Научная статья на тему 'Влияние неоднородности физико-механических свойств материалов колец на виброактивность шарикоподшипников'

Влияние неоднородности физико-механических свойств материалов колец на виброактивность шарикоподшипников Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
78
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИБРАЦИЯ / VIBRATION / ПОДШИПНИК / НЕОДНОРОДНОСТЬ / INHOMOGENEITY / BALL BEARING

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Голубков Виктор Александрович, Голубков Александр Викторович

Проанализированы спектральные характеристики сил, вызывающих вибрацию шарикоподшипника, связанную с дефектами его элементов, а также неоднородностью физико-механических свойств материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF INHOMOGENIETY IN PHYSICAL-MECHANICAL PROPERTIES OF RING MATERIALS ON BALL BEARING VIBROACTIVITY

An analysis is performed of spectral characteristic of forces responsible for ball bearing vibration due to defects of its elements and inhomogeniety in physical-mechanical properties of materials.

Текст научной работы на тему «Влияние неоднородности физико-механических свойств материалов колец на виброактивность шарикоподшипников»

УДК 621.833 : 628.517.2

В. А. Голубков, А. В. Голубков

ВЛИЯНИЕ НЕОДНОРОДНОСТИ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ КОЛЕЦ НА ВИБРОАКТИВНОСТЬ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ

Проанализированы спектральные характеристики сил, вызывающих вибрацию шарикоподшипника, связанную с дефектами его элементов, а также неоднородностью физико-механических свойств материала.

Ключевые слова: вибрация, подшипник, неоднородность.

Экспериментальные исследования показывают, что упругие свойства элементов шарикоподшипника зависят не только от их дефектов, радиусов кривизны, материала, но также в значительной степени определяются неоднородностью структуры материала. Влияние неоднородности на возникновение сил, вызывающих вибрацию, и предстоит проанализировать.

Для анализа упругих свойств материала колец по дну желоба были выбраны подшипники марки 180605. Для того чтобы определить, с каким шагом целесообразно измерять конструктивные параметры колец по дну желоба колец, необходимо оценить геометрические размеры пятна контакта шарика с кольцами [1]. Габаритные размеры подшипника следующие: внутренний диаметр подшипника ё = 25 мм, наружный диаметр Б = 62 мм, ширина В = = 24 мм, диаметр шарика ё0 = 11,509 мм, число шариков т = 7.

Внутренние размеры подшипника:

— радиус поперечного профиля дорожек качения колец г = 0,515 ^ = 5,927 мм;

— наименьшая толщина колец по желобу И = 0,5 ^~~~-ё0 ^ = 3,496 мм;

— радиус наименьшей окружности дорожки качения внутреннего кольца и наибольшей окружности наружного кольца Я = ё/2 + И = 15,9955 и ^ = Б/2 - И = 27,5045 мм соответственно.

Величина усилия, приходящегося на наиболее нагруженный шарик при воздействии статической нагрузки Q = 84 Н, определяется по следующей формуле:

Р0 = 5Q / т = 60 Н.

Упругая постоянная соприкасающихся тел в случае, если модуль упругости стали

3 2

Е = 212-10 Н/мм , а коэффициент Пуассона ц = 0,3:

П = 2(1-|д)/Е = 8,585-10-6 мм2/Н.

Учитывая главные кривизны соприкасающихся тел (шарика с кольцами) р* и геометрический параметр т* этих тел при начальном угле контакта 00= 15,642°

Р* =— + (-1)*-—^---, Р1 = 0,144, р2 = 0,239,

9 ё0 Я* + (-1)*г (1 - сов Р0) г

4 , ( пд_ с°Э р0 1

К* +

сов в0 . 1

(-1)*--+-

Я* + (-1)*г (1 - сов Р0) г

т* =---0-, т1 = 0,9283, т2 = 0,9705,

Р*

42

В. А. Голубков, А. В. Голубков

по таблице [2] находим значения вспомогательных коэффициентов па=3,55 и пу= 0,428 для наружного кольца (#=1), используя которые, рассчитываем размеры полуосей эллипса площадки контакта наиболее нагруженного шарика с наружным кольцом

а = па 3Г П Р<0 = 0,622 мм,

Ь = пь 3рЛА = 0,075 мм.

2 Р1 \ 2 Р2

Таким же образом определяется размер площадки контакта того же шарика с внутренним кольцом при па=4,38, пЬ= 0,384: а = 0,65, Ь = 0,057 мм.

Принимая во внимание геометрические размеры колец и площадок контакта, для определения упругих свойств колец целесообразно на наружном кольце делать не более 2300 замеров по дну желоба беговой дорожки, а на внутреннем — не более 1700.

Оценка упругих свойств колец основана на измерении перемещения шарика при изменении нагрузки на величину АР. Это перемещение пропорционально деформации в точках контакта кольца с шариком. Нагрузки Р0 и АР выбирались исходя из известных действующих нагрузок.

На рис. 1 представлена конструкция прибора для анализа физико-механических свойств колец шарикоподшипников (а — внутреннего кольца; б — наружного): 1 — оправка, 2 — кольцо, 3 — шайба, 4 — гайка, 5 — шарик, 6 — рычаг, 7 — измеритель перемещения.

а)

б)

//{¿и/

Р0

чЧ //// Г/ 7 / У),

Л*?

////

жшхш

Рис. 1

Согласно теории Герца—Беляева, силу упругости, действующую со стороны /-го шарика на ф-е кольцо, можно представить следующим образом:

= КчЬ%2е(ЬЧ1),

где Ьф — деформация /-го шарика в контакте с ф-м кольцом; — конструктивный коэффициент.

В эксперименте использовались кольца наружные и внутренние шарикоподшипников типа 180605, изготовленных по технологии общего потока.

Измерения приращений деформаций Аб^ проводились в 256 точках, равномерно распределенных по окружности беговых дорожек при изменении нагрузки Р0 на величину АР . Деформация в каждой точке контакта определялась путем осреднения многократных измерений при приложении и снятии нагрузки АР . Погрешность измерений перемещений шарика составила 0,01 мкм.

Конструктивный параметр кольца рассчитывался по формуле

К = АР

7

1

2

3

1

Результаты расчета по измеренным данным для наружного кольца представлены на рис. 2 (п — номер точки измерения). Видно, что значения К в зависимости от точки на беговой дорожке кольца изменяются в широком диапазоне. Амплитуды гармоник спектрального разложения отклонений конструктивного параметра К от его среднего значения для наружного кольца представлены на рис. 3 (Ы — номер гармоники).

К, 105 Н/мм3/2

128

256 n

Рис. 2

K, 105 Н/мм3/2

0,3

0,2

0,1

к

50

Рис. 3

100

128 N

Дополнительные спектральные составляющие вынуждающих сил, обусловленные технологическими погрешностями изготовления и сборки шарикоподшипников, с учетом неоднородности физико-механических свойств материала имеют широкий диапазон, они представлены в работе [3].

Анализ показывает, что неоднородность физико-механических свойств материала подшипника в значительной степени влияет на его виброактивность. Учет фактора неоднородности материала элементов подшипника позволяет объяснить многие спектральные составляющие вибрации, которые до сих пор не находили своего подтверждения, и более точно оценивать ресурс работы электромеханических устройств, в состав которых входят шарикоподшипники.

5

0

0

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приборные шариковые подшипники. Справочник / Л. К. Волков, Г. А. Веркович, В. А. Голубков и др. М.: Машиностроение, 1981. 351 с.

2. Эльперин А. И. и др. Диагностирование динамики систем трения. СПб: Наука, 1998. 142 с.

3. Ефимов А. А., Голубков В. А., Голубков А. В. Гармонический анализ сил, вынуждающих вибрацию в опорах качения // Сб. докл. „Завалишинские чтения". СПб: ГУАП, 2007. С. 51—54.

Виктор Александрович Голубков

Александр Викторович Голубков

Сведения об авторах

канд. техн. наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра электротехники и технической диагностики; E-mail: [email protected]

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра электротехники и технической диагностики; ассистент; E-mail: [email protected]

Рекомендована кафедрой электротехники и технической диагностики

Поступила в редакцию 29.12.09 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.