УДК 7969 О. В. МАРАХОВСКАЯ
Омский государственный технический университет
ВЛИЯНИЕ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ
ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП
Наличие существенного процента студентов с низким уровнем физической подготовленности подтверждает необходимость поиска новых форм организации учебного процесса по физическому воспитанию для данной категории. В этой связи разработка методики применения подвижных игр в процессе лыжной подготовки в общеподготовительных группах (ОФП) является актуальной.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, физическая работоспособность, физкультурное воспитание, группы общей физической подготовки (ОФП).
Преобразования, происходящие в России, повлияли на поиск новых подходов к физкультурному образованию и воспитанию студентов, концептуальную основу которых составляют интересы государства, нужды и запросы общества в физическом совершенствовании граждан [1, 2].
При этом студенчество является особой социальной группой общества, сложной и напряженной жизнедеятельности которой сопутствует ряд специфических факторов. Наиболее значимые из них: большой объем информации, подлежащий обработке и усвоению на фоне эмоциональных переживаний; хронический дефицит времени; высокий уровень мотивации к познавательной деятельности; низкая двигательная активность студентов; отсутствие регламентированного отдыха, должных условий быта и полноценного питания. Все эти негативные факторы находят свое отражение не только в изменениях функционального физического состояния в целом, но и приводят к снижению работоспособности, возникновению нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, перенапряжению адаптационных процессов [3, 4].
Физкультурное воспитание в вузе — это, прежде всего, педагогический процесс формирования физической культуры личности студента.
В период обучения в высших учебных заведениях раскрываются способности и задатки студентов; происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов; развиваются сенсорно-рецептивные, психомоторные функции; наблюдается наибольшая пластичность в образовании навыков; в основном завершается соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. Все это подчеркивает, с одной стороны, наличие высоких потенциальных возможностей студентов, а с другой — необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения [5, 6] .
Студенческий период жизни — это последняя, в рамках государственных программ обучения, возможность получения базовых знаний, умений, навыков по организации самостоятельных занятий физкультурно-спортивной деятельности. Подобный
опыт не вполне осознается и по достоинству не оценивается в молодости; практически же он определяет одну из сторон культуры личности выпускника вуза. Многие авторы в своих работах, опираясь на социологические исследования, отмечают сниженный уровень физической подготовки студентов, слабый интерес к своему здоровью, физической культуре и спорту[7]. Физическая подготовленность студентов характеризуется степенью развития таких основных качеств как сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость и координация. Уровень развития вышеперечисленных качеств, а также функциональных систем организма занимающихся, особенно в период обучения в вузе способствует созданию здоровой основы для проявления одаренности личности, успешному овладению профессиональными знаниями. Полученные в результате занятий по физическому воспитанию, они могут быть легко перенесены в другие области деятельности и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях [8, 9] .
В этой связи разработка определенной модели физического развития в студенческом возрасте для формирования и совершенствования двигательных навыков, несмотря на имеющиеся научные исследования в этой области, остается актуальной.
В последние годы в процессе физического воспитания в вузах широко используется внедрение в учебный процесс спортивных специализаций, исходя из желаний студентов заниматься каким-либо видом спорта и предыдущего опыта в детских юношеских спортивных школах, что в целом не нарушает целостности государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Поэтому зачисление студентов первого курса в учебные группы по видам спорта осуществляется с учетом их интереса и хорошей спортивной и физической подготовленности. При этом студенты, не проявившие себя в какой-либо спортивной специализации, направляются в общеподготовительные группы, иначе называемые общей физической подготовки (ОФП). Чаще всего занятия для них должны проводиться по реко-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
Результаты физической подготовленности студентов групп ОФП I курса (в баллах)
Характеристика направленности тестов 5 4 3 2 Общее число (n — 583)
высокий выше среднего средний ниже среднего
абсолютный % абсолютный % абсолютный % абсолютный % средний балл
Тест на скоростносиловую подготовленность -бег 100 м, с 145 25 107 18 110 19 221 38 3,3
Прыжки в ддину с места, см 114 20 127 21 108 19 234 40 3,2
Тест на общую выносливость — бег 1 км; мин, с 144 25 116 20 151 25 172 30 3,4
Тест на силовую подготовленность -подтягивание на перекладине, кол-во раз 151 26 124 22 133 23 161 29 3,5
Таблица 2
Средний уровень подготовленности студентов определенных на занятия в группы ОФП (в баллах)
Характеристика направленности тестов 5 4 3 2 Общее число (n=127)
высокий выше среднего средний ниже среднего
абсолютный % абсолютный % абсолютный % абсолютный % средний балл
Т ест на скоростносиловую подготовленность -бег 100 м, с 4 3,1 15 11,8 35 27,5 73 57,4 2,6
Прыжки в длину с места, см 8 6,2 10 7,8 45 35,4 64 50,3 2.7
Тест на общую выносливость — бег 1 км; мин, с 2 1,5 6 4,7 50 39,3 69 54,3 2,5
Тест на силовую подготовленность -подтягивание на перекладине, кол-во раз - - 3 2,3 38 29,9 86 67,7 2,3
мендуемой программе с общепринятыми обязательными разделами, соответственно выделенным часам. Однако в связи с недостаточной оснащенностью спортивно-технической базы в большинстве учебных заведений для этих групп занятия, как правило, проводятся на улице круглый год [9]. Занимаются в основном кроссовой подготовкой, общеразвивающими и силовыми упражнениями, футболом — осенью и весной, лыжной подготовкой — в зимний период, если имеется лыжный инвентарь.
Цель исследования — поиск путей повышения эффективности учебных занятий по физическому воспитанию студентов общеподготовительных групп на основе выявления рациональных подходов к использованию лыжной подготовки в сочетании с игровым методом. Задачей исследования явилось определение уровня физической подготовленности и развития основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, силовых возможностей студентов групп ОФП 1 курса и наблюдение за динамикой физической подготовленности за 2 года обучения).
Методы и организация исследования. Для изучения показателей, характеризующих уровень физического развития, а также оценки координации движений и устойчивости вестибулярных реакций, мор-
фофункциональных показателей и физической подготовленности занимающихся, был использован ряд традиционных методов исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование и интервьюирование, педагогические наблюдения и эксперимент, антропометрические измерения, определение физической работоспособности по степ-тесту. Для измерения эмоционального состояния в период интенсивной физической и психологической нагрузок использовалась методика САН (самочувствие, активность, настроение), разработанная сотрудниками Ленинградской военно-медицинской академии (В. А. Доскин, 1973 г.) и статистическая обработка полученных материалов.
Под наблюдением находилось 100 студентов — юношей общеподготовительной группы в течение двух лет. В экспериментальной группе (ЭГ) — 50 человек занимались по разработанной нами технологии, в контрольной группе (КГ) — 50 человек, в соответствии с базовой программой для высших учебных заведений. Занятия проводились в рамках академического расписания два раза в неделю на 1—2 курсе.
Результаты и их обсуждения. Анализ результатов контрольного тестирования (уровня общей физической подготовленности) 583 студентов-юношей
Итоги результатов педагогического эксперимента по оценке физической подготовленности студентов групп ОФП (в баллах)
Характеристика направленности тестов Период исследования ЭГ (п = 50) КГ (п = 50)
Баллы Баллы
5 4 3 2 5 4 3 2
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % сред. балл ЭГ сред. балл КГ
Тест на скоростно-силовую подготовленность -бег 100 м, с 1 2 4 6 12 10 20 32 64 4 8 9 18 22 44 15 30 2,6 3,0
2 8 16 18 36 15 30 9 18 6 12 15 30 23 46 6 12 3,5 3,4
Прыжки в длину с места, см 1 4 8 7 14 13 26 26 52 7 14 5 10 19 38 19 38 2,8 2,9
2 10 20 15 30 17 34 8 16 11 22 8 16 21 42 10 20 3,5 3,4
Тест на общую выносливость — бег 1 км; мин, с 1 3 6 1 2 12 24 34 68 5 10 3 6 13 26 29 58 2,5 2,7
2 13 26 14 28 11 22 12 24 8 16 9 18 17 34 16 32 3,6 3,1
Тест на силовую подготовленность -подтягивание на перекладине, кол-во раз 1 1 2 - - 19 38 30 60 - - 10 20 18 36 22 44 2,4 2,8
2 4 8 9 18 24 48 13 26 8 16 15 30 20 40 7 14 3,1 3,5
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, 1 - начало эксперимента, 2 - конец эксперимента.
МОЮ И ¥<ШЯУЛ>1 ВУЮЗЬИеИФ
боог (и}) 5 оМ ииндоэа инньлун иияэмо
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
1-го курса, до распределения их по спортивным специализациям. В целом было выявлено, что менее всего развиты скоростно-силовые возможности. Так, на оценку «2» выполнили норматив 38 % студентов — в беге на 100 метров; 40 % — прыжок в длину с места. На наш взгляд, это связано с ухудшением развития качества быстроты еще в школьные годы.
Незначительно были выше показатели общей выносливости и силы. При этом следует отметить, что 14 студентов из 583 (табл. 1) не смогли выполнить подтягивание на перекладине ни одного раза. После распределения по спортивным специализациям 127 студентов были направлены в группы общей физической подготовки. Анализ физической подготовленности у этих студентов показал более низкие результаты (табл. 2), то есть выявил недостаточность развития физических качеств.
В целом следует отметить, что низкий уровень физической подготовленности и отсутствие практических умений и навыков в каком-либовиде спорта позволил определить их только в группу ОФП.
Однако стремление студентов к физическому совершенствованию (50 %), выявленное по ответам на разработанную нами анкету, обязывает преподавателя искать пути подбора оптимальных видов физической культуры, приближенных к спортивной деятельности для этой категории студентов с целью повышения гармоничности развития, адаптационного потенциала даже в неприспособленных условиях, то есть проведения занятий на улице. В условиях Сибири это должна быть лыжная подготовка, ввиду значительного периода снежного покрова. При этом необходимо отметить, что этот вид является обязательным в программе по физическому воспитанию.
Основным направлением занятий по лыжной подготовке в экспериментальной группе было обучение и совершенствование техники лыжных ходов и имитационных упражнений в сочетании с игровым методом. Всего в экспериментальной группе было проведено 20 занятий по лыжной подготовке с применением подвижных игр в основной и заключительной части. Игры на лыжах, эстафеты проводились с целью обучения и совершенствования техники лыжных ходов, развития физических качеств, необходимых студентам для сдачи контрольных нормативов, а также решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач для каждого конкретного занятия. Так, игра «Кто быстрее?» направлена на развитие таких физических качеств, как быстрота и ловкость. Например, три группы, выстроившись в колонну по одному (интервал между колоннами 4 — 5 м), передвигаются в указанном направлении. По сигналу игроки, идущие первыми, сходят с лыжни в левую сторону, делают поворот на 180° переступанием и бегут в конец колонны. Здесь они снова выполняют поворот кругом переступанием и становятся замыкающими в группе. То же по сигналу организатора проделывают все участники команды. Каждый играющий, первым выполнивший задание, приносит своей группе одно очко, вторым — 2 очка и т.д. Когда все участники групп выполнят задание, подсчитывается количество очков, полученных командами. Выигрывает та группа, которая набрала наименьшее количество очков.
Применение игрового метода на занятиях по лыжной подготовке позволило активизировать внимание и повысить эмоциональное состояние студентов. При организации игр и эстафет на лыжах учитывалось соответствие физических нагрузок уровню подготовленности студентов.
Повторное тестирование в конце эксперимента, в сравнении с первоначальными данными представлено в табл. 3 (1 — до эксперимента; 2 — после эксперимента). Повышение уровня физической подготовленности показало, что результаты свидетельствуют об эффективности включения кроссовой и лыжной подготовки в сочетании с игровым методом в процесс физического воспитания в общеподготовительных группах студентов технического вуза.
Вывод. Результаты исследований позволили составить общее представление об уровне физической подготовленности студентов обеих групп, опираясь не только на количественные критерии, но и на качественные оценки. Вместе с тем наличие существенного процента студентов с низким уровнем физической подготовленности подтверждает необходимость поиска новых форм организации учебного процесса по физическому воспитанию для этой категории.
Библиографический список
1. Игнатьев, И. С. Студент и физическая культура : учеб. пособие. / И. С. Игнатьев — Комсомольск н /Амуре : Изд-во Комсомольский н/Амуре ГТУ, 1996. — 60 с.
2. Коджешау, М. Х. Физическое воспитание студентов вузов и факторы его определения : автореф. дис...канд.пед.наук / М. Х. Коджешау; ун-т. — М.,1995. — 15 с.
3. Агаджанян, Н. А. Двигательная активность и здоровье / Н.А. Агаджанян, В. Г. Двоеносов. — Казань : КГУ, 2003. — 216 с.
4. Андреева, Д. А. Адаптация личности студентов / Д. А. Андреева, Н. Э. Касаткина. — М. : Физкультура и спорт, 1992. — 170 с.
5. Лубышева, Л. И. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева, Г. М. Грузных // Теория и практика физической культуры. — 1991. - № 6. - С. 9-12.
6. Зайцев, Г. К. Стратегия понимания физического воспитания студентов / Г. К. Зайцев // Теория и практика физической культуры. — 1994. — №7. — С. 26-28.
7. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - С. 184- 193.
8. Ефимов, А. А. К вопросу об эффективности программ по физическому воспитанию в вузах / А. А. Ефимов, В. Д. Еднак // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи : тез. докл. Междун. науч.-практ. конф. - Минск, 1995. - С. 20-21.
9. Бирюков, Н.А. Совершенствование организационных форм физического воспитания студентов / Н. А. Бирюков // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: материалы Междун. науч.- практ. конф. - Омск, 1998. - С. 148-149.
МАРАХОВСКАЯ Оксана Валериевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. 644050, г. Омск, просп. Мира, 11.
Статья поступила в редакцию 06.04.2009 г.
© О. В. Мараховская