Научная статья на тему 'Влияние музыки на формирование личности в эпоху интернет'

Влияние музыки на формирование личности в эпоху интернет Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5408
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕРНЕТ / MUSIC / MUSICAL CULTURE / YOUNG PEOPLE / INTERNET

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Воробьев Ю. Л., Милорадова И. Н.

Показано влияние новых информационных технологий на формирование музыкальной молодежи. Авторы обосновывают, что с развитием интернета меняются агенты социализации и инкулътурации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние музыки на формирование личности в эпоху интернет»

N. L. Markina,

O. E. Shumilova

Political adaptation of inhabitants of Tula in the context theories public (annual monitoring results)

Theoretical and methodological aspects of political adaptation on the basis of the theory of the public are considered; on the basis of empirical indicators influence of public sphere on political adaptation of citizens of the Tula region comes to light.

Keywords: political adaptation, public, the theory public, administrative reform, political institutes, citizens of region.

Получено 3.03.2011 г.

УДК 130.2

Ю.Л. Воробьев, д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой, (4712) 53-15-05, [email protected], (Россия, Курск, Курская ГСХА),

И.Н. Милорадова, соискатель, (4712) 53-15-05, [email protected] (Россия, Курск, Курская ГСХА)

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТ

Показано влияние новых информационных технологий на формирование музыкальной молодежи. Авторы обосновывают, что с развитием интернета меняются агенты социализации и инкулътурации.

Ключевые слова: музыка, музыкальная культура, молодежь, интернет.

Роль музыки в структуре духовной жизни современного молодого человека довольно велика, а музыкальная культура в целом становится значительным фактором формирования у молодежи общечеловеческих ценностей. Музыка может быть представлена в качестве определенной символической системы, музыкальная культура как разновидность художественной культуры общества, которая представляет собой совокупность накопленных обществом музыкальных символических продуктов, а также деятельность людей и соответствующих социальных субъектов по производству, сохранению, распределению и потреблению этих продуктов.

Главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень. С его повышением возрастает общий культурный уровень личности, а также уровень музыкальной культуры. Другое дело, что само повышение музыкального уровня следствие повышенного интереса к музыке в целом.

Культурные ценности передаются человеку по трем основным каналам: межчеловеческим контактам, имеющим непосредственный и

неформализованный характер. Это непосредственная передача традиций, обрядов и других элементов музыкальной культуры от авторитетных людей, друзей, коллег по работе, между членами семей. С помощью определенных учреждений (учебные заведения, библиотеки, музеи, культурные учреждения и т. д.). Средствами массовой информации и коммуникации; общей социокультурной средой. Все эти каналы функционируют не изолированно. Они взаимосвязаны и пересекаются друг с другом. Как показывают результаты нашего исследования, именно межличностные контакты являются определяющими при формировании взглядов и убеждений молодого человека.

Отметим, что традиционно наибольшее влияние на формирование взглядов, мировоззрения молодых людей, как и на их отношения к музыке, оказывает семья. На это указывает более 62 % опрошенных молодых людей. Пример родителей - основополагающий фактор влияния на подрастающее поколение. Семья даже сегодня в условиях префигуративной культуры продолжает оказывать большое влияние на процесс социализации молодого человека.

Отсюда можно указать два основных канала влияния музыкальной культуры на процесс формирования личности: 1) через музыкальную культуру родителей; 2) через общий культурный уровень, в котором большое внимание отводится общечеловеческим ценностям.

Отметим, что искусство во всех своих формах среди факторов, влияющих на взгляды и убеждение человека, по мнению опрошенных молодых людей, заняло 8 место из 13 позиций. На это указало около 13 % респондентов, что сопоставимо с таким факторами как участие в общественной жизни (16 %) и работа (15 %). При этом для лиц, имеющих музыкальное образование, искусство, и это закономерно, перемещается на 4-ю позицию с 23 % опрошенных. При ответе вопрос: «Ваши любимые виды искусства?» - на первое место молодые люди поставили кино (67,8 %) и музыку (67,4 %), на второе - литературу (23,6 %), а на третье - театр (20,3 %), далее - живопись (12 %), архитектура (7,5 %). Полученные нами результаты, что музыка, наряду с кино, сегодня обгоняет другие виды искусства по плотности функционирования, а следовательно, и по «объему» потребления, подтверждаются данными других социологов [0].

Доступность, широкое распространение музыки с помощью современных технических средств массовой коммуникации, эмоциональная выразительность музыкального языка создают благоприятные условия для освоения личностью музыкальных ценностей [0].

Для двух третей молодых людей музыка - это, прежде всего, средство расслабится, отвлечься от обыденных проблем, а также то, что поднимает настроение. Слушая музыку молодой человек, как правило, расслабляется и размышляет, грустит и радуется, учится и бездельничает,

созидает и разрушает. Слушая творчество определенного музыкального коллектива, молодой человек просто забывает и отвлекается от повседневных хлопот, может взгрустнуть, или наоборот радоваться жизни под очень гармоничную мелодию и вокал. Отношение к музыке как фону усиливается в старших возрастных группах молодежи: если в возрастной группе от 15 до 17 лет такое отношение характерно для 15,9 % опрошенных, то в возрастной группе от 24 до 29 лет отношение к музыке как фону разделяют 38,9 %, что уже соответствует третьей позиции в ранжированном списке ответов. Это свидетельствует, что с возрастом музыка перестает выступать для определенной части молодежи тем, что определяет её жизнь.

Для подавляющей части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Досуг привлекает молодежь

добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную, творческую, производственную и игровую деятельность.

Появляются новые формы досуга, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее. Сегодня становится все более очевидным, что современные виды молодежного досуга обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов. Все представители молодёжных групп основным видом проведения досуга называют общение с друзьями. И далее в молодёжных группах идут такие формы проведения досуга как занятия спортом, посещение дискотек, клубов, прослушивание музыки и времяпрепровождение в кругу семьи. Поскольку авторитет взрослых в рамках префигуративной культуре понижается, возникает усиленное желание найти место среди сверстников. Период жизни молодых людей, на протяжении которого, они являются носителями ориентированы на своих сверстников, начинается в старших классах и продолжается, как правило, до создания семьи. На протяжении этого периода сверстники, друзья вносят в блеклую жизнь подростка веселье, сильные эмоции, «переживание» жизни.

Как показывают результаты, в системе досуга молодежи превалируют формы, которые направлены не на творческое и духовное развитие, а на отдых, развлечения, рекреацию, причем не требующие больших материальных затрат (пассивный отдых, просмотр телепередач, слушание радио). Полученные результаты совпадают с данными А.Л.Маршака [0]. Именно поиск удовольствия и развлечения считают Т.Г Киселева и Ю.Д Красильников одной из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе [0]. Эти выводы подтверждаются результатами и других исследований [0]. Такие же данные о досуге приводят Е.А. Скриптунова и A.A. Морозов,

подтверждающие, что основная масса современной молодежи предпочитает развлечения, чаще пассивные, реже активные, и только незначительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию [0].

Таким образом, досуг сегодня же рассматривается как средство восстановления сил для производства, а свободное время, по существу расценивается как продолжение производственной деятельности, но в ее восстановительной (рекреативной) форме. Понятно, что содержание такого рода досуга сводится к примитивным развлечениям. В мире, насыщенном и перенасыщенном тиражированными образцами низкопробного искусства, остается все меньше места для подлинных шедевров. И все меньше людей способных воспринимать эти шедевры.

Полученные данные подтверждают, что ведущей потребностью у молодых людей является потребность в общении. Ее существенная значимость обусловлена, на наш взгляд, спецификой социализации на данном возрастном этапе, а именно тем, что приобретение новых социокультурных знаний и навыков молодыми людьми происходит за счёт значительного круга их социальных контактов. Во-вторых, в процессе неформального общения молодежью осуществляется обсуждение и интерпретация своего статуса и опыта в рамках молодёжной культуры. В-третьих, в общении молодые люди реализуют свои взаимные увлечения и интересы, потребность в духовной близости, межличностной привязанности и любви, что очень важно для данного возраста. Высокая потребность в общении подтверждается стремлением молодых людей иметь хороших и верных друзей.

Второй предпочитаемой формой досуга молодежь назвала музыку. Половина молодых людей предпочитают слушать записи. Можно предположить, что именно распространение записей является основой стихийного приобщение к музыке. Главное в этой форме в том, чтобы каждый молодой человек более избирательно регулирует свои музыкальные вкусы.

Музыкальные произведения в домашней фонотеки преимущественно хранится только в электронном формате (МР-3 и др.) у 58,46 % опрошенных молодых людей, 8,9 % - имеют музыкальную коллекцию на дисках (CD-, DVD-формат), а 30,0 % такая коллекция представлена и на дисках, и в электронном формате поровну. Примечательно, что 77% всех опрошенных предпочитают в качестве носителя компакт-диск с MP3-записью. 27 % участников опроса уже являются владельцами портативного CD-MP3-плеера, 22 % имеют плеер на Flash и лишь 6 % - на жёстком диске. Отметим, что всего только 2,5 % молодых людей не имеют домашнюю музыкальную фонотеку.

Музыкальная коллекция большинства респондентов обновляется более 1 раза в месяц. 50 % ежемесячно приобретают несколько новых

музыкальных альбомов. Среди основных источников получения интересующих музыкальных произведений в свою фонотеку были названы: 73,1 % - скачивание из Интернет при помощи компьютера или мобильного телефона с определенных музыкальных сайтов, 56,7 % указали, что музыкальные произведения в свою фонотеку получают в результате обмена с друзьями. При этом оказывается, около трети (29%) опрошенных делятся друг с другом музыкальными файлами, передавая их по Bluetooth. Тем самым молодые способствуют музыкальному пиратству и, собственно, сами осуществляют незаконное распространение музыки.

Отметим, что все-таки определенную часть музыкальных произведений, особенно в области новинок, молодые люди покупают в музыкальных киосках и магазинах. На это указали 21,8 % опрошенных.

В рамках конкурса «Музыкальные джунгли» (компания IRR, рук. М.Каменецкий [0]) было проведено исследования, основная цель которого изучение портрета потребителя цифровой музыки, выявление его предпочтений и отношения к музыкальному пиратству. На вопросы ответило около 3000 респондентов в возрасте от 17 до 35 лет. При этом 72 % опрошенных ответили, что не считают пиратством копирование знакомым оцифрованных композиций с купленного ими легального диска. Основная часть респондентов, более 70 %, видят преимущество Интернета, прежде всего, в том, что там можно найти нужные композиции в необходимом количестве, а не покупать целый диск из-за нескольких песен, а также в том, что именно там можно отыскать уникальные и совсем новые композиции. Связано это с тем, что потребители музыки с каждым годом все больше отдают предпочтение цифровому контенту и скачиванию аудиофайлов из интернета. На этом фоне свой выбор пользователи чаще всего делают в пользу отдельных треков, роль альбома как «творческой» единицы и единицы продаж уменьшается.

Практически половина (47 %) согласились с тем, что производители цифровых мобильных устройств не должны предусматривать технические решения, препятствующие нелегальному копированию файлов. Отметим, что «на словах» 52 % опрошенных отмечают, что у лицензионной музыки качество выше, чем у нелицензионной, а 46 % признают, что её продажи способствуют развитию цивилизованного рынка музыкальной индустрии. Данные исследования показывают, что культуры пользования легальной музыкальной продукцией у нас так и не появилось. В нашем обществе для многих людей интеллектуальной собственности не существует. Так же, как не существует культурного отношения к чужому труду.

Исследование также показало, что респонденты не гнушаются скачивать бесплатные композиции из Сети, а большинство респондентов не считают копирование музыки своим друзьям «пиратством», пусть бытовым и неосознанным. Многие пользователи онлайн-магазинов даже не задумываются о «правильности» скачиваемых и покупаемых ими

треков. И это свидетельствует о том, что проблема уже отнюдь не в стоимости лицензионной музыки, а в самой позиции потребителя. Рынок контента может стать цивилизованным лишь тогда, когда сам пользователь имеет сложившееся отрицательное отношение к нелегальной музыке.

Сегодня большинство молодых людей действует по следующей схеме: 1. Смотрит/слушает без оплаты контента пиратское видео/аудио или диск взятый напрокат у друзей; 2. Если понравилось, то скачивает в свою коллекцию; 3. Если проходит время и вещь становится культовой, то возможно приобретает лицензионную продукцию, поскольку покупая эту продукцию, молодой человек выражает свое признание творчеству исполнителя или композитора. Бесплатное скачивание музыки из Интернета стало нормой музыкальной жизни молодого человека.

Результаты опроса показывают, что самыми посещаемыми сайтами являются сайты, размещающие музыкальные произведения и рассказывающие о музыке, а также сайты по тематике «развлечения, игры, отдых», «наука и образование», «знакомство и общение». Хотя отметим, что в ежедневном посещении на первое место выходит сайты «знакомство и общение». На этих сайтах ежедневно бывает более Уз опрошенных. Прежде всего, развитие всемирной сети означает появление новой коммуникационной среды для межличностного и внутригруппового общения. Можно говорить о том, что Интернет, выступая особым социальным пространством, является той сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственной коммуникации, а приобретает черты, определяемые новым средством - Интернетом. Однако для абсолютного большинства общение в виртуальном пространстве не заменяет отношений в физическом пространстве, что подтверждают данные исследований, фиксирующие не снижающуюся потребность в непосредственном общении с друзьями, несмотря на увеличение числа увлекающихся компьютером и Интернетом [0]. То есть непосредственное общение не вытесняется виртуальным, а скорее увеличивает пространство для него.

Принятая в массовой коммуникации анонимность авторства похожим образом существует и в фольклоре. В «массовой» коммуникации так же, как и в музыкальных культурах «фольклорного» и «импровизационного» типа, ее центральной фигурой является исполнитель. Подобно тому, как это происходит в «массовых коммуникациях», в музыкальной культуре «концертного» типа слушателю предлагается завершенное (записанное) произведение. Как и в «концертной» музыкальной культуре, где текст существует независимо от автора (партитура живого автора оказывается на одной полке с партитурами давно умерших композиторов), текст «массового»

музицирования существует только в электронно-цифровой записи, и его воспроизведение не зависит ни от автора, ни от исполнителя» [0].

Интерес с позиций целей исследования также представляет выявление основных каналов распространения новостной информации о музыке. Результаты предпочтение информации, почерпнутой из общения с друзьями, радио, телевидение и интернета.

Современные молодые люди мало тратят времени на обдумывание найденных в Интернете данных. Поэтому молодежь надо учить внимательнее оценивать точность, значимость и авторитетность полученных сведений. В ближайшее время массовая система станет одним из ведущих ресурсов человеческой жизни, где электронные книги придут на смену бумаге, а методы нового поколения станут повсеместными. На наш взгляд, чтобы проблемы этого поколения не перешли на 10 лет вперед, в борьбу за формирования музыкальных вкусов, за достоверность информации стоит включиться учебным заведениям, библиотекам, музеям и другим учреждениям культуры, которые должны не только предоставить молодому поколению достойные информационные ресурсы, но и научить пользователей грамотно отбирать данные. В противном случае, предсказывают эксперты, поисковые останутся единственными источниками знаний. А это в условиях, когда музыкальное искусство XX века необычайно объемно, вряд ли будет способствовать повышению уровню музыкальной культуры.

К сожалению, разрушительное воздействие, как на традиционные формы музыкальной жизни, так и на состояние нравственности и духовного мира человека в целом оказывает не только распространение информационно-телекоммуникационных технологий, сметающих национальные границы, но и отсутствие серьёзного, вдумчивого управления художественной культурой и массовыми развлечениями. Снижение критериев в оценках выпускаемой в свет «музыкальной продукции» такой как эстрадные шоу, производство и реализация компакт дисков с циничными текстами и др. обуславливают снижение общего уровня культуры.

Таким образом, основной формой распространения музыкальной культуры во всех ее формах становится воспроизведение музыки посредством системы массовой коммуникации. Не вполне разделяя суждение великого русского писателя, В. Набокова, все же приведем его как одну из оценок восприятия музыки, навязанного таким воспроизведением: «Не желая обидеть любителей музыки, замечу, тем не менее, что в общем плане, с потребительской точки зрения, музыка является более примитивным, более животным видом искусства, чем литература или живопись. Я беру музыку в целом - не в плане личного творчества, воображения, сочинительства, а в плане ее воздействия на рядового слушателя. Великий композитор, великий писатель, великий

художник - братья. Но я считаю, что воздействие, которое оказывает на слушателя музыка в общедоступной и примитивной форме, - это воздействие более низкого порядка, чем то, которое оказывает средняя книга или картина. Прежде всего, я имею в виду успокаивающее, убаюкивающее, отупляющее действие музыки на некоторых людей -музыки в записи или по радио»[0, с. 10.]. Можно добавить, что теперь еще к факторам, влияющим на духовное развитие, помимо давления СМИ добавилось хаотическое представление информации в Интернет. В итоге средства массовой коммуникации можно признать силой способной как разрушить духовность личности, так и создать её на качественно новом уровне.

Музыкальная культура формируется внешними условиями среды, распространенными формами социального взаимодействия: новая для человека структура социального взаимодействия на основе информационно-телекоммуникационных технологий первоначально складывается в его внешней деятельности и лишь впоследствии может «перейти внутрь», стать структурой, определяющей его внутренние процессы. А внутренним источником интереса являются потребности индивида, но социальная среда, воздействуя на индивида, тем самым определяет конкретный вид и форму реализации его естественных предпочтений. Интенсивность же интереса связана с его углубленностью в пределах одного вида деятельности: это проявляется в частоте или регулярности занятий (слушает классическую музыку или только «модную» эстрадную), в предпочтении отдельных тем и жанров.

Сегодня досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием лишь телевидения и интернет - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Можно сказать, что формирование духовных интересов, приводит к развертыванию и развитию интеллектуальных, эстетических и эмоциональных потребностей, которые удовлетворяются музыкой. Однако бедная в культурном отношении среда может способствовать тому, что такие духовные потребности просто не развиваются. Процесс воспроизводства музыкальной культуры является основным, т.к. позволяет музыке выполнять социализирующую и инкультурирующую функции в обществе. Но в условиях становления массовой системы коммуникаций традиционные агенты социализации и инкультурации (семья, образование, сверстники) уступают место сетевому общению, что ведет к индивидуализации процессов воспроизводства музыкальной культуры.

Список литературы

1. Давлетшина Д.М.. Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: дис.... канд. социол. наук. Казань, 1998.

2. Исхакова Н.Р, Болтачёв P.P.. Музыкальные предпочтения молодёжи // Социс. 2006. № 6. С. 103- 106.

3. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезорганизованной молодежи // Социологические исследования. 1998. №12. С. 94-97.

4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д.. Основы социально-культурной деятельности. М.: Изд-воМГУК, 1995. 133 с.

5. Минюшев Ф.И.. Духовная жизнь молодых россиян: что впереди (прогноз социолога) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. №3.

6. Скриптунова Е.А., Морозов А.А.. О предпочтениях городской молодежи // Социологические исследования. 2002. №1. С. 108.

7. Кряквина Ю. Перспективы рынка музыкального цифрового

контента в России [Электронный ресурс]: iXBT.com: РгоБизнес-

http://www. ixbt. com/cm/iriver-digitalaudio.shtml (дата обращения

22.01.2011).

8. Кравец В.Н., Кухаренко В.Н.. Формирование информационной культуры // Дистанционное образование. 2000. №4. С. 35-37

9. Найдорф М.И.. Об особенностях музыкальной культуры массового media-пространства // Вопросы культурологи. 2007. № 6. С. 7072

10. Набоков В. Хорошие читатели и хорошие писатели // Книжное обозрение. 1989. № 3 (20 января).

Y.l. Vorobyov, I.N. Miloradova

Influence of new information technologies on forming of musical culture of young people has given in the article. Authors prove that the agents of socialization and inculturation change with development of the internet.

Keywords: music, musical culture, young people, internet.

Получено 10.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.