21. Там же. С. 164.
22. Там же. С. 165.
23. Там же. С. 177.
24. Там же. С. 182.
25. Анго М. Указ. соч. С. 360.
Notes
1. Renu L. Hinduism. Moscow, 2006. P. 5.
2. Albedil M.F. Hinduism. The main religion of India. St. Petersburg, 2006. Р. 5.
3. Ibid. P.14.
4. Ango M. Classical India. Moscow, 2007. Р. 137.
5. Ibid. P. 207.
6. Ibid. P. 57.
7. Basham A. Civilization of Ancient India. Ekaterinburg, 2007. P. 313.
8. Ibid. P. 315.
9. Ango M. Classical India. Moscow, 2007. Р. 364.
10. Ibid. P. 365.
11. Ibid. P. 61.
12. Renu L. Hinduism. Moscow, 2006. P. 72-74.
13. Ibid. P. 76.
14. Basham A. Civilization of Ancient India. Ekaterinburg, 2007. P.284.
15. Ango M. Classical India. Moscow, 2007. Р. 265.
16. Basham A. Civilization of Ancient India. Ekaterinburg, 2007. P. 159, 163, 173.
17. Ango M. Classical India. Moscow, 2007. Р. 359.
18. Ibid. P. 164.
19. Ibid. P. 177.
20. Ibid. P. 360.
21. Basham A. Civilization of Ancient India. Ekaterinburg, 2007. P. 280.
22. Ango M. Classical India. Moscow, 2007. Р. 27.
23. Lal D. Unintended Consequences. The impact of Factor Endowments, Culture and Politics in Long Run Economic Perfomance. Moscow, 2007. P. 48.
24. Bongard-Levin G.M. Ancient India. History and culture. St. Petersburg, 2001. P. 141.
25. Antonov K.A., Bongard-Levin G.M., Kotovskij G.G. History of India (short survey). Moscow, 1973. P.167-168.
УДК 316.33
Н. Н. Равочкин
Влияние немецкой классической философии на формирование идеологии марксизма
Немецкая классическая философия - отправная точка обоснования осознания противоположности организации общества, основанного на традиционной законности и политической организации, базирующегося на единстве права и нравственности. Этот период в социальной философии очень значим в силу его масштабности и объёма проблематики, который он затрагивает. Мы остановимся лишь на факторе влияния отдельных представителей этого временного отрезка - на идеологии марксизма. Таким образом, в представленной статье происходит социально-философский анализ влияния представителей «философского чуда», а именно - немецкой классической философии, на морфогенез марксистских идеологических взглядов.
German classical philosophy is the starting point of social organization opposition justification awareness which is based on the traditional laws and political organization, located on the unity of law and morality. This social philosophy period is very significant, because of its scale and scope of issues that it touches on. We will focus on the individual influence factors of representatives of this time period - on the Marxist ideology. Thus, in this article socio-philosophical analysis of the influence of the representatives of "philosophical miracle" - exactly, the German classical philosophy, morphogenesis Marxist ideological views, is undertaken.
Ключевые слова: идеология, немецкая классическая философия, Марксизм, Маркс, Энгельс, Кант, Гегель, Фейербах, общество.
Keywords: ideology, German classical philosophy, Marxism, Marx, Engels, Kant, Hegel, Feuerbach, society.
© Равочкин Н. Н., 2015 28
Впервые термин «идеология» был введён в употребление французским мыслителем XVIII в. Антуаном Дестютом де Траси. Так он называл новую науку об идеях. Позже это понятие не только закрепилось, но и стало массово использоваться, причём, как известно, его значение всё более уточнялось. Полностью развернутую рабочую концепцию идеологии дали младогегельянцы Карл Маркс и Фридрих Энгельс в работе «Немецкая идеология». При этом следует помнить о том, что здесь идёт речь о классической марксистской политической идеологии, рассматриваемой как часть классического марксизма, наряду с другими его составляющими - экономическими или правовыми.
Понятие «идеология», и в этом легко убедиться, неоднозначное и многосложное. В данной работе под идеологией мы будем понимать систему утопических и научных взглядов и идей, в которых осознаётся и оценивается отношение различных социальных групп, классов, общностей и индивидов к окружающей действительности во всех её проявлениях.
Но марксизм представляет собой политическую идеологию, которой соответствует такая формулировка: «система утопических и научных взглядов и идей, которая отражает и обслуживает политические (и, прежде всего, властные) интересы определенных социальных групп, классов, общностей, и в соответствии с этим оценивает, предлагает и реализует те или иные способы решения общественно-политических проблем» [1].
Если говорить о политических идеологиях, то можно отметить присутствие двух аспектов. Первый - мировоззренческий, второй, в свою очередь, состоящий из утопической и научной точек зрения, ориентирован на предметно-практическую деятельность. Именно второй аспект имеет место в идеологии классического марксизма. Постоянное уточнение «классический» необходимо, потому что уже в 1870-х гг. Маркс перестал соотносить себя с марксизмом как таковым. Он так прямо и утверждал: «Не вызывает сомнений то, что я не марксист» [2].
Основная мысль, которую Маркс развивает, - это историческая миссия пролетариата. В своём стремлении создать бесклассовое общество Маркс видел в пролетариате ту силу, которая должна возглавить освободительное движение. Это приведёт к социалистической революции, установлению диктатуры пролетариата, т. е. создаст необходимые условия для построения социализма. В идеале в качестве бесклассового общества рассматривался Марксом коммунистический путь развития, причём в рамках мировой революции. Эксплуатации и угнетения не будет, равно как и частной собственности, а социалистический лозунг «от каждого по способностям -каждому по труду» перейдёт в коммунистический: «от каждого по способностям - каждому по потребностям». Так произойдёт социальное освобождение. Продолженное и развитое марксистское учение, как писали в советские времена, «научно отразило историческую необходимость социалистического преобразования общественных отношений, предпосылки которого лишь начинали складываться в эпоху Маркса и Энгельса» [3].
Рассматривая возможные пересечения и влияния немецкой классической философии и марксизма, следует упомянуть о том, что «докритический» Кант, будучи крупным учёным: астрономом, физиком, географом, - разрабатывал естественнонаучные идеи. Ему принадлежит первенство в объяснении зависимости приливов и отливов от положения Луны, кроме того, именно он обосновал научную гипотезу о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности как один из возможных вариантов происхождения Вселенной. Конечно, его естественнонаучные изыскания очень высоко были оценены Карлом Марксом и его соратником и соавтором Энгельсом. Но и философские идеи Канта не прошли мимо Маркса, скажем больше, имя Иммануила Канта в сочинениях упоминается более восьмидесяти раз [4].
Для того чтобы критиковать текст, нужно, как минимум, его прочитать. У Маркса много «претензий» к Канту, который, по мнению первого, «не деятелен», его нельзя «применить» к практике. Но при внимательном прочтении Канта и Маркса можно заметить, что сущность человеческой деятельности у одного называется «родовой сущностью человека» [5], а у другого -«трансцендентальным субъектом» [6]. Понятно, что это не тождества, но они очень близки по категориальным установкам и связаны с понятием «социальность».
На социально-политические взгляды Маркса Кант оказал некоторое влияние. Но начинать рассмотрение социальной проблематики надо с этических позиций. Для Канта понимание основополагающих нравственных правил, которые являются регуляторами отношения человека с человеком, было весьма значимо. Философ-идеалист образно аккумулировал собственные философские взгляды, концентрируясь на небезызвестных «двух вещах», о которых он говорил в одной из своих «Критик»: «Две вещи наполняют душу новым и всё более сильным благоговением, -чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [7].
По мнению Маркса, Кант не был практиком, однако это не мешало ему развивать и политико-социальную сферу, он считал, что правовая база - это основная часть жизни хорошего гражда-
нина, после внутреннего нравственного закона, называемого кантовским «категорическим императивом».
Нельзя сказать, чтобы И. Кант придерживался исключительно республиканских позиций, для него ограниченная власть монарха была предпочтительней, но руководствоваться глава государства должен общей волей граждан, а её, наиболее адекватно, выражают философы. Исходя из этого можно сказать, что социально-философские идеи Канта не так далеки от практики, как казалось Марксу. Только, в отличие от последнего, Кант не считал невозможным прогнозировать будущее.
Но этика Канта не совпадает с этикой марксизма как такового уже потому, что для Канта неприемлема сама мысль о бесклассовом обществе, тогда как марксизм последовательно обосновывает эту тему. Что тогда связывает этику марксизма и этику Канта? Единственным возможным этическим обоснованием общности является кантовская идея самоцельности человеческой личности как сущностной стороны проблемы. Это - центральная идея. Тем более что она связана с практическим применением к общественной жизни, а значит лежит в сфере этики, т. е. поведенческой нормативности. Об этом писал ещё Карл Форлендер в начале ХХ в. в работе «Кант и Маркс» [8].
Если связь марксизма с Кантом достаточно условна, то Маркс, учась в Берлинском университете 1840-х гг., не мог не попасть под обаяние гегелевской философии, ибо тот давно уже был «властителем дум» не одного поколения студентов. О том, что влияние было оказано непосредственное, сразу говорит факт стилизации. Некоторые из своих произведений ранний Карл Маркс писал «под Гегеля», подражая особенностям его письма [9]. Отметим, что сам Маркс называл себя «учеником Гегеля», однако вряд ли имеет смысл воспринимать данное утверждение буквально, но то, что и Маркс и Энгельс были младогегельянцами - факт, только они пошли дальше в своих философских изысканиях.
Во-первых, диалектика Маркса вторична по отношению к диалектике Гегеля, более того, можно сказать, что у Маркса «преображённая» гегелевская диалектика. Ещё более явно влияние Гегеля прослеживается в идее эволюционизма, которую Маркс не только воспринял и усвоил, но и применил в отношении к общественному развитию [10].
Любопытным расхождением Гегеля и Маркса было отношение к сознанию, отсюда и особенности марксистской идеологии. Не сознание определяет бытие, как по Гегелю [11], но бытие определяет сознание, по Марксу, если понимать под бытием социальные условия жизни человека.
Если о Канте и Гегеле Маркс упоминал достаточно часто, то об Иоанне Готлибе Фихте он «вспомнил» единожды, хотя у них было немало общих моментов. И сразу следует остановиться на категории «деятельность». Если для Фихте деятельность представляла собой основу человеческого бытия, то, согласно Марксу, деятельность является существенной и базовой особенностью человека. Фихте полагает деятельность исходным пунктом, равно как и действия, так и философствования, что плавно перетекает в действенное «я».
Маркс в работе «Экономическо-философские рукописи» определяет человека как «самоустремлённое существо». В отличие от животных человек отделяет себя от собственной деятельности, например, при помощи орудий труда или в реализации произведенных предметов. Происходит процедура «деятельность деятельности». У Фихте также раскрыта подобная схема, но в ином контексте: «Я» мыслящее, которое мыслит о «Я» мыслящем.
В начале и Фихте, и Маркс исходили из самоустремлённости человеческого существа. По Фихте «Я» полагает «Я», т. е. индивид самоопределяется. Это являлось общей исходной точкой, затем их видение расходится. Фихте уверен, что «Я» полагает себя только единожды, «Я» не меняется, что говорит об отсутствии у него саморазвития. Марксово видение иное. Человек не только часть природы, он - часть истории, в ней он развивается, тем самым себя меняет в соответствии с формированием новых и разнообразных потребностей.
Особенно следует отметить, что столь широко используемый Марксом термин «отчуждение» он заимствовал и у Фихте, и у Гегеля, и у Фейербаха, придав ему несколько иное значение. Если у Гегеля отчуждением является свойство Абсолютного Духа, то у Фейербаха - это свойство духа человеческого. У Фихте «противостоящая природа в качестве «не-Я» эмпирически определяет конечное «я», следовательно, самосознание-свобода вступает в противоречие с природной необходимостью, дух - с телом, возникает внутренний конфликт личности» [12]. Наличие в философии Фихте «я» и «Я» определяет задачу отождествления человека с Богом.
Марксистская теория отчуждения экстраполируется в экономико-политическую и социальную сферы. Отчуждение рассматривается как потеря смысла в процессе труда, продукте труда, кризис личности и отчуждение людей друг от друга [13].
Несмотря на существенную критику Марксом и Энгельсом Л. Фейербаха [14], Маркс отдавал должное антропологической составляющей его учения. Маркс был согласен с Фейербахом в том, что человек должен являться основным предметом философии, всё остальное - вторично. Идеи 30
являются продуктом сознания человека, поэтому и Бог в их интерпретации являлся плодом человеческого воображения.
В качестве резюме скажем, что немецкая классическая философия серьёзно повлияла на Маркса и на классический марксизм. Из всех вышеуказанных представителей наибольшим уровнем влияния обладали Гегель и Фейербах. Что касается Канта, то его реальное воздействие на Маркса сомнительно, поскольку Маркс не решал вопросы, предложенные им, а обошел их. От Фихте же Маркс получил видение социального аспекта своих философствований.
Примечания
1. Евдокимов Н. А. Классическая марксистская идеология: Либеральные аспекты: дис. ... канд. полит. наук. Уфа: БашГУ, 2001.
2. Бузгалин А. В., Линке П. СССР. Незавершенный проект. М.: Ленанд, 2013.
3. Иовчук М. Т., Ойзерман Т. И., Щипаное И. Я. Краткий очерк истории философии. М.: Мысль, 1971.
4. Луговой С. В. Влияние кантовской философии на становление марксистской концепции практики // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 12. С. 100-108.
5. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. М.: Изд-во полит. лит., 1989.
6. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2014.
7. Кант И. Критика практического разума. М.: Либроком, 2014.
8. Vorländer K. Kant Und Marx. Ein Beitrag Zur Philosophie des Sozialismus. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1926.
9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академ. проект, 2010.
10. Вейль Э. Гегель и государство. М.: Владимир Даль, 2009.
11. Валь Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля. М.: Владимир Даль, 2006.
12. Тузов М. Л., Левинсон М. Ф. Фихте: присвоение отчуждённого. URL: http://libweb.kpfu.ru/z3950/ hil/684807/005-008.pdf
13. Маркс К. Указ. соч.
14. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М.: КомКнига, 2010.
Notes
1. Evdokimov N. A. Klassicheskaya marksistskaya ideologiya: Liberal'nye aspekty: dis. ... kand. polit. nauk [Classical Marxist ideology: Liberal issues: dis. ... Cand. Political Sciences]. Ufa: Bashkir State University. 2001.
2. Buzgalin A.V., Linke P. SSSR. Nezavershennyj proekt [USSR. Unfinished project]. Moscow. Lenand. 2013.
3. Iovchuk M. T., Oizermann T. I., Shipunov I. Kratkij ocherk istorii filosofii [Brief sketch of the history of philosophy]. M. Mysl'. 1971.
4. Lugovoj S. V. Vliyanie kantovskoj filosofii na stanovlenie marksistskoj koncepcii praktiki [Influence of Kantian philosophy on the development of the Marxist concept of practice] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta - Herald of Baltic Federal University n.a. I. Kant]. 2011, Vol. 12, pp. 100-108.
5. Engels F. Lyudvig Fejerbah i konec nemeckoj klassicheskoj filosofii [Ludwig Feuerbach and the end of German classical philosophy]. M. Publ. of polit. lit. 1989.
6. Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of pure reason]. M. Eksmo. 2014.
7. Kant I. Kritika prakticheskogo razuma [Critique of practical reason]. M. Librokom. 2014.
8. Vorländer K. Kant Und Marx. Ein Beitrag Zur Philosophie des Sozialismus. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1926.
9. Marx K. EHkonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda i drugie rannie filosofskie raboty [Economic and philosophical manuscripts of 1844 and other early philosophical work]. M. Acad. Project. 2010.
10. E. Weil Gegel' i gosudarstvo [Hegel and the state]. M. Vladimir Dahl. 2009.
11. Val J. eschastnoe soznanie v filosofii Gegelya [Unhappy consciousness in Hegel's philosophy]. M. Vladimir Dahl. 2006.
12. Tuzov M. L., Levison M. F. Fihte: prisvoenie otchuzhdyonnogo [Fichte: assignment of alienated]. Available at: http://libweb.kpfu.ru/z3950/phil/0684807/005-008.pdf
13. Marx K. Op. Cit.
14. K. Marx, F. Engels Fejerbah. Protivopolozhnost' materialisticheskogo i idealisticheskogo vozzrenij [Feuerbach. The opposite of materialistic and idealistic views]. M. Komkniga. 2010.