Научная статья на тему 'Влияние международного санкционного давления на консолидацию российского общества (2014–2023 гг.)'

Влияние международного санкционного давления на консолидацию российского общества (2014–2023 гг.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антироссийские санкции / СВО / массовое сознание / социальная консолидация / Президент РФ / anti-Russian sanctions / SVO / mass consciousness / social / consolidation / President of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мустакимов Алексей Владимирович, Рогачев Сергей Владимирович

Цель исследования – сформировать объективное и научно обоснованное авторское видение феномена социально-политической консолидации и сплочения российских граждан вокруг фигуры главы государства в условиях беспрецедентного санкционного давления коллективного Запада на российскую экономику и ограничения возможностей для российских граждан. Методологическая база исследования. В работе использовались общенаучные методы на основе системного подхода, а именно анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция. При анализе специфики влияния международных санкций на политический процесс в России и динамику массового политического сознания используется теория санкций (sanction theory), в основе которой лежит гипотеза о существовании корреляции между санкционными мерам и трансформацией политики в стране-получателе. Результаты исследования. Авторы приходят к выводу, что международные антироссийские санкции не оправдали ожидания их инициаторов и привели к «обратному» эффекту, способствовав появлению так называемого эффекта «сплочения вокруг флага». Ключевым феноменом массового политического сознания россиян в данном контексте выступает так называемый «крымский консенсус», характеризующийся резким ростом рейтингов одобрения Президента РФ и российского правительства после присоединения Крыма и Севастополя. Этот консенсус успешно удерживается вот несколько лет, несмотря на стартовавший осенью 2014 г. очередной экономический кризис, пандемию коронавируса в 2020 г., общим снижением социально-экономического уровня жизни россиян и беспрецедентным санкционным давлением в отношении России после начала Специальной военной операции на Украине в 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мустакимов Алексей Владимирович, Рогачев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of International Sanctions Pressure on the Consolidation of Russian Society (2014–2023)

Purpose of the study is to form an objective and scientifically based author’s vision of the phenomenon of socio-political consolidation and rallying of Russian citizens around the figure of the head of state in the conditions of unprecedented sanctions pressure of the collective West on the Russian economy and limited opportunities for Russian citizens. Methodological basis of the study. The work used general scientific methods based on a systematic approach, namely analysis, synthesis, generalization, deduction, induction. When analyzing the specifics of the impact of international sanctions on the political process in Russia and the dynamics of mass political consciousness, the theory of sanctions (sanction theory) is used, which is based on the hypothesis of the existence of a correlation between sanctions measures and the transformation of politics in the recipient country. Research results. The authors concludes that the international anti-Russian sanctions did not meet the expectations of their initiators and led to the “reverse” effect, contributing to the appearance of the so-called “Rally Round the Flag” effect. The key phenomenon of the mass political consciousness of Russians in this context is the so-called “Crimean consensus”, characterized by a sharp increase in the approval ratings of the President of the Russian Federation and the Russian government after the annexation of Crimea and Sevastopol. This consensus has been successfully maintained for several years now, despite the next economic crisis that started in the fall of 2014, the coronavirus pandemic in 2020, the general decline in the socio-economic standard of living of Russians and unprecedented sanctions pressure against Russia after the start of a Special military operation in Ukraine in 2022.

Текст научной работы на тему «Влияние международного санкционного давления на консолидацию российского общества (2014–2023 гг.)»

5.5.2 Политические институты, процессы и технологии

(политические науки)

Political Institutions, Processes and Technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-46-56 УДК: 323 ГРНТИ: 11.15.25 EDN: YALPOK

Влияние международного санкционного давления на консолидацию российского общества (2014-2023 гг.)

А.В. Мустакимов1, а ©, С.В. Рогачев2, b ©

1 Центр социальной безопасности и рискологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация

2 Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН), г. Москва, Российская Федерация

а E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования - сформировать объективное и научно обоснованное авторское видение феномена социально-политической консолидации и сплочения российских граждан вокруг фигуры главы государства в условиях беспрецедентного санкционного давления коллективного Запада на российскую экономику и ограничения возможностей для российских граждан. Методологическая база исследования. В работе использовались общенаучные методы на основе системного подхода, а именно анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция. При анализе специфики влияния международных санкций на политический процесс в России и динамику массового политического сознания используется теория санкций (sanction theory), в основе которой лежит гипотеза о существовании корреляции между санкционными мерам и трансформацией политики в стране-получателе. Результаты исследования. Авторы приходят к выводу, что международные антироссийские санкции не оправдали ожидания их инициаторов и привели к «обратному» эффекту, способствовав появлению так называемого эффекта «сплочения вокруг флага». Ключевым феноменом массового политического сознания россиян в данном контексте выступает так называемый «крымский консенсус», характеризующийся резким ростом рейтингов одобрения Президента РФ и российского правительства после присоединения Крыма и Севастополя. Этот консенсус успешно удерживается вот несколько лет, несмотря на стартовавший осенью 2014 г. очередной экономический кризис, пандемию коронавируса в 2020 г., общим снижением социально-экономического уровня жизни россиян и беспрецедентным санкционным давлением в отношении России после начала Специальной военной операции на Украине в 2022 г.

Ключевые слова: антироссийские санкции, СВО, массовое сознание, социальная консолидация, Президент РФ

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА КОНСОЛИДАЦИЮ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

(2014-2023 гг.)

Мустакимов А.В., Рогачев С.В. -

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-46-56

The Impact of International Sanctions Pressure on the Consolidation of Russian Society (2014-2023)

A.V. Mustakimov1, а ©, S.V. Rogachev2, b ©

1 Center for Social Security and Riskology of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russian Federation

2 Institute of Socio-Political Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS),

Moscow, Russian Federation

а E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]

Abstract. Purpose of the study is to form an objective and scientifically based author's vision of the phenomenon of socio-political consolidation and rallying of Russian citizens around the figure of the head of state in the conditions of unprecedented sanctions pressure of the collective West on the Russian economy and limited opportunities for Russian citizens. Methodological basis of the study. The work used general scientific methods based on a systematic approach, namely analysis, synthesis, generalization, deduction, induction. When analyzing the specifics of the impact of international sanctions on the political process in Russia and the dynamics of mass political consciousness, the theory of sanctions (sanction theory) is used, which is based on the hypothesis of the existence of a correlation between sanctions measures and the transformation of politics in the recipient country. Research results. The authors concludes that the international anti-Russian sanctions did not meet the expectations of their initiators and led to the "reverse" effect, contributing to the appearance of the so-called "Rally Round the Flag" effect. The key phenomenon of the mass political consciousness of Russians in this context is the so-called "Crimean consensus", characterized by a sharp increase in the approval ratings of the President of the Russian Federation and the Russian government after the annexation of Crimea and Sevastopol. This consensus has been successfully maintained for several years now, despite the next economic crisis that started in the fall of 2014, the coronavirus pandemic in 2020, the general decline in the socio-economic standard of living of Russians and unprecedented sanctions pressure against Russia after the start of a Special military operation in Ukraine in 2022.

Key words: anti-Russian sanctions, SVO, mass consciousness, social; consolidation, President of the Russian Federation

ВВЕДЕНИЕ

Растущий уровень социально-политической консолидации россиян, фиксируемый с 2014 г., является одним из тех феноменов, которые вызывают большой интерес со стороны научного и экспертного сообщества. Это связано, главным образом, с тем, что, несмотря на беспрецедентные санкционные меры, предпринятые недружественными России государствами, и агрессивное информационное противостояние, в котором сегодня находятся Россия и страны «коллективного Запада», российское общество демонстрирует устойчивый высокий уровень одобрения действий государственной власти, ее политики и принимаемых решений.

Высокопоставленные государственные служащие, исследователи и политологи-эксперты отмечают, что международное санкционное давление на Россию, в конечном итоге, все чаще приводит к «обратному»

результату, а именно - к социально-политической консолидации российских граждан. По мнению зампредседателя Совета безопасности РФ Д.А. Медведева, «когда осуществляется такое давление <...> это давление на всех и каждого - происходит консолидация общества» [16]. Первый замглавы администрации Президента РФ C.B. Кириенко также считает, что ответом на антироссийскую санкционную кампанию стала «консолидация, которой не было уже большое количество лет», а вместе с ней - «чувство гордости за свою страну, чувство патриотизма, чувство любви к России» [7].

Ряд исследователей-политологов подчеркивает, что международные санкции и, в целом, комплекс антироссийских мер, реализуемых западными правительствами, могут стать фактором сплочения россиян и способствовать появлению консолидирующей модели идентичности российского общества. Так, например, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова И.И. Кузнецов

полагает, что «в условиях нарастания русофобской риторики в масс-медиа, распространения разнообразных диффузных социальных форм шейминга и хей-тинга русских, русской культуры, искусства, спорта, демонизации России в целом может произойти достаточно быстрая консолидация общества» [24]. Я.А. Никифоров, профессор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, и вовсе считает, что международные санкции могут дать россиянам «самую лучшую и так долго разыскиваемую идею национальной консолидации "Мы - народ-освободитель"» [Там же].

Прежде чем перейти к анализу влияния международного санкционного давления на сплочение россиян, уровень их одобрения реализуемой государственной политики и доверия к институтам власти, следует концептуализировать понятие социально-политической консолидации и выделить его сущностные аспекты.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе использовались общенаучные методы на основе системного подхода, а именно анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция. При анализе специфики влияния международных санкций на политический процесс в России и динамику массового политического сознания используется теория санкций (sanction theory), в основе которой лежит гипотеза о существовании корреляции между санкционными мерам и трансформацией политики в стране-получателе.

КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА

КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Социально-политическая консолидация является особым состоянием общества, а также процессом, при котором наблюдается массовая интеграция граждан либо в отдельные сообщества, либо в целом во все общество. От других форм интеграции, сплочения и объединения социально-политическую консолидацию отличает, прежде всего, наличие осознанных, разделяемых и устойчивых на определенном историческом отрезке социально-политических ценностей, норм и идеалов. Консолидация - это состояние общества, когда существенная его часть придерживается схожих оценок и мнений на происходящие внутри страны и мире событий, поддерживает политику лидеров и государственной власти страны.

В этом отношении социально-политическая консолидация может быть рассмотрена как важнейший этап на пути к формированию социально-политической макроидентичности общества / нации / государства как системы разделяемых и поддерживаемых представлений о себе и других сообществах.

Исследователи выделяют несколько ключевых функций социальной консолидации [12]. Во-первых, это функция интеграции: консолидирующий процесс способствует упорядочиванию отношений индивидуумов друг с другом и с «внешним» миром, позволяет за счет формирования общих ценностей, потребностей и интересов объединить в целое отдельные группы и членов общества.

Во-вторых, социальная консолидация выполняет стабилизирующую функцию. Социальная стабильность внутри консолидированного общества достигается благодаря возникновению консенсуса по ключевым актуальным вопросам.

Третья функция социальной консолидации, являющаяся следствием из ее стабилизирующего воздействия, - это функция урегулирования или снижения уровня конфликтности в обществе. Наличие общих интересов, потребностей, ценностей, схожий взгляд на ключевые социальные и политические вопросы повышают шансы на достижение согласия внутри консолидированного общества мирным способом.

Исходя из вышеперечисленных функций, отметим, что социальной консолидации синонимичны такие получившие распространение в социальных и гуманитарных науках понятия, как «социальное согласие», «социальная солидарность», «социальная сплоченность». Общим основанием для данных феноменов является фиксация определенного состояния социального единства. В этой связи, как отмечают A.A. Кольцов и Р.В. Шахов, процесс консолидации может быть рассмотрен как полифункциональный, «даже в чем-то манипулятивный» [8].

Социальная консолидация - это полиаспектный процесс, включающий разнообразные социальные явления, вследствие чего он может быть рассмотрен в различных измерениях и с точки зрения различных критериев. Так, к примеру, социальная консолидация может быть горизонтальной, когда речь идет о территориальной консолидации (и вертикальной - если речь идет о ценностной консолидации. Также учеными выделяются такие явления, как ситуативная, общенациональная консолидация и т.д. [28].

Как следует из вышесказанного, в отличие от иных форм социальных интеграций, способствующих объединению частей в единое целое и последующей унификации сообщества за счет формирования единых культурных норм, языка, политической организации и т.п., социальная консолидация обусловлена формированием схожих ценностей и целей у членов консолидированного сообщества. В этой связи мы можем согласиться с определением со следующим определением: социальная консолидация - это «процесс объединения, сплочения социальной общности, укрепления взаимодействия индивидов, интеграции групп, составляющих общество, а также действий, направленных на поддержание данного процесса» [27].

В качестве ключевых общественно-политических, социокультурных и социально-экономических процессов, которые выступают параметрами для оценки степени интенсивности и устойчивости консолидации в обществе, на наш взгляд, стоит назвать следующие.

1. Уровень социально-экономического развития общества. Очевидно, что ключевые экономические показатели, отражающие уровень и качество жизни граждан, могут быть рассмотрены в качестве базовых параметров оценки степени социальной консолидации. В этом связи исследователи неоднократно подчеркивали, что в России одним из основных барьеров на пути к формированию устойчивой социально-политической консолидации является «неравномерность в развитии регионов страны, что существенно расширяет пропасть между социальными общностями» [25].

Мустакимов А.В., Рогачев С.В. -

2. Уровень патриотического самосознания, общность разделяемых ценностей и идеалов. Национальная, патриотическая самоидентификация индивидуумов -важнейшая составляющая успешной социально-политической консолидации, поскольку она отражает «осознанную каждым гражданином принадлежность к единому социокультурному пространству, творческое начало, благодаря которому каждый человек воспринимает свой внутренний духовный мир как составляющий элемент национальной культуры» [8].

В первые годы, даже десятилетие постсоветской истории в российском обществе наблюдался глубокий кризис национальной идентичности, национального самосознания в целом. Трансформационные процессы перехода к новой форме государственности и экономической модели после распада Советского Союза сопровождались резким падением уровня и качества жизни, болезненным сломом общественно-государственных институтов, размыванием и девальвацией традиционных для российского общества ценностей, отсутствием образа будущего в массовом сознании граждан. Одновременно с этим в конце XX - начале XXI в. российское общество столкнулось с масштабными последствиями глобализации и «вестерниза-ции». Результатом этого всестороннего кризиса стал массовый запрос российских граждан на «новый патриотизм», который на сегодняшний день является главным фактором социально-политической консолидации россиян.

3. Показатели доверия и одобрения деятельности представителей высшей государственной власти, ключевых политиков и государственных институтов. Высокий доверия гражданами является одним из ключевых условий для формирования масштабной социальной консолидации. Исследователи справедливо подчеркивают, что «уровень социальной консолидации общества свидетельствует о степени национально-культурной идентификации большинства граждан как единого народа, с одной стороны, и об актуальном уровне социального доверия населения к властным структурам различного уровня, с другой» [23].

Доверие как социальный показатель, помимо прочего, отражает степень общественно-политической стабильности, выступает важным компонентом устойчивом социально-политической системы и может рассматриваться как фактор легитимации деятельности государственной власти и одобрения проводимого политического курса.

Доверие к органам власти приобретает ценность именно как социальный капитал, который позволяет удерживать стабильность ситуации в период социальных изменений и потрясений [29]. Именно доверие обеспечивает поддержку, к примеру, при проведении реформ, необходимых для развития общества. Нынешний этап развития российского общества, когда в отношении российской экономики и ее граждан действуют беспрецедентные санкции, также можно охарактеризовать как «экстраординарный», даже кризисный. И, как будет показано ниже, именно высокий уровень доверия к руководству страны является сегодня ключевым фактором социальной консолидации.

Специфика российской политической системы заключается в высокой степени персонификации го-

сударственной власти, вследствие чего особую роль в сплочении граждан и процессах социальной консолидации играет фактор политического лидерства. В кризисной ситуации политический лидер, принимающий на себя ответственность за стабилизацию политического и общественного развития, становится главным консолидирующим символом.

В этой связи стоит отметить, что за последние два десятилетия в Российской Федерации наблюдается положительная динамика изменения рейтинга доверия Президенту, что не только подтверждает гипотезу о высокой персонификации высшей государственной власти в стране, но и демонстрирует, что в основном консолидация общества происходит именно вокруг фигуры главы государства. Если в 1999 г. рейтинг доверия к институту президентства в России составлял лишь 5%, то уже спустя пару лет - в 2001 г. - этот показатель достиг 52%. В дальнейшие годы рейтинг доверия институту президентства продолжал расти, и в 2023 г. составилуже 74,8% [6; 17].

ЭФФЕКТИВНЫ ЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ?

Вопросы о том, эффективны ли международные санкции, способны ли они выступать фактором социально-политических трансформаций в странах-получателях, воздействовать на устойчивость политических режимов, против которых данные санкции направлены, - эти вопросы остаются дискуссионными в современной академической науке [3; 10; 30; 40]. Открытым по-прежнему остается и вопрос о влиянии санкцион-ных кампаний на массовое политическое сознание граждан государства, попавшего под санкции, и степень их социально-политической консолидации.

Теория санкций базируется на представлении о том, что между санкционными мерами, запретами и ограничениями, с одной стороны, и трансформацией политического курса или в целом политического режима, с другой стороны, существует корреляция. В уже ставшей классической работе «О последствиях международных экономических санкций...» (1967) Й. Галтунг отмечает, что «экономическое принуждение приносит режиму государства-получателя крупные экономические издержки (pains), которые могут повлиять на изменение государственной политики ради избавления от принесенных санкциями издержек» [31].

Многие политологи, экономисты и исследователи-международники не разделяют точку зрения, согласно которой санкционные запреты и ограничения способствуют политической трансформации в странах-получателях по причине дестабилизации их национальных экономик [34]. Другие исследователи подчеркивают, что эффективность санкций достижима при определенных условиях. Так, к примеру, Т. Морган и В. Шве-бах полагают, что санкции способны достигнуть своих «политических» целей только в том случае, если они наносят критический урон ключевым группам влияния и политическим силам государства-получателя [35].

Во всестороннем исследовании последствий применения экономических санкций Г. Хафбауэра и др. "Economic Sanctions Reconsidered" делается вывод, что санкции эффективны только в 35% случаев, когда инициаторы санкций ставят перед собой умеренные

политические цели и «грамотно» сочетают финансовые санкции и торговые ограничения.

Отсутствует сегодня в экспертном и академическом сообществе и единое мнение по вопросу о том, оказывают ли эффективное воздействие международные санкции на социально-политические настроения граждан в стране-получателе, а также на рейтинг и позиции высшей политической власти. У. Кэмпфер и Э. Ло-венберг в своем исследовании 1988 г. [34] приходят к выводу, что результатом санкционной политики могут быть два взаимно исключающих результата. С одной стороны, в случае «эффективного» применения санкций в стране-получателе наблюдаются ослабление позиций правящей партии (президента, правительства и т.д.), элитный раскол, рост протестных настроений и социального недовольства. С другой стороны, напротив, санкции могут стать фактором сплочения граждан против «недружественных действий» внешней силы в лице государства-санкционера, обычно воспринимаемого как врага.

Исследователи Й. Галтунг [31] и Д. Ров [38], проанализировав эффективность санкционной кампании против Южной Родезии, которая в 1965 г. объявила о своей независимости от британской колониальной системы, пришли к выводу, что применение санкций против целой страны, ее национальной экономики и целых социальных слоев с высокой вероятностью приведет к противоположному результату и вызовет рост общественной поддержки политики лидеров санкционируемой страны. Более того, случай Южной Родезии, по мнению Й. Галтунга и Д. Ров, демонстрирует, что в условиях международного санкционного давления и политики изоляционизма даже возможен социально-экономический подъем, сопровождаемый ростом патриотических настроений.

Эффект, обозначенный вышеуказанными исследователями, подобен тому, что ученый-политолог Дж. Мюллер называет «сполчением вокруг флага» (Rally Round the Flag) - ситуация, когда «международные кризисы и сходные с ними по масштабу события вызывают краткосрочный всплеск популярности президента и его поддержки» [36]. Исследователи М. Хетерингтон и М. Нельсон в качестве ярких примеров «сплочения вокруг флага» называют резкий рост популярности и уровня одобрения президентов Дж. Кеннеди и Дж. Бу-ша-ст. в период Карибского кризиса и во время операции «Буря в пустыне» соответственно [33].

Главной особенностью эффекта «сплочения вокруг флага» является противоположный эффекту «пятой колонны» перенос ответственности за возникшее кризисное состояние на внешнего актора, которым в условиях санкционной кампании выступает государ-ство-санкционер. Такое «сплочение» обычно сопровождается существенным ростом уровня патриотической поддержки деятельности руководства страны.

В России эффект «сплочения вокруг флага» наиболее ярко проявил себя в 2014 г. в контексте включения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Политологи и социологи называют указанный эффект «крымским консенсусом».

Подавляющее большинство российских граждан выразило свою поддержку действиям российских властей в ситуации с кризисом на Украине. Патрио-

тический подъем и социальная консолидация «вокруг флага» стала доминирующей реакцией российского общества на возвращение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации и определила специфику развития массового политического сознания на последующие годы. При этом поддержка политических действий российского руководства в контексте событий в Крыму и «Русской весны» детерминировала отношение россиян к положению дел в стране в целом. Так, например, если осенью 2013 г. лишь порядка 40% граждан РФ полагали, что Россия движется в правильном направлении, то уже в марте 2014 г. этот показатель вырос на 20%.

Именно так называемый «Крымский консенсус» стал определяющим феноменом массового политического сознания и социальной динамики российского общества, начиная с 2014 г. В узком смысле понятие «Крымский консенсус» означает согласие и/или поддержку россиянами политики руководства страны по вопросу включения Крыма и Севастополя в состав России. В широком же смысле «Крымский консенсус» -это демонстрация широкомасштабной политической поддержки гражданами России своего Президента и реализуемого им внутри- и внешнеполитического курса [1].

Так, согласно опросу ВЦИОМ, состоявшемуся в апреле 2014 г., 96% российских граждан поддержали принятие Крыма и Севастополя в состав России. Стоит отметить, что впервые в современной российской истории социологи зафиксировали полное единодушие общества по политическому вопросу: возвращение Крыма и Севастополя поддержали и жители крупнейших городов (98%), и жители сельских территорий (95%); и молодые граждане (96%), и граждане старшей возрастной группы (97%); и сторонники правящей политической партии (97%), и поддерживающие коммунистов избиратели (99%) [11].

Изучение динамики рейтинга одобрения деятельности главы российского государства показывает, что инерционное воздействие «Крымского консенсуса» и рост общественной консолидации вокруг фигуры Президента РФ продолжились в последующие после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией пять лет. В 2019-2020 гг. патриотическая повестка постепенно начинает конкурировать с социальной повесткой, связанной с запросом граждан на повышение уровня жизни, решение социально-экономических проблем, достижение более справедливого уровня распределения общественных благ. Однако, уже в 2022-2023 гг. вновь наблюдается существенный рост патриотических настроений российских граждан в контексте проведения Специальной военной операции на Украине.

АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Сегодня российское общество стоит перед новыми вызовами, не имеющими аналогов по своим масштабам за весь постсоветский период отечественной истории.

Начиная с 2012 г. против России, российских компаний и российских граждан осуществляется международная санкционная кампания. К 7 марта 2022 г. Российская Федерация была признана мировым лидером

Мустакимов А.В., Рогачев С.В. -

среди государств, на которые наложены зарубежные санкции [39]: численность российских юридических и физических лиц, находящихся под международными санкциями, достигло 7116.

Новый, наиболее масштабный, этап санкционного давления на Россию начался в 2022 г. и связан с реакцией западных государств на проведение российским руководством Специальной военной операции на Украине (СВО). Санкции, которые были введены после начала СВО, включают существенные ограничения и запреты

финансовой российской системы (в том числе - деятельность Центрального Банка РФ и крупнейших банков страны), деятельности отечественного бизнеса и целых отраслей российской экономики, ограничения и закрытия воздушного пространства и морских портов для российских судов, персональные санкционные меры в отношении политического руководства России, ряда общественных деятелей и деятелей культуры, крупнейших бизнесменов, членов их семей и др. (табл. 1).

Таблица 1

Антироссииские санкции, введенные в первой половине 2022 г. в связи с проведением Специальной военной операцией РФ на Украине [Anti-Russian sanctions introduced in the first half of 2022 in connection with the Special Military Operation ofthe Russian Federation in Ukraine]

Область введения санкций [Area of sanctions] Содержание санкционных запретов [Contents of sanctions prohibitions]

Финансовая сфера [Financial sector] • Заморозка резервов Центрального банка РФ, размещенных на зарубежных счетах [Freezing of reserves of the Central Bank of the Russian Federation placed in foreign accounts] • Запрет для американских и европейских компаний совершать сделки с банками и финансовыми учреждениями России [A ban on American and European companies to make transactions with banks and financial institutions in Russia] • Исключение ряда российских банков и финансовых учреждений из платежной системы SWIFT [Exclusion of a number ofRussian banks and financial institutions from the SWIFT payment system]

Физические лица [Individuals] • Персональные санкции в отношении политического руководства России, ряда государственных служащих, общественных деятелей, крупных предпринимателей [Personal sanctions against the political leadership ofRussia, a number of government officials, public figures, and major entrepreneurs] • Введение ограничений на банковские счета, которые российские граждане открывают в европейских банках (до 100 000 евро) [Introducing restrictions on bank accounts that Russian citizens open in European banks (up to 100,000 euros)] [32]

Транспорт и сфера промышленности [Transport and industry] • Запрет для авиакомпаний России совершать полеты в воздушном пространстве США, Великобритании и Евросоюза [A ban on Russian airlines flying in the airspace of the USA, Great Britain and the European Union] • Ограничение доступа на кредитные рынки США и Европы для ряда крупных российских промышленных компаний (включая «Транснефть», «Газпром», «РусГидро» и т.д.) [Restriction of access to the credit markets of the USA and Europe for a number of large Russian industrial companies (including Transneft, Gazprom, RusHydro, etc.)] • Введение американского эмбарго на импорт нефти из РФ [Introduction of an American embargo on oil imports from the Russian Federation] • Введение европейского эмбарго на экспорт в РФ высокотехнологичной продукции и большого спектра комплектующих товаров [Introduction of a European embargo on the export ofhigh-tech products and a wide range of components to the Russian Federation]

Культурная и спортивная сферы [Cultural and sports spheres] • Отмена всех международных спортивных соревнований, проведение которых планировалось на территории РФ [Cancellation of all international sports competitions planned to be held on the territory of the Russian Federation] • Запрет на участие российских спортсменов в ряде международных соревнований [A ban on the participation ofRussian athletes in a number of international competitions] • Исключение РФ из некоторых международных спортивных федераций [Exclusion of the Russian Federation from some international sports federations] • Запрет на участие представителей России в ряде международных культурных мероприятий (включая музыкальный конкурс «Евровидение») [A ban on the participation ofRussian representatives in a number of international cultural events (including the Eurovision music competition)]

Кризисные последствия санкционного давления уже прослеживаются в динамике экономического развития России. Во втором квартале 2022 года зафиксировано сокращение ВВП страны на 3,8% в годовом выражении, а индекс физического объема ВВП упал на 5,7% по сравнению с предыдущим кварталом [20]. Согласно прогнозу Центробанка, сокращение ВВП России к началу 2023 г. составит 4-6%, а по итогу 2023 г. -1-4% [15].

Можно сказать, что 2014 г. стал знаковым в отношении своего рода «перезагрузки» во взаимодействии власти и общество. После возвращения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации снижавшийся в предыдущие годы уровень доверия к власти был восстановлен. События «Крымской весны» и предшествовавшие этому Олимпийские игры в Сочи позволили с января по май 2014 г. вырасти рейтингу одобрения главы государства с 61 до 86%. Несмотря на то, что уже

в 2015-2016 гг. в российской экономике наблюдались кризисные явления, а уровень жизни граждан стал снижаться, резкого падения рейтинга Президента не произошло.

Несмотря на указанные социально-экономические проблемы российского общества, обусловленные санк-ционным давлением, Специальная военная операция на Украине, начавшаяся 24 февраля 2022 г. тем не менее способствовала масштабной социально-политической консолидации российского населения и стала фактором существенного роста патриотических настроений в российском обществе. Так, согласно исследованию «Левада-Центр», только за один месяц - с февраля по март 2022 г. - рейтинг одобрения Владимира Путина вырос на 12% и достиг рекордной за последние годы отметки в 83%, оставаясь практически неизменным на протяжении последних полутора лет [19]. Данные ВЦИОМ демонстрируют схожие показатели: после начала СВО и по настоящее время рейтинг доверия Президенту России не опускается ниже 75% [4].

В свою очередь уже в 2018 г. исследователи зафиксировали рекордно высокую численность населения, полагающую, что Российская Федерация находится в международной изоляции (56%). 54% при этом полагали, что РФ должна восстановить связи с западными странами, тогда как 28% не видели в этом политической необходимости. Более половины (51%) россиян отмечали, что международные санкции не оказывают существенного влияния на жизнь обычных граждан, тогда как 37% опрошенных полагали, что санкции оказывают отрицательный эффект на национальную российскую экономику; 30% опрошенных граждан, напротив, видели в санкциях возможности для экономического роста и развития страны [13].

Результаты социологических исследований 2022 г. во многом закрепили указанную тенденцию: обеспокоенность санкциями у россиян находится на достаточно невысоком уровне. Так, согласно исследованиям Левада-Центр, в мае 2022 г. обеспокоенность санкциями несколько снизилась сравнению с мартом: санкции совершенно не беспокоят 29% респондентов (в марте -23%); не слишком - 32% (в марте - 30%); довольно беспокоят - 21% (в марте - 27%); очень беспокоят - 17% (в марте - 19%). Тем не менее беспокойство санкциями все еще выше, чем в декабре 2021 г. [26].

Социологи отмечают, что наиболее обеспокоены санкциями жители Москвы и жители городов с населением более 500 тысяч человек: около 45% из них беспокоят санкции. Также относительно высокая обеспокоенность характерна для жителей городов до 100 тыс. населения. Санкции беспокоят 41% респондентов, которым «едва хватает на еду». Среди тех опрошенных, которые утверждают, что им хватает средств на приобретение товаров длительного пользования, 15% «очень обеспокоены» санкционными запретами, тогда как 19% «довольно обеспокоены» [Там же].

Стоит отметить, что последствия антироссийской санкционной кампании оцениваются по-разному в той или иной возрастной группе респондентов. Так, к примеру, наиболее негативным результатом санкций, по мнению респондентов в возрасте 18-24 лет, стала

невозможность использования платежных систем Visa и MasterCard на территории России (56%), уход из РФ некоторых зарубежных компаний (43%) и арест российской собственности в иностранных государствах (35%). Последний пункт - замораживание российских активов и наложение ограничений на российскую государственную собственность - наиболее всего беспокоит в свете оценки последствий санкций респондентов в возрасте 25-39 лет (35%), 40-54 лет (53%) и старше 55 лет (60%).

Характерно, что всего за полгода с начала Специальной военной операции и введения основного пакета антироссийских санкций - к осени 2022 г. -снизилась доля граждан, которые считают, что международные санкции привели к проблемам для них лично и их семей. Так, к примеру, 5% (весной 2022 г. было 1%) опрошенных говорят об «очень серьезных» проблемах; 11% (по сравнению с 22% в марте 2022 г.) -о «довольно серьезных» проблемах; более половины (весной 2022 г. этот показатель составлял 30%) считают, что санкции не создали для них никаких проблем. Таким образом, за несколько месяцев с начала Специальной военной операции и инициирования первой волны антироссийских санкций в 2022 г. доля граждан, для которых международные ограничения и запреты создали какие-либо проблемы, упала на 13 пунктов до 16%, тогда как до 83% выросла доля тех респондентов, для которых санкции не создали никаких сложностей [Там же]. В результате уже к осени 2022 г. социологический срез отношения российских граждан к антироссийским санкциям и оценки их последствий достиг уровня весны 2018 г.

Социологи сегодня фиксируют достаточно тревожное отношение россиян к феномену «"отмены" России» - систематическому и массовому стремлению исключить русскую культуру из публичного дискурса в западных странах и связанные с этим факты русофобии, отмены концертов, расторжения договоров с российскими деятелями культуры.

Восприятие антироссийских санкций среди российских граждан сегодня рассматривается не только как индикатор социально-экономического самочувствия населения. По сути, отношение к санкциям - наряду с рядом других социологических показателей - отражает уровень поддержки актуального политического курса, действий правительства, готовность «затянуть пояса» в условиях существенного политико-экономического давления на страну. В этой связи видится необходимым выявить корреляцию между отношением россиян к антироссийским санкциям и такими показателями, как уровень патриотизма, поддержка действующей власти и армии.

Согласно социологическим исследованиям, проведенным ВЦИОМ в апреле 2023 г. [22], подавляющее большинство россиян (91%) считают себя патриотами России. Из них «безусловными патриотами» называют себя 52% респондентов, и этот показатель является самым высоким с 2000 г. Стоит отметить, что в последние два десятилетия уровень патриотизма среди российских граждан остается очень высоким и не опускается ниже 80%.

Мустакимов А.В., Рогачев С.В. -

Изучение актуального уровня поддержки государственной власти, ключевых политиков и политических партий среди россиян подтверждают гипотезу о повторении в 2022-2023 гг. «Крымского консенсуса». В условиях проведения специальной военной операции на Украине, санкционного давления и недружественной риторики западных стран в адрес России наблюдается сплочение граждан вокруг лидера страны и поддержка действий правительства.

На сегодняшний день, согласно данным ВЦИОМ за сентябрь 2023 г., уровень одобрения деятельности Президента РФ остается высоким и составляет 73,7%. В свою очередь положительно оценивают работу главы Правительства и кабинета министров РФ 51,1 и 48,5% соответственно [17].

Показатель личного доверия граждан РФ главе государства Владимиру Путину на сентябрь 2023 г. сохраняется высоким и составляет 77,3%, премьер-министру Михаилу Мишустину - 60%, экс-президенту РФ Дмитрию Медведеву - 38,7%, а лидерам фракций в Государственной Думе РФ Геннадию Зюганову, Сергею Миронову, Леониду Слуцкому и Алексею Нечаеву - 31,4,26,3, 16,2 и 7,5% соответственно [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях проведения Россией Специальной военной операции, которая стала формальным поводом к принятию масштабного пакета антироссийских санкций со стороны США и других западных стран, среди россиян наблюдается безусловно высокий уровень доверия армии своей страны.

Российской армии доверяют 84% граждан, тогда как не испытывает доверия только 10% [2]. Поддерживают решение провести специальную военную операцию России на Украине 71% россиян (Каждый пятый скорее не поддерживает - 21%). При этом 70% российских граждан считают, что специальная военная операция на Украине проходит успешно.

Мы можем констатировать, что объявление о начале Специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. стало фактором существенной социально-политической консолидации российских граждан, что проявилось, главным образом, в резком росте патриотических настроений и сплочения вокруг фигуры Президента страны. Так, показатель одобрения деятельности Владимира Путина за один месяц - с февраля по март 2022 г. - поднялся на 12% и составил на тот момент рекордные 83%, оставаясь практически неизменным вплоть до осени 2022 г. [Там же].

Практически остается неизменным на протяжении последних полутора лет уровень поддержки гражданами действий российской армии. На сентябрь 2023 г. уровень одобрения вооруженных сил Российской Федерации составляет 77,2% [18]. В августе 2022 г., 46% респондентов «определенно поддерживали» действия российской армии на Украине, 30% «скорее поддерживали», тогда как 17% граждан выразили несогласие с деятельностью Вооруженных сил РФ [9]. Стоит отметить, что почти половина опрошенных в августе 2022 г. российских граждан испытывали «гордость за Россию» в связи с проведением Специальной военной операции, а треть (31%) описывали свои чувства как «тревогу, страх и ужас» [Там же].

Говоря о влиянии масштабной антироссийской санкционной кампании на социальное самочувствие граждан РФ, также важно подчеркнуть, что более двух третей (67%) россиян полагают, что, несмотря на негативные и кризисные явления в экономике и политике, страна движется в правильном направлении; четверть населения (24%) с ними не согласна и считает, что Россия находится сегодня на неверном пути [21].

Резюмируя, можем отметить, что «крымский консенсус» как уникальный социально-политический феномен массового политического сознания россиян и высокий рост патриотических настроений, а также уровень поддержки деятельности руководства России после начала Специальной военной операции, несмотря на беспрецедентное санкционное давления со стороны недружественных стран, подтверждают гипотезу Дж. Мюллера об «обратном эффекте» кризисов, приводящем к «сплочению вокруг флага».

Мы наблюдаем сегодня, что ответственность за проявившиеся и возможные негативные последствия антироссийской санкционной кампании россияне, главным образом, переносят на западные государства и их правительства, которые выступили инициаторами введения ограничительных мер и запретов в отношении российской экономики и российских граждан. В связи с этим с февраля 2022 г. в России фиксируется существенная интенсификация процессов социально-политической консолидации, сопровождаемая ростом доверия населения российскому руководству и росту патриотизма. Как и в 2014 г., в 2022-2023 гг. россияне демонстрируют сплочение вокруг фигуры лидера страны, чей рейтинг на протяжении последних полутора лет приближается к 80% [19].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве цели данного исследования было заявлено формирование объективного и научно обоснованного авторского видения феномена социально-политической консолидации и сплочения российских граждан вокруг фигуры главы государства в условиях беспрецедентного санкционного давления коллективного Запада на российскую экономику и ограничения возможностей для российских граждан.

Наш анализ показал, что в условиях международного санкционного давления российское общество демонстрирует высокий уровень социальной консолидации и поддержки действующей федеральной власти. Таким образом, на примере исследования системы политических представлений и ценностей современных россиян верифицируется концепция «сплочения вокруг флага», разработанная в трудах Дж. Мюллера, Й. Галтунга и Д. Рова.

ВЫВОДЫ

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать несколько выводов.

Во-первых, и в 2014, и в 2023 г. социологи фиксируют высокий уровень лояльности российских

граждан. И в том, и в другом случаях граждане демонстрировали объединение вокруг фигуры Президента и оказывали высокую поддержку действиям правительства в условиях внешнеполитической конфронтации и введения масштабных антироссийских санкций.

Во-вторых, на протяжении восьми лет социологи фиксируют динамику сохранения невысокого уровня обеспокоенности экономическими санкциями. При этом наиболее высокий уровень обеспокоенности россиянами выявляется в ситуациях наибольшей «неопределенности», как, например, в марте 2022 г. спустя несколько дней после начала специальной

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов A.B. Крымский консенсус как феномен российского политического сознания // Пятилетие воссоединения Крыма с Россией: итоги и перспективы: сб. научных статей по материалам шестой Международной научно-практической конференции / под ред. A.A. Вилкова. Саратов: Саратовский источник, 2019. С. 3-9.

2. Армия и общество на фоне специальной военной операции // ВЦИОМ. 05.03.2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/armija-i-obshchestvo-na-fone-specialnoi-voennoi-operacii (дата обращения: 15.08.2023).

3. Бойкова A.B., Конакова Л.В., Самылина Ю.Н. Последствия экономических санкций: обзор международных подходов // Экономика и предпринимательство. 2022. № 4 (141). С. 142-144.

4. Доверие политикам // ВЦИОМ. 24.03.2023. URL: https:// wciom.ru/ratings/doverie-politikam/ (дата обращения: 15.08.2023).

5. Доверие политикам // ВЦИОМ. 2022. URL: https://wciom.ru/ ratings/doverie-politikam/ (дата обращения: 26.09.2023).

6. Зоркая Н. Политическое участие и доверие населения к политическим институтам и политическим лидерам // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 1. С. 24-27.

7. Кириенко о санкциях: «Российское общество ответило консолидацией» // Вести.ру. 19.05.2022. URL: https://www. vesti.ru/article/2753305 (дата обращения: 20.09.2023).

8. Кольцов A.A., Шахов Р.В. Патриотизм как фактор консолидации российского общества // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2021. № 3 (40). С. 7-10.

9. Конфликт с Украиной: август 2022 года // Левада-Центр. 01.09.2022. URL: https://www.levada.ru/2022/09/01/konflikt-s-ukrainoj-avgust-2022-goda/ (дата обращения: 20.09.2023).

10. Корнева Е.С. Санкции и односторонние принудительные меры в современном международном праве // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4: Правоведение. 2022. Т. 12. № 3. С. 146-154.

11. Крым в России - навсегда! // ВЦИОМ. URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=770 2753305 (дата обращения: 18.09.2023).

12. Кузнецова И.А. Основные функции социальной консолидации Ц Инновационные технологии в педагогике и на производстве: тезисы докладов VIII межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов, 23-24 апреля 2002 г., Екатеринбург.Екатеринбург, 2002. С. 92-94.

13. Лаенко Е.А. Отношение россиян к экономическим санкциям Ц Инновационное развитие. 2018. № 5 (22). С. 129-131.

14. Левада Ю.А. Механизмы и функции общественного доверия Ц Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 3 (53). С. 7-12.

15. Макроэкономический опрос Банка России // Банк России. 2022. URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/ (дата обращения: 03.09.2023).

военной операции на Украине. Тем не менее сегодня оценка гражданами действий России в ответ на санкции остается практически неизменной: 75% считают, что РФ должна продолжать свою политику, невзирая на санкции, 19% - что она должна искать компромисс.

Таким образом, международные санкции, которые по своему масштабу соответствуют крупным социально-экономическим и политическим кризисам, несмотря на многочисленные издержки для российских граждан, стали еще одним фактором роста политической поддержки действующей российской власти и проводимого политического курса.

REFERENCES

1. AbramovA.V. Crimean consensus as a phenomenon of Russian political consciousness // Five years of reunification of Crimea with Russia: Results and prospects. Collection of scientific articles based on materials from the poles of the International Scientific and Practical Conference. A.A.Vilkova (ed.). Saratov: Saratov Source, 2019. Pp. 3-9.

2. Army and society against the backdrop of a special military operation. VTsIOM. 05.03.2022. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/armija-i-obshchestvo-na-fone-specialnoi-voennoi-operacii (data ofaccesses: 15.08.2023).

3. Boykova A.V., Konakova L.V., Samylina Yu.N. Consequences of economic sanctions: A review of international approaches. Economics andEntrepreneurship. 2022. No. 4 (141). Pp. 142-144. (In Rus.)

4. Trust in politicians. VTsIOM. 24.09.2023. URL: https:// wciom.ru/ratings/doverie-politikam/ (data of accesses: 15.08.2023).

5. Trust in politicians. VTsIOM. 2022. URL: https://wciom.ru/ ratings/doverie-politikam/ (data of accesses: 26.09.2023).

6. Zorkaya N. Political participation and public trust in political institutions and political leaders. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 1999. No. 1. Pp. 24-27. (In Rus.)

7. Kiriyenko on sanctions: "Russian society responded with consolidation". Vesti.ru. 19.05.2022. URL: https://www.vesti. ru/article/2753305 (data ofaccesses: 20.09.2023).

8. Koltsov A.A., Shakhov R.V. Patriotism as a factor in the consolidation of Russian society. Russian Science and Education Today: Problems and Prospects. 2021. No. 3 (40). Pp. 7-10. (In Rus.)

9. ConflictwithUkraine:August2022.Levada-Center.01.09.2022. URL: https://www.levada.ru/2022/09/01/konflikt-s-ukrainoj-avgust-2022-goda/ (data ofaccesses: 20.09.2023).

10. Korneva E.S. Sanctions and unilateral coercive measures in modern international law. Bulletin of Grodno State University named after Yanka Kupala. Series 4: Jurisprudence. 2022. Vol. 12. No. 3. Pp. 146-154. (In Rus.)

11. Crimea in Russia - forever! VTsIOM. URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=770 2753305 (data of accesses: 18.09.2023).

12. Kuznetsova I.A. Main functions of social consolidation. In: Innovative technologies in pedagogy and production: Abstracts of the VIII Interregional Scientific and Practical Conference of Young Scientists and Specialists, April 23-24, 2002, Ekaterinburg. Ekaterinburg, 2002. Pp. 92-94.

13. Laenko E.A. Russians' attitude to economic sanctions. Innovative Development. 2018. No. 5 (22). Pp. 129-131. (In Rus.)

14. Levada Yu.A. Mechanisms and functions of public trust. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2001. No. 3 (53). Pp. 7-12. (In Rus.)

15. Macroeconomic survey of the Bank of Russia. Bank of Russia. 2022. URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/ (data of accesses: 03.09.2023).

Мустакимов А.В., Рогачев С.В. -

16. Медведев заявил, что действия Запада консолидируют россиян // РБК. 25.03.2022. URL: https://www.rbc.ru/rbcfre enews/623d47939a7947336f6a8e7f (дата обращения: 22.09. 2023).

17. Одобрение деятельности государственных институтов // ВЦИОМ. 24.09.2023. 24 Сентября. URL: https://wciom.ru/ ratings/dejatelnost-gosudarstvennykh-institutov/ (дата обращения: 26.09. 2023).

18. Одобрение общественных институтов // ВЦИОМ. 24.09.2023. URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-ob-shchestvennykh-institutov/ (дата обращения: 26.09. 2023).

19. Одобрение органов власти // Левада-Центр. 2022. URL: https://www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti/ (дата обращения: 14.09. 2023).

20. Официальная статистика Росстат // Федеральная служба государственной статистики: сайт. 2022. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 12.09.2023).

21. Оценка текущего положения дел в стране //Левада-Центр. 2022. URL: https://www.levada.ru/indikatory/polozhenie-del-v-strane/(flaTa обращения: 16.09. 2023).

22. Патриотизм: мониторинг // ВЦИОМ. 11.04.2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ patriotizm-monitoring (дата обращения: 15.09. 2023).

23. Рогачев С.В., Ильичева М.В., Иванов А.В. Социальное доверие и процесс консолидации общества: новые возможности и риски // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 1.С. 129-140.

24. Россия и санкционная политика: оценки и комментарии -Аналитический центр РОП// Российское общество политологов. 20.03.2022. URL: http://ruspolitology.ru/ekspertnaya-deyatelnost/126530/ (дата обращения: 22.09.2023).

25. Самсонова Т.Н., Цыганкова Д.Н. Основные проблемы и направления достижения консолидации российского общества Ц Теория и практика общественного развития. 2020. № 11 (153). С. 24-31.

26. Санкции Запада // Левада-Центр. 08.06.2022. URL: https:// www.levada.ru/2022/06/08/sanktsii-zapada/ (дата обращения: 12.09.2023).

27. Социально-структурные факторы консолидации российского общества / отв. ред. И.И. Елисеева, Г.В. Еремичева. СПб.: Нестор-История, 2012.

28. Спицына А.О., Черкашин М.Д. Уровень и качество жизни населения как показатель региональной социальной политики Ц Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2016. № 6 (13). С. 25-28.

29. Черкашин М.Д. Доверие населения к органам власти как фактор социальной консолидации общества // Коммуни-кология: электронный научный журнал. 2019. Т. 7. №4. С. 74-83.

30. Шевченко Ян.Н., Мухамадеев Д.В. Экономические санкции в мировой политике и науке о международных отношениях: актуальные теоретико-методологические подходы // Nota Bene. Конфликтология. 2020. № 2. С. 1-10.

31. Galtungf. On the Effects of International Economic Sanctions: With 'Examples from the Case of Rhodesia I I World Politics. 1967. Vol. 19 (3). Pp. 378-416.

32. Henley J. What sanctions have been imposed on Russia over Ukraine invasion? // The Guardian. 28.02.2022. URL: https:// www.theguardian.com/world/2022/feb/28/what-sanctions-imposed-on-russia-over-ukraine-invasion-putin (data ofaccesses: 27.08.2023).

33. Hetherington M.J., Nelson M. Anatomy of a Rally Effect: George W. Bush and the War on Terrorism I I Political Science and Politics. 2003. Vol. 36. No. 1. Pp. 37-42.

34. Kaempfer W.H., Lowenberg A.D. The theory of international economic sanctions: A public choice approach I I The American Economic Review. 1988. Vol. 78. No. 4. Pp. 784-792.

35. Morgan T.C., Schwebach V.L. Fools suffer gladly: The use of economic sanctions in international crises I I International Studies Quarterly. 1997. Vol. 41. Pp. 41-46.

36. Mueller J.E. Presidential popularity from Truman to Johnson // The American Political Science Review. 1970. Vol. 64. No. 1. Pp. 11-25.

16. Medvedev said that the actions of the West will consolidate the Russians. RBC. 25.03.2022. URL: https://www.rbc.ru/rb cfreenews/623d47939a7947336f6a8e7f (data of accesses: 22.09.2023).

17. Approval of the activities of state institutions. VTsIOM. 24.09.2023. URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-gosudarstvennykh-institutov/ (data of accesses: 26.09.2023).

18. Approval of public institutions. VTsIOM. 24.09.2023. URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-obshchestvennykh-institutov/ (data of accesses: 26.09.2023).

19. Approval of authorities. Levada-Center. 2022. URL: https:// www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti/ (data ofaccesses: 14.09.2023).

20. Official statistics Rosstat.Federal State Statistics Service. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (data of accesses: 12.09.2023).

21. Assessment of the current state of affairs in the country. Levada-Center. 2022. URL: https://www.levada.ru/indikatory/ polozhenie-del-v-strane/ (data of accesses: 16.09.2023).

22. Patriotism today: Love, care and protect. VTsIOM. 28.04.2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat (data ofaccesses: 15.09.2023).

23. Rogachev S.V., Ilyicheva M.V., Ivanov A.V. Social trust and the process of consolidation of society: new opportunities and risks. News ofTula State University. Humanitarian Sciences. 2022. Issue l.Pp. 129-140. (InRus.)

24. Russia and sanctions policy: Assessments and comments -ROP Analytical Center. Russian Society of Political Scientists. 20.03.2022. URL: http://ruspolitology.ru/ekspertnaya-deyatelnost/126530/ (data ofaccesses: 22.09.2023).

25. Samsonova T.N., TsygankovaD.N. Main problems and directions for achieving the consolidation ofRussian society. Theory and Practice of Social Development. 2020. No. 11 (153). Pp. 24-31. (In Rus.)

26. Western sanctions. Levada-Center. 08.06.2022. URL: https:// www.levada.ru/2022/06/08/sanktsii-zapada/ (data of accesses: 12.09.2023).

27. Social and structural factors of consolidation of Russian society. I.I. Eliseeva, G.V. Eremicheva (eds.). St. Petersburg: Nestor-History, 2012.

28. Spitsyna A.O., Cherkashin M.D. Level and quality of life of the population as an indicator of regional social policy. Russian Science and Education Today: Problems and Prospects. 2016. No. 6 (13). Pp. 25-28. (In Rus.)

29. Cherkashin M.D. The population's trust in government authorities as a factor in the social consolidation of society. Communicology: Electronic Scientific Journal. 2019. Vol. 7. No. 4. Pp. 74-83. (In Rus.)

30. Shevchenko Ya.N., Mukhamadeev D.V. Economic sanctions in world politics and the science of international relations: Current theoretical and methodological approaches. Nota Bene. Conflictology. 2020. No. 2. Pp. 1-10. (In Rus.)

31. Galtungf. On the Effects of International Economic Sanctions: With 'Examples from the Case of Rhodesia. World Politics. 1967. Vol. 19 (3). Pp. 378-416.

32. Henley J. What sanctions have been imposed on Russia over Ukraine invasion? The Guardian. 28.02.2022. URL: https:// www.theguardian.com/world/2022/feb/28/what-sanctions-imposed-on-russia-over-ukraine-invasion-putin (data ofaccesses: 27.08.2023).

33. Hetherington M.J., Nelson M. Anatomy of a Rally Effect: George W. Bush and the War on Terrorism. Political Science and Politics. 2003. Vol. 36. No. 1. Pp. 37-42.

34. Kaempfer W.H., Lowenberg A.D. The theory of international economic sanctions: A public choice approach. The American Economic Review. 1988. Vol. 78. No. 4. Pp. 784-792.

35. Morgan T.C., Schwebach V.L. Fools suffer gladly: The use of economic sanctions in international crises. International Studies Quarterly. 1997. Vol. 41. Pp. 41-46.

36. Mueller J.E. Presidential popularity from Truman to Johnson. The American Political Science Review. 1970. Vol. 64. No. 1. Pp. 11-25.

37. Peterson T.M., Drury A.C. Sanctioning violence: The effect of third-party economic coercion on militarized conflict // Journal of Conflict Resolution. 2011. Vol. 55. No. 4. Pp. 579-587.

38. Rowe D. Manipulating the market: Understanding economic sanctions, institutional change, and the political unity ofWhite Rhodesia. University ofMichigan, 2001.

39. Russia is now the world's most-sanctioned nation // SWI swissinfo.ch. 07.03.2022. URL: https://www.swissinfo.ch/eng/ bloomberg/russia-is-now-the-world-s-most-sanctioned-nation/47410978 (data ofaccesses: 09.09.2023).

40. Turgel I.D. Sanctions in international politics: Expectations and reality //R-Economy. 2022. Vol. 8. No. 3. Pp. 191-195.

37. Peterson T.M., Drury A.C. Sanctioning violence: The effect of third-party economic coercion on militarized conflict. fournal ofConflictResolution. 2011. Vol. 55. No. 4. Pp. 579-587.

38. .Rowe D. Manipulating the market: Understanding economic sanctions, institutional change, and the political unity ofWhite Rhodesia. University ofMichigan, 2001.

39. Russia is now the world's most-sanctioned nation. SWI swissinfo.ch. 07.03.2022. URL: https://www.swissinfo.ch/eng/ bloomberg/russia-is-now-the-world-s-most-sanctioned-nation/47410978 (data ofaccesses: 09.09.2023).

40. Turgel I.D. Sanctions in international politics: Expectations and reality. R-Economy. 2022. Vol. 8. No. 3. Pp. 191-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 89,44%

Рецензент: Курюкин А.Н., кандидат политических наук; старший научный сотрудник; Центр комплексных социальных исследований Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

Статья поступила в редакцию 28.09.2023, принята к публикации 23.10.2023 The article was received on 28.09.2023, accepted for publication 23.10.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

МустакимовАлексей Владимирович, аспирант; Центр социальной безопасности и рискологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Москва, Российская Федерация. ORCID: 0009-0002-1846-5829; SPIN: 6540-1947; E-mail: [email protected]

Рогачев Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор; главный научный сотрудник; Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН); Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-3991-813Х; SPIN: 3467-1751; Author ID: 583506; E-mail: [email protected]

ABOUT THEAUTHORS

Alexey V. Mustakimov, postgraduate student; Center for Social Security and Riskology of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences; Moscow, Russian Federation. ORCID: 00090002-1846-5829; SPIN: 6540-1947; E-mail: Citadelab @ya.ru

Sergey V. Rogachev, Doctor of Economics, Professor; chief researcher; Institute of Socio-Political Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS); Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-3991-813X; SPIN: 3467-1751; Author ID: 583506; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.