Анестезиология и реаниматология 2022, №1, с. 54-59
https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202201154
Russian Journal of Anaesthesiology and Reanimatology
2022, No. 1, pp. 54-59 https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202201154
Влияние многократных анестезий на когнитивные функции у детей
© Л.С. ЗОЛОТАРЕВА1, А.В. АДЛЕР2, О.Н. ПАПОНОВ2, С.М. СТЕПАНЕНКО1, А.А. ЗАПУНИДИ3
'ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия;
2ГБУЗ Москвы «Детская городская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова Департамента здравоохранения Москвы», Москва, Россия;
3ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» Минобрнауки России, Москва, Россия
Многократное воздействие общей анестезии у детей может быть связано с нарушением когнитивных функций. Цель исследования. Оценить влияние многократных анестезий на когнитивные функции у детей.
Материал и методы. В обсервационное перекрестное исследование на первом этапе включены 28 детей, у которых было 5 и более операций в анамнезе (основная группа), и 36 детей, у которых не было операций в анамнезе (контрольная группа). Медиана возраста детей составила 7,0 (6,0; 7,0) года. На втором этапе в исследование для проведения корреляционного анализа включен 31 ребенок из числа перенесших многократное воздействие общей анестезии, медиана возраста — 6,5 (6,0; 8,0) года. Нейропсихологическое тестирование включало: прогрессивные матрицы Равена, шкалу Mini Mental State Examination (MMSE), тест на определение механической и ассоциативной памяти и корректурные пробы. Результаты. Результат решения матриц Равена был выше у детей контрольной группы, чем у детей основной группы (22,5±4,7 по сравнению с 19,9±5,5 балла; p=0,05). Оценка по шкале MMSE у детей основной группы была выше, чем у детей контрольной группы (29,0 (24,3; 32,8) балла по сравнению с 32,0 (29,6; 33,0); p=0,04). Статистически значимая отрицательная корреляция обнаружена между количеством общих анестезий и продуктивностью внимания (коэффициент корреляции равен -0,375 (-0,648; -0,017), p=0,041), количеством общих анестезий и устойчивостью внимания (коэффициент корреляции -0,422 (-0,665; -0,098), p=0,020), количеством общих анестезий и общим показателем продуктивности и устойчивости внимания (коэффициент корреляции -0,412 (-0,655; -0,091), p=0,024).
Заключение. Многократные хирургические вмешательства в условиях общей анестезии ассоциированы с худшими результатами нейропсихологического тестирования (матрицы Равена, шкала MMSE). Продуктивность и устойчивость внимания обратно коррелируют с количеством анестезий в анамнезе.
Ключевые слова: общая анестезия, послеоперационная когнитивная дисфункция, дети, дети дошкольного возраста, ней-ропсихологические тесты.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:
Золотарева Л.С. — https://orcid.org/0000-0001-7662-8257; e-mail: [email protected]
Адлер А.В. — e-mail: [email protected]
Папонов О.Н. — https://orcid.org/0000-0002-0187-4274
Степаненко С.М. — https://orcid.org/0000-0001-5985-4869
Запуниди А.А. — https://orcid.org/0000-0001-9969-6156
Автор, ответственный за переписку: Золотарева Л.С. — e-mail: [email protected] КАК ЦИТИРОВАТЬ:
Золотарева Л.С., Адлер А.В., Папонов О.Н., Степаненко С.М., Запуниди А.А. Влияние многократных анестезий на когнитивные функции у детей. Анестезиология и реаниматология. 2022;1:54-59. https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202201154
Effects of repeated anesthesia on cognitive functions in children
© L.S. ZOLOTAREVA1, A.V. ADLER2, O.N. PAPONOV2, S.M. STEPANENKO1, A.A. ZAPUNIDI3
'Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia; 2Children's City Clinical Hospital named after N.F. Filatov, Moscow, Russia; 3Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Repeated anesthetic exposure in children may be associated with further cognitive impairment. Objective. To evaluate the effect of repeated anesthesia on cognitive functions in children.
Material and methods. An observational cross-sectional study included children who had 25 previous surgeries (n=28, the main group) and children without previous interventions (n=36, the control group). The median age was 7.0 (6.0; 7.0) years. At the second stage, correlation analysis included 31 children who underwent repeated anesthetic exposure. Median age was 6.5 (6.0; 8.0) years. Neuropsychological tests included: Raven's progressive matrices, Mini-Mental State Examination (MMSE), mechanical and associative memory test and proofreading tests.
Results. The result of Raven's matrices was higher in the control group compared to the main group (19.9±5.5 vs 22.5±4.7 scores, respectively; p=0.05). MMSE score was significantly higher in the main group compared to the control group (29.0 (24.3; 32.8) and 32.0 (29.6; 33.0) scores, respectively; p=0.04). We found significant negative correlation between the number of previous surgeries under general anesthesia and attention productivity (R= -0.375 (-0.648; -0.017), p=0.041), attention span (R= -0.422 (-0.665; -0.098), p=0.020) and pooled indicator of attention accuracy and span (R= -0.412 (-0.655; -0.091), p=0.024).
РЕЗЮМЕ
ABSTRACT
Conclusion. Multiple surgeries under general anesthesia are associated with poorer neuropsychological outcomes (Raven's matrices, MMSE). Attention productivity and span correlate with the number of previous surgical interventions.
Keywords: general anesthesia, postoperative cognitive dysfunction, children, preschool children, neuropsychological tests. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Zolotareva L.S. — https://orcid.org/0000-0001-7662-8257; e-mail: [email protected]
Adler A.V. — e-mail: [email protected]
Paponov O.N. — https://orcid.org/0000-0002-0187-4274
Stepanenko S.M. — https://orcid.org/0000-0001-5985-4869
Zapunidi A.A. — https://orcid.org/0000-0001-9969-6156
Corresponding author: Zolotareva L.S. — e-mail: [email protected]
TO CITE THIS ARTICLE:
Zolotareva LS, Adler AV, Paponov ON, Stepanenko SM, Zapunidi AA. Effects of repeated anesthesia on cognitive functions in children. Russian Journal of Anaesthesiology andReanimatology = Anesteziologiya i Reanimatologiya. 2022;1:54-59. (In Russ.). https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202201154
Введение
Послеоперационная когнитивная дисфункция (ПОКД) возникает после перенесенного оперативного вмешательства и проявляется снижением когнитивных функций по результатам нейропсихологического тестирования по сравнению с предоперационным уровнем [1]. Некоторые авторы выделяют задержку нейрокогнитивного восстановления, наблюдающуюся до 1 мес после хирургического вмешательства, и ПОКД, которая длится от нескольких недель до нескольких месяцев после операции [2].
Недавно выполнен метаанализ 65 доклинических исследований (клинических исследований не было) влияния анестезии во время беременности на когнитивный статус плода (обучение и память, апоптоз, формирование синапсов, плотность нейронов и пролиферация). Авторами показано, что анестезия во время беременности приводит к нарушению обучения и памяти (стандартизованная разница средних —1,16, 95% ДИ —1,46; —0,85) и повреждению нейронов во всех экспериментальных моделях, независимо от анестетиков и сроков беременности. Однако результаты данного исследования имеют некоторые ограничения: грызуны являются наиболее часто используемыми видами животных, но развитие их мозга значительно отличается от человеческого; продолжительность и частота воздействия, а также дозы анестетика в доклинических исследованиях часто намного выше, чем в обычной клинической практике, а уровень контроля гемостаза — ниже. Тем не менее данные этой работы подтверждают необходимость клинических исследований [3].
Проведено несколько крупных клинических исследований ПОКД у детей. Так, по данным многоцентрового исследования GAS, общая анестезия продолжительностью менее 1 ч в раннем детстве не влияет на развитие нервной системы к 5 годам по сравнению с регионарной анестезией [4]. По данным исследования PANDA, включавшего сравнение 105 пар детей, в которых один ребенок подвергался воздействию общей анестезии в возрасте до 36 мес, а другой являлся контролем, не отмечено влияние общей анестезии на когнитивный исход в возрасте 9—15 лет [5]. Однако по результатам некоторых ретроспективных исследований, у детей, перенесших более одной операции в возрасте до 3—4 лет, нарушение когнитивных функций наблюдается в старшем возрасте [6—10].
Отечественные ученые также уделяют внимание вопросу когнитивного дефицита у детей после раннего воздействия анестетиков [11] и после операций в более старшем возрасте
[12]. По данным М.В. Пантелеевой и соавт., оперативное вмешательство в условиях тотальной внутривенной анестезии на основе пропофола и фентанила продолжительностью от 30 до 90 мин приводит к снижению краткосрочной и долгосрочной памяти в первые сутки после операции и перед выпиской из стационара, снижению концентрации и устойчивости внимания в первые сутки после операции, перед выпиской и через 1 мес после операции у детей в возрасте от 7 до 16 лет [13]. Частота ПОКД у детей школьного возраста после операций в условиях тотальной внутривенной анестезии на основе пропофола и фентанила составляет 3,33% на 7-е сутки послеоперационного периода [14] и без коррекции сохраняется через месяц после оперативного вмешательства в 80% случаев [15]. Вместе с тем у детей в возрасте от 3 до 17 лет, оперированных в условиях моноанестезии севофлураном продолжительностью не более 60 мин, ПОКД не отмечена [16].
Диагностику ПОКД проводят при помощи нейропсихологического тестирования. На консенсусных встречах по проблеме ПОКД (Копенгаген, 2014 г., Гонолулу, 2015 г., Вашингтон, 2015 г.) не предложены конкретные тесты для диагностики ПОКД, и таких рекомендаций нет в пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (англ. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Fifth edition, DSM-5) [17, 18]. В исследованиях использованы различные объективные или субъективные тесты, в том числе проводимые наблюдателем или выполняемые самими пациентами с компьютерной поддержкой или без нее [19]. Тесты могут быть представлены в виде тестовых батарей или оценивать отдельные когнитивные функции.
Цель исследования — оценить влияние многократных анестезий на когнитивные функции у детей.
Материал и методы
В обсервационное поперечное перекрестное исследование включены дети, находившиеся на обследовании и лечении в ГБУЗ «ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗМ» в 2019—2020 гг. На первом этапе исследования в основную группу включено 28 (43,8%) детей, у которых было 5 и более операций в анамнезе, а в контрольную группу— 36 (56,2%) детей, соответствовавших по возрасту и не имевших в анамнезе операций.
Критериями исключения являлись наличие родовой травмы и травмы головы в анамнезе, а также пороки развития центральной нервной системы.
Медиана возраста включенных в исследование детей составила 7,0 (6,0; 7,0) года, минимум — 4 года, максимум — 10 лет. Исследованы 27 девочек (42,2%) и 37 мальчиков (57,8%).
Группы сопоставимы по полу (критерий х2 с поправкой Йейтса на непрерывность=0,448, p=0,503).
Распределение пациентов основной группы по диагнозам представлено в табл. 1.
Группы сравнимы по возрасту (критерий Манна—Уит-ни — 498,5, p=0,86; разность медиан Ходжеса—Лемана — 0 (95% ДИ для разности медиан (—1,0; 1,0). Медиана возраста в основной группе составила 6,0 (5,0; 8,0) года (n=28), в контрольной группе — 7,0 (6,0; 7,0) года (n=36).
На втором этапе исследования для проведения корреляционного анализа включен 31 ребенок из числа перенесших многократные хирургические вмешательства и диагностические процедуры в условиях общей анестезии (от 5 до 125 вмешательств), медиана возраста — 6,5 (6,0; 8,0) лет.
Анестезиологическое обеспечение при бужировании
пищевода
При бужированиях пищевода выполняли общую комбинированную сбалансированную анестезию без премедикации. Для введения в наркоз использовали севофлуран в концентрации 8 Vol.%. Необходимая степень обезболивания достигалась с помощью фентанила (раствор 50 мкг/мл) 2,5 мкг на 1 кг массы тела внутривенно. Поддержание анестезии осуществляли при концентрации анестетика 0,8—1 МАК (возрастного), либо пропофолом 1% в дозе 2—4 мг на 1 кг массы тела.
Анестезиологическое обеспечение
при колоэзофагопластике
Колоэзофагопластику выполняли в условиях общей комбинированной сбалансированной анестезии, включавшей эндотрахеальный наркоз и эпидуральную анальгезию. Введение в наркоз проводили по полузакрытому контуру севофлураном (от 8 Vol. % до 2—3 Vol. %), с фракцией кислорода во вдыхаемом воздухе (FiO2), составляющей 70%. Поддержание анестезии осуществляли при концентрации анестетика 0,8—1 МАК (возрастного) либо пропофолом 1% в дозе 3 мг на 1 кг массы тела. Интраоперацион-ную анальгезию обеспечивали фентанилом по потребности, в дозе 2—5 мкг на 1 кг массы тела в час и нейроаксиальной блокадой. В эпидуральное пространство устанавливали ка-
Таблииа 1. Распределение пациентов основной группы в зависимости от выявленной патологии
Table 1. Patient distribution depending on the diagnosis in the main group
Патология Число пациентов, n Доля, %
Атрезия желчных ходов 1 3,6
Атрезия пищевода с трахеопищеводным 8 28,6
свищем/без него
Атрезия пищевода, атрезия ануса 2 7,1
Атрезия пищевода, расщелина гортани 1 3,6
Врожденный трахеопищеводный свищ 1 3,6
Грыжа пищеводного отверстия 2 7,1
диафрагмы
Ожог пищевода 10 35,7
Пептический стеноз пищевода 3 10,7
Всего 28 100,0
тетер для эпидуральной анальгезии на уровне ThX—XII с последующим проведением до ThVII—IX. В эпидуральное пространство вводили 0,25% раствор ропивакаина и 1% раствор Промедола в дозе 0,2 мг на 1 кг массы тела.
Нейропсихологическое тестирование
Использовали прогрессивные матрицы Равена [20], тест на определение механической и ассоциативной памяти, шкалу Mini Mental State Examination (MMSE) [21, 22], адаптированную нами для применения у русскоязычных детей, и корректурные пробы Б. Бурдона [23, 24]. Тестирование в обеих группах выполнено одним исследователем. Мы ориентировались на опыт корректурных проб для оценки фармакологического воздействия [25], рассчитывали производительность (продуктивность), концентрацию внимания, точность, устойчивость внимания и общий показатель точности и устойчивости внимания [26]. Время выполнения пробы было ограниченным и составляло 2,5 мин.
Статистический анализ
Для статистического анализа использованы Microsoft Office Excel 2010 и SPSS Statistics 26.0. Данные, имеющие нормальное распределение, представлены в виде среднего и стандартного отклонения. Для данных, имеющих распределение отличное от нормального, приведены медиана и межквартильный размах. Проверка распределения на нормальность осуществлена с использованием критерия Колмогорова—Смирнова. Сравнение результатов тестов в основной и контрольной группах выполнено с помощью критерия Стьюдента и критерия Манна—Уитни в зависимости от типа распределения. Выполнен корреляционный анализ, рассчитан коэффициент корреляции Пирсона. Доверительный интервал для коэффициента корреляции рассчитан с использованием ^-преобразования Фишера.
Минимальный объем выборки, который необходим для выявления статистически значимых корреляций с использованием коэффициента Пирсона для достижения статистической мощности исследования 0,8 на уровне доверительной вероятности 95% [27], составил 44 человека, таким образом, наше исследование является пилотным и проведено с целью планирования дальнейших исследований.
Исследование одобрено этическим комитетом ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России (выписка из протокола заседания локального этического комитета №186 от 26 июня 2019 г.).
Результаты
Результат решения матриц Равена был статистически значимо выше у детей контрольной группы — 22,5±4,7 балла по сравнению с 19,9±5,5 балла у детей основной группы (p=0,05).
Коэффициент ассоциативной памяти был статистически значимо выше у детей основной группы, чем контрольной (0,7±0,2 и 0,5±0,2 соответственно; p=0,042). Продуктивность внимания у исследуемых основной группы составила 396,0 (270,0; 510,0), контрольной — 365,0 (280,0; 510,0), что статистически незначимо (p=0,58). Концентрация внимания у детей основной и контрольной групп статистически значимо не различалась (127,5 (66,0; 242,5) и 101,0 (60,0; 191,0) соответственно, p=0,57). Не выявлены статистически значимые различия при оценке точности внимания, которая у исследуемых основной группы составляла 0,93 (0,82; 0,95), контрольной — 0,93 (0,85; 0,98), (p=0,153).
20 40 60 80 100 120 Количество общих анестезий, п
4,0
¡5 3,0 s
3
vo О
0,0
20 40 60 80 100 120 Количество общих анестезий, п
Рис. 1. Диаграмма рассеяния для количества общих анестезий в анамнезе и показателя продуктивности внимания. Fig. 1. Scatter plot for the number of previous anesthetic exposures and attention productivity.
сть внимания CT О О • —®—•— О J О
® о
Устойчиво NJ о о® о ® О о
®
0,0 в о
0 20 40 60 80 100 120 Количество общих анестезий, п
Рис. 2. Диаграмма рассеяния для количества общих анестезий в анамнезе и показателя устойчивости внимания. Fig. 2. Scatter plot for the number of previous anesthetic exposures and attention span.
Устойчивость внимания у детей основной и контрольной групп статистически значимо не различалась — 2,7 (2,0; 3,8) и 2,4 (1,9; 3,4) соответственно (p=0,363). Общий показатель продуктивности и устойчивости внимания статистически значимо не различался между группами и составил 1,2 (0,9; 1,8 у детей основной группы и 1,1 (0,9; 1,5) у детей контрольной группы, p=0,523.
Коэффициент механической памяти у исследуемых основной и контрольной групп статистически значимо не различался (0,3 (0,2; 0,4) в основной группе и 0,2 (0,1; 0,4) в контрольной группе, p=0,06).
Оценка по шкале MMSE была статистически значимо ниже у детей основной группы: 29,0 (24,3; 32,8) баллов по сравнению с 32,0 (29,6; 33,0) баллами у детей контрольной группы (p=0,04).
Статистически значимая корреляция обнаружена между следующими переменными: количеством общих анестезий и продуктивностью внимания (обратная слабая корреляция, рис. 1), количеством общих анестезий и устой-
Рис. 3. Диаграмма рассеяния для количества общих анестезий в анамнезе и общего показателя продуктивности и устойчивости внимания.
Fig. 3. Scatter plot for the number of previous anesthetic exposures and pooled indicator of attention accuracy and span.
чивостью внимания (обратная слабая корреляция, рис. 2), количеством общих анестезий и общим показателем продуктивности и устойчивости внимания (обратная слабая корреляция, рис. 3). Данные анализа представлены в табл. 2.
Обсуждение
Во многих проведенных до настоящего времени исследованиях не оценено влияние большого количества анестезий (более 5) на такие когнитивные функции детей, как память и внимание, которые, по данным литературы [28], могут быть уязвимы при воздействии анестезии. Вероятно, большое количество хирургических вмешательств в анамнезе в отсутствие тяжелых пороков развития и травм встречается редко. В нашей клинике когорту таких пациентов в основном составляют дети с изолированными пороками развития пищевода и ожогами пищевода. При такой патологии зачастую требуются повторные оперативные вмешательства, многократное бужирование в условиях общей анестезии.
Мы выявили, что многократное воздействие анестезии может быть связано с худшими результатами нейро-психологического тестирования (матрицы Равена, шкала MMSE), а также меньшей продуктивностью и устойчивостью внимания.
Наши результаты согласуются с результатами, полученными R. Wilder и соавт. [7], R. Flick и соавт. [9] и D. Hu и со-авт. [10]: при увеличении количества вмешательств и совокупной продолжительности воздействия анестезии возрастает риск развития когнитивных нарушений. D. Hu и соавт. отмечают нарушения внимания, связанные со множественным воздействием [10], что также согласуется с данными нашего исследования. Ограничениями нашего исследования по сравнению с исследованиями указанных авторов являлись отсутствие возможности расчета общей продолжительности анестезии и коррекции взаимосвязей на факторы риска из-за небольшой выборки, включенной в исследование, однако включенные в наше исследование дети могут представлять большой клинический интерес в силу перенесенных вмешательств (от 5 до 125), что позволяет отнести их к группе максимального риска.
Особо следует отметить, что авторы этих работ для оценки исходов использовали стандартную оценку нарушений об-
Таблица 2. Зависимость данных, полученных при тестировании пациентов, и количеством общих анестезий в анамнезе (результаты корреляционного анализа)
Table 2. Correlation between neuropsychological testing data and the number of previous anesthetic exposures
Количество общих анестезий в анамнезе
Результат нейропсихологического тестирования Коэффициент корреляции Уровень значимости
Пирсона (двусторонний), p
Матрицы Равена, баллы -0,176 (- -0,499; 0,190) 0,352
Продуктивность внимания -0,375* (- -0,648; -0,017) 0,041
Концентрация внимания -0,148 ( -0,472; 0,212) 0,434
Точность внимания 0,007 (- 0,337; 0,349) 0,969
Устойчивость внимания -0,422* (- 0,665; -0,098) 0,020
Общий показатель продуктивности и устойчивости внимания —0,412* (- -0,655; -0,091) 0,024
Ассоциативная память, коэффициент -0,060 ( -0,381; 0,274) 0,753
Механическая память, коэффициент -0,078 ( -0,392; 0,252) 0,688
Оценка по шкале Mini Mental State Examination, баллы -0,312 ( -0,574; 0,009) 0,088
Примечание. * — ^<0,05; в скобках представлен 95% доверительный интервал.
учения в виде индивидуального тестирования, выполняемого в образовательных учреждениях, а также данные об участии в индивидуальных образовательных программах. С одной стороны, такой подход позволяет охватить большую группу населения, с другой — препятствует экстраполяции методологии исследования на население регионов с другими образовательными стандартами и иной организацией страховой медицины. В нашем случае мы использовали более универсальные тесты, не привязанные к стандартам тестирования в системе образования и позволяющие быстро оценить когнитивный статус непосредственно во время госпитализации.
Используя данные обследования когорты братьев и сестер, полученные C. DiMaggio и соавт., оценили связь между воздействием анестезии у пациентов младше 3 лет и риском нарушений развития и поведения. Авторы выявили повышение риска развития расстройств поведения и развития (аутизма, асоциальных и социальных расстройств поведения, задержки развития, расстройства чтения и речи, дефицита внимания и гиперактивности и других эмоциональных расстройств или расстройств поведения) с увеличением количества анестезий в анамнезе [8]. Этот результат согласуется с полученными нами данными. Более того, не все дети с нарушением внимания, которое мы наблюдали после многократных вмешательств, обращаются к профильным специалистам, что может говорить о заниженной частоте диагностированных когнитивных нарушений и о необходимости тщательного наблюдения такой категории пациентов.
D.O. Warner и соавт. путем проспективного нейропсихологического тестирования проверяли гипотезу о том, что воздействие нескольких процедур в условиях общей анестезии может быть связано с неблагоприятными исходами для нервной системы [6]. Авторы оценивали детей в возрасте 8—12 и 15—19 лет, возраст детей, включенных в наше исследование, составил от 4 до 10 лет.
Результаты комплексного IQ-тестирования в исследовании, выполненном D. Warner и соавт. [6], значимо не различались в зависимости от воздействия, однако скорость реакции была снижена, а мелкая моторика нарушена у детей,
подвергшихся многократному (но не однократному) воздействию общей анестезии. Родители детей, подвергшихся многократному воздействию общей анестезии, также сообщали о нарушении исполнительных функций, поведения и чтения.
Мы же, напротив, получили различия в результатах комплексных тестов (матрицы Равена и шкала MMSE), что может быть связано со спецификой выбранных методик тестирования.
Ограничения исследования. Ограничением нашего исследования являлось использование тестов для определения отдельных когнитивных функций. Комплексное клиническое нейропсихологическое обследование представляется слишком продолжительным для детей в возрасте до 10 лет [29].
Кроме того, ограничением нашего исследования является объем выборки. Однако с учетом критериев включения в исследование мы рассмотрели всех детей, наблюдавшихся в нашей клинике за определенный период времени.
Выводы
1. Многократные хирургические вмешательства в условиях общей анестезии связаны с худшими результатами нейропсихологического тестирования (матрицы Раве-на, шкала MMSE).
2. Продуктивность и устойчивость внимания обратно коррелируют с количеством анестезий в анамнезе.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — Золотарева Л.С., Сте-
паненко С.М., Адлер А.В.
Сбор и обработка материала — Золотарева Л.С.
Статистический анализ данных — Золотарева Л.С.
Написание текста — Золотарева Л.С.
Редактирование — Степаненко С.М., Адлер А.В., Папо-
нов О.Н., Запуниди А.А.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
AMTEPATYPA/REFERENCES
1. Netto MB, de Oliveira Junior AN, Goldim M, Mathias K, Fileti ME, da Rosa N, Laurentino AO, de Farias BX, Costa AB, Rezin GT, Fortunato JJ, Giustina AD, Barichello T, Dal-Pizzol F, Petronilho F. Oxidative stress and
mitochondrial dysfunction contributes to postoperative cognitive dysfunction in elderly rats. Brain, Behavior, and Immunity. 2018;73:661-669. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2018.07.016
2. The Perioperative Neurocognitive Disorders. Eckenhoff RG, Terrando N, eds. Cambridge University Press; 2019. https://doi.org/10.1017/9781316402504
3. Bleeser T, Van Der Veeken L, Fieuws S, Devroe S, Van de Velde M, Deprest J, Rex S. Effects of general anaesthesia during pregnancy on neurocognitive development of the fetus: a systematic review and meta-analysis. British Journal of Anaesthesia. 2021;126(6):1128-1140. https://doi.org/10.1016/j.bja.2021.02.026
4. McCann ME, de Graaff JC, Dorris L, Disma N, Withington D, Bell G, Grobler A, Stargatt R, Hunt RW, Sheppard SJ, Marmor J, Giribaldi G, Bellinger DC, Hartmann PL, Hardy P, Frawley G, Izzo F, von Ungern Sternberg BS, Lynn A, Wilton N, Mueller M, Polaner DM, Absalom AR, Szmuk P, Morton N, Berde C, Soriano S, Davidson AJ; GAS Consortium. Neurodevelopmental outcome at 5 years of age after general anaesthesia or awake-regional anaesthesia in infancy (GAS): an international, multicentre, randomised, controlled equivalence trial. Lancet. 2019;393(10172):664-677. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)32485-1
5. Sun LS, Li G, Miller TL, Salorio C, Byrne MW, Bellinger DC, Ing C, Park R, Radcliffe J, Hays SR, DiMaggio CJ, Cooper TJ, Rauh V, Maxwell LG, Youn A, McGowan FX. Association between a Single General Anesthesia Exposure before Age 36 Months and Neurocognitive Outcomes in Later Childhood. JAMA. 2016;315(21):2312-2320. https://doi.org/10.1001/jama.2016.6967
6. Warner DO, Zaccariello MJ, Katusic SK, Schroeder DR, Hanson AC, Schulte PJ, Buenvenida SL, Gleich SJ, Wilder RT, Sprung J, Hu D, Voigt RG, Paule MG, Chelonis JJ, Flick RP. Neuropsychological and Behavioral Outcomes after Exposure of Young Children to Procedures Requiring General Anesthesia: The Mayo Anesthesia Safety in Kids (MASK) Study. Anesthesiology. 2018;129(1):89-105. https://doi.org/10.1097/ALN.0000000000002232
7. Wilder RT, Flick RP, Sprung J, Katusic SK, Barbaresi WJ, Mickelson C, Gleich SJ, Schroeder DR, Weaver AL, Warner DO. Early exposure to anesthesia and learning disabilities in a population-based birth cohort. Anesthe-siology. 2009;110(4):796-804. https://doi.org/10.1097/01.anes.0000344728.34332.5d
8. Dimaggio C, Sun LS, Li G. Early childhood exposure to anesthesia and risk of developmental and behavioral disorders in a sibling birth cohort. Anesthesia and Analgesia. 2011;113(5):1143-1151. https://doi.org/10.1213/ANE.0b013e3182147f42
9. Flick RP, Katusic SK, Colligan RC, Wilder RT, Voigt RG, Olson MD, Sprung J, Weaver AL, Schroeder DR, Warner DO. Cognitive and behavioral outcomes after early exposure to anesthesia and surgery. Pediatrics. 2011;128(5):e1053-1061. https://doi.org/10.1542/peds.2011-0351
10. Hu D, Flick RP, Zaccariello MJ, Colligan RC, Katusic SK, Schroeder DR, Hanson AC, Buenvenida SL, Gleich SJ, Wilder RT, Sprung J, Warner DO. Association between Exposure of Young Children to Procedures Requiring General Anesthesia and Learning and Behavioral Outcomes in a Population-based Birth Cohort. Anesthesiology. 2017;127(2):227-240. https://doi.org/10.1097/ALN.0000000000001735
11. Александрович Ю.С., Горьковая И.А., Микляева А.В. Влияние анестезии в анте- и интранатальном периодах развития на когнитивный статус детей в возрасте от 0 до 3 лет. Вестник Российской академии медицинских наук. 2020;75(5):532-540.
Aleksandrovich YuS, Gor'kovaya IA, Miklyaeva AV. Effect of Anesthesia in the Ante- and Intranatal Periods of Development on the Cognitive Status of Children Aged from 0 to 3 Years. Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk. 2020;75(5):532-540. (In Russ.). https://doi.org/10.15690/vramn1391
12. Овезов А.М., Котов А.С., Пантелеева М.В., Луговой А.В. Послеоперационная когнитивная дисфункция у детей школьного возраста. М.: Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского; 2018.
Ovezov AM, Kotov AS, Panteleeva MV, Lugovoi AV Posleoperacionnaya kogni-tivnaya disfunkciya u detejshkol'nogo vozrasta. M.: Moskovskij oblastnoj nauch-no-issledovatel'skij klinicheskij institut im. M.F. Vladimirskogo; 2018. (In Russ.).
13. Пантелеева М.В., Борисова М.Н., Овезов А.М., Лобов М.А., Луговой А.В. Послеоперационная когнитивная дисфункция в практике педиатра. Практика педиатра. 2017;1:23-26.
Panteleeva MV, Borisova MN, Ovezov AM, Lobov MA, Lugovoi AV. Postoperative cognitive dysfunction in pediatric practice. Praktika pediatra. 2017;1:23-26. (In Russ.).
14. Луговой А.В., Пантелеева М.В., Надькина Е.Д., Овезов А.М. Интра-операционная профилактика когнитивных нарушений при тотальной внутривенной анестезии у детей школьного возраста: рандомизированное клиническое исследование. Вестник интенсивной терапии им. А.И. Салтанова. 2018;4:57-64.
Lugovoi AV, Panteleeva MV, Nad'kina ED, Ovezov AM. Intraoperative prevention of cognitive impairment in total intravenous anesthesia in school-age children: randomized clinical trial. Vestnik intensivnoo terapii im. A .1. Saltano-va. 2018;4:57-64. (In Russ.).
15. Овезов А.М., Лобов М.А, Пантелеева М.В., Луговой А.В., Мятчин П.С., Гуськов И.Е. Коррекция ранних когнитивных нарушений у детей школьного возраста, оперированных в условиях тотальной внутривенной анестезии. Анестезиология и реаниматология. 2012;3:25-29. Ovezov AM, Lobov MA, Panteleeva MV, Lugovoy AV, Myatchin PS, Gus-kov IE. Correction of early cognitive disorders in school-age children, operated under total intravenous anaesthesia. Anesteziologiya i reanimatologi-ya. 2012;3:25-29. (In Russ).
16. Овезов А.М., Машков А.Е., Луговой А.В., Лодатко И.М., Гуськов И.Е. Применение севофлурана для ингаляционной индукции и поддержания анестезии у детей разного возраста. Поликлиника. 2013;2-1:47-50. Ovezov AM, Mashkov AE, Lugovoi AV, Lodatko IM, Gus'kov IE. Use of sevoflurane for inhalation induction and maintenance of anesthesia in children of different ages. Poliklinika. 2013;2-1:47-50. (In Russ.).
17. Evered L, Silbert B, Knopman DS, Scott DA, DeKosky ST, Rasmussen LS, Oh ES, Crosby G, Berger M, Eckenhoff RG; Nomenclature Consensus Working Group. Recommendations for the nomenclature of cognitive change associated with anaesthesia and surgery-2018. British Journal of Anaesthesia. 2018;121(5):1005-1012. https://doi.org/10.1016/j.bja.2017.11.087
18. American Psychiatric Association (APA): Diagnostic and .Statistical Manual of Mental Disorders. 5th ed. Arlington, Virginia: American Psychiatric Publishing; 2013.
19. Rasmussen LS, Larsen K, Houx P, Skovgaard LT, Hanning CD, Moller JT; ISPOCD group. The assessment of postoperative cognitive function. Acta Anaesthesiologica Scandinavica. 2001;45(3):275-289. https://doi.org/10.1034/j.1399-6576.2001.045003275.x
20. Равен Д., Корт Д.Ж. Руководство для прогрессивных матриц Равена и словарных шкал. М.: Когито-Центр; 2002.
Raven D, Kort DZh. Rukovodstvo dlyaprogressivnyh matric Ravena i slovar-nyh shkal. M.: Kogito-Centr; 2002. (In Russ.).
21. Jain M, Passi GR. Assessment of a modified Mini-Mental Scale for cognitive functions in children. Indian Pediatrics. 2005;42(9):907-912.
22. Biester RC. Outcome scales and neuropsychological outcome. In: Le Roux PD, Levine J, Kofke WA. Monitoring in Neurocritical Care. Elsevier Health Sciences; 2013.
23. Дружинин В.Н., Ушаков Д.В. Когнитивная психология. М.: ПЕР СЭ; 2002. Druzhinin VN, Ushakov DV. Kognitivnayapsihologiya. M.: PER SE; 2002. (In Russ.).
24. Сидоров К.Р. Количественная оценка продуктивности внимания в методике «Корректурная проба» Б. Бурдона. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2012;4:50-57. Sidorov KR. Quantitative assessment of the attention's productivity in the Bourdon's «Corrective test». Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filoso-fiya. Psihologiya. Pedagogika». 2012;4:50-57. (In Russ.).
25. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Апрель-Пресс; 2004.
Rubinshtein SYa. Eksperimental'nye metodiki patopsihologii i opyt primeneni-ya ih v klinike. M.: Aprel'-Press; 2004. (In Russ.).
26. Марцинковская Т.Д. Найди и вычеркни. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»; 2014.
Martsinkovskaya TD. Najdi i vycherkni. Enciklopediyapsihodiagnostiki. Psi-hodiagnostika detej. Samara: Izdatel'skij Dom «Bahrah-M»; 2014. (In Russ.).
27. Гржибовский А.М., Горбатова М.А, Наркевич А.Н., Виноградов К.А Объем выборки для корреляционного анализа. Морская медицина. 2020;6(1):101-106.
Grzhibovskij AM, Gorbatova MA, Narkevich AN, Vinogradov KA. The sample size for correlation analysis. Morskayamedicina. 2020;6(1):101-106. (In Russ.). https://doi.org/10.22328/2413-5747-2020-6-1-101-106
28. Tsai TL, Sands LP, Leung JM. An update on postoperative cognitive dysfunction. Advances in Anesthesia. 2010;28(1):269-284. https://doi.org/10.1016/j.aan.2010.09.003
29. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. СПб.: Питер; 2006.
Glozman ZM, Potanina AY, Soboleva AE. Nejropsihologicheskaya diagnos-tika v doshkol'nom vozraste. SPb.: Piter; 2006. (In Russ.).
Поступила 08.07.2021 Received 08.07.2021 Принята к печати 06.09.2021 Accepted 06.09.2021