/> БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК: 336.2 (470.2) ББК: 65.261 (235.0)
ВЛИЯНИЕ МОБИЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЗФО НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ
Л. В. Богданова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Термин «потенциал», согласно толковому словарю русского языка, означает «совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо». Исходя из данного значения, можно говорить о налоговом потенциале как о «налоговой возможности», т.е. о некоторой условной, в принципе достижимой сумме налоговых сборов. В мировой практике используется несколько похожий термин - tax capacity, означающий налогоспособность, или «способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений». В бюджетном законодательстве современной России (ст. ст. 131, 138, 142.1 БК РФ) под налоговым потенциалом подразумевается совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории субъекта, т.е. налоговая база.
В современной отечественной теории можно выделить три подхода к толкованию понятия «налоговый потенциал»:
1. Ресурсный (налоговый потенциал в широком смысле).
2. Фискальный (налоговый потенциал в узком смысле).
3. Межбюджетный.
Один из исследователей ресурсного подхода, Н.Д. Матрусов, определяет налоговый потенциал в широком смысле - как «...совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе "население - хозяйство - территория", в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона». В связи с этим при решении масштабных задач, связанных с со-
вершенствованием налоговой системы и реформированием межбюджетных отношений, а также перспективами регионального развития, необходимо опираться на фискальную оценку налогового потенциала. Таким образом, в широком смысле налоговый потенциал - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. Н.Д. Матрусов определяет налоговый потенциал в узком смысле как «...финансовые ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи в соответствии с действующей в стране системой налогообложения...». Оценку налоговой активности региональных органов власти и в первую очередь оценку собираемости налогов в отдельных регионах и сопоставление регионов по этому показателю, по его мнению, целесообразно базировать на исследовании налогового потенциала в узком смысле через максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства. Другим подходом к сущности налогового потенциала территории является подход, обосновывающий его определение с позиции формирования доходной части бюджета и выравнивания межрегиональной асимметрии (межбюджетный подход). Если занять позицию конечного получателя налоговых поступлений, то налоговый потенциал обернется потенциальным бюджетным доходом на душу населения, который может быть получен соответствующими органами власти за финансовый год при использовании единых для территории условий налогообложения. Здесь налоговый потенциал, как правило, рассматривается с позиции максимально возможных налоговых пла-
тежей, которые могут поступить в распоряжение общества при определенных институциональных условиях, сформированных для предприятий и домохозяйств. Таким образом, его можно определить и как потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен исходя из реализуемых межбюджетных отношений. В РФ выделяется три уровня бюджетов, в связи с чем можно выделить три составляющих налогового потенциала субъекта РФ:
- потенциал налоговых доходов федерального бюджета,
- потенциал налоговых доходов регионального бюджета,
- потенциал налоговых доходов бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта.
Налоговый потенциал территории, являясь базисным понятием налоговобюджетного процесса региона, до настоящего времени не имеет единого толкования как в нормативно-правовых актах, так и в научной литературе, посвященной проблеме. Можно сказать, что налоговый потенциал стал в Российской Федерации инструментом налогово-бюджетного планирования и статистического учета с начала 2000-х годов. В Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений, утвержденных приказом Минфина России от 27 августа 2004 г. N 243, налоговым потенциалом называются расчетные налоговые доходы (оценка налоговых доходов), которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования [7].
Региональная направленность данной информации делает статью наиболее интересной, т.к. представляет характеристику потенциала налоговых доходов бюджета СЗФО и его субъектов. Выбор такого направления связан с появлением кризисных явлений в экономике и влиянием этих явлений на потенциал налоговых доходов региональных и муниципальных бюджетов СЗФО, а также на улучшение качества жизни населения в регионе.
Существен вклад субъектов, входящих в Северо-Западный федеральный округ, в общий экономический потенциал Российской Федерации. На их долю приходится 10% общего объема ВВП страны, 12% промышленного производства и 10% общей численности занятых в экономике и социальной сфере России. Самым общим фактором, влияющим на налоговый потенциал региона, является темп роста региональной экономики. Темпы роста экономики СЗФО заметно снизились за последние годы, что во многом связано с кризисными явлениями, возникшими в экономике регионов СЗФО. Так, например, индекс промышленного производства в регионе составил 105,3 % в 2011 в % к 2010 года. За первое полугодие 2012г. в % к первому полугодию 2011 г этот показатель составил 102,3%. Но у округа хороший потенциал для развития: он проявляется в том, что округ - универсальный регион, в котором сбалансированно сочетаются разные экономические сегменты. Его нельзя назвать ни суперпромышленным, ни типично сельскохозяйственным. Он в равной степени отражает все тенденции российской экономики.
Итоги работы регионов в 2011 году в целом показывают наличие экономического потенциала. Практически по всем важнейшим показателям развития экономики удалось восстановить положительные тенденции роста, что также положительно отразилось на налоговых доходах региональных бюджетов. Текущий показатель валового регионального продукта регионов Северо-Запада составляет 103,4%. В 2012 г. валовой региональный продукт СЗФО равняется 4,8 трлн руб., по сравнению с 2006 г. он вырос более чем в два раза. Для характеристики же налогового потенциала региона аналитическая система показателей должна соответствовать определенным критериям и обеспечивать оценку:
1) динамики, структуры и территориальной дифференциации налоговых доходов региона и налогооблагаемых баз;
2) факторного пространства налогового потенциала;
3) качества налогового потенциала региона.
обремененности
Первое направление оценки предполагает анализ поступлений налогов и сборов от субъекта Российской Федерации (региона), сгруппированные по налоговым формам, секторам экономики, видам экономической деятельности, уровням бюджета . При этом особое внимание должно быть уделено налогам, элементы которых подвергались корректировке согласно законодательным полномочиям региональных (местных) властей. Задача индикаторов данной группы показателей состоит не только в том, чтобы представить абсолютные размеры налоговых поступлений, но и оценить их структуру. Как отмечают некоторые исследователи, структура налоговых поступлений в регионе определяет перспективы изменения налоговых доходов: чем больше она диверсифицирована как по видам налогов, так и по отраслям экономики, тем выше гарантия стабильности налоговых платежей [11].
Для принятия решений в области налогово-бюджетного регулирования на региональном уровне представляется целесообразным оценивать степень неравномерности распределения налоговых доходов и их источников в региональном разрезе, что обеспечивают показатели дифференциации и концентрации налогового потенциала. Для оценки налогового потенциала субъектов Федерации используется показатель соотнесения размеров налогового потенциала с ВРП (валовой региональный продукт), отражающий определенную диффе-
ренциацию налоговой ВРП по регионам.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.
В бюджет СЗФО как одного из субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
- от налога на имущество организаций
- по нормативу 100 %;
- от налога на игорный бизнес - по нормативу 100 %;
- от транспортного налога - по нормативу 100 %.
В бюджет СЗФО как одного из субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- от налога на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, по нормативу - 100 %;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья по нормативу - 50 %;
Составляющие консолидированного бюджета СЗФО по налоговые и не налоговым доходам представлены в табл. 1 и 2.
На 1 января 2012 года в консолидированные бюджеты субъектов СевероЗападного федерального округа поступило 871089,00 млрд рублей доходов, что составляет 115% от объемов поступлений на 1 января 2011 год [10].
Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета СЗФО 2006-2011годы
Консолидированные доходы
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Северо- Западный федеральный округ 441 324,884 573 491,742 713 154,386 683 988,946 758 591, 533 871089,00
Архангельская область 27 470,670 39 185,860 51 489,340 49 264,370 60 969, 545 62 807, 345
Вологодская область 32 684,360 42 574,550 50 823,530 40 127,330 46 174, 526 50 693,255
г. Санкт-Петербург 218 096,280 281 267,300 343 118,500 319796,900 351 096,086 405 626,473
Калинин- градская область 20 782,890 27 634,460 37 177,430 42 059,250 38 767, 049 48 85,9 123
Ленинградская область 37 096,270 48 573,040 63 401,890 62 356,680 71 342, 567 82 312 ,442
Мурманская область 29 151,830 40 636,970 47 090,560 46 315,150 52 048 ,058 56 599 ,960
Ненецкий автономный округ 7 650,920 10 068,790 9 250,330 9 463,670 11 340 ,479 14 186,499
Новгородская область 12 054,300 14 851,440 21 748,090 23 657,890 23 099,678 28 148,605
Псковская область 11 107,540 14 381,740 18 093,130 19 824,310 22 351 ,986 27 844,498
Республика Карелия 15 158,670 20 116,290 27 036,950 25 759,650 31 850 ,910 35 935 ,356
Республика Коми 30 071,170 34 201,310 43 924,620 45 363,730 49 551 ,048 58 075, 921
Максимальное значение исследуемого показателя в 2006 году составило 218 096,279 млн. рублей (г. Санкт-Петербург) и минимальное значение - 7 650,922 млн рублей (Ненецкий автономный округ).
В 2008 году так же максимальное и минимальное значение доходов консолидированных бюджетов наблюдается в указанных выше округах и имеет соответственно значения 343 118,497 млн рублей и 9 250,335 млн рублей, таким образом, наблюдается увеличение разницы между максимальным и минимальным значением с 210 445,357 до 333 868, 162 млн рублей.
В 2009 году наблюдается некоторый спад доходов консолидированных бюджетов СРФ СЗФО, который в целом по региону составил около 4%, положительные тенденции смогли сохранить Калининградская область, Ненецкий автономный округ, Новгородская область, Псковская область, Республика Коми.
В 2010-2011 годах наблюдается увеличение темпов роста доходов консолидированных бюджетов и сокращение различия между максимальной и минимальной величинами доходов СРФ СЗФО.
В 2011 году объем поступивших налогов возрос по сравнению с аналогичным периодом 2010 года в СЗФО на 23,7%, по России - на 27,9%. Рост налоговых поступлений по сравнению с соответствующим периодом 2010 года отмечался во всех регионах округа, вместе с тем в Республике Коми, Вологодской и Новгородской области объем поступлений оставался ниже докризисного января-июля 2008 года. Месячная динамика налоговых поступлений в
2011 году в регионах округа отличалась неустойчивостью. Наиболее весомое влияние на рост окружного показателя в 2011 году оказал рост налоговых поступлений в Санкт-Петербурге. Значительным также было влияние Республики Коми, Калининградской и Ленинградской областей.
Территориальное законодательство вносит определенную специфику в условия формирования и реализации налоговых потенциалов регионов. Согласно Бюджетному и Налоговому кодексам Российской Федерации органы власти субъекта Федерации или муниципального образования при условиях непротиворечия федеральному законодательству имеют полномочия:
- вводить и отменять региональные и местные налоги, регулировать порядок и сроки их уплаты;
- уточнять состав налогоплательщиков и налогооблагаемых операций;
- воздействовать на размеры налоговых ставок;
- устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками;
- определять условия предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов, зачисляемых в территориальный бюджет;
- устанавливать нормативы отчислений налогов в бюджеты нижестоящих уровней.
Все эти действия оказывают существенное воздействие на доходную часть бюджетного потенциала СЗФО. Как видно из табл. №2, рост поступлений налоговых и неналоговых доходов за анализированный период зафиксирован в 10 регионах.
Таблица 2. Налоговые доходы СЗФО 2006-2011 г г. (млн руб.)
Субъект 2006 г 2007г 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г Итого Доля, %
СЗФО 39 315 47 495 58 953 57 912 59 576 61 463 354681 100
Архангельская обл. 5561 7162 8947 9307 8685 9126 48868 15,3
Вологодская обл. 4637 7310 9032 7034 7397 8475 40593 13,6
Г. Санкт- Петербург 2355 2355 1,0
Калининградская обл. 4596 5979 6984 5713 6789 6987 32768 11,2
Ленинградская обл. 5493 6465 9271 10144 10539 10845 43678 15,6
Мурманская обл. 5049 6455 7950 8606 9729 9965 45227 14,0
Ненецкий авт.округ 1277 1705 698 700 740 775 5298 2,0
Новгородская обл. 1721 2141 3216 3201 3513 3739 15778 5,1
Псковская обл. 1656 2035 2587 2675 3584 4186 13665 4,4
Республика Карелия 2397 2814 3542 3574 6745 4143 16887 6,0
Республика Коми 4573 5431 6679 6955 3870 7045 30521 11,7
Увеличилось межрегиональное разли- общих доходах консолидированных бюд-
чие между максимальной и минимальной жетов субъектов с 1,4 % до 42,2%.
величинами по доли налоговых доходов в
Таблица 3. Доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ
Субъект СЗФО % налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ 2011 г.
1 Санкт- Петербург 42,2%
2 Республика Коми 13,2%
3 Ленинградская область 12,4%
4 Архангельская обл. и Ненецкий авт. Округ 10,5%
5 Калининградская обл. 7,4%
6 Мурманская обл. 4,6%
7 Вологодская обл. 4,2%
8 Республика Карелия 2,2%
9 Новгородская область 2,1%
10 Псковская обл. 1,4%
В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2012 году поступило 128,0 млрд руб., 99,7% к аналогичному периоду 2011 года.
Санкт-Петербург обеспечил 42,5% налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по округу, Ленинградская область - 13,2%, Республика Коми -12,7%, Архангельская область и Ненецкий автономный округ - 9,1%, Калининградская область - 8,2%, Мурманская область -4,5%, Вологодская область - 4,4%, Республика Карелия - 1,9%, Новгородская об-
ласть - 2,0%, Псковская область - 1,4 процента.
Если в 2007-2008 годах бюджеты субъектов СЗФО называли бюджетами развития, то в 2009-м они стали бюджетами самосохранения, а в 2010-2011 годах - бюджетами посткризисного развития. Несмотря на временные потери, связанные с кризисом, налоговые доходы бюджета СЗФО обеспечили финансовую основу реализации задач социально-экономического развития региона без наращивания уровня заимствований бюджета. В настоящее время во всех регионах округа завершается формирова-
ние бюджетов, которые можно назвать бюджетами оптимизации. Оптимизация -это избавление от непрофильных и ненужных расходов, настойчивый поиск резервов, которые есть везде — в любом бюджете.
По оценкам Счетной палаты Российской Федерации, вследствие законодательных изменений размеры выпадающих или, наоборот, дополнительных доходов ежегодно составляют по регионам страны сотни миллиардов рублей [8]. Основными факторами увеличения налогового потенциала при одновременном снижении налоговой нагрузки является расширение налоговой базы за счет дальнейшего развития топливо-энергетического, минерально-
сырьевого комплексов и обрабатывающего производства.
В качестве мер оптимизации налоговых поступлений во многих субъектах СЗФО были предприняты активные меры по сокращению масштабов уклонения от уплаты налогов, борьбе с нелегальной экономикой. Проводится мониторинг уровня средней заработной платы, анализируется ситуация по регионам и округам, а также по муниципалитетам, имеющим этот показатель ниже среднего по стране. Указанная работа будет продолжена в формах, обеспечивающих эффективное воздействие на организации и должностных лиц, еще практикующих скрытые выплаты заработной платы и имеющих, как следствие, неконкурентные преимущества перед добросовестными предпринимателями. Кроме того, увеличение налоговых платежей требует повышения качества налогового администрирования. Администраторам поступлений в бюджеты субъектов СЗФО необходимо продолжать активизировать свою деятельность по обеспечению своевременной и полной уплаты организациями и физическими лицами соответствующих платежей.
В качестве мер налогового администрирования, например, в Псковской области ограничено участие организаций, имеющих задолженность по уплате налоговых и не-
налоговых платежей, в использовании государственных и муниципальных активов, а также исполнении государственного и муниципального заказа. Можно сказать, в округе улучшено администрирование налогов. Введены в действие правила создания и функционирования консолидированных групп налогоплательщиков, предусмотрено установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для таких групп налогоплательщиков, что позволило создать ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для региона. Использование в Санкт-Петербурге консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций создает условия для объединения ряда процедур налогового администрирования, что позволило привести к снижению издержек, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.
ФНС России в настоящее время в эксплуатацию запущена обновленная версия электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (https://service.nalog.ru/lk/) во многих субъектам СЗФО. Данный сервис размещен на официальном сайте ФНС России и позволяет налогоплательщикам получать актуальную информацию о недоимке и задолженности по пеням и штрафам, суммах начисленных и уплаченных налогов, пеней и штрафов, об объектах движимого и недвижимого имущества, самостоятельно формировать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налогов, обращаться в налоговые органы. С 14 июня
2012 года у налогоплательщиков - физических лиц впервые появилась возможность оплатить задолженность по налогам через интернет, эти мероприятия в масштабах страны положительно воздействовали на доходы бюджетов, в т.ч. и регионов СЗФО.
Серьезные резервы заложены в повышении налогооблагаемой базы в части использования госимущества, рачительном распоряжении земельными участками, в том числе связанными с их сдачей в аренду
государственными структурами и субъектами округа.
Резервами увеличения налоговых поступлений являются поступления земельного налога. Поэтому в регионах принимаются меры по учету всех земель округа, активно ведется формирование земельного кадастра.
Значительное внимание уделено развитию малого бизнеса как инструмента для диверсификации экономики и повышения налогового потенциала округа. В большинстве субъектах расширен перечень видов оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства. Например, в Калининградской области создан гарантийный фонд по кредитованию малых предприятий. Проводится мониторинг деятельности предприятий в сфере малого предпринимательства.
Региональное налоговое законодательство в части установления налоговых ставок и минимизации налоговых льгот обеспечивает максимальную мобилизацию налоговых платежей в бюджеты. Например, в республике Карелия сформирована принципиальная позиция, исключающая необоснованные налоговые льготы, зачеты и отсрочки по платежам в бюджет, специальные соглашения с налогоплательщиками. Она подкреплена нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление и мониторинг налоговых преференций.
Министерство финансов РФ призывает регионы реалистично оценивать свои возможности в части планов по доходной базе в 2013 году. В целях прогнозирования налоговых доходов и налоговых поступлений используется понятие «налоговый потенциал» в узком смысле как экономический показатель - максимально возможная сумма мобилизации налоговых доходов в бюджетную систему [6].
Планирование налоговых поступлений в регионе - комплекс мер по определению объемов, структуры и этапов мобилизации налоговых изъятий в региональный бюджет в соответствии с программами экономического, политического и социального
развития региона. Как заявил министр финансов Антон Силуанов, выступая в Совете Федерации, «к сожалению, некоторые регионы закладывают нереалистичные доходы, источники финансирования». По его мнению, это может «крайне негативно сыграть в следующем году, если произойдет ухудшение общей экономической ситуации». Внесение в финансовые планы «воздушных» цифр приведет к тому, что в ходе исполнения бюджетов следующего года у субъектов не хватит ресурсов, чтобы исполнить обязательства, и придется прибегать к сокращению расходов [9].
Однако, сравнивая параметры бюджетов, заложенные в финансовые документы регионов СЗФО в конце прошлого и начале нынешнего года, можно отметить, что большинство субъектов закладывают вполне адекватные планы по доходам, чего нельзя сказать о расходных ожиданиях некоторых регионов. СЗФО в текущем году немного отставал от среднероссийских темпов увеличения доходов бюджетов от налога на прибыль предприятий. По итогам первого полугодия 2012-го по округу этот показатель составил 28,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, темпы в среднем по стране - 33,4%. Наибольший прирост отмечен в Карелии -67%, Архангельской области - 52,1 и Коми
- 46,8%. В Калининградской области поступления от данного налога сократились. Прогнозируя объемы поступлений от налога на прибыль в следующем году, нельзя не учитывать влияние рецессии в Европе и неопределенности в мировой экономике в целом, особенно на доходы предприятий, ориентированных на сырьевые рынки. Такие регионы Северо-Запада РФ, как Республика Коми и Ненецкий автономный округ, в бюджетах которых велика доля нефтяных поступлений, могут столкнуться с проблемами в случае изменения конъюнктуры на рынке «черного золота». Не очень уверенно уже сейчас чувствует себя металлургическая отрасль: это очень волатильный рынок, что оказывает влияние на экономику Карелии, где велика доля поступ-
лений в бюджет от «Карельского окатыша». [6]
Будет продолжена работа по мониторингу наличия налоговых преференций на уровне муниципальных образований с реализацией механизма сокращения финансовой помощи из областных бюджетов местным бюджетам в случае предоставления им налоговых льгот.
выявлять и характеризовать точки его роста и риска.
Налоговые службы должны наладить работу по профилактике возникновения задолженности. Следует ужесточить меры воздействия на организации, систематически имеющие задолженность по налоговым платежам. При этом следует добиваться повышения эффективности предбанкрот-ных процедур в части погашения налоговой задолженности. В значительной степени это связано с действиями арбитражных управляющих. В отдельных случаях необходимо определить дополнительные формы контроля за их деятельностью. Сокращение недоимки по налоговым платежам и ее стабилизация является приоритетным вопросом налоговой политики в краткосрочной перспективе.
Налоговым органам следует активизировать и расширить информационный обмен с органами местного самоуправления. Планируется реанимировать такую информационную форму, как налоговый паспорт муниципального образования, данные которого должны позволять оценивать налоговый потенциал местного бюджета,
Большинство мероприятий субъектов СЗФО по увеличению доходной базы бюджетов региональных и местных уровней, указывают на отсутствие в используемых системах показателей и методиках оценки адекватного дифференцированного подхода к возможностям отдельных регионов реализовать свой налоговый потенциал. При этом обращается внимание на необходимость более полного учета снижения доходов из-за изменений законодательства на федеральном уровне, структуры распределения налогового потенциала между федеральным и региональным бюджетами, соотношения налогового потенциала и уровня, необходимых в регионе бюджетных расходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед, обновление 12.11.2012 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-^о 97», 2009.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Комментарии к изменениям, принятым в 2010-2012 годах (ст. ст. 131, 138, 142.1)//Новосибирск: Сибирское унив.изд-во, 2012.
4. Мещерякова Л.А. Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета II Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 7 (64).
5. Гурвич Е.Т. Региональная экономика: теория и практика. 2008. №7(64).
6. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие II «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР. 2008г. №1.
7. Великанов О. Выживание в условиях противоречий II «Эксперт Северо-Запад». 2011г. .№50 (546).
8. Анализ состояния и проблемы формирования доходного потенциала субъектов Российской Федерации: Аналитическая записка // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2007. N 1 (109).
9. Садыгов Ф.К. Значение налогового потенциала региона в формировании эффективных межбюджет-ных отношений II Налоговая политика и практика. 2003. N 12. С. 3-7.
10. Социально-экономтеское положение Северо-Западного федерального округа в 2009 году : [электронный ресурс]. Режим доступа: http://krl.gks.ru/federal/default.aspx (дата обращения 15.03.2012);
11. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года// Материалы официального сайта Минфина России [элек^ожый ресурс]. URL: htt:\\www/minfin.ru). (дата обращения 30.11.2012)/