3. Толмачев М.Н. Построение обобщающих показателей с учетом динамического фактора // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 2.
4. URL: http://www.minregion.ru/moni-toring-evaluation?locale=en
3. Tolmachev M.N. (2010) Postroyeniye obobshchayushchikh pokazateley s uchetom din-amicheskogo faktora [Building a system of general indicators taking into account the dynamic factor] // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. № 2.
4. URL: http://www.minregion.ru/monitor-ing-evaluation?locale=en
УДК 336.221
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРИЧИНА РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
IMPACT OF THE TAX BURDEN ON THE FINANCIAL STATE OF BUSINESS ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A REASON FOR GROWING SHADOW ECONOMY
Простоквашин Сергей Викторович
Prostokvashin Sergey Viktorovich
аспирант кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
postgraduate student of the department of taxes and taxation, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
e-mail: [email protected]
Настоящая статья посвящена исследованию проблематики влияния налоговой нагрузки на предприятия Российской Федерации и, как следствие, оттока капитала из страны. Своевременное выявление слабых сторон системы налогообложения РФ, в частности неравномерной налоговой нагрузки, позволяет решить проблему с минимизацией развития и устранения теневого сектора экономики. Правильное перераспределение налоговой нагрузки различных секторов экономики является наиболее актуальным вопросом в настоящее время.
Ключевые слова: налогообложение, налоговая нагрузка, теневой сектор экономики.
Достижение финансовой стабилизации экономики и устойчивости денежного обращения страны предполагает реализацию двух взаимосвязанных задач: оздоровление финан-
The paper studies the impact of the tax burden on enterprises in the Russian Federation and how it leads to the outflow of capital from the country. The author states that timely detection of weaknesses in the taxation system of the Russian Federation, especially uneven tax treatment, can help solve the problem of minimizing and eliminating shadow economy. The paper argues that proper redistribution of the tax burden among different sectors of the economy is the most pressing issue at the moment.
Keywords: taxation, tax burden, shadow sector of the economy.
сов предприятий и стабилизации общеэкономической ситуации, а также денежного обращения в целом.
Текущее состояние развития российской экономики характеризуется тенденциями роста качественных и количественных параметров бизнеса, он становится все более сложным организмом, который нуждается в структурированной форме управления финансовыми отношениями для обработки возвращающегося потока информации. Поэтому организациям необходима выработанная финансовая политика, так как именно она вносит прямой вклад в прибыльность предприятия.
Финансовая политика организации должна разрабатываться с учетом экономических реалий на долгосрочную перспективу. Однако компании в ходе планирования текущей деятельности кроме множества финансово-экономических проблем вынуждены сталкиваться с такими проблемами, как налоги.
Для бизнеса налоги представляют как одну из первоочередных издержек предпринимателей, так и фактор, который сокращает конечный результат деятельности хозяйствующих субъектов - прибыль.
Соответственно, на протяжении всей истории человечества государство в лице своих фискальных органов стремится увеличить нагрузку на юридических лиц, по возможности большим количеством налогов и наибольшими налоговыми ставками, используя при этом как законные, так и незаконные пути уклонения от налогового бремени, стремятся минимизировать свои налоговые платежи.
Уклонение от уплаты налогов и занижение размеров доходов в сфере предпринимательства стали повсеместно основными проблемами в деятельности налоговой инспекции.
Прежде всего, это ставки налогообложения. В текущей экономической ситуации ставки определенно завышены. Это объясняется тем, что при их определении в расчет не принимались возможности производственной базы. Ставки налогов определялись и устанавливались близкими к действовавшим в других странах, но при этом не принималось во внимание социально-экономическое состояние этих стран, в особенности уровень жизни населения. Поэтому подобные ставки, вполне приемлемые и исправно выполняющие свои функции в обществе с высоким уровнем благосостояния, у нас не соответствуют налогооблагаемой базе.
В современных реалиях отношение общества к проблеме уплаты налогов неоднозначно. С одной стороны, налоги являются основным источник доходов государства и бюджетных поступлений, с другой - существует мнение в обществе, что государство намеренно завыша-
ет налоговые ставки, тем самым уменьшая доходы своих граждан.
В цивилизованном государстве политика налогообложения должна оптимально сочетать обе правовые системы - юридическую, которая обязана защищать общественные интересы, и систему обычного права, соответствующую частному интересу субъекта рынка.
В современных условиях наметившийся в России экономический рост приводит к активизации не только легального, но и нелегального, теневого бизнеса, который, безусловно, создает благоприятные условия для увеличения его оборота. Зачастую теневая экономика развивается более быстрыми темпами, чем официальная, а ущерб, наносимый государству, оценивается десятками миллиардов рублей ежегодно.
С экономической точки зрения теневая экономика возникает вследствие неразвитости рыночных отношений, низкого уровня правовой и налоговой культуры. Это деятельность субъектов, незарегистрированных в качестве налогоплательщиков или в качестве юридического лица в сферах хозяйственной деятельности, не запрещенной действующим законодательством, с использованием нелегальной занятости с целью полного сокрытия всех видов доходов от налогообложения.
Теневая составляющая на всех отраслях экономики отражается по-разному. Независимо от того, на чем зарабатывают люди, всем им нужны товары и услуги. Получая зарплату в конверте, можно обмануть государство на некоторую долю взимаемых им налогов, но в конечном итоге эти дополнительные деньги поступят в реальную экономику. Несмотря на широко распространенное мнение, что крупная теневая экономика отрицательно сказывается на оценке акций, компании, ориентирующиеся на внутренний рынок, на самом деле извлекают выгоду из наличия в системе дополнительных финансовых средств. Поэтому неудивительно, что многие предприятия розничной торговли, работающие на развивающихся рынках, переживают бум, что ведет к резкому росту цен на их акции.
Компании могут не только извлекать пользу из такой ситуации, но и поддерживать на высоком уровне корпоративное управление в таких условиях. В то время как компании-экспортеры часто зависят от политических связей, находятся в государственной собственности или являются объектом жесткого регулирования, компании, удовлетворяющие внутренний спрос, меньше подвержены этим рискам, а потому часто обладают сильным кор-
Информационная безопасность регионов. 2014. № 4(17)
поративным управлением и привлекательными моделями роста.
Мировая практика показывает, что, если теневой капитал составляет более 30% ВВП, это является прямой угрозой экономической безопасности государства и реальной возможностью криминализации власти (пороговый показатель - 40-50% ВВП).
В зависимости от условий той или иной страны объемы теневой экономики существенно отличаются. Так, доля теневой экономики в Германии составляет 13,7% ВВП, США - 10%, Италия - 21,2%. В России этот показатель официальной статистикой оценивается в 20-25%, а независимые эксперты называют цифры 4550% ВВП. Все эти оценки очень условные, теневую экономику можно определить, но достаточно сложно измерить, так как часть информации скрывается, утаивается, а другая часть является конфиденциальной.
По данным Всемирного банка, российская теневая экономика в 3,5 раза больше, чем у других стран «Большой семерки». Кроме того, объемы теневой экономики и незаконные денежные потоки динамично растут на протяжении 18 лет, чему способствуют низкая эффективность политического управления и широко распространенное уклонение от уплаты налогов. Все это подрывает экономическую и политическую стабильность в стране.
Российская экономика потеряла, по меньшей мере, 211,5 млрд долл. из-за нелегального оттока капитала с 1994 по 2011 год. Этот отток связан с доходами от преступлений, коррупции и уклонения от уплаты налогов и имеет негативные последствия для экономики России. 63,8% этого незаконного оттока, примерно 135 млрд долл., утекли из России из-за неучтенных переводов. Кроме того, незаконный приток за этот период составил 552,9 млрд долл., в основном из-за отмывания денег за счет торговли. По оценкам доклада, объем теневой экономики в России, которая включает в себя, среди прочего, контрабанду наркотиков, торговлю оружием и торговлю людьми, составил 46% от ВВП за период исследования. Незаконный приток и отток стимулируют теневую экономику, которая в итоге приводит к росту незаконного оттока и притока. Россия за 17 лет потеряла 782,5 млрд долл. В то же время отмечается, что при таком расчете могут учитываться и легальные, но сомнительные операции. Основным фактором оттока капитала 0Р1 называет цену на нефть. Из доклада также следует, что Кипр с ВВП всего в 24 млрд долл. является одновременно крупнейшим источником и «направлением» российских прямых иностранных инвестиций в 2012-2013 гг.
Только за 2013 г. Кипр направил в Россию 139,6 млрд долл., что более чем в 5 раз превышает ВВП Кипра. Кар отмечает, что приведенные данные по иностранным инвестициям «просто отражают оборот предварительно незаконных депозитов из России на Кипр», что делает Кипр основной машиной по отмыванию денег для России [2].
Основной причиной для создания и развития теневого сектора экономики является величина налоговой нагрузки на предприятии. Предприятия уходят в теневой сектор экономики, чтобы не платить налоги.
Вместе с тем, если оценивать этот показатель, соотнося с уровнем цен, платежеспособным спросом, величиной других неналоговых поступлений, кризисом неплатежей, катастрофической нехваткой оборотных средств, то такой уровень оказывается очень высоким. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% лишает предприятия стимула к ведению бизнеса вообще и к легальному развитию производства в частности.
Проблема тяжести налоговой нагрузки волнует различных агентов хозяйственной деятельности:
- государство - как субъект управления хозяйственной деятельностью на своей территории и перераспределения доходов от нее (в виде налогов) в пользу прочих элементов государственной и социальной жизнедеятельности;
- организации и предприятия - как объекты управляющего воздействия государства и субъекты собственной предпринимательской деятельности, обеспечивающие формирование источника предпринимательского дохода и соответственно налогооблагаемой базы;
- работников - как участников предпринимательской деятельности, обеспечивающих для себя средства существования и развития и являющихся участниками государственной жизни [3].
Каждого из вышеперечисленных субъектов вопросы налогообложения волнуют со своей точки зрения, поэтому различны и потенциальные альтернативы по отношению к действующей налоговой системе. Государство сравнивает тяжесть налогового бремени, существующего в России, с налоговым бременем в других странах; население сравнивает доходность своего труда (оценку своих навыков, умений и интеллекта) с оценкой аналогичного труда в других компаниях или в условиях «теневой» занятости, или, в крайнем случае, - за рубежом. Для предприятий - хозяйствующих субъектов наиболее альтернативной пока является «теневой» (серый) бизнес в форме «не-
учтенного» дохода / затрат или «оффшорного» бизнеса.
При этом степень «посильности» текущего налогового бремени предприятий разными экспертами оценивается по-разному.
С одной стороны, почти все эксперты, которые занимаются оценкой инвестиционного климата государства, считают, что налогообложение реального сектора экономики чересчур обременительно. Оно угнетающе действует на производителя, который может работать без убытка, как правило, только в условиях сокрытия своих доходов от налогового учета.
По существующим оценкам, суммарные налоги, взимаемые с работников как физических лиц и с предприятия как юридического лица, достигают 70-75% от заработанных сумм. По другим расчетам налоговое бремя российского производителя еще тяжелее.
Высказываются, впрочем, и мнения, что налоги не так уж обременительны. Как правило, они основаны на использовании показателей налоговой нагрузки как доли в ВВП.
Все приведенные мнения по-своему верны. Для решения вопроса совмещения правоты в рамках единого концептуального подхода к построению налоговой системы государства необходимо выразить налоговую нагрузку в количественном выражении по отношению к некоторому интегральному показателю. Кроме того, фактором, способным увязать правоту этих противоположных друг другу точек зрения, может быть подход, при котором оценивается справедливость налогового бремени хозяйствующих субъектов. Здесь можно выделить «внешнюю» и «внутреннюю» справедливость.
«Внешняя» справедливость - это справедливость государства, субъекта, который непосредственно оказывает прямое влияние на предпринимательство; критерии такой справедливости лежат в области сравнения налогового бремени с аналогичным в сравнимых по базовым экономическим критериям странах и получения желаемых экономических результатов хозяйствования в управляемой экономике.
«Внутренняя» справедливость - это создание равнозначных условий налогообложения и развития для предприятий с различной экономической структурой расходов.
Все это неизбежно приводит к тому, что получают распространение различные изощренные способы уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей. Например, в настоящее время в России типичными являются следующие способы:
- умышленный, неправильный менеджмент, преследуемая цель - снижение доходности и намеренное сокрытие объектов налогообложения;
- приобретение продукции (товаров и услуг) по завышенной цене у своих же поставщиков, цель - уклонение от уплаты налогов; - реализация товара без уплаты акцизного сбора;
- проведение операций по реализации товаров, работ и услуг без отображения полученного дохода в налоговом учете; их цель - сокрытие объекта налогообложения;
- внесения в документы налогового, бухгалтерского учета и отчетности искаженных данных для уменьшения суммы налога;
- сведение до минимума документации, утеря или уничтожение документов для неуплаты начисленных налогов;
- использование зачета по НДС с несуществующими фирмами. Цель - создание условий для неуплаты НДС.
Это далеко не весь перечень существующих методик уклонения от уплаты налогов.
Следовательно, прежде чем совершенствовать налоговую систему, в целом необходимо проводить глубокий научный анализ и правильное деление каждого обязательного платежа по целевому назначению. Это позволит принимать обоснованные решения и в конечном счете внести достойный вклад в развитие бизнеса с учетом как индивидуальных, так и общественных интересов.
Созидательный процесс преобразований в этой области необходимо направить на изучение возможности правильного восприятия и оптимальности налоговых расчетов на практике, совершенствуя при этом способы налоговых проверок.
Одной из существенных и в то же время парадоксальных причин занижения налогооблагаемой базы, несоблюдения порядка и сроков уплаты в бюджет сумм налогов и других обязательных платежей является сложный механизм их исчисления и неспособность налогоплательщика самостоятельно, в точном соответствии нормам налогового законодательства исполнить свои налоговые обязательства. Он хотел бы строго следовать букве закона, но неумышленно становится нарушителем налоговой дисциплины.
В Российской Федерации существует установка на равное восприятие Налогового кодекса налогоплательщиком и налоговым инспектором. В других странах информация для налогоплательщика упрощается до любого уровня осведомленности. Информационные материалы читабельны и просты в понимании, так как после подготовки специалистами-на-
Информационная безопасность регионов. 2014. № 4(17)
логовиками проходят тщательную подготовку сотрудниками отдела информации. Несмотря на различные улучшения и усовершенствования в данном направлении, все равно материалы преподносятся в первозданном виде, иной раз сложным для восприятия рядовым налогоплательщиком.
Тем не менее государство стремится усовершенствовать налоговую систему и более рационально перераспределить налоговое бремя, чтобы минимизировать сектор теневой экономики и, как следствие, отток капитала из страны.
Предусматривается упрощение процедуры получения разрешения на изменение срока уплаты налогов и сборов (предоставление рассрочек, отсрочек, инвестиционного налогового кредита). Кроме того, предложен ряд мер налогового стимулирования для поддержания инвестиционной активности в экономике.
При всех достигнутых высотах в налоговом администрировании существующая налоговая
система страны не обеспечивает условия для развития инновационного бизнеса и увеличения уровня собственного производства, не связанного с эксплуатацией природных ресурсов. А налоговая нагрузка при равных налоговых ставках остается неодинаковой для разных видов предпринимательской деятельности, что непосредственно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в целом.
К сожалению, объективно многие предприятия в России не могут нести существующую налоговую нагрузку. Для них выбор ограничен: либо оставаться в тени, либо прекращать свою деятельность. Поэтому одним из основополагающих методов борьбы с теневым сектором экономики является существенное уменьшение налоговой нагрузки путем радикального снижения ставок по основным видам налогов. Однако это может привести к сокращению налоговых поступлений и росту бюджетного дефицита, что неизбежно повлечет за собой спад экономического роста страны.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.
2. URL: http://russia.gfintegrity.org/
3. URL: http://www.cfin.ru/taxes/how_much_ taxes.shtml
1. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 g. № 146-FZ [Tax Code of the Russian Federation of 31.07.1998, № 146].
2. URL: http://russia.gfintegrity.org/
3. URL: http://www.cfin.ru/taxes/how_much_ taxes.shtml