В каждый стандарт включены:
— модель пациента с указанием класса и наименования болезней, кода по МКБ-10, фазы и стадии патологического процесса, наличия осложнений;
— срок лечения в днях (10, 12, 14 и т.д.);
— технология обследования и лечения с указанием кода медицинской услуги, их перечнем и частотой предоставления как обязательных лечебно-диагностических услуг, так и услуг, назначаемых показаниям;
— плановый объём всех медицинских услуг в УЕТ.
Такой стандарт объединяет в себе элементы технологического и медико-экономического стандартов. Он позволяет чётко выполнять обязательные лечебнодиагностические мероприятия и индивидуализировать лечение с помощью услуг, необходимость в которых возникает по показаниям, но в пределах планового расчёта УЕТ.
Расчёт стоимости УЕТ относится к компетенции экономической службы СКУ, т.к. согласно «Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении», одна УЕТ соответствует 10 минутам суммарного фонда рабочего времени медицинского персонала.
Плановое количество УЕТ зависит от стоимости санаторно-курортной путёвки и срока СЭР и СКЛ. Наличие норматива УЕТ в стандарте позволяет организациям и гражданам убедиться в том, что передаваемые ими в распоряжение СКУ финансовые средства используются прозрачно и эффективно.
Анализ медицинских карт до внедрения в практику стандартов показал отсутствие чёткого алгоритма по оказанию лечебно-диагностических услуг. В 2005 г. плановый финансовый показатель на каждого больного в среднем был превышен на 490,1 рублей, а размер ежегодной “упущенной выгоды” составил 3210645,1 рублей. Внедрение в 2009 г. стандартов санаторно-курортной помощи позволило не только упорядочить лечебно-диагностический процесс, но и уменьшить финансовые потери на 88,4%, сохранив при этом высокие показатели КМП.
Анализ основных производственных фондов за 2005 и 2009 гг. показал, что благодаря рациональному использованию финансовых средств доля активной их части возросла на 31,4. Это обусловило повышение фондоотдачи на 42,8%, снижение фондоёмкости на 30,3%, рост фондовооруженности курорта на 30,7%, фондоос-нащенности койки на 84,2% и фондоворуженности труда персонала на 84,1%.
Разработка концепции кадровой политики основывалась на создании условий по повышению заинтересованности персонала своей работой на принципе приоритетности стимулирующей функции заработной платы. Для этого разработано “Положение об установлении надбавок...”, которое включено в коллективный договор о социально-трудовом партнерстве между администрацией и коллективом. Однако качество медицинского обслуживания пациентов зависит не только от профессионального уровня, но и от личностных качеств медработников, условий труда, зарплаты, взаимоотношениях в коллективе.
Результаты анонимного анкетирования показали активное участие медицинского персонала в оценке социальных вопросов своей жизни и труда. Среди врачей анкеты заполнили 94,2%, среди медицинских сестер 93,9% человек.
Большинство респондентов (85,9%) считало, что у них хорошие взаимоотношения в коллективе, а администрация курорта проявляет заботу о сотрудниках (78,1%), однако трудовая деятельность часто вызывает отрицательные эмоции и 10,8% медработников имели желание сменить работу, а 5,9% — даже профессию.
Годы экономического кризиса, в которых проводилось исследование, безусловно, отрицательно влияло на все аспекты деятельности курорта. Однако внедрение разработанных организационных, медицинских и экономических технологий в сферу управления качеством и эффективностью медицинской помощи позволило обеспечить режим стабильной работы курорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветитнев А.М. Маркетинг санаторнокурортных услуг: учебное пособие. — М.: Академия, 2008. — 368 с.
2. Лимонов В.И. Актуальные вопросы ценообразования санаторно-курортных услуг в рыночных условиях // Экономика здравоохранения — 2007. — №12. — С. 55-59.
3. Мазитов Ф.Х., Хабибуллина З.Р., Ярмеева К.А. Маркетинг и менеджмент в санаторно-курортной практике // Курортные ведомости. — 2007. — №3. — С. 28-29.
4. Разумов А.Н., Мазитов Ф.Х., Ильясов Б.Г. Санаторно-курортный комплекс как сложный объект управления // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. — 2008. — №5. — С. 43-46.
Информация об авторах: 664005, Иркутск, ул. 2-ая Железнодорожная, 4. ЗАО курорт «Ангара»,
т. (3952) 395020, e-mail: [email protected] Федотченко Александр Александрович — профессор, д.м.н.,
Холмогоров Николай Анатольевич — генеральный-директор, главный врач, заслуженный врач РФ, к.м.н.
© АРИСТОВ В.В. — 2011 УДК 614.27
ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ ВЫДЕЛЕНИЯ ГРУПП И ВЫБОРА КРИТЕРИЯ ОЦЕНКИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ АВС-АНАЛИЗА АССОРТИМЕНТА В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Валерий Валерьевич Аристов (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей Росздрава, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра фармации, зав. — д.фарм.н., проф. Г.Н. Ковальская)
Резюме. В работе отражены некоторые вопросы применения логистических методов анализа к оптимизации товародвижения и формированию запасов в аптечных организациях. Проведен АВС-анализ ассортимента восьми аптек для выделения групп высокоприоритетных ассортиментных позиций. Выполнено сравнение результатов, полученных с помощью четырех различных методик анализа с целью выбора наиболее информативной. Наиболее близкое к классическому распределение получено при использовании динамических методов АВС-анализа («по Парето» и метод касательных).
Ключевые слова: АВС-анализ, аптека, управление товарными запасами.
INFLUENCE OF METHODS OF SELECTION OF GROUPS AND CHOICE OF EVALUATION CRITERIA FOR OUTCOME OF ABC — ANALYSIS OF ASSORTMENT AT PHARMACEUTIC ORGANIZATIONS
V.V Aristov
(Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education, Irkutsk)
Summary. The work contains some of the issues of logistics analysis methods to optimize product distribution and the formation of supplies in pharmaceutical organizations. An ABC-assortment analysis of eight pharmacies produced for selection of the highest priority items. The results, obtained using four different analysis methods were compared to select the most informative one. The most close to the classical allocation has been obtained using dynamic methods of ABC-analysis (“of Pareto” and the method of tangents).
Key words: ABC-analysis, pharmacy, drug inventory management.
В настоящее время повышение эффективности хозяйственно-финансовой деятельности аптечных организаций зачастую достигается за счет снижения качества обслуживания покупателей, т.е. увеличения продаж любой ценой. Во многих аптечных организациях редко или неправильно применяются современные методы управления ассортиментом и товарными запасами, что приводит к нерациональному использованию собственных оборотных средств аптеки. Одним из способов максимизации прибыли параллельно с повышением качества обслуживания населения может являться использование логистических методов анализа товародвижения, позволяющих снизить издержки обращения за счет рационального формирования ассортимента и товарных запасов организации. Последние, с одной стороны, должны быть достаточными для удовлетво-
рения потребительского спроса и в то же время не накапливаться в чрезмерном количестве, «замораживая» ограниченные денежные ресурсы. Снижение расходов позволит высвобождать оборотные средства, которые могут быть использованы для расширения ассортимента аптеки, что будет способствовать обеспечению постоянного наличия большего количества необходимых населению наименований лекарственных средств.
Ввиду ограниченности управленческих ресурсов существует необходимость выделения из всего ассортимента товаров наиболее приоритетных наименований. Одним из инструментов анализа в логистике является АВС-анализ, основанный на правиле Парето или т.н. принципе «80/20», суть которого заключается в том, что вклад различных объектов управления в результат деятельности неравнозначен (принцип дисбаланса), т.е., в общем виде: 20% объектов отвечают за 80% результата. Использование этого метода позволяет дифференцировать всю номенклатуру организации на три группы с различными подходами к формированию запасов. Группа «А», которую в классической трактовке метода должны составлять ~20% наименований товара, требующих наиболее пристального внимания, обеспечивает 80% результата деятельности аптеки. В группу «В» входят ~30% ассортиментных позиций, приносящих ~15% результата. Наконец, к группе «С» относятся до 50% номенклатурных единиц с суммарной эффективностью ~5% [1, 3, 4].
Результаты АВС-анализа, проводимого в аптечных организациях зачастую не соответствуют классическому соотношению 80/20, вследствие чего возникает необходимость изучения факторов, определяющих границы применимости этого метода [2].
Методы проведения АВС-анализа существуют в двух вариантах: т.н. динамические (метод «По Парето», метод касательной, метод многоугольника и метод петли) и методы с фиксированными границами групп (эмпирический и метод суммы) [4, 5].
Целью настоящей работы является обработка репрезентативного статистического материала по движению товаров в аптечных организациях с использованием различных методов АВС-анализа и выбор оптимального варианта для дифференцирования ассортимента.
Материалы и методы
В ходе работы был проведен анализ восьми массивов данных по товародвижению, полученных в различных аптечных организациях г. Иркутска. Оцениваемыми факторами были выбраны: сумма оборота по отдельной ассортиментной позиции и абсолютный доход от её реализации. При этом в трех массивах данных (аптеки №№ 1, 2 и 3) анализируемый период составил шесть месяцев, в остальных случаях — один месяц.
Исследование проходило в два этапа. На подготовительном этапе было проведено ранжирование объектов в порядке убывания значения анализируемого фактора и подсчет нарастающего итога (т.е. суммы всех предыдущих значений) доли каждого из
Таблица 1
Результаты ABC — анализа при использовании эмпирического метода
Аптека Группы АВС Число ассортиментных позиций (нарастающий итог) Доля ассортиментных позиций
Аптека №1 Группа «А» 1851 19,45%
Группа «В» 4711 30,05%
Группа «С» 9518 50,50%
Аптека №2 Группа «А» 1938 23,05%
Группа «В» 4587 31,51%
Группа «С» 8408 45,44%
Аптека №3 Группа «А» 1766 21,68%
Группа «В» 4301 31,13%
Группа «С» 8144 47,19%
Аптека №4 Группа «А» 1764 35,07%
Группа «В» 3505 34,61%
Группа «С» 5030 30,32%
Аптека №5 Группа «А» 1178 24,47%
Группа «В» 2992 37,67%
Группа «С» 4815 37,86%
Аптека №6 Группа «А» 1834 35,27%
Группа «В» 3614 34,23%
Группа «С» 5200 30,50%
Аптека №7 (товарооборот) Группа «А» 2073 21,80%
Группа «В» 5314 34,08%
Группа «С» 9509 44,12%
Аптека №7 (абсолютный доход) Группа «А» 2527 26,57%
Группа «В» 6301 33,74%
Группа «С» 9509 39,69%
Аптека №8 (товарооборот) Группа «А» 2149 35,92%
Группа «В» 4209 34,44%
Группа «С» 5982 29,64%
Аптека №8 (абсолютный доход) Группа «А» 2405 40,20%
Группа «В» 4322 32,05%
Группа «С» 5982 27,75%
Таблица 2
Сравнение результатов использования метода суммы и динамических методов применительно к анализируемым массивам данных
Метод анализа Группа А (среднее значение) Группа В (среднее значение) Группа С (среднее значение) Суммарное отклонение от классического распределения
Метод суммы 19,94% 26,44% 41,40% 12,22%
Метод «По Парето 24,27% 26,84% 48,89% 8,54%
Метод касательных 24,61% 31,28% 44,11% 11,79%
объектов. Итог подсчитывался в относительных показателях (%). По окончании подготовительного этапа был сформирован ряд нарастающих значений факторов.
Полученные массивы данных были проанализированы по товарообороту, а два массива — по товарообороту и абсолютному доходу сначала с использованием эмпирического метода, а затем методами суммы, «по Парето» и касательной.
Результаты и обсуждение
Результаты АВС-анализа, выполненного эмпирическим методом представлены в таблице 1.
Из таблицы 1 видно, что лишь в трех из восьми анализируемых массивов (аптеки №№ 1, 2 и 3) соблюдаются классические пропорции, что говорит о недостаточной гибкости эмпирического метода ввиду использования статичных усредненных значений. Примечательно, что распределение наиболее близко к классическому при сравнительно длительном анализируемом периоде. Это может объясняться тем, что при увеличении исследуемого периода в оборот вовлекается практически весь ассортимент аптеки, в том числе и редко реализуемые наименования, что повышает репрезентативность выборки в целом. Такие ассортиментные позиции относятся, как правило, к группе С и, не попав в анализируемый массив данных (при недостаточно репрезентативном анализируемом периоде), вызывают искусственное разрастание групп А и В, что и наблюдается в нашем случае.
Так, вклад группы А в товарооборот составил в среднем 24,9% при разбросе результатов от 19,45% до 40,2% при ожидаемом результате, близком к 20%. Среднее число позиций, отнесенных к группе В, составило 33,58%, разброс в пределах от 30,05% до 37,67%. Наконец, к группе С по результатам усреднения данных анализа восьми исследованных массивов было отнесено 28,24% номенклатурных единиц с разбросом от 27,77% до 50,5%, при ожидаемых 50%. Суммарное отклонение
от ожидаемого результата при использовании эмпирического метода по всем трем группам составило 30,24%.
При анализе по валовому доходу средние значения для групп А, В, и С составили, соответственно: 28,86%, 34,26% и 24,59%, а по абсолютному доходу от реализации — 33,39% 34,09% и 39,95%. В связи с этим нельзя сказать, что выбор анализируемого параметра имеет решающее влияние на результаты исследования.
Обобщенные результаты АВС-анализа, выполненного остальными методами, отражены в таблице 2.
При использовании динамических методов и метода суммы распределение, близкое к классическому, наблюдается уже в пяти случаях. Значимое отклонение наблюдается лишь в массивах, полученных из аптек №№ 4, 6 и 8.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о большей достоверности и практической применимости данных АВС-анализа, полученных по методу суммы и двум динамическим методикам: «по Парето» и методу касательных, по сравнению с эмпирическим методом. В то же время, при сравнительно длительном анализируемом периоде, достаточном для вовлечения в исследование максимального числа редко реализуемых наименований, достоверность эмпирического метода повышается — характер распределения близок к классическому. Также можно сказать, что, при выборе оптимальной методики АВС-анализа, распределение всего множества ассортиментных позиций по группам близко к классическому соотношению без каких-либо значимых допущений. Максимально приближенная к таким пропорциям дифференцировка ассортимента по группам АВС-анализа наблюдается при использовании динамических методик, не использующих фиксированные границы групп. О выраженном приоритете одного из двух использованных методов говорить не приходится, но можно порекомендовать метод «По Парето» как более простой в реализации.
Введение в ежедневную практику работы аптечных организаций адаптированных под их нужды и специфику методов логистического анализа позволит повысить уровень лекарственного обеспечения населения. Рациональное управление товарными запасами будет способствовать бездефектурному наличию необходимых лекарственных средств. Повышение оборачиваемости и снижение затовариваемости высвободят оборотные средства для расширения ассортимента, что, в свою очередь, повысит доступность товаров аптечного ассортимента для конечного потребителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаджинский А.М. Логистика: учебник. — 19-е изд. — М.: Дашков и К°, 2010. — С.112-125.
2. Гришин А.В., Крашенинин А.Н. Инновационная система управления товарными запасами аптечной организации // Новая аптека. Эффективное Управление — 2010. — №8. — С. 10-15.
3. Лукинский В.С. Модели и методы теории логистики. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — C. 30-42.
4. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебник. — М.: Инфра-М, 2008. — С. 353-364.
5. Фишер А. Методы выделения групп в ABC-анализе // Логистика и Управление. — 2008. — №1. — С. 29-31
Информация об авторе:
Аристов Валерий Валерьевич — аспирант, e-mail: [email protected]