УДК 371.273(07)+378.001.891
ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОЦИОСИСТЕМ
Н.Ф. ЕФРЕМОВА
(Донской государственный технический университет)
Рассмотрены общие закономерности самоорганизации, отдельные свойства целостных систем, взаимосвязи развития социально-экономических и социально-педагогических систем в их единстве, сходстве и различиях. Ключевые слова: социосистема, качество образования, контрольно-оценочная система, информационный обмен, развитие.
Введение. Чтобы рассматривать развитие социосистемы, исполняющей главную регулирующую обратную связь в развитии человека, необходимо понимать и учитывать законы изменений социальной среды его обитания, адаптацию поколений к этим изменениям.
В последнее время деятельность человека в социосистемах носит все более интеллектуальный характер, а накопленный обществом запас знаний сегодня индивидуумом не может быть учтен и переработан старыми средствами. Поэтому очень важно рассматривать в неразрывных отношениях изменения системы образования с изменениями социосистемы, составной частью которой и является сама система образования, в свою очередь распадающаяся на отдельные элементы. Поэтому изменения социосистемы непременно затрагивают систему образования. В то же время модернизация системы образования создает условия для развития социосистемы и более качественных условий ее существования.
Проблема качества товаров и услуг, в том числе и образования, в мире существовала всегда. Однако в последнее время в результате социально-экономических преобразований, интеграционных процессов и глобализации, компьютеризации и информатизации она существенно обострилась во всех сферах жизнедеятельности общества. Во всем мире непрерывно идет поиск новых методов обучения подрастающего поколения, становления информационной культуры в образовательных системах и на производстве, надежных механизмов оценки уровня подготовленности человека к получению профессии и умений исполнять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями времени.
Проблема обеспечения качества образования для повышения качества жизни. Понятие «качество образования» получило Международное гражданство на состоявшейся в Париже в 1998 г. Всемирной конференции по высшему образованию, которая констатировала, что повышение качественного уровня образования становится одной из главных задач на длительную перспективу. В конце XX века тема качества образования становится главным предметом обсуждения и практических действий, ключевым термином и категорией государственной образовательной политики многих стран. В условиях стремительно изменяющегося мира перед системой образования стоят задачи подготовки личности, готовой к различным изменениям и умеющей адаптироваться к окружающей среде. Качественное образование рассматривается как основа социального развития и экономического роста через ведущий механизм воспроизводства общественного интеллекта по принципу опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта, качества образовательных систем и качества управления ими.
До недавнего времени между системой образования и социосистемой наблюдалось пренебрежимо слабое проявление обратных связей как потоков информации между внутренней средой системы образования и внешней средой - целостной социосистемой. Их взаимодействие осуществляют два непрерывных взаимообусловленных потока информации: поток, направленный на сбор, аккумуляцию и переработку информации как запросов социума, и поток информации, потребляемой средой. Средой в данном случае выступает социосистема: ее структура, состояние,
законы развития и их суммарное действие, порождающееся взаимодействием элементов, образующих социосистему.
Социосистема в современном понимании рассматривается как структура общественного устройства носителей разума - человечества. Иначе говоря, социосистема есть способ организации носителей разума, подобно тому, как экосистема естественным образом является способом организации живых существ [1]. Глобальная или мировая социосистема состоит из национальных социосистем, определяет способы их взаимодействия и развития. Структурным элементом социосистем любого уровня является человек как носитель общественных отношений и пользователь возможностей среды обитания, а с изменением условий существования социосистемы каждый раз меняются ее пространственно-временные координаты, а соответственно, и требования к входящим в нее поколениям. Взаимоотношения отдельных индивидуумов рассматриваются как низший уровень отношений в социосистемах, на котором в полной мере действует принцип неопределенности. Согласно ему нельзя однозначно судить о поведении всей системы по состоянию отдельных индивидуумов, поскольку у каждого индивидуума его состояние и поведение меняются не только в зависимости от отношения конкретно взаимодействующего с ним индивидуума, но также от поведения множества других, о существовании которых он даже и не подозревает. Поэтому то или иное событие в жизни и деятельности индивидуума воспринимается как случайное стечение обстоятельств. Эволюция среды обитания представляет собой сложный и противоречивый процесс, в целом решающий задачи формирования новых условий для социальной и культурной адаптации элементов социосистем.
Таким образом, изменившиеся условия есть следствие изменения выходных характеристик систем более высоких рангов. Поэтому, говоря о динамическом развитии национальных социосистем, следует отметить, что как в них самих, так и между ними качественно меняются функциональные отношения, а человек как субъект той или иной социосистемы в разные периоды ее развития характеризуется определенным уровнем знания и культуры, является инициатором преобразования самой социосистемы.
Само устойчивое развитие, решение социально-экономических проблем населения, ликвидация нищеты, любых форм социально-экономической дискриминации являются основой и непременным условием для формирования в обществе культуры мира и ненасилия, для укрепления соответствующих норм поведения. Только обеспечение насущных потребностей всех слоев и групп населения и, прежде всего, права на труд, на образование, на достойное существование позволяют идеям культуры мира укрепиться в сознании абсолютного большинства членов общества [2].
Учитывая влияние социальных факторов на развитие общества, сегодня одно из наиболее существенных изменений заключается в том, что условия реализации базисных ценностей в последнее время для россиян стали значительно более важными, чем ранее, так как появился выбор не только между самими ценностями, но и между жизненными стратегиями их достижения [3].
Задачи устойчивого развития общества ЮНЕСКО формулирует следующим образом: процветание, справедливость и здоровая окружающая среда являются мечтой человека о лучшем будущем [4]. Устойчивое развитие делает возможным осуществление этой мечты посредством правильно сделанного выбора и правильной политики, направленных на решение трех взаимосвязанных задач:
- достижения экономического роста;
- охраны окружающей среды;
- достижения социальной справедливости.
Социальные трансформации, интенсивно влияющие на различные подсистемы общества, являются источником существенного воздействия и на систему образования, которая, в свою очередь, сама состоит из подсистем обеспечения условий обучения, процесса обучения, контроля и
оценки достижений, обусловленных формированием в начальном, среднем, полном и профессиональном образовании инновационными процессами обучения.
Проблемы образования и место эвалюации в их решении. Специфика рассматриваемой в данной статье проблемы связана с изучением влияния закономерностей результатов эвалюации (способа системного оценивания результатов на различных стадиях обучения) на формирование компетентностных подходов в развитии элементов социосистем. В данном случае к элементам социосистем можно отнести национальную систему образования в целом, региональные и муниципальные образовательные системы, образовательные учреждения, органы управления образованием, субъекты образовательного процесса (учителя, учащиеся, родители и др.) и многочисленных пользователей (вузы, ссузы, предприятия и общественные организации).
Особое внимание обращается на спектр таких проблем образования, как:
а) использование механизмов саморегуляции и самоорганизации субъектов обучения как элементов социосистем для адаптации к стремительно изменяющейся общественно-социальной среде;
б) организация и государственное регулирование контрольно-оценочной деятельности на этапах итоговой аттестации обучающихся и при их переходе с одной ступени образования на другую;
в) моделирование, построение и развитие общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), соответствующей мировому уровню организации контроля в образовании;
г) формирование систем оценки качества образования как информационной основы для управления качеством обучения в соответствии с целевыми моделями требований национальных экзаменов в мировом образовательном пространстве;
д) создание современной модели мониторинга качества образования для формирования компетентностных подходов к состоянию и уровню развития элементов социосистем;
е) разработка организационной структуры эвалюации для получения надежной и оперативной информации о состоянии образовательных систем, развитие инфраструктуры информационно-аналитического обеспечения эвалюации как инструмента управления качеством образования;
ж) подготовка педагогических кадров к работе в новых условиях (информатизации, развития систем независимого контроля, возрастания роли самостоятельной работы обучающихся и ДР-)-
В работах А.В. Позднякова отмечается, что целостные системы обладают устойчивостью к возмущениям, нарушающим режим их динамики, а на воздействия извне они отвечают развитием процессов, направленных на компенсацию этих воздействий, их нейтрализацию [5]. Поэтому социосистемы, а следовательно, и их составляющие, такие как системы образования, развиваются в борьбе с равновесием. В силу этого развитие любой самоорганизующейся системы осуществляется с насыщением: положительным - на этапе формирования и отрицательным - на этапе деградации. Методы демпфирования в таких системах должны быть хорошо отработаны и действенны.
К примеру, система образования, как известно, не позволяет ее разрушить под действием случайных и частных воздействий, а все новое, прогрессивное в нее входит только путем многократных проверок и доказательств целесообразности. Тем не менее, на некотором продолжительном промежутке времени целостные системы в силу несоответствия их внутреннего состояния (содержания) изменяющимся внешним условиям сами начинают видоизменяться, внутренняя целесообразность устройства системы входит в противоречие с целесообразностью внешних условий, среды обитания, накапливается рассогласованность отношений между составляющими систему элементами.
Так, например, потребность в создании новой контрольно-оценочной системы в отечественном образовании существует независимо от нашего желания, объективно, в силу нарастающей интеграции страны в международное сообщество как глобальную социосистему. Цель ее построе-
ния - упорядоченное воздействие внешних потоков образовательной статистики на систему образования в целом путем выработки соответствующих времени норм и требований к уровню подготовки молодежи и специалистов, своевременной корректировки образовательного процесса для получения заданного результата - формирование гражданина и специалиста, способного выживать и действовать в быстро изменяющейся социально-экономической среде.
Координация этих процессов и управление ими возможны при наличии сбалансированной общероссийской системы оценки качества образования - ОСОКО (рисунок).
Обр а зов ательные организации и щ системы т\
подсистема
(поставщики
информации)
Работодатели (включая государственных)
Экcпqэтнo-
аналишческая
подсистема
(поставщики экспертиз и проектов решений)
О бр а зов ательные программы
Государство (как социальный институт)
Личность, семья, структуры гражданского общества
Нормативно-
правовая
подсистема
(регулирующие нормативно -правовые акты)
ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСОКО
Индивидуальные образовательные достижения
ІІнф ор мацнонно -диагностическая
Модель системы оценки качества образования в концепции ОСОКО
Происходящие в отечественном образовании события не являются результатом сочетания случайных обстоятельств, они вполне закономерны: в настоящее время необходима организация единого контрольно-оценочного пространства, способного указывать направления и способы совершенствования системы образования для подготовки конкурентоспособных специалистов, уровень подготовленности которых должен не уступать, а превышать международный уровень требований к качеству образования.
Информационное взаимодействие как фундаментальное свойство социосистемы. Развитие общества вообще и человека в частности - это процесс непрерывной адаптации к окружающей среде за счет совершенствования информационного обмена. Как в природе, так и в обществе не существуют и не могут существовать закрытые, изолированные от среды системы, они обречены на деградацию и исчезновение. Любые системы могут формироваться и развиваться, если осуществляется их взаимодействие с подобными им системами. Поэтому внешние и внутренние по отношению к человеку аспекты освоения и регулирования окружающей среды как среды жизнедеятельности носителей разума для каждого поколения представляются новым качественным уровнем, определяемым состоянием социосистем и формами их взаимодействия.
При динамическом развитии социосистем информационные ресурсы имеют ведущее значение. Одной из наиболее важных причин нарастающих в последнее время изменений социосистем является информатизация как глобальный процесс, связанный с кардинальными изменения-
ми информационной структуры общества, характера мирового социального и экономического развития, увеличения объемов информационного обмена и динамичности передачи информации, создания наукоемкого производства, форм взаимодействия национальных социосистем, деятельности людей по изменению среды обитания.
В развитии любой социосистемы имеют место два уровня обмена информацией: непосредственный обмен информацией между элементами социосистемы и обмен информацией опосредованно, через системы информационного взаимодействия. Именно процессы информационного обмена и являются фундаментальным взаимодействием социальных систем, обусловливающим их развитие. В рамках любой социосистемы можно выделить ряд фундаментальных функциональных подсистем:
- обеспечение мобильности и динамичности поведения в среде;
- взаимообмен информацией со средой;
- защита от вредоносных факторов и болезнетворных агентов внешней среды;
- информационно-управляющая подсистема, обеспечивающая скоординированность всех функциональных систем через обратную связь.
Таким образом, с одной стороны, в процессе своего развития человек взаимодействует с информационной средой и усваивает из нее функциональные модели. С другой стороны, отдельные люди, коллективы или социальные институты добывают из окружающей среды новую информацию, либо на основе уже известной информации строят новые функциональные модели и объединяют старые в более объективные и универсальные. Во взаимодействии элементов социосистемы информационный обмен различных форм и видов обусловливает перенос и усвоение информации, ее распространение между элементами социосистемы, предопределяя всякий раз их переход на следующий информационный уровень и сопутствующее этому развитие.
Информационный обмен все сильнее формирует общественное мнение, отношение к инновациям в сфере образования, в том числе к изменению контрольно-оценочной системы, к пониманию того, что ее модернизация не является надуманной или случайной, а отражает изменения и потребности современной социосистемы: создание организационной структуры эвалюации на различных уровнях системы образования с учетом компетентностных подходов.
В силу этих и ряда других причин одним из важнейших направлений модернизации образования в нашей стране является изменение контрольно-оценочной системы на основе принципов квалитологии - науки о качестве объектов и процессов, создаваемых и применяемых в человеческой и общественной практике в сфере оценки качества (теория качества, квалиметрия и теория управления качеством). Только использование научно обоснованных методов и технологий обучения и контроля может обеспечить достижение качества, усиление индивидуализации и практической реализации принципов личностно-ориентированного обучения на основе объективности оценок и дифференциации уровней подготовленности обучающихся. В настоящее время когнитивная (знаниевая) парадигма образования заменяется компетентностной, а традиционная система контроля достижений обучающихся - квалиметрической.
Модель развития новой оценочной системы позволяет наглядно описать структуру и функциональные свойства образовательных систем и их роль в развитии самих социосистем:
- система образования становится единым организмом, обеспечивающим механизмы адаптации подрастающих поколений к условиям существующей среды;
- вырабатывается единый и универсальный подход к обеспечению условий обучения и оценке его результатов;
- оценка результатов обучения становится важной составляющей функциональной среды развития и становления каждого человека, развития самих образовательных систем.
Принципиально такая система самоорганизации и самоуправления качеством образования должна опираться не только на творческий характер педагога и педагогического процесса, но также на некоторую алгоритмизацию действий педагога и стандартизацию требований к оценке
уровня подготовленности обучающихся. Концептуально такой вид оценивания учебных достижений должен базироваться:
- на независимости контрольно-оценочных процедур от образовательного учреждения;
- на квал и метрических подходах к использованию педагогических измерителей и статистических норм;
- на оперативном анализе и корректной интерпретации статистических результатов, обеспечивающих объективную оценку качества подготовленности обучающихся [6-7].
Система контроля учебных достижений эффективна и диагностична, если она будет:
- в своей структуре и содержании адекватно отражать современную гуманистическую парадигму образования, методологию дидактики и педагогической диагностики, а также специфические условия и средства педагогического процесса в данной образовательной области;
- сконструирована на основе концептуальной и содержательной моделей, отражающих достижения методологии и технологии дидактического тестирования, применительно к конкретным компетенциям, на усвоение которых ориентирован образовательный процесс;
- сопровождаться гуманистической системой стимулирования мотивации осознанного обучения и поддержки обучающихся на всех этапах работы с контрольным оценочным материалом;
- апробирована в опытно-экспериментальной работе в соответствии с современными требованиями дидактической тестологии.
Во всех странах мира сегодня стоит проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования. Для ее решения разрабатываются и апробируются различные системы педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся. Проводятся сравнительные международные исследования учебных достижений обучающихся в различных областях знаний (с доминирующим вниманием к естественнонаучным и математическим знаниям).
Заключение. При внешних стандартизированных процедурах оценивания учебных достижений меняется психолого-педагогическая ситуация в системе образования. Как показывает практика, при системном использовании внешнего тестирования меняются не только средства и методы контроля, но и организация образовательного процесса, а элементы тестирования вводятся в образовательную практику. Меняется и психологическая ситуация: происходит снижение степени администрирования; выявляются потребности в повышении квалификации кадров; между различными субъектами образовательного процесса исключаются причины возникновения конфликтов, характерные для традиционных опросов и экзаменов; меняется индивидуально-личностный подход субъектов образования к учебной деятельности, их мотивация и готовность к самосовершенствованию.
В таких условиях оценка соответствия учебных достижений требованиям стандарта, статистическим нормам или запросам потребителей становится одним из средств повышения качества образовательной системы, средством достижения планируемого результата, способом выявления недостатков и направлений совершенствования учебной деятельности при существенном снижении влияния субъективного фактора. В конечном счете, при развитой и научно обоснованной контрольно-оценочной системе появляется механизм управления качеством образования и, как следствие, совершенствования состояния национальной социосистемы.
Библиографический список
1. Поздняков А.В. Стратегия российских реформ / А.В. Поздняков. - Томск: Спектр, 1998.
2. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Тез. Междунар. конгресса (к 50-летию ЮНЕСКО). - Новосибирск: Изд-во Ин-та археол. и этногр. СО РАН, 1995.
3. Пржиленская И.Б. Эволюция жизненного мира россиян в условиях трансформирующегося социума: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. - Ставрополь, 2008.
4. Руководство Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры. 31 сессия. - ЮНЕСКО. Париж, 2001, 2002.
5. Поздняков А.В. Проблемы устойчивого развития. [Электрон, ресурс]. - Режим доступа. http://www.tuad.nsk.ru/ (дата обращения 15.01.2012).
6. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учеб. пособие / Н.Ф. Ефремова. - М.: Университетская книга; Логос, 2007.
7. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие / Н.Ф. Ефремова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
Материал поступил в редакцию 15.02.2012.
References
1. Pozdnyakov A.V. Strategiya rossijskix reform / A.V. Pozdnyakov. - Tomsk: Spektr, 1998. - In
Russian.
2. Obrazovanie i nauka na poroge tret'ego ty'syacheletiya: Tez. Mezhdunar. kongressa (k 50-letiyu YuNESKO). - Novosibirsk: Izd-vo In-ta arxeol. i e'tnogr. SO RAN, 1995. - In Russian.
3. Przhilenskaya I.B. E'volyuciya zhiznennogo mira rossiyan v usloviyax transformiruyush-hegosya sociuma: avtoref. dis. ... d-ra socz. nauk. - Stavropol', 2008. - In Russian.
4. Rukovodstvo General'noj konferencii OON po voprosam obrazovaniya, nauki i kul'tury'. 31 sessiya. - YuNESKO. Parizh, 2001, 2002. - In Russian.
5. Pozdnyakov A.V. Problemy' ustojchivogo razvitiya. [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa. http://www.tuad.nsk.ru/ (data obrashheniya 15.01.2012). - In Russian.
6. Efremova N.F. Testovy'j kontrol' v obrazovanii: ucheb. posobie / N.F. Efremova. - М.: Universitetskaya kniga; Logos, 2007. - In Russian.
7. Efremova N.F. Podxody' k ocenivaniyu kompetencij v vy'sshem obrazovanii: ucheb. posobie / N.F. Efremova. - М.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2010. - In Russian.
MODERNIZATION OF EDUCATION: IMPACT ON SOCIAL SYSTEM DEVELOPMENT
N.F. YEFREMOVA
(Don State Technical University)
General laws of self-organization, certain features of the integral systems, relationship of the socioeconomic and socio-educational systems development in their unity, similarity and difference, are considered.
Keywords: social system, quality of education, control and evaluation system, information exchange, development.