ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ВЫРАЖЕННОСТЬ ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ У ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ РИТМА СЕРДЦА
Юровская И.И., Артемьева М.С.
Российский Университет дружбы народов, кафедра психиатрии и медицинской психологии, г. Москва
Работа посвящена изучению влияния психологических особенностей личности на развитие и выраженность депрессии у пациентов, страдающих пароксизмальной формой фибрилляции предсердий. Обследовано 43 пациента кардиологического отделения.
Получены следующие результаты: не обнаружили признаков депрессии пациенты с «гипертимическим» профилем личностной акцентуации. В наиболее тяжелой форме нозогенному депрессивному расстройству подвергаются пациенты с «тревожным» профилем личностной акцентуации, что влечет за собой учащение и увеличение продолжительности приступов пароксизмальной формы фибрилляции предсердий. Реже и в более легкой степени нозогенному депрессивному расстройству подвергаются пациенты с «педантичным» личностным профилем.
Ключевые слова: нозогенная депрессия, пароксизмальная форма фибрилляции предсердий, психологические особенности личности, «тревожный», «педантичный», «гипертимический», «гармоничный» профиль личностной акцентуации, операция РЧА, пароксетин.
Цель исследования: изучить влияние психологических особенностей личности на развитие и выраженность депрессии у лиц, страдающих пароксизмальной формой фибрилляции предсердий.
Материал и методы: 43 пациента кардиологического отделения с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий (25 мужчин (58%), средний возраст 56,5 лет и 18 женщин (42%), средний возраст 50.4 года). Психологическое обследование проводилось с помощью теста-опросника акцентуации характера Леонгарда-Шмишека и шкалы депрессии Г амильтона. Из показаний состояния сердечно-сосудистой системы учитывались данные холтеровского мониторирования ЭКГ.
В результате тестирования пациентов с пароксизмальной формой фибрилляции предсердий выявлены следующие профили личностной акцентуации: «тревожный тип»- у 12 женщин (27.9%) и 18 мужчин (41.9%); «педантичный тип» свойственен 4 женщинам (9.3%) и 2 мужчинам (4.7%);
«гипертимический» выявился у 4 мужчин (9.3%); «гармоничный» склад личности- у 2 женщин (4.7% ) и 1 мужчины ( 2.3%).
Анализ данных по шкале Гамильтона позволил выделить 4 группы пациентов с различной степенью выраженности нозогенной депрессии, тяжесть которой соответствовала различному профилю личностной акцентуации:
I группа пациентов (4 человека-9.3%) не обнаружила признаков депрессии (средний балл по шкале депрессии Гамильтона от 2 до 6), им свойственен «гипертимический» склад личности. II группа пациентов (7 человек-16.3%) выявила признаки малого депрессивного эпизода (средний балл 9 ±2.5). Среди них 4 пациента (57.1%) с «педантичным», 1 (14.3%) с «тревожным» и 2 (28.6 %) с «гармоничным» профилем личностной акцентуации. III группа (32 человека- 74.4%) выявила большой депрессивный эпизод ( средний балл 21±1.5). Среди них 28 пациентов (87.5%) с «тревожным», 3 (9.4%) с «педантичным» и 1(3.1%) с «гармоничным» профилем личностной акцентуации.
Выводы: чаще и в наиболее тяжелой форме нозогенному депрессивному расстройству подвергаются пациенты с «тревожным» профилем личностной акцентуации, что влечет за собой учащение и увеличение продолжительности приступов пароксизмальной формы фибрилляции предсердий. Реже и в более легкой степени нозогенному депрессивному расстройству подвергаются пациенты с «педантичным» личностным профилем. Пациенты с «гипертимическим» профилем признаков депрессии не обнаружили, ввиду наличия почти всегда очень хорошего настроения, высокого жизненного тонуса, а также легкомысленности, поверхности в суждениях.
Таким образом, терапевтам необходимо привлекать к работе с пациентами кардиологического профиля психологов и психотерапевтов, учитывать психологический профиль пациентов для проведения адекватного лечения и более точного определения последующего прогноза.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Киякбаев Г.К. Аритмии сердца. Основы электрофизиологии, диагностика, лечение и современные рекомендации.-М. Гэотар-Медиа. 2009.-238 с
2. Карл Леонгард. Акцентуированная личность.-М.Эксмо-пресс. 2002.-358 с
3. Недоступ А.В., Соловьева А.Д., Санькова Т.А. Психовегетативные соотношения у больных с пароксизмальной формой мерцательной аритмии.//Тер. арх.-2001.-№9.-с.55-61.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010