Научная статья на тему 'Влияние непрерывного профессионального образования на повышение уровня развития государственных и муниципальных служащих'

Влияние непрерывного профессионального образования на повышение уровня развития государственных и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / PROFESSIONAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS / FUNCTIONAL ILLITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочкова Татьяна Николаевна

Статья посвящена проблеме подготовки государственных и муниципальных служащих. Обосновывается необходимость непрерывного профессионального образования, и раскрываются его особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клочкова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of training of state and municipal servants. The necessity of their continuous professional education is being substantiated and its features are being revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние непрерывного профессионального образования на повышение уровня развития государственных и муниципальных служащих»

Татьяна КЛОЧКОВА

ВЛИЯНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья посвящена проблеме подготовки государственных и муниципальных служащих. Обосновывается необходимость непрерывного профессионального образования, и раскрываются его особенности.

The article is devoted to the problem of training of state and municipal servants, The necessity of their continuous professional education is being substantiated and its features are being revealed,

Ключевые слова:

непрерывное профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональные знания, профессиональные и личностные качества; continuous professional education, professional training, professional knowledge, professional and personal characteristics,

КЛОЧКОВА Татьяна Николаевна -к.соц.н., доцент кафедры социологии и психологии ВолгоВятской академии государственной службы [email protected]

На современном этапе в условиях ускоренного социального и экономического развития мирового сообщества повышаются требования к системе профессионального образования. Современная экономика требует высокообразованных, способных получать и творчески применять новые знания специалистов. Подобный специалист может быть подготовлен только эффективной системой образования, нацеленной на будущее. Очевидна необходимость последовательного и настойчивого выстраивания модели опережающего образования. Прежняя модель характеризуется неповоротливостью образовательных систем, запаздывающих с реакцией на изменения, происходящие во всех сферах человеческой деятельности.

Система генерации и передачи знаний за последние десятилетия усложнилась, а объем существующих знаний и информации возрос многократно. Сегодня нельзя за один раз, даже за пять или шесть лет, подготовить человека к профессиональной деятельности на всю жизнь. Принцип непрерывности профессионального образования предполагает многоуровневость системы образования, преемственность общих и профессиональных образовательных программ.

В настоящее время имеются три главных подхода к пониманию сущности непрерывного образования.

1.Традиционный подход отличается тем, что в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, необходимую компенсацию знаний и умений, недополученных в ходе учебы. Это компенсаторное, дополнительное образование — часть «конечного» образования («образования на всю жизнь»).

2. Второй подход рассматривает образование как пожизненный процесс («учиться всю жизнь»), проходящий в организованных структурах (кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т.п.).

3.Третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личности, стремящейся к постоянному познанию себя и окружающего мира («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится всестороннее развитие человека. Идея необходимости обучения «через

201 0 ’ 0 5

ВЛАСТЬ

25

всю жизнь», трансформированная в теорию «непрерывного образования», сегодня принята во всем мире.

Решая проблему непрерывного образования, нельзя ограничиться механической достройкой существующей системы, когда усиливаются лишь компенсационные и адаптационные функции образования. Непрерывное образование — образование, охватывающее всю жизнь человека. Оно включает в себя формальные и неформальные виды образования, связь между изучаемыми предметами и различными аспектами развития человека на отдельных этапах жизни, способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умения учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализацию творческого и инновационного подходов, с акцентом на самообразование и самоорганизацию.

Современная теория управления и мировой опыт свидетельствуют: в кризисные ситуации периодически попадают все страны и цивилизации. Но выход из них осуществляется на основе коренных изменений в самой системе управления, включения в процесс управления интеллекта, стратегического мышления кадров, коренных перемен в самой кадровой политике и всей системе подбора, подготовки и мотивирования управленцев. России необходимы прорывные механизмы выхода из кризиса, принципиальные изменения ее управленческих, организационных и кадровых структур.

Сложившаяся ситуация требует рассмотрения вопросов функционирования системы профессионального образования государственных и муниципальных служащих. Причем речь следует вести не просто о подготовке кадров для органов власти, а о непрерывном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих, начиная с самого раннего профориентационного возраста и в течение всего срока пребывания на государственной и муниципальной службе.

Для того чтобы конкретные государственные и муниципальные служащие могли эффективно управлять своим объектом, они должны постоянно формировать свое сознание и мышление, а следовательно, и поведение в соответствии с требованиями опережающего саморазвития, то есть развивать свой культурный потен-

циал. Непрерывная целевая профессионально-образовательная подготовка государственных и муниципальных служащих обеспечивает рост их профессионализма, повышение компетентности, адаптируемость к новым условиям, сочетание стратегического мышления и оперативности в выполнении своих функциональных обязанностей.

От современных российских управленцев требуется знание теории развития государства, проблем научно-технического прогресса и его социальных последствий, глубокое понимание процессов, происходящих в обществе, умение принимать решения на собственном управленческом уровне. Уровень компетентности специалистов государственной и муниципальной службы, обязанных проводить непосредственные преобразования во всех сферах социальной жизни, играет первостепенную роль как в темпах этих преобразований, так и в их направлении. Умение строить управление с учетом человеческого фактора позволяет специалистам государственной и муниципальной службы успешно реагировать на неопределенность и быстро решать многогранные задачи управления.

При этом важно исходить из того, что каждый специалист в области управления обладает способностями к самостоятельному позитивному росту и имеет в этом потребность. Существующие институциональные формы образования должны стать формой творческой самодеятельности обучающегося, выбирающего не только чему учиться, но и как учиться. В конечном итоге непрерывное профессиональное образование должно приводить специалистов в области управления к выработке навыков самообразования. Именно способность к самообразованию в этом изменчивом мире сопровождает государственного и муниципального служащего всю сознательную жизнь, позволяет адаптироваться к новым условиям. В этом свете возникает необходимость осознать принципиальность непрерывного образования, понять его как способ преодоления возникающих социальных и управленческих проблем. На первый план в таком случае выходит не застывший стандарт педагогических вершин в виде професси-ограмм, а самосовершенствующаяся модель личности профессионала.

К настоящему времени система непре-

рывного образования специалистов государственной и муниципальной службы находится в стадии формирования, и такое формирование базируется на положительном мировом и отечественном опыте. Подготовку специалистов, способных работать в органах государственного и муниципального управления, ведут многие вузы России. В эти учебные заведения обращается огромная армия людей самого разного возраста, имеющих разный стаж работы и профессиональный опыт, обладающих различными типами профессиональной культуры и знаний. Все они нуждаются в срочной поддержке и всестороннем внимании со стороны обучающих организаций.

Согласно результатам наших исследований, проведенных авторским коллективом Волго-Вятской академии государственной службы под руководством д.соц.н., профессора В.А. Мальцева, сегодня наблюдается тенденция к осознанию приоритетности непрерывного образования среди государственных и муниципальных служащих. Ощущают потребность в непрерывном образовании более половины респондентов (56,4%), и около половины (48,8%) респондентов отмечают, что перед ними ставятся задачи, решение которых требует дополнительной подготовки. Специалисты и руководители всех уровней осознают реальную пользу полученных знаний после прохождения переподготовки, говорят о собственном интеллектуальном росте. Хорошо просматривается именно внутренняя мотивация респондентов на получение переподготовки.

О том же свидетельствуют разнообразные ответы на открытый вопрос: «Чем вызвана Ваша потребность в дополнительном профессиональном образовании в ближайшие три года?»:

— необходимо постоянное общение на профессиональном уровне;

— это интересно, позволяет профессионально расти;

— интеллектуальный рост;

— стимул в конкуренции на рынке труда;

— необходимо для жизненного опыта;

— новые знания позволяют активизировать и систематизировать труд;

— обмен опытом с коллегами;

— постоянно работаю над собою;

— быть в курсе нового, передового в своей отрасли.

Специалисты, осознавшие необходимость перейти в режим пожизненной учебной активности, рассматриваются в качестве долгосрочных клиентов обучающих организаций. Проведенные исследования показывают, что имеется широкий слой специалистов в социально-профессиональной группе государственных и муниципальных служащих, готовых реально взаимодействовать с открытой системой непрерывного образования. Они воспринимают и осознают не только формаль-но-социализирующую функцию дополнительного профессионального образования, результатами которого являются дипломы и сертификаты, но и самоценность развития таких личностных качеств, как системность мышления, аналитичность, умение работать с людьми, развитие организационных и лидерских способностей.

Как показывают проведенные исследования, в рамках современной концепции непрерывного образования государственных и муниципальных служащих логика взаимоотношений клиента с обучающей организацией меняется. На первый план выдвигаются: индивидуализация обучения; диагностика выявления предшествующего уровня образованности; приоритетность самостоятельной организации обучающимся процесса своего обучения, элективность обучения; многоплановая система выявления личных достижений клиентов как результатов взаимодействия с обучающей организацией, прогнозирование образовательных маршрутов клиента для достижения нового уровня образованности, развитие образовательных потребностей. Непрерывное образование должно быть направлено на развитие у специалистов в области управления навыка самоконтроля мышления во взаимосвязи с собственной деятельностью.

Статья подготовлена в ходе проведения НИР по проблеме «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.