Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 381
автономности, поддержание и укрепление здоровья, приобретение профессионального статуса и материального благополучия, которые являются потенциальными источниками самоутверждения, реализации собственных возможностей. Литература
1. Беляева O.B. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте.-Автореф.дисс. канд. психол. наук. — М., 2001.
2. Дмитриева Н. В., Самойлик Н. А. Кризис идентичности: феноменология переживания: монография; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. — 233 с.
ВЛИЯНИЕ личностной и РЕАКТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Кудабаева А. Ю.
Научный руководитель: старший преподаватель Бехтерева Анжелика Владимировна Кафедра педагогики и психологии
Башкирский государственный медицинский университет
Контактная информация: Кудабаева Айгуль Юлаевна, студентка 4 курса лечебного факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: личностная тревожность, реактивная тревожность, качество жизни.
Актуальность: на качество жизни влияет отношение человека к проблемам, приспособление к непрекращающимся переменам, вызывающие тревогу.
Цель: изучить личностную и реактивную тревожность и их влияние на качество жизни студентов.
Материалы и методы: исследования: теоретический анализ научной и научно-учебной литературы, тест Спилбергера на тревожность, шкала оценки качества жизни Н. Е. Водопьяно-вой[1].
Результаты: изучение личностной и реактивной тревожности и их влияние на качество жизни проводилось на базе БГМУ (Уфа) среди 63 студентов 3-4 курса.
Анализ результатов первого этапа исследования показал, что 25,4% студентов обладают низкой личностной и 22,2% низкой реактивной тревожностью, 61,9% умеренной личностной и 53,9% умеренной реактивной тревожностью, 12,7% высокой личностной и 11,1% высокой реактивной тревожностью. На втором этапе исследования с использованием шкалы оценки качества жизни Н. Е. Водопьяновой было установлено, что индекс качества жизни у 17,5% респондентов высокий, у 66,7% средний, у 15,9% низкий. Сопоставительный анализ по двум методикам показал, что студенты с низким уровнем личностной тревожности обладают высоким индексом качества жизни 15,9% респондентов. Уровень качества жизни: работа 35 баллов из 40у 15,9% студентов, здоровье 36 у 14,3%, личные достижения 36 у 12,7%. Студенты с низким уровнем реактивной тревожности обладают высоким индексом качества жизни 12,7% респондентов. Уровень качества жизни: личные достижения 38 баллов у 12,7% студентов, работа 29 у 11,1%,здоровье 35 у 7,9%. Студенты с умеренным уровнем личностной тревожности обладают средним индексом качества жизни 47,6% респондентов. Уровень качества жизни: личные достижения 21баллов у 39,6% студентов, здоровье 27 у 36,5%, работа 28 у 34,9%. Студенты с умеренным уровнем реактивной тревожности обладают средним индексом качества жизни 41,3% респондентов. Уровень качества жизни: здоровье 24 баллов у 28,6% обучающихся, работа 22 у 22,2%, личные достижения 25 у 20,6%. Студенты с высоким уровнем личностной тревожности имеют низкий индекс качества жизни 11,1% респондентов. Уровень качества жизни: здоровье 27 баллову 11,1% студентов, работа 10 и личные достижения 15у 9,5%. Студенты с высоким уровнем реактивной тревожности имеют низкий индекс качества жизни 7,9% респондентов. Уровень качества жизни: работа 8 баллов у 6,3 % студентов, личные достижения
FORCIPE
ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020
elSSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
19 и здоровье 8 у 3,2%. Оценка значимости различий t-критерий Стьюдента показала, что между студентами с низким, умеренным, высоким уровнем личностной и реактивной тревожности и их влиянием на индекс качества жизни имеются статистически значимые различия.
Выводы: результаты исследования показали, что качество жизни является не только социальной, но и психологической проблемой. С повышением уровня личностной и реактивной тревожности снижается индекс качества жизни. Литература
1. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. "Социально — психологическая диагностика развития личности и малых групп — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490с.
отношение к болезни и своему телу у девушек-подростков с аутоиммунными заболеваниями
Кузнецова А. Л.
Научный руководитель: к.пс.н. доцент Бочаров Виктор Викторович Кафедра клинической психологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Кузнецова Александра Леонидовна — студент 6 курса факультета клинической психологии. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: отношение к болезни; девушки; аутоиммунное заболевание.
Актуальность: социальная и медицинская значимость аутоиммунных заболеваний обусловлена их растущей распространенностью, сохранением на протяжении многих лет высокого уровня заболеваемости и существенным влиянием на качество, а что самое главное — на продолжительность жизни[1, 2]. Особенно актуальным в этой области становится изучение самосознания больного человека: уровня его самооценки, отношения к себе, внутренняя картина болезни и причинно-следственные факторы при заболевании, влияющие на становление и протекание болезни.
Цель исследования: изучение отношения к болезни и своему телу у девушек-подростков с аутоиммунными заболеваниями.
Материалы и методы: методика диагностики типов отношений к болезни (ТОБОЛ) Л.И.Вассерман, А.Я. Вукс, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова, тест цветоуказания неудовлетворенности собственным телом (САРТ) О. Вулей, С. Ролл.
Результаты: в группе девушек-подростков с системной красной волчанкой преобладает сенситивный тип отношения к болезни, а в группе девушек-подростков с ювенильным ревматоидным артритом превалируют гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы отношения к болезни. Наиболее часто встречаемым типом отношения к болезни, независимо от диагноза, является смешанный тип отношения к болезни интра — и интерпсихической направленности, что свидетельствует о недостаточной сформированности отношения к болезни. Отношение к собственному телу у девушек-подростков с аутоиммунными заболеваниями характеризуется неудовлетворенностью, непринятием собственного тела, утратой внутренней гармонии. При этом конечности выступают в качестве основного источника отрицательных эмоций.
Выводы: у девушек-подростков с аутоиммунными заболеваниями существует специфика отношения к своей болезни, обусловленная особенностями ее течения. Так, в группе девушек-подростков с ювенильным ревматоидным артритом преобладают адаптивные типы отношения к болезни, что позволяет констатировать отсутствие выраженной дезадаптации в связи с заболеванием, а в группе девушек-подростков с системной красной волчанкой — неадаптивные типы отношения к болезни, что говорит о наличие психической дезадаптации в связи с заболеванием. Девушки-подростки с системной красной волчанкой склонны к более сильному эмоциональному реагированию по отношению к своему телу, чем девушки-подростки с юве-нильным ревматоидным артритом.
Литература
1. Алексеева Е. И. Ревматические болезни и их влияние на качество жизни детей и их семей.
Качество жизни. Медицина. М., 2008. С. 4-20.
FORCIPE
VOL. 3 SUPPLEMENT 2020
ISSN 2658-4174