EDN: MABWSA
Е.А Шевченко - магистрант Института менеджмента и экономики, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия, [email protected],
E.A Shevchenko - master's student of the Institute of Management and Economics, Omsk State Transport University, Omsk, Russia;
Научный руководитель: О.М. Кирилюк - к.э.н., доцент кафедры менеджмент, маркетинг и коммерция, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия, [email protected],
Scientific supervisor: O.M. Kirilyuk - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management, Marketing and Commerce, Omsk State Transport University, Omsk, Russia.
ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРУДОВ И ПЕРСПЕКТИВ ДЛЯ РОССИИ THE IMPACT OF INTERNATIONAL TRADE ON ECONOMIC GROWTH: ANALYSIS OF GLOBAL WORKS AND PROSPECTS FOR RUSSIA
Аннотация. Данная статья освещает факторы действия международной торговли на состояние экономики страны, а также анализирует перспективы этого влияния. Международная торговля представляет собой двигатель экономики мира и имеет огромное значение для экономик различных стран. Именно поэтому в статье были проанализированы основные модели и теории возникновения международных связей, а также объясняющие их влияние. В статье были рассмотрены следующие понятия: международные торговые отношения, квотирование, экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо. Были рассмотрены исторические промежутки становления такого понятия как «международная торговля», предпосылки появления такого явления. Были исследованы плюсы международной торговлю для экономического роста, проанализированы эффекты на внутренние рынки, а также продемонстрировано влияние торговли на экономический рост страны. Также проведен анализ российской экономики и оценка потенциала международной торговли для экономического роста России. При подведении итогов статьи, были сформулированы рекомендации для развития международной торговли в России.
Abstract. This article highlights the factors of the effect of international trade on the state of the country's economy, as well as analyzes the prospects for this influence. International trade is the engine of the world's economy and is of great importance to the economies of various countries. That is why the article analyzes the main models and theories of the emergence of international relations, as well as explaining their impact. The following concepts were considered in the article: international trade relations, quotas, exports, imports, foreign trade balance. The historical periods of the formation of such a concept as "international trade" and the prerequisites for the emergence of such a phenomenon were considered. The advantages of international trade for economic growth were investigated, the effects on domestic markets were analyzed, and the impact of trade on the economic growth of the country was demonstrated. An analysis of the Russian economy and an assessment of the potential of international trade for Russia's economic growth were also carried out. In summing up the article, recommendations were formulated for the development of international trade in Russia.
Ключевые слова: международная торговля, экономика, влияние, торговые отношения, внешнеторговое сальдо, экономические теории.
Keywords: international trade, economics, influence, trade relations, foreign trade balance, economic theories.
С каждым годом в мире происходят глобальные открытия и создаются новые изобретения, что в свою очередь приводит к изменениям во всех сферах жизни, в том числе и экономической. В настоящее время формируется понятие общества потребления, где потребители находятся в изобилии товаров, привозимых из разных стран. Соответственно изобилие товаров порождает у людей желание купить, что приводит к развитию экономического состояния страны. Так, благодаря мировой глобализации страны вовлекаются в отношения международной торговли, поставляя друг другу товары, тем самым закрывая нехватки товаров для удовлетворения спроса.
Международная торговля выступает двигателем прогресса для многих стран. Она способствует обмену технологиями, знаниями между странами, позволяет государствам иметь доступ к широкому ассортименту товаров и услуг, а также предоставляет возможности развивающимся странам экспортировать свои товары и получать прибыль.
Международная торговля - это обмен товарами или услугами, осуществляемый как минимум между двумя разными странами. Обмен может быть импортным или экспортным. Импорт относится к товару или услуге, ввезенной в страну внутреннего пользования. Экспорт - это товар или услуга, проданная за границу.
Можно привести еще одно определение данного понятия. Международная торговля - это метод экономического взаимодействия между международными организациями и пример экономических связей.
Международная коммерция открывает новые возможности странам в расширении своих рынков, в получении доступа к товарам и услугам, которые могут быть недоступны внутри страны. Данный вид отношений между государствами позволяет рынку становиться более конкурентоспособным, что в конечном итоге приводит к колебаниям цен и выделении сегментов товаров в зависимости от ценовой категории.
В настоящее время потребители могут на себе ощутить влияние международной торговли. Например, вы заходите в продуктовый магазин и видите изобилие фруктов, химической продукции, алкогольных напитков, привезенных из разных стран, или магазин бытовой техники, где точно также есть вариативность товарных категорий. Но при всем при этом на экономические отношения прямо влияют не только спрос и предложение, но и политика. И когда в мире происходит какой-либо подрыв политических отношений, то незамедлительно происходит скачок цен на товары из зарубежья. Политические изменения в Азии, например, могут привести к увеличению стоимости рабочей силы. Это может увеличить производственные затраты для компании по производству кроссовок, базирующейся в Малайзии, следом последует еще транспортника партии обуви, что затем приведет к увеличению цены на пару кроссовок, которые потребитель может купить в местном торговом центре.
Международная торговля возникает из-за того, что одна страна обладает сравнительным преимуществом в производстве определенного товара или услуги, особенно если альтернативные издержки производства этого товара или услуги для этой страны ниже, чем для любой другой страны. Если страна решает не торговать с
другими странами, она считается автаркией. Такое явление обычно встречается во время отрезания страны от внешних рынков, вызванное рецессией за границей, введением новых тарифов какой-либо зарубежной страной или многочисленными другими возможными изменениями, такими как начало войны. Существует общее мнение, что ни одна современная страна, независимо от того, насколько богаты и разнообразны ее ресурсы, не может действительно практиковать самодостаточность, и попытки в этом направлении могут привести к резкому падению реальных доходов.
Обмен товарами и услугами между разными народами - это древняя практика, вероятно, столь же старая, как и история человечества. Поэтому хотелось бы немного осветить исторические факты зарождения международной торговли.
Понятие «международная торговля» берет начало в XVI и XVII веках во время меркантилизма. Меркантилизм был основан на автаркии, на убеждении, что национальные интересы неизбежно находятся в конфликте - что одна нация может увеличить свою торговлю только за счет других наций. Таким образом, правительства было вынуждено создавать все возможные торговые ограничения, такие как контроль над ценами и заработной платой, стимулирование национальной промышленности, стимулирование экспорта готовой продукции и импорта сырья, в то же время ограничивая экспорт сырья и импорт готовой продукции. Государство стремилось предоставить своим гражданам монополию на ресурсы и торговые точки своих колоний [4].
Следующим историческим течением были либералисты, которые в свою очередь были против меркантилистских взглядов. Во многих странах экономисты требовали свободу производства и торговли. Известный экономист Адам Смит в своей «Богатство народов» (1776 г.) продемонстрировал преимущества снятия торговых ограничений и высказался против чрезмерно высоких таможенных пошлин, а также призвал к заключению торговых соглашений с иностранными державами. Это изменение во взглядах привело к подписанию ряда соглашений, воплотивших новые либеральные идеи о торговле.
В 1913 году началась экономическая свобода, не было никаких количественных ограничений на торговлю, таможенные пошлины были низкими и стабильными. Произошедшая в XIX веке промышленная революция позволила быстро перевозить большие грузы на дальние расстояния. Первая мировая война заставила многие страны сбавить свои промышленные обороты, стал снижаться спрос на сырье, произошел подрыв международной торговли. После войны во многих странах стало прослеживаться стремление к автаркии. Это были такие страны как СССР, Италия, Германия. Только лишь с 1940-го года начался подъем мировых торговых отношения с помощью ГАТТ. Стали сокращаться торговые барьеры, изменился перечень товаров мирового товарооборота, произошла глобализация экономики [4].
За весь исторический период было создано несколько теоретических моделей, объясняющие влияние международной торговли на экономику страны. Сначала хочется сказать про теорию абсолютного преимущества А. Смита. Согласно данной теории, странам будет выгодно обмениваться товарами и создавать их только если в них есть абсолютные преимущества. Это позволит государствам эффективно использовать и распределять свои ресурсы и повысит общий уровень производительности [3].
Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. В соответствии с данной теорией, страны должны производить и экспортировать только те товары, которые не несут за собой больших затрат и обходятся дешевле, а импортировать те товары, которые производятся за границей дешевле, чем внутри страны [2]. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: страна А за час производит либо два килограмма стали, либо три футболки. Страна Б за тот же один час может произвести либо один килограмм стали, либо одну футболку. Таким образом, страна А эффективна в любом случае. Теперь предположим, что страна Б предлагает продать стране А две футболки в обмен на 2,5 кг стали.
В целом производится одинаковое количество футболок: страна А производит на две футболки меньше, а страна Б производит на две футболки больше. Однако сейчас производится больше стали, чем раньше: страна А производит три дополнительных килограмма стали, а страна Б сокращает производство стали на два килограмма. Дополнительный килограмм стали является мерилом выгоды от торговли.
Хотя страна может быть в два раза более производительной, чем ее торговые партнеры, в производстве одежды, если она в три раза производительнее в производстве стали или строительстве самолетов, она выиграет от производства и экспорта этой продукции, а также от импорта одежды. Ее партнер выиграет от экспорта одежды - в чем он имеет сравнительное, но не абсолютное преимущество - в обмен на другие товары [5].
Многие экономические модели, используемые для оценки воздействия торговли, обычно игнорируют влияние, связанное с передачей технологий и стимулирующими конкуренцию силами, такими как расширение ассортимента продукции. Это связано с тем, что эти влияния трудно смоделировать, а результаты, которые их включают, подвержены большей неопределенности. Однако там, где это было сделано, исследователи пришли к выводу, что выгоды от торговых реформ, таких как снижение тарифов и других нетарифных барьеров в торговле, намного больше, чем предполагают традиционные модели.
Предпосылки появления и развития международной торговли [3]:
1. Климатические условия стран. В появлении международной торговли немалую роль играют различия в климате, сезонах и географии. Например, тропические страны экспортируют фрукты, кофе, сахар, а стран с более умеренным климатом - пшеницу или кукурузу.
2. Обеспеченность ресурсами. Данный фактор объясняется тем, что некоторые страны более богаты ресурсами, чем другие. Согласно теории Хекшера-Олина, страна обладает сравнительным преимуществом в производстве, если ресурсы в изобилии доступны внутри страны; например, Канада демонстрирует сравнительное преимущество в лесной промышленности. В первую очередь это обусловлено тем, что альтернативные издержки ниже для страны, богатой соответствующими ресурсами.
3. Технологический потенциал. Различия в технологиях чаще всего наблюдаются в более совершенных производственных процессах, наблюдаемых в разных странах. Например, возьмем Японию 1970-х годов -страну, которая не слишком богата ресурсами, но обладает сравнительным преимуществом в производстве автомобилей. Японцы способны производить больше продукции при заданных затратах, чем любая другая страна, и это зависит от превосходных японских технологий. В настоящее время, благодаря технологическому потенциалу Япония входит в четверку лидеров по мировому экспорту (рисунок 1) [2].
Основным макроэкономическим показателем, который показывает зависимость экономического состояния стран от внешних рынков, является внешнеторговое сальдо. Это разница между стоимостью экспорта и импорта. Сальдо считается положительным только в том случае, если экспорт превышает импорт, и отрицательным, если наоборот. Поэтому страны стремятся всегда к положительному показателю, чтобы максимально обеспечить продовольствием население и не зависеть от иностранных государств. Из рисунка 1 видно, что лидерами мировой торговли являются Китай, США и Германия. Помимо этого, данные страны являются лидерами по ВВП, что подразумевает стремление стран к положительному сальдо [2].
№ ♦ Страна * Экспорт(млн.$) * Год г
- Мир 21 513 000 20221'1
- И Европейский союз 2 279 000 2019[21[ац41
1 И Китай 2 843 000 2022й
2 В США 2 528 300 2022й
3 Германия 1 811 400 2022й
4 • Япония 904 900 2022й
5 | | Франция 891 200 2022й
6 ■у; Великобритания 879 900 2022й
Рисунок 1 - Рейтинг стран-экспортеров
Чтобы страны могли регулировать хозяйственную деятельность внутри страны, стали применять квотирование на импорт и экспорт. Импортное квотирование позволяет ограничивать ввоз зарубежных товаров, тем самым приучая население к отечественной продукции. Применение данной меры регулирования позволяет укрепить отечественный рынок, повысить качество, выпускаемой отечественной продукции.
Следовательно, экспорт и импорт являются основными формами международной торговли, обеспечивая конкурентоспособность стран на мировой арене, международная торговля - это ядро в системе международных отношений [1].
Теперь рассмотрим особенности российской экономики и ее зависимость от международной торговли. Российская Федерация славится своим крупнейшим территориальным богатством и имеет одну из самых больших экономических систем в мире, что способствует ей стать участником международных отношений и торговли. Благодаря крупнейшему территориальному пространству Россия обладает огромными запасами природных ресурсов и является одним из лидеров по экспорту нефти, газа и прочего сырья, тем сам имея возможность диктовать цены на мировом рынке. Также в стране сильно развито сельское хозяйство и промышленность, но зачастую имеется недостаток в высокотехнологичных и инновационных отраслях, что порождает зависимость от импорта высокотехнологичной продукции и услуг.
Экономика России характеризуется открытостью и зависит от международной торговли. В 2019 году объем международной торговли составил примерно 45 % от внутреннего валового продукта страны. В настоящее время импорт превышает экспорт. Экспортируются в основном нефть, газ, металлы и продукты химической продукции, а импорт, в свою очередь, включает средства передвижения, различное технологичное оборудование, бытовую технику, продукты питания и прочее.
Россия уязвима перед внешними факторами, такими как изменение международных торговых политик, эскалация геополитических конфликтов или санкции, что может привести к нестабильности и ограничению возможностей для экономического роста. Влияние данных факторов может сыграть злую шутку, так как в основном экономика страны ориентирована на производство товаров и услуг для внешнего рынка, а внутренний рынок остается неразвитым в полную силу. Еще одним важным фактором развития в современном мире является создание инноваций. Отсутствие развития в данном направлении может привести к трудностям в переходе к более инновационной и конкурентной экономике [1].
Следовательно, экономика России находится под значительным влиянием международной торговли и может быть зависима от нее, подвергаясь внешним факторам, таким как изменение мировых цен на сырье, торговые конфликты и санкции. Для того, чтобы смягчить данные последствия важно развивать диверсификацию экономики с целью сокращения зависимости от сырьевого сектора.
Одним из ключевых составляющих успешного экономического развития России является международная торговля, которая имеет хороший потенциал в стране. Должное внимание к этой теме поможет стимулировать экономический рост государства.
Можно утверждать об этом по определенному ряду причин:
1) развитие новых экспортных рынков, путем привлечения новых партнеров, особенно в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки;
2) усиление международной торговли в отраслях: фармацевтики, биотехники и тд. может способствовать развитию инноваций, созданию рабочих мест высокого качества и увеличению экспортных доходов;
3) повышение и закрепление конкурентоспособности российских компаний на международном рынке. Что позволит увеличить доходность, а также вывести отечественного производителя на новый уровень качества;
4) укрепление позиций малого и среднего бизнеса. Международная торговля создаст новые возможности для развития, тем самым укрепив экономику страны.
Изучив особенности международных торговых отношений, можно дать следующие предложения по развитию международной торговли для России:
1. Разработка стратегии долгосрочного сотрудничества с традиционными партнерами и поиск новых рынков в развивающихся странах, а также стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности российской компании на международном рынке, благодаря повышению качества продукта, улучшению логистики и эффективности производства.
2. Улучшение инвестиционных условий для привлечения иностранных инвестиций и развития международной торговли. Упрощение бюрократических процедур и повышение защиты прав инвесторов, так же будут способствовать увеличению числа долгосрочных инвестиций.
3. Развитие высококвалифицированного кадрового потенциала, который является необходимым условием для высокой конкурентоспособности отечественных компаний на международном рынке. Поддержка образования и повышение качества профессиональной подготовки, которые помогут создать специалистов, востребованных на международном рынке.
4. Помощь малому и среднему бизнесу: Предоставление финансовой поддержки в виде грантов и кредитов с уменьшенной процентной ставкой, обучение для управленцев и упрощение процедур для малого и среднего бизнеса помогут увеличить их присутствие на международных рынках.
5. Развитие и упрощение логистики. Развитие транспортных коммуникаций, портов, аэропортов и складских комплексов позволит сократить издержки доставки товаров, что повысит конкурентоспособность российских продуктов на международном рынке.
6. Разработка информационных и маркетинговых инструментов, для успешного продвижения товаров и услуг на международном рынке. Например, развитие торговых интернет-платформ, проведение международных выставок.
Эти рекомендации и предложения могут модернизировать среду для развития международной торговли в России, привлечения инвестиций и стимулировать экономический рост.
Таким образом, международные торговые связи играют огромную роль в развитии экономического состояния многих стран, способствуя увеличению объемов производства, расширению рынка сбыта и сотрудничеству между странами. Для успешной реализации международной торговли и тем самым повышения эффективности экономики странам необходимо наращивать свои преимущества, повышая свою конкурентоспособность, а также не забывать про развитие своего внутреннего отечественного рынка.
Источники:
1. Азжеурова М. В. Переход от импортозамещения к развитию экспорта: проблемы и перспективы / М.В. Азжеурова // Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы. 2020 года. С. 45-51.
2. Азжеурова М.В. Сущность и роль международной торговли в экономике страны / М.В. Азжеурова // Наука и образование. 2022.
3. Злотников М. С. Теории международной торговли / М. С. Злотников, П. В. Порохова. // Молодой ученый. 2022. № 50 (445). С. 111-113.
4. Типанов В.В. Эволюция международной торговли: различные временные горизонты, аспекты и тенденции / В.В. Типанов // Финансы: теория и практика. 2013.
5. Филиппова А. Г. Международная торговля и политика протекционизма, как механизм адаптации к процессу глобализации / А.Г. Филиппова, С.Ю. Муртузалиева // Валютное регулирование. 2020. N° 8. С. 31-36.