Научная статья на тему 'Влияние неплоскостности элементов на работоспособность тонкостенных металлических конструкций грузоподъемных машин'

Влияние неплоскостности элементов на работоспособность тонкостенных металлических конструкций грузоподъемных машин Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАСТИНА / ЖЕСТКОСТЬ / ИСКРИВЛЕНИЕ / НАПРЯЖЕНИЯ / НЕ ПЛОСКОСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Грачев Алексей Андреевич, Соколов Сергей Алексеевич

Рассмотрено влияние первоначального искривления на жесткость пластин, как в отдельности, так и в составе конструкции. Даны рекомендации по оценке действующих напряжений в неплоских пластинах при действии продольных сил.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nfluence of an initial curvature on ruggedness of plates as separately, and in structure is considered. Recommendations are made according to operating pressure in not flat plates at action of longitudinal forces.

Текст научной работы на тему «Влияние неплоскостности элементов на работоспособность тонкостенных металлических конструкций грузоподъемных машин»

-►

МАШИНОСТРОЕНИЕ

УДК 621.01:539.3

А.А. Грачев, С.А. Соколов

ВЛИЯНИЕ НЕПЛОСКОСТНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

Большинство металлических конструкций грузоподъемных машин — балки, рамы или различные пространственные структуры — сварные тонкостенные листовые конструкции. Эти конструкции образуются из листовых элементов, т. е. пластин, загруженных по кромкам нормальными и касательными напряжениями. Отношение габаритных размеров этих пластин к толщине составляет = 60—200, что позволяет считать такие конструкции тонкостенными. В существующих инженерных методиках расчета листовых конструкций, как аналитических, так и численных, принято считать, что эти пластины — плоские. Однако в реальных конструкциях, изготовленных с применением сварки, в результате тепловых деформаций сварных швов, неточности сборки стыковых соединений и исходной неплоскостности проката пластины оказываются неплоскими. Это приводит к тому, что при продольном нагружении в пластинах возникают поперечные деформации изгиба, меняются продольная жесткость и распределение напряжений по сечению. В нормативных материалах установлены допустимые значения относительной стрелки прогиба пластин, которые составляют [г0/й\ = 0,005 или же [г0/?\ = 5. Однако данное условие в основном возникло из конструктивно-технологических соображений и для обеспечения товарного вида изделия.

Оценивая влияние неплоскостности пластин с позиции обеспечения работоспособности и долговечности конструкции, следует учитывать, что снижение продольной жесткости элемента конструкции приводит к перераспределению напряжений по сечению. При этом

снижаются напряжения в искривленных частях пластины, расположенных вдали от закреплений, и повышаются напряжения в зонах, имеющих большую продольную жесткость. В коробчатых балках, которые служат основным несущим элементом большинства грузоподъемных машин, такими местами являются углы, где стенки соединяются с поясами. В этих же зонах возникают наибольшие нормальные напряжения от сложного изгиба и располагаются сварочные концентраторы от присоединения диафрагм, кронштейнов и пр.

Цель данной работы — разработка методики оценки влияния неплоскостности элементов тонкостенных конструкций на их напряженно-деформированное состояние, а также рекомендаций по учету этого фактора в инженерных расчетах и нормативных материалах.

В качестве модели элемента тонкостенной конструкции принята прямоугольная пластина, кромки которой лежат в одной плоскости (базовая плоскость), а срединная поверхность — пологая с максимальным отклонением от базовой плоскости (рис.1). Пластина шарнирно оперта по контуру и загружена нормальными напряжениями по двум противоположным кромкам. Распределение номинальных напряжений, т. е. вычисленных с применением гипотезы плоских сечений, зададим как

°(у) = °тах (1 "7У/0 , (1)

где сттах — наибольшее сжимающее напряжение на кромке у = 0 (рис.1), у = 1 - а^п/ ^тах — параметр нагружения; стт1п — напряжение на кромке у = й (растягивающие напряжения счи-

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Наука и образование 2-2' 2012

таются отрицательными); й—ширина пластины. Далее рассмотрим процесс деформирования искривленной пластины, считая, что нагруженные сечения остаются плоскими.

Для оценки влияния искривления пластинки на ее погонную жесткость представим ее в виде совокупности единичных полосок, шар-нирно закрепленных по концам и загруженных продольной погонной нагрузкой д(у) = t а(у). Отношение продольной податливости искривленного стержня к продольной податливости прямого стержня вычисляется по формуле [1]

\2

Х = 1 +

(2 + ф) ¿с (У) 4(1 -Ф)2 Р:

= 1 +

3(2 + ф)

(1 -Ф)2

)(у )

(2)

где pъt| 3,5 — радиус инерции сечения единичной полоски; ф = атах/ ас — отношение действующих напряжений к критическим; 1с (у) — стрелка прогиба единичной полоски, расположенной на расстоянии у от кромки. Форма искривления пластины может быть различна и в реальных конструкциях в основном зависит от технологии сварки. Численный анализ показал, что наибольшее снижение продольной жесткости пластины происходит в том случае, когда форма искривления соответствует первой форме потери устойчивости.

Значение критических напряжений для данной модели при С <у< 2 и а = а/й >0,4 вычислим как [1]

аС = к8аСС = к8К8С I й

<ат, МПа, (3)

где

К8 С =

п2Е ;

3(1 V)5

1 + (0,59 + а)-7,8 (1 + С, 42у) + С, 52у3 [ £,;

К =

£5 > 1 — коэффициент защемления, учитывающий условия закрепления пластины по кромкам, для шарнирно опертой пластины £ 5 = 1.

Таким образом, подставляя (3) в формулу (2) и введя некоторые поправки, учитывающие

Рис. 1. Модель неплоской пластины

переменную загруженность пластины по высоте, получим распределение параметра изменения коэффициентов продольной податливости единичных полосок х(у) по высоте пластины:

х(у ) = 1

3(2 + ф)

(1 -ф)2

»(у)

t

л(0.

(4)

В выражении (4) ф вычисляется, как указано выше, но для полосок, расположенных в области сжатия, этой величине присваивается знак «плюс», а в зоне растяжения — «минус». Коэффициент

Л(у ) = С,15 (1,С5-ф)2 —

гС

введен по результатам сравнения расчетных значений коэффициентов погонной податливости пластины, полученных аналитически и методом конечных элементов, для учета взаимосвязи полосок в пластине.

Для описания переменной погонной податливости неплоской пластины можно использо-

у = 2

у = 0

200

400

600

800

Рис. 2. Распределение эквивалентных толщин te (у) = t| х( у) по высоте балки при t = 1С мм и 1С = 2С мм

о

X

шах

У

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Наука и образование 2-2' 2012

вать модель плоской пластины эквивалентной толщины, значение которой вычисляется из условия равенства коэффициентов податливости. При этом эквивалентная толщина вычисляется как 1е(у) = t|х(у). Характер распределения эквивалентных толщин по высоте пластины, загруженной равномерным сжатием и изгибом, показан на рис. 2. Как видно, эквивалентная толщина переменна по высоте пластины, так как зависит от формы ее прогиба и значения действующих напряжений. В области растяжения при нагружении изгибом толщина существенно увеличивается.

Изменение податливости пластины в целом характеризуется отношениями перемещения А хс и угла поворота ©с нагруженной кромки искривленной пластины к перемещению А х 0 и углу поворота ©0 кромки плоской пластины: 5 = Ахс/Ах0 и у = ©с/©о . Примеры расчета показывают, что коэффициент податливости сжатой искривленной пластины при ZQ/t = 0,1—2,0 повышается в 1,5—2,0 раза. Сопоставление результатов аналитических расчетов по выражению (4) с численными расчетами показывает, что погреш-у( у)

ность оценок л5 =- в основном лежит

в интервале ±12 % (рис. 3) и только при z0/t >1 она вырастает до ±18 %.

Используя представленные зависимости, можно получить оценки изменения жесткости и распределения напряжений по сечению коробчатой балки, стенки и пояса, которые имеют

некоторую неплоскостность. Для этого заменим указанные элементы плоскими пластинами эквивалентной толщины, переменной по ширине пластины. Для эквивалентного сечения следует вычислить координаты положения нейтральной оси, эквивалентную площадь и моменты инерции. Распределение нормальных напряжений в таком сечении от действия продольных сил и изгибающих моментов будет подчиняться гипотезе плоских сечений. Напряжения, действующие в балке, состоящей из неплоских листов, вычисляются так:

(У ) = °в (У )у.

Следовательно, равенство ак (у) = <зе (у) будет иметь место только в тех местах, где te = t, т. е. там, где пластины балки не имели искривления. В общем случае это соответствует угловым зонам, узлам соединения поясов со стенками — там получаются повышенные напряжения.

Для проверки полученного решения произведен анализ напряженно-деформированного состояния коробчатых балок. Первая модель М1 имела соотношение габаритных размеров сечения Ь/к = 0,35 и толщину поясных листов tf = 2^ (tw — толщина стенок). Эти соотношения характерны для пролетных балок кранов мостового типа. Вторая модель М2 имела размеры сечения Ь/к = 1,0 и tf = ^ . Такие размеры характерны для стрел портальных кранов, которые подвергаются значительному продоль-

Л0 1 1 | | и и 1

1,25 -ч

1 | 1

1,0 ® $ т * Г Т .и 1

0,75 ] ? п 1 1 и 1

0,50 ----1---1--- 1 ---1- 1 —1

0,25 1 1 1 1 1 1 1 -1 1 1-

0 0,5 1,0 1,5 2,0 z0/f

Рис. 3. Зависимость отношения коэффициентов податливости пластины, вычисленных аналитически и с помощью МКЭ, от относительной стрелки прогиба поясов и стенок

50 1 1 1 1 н 1 1 1 И 1

1,25 1 ! -1—4 1 -ч

| 1 А 1

1,0 1-4- -1 1

0,75 1 1 1 1 1 1 1........ 1 1 1 1 1 п 1

0,50 I 1 1 1 1 -ч 1

0,25 1 1 1 1 1 1 __1 1

0 0,5 1,0 1,5 2,0 z0/f

Рис. 4. Зависимость отношения коэффициентов податливости балок М1 и М2, вычисленных аналитически и с помощью МКЭ, от относительной стрелки прогиба поясов

Машиностроение

Ф 2,0

1,5 1,0 0,5

0

1,0

0,5

0,4

0,8

1,2

1,6

V/

Рис. 5. Графики зависимости отношений максимальных напряжений при сжатии балки типа М2 (а) и изгиба балки типа М1 (б) с неплоскими элементами к напряжениям в той же балке с плоскими элементами (линией показана аналитическая зависимость, точками — результаты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

численного моделирования)

Ф

0

ному сжатию и изгибу в двух плоскостях. Сравнение изменения коэффициента податливости, возникающего от искривления пластин, при расчете по аналитической методике (АапаШ) и по МКЭ (Аърм) представлено на рис. 4

_ Xanalit

На рис. 5 показаны значения от-

ношений максимальных напряжений в угловых узлах балки типа М2 с неплоскими стенками и поясами при сжатии к напряжениям в той же балке с плоскими элементами (ср = ак (0)/атах). Как видно из приведенных графиков, повышение напряжений в углах может достигать двукратного значения.

fem j

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соколов, С. А. Металлические конструкции подъемно-транспортных машин [Текст] / С. А. Соколов.— СПб.: Политехника, 2005.— 423 с.

2. Грачев, А.А. Устойчивость пластин с ребрами [Текст ] / А.А. Грачев, С. А. Соколов //

Научно-технические ведомости СПбГПУ.— 2010.- № 4(110).

3. РД 10-112—6-03. Методические указания по обследованию специальных металлургических кранов [Текст].—М., 2003.

УДК 621.923

Ю.В. Макар

РАСЧЕТ ЧИСЛА РАБОТАЮЩИХ ЗЕРЕН НА ПЛОЩАДКЕ КОНТАКТА АЛМАЗНОГО ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА С ПОВЕРХНОСТЬЮ ЗАГОТОВОК

Главным движением шлифования является вращение режущего инструмента с очень большой окружной скоростью. Чаще всего в качестве шлифовального инструмента используются шлифовальные круги (ШК). Абразивные зерна расположены в круге закономерно и удер-

живаются связующим материалом. Каждое абразивное зерно работает как зуб фрезы, снимая стружку.

Процесс резания каждым зерном осуществляется за микросекунды. Обработанная поверхность представляет собой совокупность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.