Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ, МЕЖРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ВЛИЯНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ, МЕЖРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МАТЕМАТИКА / INTERDISCIPLINARY / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIONS / EDUCATIONAL PROCESS / MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалугина Татьяна Викторовна, Шипицина Надежда Михайловна, Хазова Алёна Александровна

Данное исследование посвящено вопросу повышения качества подготовки выпускников высшего учебного заведения в результате внедрения в учебный процесс межпредметного и междисциплинарного комплекса на основе изучения математики и связанных с ней дисциплин. Комплекс педагогических исследований в высшей школе показывает, что совершенствование средств, методов тормозится отсутствием научного обоснованных критериев оценки результатов наблюдений. Правильное использование межпредметных и междисциплинарных связей может привести к повышению уровня усвоения получаемых знаний, качественно отразится на саморазвитие, самореализации и самоорганизации выпускников высших учебных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалугина Татьяна Викторовна, Шипицина Надежда Михайловна, Хазова Алёна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article is devoted to the study of the conditions of development of innovative processes in preschool educational organization. The author of the article conducted a study aimed at identifying preschool organizations ready for the development of innovative processes. The result of the study was the confirmation of the system developed by the author to identify such organizations.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ, МЕЖРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

6. Шепилова Н.А., Васякина А.С. Исследование профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов ДОО / Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 130-147.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Шалугина Татьяна Викторовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Шипицина Надежда Михайловна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Хазова Алёна Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ВЛИЯНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ, МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Данное исследование посвящено вопросу повышения качества подготовки выпускников высшего учебного заведения в результате внедрения в учебный процесс межпредметного и междисциплинарного комплекса на основе изучения математики и связанных с ней дисциплин. Комплекс педагогических исследований в высшей школе показывает, что совершенствование средств, методов тормозится отсутствием научного обоснованных критериев оценки результатов наблюдений. Правильное использование межпредметных и междисциплинарных связей может привести к повышению уровня усвоения получаемых знаний, качественно отразится на саморазвитие, самореализации и самоорганизации выпускников высших учебных учреждений.

Ключевые слова: межпредметные, междисциплинарные связи, учебный процесс, математика.

Annotation. This study is devoted to improving the quality of training of graduates of a higher educational institution as a result of the introduction of an interdisciplinary and interdisciplinary complex into the educational process based on the study of mathematics and related disciplines. The complex of pedagogical research in higher education shows that the improvement of tools and methods is hindered by the lack of scientifically based criteria for evaluating the results of observations. The correct use of interdisciplinary and interdisciplinary relations can lead to an increase in the level of assimilation of acquired knowledge, and will have a qualitative impact on the self-development, self-realization and self-organization of graduates of higher educational institutions.

Keywords: interdisciplinary, interdisciplinary communications, educational process, mathematics.

Введение. Вопросы междисциплинарного, межпредметного обучения с давних времен изучались как зарубежными, так и отечественными учеными. Применительно к высшей школе эти вопросы стали рассматриваться недавно.

Исследованием этой проблемы занимались ученые Е.С. Полат, Е.Н. Ястребцева, В.П. Беспалько, И.В. Роберт и др.

Исследования В.Г. Афанасьева, Ф.И. Перегудова, М.Т. Громковой и др. были посвящены формированию системных знаний, развитию мышления обучающихся.

Междисциплинарные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания. Проблема состоит в том, чтобы найти ответ на основной вопрос: какие должны быть подходы к проектированию содержания междисциплинарного образования выпускника высшей школы, которое бы удовлетворяло всем потребностям нового времени.

Все функции междесциплинарных связей, а именно, образовательным, воспитательным, развивающим, тесно связаны между собой, а единство реализации оказывает эффективное влияние на воспитание, образование и на развитие личности обучающегося в процессе обучения.

Связь между учебными дисциплинами (предметами) отражает объективно связь между отдельными науками, связи наук техниковой, практической деятельностью людей.

Задачами определения междисциплинарных связей при рассмотрение содержания учебного предмета является:

- выявление общих элементов содержания различных учебных дисциплин;

- определение элементов содержания, которые требуется изучить в другой дисциплине;

- определение формы, типа, вида междисциплинарных связей, используемых при конструирование занятия.

Изложение основного материала статьи. Математика неоспоримо является царицей всех наук, и одновременно слугой наук.

В подтверждение этих слов можно выделить следующие обстоятельства: [1, 5]

- математика имеет своим объектом познания весь действительный мир, который она изучает, отвлекаясь от конкретного содержания;

- математика занимает особое место в системе наук, все науки используют аппарат математики для обработки своих данных;

- математика является наиболее действенным и проверенным временем инструментом умственного развития;

- математика формирует важные для жизни и профессиональной деятельности качества личности обучаемых, такие как настойчивость в достижении цели, упорство, трудолюбие, аккуратность;

- место математики в системе наук, универсальность её методов определяют её особую роль в создании условий для формирования научного мировоззрения обучаемых.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют утверждать, что математика это важнейшая часть цикла фундаментальных наук.

Математическое знание является универсальным. Методы математики применяются в любых областях человеческой деятельности, т.е. принцип математической подготовки универсален. Универсальность математических методов дает возможность обнаружить существующие объективные взаимосвязи различных наук, которые порождены единством и целостностью материального мира, свойства которого изучают эти науки.

Понятно, что для реализации математической подготовки выпускников вузов в обучении обязательно надо использовать междисциплинарный подход.

Междисциплинарный подход это есть средство и условие комплексного подхода к воспитанию, обучению и развитию обучающегося.

На междисциплинарной основе формируется современная картина мира, которая является базой научного мировоззрения.

Использование междисциплинарных связей позволяет продемонстрировать обучающимся различные области приложения математики, для повышения мотивации к изучению дисциплины.

Междисциплинарность оказывает влияние на развитие мышления, самостоятельности, познавательной и творческой активности обучающегося. Математика в высшей школе изучается на различных специальностях, при этом образ математики, проникновение в ее сущность, освоение различных фрагментов её содержания, уровень математической строгости не может быть одинаковым у студентов - математиков, будущих преподавателей, экономистов, инженеров или военных специалистов.

Для военных специалистов обучение математике имеет цели:

- обеспечить соответствующим, вполне ограниченным аппаратом изучение специальных дисциплин, чтобы дать обучающимся универсальное орудие для их профессиональной деятельности;

- способствовать формированию научного мировоззрения, формированию личности будущего военного специалиста.

Напрашивается вывод - преподавание математики должно быть ориентировано на прикладную значимость науки, на возможность её проникновения в суть проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

Изучение математики в высшей школе должно рассматриваться с двух сторон:

- оно должно ориентироваться на профиль вуза, на получение специальности, т.е. должно быть учтено потребности, как к общенаучных, так и профильных дисциплин;

- оно должно быть направлено на формирование таких свойств личности, как её социальная и психологическая направленность на профессиональную деятельность.

В авиационном вузе основными изучаемыми дисциплинами на I курсе являются математика и физика.

Рассмотрим взаимосвязь математики и физики с другими изучаемыми дисциплинами вуза.

На какие учебные дисциплины опирается Дисциплина Какие дисциплины обеспечивает

Математика Физика. Информатика. Механика. Логика. Электротехника и электроника. Аэродинамика и динамика полета. Теория авиационных двигателей. Конструкция и летная эксплуатация воздушного судна. Авиационные радиоэлектронные системы. Воздушная навигация. Авиационная метеорология. Радиоэлектронное оборудование вертолетов. Авиационное вооружение и его боевое применение. Материаловедение, технология конструкционных материалов. Радиационная, химическая и биологическая защита. Парашютно-спасательная подготовка и выживание летных экипажей. Авиационные приборы и пилотажно-навигационные комплексы. Безопасность полетов. Безопасность жизнедеятельности. Начертательная геометрия. Инженерная графика. Метрология, стандартизация и сертификация. Социология.

Физика.

Математика Механика. Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Метрология, стандартизация и сертификация. Радиационная, химическая и биологическая защита. Авиационное вооружение и его боевое

применение.

Авиационная метеорология. Воздушная навигация. Электротехника и электроника. Авиационные приборы и пилотажно-навигационные комплексы. Авиационные радиоэлектронные системы. Авиационное оборудование вертолетов. Радиоэлектронное оборудование вертолетов. Конструкция и летная эксплуатация воздушного судна.

Теория авиационных двигателей. Аэродинамика и динамика полета. Безопасность жизнедеятельности. Парашютно-спасательная подготовка и выживание летных экипажей

Можно вопрос междисциплинарных связей рассматривать ещё уже - проанализировать какие темы математики, физики используются при изучении определенных тем специальных дисциплин военного вуза. Приведем несколько примеров.

Обеспечивающая дисциплина: математика.

Название темы в математики. Учебные элементы. Уровень обученности. Обеспечиваемая дисциплина, название темы.

Авиационные приборы и пилотажные навигационные комплексы.

Тема: Введение. Комплексные числа. Понятие комплексного числа. Формы комплексного числа. Понятие множества. Применение Тема: Элементы авиационных автоматических систем.

Тема: Элементы высшей алгебры. Понятие линейного уравнения. Понятие системы линейных алгебраических уравнений и их решение. Применение Тема: Динамические характеристики линейных автоматических систем.

Тема: Интегральное исчисление функции нескольких переменных. Понятие неопределенного интеграла. Определенный интеграл и его вычисление. Кратные интегралы. Применение Тема: Автоматическое оборудование систем управления полетом. Тема: Курсовые приборы и системы.

Тема: Обыкновенные дифференциальные уравнения и их системы. Понятие обыкновенного дифференциального уравнения I порядка. Понятие системы обыкновенных дифференциальных уравнений I порядка. Применение Тема: Система автоматического управления полетов.

Обеспечивающая дисциплина: математика.

Название темы в математики. Учебные элементы. Уровень обученности. Обеспечиваемая дисциплина, название темы.

Электротехника и электроника

Тема: Введение. Комплексные числа. Понятие комплексного числа. Геометрическое изображение комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической, тригонометрической и показательной формах. Применение Тема: Линейные электрические цепи синусоидального тока.

Тема: Элементы высшей алгебры. Понятие матрицы, действия над матрицами. Понятие определителя. Применение Тема: Линейные электрические цепи постоянного тока.

Тема: Аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве. Понятие вектора. Характеристики вектора. Линейные операции над векторами. Применение Тема: Трехфазовые цепи синусоидального тока.

Тема: Функции. Понятие функции. Многочлены. Применение Тема: Линейные электрические цепи

постоянного тока. Тема: Линейные электрические цепи синусоидального тока. Тема: Трехфазовые цепи синусоидального тока.

Тема: Дифференциальное исчисление функции одной переменной. Понятие производной, физический смысл. Правило дифференцирования. Таблицы производных, дифференциал. Производные высших порядков. Применение Тема: Периодические несинусоидальные токи в электрических цепях. Тема: Нелинейные электрические цепи. Тема: Магнитные цепи с постоянной МДС.

Обеспечивающая дисциплина: математика.

Название темы в математики. Учебные элементы. Уровень обученности. Обеспечиваемая дисциплина, название темы.

Аэродинамика и динамика полетов.

Тема: Аналитическая геометрия. Понятие вектора, операции и действия над векторами, свойства действий над векторами. Применение Тема 1: Основные свойства и законы движения воздуха. Тема 3: Общая характеристика винтов. Тема 5: Методы расчета траектории полета. Тема 6: Устойчивость, управляемость и балансировка материальных аппаратов.

Тема: Функция. Понятие функции, классификация функция. Рациональные дроби. Исследование функции на непрерывность. Применение Тема 1: Основные свойства и законы движения воздуха. Тема 2: Аэродинамические силы и их коэффициенты. Тема 5: Методы расчета траектории полета.

Тема: Дифференциальное исчисление функции одной переменной. Понятие производной, геометрический и физический смысл. Дифференциал, геометрический смысл. Производные и дифференциалы высших порядков. Монотонность. Экстремумы. Применение Тема 1: Основные свойства и законы движения воздуха. Тема 2: Аэродинамические силы и их коэффициенты. Тема 3: Общая характеристика винтов. Тема 4: Аэродинамические характеристики современных воздушных судов. Тема 5: Методы расчета траектории полета. Тема 6: Устойчивость, управляемость и балансировка материальных аппаратов. Тема 7: Прямолинейный горизонтальный полет.

Тема: Дифференциальное исчисление функции нескольктх переменных. Частные производные высших порядков. Применение Тема 5: Методы расчета траектории полета.

Обеспечивающая дисциплина: физика

Название темы в математики. Учебные элементы. Уровень обученности. Обеспечиваемая дисциплина, название темы.

Военная топография.

Тема: Введение. Элементы кинематики. Физические величины и их измерения. Системы измерения физических величин. Погрешности измерения физических Применение Тема: Системы координат топографических карт, применяемых в войсках. Тема: Скорость и высота полета.

величин.

Тема: Магнитостатика в вакууме и веществах. Элементы земного магнетизма. Устройства и принцип действия магнитных компасов. Понимание Тема: Введение. Местность как элемент боевой обстановки. Тема: Ориентирование и целеуказание на местности без карты.

Выводы. В заключение отметим, что на основе междисциплинарных связей создается комплекс как самодостаточная структурная единица интегративной подготовки специалиста. Он включает в себя совокупность базовых составляющих учебных дисциплин, изучаемых в высшем учебном учреждение.

Литература:

1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. М., 2005.

2. Фоминых Ю.Ф., Плотникова Е.Г., Педагогика математики / Ю.Ф.Фоминых, Е.Г. Плотникова. Пермь 2000.

3. Факил Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество / Ю.Г.Факил. М., 2002.

4. Рыбникова К.А. Введение в методологию математики / К.А.Рыбников. М., 1995.

5. Гнеделко Б.В. Математическое образование в вузах / Б.В.Гнеделко. М., 1981.

6. Ангеловский А.А. Межпредметные подходы к понятию «конкуренция» и «конкурентоспособность». Социальный подход. Доп. проф. обр. №2 2004. - с 34-37.

7. Тойшева О.А., Крайнова Е.А., Снадченко С.В., Тихонов Ю.А., Александрова О.Б., Панцева Е.Ю., Кислинский В.Б., Шалугина Т.В., Фименкова Л.П., Дудка Л.С., Шипицина Н.М., Артюхина О.Ф., Пелевина А.П., Кислякова О.П., Курилова И.С., Клеймёнова Т.Н., Снежкина Л.П., Бугрова Л.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса в рамках изучения дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. Коллективная монография / Киров, 2019.

Педагогика

УДК: 378.2

магистрант Шамсиева Альмира Альбертовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ИЗУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития свободной творческой личности дошкольника, которое определяется исследовательской деятельностью. Проведен эксперимент в ДОО, где основной целью является изучение степени ознакомления дошкольников с родным краем. Во время исследования применяются соответствующие методики. Результаты показывают, что использование проектной деятельности как средства ознакомления с родным краем способствует более успешному освоению дошкольниками новой информации, нежели традиционные.

Ключевые слова: Родной край, деятельность, проект, дошкольник, символика, республика, сформированность, развитие, коммуникация.

Annotation. The article considers the problem of developing a free creative personality of a preschooler, which is determined by research activities. An experiment was conducted in the early childhood care institution, where the main goal is to study the degree of familiarization of preschool children with their native land. During the study, appropriate techniques are used. The results show that the use of project activities as a means of familiarization with the native land contributes to a more successful development of new information by preschoolers than traditional ones.

Keywords: homeland, activity, project, preschooler, symbolism, republic, formation, development, communication.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Для улучшения и совершенствования воспитательно-образовательной работы в ДОО, мы решили исследовать влияние проектной деятельности на ознакомление детей с родным краем.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Килэчэк -будущее» Елабужского муниципального района РТ. В исследовании принимали участие 32 ребенка.

Изложение основного материала статьи. Анализ литературы по проектированию в дошкольном образовании показал, что многие технологии, связанные с организацией самостоятельной и совместной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и педагогов, описаны и проанализированы в ряде научных и практико-ориентированных публикаций (В.П. Бедерханова, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, Е.М. Митрофанова и др.). Нами был проведен эксперимент по изучению уровня знаний и представлений детей о родном крае посредством метода проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.