9. Kovalev O.G. Operativno-rozysknaya deyatelnost: psikhologicheskie i istoriko-pravovye problemy. M.: Mpsi. 2009. 376 s.
10. Teoriya operativno-rozysknoj deyatelnosti /Pod red. K.K. Goryainova, B.C. Ovchinskogo, G.K. Sinilova. M.: Yurist, 2007. 400 s.
11. Bakotin A.S. Operativno-rozysknaya deyatelnost. M.: RIOR, 2006. 141 s.
12. Goryainov K.K. Teoriya operativno-rozysknoj deyatelnosti. /V.S. Ovchinskij, G.K. Sinilov. M.: Infra. 2012. 690 s.
Багаревский Эдвард Аркадьевич - аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Сочи, E-mail: bagarbin@mail.ru
Bagarevsky Edward - Department of Occupational and Professional Psychology of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, E-mail: bagarbin@mail.ru
УДК 15+370.153+371,04
ВЛИЯНИЕ ЛЖИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Иргит Е.Л., Кальсина С.П.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE INFLUENCE OF LIE TO THE FORMATION OF ADOLESCENTS’ MORALITY
Irgit E., Kalsina S.
Tuvan State University, Kyzyl
Статья посвящена изучению влияния лжи на формирование нравственности детей младшего подросткового возраста.
Ключевыеслова: ложь, нравственность.
This artiсlеisdevotedtоthe identificationоfthe influenсеоfliesоnthe mоrаlsоfadolescents.
Кеу words: lie, тога1.
В современной социально-экономической ситуации особую значимость приобретает изучение нравственного развития подрастающего поколения. Несмотря на многочисленность психологических, философских, этических и педагогических исследований последних лет, не все аспекты нравственного поведения личности решены. К таким проблемам относится изучение компонентов нравственного поведения, в том числе и проявлений лживости.
В отличие от детей младшего возраста, у подростка активно формируется нравственная сфера личности, нравственные нормы поведения, а так же ценности. На их формирование большое влияние оказывают опыт общения подростков с внешним миром, отношения с взрослыми и сверстниками. Нравственные нормы поведения могут порождать негативные установки, одной из которых может выступать склонность ко лжи.
Понимание феномена лжи возможно через анализ его сущностных характеристик. Ложь различными исследователями рассматривается как:
- форма преднамеренного морально-предосудительного поведения, присущая человеческому обществу, производными которого являются вина и стыд (В.В. Знаков, П.В. Алексеев, Ю.В. Щербатых, В. Штерн);
- введение в заблуждение другого человека, внушение ему ложных «верований» (Ж. Дюпра);
- волевой акт, направленный на результат (О. Липман, П. Экман, С.И. Симоненко);
- как средство избегания наказания и извлечения выгоды (Д.И. Дубровский, К. Мелитан) [1, с. 216].
В отечественной психологии проблема лжи, как и правды, активно изучается в связи с более общей проблемой морально-нравственного развития. Моральное развитие рассматривается как сложный процесс, внутри которого различаются проблемы морального сознания, морального поведения, моральных отношений и моральных переживаний [2, с. 73].
Ложь - 1) нечестность, т. е. сознательное утверждение учеником неправды или отрицание того, что есть в действительности. Когда ребенок понимает, что сказанное им не соответствует действительности, но вопреки этому продолжает настаивать на своем - он лжет [3, с. 192];
2) намеренное искажение истины, неправда, обман [4, с. 435];
3) феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей, ложь чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Ложь представляет собой осознанный продукт [5, с. 347];
4) заведомо неверная информация, неправда, вымысел, дезинформация. Умышленное утаивание и фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине.
Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение» [6, с. 21].
Ст. Холл различает пять видов детской лжи: 1) «героическая ложь», где ложь является, по выражению Холла, «средством для благородных целей»; 2) «партийная ложь», где дитя лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) к кому-либо; основное положение здесь может быть
сформулировано известным афоризмом - «правда для друзей и ложь для врагов»; 3) «эгоистическая ложь», которая продиктована какими-либо личными интересами детей. Примером эгоистической лжи служат школьные болезни детей, к которым они прибегают как к защитному средству в трудных положениях; 4) «фантастическая ложь», когда дитя выдумывает из чистой любви к выдумке - например, чаще всего в игре, нередко и само веря своим выдумкам; 5) «патологическая ложь», в основе которой лежит чисто патологическая потребность обманывать себя и других, возбуждать себя выдуманными историями.
В силу возрастных особенностей меняются мотивы лжи младших подростков. Основными мотивами являются избегание наказания, защита себя или товарища, желание не создавать неловкую ситуацию, повышение своего социального статуса и другие. Также могут существовать внешние причины проявления лжи детьми, такие как влияние окружения, нравственные установки родителей, учителей, других взрослых.
В психолого-педагогической литературе не существует единого подхода к пониманию мотивов детской лжи. П. Экман выделил следующие мотивы лжи:
1) желание избегания наказаний;
2) стремление получить что-то, чего другими способами получить невозможно;
3) желание защитить друзей от неприятностей;
4) самозащита или защита другого человека;
5) стремление вызвать интерес к себе, признание со стороны других;
6) предотвращение неприятной ситуации;
7) боязнь осрамиться, попасть в конфликтную ситуацию;
8) защита личной жизни, своей собственности;
9) желание казаться лучше перед теми, кто стоит выше и имеет власть;
10) стремление к превосходству над другими [3, с. 192].
По мнению К. Мелитана, ложь выступает критерием нравственности. Согласно его утверждению, достаточно узнать, что человек лжет, чтобы иметь право подозревать его в том, что он - нечестный человек. Автор классифицирует ложь как полную (целиком состоящую из вымыслов) и неполную (извращение истины). Причем полная ложь встречается довольно редко, так как любой случай может выдать лжеца. Неполная ложь может выглядеть как пропуск информации (из сообщения выпускается самый значительный, но смущающий рассказчика факт), преувеличение (говорить больше/меньше того, что сделали или видели) или приукрашивание (неприятные подробности исправляются и корректируются, вплоть до замены их на положительные черты, причем лжец сам начинает верить себе) [7, с. 73].
Феномен лжи позволяет рассматривать человека как субъект и объект лжи. Под субъектом понимается использование человеком лжи для психологической зашиты себя или других, избегания наказания или стыда, повышения своего
социального статуса и т.д. При рассмотрении человека как объекта лжи имеется в виду обучение ребенка социально приемлемой лжи ближайшим социальным окружением, обществом. В большинстве случаев ложь понимается как выражение нравственного развития, как способ социализации и адаптации.
Исследуемый младший подростковый возраст является одним из самых сложных периодов развития человека. Несмотря на кратковременность данного периода, именно в нем закладываются основы социального повеления, определяется общая направленность в формировании духовно-нравственных представлений и социально-нравственных установок.
В отличие от детей младшего возраста, у подростка активно формируется нравственная сфера личности, нравственные нормы поведения, а так же ценности. На их формирование большое влияние оказывают опыт общения подростков с внешним миром, отношения с взрослыми и сверстниками. Нравственные нормы поведения могут порождать негативные установки, одной из которых может выступать склонность к лжи.
Подростки отличаются от детей более младшего возраста принципиально иным уровнем понимания событий внешнего мира. У подростка появляется формальное мышление, то есть способность мыслить сложными категориями и соотносить события с контекстом, в котором они происходят. В этом возрасте большинство из них узнает, что истина не является абсолютной, что знания достоверны лишь в определенной степени, что со временем ученые найдут новые факты, которые могут опровергнуть сложившуюся картину мира. Как отмечает Е.Н. Николаева, у большинства подростков такое понимание истины ведет к переосмыслению всей картины мира, они пытаются разрешить дилемму: «Если нельзя отличить правду ото лжи, если нельзя быть уверенным в том, кто прав, а кто виноват, тогда возможен ли вообще правильный выбор?» [6, с. 106].
Таким образом, в младшем подростковом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, как строит свое поведение в ситуациях лжи, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
Для экспериментального выявления влияния лжи на формирование нравственности детей младшего подросткового возраста было проведено эмпирическое исследование на базе одной из муниципальных средних общеобразовательных школ г. Кызыла. В исследовании приняли участие 56 подростков, из них 27 подростков - учащиеся 5-го класса в возрасте от 10 до 11 лет.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем нравственного развития детей и уровнем склонности ко лжи, а именно: чем выше уровень нравственности младших подростков, тем ниже уровень их лжи.
Теоретико-методологической основой исследования послужила теория нравственного развития, представленная в трудах А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, Л. Колберга, а также Е.Г. Беляковой, В.В. 3накова, М.Ю. Коноваленко, П. Экмана.
Были использованы методики «Честность», «Выбор» (О.С. Мешкова), «Определение ведущего мотива лжи» (А. Гармаев, П. Экман), Для проверки наличия связи между уровнем нравственного развития детей и уровнем склонности ко лжи был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Опросник "Честность" представляет собой тест-опросник, содержащий описание 34 утверждений, на которые нужно дать утвердительный или отрицательный ответ («да» или «нет»).Результаты обработки методики позволили выявить у опрошенных показатель честности и открытости испытуемого.
Подсчет данных позволил выявить следующее: с показателем
«значительная склонность ко лжи» было выявлено 44 % опрошенных, у 56 % — склонность ко лжи не выявлена. Не выявлено ни одного опрошенного с показателями «ярко выраженная склонность ко лжи» и «высокий уровень личностной честности».
Полученные данные представлены в виде диаграммы:
Рис. 1. Уровень честности детей младшего подросткового возраста
Диагностическая методика «Определение ведущего мотива лжи» (А. Гармаев, П. Экман) выявила, что ведущими мотивами лжи в младшем подростковом возрасте являются желание не создавать неловкой ситуации (93 % опрошенных), а так же ложь с целью защиты товарища (74 % опрошенных).
Целью опросника «Выбор» О.С. Мешковой является выявление уровня нравственного развития школьников, отношения к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости).
Получены следующие данные: с высоким уровнем нравственного развития выявлено 11 % опрошенных, с уровнем нравственного развития выше среднего -44 % опрошенных, со средним уровнем нравственного развития - 37 % опрошенных, с низким уровнем нравственного развития - 7% опрошенных.
Результаты проведенной методики представлены в виде диаграммы.
Высокий
26
Выше среднего
Средний
Низкий 4
□ Мальчики
□ Девочки
0 10 20 30 40 50
Рис. 2. Уровень нравственного развития школьников младшего подросткового возраста
Для проверки влияния лжи на формирование нравственности детей младшего подросткового возраста проводилась статистическая обработка данных с помощью компьютерной программы 8ТЛТОКЛРН1С8 с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Анализ показал, что коэффициент ранговой корреляции статистически не значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам незначимая.
Таким образом, связь между уровнем нравственности и уровнем лжи опрошенных - слабая и обратная, то есть, чем выше уровень нравственности младших подростков, тем ниже уровень их лжи, и наоборот.
Полученные результаты позволили подобрать рекомендации родителям и комплекс занятий учителям, классным руководителям, которые помогут правильно совладать с ситуацией в случаях лжи и воспитать в детях честность.
Американский психолог Пол Экман рекомендует заранее договориться с ребенком о взаимном доверительном отношении: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».
1. Верьте ребенку. Ребенок должен осознавать, что ему доверяют и верят в него. На Ваше доверие он будет отвечать честностью.
2. Август Айхорн, австрийский психоаналитик, рекомендует воздержаться от выражений типа «Ты лжешь», «Ты должен говорить правду» - гораздо более эффективно вести себя так, как будто ребенок сделал ошибку. Можно сказать: «Ты уверен в том, что сказал? Подумай хорошенько. Погоди-ка, расскажи мне еще раз».
3. Не создавайте ситуаций для обмана, избегайте двусмысленных вопросов, иначе ребенку будет легче сказать неправду.
4. Будьте доброжелательны, если подросток не будет бояться ваших реакций - ему незачем будет обманывать.
5. Не форсируйте события, возможно, ребенок сам ищет подходящий момент, чтобы признаться вам во лжи, а лучше постарайтесь ему помочь, расположите его к откровенности.
5. Вознаграждайте честность. Если подросток решил признаться Вам в плохом поступке, скажите ему что Вы очень рады, что он растет честным человеком.
6. Поговорите на тему честности. Обсудите, что бы случилось, если бы все в обществе говорили неправду. Разберите с ребенком поступки абстрактного человека, обсудите ситуации из жизни или примеры из книг, участники или герои которых прибегали к помощи лжи, поговорите о причинах такого поведения и найдите возможные пути выхода из ситуации.
Важно помнить, что подростковый возраст является трудным периодом в жизни ребенка и родителей. Помогайте ребенку преодолеть кризис, будьте сдержаны, доверяйте ему.
Классным руководителям предлагается примерный комплекс занятий по коррекции лжи, которые могут быть использованы как в работе с младшими подростками, так и со старшими школьниками:
Информационный урок на тему «Обман в природе и среди людей» с целью формирования представлений понятий «обман», «ложь», «правда» «честность».
Беседа на тему «Правда и ложь в истории человечества» с целью развития стремления к осмыслению своих и чужих поступков и поведения; обсуждения возможных мотивов лжи.
Беседа «Лгать — здоровью вредить» с целью формирования нравственных качеств, осмысления влияния нечестных поступков на здоровье личности.
Классный час с элементами сказкотерапии на тему «Различаем разновидности обмана» с целью работы над проявлениями обмана, формирования навыков распознавания обмана и др.
Библиографический список
1. Барсукова, О.В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи / О. В. Барсукова // Молодой ученый. 2012. №2. С. 216-219.
2. Знаков, В.В. Психология понимания правды / В.В. Знаков. СПб., 1999. 279 с.
3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник. 1999. 944 с.
4. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. СПб.: Речь, 2008. 256 с.
5. Орлова, Е.Н. Почему дети лгут? Где ложь, а где фантазия / Е.Н. Орлова. СПб.: Питер,
2011. 192 с.
6. Экман, П. Почему дети лгут / П. Экман. М.: Педагогика-Пресс, 2004. 272 с.
7. Киселева, М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.Б. Киселева. СПб.: Речь, 2006. 160 с.
8. Николаева, Е.И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи / Е.И. Николаева. СПб.: Питер, 2012. 176 с.
Bibliograflcheskij spisok
1. Barsukova, O.V. Izuchenie osobennostej i prichin podrostkovoj lzhi / O. V. Barsukova // Molodoj uchenyj. 2012. №2. S. 216-219.
2. Znakov, V.V. Psikhologiya ponimaniya pravdy / V.V. Znakov. SPb., 1999. 279 s.
3. Ozhegov, S.I. Tolkovyj slovar russkogo yazyka / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. M.: Azbukovnik. 1999. 944 s.
4. Lebedeva, L.D. Praktika art-terapii: podkhody, diagnostika, sistema zanyatij / L.D. Lebedeva. SPb.: Rech, 2008. 256 s.
5. Orlova, E.N. Pochemu deti lgut? Gde lozh, a gde fantaziya /E.N. Orlova. SPb.: Piter, 2011.
192s.
6. Ekman, P. Pochemu deti lgut / P. Ekman. M.: Pedagogika-press, 2004. 272 s.
7. Kiseleva, M.B. Art-terapiya v rabote s detmi: Rukovodstvo dlya detskikh psikhologov, pedagogov, vrachej i spetsialistov, rabotayuschikh s detmi / M.B. Kiseleva. SPb.: Rech, 2006. 160 s.
8. Nikolaeva, E.I. Kak i pochemu lgut deti? Psikhologiya detskoj lzhi / E.I. Nikolaeva. SPb.: Piter,
2012. 176 s.
Иргит Елена Ломбуевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики КПИ Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: irgitel@mail.ru
Кальсина Светлана Павловна - педагог-психолог МБОУ СОШ № 11, г.
Кызыла.
Irgit Elena - Ph.D., assistant professor of Pedagogy, Kyzyl Pedagogical Institute of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: irgitel@mail.ru
Kalsina Svetlana - educational psychologist, School № 11, Kyzyl.
УДК 15 + 152.32
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ (15-20 ЛЕТ): СТРУКТУРА, СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Миронова Г.В.
Астраханский филиал Московского финансово-промышленного университета, Астрахань
THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN EARLY ADOLESCENCE (Ages 15-20): STRUCTURE, CHARACTERISTICS AND REGULARITIES
Mironova G.
Astrakhan branch of the Moscow Financial-Industrial University, Astrakhan
Статья посвящена психолого-акмеологическому анализу нового понимания понятия «развития личности в период ранней юности (15-20 лет)», обоснованы сущность и содержание этого понятия, предложены структура и компоненты развития личности в период ранней юности, закономерности и механизмы данного процесса. В работе продемонстрировано применение акмеологического подхода к развитию личности в период ранней юности.
Ключевые слова: развитие личности в период ранней юности, структура, сущность, содержание, закономерности и механизмы развития личности в период ранней юности.