Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Экономика
УДК 330.1
Влияние Мирового кризиса 2008-2014 гг. на инвестиции и инвестиционную привлекательность России
Сафина Р. С.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры муниципального менеджмента
Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Курзина И.М.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального менеджмента Казанского государственного архитектурно-строительного университета
В статье характеризуется состояние экономики России в условиях кризисных явлений внутри страны через призму глобальных структурных сдвигов в мировой системе и новых геоэкономических и геополитических тенденций. На основе анализа статистического материала раскрываются основные проблемы, обостряющие неопределенность и риски для роста инвестиций. На примере Республики Татарстан рассматривается региональный аспект регулирования инвестиционного процесса.
Ключевые слова: глобальный экономический кризис, российская экономика, экономический рост, инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность.
Чрезвычайно успешный период развития российской экономики 2000-2008 гг., в течение которого доля страны в мировом объеме производства возросла более чем в четыре раза (с 0,6 до 2,7 %), завершился наступлением кризиса. Если в докризисный период среднегодовые темпы прироста ВВП составляли 6,9 %, то после кризиса (2009-2013 гг.) рост замедлился до 1,0 %. В 2014 г., по данным Росстата, он составил всего 0,6 %, а в первом полугодии 2015 г., по прогнозу Центробанка РФ, российская экономика продемонстрирует спад на 3,2 % [1, с. 3-5]. Такое резкое торможение существенно ухудшило позиции страны - из числа лидеров по темпам роста Россия перешла в группу аутсайдеров.
Основной особенностью политического и социально-экономического развития России в 2014 г. явилось не просто проявление очередного мирового кризиса, а наложение нескольких кризисов и не только в экономической сфере. Речь прежде всего
идет о глобальных структурных сдвигах в экономике и политике ведущих стран и возникновении новых, неблагоприятных для России, геоэкономических и геополитических тенденций. Можно назвать следующие проблемы, которые обострились в настоящее время в России:
- кризис инерционной модели развития, построенной на высоких ценах на энергоносители и сырье. Российская экономика никак не может уйти от прямой функциональной зависимости динамики роста ВВП от конъюнктуры на сырьевых рынках. Нефтегазовые доходы устойчиво сохраняются на уровне 4648 % от доходов федерального бюджета. Доля нефти и газа в экспорте товаров и услуг составляла в 1994 г. 33 %, в 2000 г. - 46 %, в 2007 г. - 55 %, а в настоящее время - примерно 60 % (данные Центробанка). Если учесть экспорт металлов, лесоматериалов и удобрений, то получится около 70 %. При этом машины и оборудование составляют не более 4 % экспорта.
85
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Экономика
- кризис модели экономического роста, основанной на повышении спроса - как потребительского, так и инвестиционного. По итогам 2014 г. темпы роста реальных доходов населения России впервые с 1999 г. стали отрицательными и составили -0,1 %. Эксперты уже начали фиксировать снижение расходов россиян не только на товары длительного пользования, но и на предметы первой необходимости. Что касается инвестиционного спроса, то он также падает вследствие высоких процентных ставок и растущих тарифов. Издержки бизнеса растут в связи с девальвацией рубля, ростом цен на импортное сырье и оборудование. Неопределенность и растущие риски существенно ограничивают стимулы для роста инвестиций.
- финансовый кризис, который прежде всего проявился в банковской сфере. Повышение ключевой ставки усложнил ситуацию не только для бизнеса и потребителей, но и зеркально - для банковского сектора, увеличив риски невозврата и снизив кредитную активность. Сложная финансовая ситуация, вплоть до лишения лицензий, возникла у значительного числа банков внутри страны, плюс замораживание счетов крупнейших российских банков за рубежом. Все это серьезно осложнило ситуацию в целом для экономики.
- валютный кризис, подорвавший доверие к рублю и потребовавший значительных усилий Центробанка для удержания его на плаву. Тот положительный эффект, который в результате девальвации получил экспортный сектор, вряд ли покроет отрицательные последствия такого резкого падения курса национальной валюты. Бегство капитала из страны - одно из таких последствий. Кроме того, неизбежен рост цен практически по всем отраслям и видам деятельности, что оказывает дополнительное давление на уровень рентабельности производителей, с одной стороны, и на потребительский спрос - с другой, поскольку рост инфляции неизбежно сказывается на реальных располагаемых доходах населения. В этой тенденции отчетливо проявляется картина классического циклического кризиса с массовыми банкротствами предприятий и ростом безработицы.
- демографический кризис, связанный с ростом численности людей пенсионного возраста и усилением нагрузки на бюджет и, соответственно, увеличением налогового бремени на трудоспособное население. Решение этой проблемы является весьма непростым из-за опасности социального взрыва, который в сложившихся условиях может привести к непредсказуемым последствиям.
Все отмеченные выше проблемы являются разными сторонами проявления общего системного кризиса, вызванного главным образом внутренними причинами, поскольку предпосылки для такого кризиса созревали на протяжении многих лет. Это - и
отсутствие серьезных структурных изменений для ухода от сырьевой направленности производства и экспорта, и сохраняющиеся низкие темпы роста производительности труда относительно роста заработной платы, и высокий уровень коррупции во властных структурах, требующий кардинальных институциональных преобразований.
Однако ситуация осложняется тем, что к внутренним проблемам добавился целый ряд воздействий извне, которые приняли характер внешнеэкономических шоков, усиливших негативный характер проявления настоящего кризиса. Среди них, как известно:
- общее обострение геополитической обстановки, что в значительной степени связано с возросшей внешнеполитической активностью России и нежеланием Запада видеть ее сильным и равноправным партнером;
- многосторонние экономические санкции в связи с напряженностью отношений с Украиной, введенные в отношении отдельных лиц и компаний, оборонного, энергетического и финансового секторов России. Санкции вызвали усиление волатильности на валютном рынке и подтолкнули снижение курса рубля, а также способствовали масштабному оттоку капитала из страны;
- снижение цен на нефть вследствие общего падения спроса в условиях мирового кризиса (прежде всего со стороны Китая как крупнейшего потребителя), разработки в США месторождений сланцевой нефти, отказа стран ОПЕК ограничить экспорт. Очевидно, что этот внешнеэкономический шок оказался особенно чувствительным для страны, бюджет которой формируется в основном за счет данного сектора.
Наложение внутренних проблем на указанные внешние воздействия привели к кумулятивному усилению отрицательного эффекта нынешнего кризиса, который оказался для России намного серьезнее, чем в 2008 г. Важнейшим негативным следствием его стало снижение инвестиционной привлекательности страны, что может иметь весьма неприятные последствия в долгосрочной перспективе, замедлив выход из понижательной фазы цикла. На рис. 1 и 2 видна динамика изменения важнейших финансовых показателей и фондовых индексов, косвенно характеризующих движение инвестиционных потоков.
Главным условием, угрожающим дальнейшим понижением уровня инвестиций, является возникший порочный круг из дефицита кредитных ресурсов, направляемых в производство, и повышения процентных ставок по кредитам, на фоне замедления экономики и падения потребительского спроса. Кроме того, существуют и другие факторы, которые при условии их сохранения могут ограничивать в перспективе рост инвестирования, в частности, это: несовершенство государственных институтов, регулирующих рынки, непрозрачность и большая
86
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Экономика
Рис. 1. Динамика основных финансовых показателей по месяцам 2014 г. [2, с. 530]
Рис. 2. Динамика индексов Dow Jones и RTS в 2006-2015 гг. [2, с. 530]
избирательность правоприменительной практики, отсутствие гарантий равных условий для частных инвесторов, высокий уровень коррупции.
Инвестиции в основной капитал в России в феврале 2015 г., по данным Росстата, сократились на
6,5 % по сравнению с февралем 2014 г. Это прежде всего сказалось на динамике промышленного производства, особенно в обрабатывающей промышленности (см.: рис. 3).
Минэкономразвития прогнозирует падение инвестиций по итогам 2015 г. на 13,7 %. К одной из причин столь существенного падения, как уже отмечалось, можно отнести введение санкций на закупку иностранного оборудования, комплектующих, технологий. Возникшая на этой волне идея импортозамещения, безусловно, имеет хорошие перспективы и является шансом, наконец, «слезть с нефтяной иглы», а также создать сбалансированные пропорции между добывающей и перерабатывающей промышленностью. Глава Министерства финансов отметил, что «из-за падения цен на нефть инвестиции уже перераспределяются в пользу несырьевого сектора». Однако совершенно очевидно, что российской экономике предстоит пройти
сложный и длительный период адаптации к новым условиям. Пока же ослабление курса рубля и улучшение условий торговли для некоторых отраслей не привело к заметному увеличению несырьевого экспорта. Импульс, обусловленный возможностью роста импортозамещающего производства в обрабатывающих отраслях, оказался невелик вследствие ограниченных резервных мощностей, структурных и финансовых ограничений.
Нельзя не остановиться на проблеме государственного регулирования инвестиционных потоков. В сложившихся условиях без активного вмешательства государства в этот процесс явно не обойтись. Конкретные объекты и методы регулирования могут быть самыми разнообразными, но представляется интересным региональный аспект. В этой связи можно, например, проанализировать, из чего складывается характер инвестиционного климата в Республике Татарстан.
Как известно, специфику инвестиционного процесса в регионах определяет законодательство субъектов федерации и муниципальных образований. Но независимо от географии основополагающими направлениями государственной инвестиционной политики являются: усиление поддержки приоритетных направлений экономического развития; создание соответствующей институционально-правовой и экономической среды, которая бы стимулировала инвестиции в реальный сектор экономики; согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.
В 2014 г. по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в
Динамика промышленного производства в РФ, в % к соответствующему месяцу предыдущего года
Промышленность в целом Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Рис. 3. Промышленное производство в РФ [3, с. 216]
87
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Экономика
российских регионах Республика Татарстан вошла в пятерку субъектов Российской Федерации, обеспечивших наиболее благоприятные инвестиционные условия для бизнеса. Активная инвестиционная политика обеспечивает высокий уровень объема инвестиций в основной капитал. Период 2009-2013 гг. характеризовался динамичным ростом, в результате которого объем вложений в основной капитал в республике вырос в два раза. В июне 2015 г. в РТ была утверждена Стратегия социально-экономического развития до 2030 г., которая стала главным документом региона, определяющим развитие республики на ближайшие 15 лет.
Успешными примерами развития инновационно-инвестиционной инфраструктуры в РТ являются такие, как создание в 2004 г. Камского индустриального парка «Мастер» для размещения малых и средних предприятий-производителей; создание первого технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк». Сдана в эксплуатацию вторая площадка Казанского технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк» в г. Набережные Челны. Образована ОЭЗ «Инно-полис» как ИТ-столица России, где предполагается разрабатывать и коммерциализировать лучшие инновационные решения. В рамках этого проекта реализуются обособленные инвестиционные проекты: «Университет Иннополис», развитие жилищной и коммерческой инфраструктуры. Формирование инновационной экономики во многом будет зависеть от развития инжиниринговых центров в рамках инновационных кластеров «умной экономики». Так, уже созданы Центр «КАИ-ЛАЗЕР» и Центр медицинской науки «Эйдос». В целом, созданные в республике объекты инновационно-инвестиционной инфраструктуры показали свою эффективность с точки зрения создания благоприятной атмосферы для привлечения инвестиций, хотя остается еще много нерешенных проблем.
На территории республики успешно функционирует промышленно-производственная ОЭЗ «Ала-буга», которая ориентирована в первую очередь на крупных инвесторов и одновременно предоставляет хорошие возможности для развития кооперации крупного и малого бизнеса [4].
Что же создано на территории этой зоны, с точки зрения привлекательности для инвесторов? Прежде всего, это - сокращение количества необходимых документов: их всего пять - этого достаточно для регистрации. Существует типовой график реализации проектов и четко определена правовая база. Во-вторых, это, безусловно, налоговые льготы. Так, например, налог на прибыль первые 5 лет составляет всего 2 % , вторые 5 лет - уже 7 %, а до 2055 г. - 15,5 %. Оплата страховых взносов выглядит так: с 2011 до 2017 гг. - 14 %, 2018 г. - 21 %, 2019 г. - 28 % (для резидентов, занимающихся технико-внедренческой деятельностью). В-третьих, хорошо проду-
манная таможенная политика: машины, оборудование, комплектующие, сырье - все это ввозится без уплаты импортных пошлин и НДС, причем создана современная контейнерная зона для удобства инвесторов. И, наконец, бесплатное подключение к линиям электропередач, наличие готовых строительных площадок, железнодорожных путей, автомагистрали и аэропорта.
Все это позволяет говорить об «Алабуге» как о наиболее удачном примере привлечения инвестиций на территории России. Несмотря на кризис, основные экономические показатели здесь не только не сократились, но значительно возросли. Достаточно сказать, что только за 2014 г. было открыто 8 новых предприятий. Напрашивается следующий вывод: если хотя бы часть апробированных и удачно зарекомендовавших себя проектов перенести в другие российские регионы, то эффект улучшения инвестиционного климата страны будет реальным.
Внешними позитивными для страны сигналами, открывающими возможности улучшения инвестиционного потенциала, безусловно, являются прошедшие в столице Башкирии международные саммиты Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), которые заложили основы для новой, многополярной системы управления миром с учетом растущего влияния крупнейших развивающихся стран в мировой экономике. Основным событием саммита БРИКС стало создание первых финансовых институтов в рамках объединения на общую сумму в 200 млрд. долл. Новый банк БРИКС должен стать одним из ведущих мировых институтов, который будет специализироваться на инфраструктурных проектах. Кроме того, заключено соглашение о пуле валютных резервов, в соответствии с которым каждый центральный банк страны-участника БРИКС зарезервирует определенную сумму в качестве страховки для чрезвычайных ситуаций, которые могут быть вызваны, в частности, сильным оттоком капитала. Несмотря на заявления о том, что в обозримом будущем ни одна из стран-участниц не собирается обращаться к помощи этого инструмента, само его создание уже обеспечивает надежную «подушку» на случай критических внешних шоков.
88
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3
Экономика
Литература:
1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год. - URL: economy.gov.ru.
2. Тихомиров Б., Сергиенко Я., Френкель А., Лоб-зова А., Рощина Л. На перепутье // Однако. -2015. - № 180. - С. 528-540.
3. Райская Н., Сергиенко Я., Френкель А., Лобзова
А., Рощина Л. На искусственном дыхании // Однако. - 2014. - № 176. - С. 213-224.
4. Постановление Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике. - URL: http://gossov.tatarstan.ru/fs/a_ events/2283_fieldfulHm/3-0206-2(1).pdf
5. Федеральная служба государственной статистики. - URL: www.gks.ru
6. Сафина Р.С., Курзина И.М. Интеграция России в мировую экономику // Вестник экономики, права и социологии. - 2010. - № 4. - С. 26-29.
7. Сафина Р.С., Курзина И.М. Проблемы модернизации российской экономики // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 1(17). -С. 40-43.
8. Сафина Р.С., Курзин Н.С. Проблема формирования и использования суверенных инвестиционных фондов (на примере России и Китая) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. -№ 1(35). - С. 65-67.
Effect of 2008-2014 World Crisis on Investments and Investment Attractiveness of Russia
R.S. Safina, I.M. Kurzina
Kazan State University of Architecture and Engineering
The paper dwells upon the state of Russian economy in the context of crisis through the prism of global structural shifts in the world system and new geo-economic and geopolitical tendencies. Having analyzed the statistical data, the authors reveal main problems escalating instability and risks for the investment growth. Regional aspect of investment process regulation is analyzed on the example of the Republic of Tatarstan.
Key words: global economic crisis, Russian economy, economic growth, investments, investment climate, investment attractiveness.
89