Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК НА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ: ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ'

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК НА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ: ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женский образ / медиа / социальная репрезентация / визуальный образ / смысловой контекст / гендерные роли / female image / media / social representation / visual image / semantic context / gender roles

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И В. Положенцева, Л Б. Белоглазова, Д А. Шахов

Исследование посвящено гендерным особенностям репрезентации женщин в современном российском медиапространстве. Его целью стала реконструкция существующего женского образа, транслируемого в периодических и непериодических медиаизданиях. Проведенный контент-анализ 6 различных медиа подтверждает мнение зарубежных и отечественных исследователей о том, что медийный образ женщины чаще всего сводится к двум архетипам – «женщины-домохозяйки» и «деловой женщины». Можно констатировать, что именно профессиональные и частные сферы жизни рассматриваются в медиа как области «естественного» женского присутствия. В целом женщина в медиа сегодня – это представительница бытовой сферы, культурный деятель, спортсменка, реже – политик и активный гражданин. Вместе с тем женские персонажи появляются в визуальных и вербальных образах в основном в деловом и профессиональном контексте, что иллюстрирует тенденцию к расширению роли женщины в обществе. В настоящий момент женский образ прошел некий процесс эмансипации, в результате чего стал обладать более деловым и профессиональным характером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CULTURAL ATTITUDES ON REPRESENTATIONS IN MEDIA SPACE: GENDER SPECIFICS

The research is devoted to the gender peculiarities of women’s representation in contemporary Russian media space. The objective of the study is to reconstruct the existing female image broadcast in periodical and non-periodical media publications. The content analysis of 6 different media confirms the opinion of foreign and Russian researchers that the media image of women is most often reduced to two archetypes – “housewife” and “businesswoman”. It can be stated that it is the professional and private spheres of life that are considered in the media as areas of “natural” female presence. In general, a woman in the media today is a representative of the domestic sphere, a cultural figure, a sportswoman, and, less often, a politician and an active citizen. At the same time, female characters appear in visual and verbal images mainly in business and professional contexts, which illustrates the trend towards expanding the role of women in society. At the moment, the female image has undergone a certain process of emancipation, as a result of which it has become more business-like and professional.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК НА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ: ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

Таблица 1

Стимулы

Метафора

Богиня из слоновой кости

Отрешение от всех радостей жизни

Чистый звук

Внести в дело полную ясность

Безжизненный взгляд

Испытуемые. Стимулы и дизайн

Реальные субъективные переживания по оцениванию стимула по параметру "красиво - некрасиво" означают для каждого весьма разные процессы. И большинство из них едва ли могут быть формализованы или вообще осознаваемы. Согласно гипотезе исследования можно искусственно воссоздать процесс выделения критериев, по которым, как считают испытуемые, они оценивают предъявленный стимул.

Библиографический список

Стимулы, проранжированные по таким критериям, которые будут варьироваться у разных респондентов, получат разные оценки, нежели если бы эти же стимулы были предъявлены просто для проведения ранжирования. Разработанный метод является похожим на метод свободных ассоциаций и метод открытого эксперимента. Он мог бы быть интуитивно сконструированным учеными из разных областей, но, по нашим данным, такой метод используется впервые. На основании сказанного автором делаются следующие выводы:

- В статье пердставлена методика оценочной категоризации, рабочее название метода автор определяет как «Когнитивно-категориальное моделирование по методу Островской И.В. (Когнитивная оценочная категоризация по методу Островской И.В.»).

- Построена модель оценочной категоризации вербальных стимулов, объясняющая разницу в оценочной категоризации, формализуя оценки, производимые восприятием в свободном эксперименте.

Перспектива дальнейших исследований: проведение полномасштабного эксперимента по апробированной методике, исследование невербальных стимулов, определение ограничений, усовершенствование методики, проведение подпорогового эксперимента и компаративный анализ полученных результатов, определение вектора дальнейших исследований в русле научной школы.

1. Островская И.В. Эмоциональные концепты в русской и английской лингвокультурах: (когнитивный и гендерный аспекты). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006.

2. Островская И.В. Лингвистика и новые вызовы. Профессионально ориентированное обучение языкам: опыт и перспективы: сборник материалов ежегодной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2023: 280-286.

3. Гарин Е.В., Островская И.В. Рекурсивная модель речевого акта. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 480-485.

4. Выготский Л.С. "Психология искусства": Анализ эстетической реакции. Москва: Лабиринт, 1998.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в б т. Детская психология. Москва, 1984; Т. 4.

6. Островская И.В. Формализация критериев оценки вербальных стимулов. Проблемы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе. V Международная научно-практическая конференция: сборник материалов конференции: в 2-х т. Москва, 2023: 95-104.

У. Витязев Е.Е., Перловский Л.И., Ковалерчук Б.Я., Сперанский С.О. Нейроинформатика. 2011; Т. 5, № 1.

8. Rastier Fr. Essais de sémiotique discursive. Paris, Mame, 19У4.

9. Lacan J. Ecrits. Paris, Seul, 1966.

10. Поппер К. Логика и рост научного знания. Москва: Прогресс, 1983.

11. Сеченов И.М. Физиология и психология. Избранные произведения. Москва: Издательство Академии наук, 1952; Т. 1.

12. Лурия А.Р Язык и сознание. Москва: Издательство Московского университета, 1979.

13. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Москва: Прогресс, 1988; Выпуск XXIII: 30-45

14. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности. Философские аспекты теории функциональной системы. Москва, 1978.

References

1. Ostrovskaya I.V. 'Emocional'nye koncepty v russkoj i anglijskoj lingvokul'turah: (kognitivnyj i gendernyj aspekty). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj universitet, 2006.

2. Ostrovskaya I.V. Lingvistika i novye vyzovy. Professional'no orientirovannoe obuchenie yazykam: opyt i perspektivy: sbornik materialov ezhegodnoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg, 2023: 280-286.

3. Garin E.V., Ostrovskaya I.V. Rekursivnaya model' rechevogo akta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 480-485.

4. Vygotskij L.S. «Psihologiya iskusstva»: Analiz 'esteticheskoj reakcii. Moskva: Labirint, 1998.

5. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. Detskaya psihologiya. Moskva, 1984; T. 4.

6. Ostrovskaya I.V. Formalizaciya kriteriev ocenki verbal'nyh stimulov. Problemy lingvistiki i lingvodidaktiki v neyazykovom vuze. V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: sbornik materialov konferencii: v 2-h t. Moskva, 2023: 95-104.

7. Vityazev E.E., Perlovskij L.I., Kovalerchuk B.Ya., Speranskij S.O. Nejroinformatika. 2011; T. 5, № 1.

8. Rastier Fr. Essais de sémiotique discursive. Paris, Mame, 1974.

9. Lacan J. Ecrits. Paris, Seul, 1966.

10. Popper K. Logika i rost nauchnogo znaniya. Moskva: Progress, 1983.

11. Sechenov I.M. Fiziologiya i psihologiya. Izbrannye proizvedeniya. Moskva: Izdatel'stvo Akademii nauk, 1952; T. 1.

12. Luriya A.R. Yazyk i soznanie. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1979.

13. Lakoff Dzh. Myshlenie v zerkale klassifikatorov. Novoe v zarubezhnoj lingvistike. Kognitivnye aspekty yazyka. Moskva: Progress, 1988; Vypusk XXIII: 30-45

14. Anohin P.K. Operezhayuschee otrazhenie dejstvitel'nosti. Filosofskie aspekty teorii funkcional'noj sistemy. Moskva, 1978.

Статья поступила в редакцию 02.11.24

УДК 82

Polozhentseva I.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Vocational Education, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University) (Moscow, Russia), https://orcid.org/0000-0002-1944-9567, E-mail: [email protected]

Beloglazova L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (Moscow, Russia), https://orcid.org/0000-0002-1274-2947, E-mail: [email protected]

Shakhov D.A., Cand. of Sciences (Sociology), General Director of Rostra LLC (Moscow, Russia), https://orcid.org/0000-0001-7999-1326, E-mail: [email protected]

THE INFLUENCE OF CULTURAL ATTITUDES ON REPRESENTATIONS IN MEDIA SPACE: GENDER SPECIFICS. The research is devoted to the gender peculiarities of women's representation in contemporary Russian media space. The objective of the study is to reconstruct the existing female image broadcast in periodical and non-periodical media publications. The content analysis of 6 different media confirms the opinion of foreign and Russian researchers that the media image of women is most often reduced to two archetypes - "housewife" and "businesswoman". It can be stated that it is the professional and private spheres of life that are considered in the media as areas of "natural" female presence. In general, a woman in the media today is a representative of the domestic sphere, a cultural figure, a sportswoman, and, less often, a politician and an active citizen. At the same time, female characters appear in visual and verbal images mainly in business and professional contexts, which illustrates the trend towards expanding the role of women in society. At the moment, the female image has undergone a certain process of emancipation, as a result of which it has become more business-like and professional.

Key words: female image, media, social representation, visual image, semantic context, gender roles

И.В. Положенцева, канд. экон. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

(Первый казачий университет), г. Москва, E-mail: [email protected]

Л.Б. Белоглазова, канд. пед. наук, доц., Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва, E-mail: [email protected]

Д.А. Шахов, канд. социол. наук, ген. директор ООО «Ростра», г. Москва, E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК НА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ: ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Исследование посвящено тендерным особенностям репрезентации женщин в современном российском медиапространстве. Его целью стала реконструкция существующего женского образа, транслируемого в периодических и непериодических медиаизданиях. Проведенный контент-анализ 6 различных медиа подтверждает мнение зарубежных и отечественных исследователей о том, что медийный образ женщины чаще всего сводится к двум архетипам -«женщины-домохозяйки» и «деловой женщины». Можно констатировать, что именно профессиональные и частные сферы жизни рассматриваются в медиа как области «естественного» женского присутствия. В целом женщина в медиа сегодня - это представительница бытовой сферы, культурный деятель, спортсменка, реже - политик и активный гражданин. Вместе с тем женские персонажи появляются в визуальных и вербальных образах в основном в деловом и профессиональном контексте, что иллюстрирует тенденцию к расширению роли женщины в обществе. В настоящий момент женский образ прошел некий процесс эмансипации, в результате чего стал обладать более деловым и профессиональным характером.

Ключевые слова: женский образ, медиа, социальная репрезентация, визуальный образ, смысловой контекст, гендерные роли

Роль медиа в освещении тендерной проблематики в последнее время стала актуальной темой научного и публицистического дискурса. Медиапростран-ство сегодня - неотъемлемая часть культуры, сложившаяся и укоренившаяся в подавляющем большинстве обществ. Так, по мнению исследователей роли медиа в современной культуре, вербальные и визуальные представления различного медиаконтента отражают культурный образ социума. В связи с этим индивид в современном информационном обществе находится под постоянным влиянием потока информации, транслирующейся массмедиа [1]. Несмотря на то, что медиаконтент не может заставить индивида думать определенным образом, он однозначно задает темы, которые будут актуальны и обсуждаемы на сегодняшний момент [2].

Проблема образа современной женщины в медиа, его продуцирование, использование, манипулирование им на уровне сознания является назревшей, актуальной и требующей решения не только в рамках нескольких отраслей научного знания, но и на их пересечении.

Медиаобраз женщины изменяется согласно установленным культурным нормам общества, являющимися уже привычной директивой для описания женщин в различных контекстах [3]. Однако на него влияет также и новая социальная информация, транслирующаяся самими медиаресурсами, демонстрирующая типовое и приемлемое поведение женщины, ее внешний вид и личное восприятие [4]. В связи с этим во многих современных исследованиях транслируется мнение о том, что медиа закрепляют гендерные нормы, уже принятые в обществе, создавая и описывая стереотипные женские образы [5].

Так, самые распространенные из этих образов - традиционное видение женщины как «домохозяйки» и «хранительницы очага» - зачастую противопоставляются женщине «сильной и независимой», «бизнес-леди». «Домохозяйка» является заботливой матерью и любящей женой, она практически не обладает автономностью, оставаясь покорной требованиям общества и семьи. Такой образ на данный момент является наиболее социально приемлемым, тогда как «сильная женщина» уже оценивается по-разному в зависимости от направленности меди-аресурса [6]. Согласно распространенному представлению, она вольна выбирать собственную судьбу, финансово независима от мужчин и стремится к самореализации не только в сфере быта и семьи, но и в профессиональном сообществе [7].

Медиа, опираясь на эти два образа, диктуют поведение современной женщины, в какой-то степени заставляя выбирать ее между двумя путями становления личности. Исследователи же сходятся во мнении, что подобные образы нормализуют социальные представления, придавая им «естественный» характер [8], однако то, что, на первый взгляд, кажется «естественным», в большинстве случаев косвенно связано с идеологией и культурой [9]. Такое заключение приводит к тому, что доминирующая идеология определяет политику репрезентации и интерпретации женщин, что в дальнейшем имеет большой потенциал повлиять на их манеру социального взаимодействия. В контексте данной точки зрения важно рассмотреть то, какое именно описание доминирует в медиа, представляющих и формирующих взгляды россиян сегодня.

Цель исследования - реконструировать образ современной женщины, транслируемый в медиапространстве и различных изданиях.

Объектом данного исследования являются ведущие периодические и непериодические медиаресурсы (на русском языке). Всего наблюдению подлежали три периодических и три непериодических электронные медиа с публикациями в первой половине 2024 года (см. табл. 1-2). В исследовании было также важно учитывать и то, как конструируется женский образ среди носителей одной культуры, поскольку на его восприятие могут влиять и региональные особенности. В связи с этим были изучены региональные периодические медиаиздания, позволившие определить наличие отличий в женском образе на уровне отдельных территорий.

Задачи исследования были сформулированы следующим образом:

1. Проанализировать описываемые социальные роли женщин в современном медиапространстве.

2. Проследить особенности контекстного упоминания женщин в медиа.

3. Определить визуальную составляющую образа современной женщины в медиа.

На настоящий момент основной массив опубликованных гендерных исследований приходится на западные страны, в связи с чем научная новизна данного исследования заключается в определении особенностей медийного женского образа в современных российских реалиях на уровне как страны, так и отдельных регионов.

Теоретическая значимость статьи заключается в расширении понимания значимости тех или иных социальных отношений, идентичности, гендерных практик, которые определяют образ женщины и ее статус в определенной культуре посредством анализа женских образов и контекста, в котором они зафиксированы. Описание образа, конструирующего и конструируемого, позволит точнее характеризовать, в том числе, и систему ценностей, присущих российскому обществу сегодня.

С точки зрения практической значимости проводимое исследование может быть использовано в образовательно-просветительских целях для изучения роли медиа в жизни общества и разрешения вопросов гендерного равенства в медиапространстве. Выделение часто используемых женских архетипов может служить основой для улучшения репрезентации женщин, отличных от них, или же для создания более достоверного женского образа в медиаизданиях.

Изучению подлежали два типа медиаресурсов: 1) вербальные материалы, представляющие образы женщин; 2) фотографические материалы, представляющие образы женщин. Медиа, отражающие эти ресурсы, были разделены на две категории: 1) периодические, то есть являющиеся зарегистрированными региональными изданиями, выходящими с определенной регулярностью; 2) непериодические, представляющие из себя интернет-издания с постоянным обновлением контента. Вторая категория ресурсов необязательно обладает регистрацией, может быть также и личным блогом известного лидера мнения. В контексте настоящего исследования были выбраны медиапорталы с публикациями как от удостоверенных авторов, так и от отдельных блогеров и посетителей сайта (в виде комментариев). Основным методом исследования был избран формализованный контент-анализ текстов [10] на основе процедуры снятия информации, содержащий: 1) схему анализа, 2) определение единиц анализа, 3) определение единиц счета.

За основную единицу анализа берется номер периодического издания или сайт-день, то есть вся информация о женском образе фиксируется для отдельного номера (или дня выхода материалов на сайте). Количество номеров каждого медиаиздания и всех изданий в целом (или календарных дней выхода материалов) является определенной величиной, а следовательно, введение единицы анализа «номер периодического издания»/«сайт-день» позволяет оперировать твердыми и сравниваемыми показателями. Дополнительной единицей анализа служит упоминание о женщинах, что дает возможность их количественного измерения. Единицей счета выступают параметры: частота появления содержательных категорий и интенсивность проявления их признаков в каждом номере медиа/материалах сайта.

Упоминания о женщинах фиксируются в следующих сферах общественной жизни: политика местного/регионального масштаба; политика национального масштаба; экономическое развитие, финансовые рынки; здравоохранение, медицина; образование и наука; сельское хозяйство, промышленность, транспорт; культура, туризм, сфера услуг; спорт; домашнее хозяйство, быт.

Кроме того, фиксируется контекст, в котором упоминаются женские представители разных сфер: деловой, производственный, домашний, досуговый; общественное участие (действие, мнение, комментарий); материальный контекст, прибыли; уголовный, судебный; резонансные события.

Фотографии и рисунки женских персонажей также фиксируются в отношении определенной сферы и контекста.

Выборка периодических изданий для формирования массива, где представлены женские образы, была построена по принципу сплошного отбора и в целом составила 95 единиц номеров (табл. 1).

Таблица 1

Выборочная совокупность номеров периодических изданий для количественного измерения репрезентации женщин в медиапространстве

Периодические медиа Кол-во номеров

Оренбуржье (выходит 3 раза в неделю) 46

Саратовская панорама (еженедельная) 25

Городские вести Волгограда (еженедельная) 24

ВСЕГО: 95

Выборка дней выхода непериодических медиаресурсов, учитывая их масштабное преимущество по объемам и количеству материалов, строилась по принципу пошагового отбора, то есть сайты анализировались по очереди, по одному сайту в день. Таким образом, было проанализировано 93 сайт-дня из общей временной рамки выборки данного исследования - полугодового периода с 1.01.2024 по 30.06.2024 (табл. 2).

Таблица 2

Выборочная совокупность сайт-дней для количественного измерения репрезентации женщин в непериодических медиаресурсах

Непериодические медиа Количество сайт-дней

Woman.ru 31

Т-Ж (Тинькофф-журнал) 31

Lenta.ru 31

ВСЕГО: 93

В целом выборка периодических и непериодических ресурсов составила 188 единиц анализа.

В процессе организации полевого этапа исследования возникли трудности организационного и технического характера, связанные с формированием массива выборки периодических изданий, так как мы были вынуждены исключить платный контент, которого не было в свободном доступе.

Техника отбора материалов для фиксации их количественных и качественных показателей состояла из следующих шагов:

1. Нахождение и фиксация материала в определенном издании - статей, интервью, сообщений, которые характеризуются упоминанием женских образов и посвящены репрезентации образа современной женщины. К базе отбора относятся все издания и выпуски, анализируемые на полевом этапе (95 периодических номеров и 93 сайт-дня за период 01.01.2024-30.06.2024). При этом фиксируются позиции как положительного, так и негативного освещения женской проблематики и трансляции соответствующих ценностей.

2. Качественный анализ отобранных материалов предполагает фиксацию и последующий анализ цитат, высказываний и позиций во всех текстах, связанных с репрезентацией образа современной женщины, определением женских ролей, стереотипизацией образа женщины и т. п. Принципы качественного анализа информации основываются на общепринятых научных подходах.

Сочетание методов количественного и качественного анализа текстов периодических и непериодических медиа дает возможность более содержательно исследовать установки коммуникатора на трансляцию сообщений женской проблематики, способы журналистского воздействия на читателя, гендерные стереотипы, ценности и рациональные аргументы, которые сопровождают репрезентацию образа современной женщины в медиа.

Результаты исследования

1. Социальные роли женщин в современном медиаконтенте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом следует отметить, что подтверждается мнение исследователей о традиционном распределении общественного внимания к женщинам, приоритет которых относится к сфере частного и бытового [11]. Подобная практика связана как с количественной репрезентацией персонажей, так и с сопровождающими тексты стереотипами, согласно которым женская сфера - это более эмоциональная, экспрессивная деятельность, связанная с проявлением заботы (здравоохранение, быт), сохранением достижений человечества (образование, культура), усердием и услужливостью (сфера услуг) [12].

Минимально женщины представлены в таких сферах, как экономика и финансы, спорт, местная политика, промышленность, армия, транспорт. Максимально часто женские образы фигурируют в сферах быта, культуры, религии и туризма, здравоохранения, образования и науки [13; 14]. Можно констатировать, что именно гуманитарные и частные сферы жизни рассматриваются в СМИ как области «естественного» женского присутствия. То есть и периодические, и непериодические медиаресурсы воспроизводят традиционную версию гендерного порядка как доминирующую.

Сравнивая иерархии женского представительства в социальных сегментах, можно заметить, что в непериодических изданиях при общей более низкой доле женских персонажей по сравнению с мужскими (соотношение 1:3) в сферах «большой политики» и «культуры» доля женщин несколько выше, чем в периодических медиа. Объясняется это наличием в выборке сайтов, где в расчет попадают известные звезды шоу-бизнеса, в том числе женщины. Наряду с этим доля женского участия в спорте, а также в сферах образования и науки, здравоохранения здесь существенно ниже по сравнению с периодическими изданиями.

Женские социальные роли в представлении медиа - это воспитательные, образовательные, семейные роли и функции, роль талантливой хозяйки, потребителя товаров и услуг эксперта в области социальной проблематики, лица, которое эмоционально сопереживает событиям публичной и частной жизни, роль помощницы мужа-руководителя (заместитель, пресс-секретарь), роль матери и хранительницы семейного очага, роль «красавицы». В целом медиаобраз женщины - набор ролей и функций, относящихся преимущественно к частной сфере, а также к экспрессивным видам деятельности.

Если представить совокупные образы женщин в разрезе сфер деятельности, как это подано в медиа, в итоге имеем следующие результаты: женщина в периодических изданиях - представительница бытовой сферы, культурный деятель, спортсменка; а в непериодических онлайн-ресурсах - представительница бытовой сферы, культурный деятель, политик, спортсменка. То есть периодические медиа больше ориентированы на повседневность, а непериодические сайты более склонны освещать публичные области, активнее вводя женщину в «большую политику».

2. Медиаобразы женщин: смысловые контексты репрезентации женщин в периодических и непериодических медиаресурсах

Для фиксации в медиа женских персонажей не менее важен контекст, в котором они упоминаются, независимо от принадлежности к той или иной социальной сфере. Контекст указывает не столько на формальную принадлежность персонажей к той или иной сфере, сколько на смысловые и в некотором смысле стилистические особенности их презентации. Для каждой сферы деятельности обозначалось пять основных контекстов:

- деловой - в случае, когда персонаж представлен в любой сфере в связи с профессиональной деятельностью или необходимостью выполнять трудовые обязанности;

- домашний, досуговый - представляет персонажей вне работы и вне каких-либо важных дел или же в связи с чисто бытовыми, коммунальными вопросами;

- контекст общественного участия - касается любых активных общественных действий, обращений, комментариев, направленных на высказывание и отстаивание своих позиций по улучшению общественной жизни;

- материальный контекст - может относиться к любому уровню финансовых и материальных вопросов: от потребности в новой обуви до наполнения бюджета страны;

- уголовный, судебный - речь идет о субъектах права, фигурирующих в разного рода конфликтных ситуациях, о правовых способах решения различных проблем, о социальных ролях, в которых могут появиться персонажи: обвиняемые и пострадавшие, подозреваемые, преступники, судьи, адвокаты, следователи и др.

Следует отметить, что контексты - это не жестко разделенные смысловые категории; они могут пересекаться, накладываться один на другой, таким образом, один и тот же персонаж в каждом упоминании может быть представлен в различных контекстах или же не попасть ни в один из вышеупомянутых. Понятно, что некоторые контексты тесно связаны с ранее упомянутыми сферами жизни, тем не менее наша задача - проследить различия контекстного упоминания женщин в разных изданиях.

Прежде всего, представим общую картину для текстовых совокупностей периодических изданий и сайтов.

В целом женские персонажи появляются в текстах медиа в основном в деловом контексте. То есть образ современной женщины репрезентируется в медиа прежде всего, как структурно-статусная единица, участвующая в социальном производстве, значимой профессиональной и трудовой деятельности. Тем не менее отчетливым для женских персонажей является и контекст общественного участия. Таким образом, образы женщин находят свое медийное воплощение преимущественно в публичных формах жизни.

Домашний, досуговый контекст также характерен для изображения женщин в различных видах медиаизданий.

В криминальном контексте представленность женских персонажей незначительная и в периодических, и в непериодических ресурсах. Материальный контекст практически не фиксируется как самостоятельный, сливаясь с другими контекстами.

В целом общая контекстуальная структура воспроизводится во всех изданиях, таким образом, образ «работающей женщины» доминирует и в прессе, и на онлайн-порталах. Тем не менее направленность изданий стимулирует и насыщение их другими паритетными образами, как, например, «общественное участие женщин», отчетливо представленное в периодических изданиях и на сайте Lenta. ru с высокими долями общественного контекста.

Образ «женщины дома» может дополнять самый распространенный образ «работающей женщины», что относится и к дополнению этого образа «общественным участием женщин».

3. Женщины в визуальных медиаобразах

Для полноты анализа образных характеристик женщин особое внимание следует уделить графическим материалам, которые представлены в исследуемых текстах, поскольку визуальная подача информации - один из наиболее значимых способов воздействия на восприятие аудитории. Известно, что возможности такой подачи в периодических и непериодических изданиях разные. Тем не менее даже незначительная иллюстрация материала, выполненная в черно-белом формате, может существенно повлиять на восприятие образа, добавить особых смыслов и привлечь внимание к данной публикации, а, следовательно, и к упомянутым в ней персонажам [1].

Графическим (иллюстративным) материалом может выступать любое фото, рисунок, карикатура, репродукция картины, кадры из фильмов и т. п., которые изображают женщин в текстах, подпадающих под наше внимание. Также учитывались визуальные образы некоторых рубрик, которые не имеют особого текстового сопровождения, выполняют функцию самостоятельного материала (фоторепортажи, фотоотчеты).

Распределение визуальных образов женщин по сферам занятости подтверждает ранее обнаруженную тенденцию. В целом же среди всех женских фото в прессе более трети указывают на сферу культуры, религии, туризма (37%), более четверти отсылают к сфере быта (27%), каждый десятый женский образ касается спорта (10%), по 6% всей совокупности относится к сфере промышленности и образования, другие области женской занятости занимают от 5% (здравоохранение) до 1% (сельское хозяйство).

На непериодических онлайн-порталах женские образы из сферы культуры тиражируются еще более охотно и составляют почти половину всех женских фото на новостных сайтах (44%), пятую часть занимают женщины в домашнем интерьере и быту (19%) и столько же - женщины-политики национального масштаба (18%), 9% всех женских фото относятся к спорту, оставляя незначительную часть изображений другим социальным сферам.

Можно констатировать, что журналисты предпочитают размещать в своих изданиях фотографии звезд культуры и спорта, а также женщин в непроизводственной обстановке, то есть мир культуры и рекреации рассматривается в медиа как более приемлемый для визуальной презентации женщин своим аудиториям.

Значимой характеристикой визуальных образов женщин является их возраст как фактор, который существенно дифференцирует женскую образность. В целом в иллюстрациях периодических изданий более половины всех женских фото - молодые женщины (57%), что значительно превышает долю зрелых (36%) и пожилых женщин (7%). Возрастная структура фотопортретов в непериодических медиа в целом схожа с тем, как возрастные образы транслируются прессой.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в визуальных материалах чаще используется образ молодой женщины, то есть именно эта фигура, по мнению издателей, наиболее привлекательна для аудитории.

Изображения молодых женщин в периодических изданиях чаще всего иллюстрируют материалы, связанные с культурой, бытом, спортом; зрелых - куль-

Библиографический список

турой и бытом; тогда как визуальный образ пожилой женщины встречался только в бытовых материалах. В Интернете распределение возрастных приоритетов по сферам мало чем отличается от прессы. Молодые женщины отчетливо представляют также сферы культуры, быта, спорта, зрелые женщины - политики, культуры, быта, женщины преклонного возраста - только быта.

То есть наиболее распространенные фотообразы - молодые женщины, которые, кроме того что чаще представляют в медиа культурные события и спорт, ассоциируются также с непроизводственной обстановкой.

В медийной фотоколлекции женщин основные персонажи представлены преимущественно в нейтрально-положительном контексте, выполняя, как правило, представительную или рекламную функции.

Ироничных или негативных изображений немного, но они, как известно, могут сыграть решающую роль в восприятии событий. Тенденция изображать женщин в иронично-негативном контексте на графических объектах не является популярной; в целом иронически-негативный контекст представления женщин имеет менее 1% всех фото с женщинами в прессе и новостных сайтах. Женщины представлены на фото в иронично-негативном контексте в таких сферах, как быт, большая политика, как в периодических, так и в непериодических изданиях.

В результате контент-анализа текстов трех периодических и трех непериодических медиаресурсов за период 01.01.24-31.06.24 (всего 95 номеров периодических изданий и 93 сайт-дня) установлено следующее:

1. Анализ гендерной структуры социальных сфер, как они представлены в периодических и непериодических медиа, подтверждает традиционное распределение общественного внимания к женщинам: их приоритет относится к сфере частного. Можно констатировать, что именно гуманитарные и частные сферы жизни рассматриваются в медиапространстве как области «естественного» женского присутствия. Все рассмотренные ресурсы воспроизводят традиционную версию гендерного порядка как доминирующую.

2. В целом женщина в периодическом издании - представительница бытовой сферы, культурный деятель, спортсменка. А на периодических порталах -представительница бытовой сферы, культурный деятель, политик, спортсменка. То есть новостные сайты более склонны освещать публичные области, активнее вводя женщину в «большую политику».

3. Женские персонажи появляются в материалах медиа в основном в деловом контексте. То есть женские образы репрезентируются прежде всего как структурно-статусная единица, участвующая в социальном производстве, значимой профессиональной и трудовой деятельности. Тем не менее отчетливым является и контекст общественного участия. Домашний, досуговый контекст также характерен для женских изображений в медиа различной периодичности.

Можно сказать, что женский образ в медиа продолжает меняться в зависимости от смены культурных установок и обычаев. Так, уже сегодня женский образ прошел некий процесс эмансипации, в результате чего стал обладать более деловым и профессиональным характером. Все чаще появляются образы женщины - «активного общественного деятеля», выходящего за рамки частной жизни. Дальнейшие исследования могут быть направлены на отслеживание эволюции женского образа в российских медиа, связанной со сменой общественного мнения.

1. Синютина Е.В. Влияние СМИ на формирование общественного мнения. Инновационная наука. 2021; № 3: 92-93.

2. Baskynbayeva N., Massalimova A., Omirbekova A., Kuderina A., Abikenov Z. Trends in the transformation of gender stereotypes: representation of women's image in the modern media space of Kazakhstan. Changing Societies& Personalities. 2024; Vol. 8, № 2: 443-464.

3. Wood J.T. Gendered media: the influence of media on views of gender. Gendered lives: communication, gender, and culture. Belmont, CA: Wadsworth Publ., 2013: 231-244.

4. Zhang X. Presentation, alienation and reconstruction of female media image in modern network live broadcast. Advances in Journalism and Communication. 2022; Vol. 10, № 3: 336-354.

5. Joseph J., Ragam P. The portrayal of women in electronic media. International Journal of Engineering & Technology. 2023; № 7 (3.24): 397-398.

6. Максимова О.Б. Гендерные роли и гендерные стереотипы как социокультурные категории: репрезентационный смысл. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021; Т. 12, № 12. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/08SCSK221.pdf?ysclid=m3ksm3kdrm331327950

7. Макарян В.Э. Гендерные аспекты формирования медийного образа женщины-руководителя. Современный дискурс-анализ. 2022; № 3 (31): 45-54.

8. Chen M., Jiang Q. Research on the female image-building in mass media. Proceedings of the 2019 International conference on pedagogy communication and sociology (ICPCS 2019). Dordrecht: Atlantis Press, 2019: 285-288.

9. Santoniccolo F., Trombetta T., Paradiso M.N., Rolle L. Gender and media representations: a review of the literature on gender stereotypes, objectification and sexualization. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023; № 20 (10).

10. Олешкова А.М. Перспективы использования контент-анализа: базовые методологические традиции. Теории и проблемы политических исследований. 2020; № 9 (2A): 3-10.

11. Лобанова Т.Н., Дубяга А.М. Репрезентация и стереотипизация женского образа в современных массмедиа (на материале глянцевых журналов). Litera. 2024; № 4: 375-387.

12. Rodriguez G., Lopez-Figueroa J. The portrayal of women in media. Journal of Student Research. 2024; № 13.

13. Ткачева В.А. Гендерные стереотипы в современной России и влияние на них массовой культуры. Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2020; № 12: 261-264.

14. Еримпашева А.Т., Липовка А.В., Таракбаева РЕ., Закирова А.А. Сравнительный анализ гендерных стереотипов в Центральной Азии и Центральной Европе. Вестник университета «Туран». 2023; № 1: 130-144.

References

1. Sinyutina E.V. Vliyanie SMI na formirovanie obschestvennogo mneniya. Innovacionnaya nauka. 2021; № 3: 92-93.

2. Baskynbayeva N., Massalimova A., Omirbekova A., Kuderina A., Abikenov Z. Trends in the transformation of gender stereotypes: representation of women's image in the modern media space of Kazakhstan. Changing Societies& Personalities. 2024; Vol. 8, № 2: 443-464.

3. Wood J.T. Gendered media: the influence of media on views of gender. Gendered lives: communication, gender, and culture. Belmont, CA: Wadsworth Publ., 2013: 231-244.

4. Zhang X. Presentation, alienation and reconstruction of female media image in modern network live broadcast. Advances in Journalism and Communication. 2022; Vol. 10, № 3: 336-354.

5. Joseph J., Ragam P. The portrayal of women in electronic media. International Journal of Engineering & Technology. 2023; № 7 (3.24): 397-398.

6. Maksimova O.B. Gendernye roli i gendernye stereotipy kak sociokul'turnye kategorii: reprezentacionnyj smysl. Mirnauki. Sociologiya, filologiya, kul'turologiya. 2021; T. 12, № 12. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/08SCSK221.pdf?ysclid=m3ksm3kdrm331327950

7. Makaryan V.'E. Gendernye aspekty formirovaniya medijnogo obraza zhenschiny-rukovoditelya. Sovremennyjdiskurs-analiz. 2022; № 3 (31): 45-54.

8. Chen M., Jiang Q. Research on the female image-building in mass media. Proceedings of the 2019 International conference on pedagogy, communication and sociology (ICPCS 2019). Dordrecht: Atlantis Press, 2019: 285-288.

9. Santoniccolo F., Trombetta T., Paradiso M.N., Rolle L. Gender and media representations: a review of the literature on gender stereotypes, objectification and sexualization. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023; № 20 (10).

10. Oleshkova A.M. Perspektivy ispol'zovaniya kontent-analiza: bazovye metodologicheskie tradicii. Teorii iproblemy politicheskih issledovanij. 2020; № 9 (2A): 3-10.

11. Lobanova T.N., Dubyaga A.M. Reprezentaciya i stereotipizaciya zhenskogo obraza v sovremennyh massmedia (na materiale glyancevyh zhurnalov). Litera. 2024; № 4: 375-387.

12. Rodriguez G., Lopez-Figueroa J. The portrayal of women in media. Journal of Student Research. 2024; № 13.

13. Tkacheva V.A. Gendernye stereotipy v sovremennoj Rossii i vliyanie na nih massovoj kul'tury. Sociologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo. 2020; № 12: 261-264.

14. Erimpasheva A.T., Lipovka A.V., Tarakbaeva R.E., Zakirova A.A. Sravnitel'nyj analiz gendernyh stereotipov v Central'noj Azii i Central'noj Evrope. Vestnik universiteta «Turan». 2023; № 1: 130-144.

Статья поступила в редакцию 08.11.24

УДК 811.11-112

Printsipalova O.V., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Head of Department of German Language, MGIMO University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

REALIZATION OF EMOTIVITY IN POLITICAL DEBATES (ON THE EXAMPLE OF MEETINGS OF THE GERMAN BUNDESTAG). The article deals with communicative tools that express emotions and are purposefully used by political actors to convince voters of the correctness of their programme. Political rhetoric is the art of persuasively conveying political ideas and messages to voters. Emotions appear more directly in speech, emphasising certain features and nuances. Emotionality is often inherent in the word itself or can be represented in the semantic structure. The main task is to describe emotive components, i.e. linguistic units manifesting a feeling or emotion and acting as one of the elements of the semantic structure of a word, by means of which debate speakers not only express their opinion about events and the current situation, but also disseminate their ideas and, among other things, improve the public image of their party or try to discredit the image of their opponents. The author concludes that political speeches are characterized by complex syntactic constructions. The use of subordinate clauses separately from the main clauses gives the speech a special expression. This technique helps to focus the addressee's attention on the logical connection between the parts of the statement and make this connection clearer.

Key words: emotionality, emotive component, political discourse, political communication

О.В. Принципалова, канд. филол. наук, доц., зав. каф. немецкого языка МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭМОТИВНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕБАТАХ (НА ПРИМЕРЕ ЗАСЕДАНИЙ ГЕРМАНСКОГО БУНДЕСТАГА)

В статье рассматриваются коммуникативные инструменты, выражающие эмоции и целенаправленно используемые политическими акторами для убеждения избирателей в правильности своей программы. Политическая риторика - это искусство убедительно донести политические идеи и сообщения до избирателей. Эмоции проявляются в речи более непосредственно, подчеркивая определенные нюансы. Эмоциональность часто присуща самому слову или может быть представлена в семантической структуре. В статье предпринимается попытка описать эмотивные компоненты, то есть языковые единицы, проявляющие какое-либо чувство или эмоцию и выступающие в качестве одного из элементов смысловой структуры слова, при помощи которых спикеры дебатов не только выражают мнение о событиях и текущей ситуации, но и распространяют свои идеи и, помимо прочего, улучшают публичный имидж своей партии или пытаются дискредитировать имидж оппонентов. Автор делает вывод о том, что для политических выступлений характерны сложные синтаксические конструкции. Использование придаточных предложений отдельно от главных придает речи особую экспрессию. Такой прием помогает сфокусировать внимание адресата на логической связи между частями высказывания и сделать эту связь более четкой.

Ключевые слова: эмотивность, эмотивный компонент, политический дискурс, политическая коммуникация

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эмоциональность и рациональность в политике составляют единое целое. Эмоции в политике являются основой убеждений и ведут к принятию решений. Политика невозможна без чувств. Многие события, происходящие на политической арене, сопровождаются эмоциями. Используя эмоции, политики обращаются к чувствам избирателей как к основополагающему фактору для достижения успеха на выборах. Политики применяют стратегии эмоционального воздействия в качестве риторических инструментов для выработки у электората стратегического мышления в категории «свои - чужие».

Пленарные дебаты предоставляют политическим игрокам возможность подчеркнуть различия между партиями, представленными в парламенте, и ораторы четко осознают, кому и что они хотят донести своими высказываниями, то есть ораторы преследуют определенные цели, которые имеют политическую подоплеку. Так как парламентские дебаты являются постановочным диалогом, то политическая полемика имеет особую динамику и насыщенность.

Цель данного исследования состоит в описании языковых средств, относящихся к разным уровням языка, которые придают дебатам эмоциональную окраску и позволяют актуализировать различные стороны имиджа политических партий.

Для достижения поставленной цели предлагается решить ряд задач:

1. Рассмотреть парламентские дебаты германского бундестага в качестве площадки, служащей формированию имиджа собственной партии и имиджа оппонентов.

2. Выявить в речах политиков эмоционально окрашенные высказывания, которые являются риторическими инструментами фокусирования или дефокуси-рования позитивных сторон имиджа своей партии и отрицательных имиджа партий-конкурентов.

Исследование проводилось на материале стенограмм заседаний германского парламента и на основе лингвистического анализа, сочетающего в себе лингвистическое моделирование и описательный метод.

Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей реализации эмотивности в немецкой политической риторике на разных уровнях языка - лексико-грамматическом и синтаксическом.

Теоретическая значимость состоит в том, что выявление языковых средств эмотивности способствует раскрытию моделей аргументации политических акторов и, таким образом, объясняет процессы принятия решений.

Практическая значимость данной статьи заключается в составлении картины использования конкретного языка, его декодирования и в распознавании возможных значений на уровне текста, что позволяет использовать полученные результаты в двуязычном переводе.

Политики всегда стремятся использовать эмоции в своих целях: эмоции электората как предпосылка и гарант успеха на выборах; собственные эмоции как риторические элементы убеждения в политической речи или стратегии эмо-ционализации как средство мобилизации поддержки как на политической арене, так и за ее пределами.

Понятия «эмотивность» и «эмоциональность» подлежат разграничению. Под эмоциональностью понимается умение личности проявлять свои ощущения и переживания. Эмоциональность связана с психологическими особенностями личности, с его эмоциональным состоянием. Эмотивность - лингвистические приемы, служащие выражению эмоций в речи и способные эмоционально воздействовать на слушателя или читателя [1, с. 244]. Определенные языковые средства оформляют передачу эмоций, как и передачу информации. Лингвистический аспект анализа эмоций заключается в изучении их выражения через язык, то есть в преобразовании эмоциональности как психологического явления в эмо-тивность - феномен лингвистический [2, с. 76].

Политические дебаты не только мотивированы эмоциями, но и переплетены с ними во всех своих практиках, так как дебаты имеют форму постановочного диалога, когда через полемику оказывается опосредованное воздействие на реципиентов [3, с. 2553]. Агрессивные эффекты выполняют главную функцию как в мягких, так и в откровенно агонистических конфликтах в политике. К эффектам агрессии относятся такие чувства, как гнев, ярость, зависть, ревность, ненависть, возмущение. В случае всех этих чувств (в самом широком смысле) причиной, вызывающей их, является ситуация, которая отвергается субъектом чувства. Это означает, что все эти чувства имеют аверсивный характер: они направлены против политических оппонентов и характеризуются желанием нанести вред пар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.