. руб.;

Ч - число успешно реабилитированных наркозависимых, человек;

Скд - средняя стоимость койко-дня, тыс. руб.

Рнд - недополученные доходы в результате ограниченной трудоспособности наркозависимых [2, с. 240].

Согласно авторским расчётам, средневзвешенный предельный коэффициент латентности наркозависимых составил по УрФО в 2017 году - 5,9. Минимальные его значения отмечены в северных субъектах УрФО с высоким уровнем трудовой миграции и спецификой вахтового метода работы в нефте- газодобывающей отрасли: в ХМАО-Югре (2,1), ЯНАО (2,6), максимальное - в Свердловской области (9,5). Проверкой допустимости полученного значения служит максимально возможный коэффициент латентности наркозависимых, рассчитанный относительно общей смертности населения (рисунок 2).

Процент успешно завершивших курс медико-социальной реабилитации, после которого наблюдается положительный экономический эффект составил для УрФО 23,3%, для Свердловской области - 61,6% (при длительности курса в 170 су-

ток), Тюменской области (юг) - 15,3% (90 суток).

Результаты расчёта социально-экономических издержек наркомании на территории УрФО представлены в таблице 2.

Таблица 2

Социально-экономические издержки наркомании на территории УрФО, млрд руб.

Table 2

Socioeconomic Costs of Drug Addiction in the Ural Federal District, billion Roubles

-_Годы Территория -—__ 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

1 емографическая сфера

Курганская область 0,24 0,22 0,16 0,24 0,30 0,13 0,19 0,20 0,21

Свердловская область 1,80 1,87 2,14 2,11 2,99 1,89 2,87 3,06 3,24

Тюменская область (юг) 0,35 0,75 0,57 0,59 0,59 0,36 0,39 0,39 0,40

Челябинская область 1,51 1,50 2,23 1,59 2,02 1,40 1,88 1,89 2,10

ХМАО-Югра 3,21 3,16 2,18 2,01 2,65 1,58 1,52 1,50 1,48

ЯН АО 0,83 0,48 0,86 1,44 1,08 0,81 0,79 0,81 0,84

Производственная сфера

Курганская область 0,58 0,66 0,71 0,82 0,88 0,90 0,91 0,96 1,02

Свердловская область 4,61 5,55 6,19 6,57 7,42 7,83 8,30 8,78 9,25

Тюменская область (юг) 2,10 2,55 2,57 2,93 3,21 3,50 3,42 3,55 3,68

Челябинская область 2,90 3,42 3,66 3,88 4,60 5,47 4,76 5,00 5,24

ХМАО-Югра 4,08 4,94 5,27 5,39 6,09 6,34 5,73 5,92 6,11

ЯНАО 1,30 1,59 1,90 2,12 2,59 2,78 2,93 3,11 3,29

Здравоохранение

Курганская область 0,05 0,05 0,12 0,11 0,12 0,12 0,12 0,13 0,14

Свердловская область 0,16 0,18 0,22 0,30 0,47 0,48 0,49 0,53 0,57

Тюменская область (юг) 0,11 0,11 0,12 0,15 0,18 0,20 0,20 0,22 0,23

Челябинская область 0,27 0,24 0,24 0,22 0,23 0,23 0,22 0,23 0,24

ХМАО-Югра 0,24 0,23 0,31 0,45 0,46 0,46 0,46 0,50 0,53

ЯНАО 0,03 0,03 0,03 0,02 0,05 0,04 0,04 0,04 0,04

Содержание государственных органов, контролирующих и ре гули рующих оборот наркотиков

Курганская область 0,24 0,41 0,58 0,92 0,89 0,95 0,78 0,84 0,90

Свердловская область 1,34 2,51 3,41 4,62 5,03 5,51 4,50 4,87 5,24

Тюменская область (юг) 0,50 0,61 0,86 1,00 1,14 1,03 1,04 1,12 1,20

Челябинская область 0,36 1,49 2,01 2,99 3,12 3,37 2,76 3,00 3,23

ХМАО-Югра 0,50 1,29 1,73 2,26 2,11 1,97 1,86 2,01 2,15

ЯНАО 0,54 0,69 0,82 1,00 1,02 1,07 0,96 1,03 1,09

Расходы наркопотребителей на приоб ?етение наркотиков

Курганская область 6,68 6,13 6,22 6,70 6,66 6,98 7,44 7,79 8,14

Свердловская область 39,58 27,58 25,79 26,69 30,66 28,85 27,92 28,85 29,77

Тюменская область (юг) 6,88 6,29 7,64 8,34 11,23 10,34 10,36 11,04 11,73

Челябинская область 14,02 12,65 13,31 15,23 18,25 20,25 20,14 20,95 21,76

ХМАО-Югра 8,69 8,93 9,67 10,66 11,52 12,14 13,09 14,06 15,02

ЯНАО 1,97 2,29 2,48 2,83 4,59 4,55 3,45 3,64 3,83

Недополученные доходы

Курганская область 0,90 0,79 0,91 1,05 1,19 1,18 1,16 1,22 1,28

Свердловская область 4,87 5,20 5,70 6,35 7,14 7,42 7,65 8,05 8,46

Тюменская область (юг) 1,38 1,46 1,67 1,92 2,43 2,57 2,68 2,85 3,02

Продолжение таблицы 2

Челябинская область 3,34 3,81 4,23 4,85 5,55 5,66 5,05 5,33 5,61

ХМАО-Югра 1,64 1,81 1,98 2,26 2,63 2,56 2,63 2,77 2,91

ЯНАО 0,55 0,62 0,66 0,72 0,80 0,80 0,83 0,87 0,92

Итоговые значения социально-экономических издержек распространения наркотиков

Итого за УрФО 122,03 116,13 124,02 136,12 157,15 156,92 155,02 163,04 171,22

Курганская область 8,83 8,44 8,90 10,06 10,26 10,49 10,85 11,41 11,98

Свердловская область 54,05 44,34 45,20 48,45 55,97 54,06 53,94 56,52 59,08

Тюменская область (юг) 11,90 12,49 14,34 15,53 19,46 18,70 18,80 19,94 21,08

Челябинская область 22,53 23,85 26,55 29,98 35,09 37,80 36,29 38,01 39,92

ХМАО-Югра 19,15 21,04 21,97 23,66 25,99 25,56 25,83 27,34 28,81

ЯНАО 5,57 5,97 7,06 8,44 10,38 10,31 9,31 9,82 10,35

Рассчитано авторами. Представленные в таблице 2разделы включают:

Демографическая сфера - ущербы от смертности по причине употребления наркотиков, а также в результате преступлений, совершённые наркопотребителями или при их соучастии.

Производственная сфера - ущерб от недовыпуска продукции в результате преступлений, совершённых наркопотребителями или при их соучастии.

Здравоохранение - расходы на лечение наркомании и сопутствующих заболеваний, а также на обучение и переподготовку медицинского персонала.

Содержание государственных органов, контролирующих и регулирующих оборот наркотиков - включает финансирование в части касающейся правоохранительной, надзорной, судебной, исполнения наказания деятельно-стей.

Недополученные доходы - объединяют недополученные доходы в результате тюремного заключения лиц за совершение наркопреступлений, а также в период нетрудоспособности жертв преступлений, совершённых лицами, употребляющими наркотики.

Итоговые значения социально-экономических издержек распространения наркотиков - помимо перечисленных в таблице включают издержки устранения вреда здоровью, нанесенного наркопотребителями частным лицам и затраты на реализацию комплексных региональных и муниципальных антинаркотических программ и профилактику.

40

УрФО Курганская Свердловская Тюменская Челябинская ХМАО-Югра ЯНАО

область область область (юг) область

Ш Максимально возможный коэффициент латентности с учетом общей смертности населения 15-44 лет М Предельный коэффициент латентности наркопотребителей для возраста 15-44 лет

Рисунок 2. Условно предельный коэффициент латентности наркозависимых лиц в возрасте 15-44 лет в сравнении с максимально возможным коэффициентом латентности относительно общей

смертности населения УрФО в 2017 году, ед. Picture 2. Conventionally Limiting Latency Ratio of Drug Addicts Aged 15-44 Years Compared with the Maximum Possible Latency Ratio Relative to the Total Mortality Rate of the Population of the Ural

Federal District in 2017, units

Источник: составлено на основе данных Минздрава России [7] и расчетов авторов.

Сценарии изменения наркоситуации

в УрФО

Авторами предложено несколько сценариев изменения наркоситуации в УрФО. Наиболее интересным представляется инновационный сценарий на основе комплексной реализации антинаркотических мероприятий, направленных на сокращение предложения и спроса на наркотики.

В целях существенного сокращения предложения наркотиков на наркорынке следует осуществить следующие новации. В работе правоохранительных органов добиться реализации приоритетной задачи локализации и пресечения деятельности преступных организаций, осуществляющих свою деятельность на среднем и верхнем уровнях сбыта наркотиков. Для этого на основе современных алгоритмов (в т.ч. искусственного интеллекта) разработать программно-технический инструментарий выявления наркопреступлений, совершаемых с использованием технологий Интернет (в настоящее время в силу отсутствия таких инструментов охвату со стороны правоохранительных органов подлежит в основном низовой уровень сбыта наркотиков - «закладчики», с периодом криминальной деятельности 2-3 месяца до момента задержания). Создать аналитические системы обработки информационных массивов данных о финансовых транзакциях банковских и других платежных систем, проводимых участниками незаконного оборота наркотиков, иных значимых сведений с целью выявления криминальных схем наркосбыта и финансовых потоков.

Внести изменения в систему оценки деятельности органов внутренних дел, направленные на достижение высоких результатов по пресечению контрабанды наркотиков и легализации полученных преступным путем наркодоходов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На законодательном уровне ограничить использование в банковской сфере криптовалюты, обеспечить полную идентификацию личности во всех платежных системах. Наделить органы внутренних дел правом осуществлять по решению суда прямой контроль финансовых операций объектов оперативной заинтересованности, причастных к незаконному обороту наркотиков.

В деятельности Роскомнадзора внедрить системы автоматического выявления, контроля и блокировки сайтов с пронаркотическим содержанием Интернет-поисковыми системами, УРМ-сервисами, анонимайзерами, прокси-серверами.

В системе снижения потребительского спроса на наркотики необходимо развернуть систему раннего выявления наркопотребления среди наи-

более подверженного «заражению» наркоманией населения - подросткового и молодежного возраста (при диспансеризации, медицинском тестировании учащихся на наркотики). Продолжить модернизацию наркологической службы, создать необходимое количество койко-мест в медико-социальных реабилитационных центрах (отделениях). Внедрить в практику обязательное прохождение выпускниками реабилитационных центров ресоциализации, трудоустройства.

Финансово обеспечить предусмотренные инновационным сценарием изменения наркоситуации мероприятия, в том выполнение комплексных антинаркотических региональных и муниципальных программ.

В целях объективной оценки наркоситуации необходимо включить в государственную методику мониторинга наркоситуации [8; 15] раздел социально-экономической оценки субъекта РФ.

Прогноз изменения наркоситуации при инновационном сценарии развития наркоситуации на примере Свердловской области приведен в таблице 3.

Меры по раннему выявлению наркопотребления в Свердловской области приведут к росту до 2021 года числа зарегистрированных наркобольных, после чего последует снижение их числа до 5,66 тыс. человек (2025 год). Также предполагается сокращение общего числа наркопотребителей (включая латентных) до 56,82 тыс. человек.

Аналогичные изменения коснутся количества зарегистрированных наркопреступлений (в 2025 году значение показателя составит 4,6 тыс. преступлений), предварительно расследованных наркопреступлений и числа лиц, их совершивших.

Снижение доступности и спроса на наркотики положительно повлияет на увеличение их стоимости, средняя розничная цена за грамм возрастет на 20-35%. При этом расходы меньшего числа наркопотребителей на приобретение и изготовление наркотиков к 2025 году сократятся с 29,49 млрд руб. до 23,49 млрд руб.

Отрицательный наклон издержек наркомании в демографической и производственной сферах будет обусловлен меньшей смертностью наркопотребителей.

Предполагается постоянный рост расходов на здравоохранение, необходимых для планового расширения медико-социального реабилитационного центра «Урал без наркотиков» и его филиалов (до 240 койко-мест), приобретения дорогостоящего экспертного оборудования для проведения химико-токсикологических экспертиз, выполнения дополнительных исследований

Таблица 3

Сценарий инновационного развития наркоситуации в Свердловской области

Table 3

Scenario of Innovative Development of the Drug Situation in the Sverdlovskaya Oblast'

Годы ( парк лани Оцениваемые параметры 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Спарклайн

Численность населения, млн. человек 4,325 4,315 4,309 4,307 4,305 4,303 4,301 4,3 ~--

Число больных наркоманией, тыс. человек 6,75 6,91 7,01 7,04 6,56 6,24 5,94 5,66

Общее число потребителей наркотиков (включая латентных), тыс. человек 74,6 69,38 70,36 70,65 65,85 62,69 59,68 56,82 -

Количество зарегистрированных наркопреступлений, тыс. ед. 6,04 6,00 5,85 5,72 5,33 5,08 4,83 4,60

Средняя розничная цена героина за 1 гр, тыс. руб. 2,1 2,3 2,4 2,5 2,7 2,8 2,9 3,1

Средняя розничная цена синтетических курительных смесей за 1 гр, тыс. руб. 1,3 1,3 1,4 1.4 1,4 1,5 1,5 1,6

Издержки наркомании в демографической и производственной сферах, млрд. руб. 12,49 12,42 12,11 11,84 11,03 10,50 10,00 9,52 -

Расходы на здравоохранение но линии наркомании, млрд руб. 0,57 0,61 0,83 1,07 1,23 1,41 1,54 1,62 --

Расходы нарконотребителей на приобретение и изготовление наркотиков, млрд руб. 29,49 31,38 29,17 28,46 27,50 25,14 23,90 23,49

Совокупные социально-экономические издержки наркомании, млрд. руб 59,08 62,16 65,37 69,98 64,14 62,95 58,94 55,72 --

Доля социально-экономических издержек наркомании относительно ВРИ субъекта УрФО, % 2,63 2,70 2,76 2,86 2,62 2,58 2,41 2,28 —

Источник: составлено с использованием данных Росстата, Генеральной прокуратуры РФ и расчетов авторов [11; 17].

на состояние наркоопьянения, другие мероприятия. Расходы на здравоохранение по линии наркологии в Свердловской области достигнут в 2025 году уровня 1,62 млрд руб.

Совокупные социально-экономические издержки наркомании в Свердловской области бу-

дут возрастать до 2021 года (69,98 млрд руб.) с последующим снижением до 50,72 млрд руб. к 2025 году. Доля социально-экономических издержек наркомании относительно ВРП в прогнозный период не превысит 2,86%.

Заключение

Наркотизация является серьезной проблемой для населения Российской Федерации. Наиболее остро она стоит в субъектах РФ с низкими уровнями доходов и ВВП на душу населения. Наблюдается тенденция к расширению возрастного диапазона больных наркоманией и потребителей наркотиков с вредными последствиями, употребления ими синтетических наркотиков и их сочетаний.

Предложенный методический инструментарий расчёта социально-экономических издержек наркомании учитывает реальное число наркопотребителей, видовую структуру наркорынка, вовлечение в наркопотребление, позволяет более точно рассчитать совокупные издержки наркомании. Применение методики оценки экономического эффекта внедрения программ стационарной медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц решает задачи определения размеров сокращаемых экономических издержек наркомании при реализации таких программ и обоснования выделения бюджетных средств на эти цели.

Реализация инновационного сценария изменения наркоситуации в УрФО в перспективе приведет к снижению общего числа потребите-

лей наркотиков (включая латентных) со 186,7 тыс. человек в 2018 году до 145,3 тыс. человек в 2025 году, положительно повлияет на социальные и демографические показатели в регионе, сократит издержки наркомании со 171,2 млрд руб. до 161,5 млрд руб. (2025 год). Обеспечит существенное снижение напряженности наркоситуации в Челябинской области и ХМАО-Югре. Управляемые изменения в антинаркотической сфере поднимут уровень экономической безопасности территорий, в первую очередь в южных субъектах УрФО.

Благодарность

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ «Безопасность и псевдобезопасность экономического развития регионов России под влиянием разнонаправленных трендов» (грант № 19-010-00373А).

Acknowledgements

The article was prepared with the support of the RFBR grant" Security and pseudo-safety of the

economic development of Russian regions under the

influence of multidirectional trends "(grant No. 19-010-00373А).

Список литературы

1. Анализ эпидемиологической ситуации в Российской Федерации, Уральском Федеральном округе и Ямало-Ненецком автономном округе за 2018 год. ГБУЗ «Ямало-Ненецкий окружной центр профилактики и борьбы со СПИД» [Электронный ресурс]. URL: http://aids. yamalzdrav.ru/index.php?option=com_content&view=article &id=141&Itemid=117

2. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества / Под ред. В.И. Стародубова, А.И. Татар-кина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 381 с.

3. Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2016 год [Электронный ресурс]. URL: https://static-3.rosminzdrav.ru/ system/attachments/attaches/000/034/935/original/%D0%94 %D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%B2_ %D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%

D0%B7%D0%B0_2016_%D0%B3_31_%D0%BC%D0%B0%

D1%8F_2017_%D0%B3.rtf?1497964350

4. Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2017 году (выдержка). Государственный антинаркотический комитет [Электронный ресурс]. URL: https://гак.мвд.рф/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8 %D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81% D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0 %B8/%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0% B6%D0%BA%D0%B8-%D0%B8%D0%B7-%D0%B4%D0%B E%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE %D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0 %B8%D0%B8

5. Доклад о наркоситуации в Российской Федера-

References

1. Analiz epidemiologicheskoy situatsii v Rossiyskoy Federatsii, Ural'skom Federal'nom okruge i Yamalo-Nenetskom avtonomnom okruge za 2018 god. GBUZ «Yamalo-Nenetskiy okruzhnoy tsentr profilaktiki i bor'by so SPID» [Elektronny resurs]. URL: http://aids.yamalzdrav.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=141&Item id=117

2. Vliyaniye narkomanii na sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye obshchestva / Pod red. V.I. Starodubova, A.I. Tatarkina. - Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2006. - 381 s.

3. Gosudarstvennyy doklad o realizatsii gosudarstvennoy politiki v sfere okhrany zdorov'ya za 2016 god [Elektronny resurs]. URL: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/ attachments/attaches/000/034/935/original/%D0%94%D0%B E%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%B2_%D0%B F%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%B7%

D0%B0_2016_%D0%B3_31_%D0%BC%D0%B0%D1%8F_

2017_%D0%B3.rtf?1497964350

4. Doklad o narkosituatsii v Rossiyskoy Federatsii v 2017 godu (vyderzhka). GAK [Elektronny resurs]. URL: https://gak.mvd. rf/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B E%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%BD%D0%B0 %D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D 1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%B2%D1% 8B%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8-%D0%B8%D0%B7-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB% D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%BD% D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1 %82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

5. Doklad o narkosituatsii v Rossiyskoy Federatsii v 2018 godu. GAK [Elektronny resurs]. URL: http://xn----7sbabhak4bqktigbdqi0yka.xn--p1ai/images/documents/

ции в 2018 году. Государственный антинаркотический комитет [Электронный ресурс]. URL: http://xn----7sbabhak4bqktigbdqi0yka.xn--p1ai/images/documents/ norm_akt_2 019/2019_doclad_o_narcosituacii_v_ rossii_v_2018g.pdf

6. Доклад о наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2017 году. Сайт департамента внутренней политики ХМАО-Югры. [Электронный ресурс]. URL: https://deppolitiki.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/antinarkoticheskaya-komissiya/ zasedaniya-komissii/2018-god/20-marta/1251334/doklad-o-narkosituatsii

7. Киржанова В.В., Григорова Н.И., Киржанов В.Н., Си-дорюк О.В. Состояние и деятельность наркологической службы в Российской Федерации в 2017 году: Аналитический обзор. М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2019. 196 с. [Электронный ресурс]. URL: http://правовая-наркология.рф/images/documents/ norm_akt_2019/2019_statistika_%202017.pdf

8. Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (третий пересмотр) (утв. протоколом заседания ГАК от 15.02.2017 № 32) (ред. от 11.12.2017). [Электронный ресурс]. URL: https://media. mvd.ru/files/application/1207249

9. Методика расчёта социальной стоимости наркомании в регионе / Под науч. ред. Н.Н. Иванца, А.А. Куклина; В.В. Черкесов, Н.Н. Иванец, А.А. Куклин, А.В. Калина, С.И. Богданов и др. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. 37 с.

10. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2015-2016 годах: статистический сборник / М., НИИ наркологии - филиал ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2017. 183 с.

11. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/sverdl/resources/93e9f5004fd95d09b5e9b da19f9463e4/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB_%D0%B D%D0%B0%D1%81_2015-2019.xlsx

12. Отчет 1-МВ-НОН, утвержденный приказом ФСКН России, Генеральной прокуратуры России, Следственного комитета РФ, МВД России, Министерства обороны РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, ФСБ России, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной таможенной службы от 02.11.2015 № 389/536/98/1041/668/779бн/1280/663/9 90/2206 «Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков».

13. Отчет 3-МВ-НОН, утвержденный приказом ФСКН России, Генеральной прокуратуры России, Следственного комитета РФ, МВД России, Министерства обороны РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, ФСБ России, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной таможенной службы от 02.11.2015 № 389/536/98/1041/668/779бн/1280/663/9 90/2206 «Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков».

14. Павлова С.А. Анализ зарубежной и отечественной практики расчётов социально-экономических последствий от незаконного оборота наркотиков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2(2016). С. 163-171.

15. Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 485 «Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации».

16. Потаскуев В.Л., Гельрот А.И. О тенденциях незаконного оборота героина на территории Уральского федерального округа. Актуальные проблемы антинаркоти-

norm_akt_2 019/2019_doclad_o_narcosituacii_v_ rossii_v_2018g.pdf

6. Doklad o narkosituatsii v Khanty-Mansiyskom avtonomnom okruge - Yugre v 2017 godu. Sayt departamenta vnutrenney politiki KHMAO-Yugry [Elektronny resurs]. URL: https://deppolitiki.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/antinarkoticheskaya-komissiya/ zasedaniya-komissii/2018-god/20-marta/ 1251334/doklad-o-narkosituatsii

7. Kirzhanova V.V., Grigorova N.I., Kirzhanov V.N., Sidoryuk O.V. Sostoyaniye i deyatel'nost' narkologicheskoy sluzhby v Rossiyskoy Federatsii v 2017 godu: Analiticheskiy obzor. - M.: FGBU «NMITS PN im. V.P. Serbskogo» Minzdrava Rossii, 2019. - 196 s. [Elektronnyy resurs]. URL: http://pravovaya-narkologiya.rf/images/documents/norm_akt_2019/2019_ statistika_%202017.pdf

8. Metodika i poryadok osushchestvleniya monitoringa, a takzhe kriterii otsenki razvitiya narkosituatsii v Rossiyskoy Federatsii i yeye subyektakh (tretiy peresmotr) (utv. protokolom zasedaniya GAK ot 15.02.2017 N 32) (red. ot 11.12.2017) [Elektronnyy resurs]. URL: https://media.mvd.ru/ files/application/1207249

9. Metodika rascheta sotsial'noy stoimosti narkomanii v regione / Pod nauch. red. N.N. Ivantsa, A.A. Kuklina; V.V. Cherkesov, N.N. Ivanets, A.A. Kuklin, A.V. Kalina, S.I. Bogdanov i dr. - Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2005. - 37 s.

10. Osnovnyye pokazateli deyatel'nosti narkologicheskoy sluzhby v Rossiyskoy Federatsii v 2015-2016 godakh: statisticheskiy sbornik / M., NII narkologii - filial FGBU «FMITSPN im. V.P. Serbskogo» Minzdrava Rossii, 2017. -183 s.

11. Ofitsial'nyy sayt Upravleniya Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Sverdlovskoy oblasti [Elektronnyy resurs]. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/sverdl/resources/93e9f5004fd95d09b5e9b da19f9463e4/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB_%D0%B D%D0%B0%D1%81_2015-2019.xlsx

12. Otchet 1-MV-NON, utverzhdennyy prikazom FSKN Rossii, General'noy prokuratury Rossii, Sledstvennogo komiteta RF, MVD Rossii, Ministerstva oborony RF, Ministerstva zdravookhraneniya RF, Ministerstva obrazovaniya i nauki RF, FSB Rossii, Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, Federal'noy tamozhennoy sluzhby ot 02.11.2015 № 389/536 /98/1041/668/779bn/1280/663/990/2206 «Ob utverzhdenii form mezhvedomstvennoy statisticheskoy otchetnosti o rezul'tatakh bor'by s nezakonnym oborotom narkotikov».

13. Otchet 3-MV-NON, utverzhdennyy prikazom FSKN Rossii, General'noy prokuratury Rossii, Sledstvennogo komiteta RF, MVD Rossii, Ministerstva oborony RF, Ministerstva zdravookhraneniya RF, Ministerstva obrazovaniya i nauki RF, FSB Rossii, Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, Federal'noy tamozhennoy sluzhby ot 02.11.2015 № 389/536 /98/1041/668/779bn/1280/663/990/2206 «Ob utverzhdenii form mezhvedomstvennoy statisticheskoy otchetnosti o rezul'tatakh bor'by s nezakonnym oborotom narkotikov».

14. Pavlova S.A. Analiz zarubezhnoy i otechestvennoy praktiki raschetov sotsial'no-ekonomicheskikh posledstviy ot nezakonnogo oborota narkotikov // Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnosti. - 2(2016). - S. 163-171.

15. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 20 iyunya 2011 g. № 485 «Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstvennoy sisteme monitoringa narkosituatsii v Rossiyskoy Federatsii».

16. Potaskuyev V.L., Gel'rot A.I. O tendentsiyakh nezakonnogo oborota geroina na territorii Ural'skogo federal'nogo okruga. Aktual'nyye problemy antinarkoticheskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii: sbornik materialov Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. g. Ufa, 22 noyabrya 2013 goda: /pod obshch. red. A.YU. Kiyko. - Ufa: UF SZIPK FSKN Rossii, 2014. - 129 s.

17. Prestupnost' v regionakh. Portal pravovoy statistiki General'noy prokuratury Rossiyskoy Federatsii [Elektronny resurs]. URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total

ческой деятельности в Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. г. Уфа, 22 ноября 2013 года / под общ. ред. А.Ю. Кийко. Уфа: УФ СЗИПК ФСКН России, 2014. 129 с.

17. Преступность в регионах. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/regions_ chart_total

18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71260612

19. The Economic Costs of Drug Abuse in the United States, 1992-1998 / Office of National Drug Control Police Washington, 2001 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.hsdl.org/?view&did=3443

20. World drug report. Global overview of drug demand and supply. UNODC [Электронный ресурс]. URL: https://www. unodc.org/wdr2018/en/drug-demand-and-supply.html

18. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2015 goda № 1034n «Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya meditsinskoy pomoshchi po profilyu «psikhiatriya-narkologiya» i Poryadka dispansernogo nablyudeniya za litsami s psikhicheskimi rasstroystvami i (ili) rasstroystvami povedeniya, svyazannymi s upotrebleniyem psikhoaktivnykh veshchestv» [Elektronny resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71260612

19. The Economic Costs of Drug Abuse in the United States, 1992-1998 / Office of National Drug Control Police Washington, 2001 [Elektronny resurs]. URL: https://www. hsdl.org/?view&did=3443

20. World drug report. Global overview of drug demand and supply. UNODC [Elektronny resurs]. URL: https://www. unodc.org/wdr2018/en/drug-demand-and-supply.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.