принимательства и паевое участие жителей в разрешении коммунальных вопросов и решении проблем социального развития села. Сельская администрация должна быть назначаема и подотчетна сельскому сходу и руководствоваться в своей деятельности прежде всего уставом села. Только в таком варианте можно будет сохранить достаточно хрупкие сельские социальные сообщества и в то же время определить простор для развития предпринимательства.
Не стоит повторять ошибок Столыпинской реформы начала века, когда поспешное выделение частно-хуторских хозяйств и разрушение общин привело к волне поджогов крепких хозяев и к настоящей войне на селе. Ведь не случайно большевикам удалось поднять крестьянскую бедноту сначала на изъятие излишков зерна у богатых хозяев, а потом и на их раскулачивание. Конечно, землю нельзя оставлять дальше без настоящего, истинного хозяина, который и страну накормит, и сам внакладе не останется. Но и нельзя вводить везде и единообразно в духе застойных традиций «кампанейщины» частную собственность на землю. Здесь нужно все взвесить, учесть интересы всех жителей, упреждающе провести целую гамму сопутствующей социально-психологической терапии села, чтобы привести мнение сельчан к консенсусу.
Литература
1. Вопросы структуризации экономики. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, №5, 2000, с.64
2. Очерки экономической антропологии. М.: Наука, 1999, с. 68
3. Эскеров Д.Б. Занятость населения в Дагестане: проблемы и поиски решений // Региональные аспекты социальной политики. Вып.1. Махачкала, 1999. С.24-29.
Мудуев Ш.С.
Влияние крестьянско-фермерского движения на динамику сельского расселения
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы» и Правительства Республики Дагестан «О мерах по
стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» утверждена республиканская целевая Программа развития крестьянских(фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 гг., целью которой ставились: создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития фермерских хозяйств и кооперативов; совершенствование механизма государственной поддержки фермерского сектора; развитие земельной реформы и регулирования прав граждан на землю, расширение фермерского землевладения; формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции; развитие фермерского самоуправления.
В Программе предусматривалось довести показатели развития производства фермерского сектора к 2000 году в финансово-кредитной и инвестиционной поддержке КФХ и кооперативов до 13200 тыс. рублей, число фермерских хозяйств - 28000, площадь сельхозугодий - 84.0 тыс.га, в том числе на 1 хозяйство - 3.0 га, площадь пашни - 56.0 тыс.га, (на 1 хозяйство - 2.0 га), удельный вес КФХ в общей площади сельхозугодий - 2.4 %, производство зерна - 54.6 тыс.тонн, картофеля - 30.0 тыс.тонн, овощей - 60.0 тыс.тонн, реализация скота и птицы (ж.в.) - 17.0 тыс.тонн, молока - 40.0 тыс.тонн, шерсти - 1.5 тыс.тонн.
Фермерский сектор в сельском хозяйстве республики начал складываться с 1991 года и представляет субъекты малого предпринимательства. В 1991 году образована Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов (АФ-КОД) с целью объединения фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, координации их деятельности, оказания консультативной, юридической, материально-технической помощи, обучения кадров. АФКОД лоббирует интересы крестьянско-фермерских хозяйств на уровне Правительства, предусматривалось заниматься вопросами земли, сбытом сельхозпродукции, организовывать выставки-ярмарки, создавать оптовые и розничные рынки, заключать межреспубликанские договора на поставку сельскохозяйственной продукции в другие регионы, создавать предприятия по переработке сырья и т.д. АФКОД функционирует на основе хозрасчета и самофинансирования, за счет взносов (200-300руб/год) и на средства от оплаты фермерами различных услуг. Это обеспечивает демократизм и ответственность исполнительных директоров перед учредителями - фермерами. К 1995 году во всех районах республики (42 района), а также в некоторых селах были образованы ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
На начало 2000 года в республике количество зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств увеличилось по сравнению с 1996 годом на 2146 единиц и достигло 18736 хозяйств. За ними закреплено 48.5 тыс.га земель, что на 7.9 тыс.га (19.4%) больше, чем в 1996 году, в том числе увеличилась площадь сельхозугодий на 8.2 тыс.га (21.5%) и составила 46.3 тыс.га, из них площадь пашни увеличилась на 5.3 тыс.га (22.5%) и составила 28.8 тыс.га. Площадь земли, представленная фермерским хозяйствам в среднем увеличилась на 0.2 га и составила 2.6 тыс.га. Удельный вес крестьянских (фермерских)
хозяйств в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции увеличился по сравнению с 1996 годом на 1% и составил 239.5 млн.рублей или 5%.
С 1995 года отмечается устойчивая тенденция к увеличению посевных площадей сельскохозяйственных культур, к началу 2000 года она увеличилась на 12 тыс.га (в 2 раза) и составила 25.0 тыс.га, в том числе под зерновыми 10.6 тыс.га (на 3.6 тыс.га), овощами 2.3 тыс.га (на 1.8 тыс.га). Резко увеличилась площадь кормовых угодий и составила 8.7 тыс.га, под однолетними травами - 4.1 тыс.га. Заметно возрос удельный вес посевных площадей КФХ во всех категориях хозяйств республики. За годы реализации Программы возросла урожайность основных видов сельскохозяйственных культур: зерно - 15.1 ц/га (на 42.4%), овощи - 83 ц/га (на 4.5%), картофель - 90.9 ц/га (на 55.9%), плоды - 19.8 ц/га (на 59.6%), виноград -34.1 (3.3 раза). В результате увеличения посевных площадей и урожайности сельхозкультур за это же время увеличилось производство: овощей - в 4 раза (19.4 тыс.тонн), зерна - на 57% (16.7 тыс.т), картофеля - на 32% (7.9 тыс.т), плодов - на 21% (1.7 тыс.т), мяса - на 22% (6.2 тыс.т), шерсти - на 4% (764 т). ФХ «Нива» Кизлярского района более чем вдвое увеличило производство зерна (с 220 т до 500 т), ФХ «Волк» Шамильского района вдвое увеличило поголовье овец, доведя численность до 600 голов, что позволило хозяйству реализовать свыше 3 тыс.тонн мяса и 1.2 тыс.тонн шерсти, ФХ «Арсланханова» Хасавюртовского района на арендных землях получило 360 тонн зерна , сельхозкооператив «Ильму» Буйнакского района увеличил производство плодов с 5 до 7 тонн, птичьего мяса с 1.2 до 1.4 тонн, яиц со 170 до 200 тыс.штук. Заработала и дала первую продукцию птицефабрика ФХ «Рассвет», К(Ф)Х «Сабанчи-Тюз» Кумторкалинского района, применяя израильскую технологию капельного орошения, получает более 1000 ц овощей с одного га. Наряду с производством сельхозпродукции налажена работа по переработке подсолнечника в ФХ «Богатырь» Тарумовского района, по переработке молока сельхозкооператив «Луч» Хасавюртовского района, копчению мяса, рыбы, птицы, переработке томатов в томат-пасту, кетчуп МФП «Бальзам» г.Кизилюрта, установлены мельницы в Ассоциации «Животновод» Тарумовского района и т.д.
В 1998 году на развитие фермерских хозяйств по линии Министерства сельского хозяйства и продовольствия выделено 3014 тыс. рублей, в 1999 году - 1450 тыс.рублей, в том числе: 150 тыс. руб. - направлены на мелиорацию и водоснабжение, 1280 тыс. руб. - на закладку и выращивание садов и виноградников, 20 тыс. руб. - на компенсацию затрат на покупные комбикорма.
В Федеральную целевую программу социально-экономического развития республики Дагестан было предложено фермерами и включено 40 проектов, что составляет 21% от всех проектов по разделу АПК. Учитывая, что поддержка агропромышленного комплекса республики, в виду дотационности регионального бюджета, имеет, в основном, федеральный аспект, реализацию республиканской Программы предполагалось осуществлять в рамках реализации Федеральной целевой программы
развития К(Ф)Х. Однако, предусмотренные Программой мероприятия не были финансово подкреплены и фактически не осуществлены.
На сегодняшний день остро стоит вопрос, о совершенствовании нормативно-правовой базы, в первую очередь, необходимо принятие в новой редакции Закона Российской Федерации «О крестьянских (фермерских) хозяйствах», а также внести изменения в Гражданский Кодекс Российской Федерации для придания крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственных кооперативам статуса юридического лица. Также требуется пересмотр Закона Российской Федерации «О земле» и «Об отгонном животноводстве», увязывая их принятием «Земельного Кодекса» Российской Федерации. Отсутствие указанной нормативной базы тормозит развитие фермерского движения. Неудовлетворительно осуществляется работа по развитию межфермерской кооперации, которая в отдельных регионах страны получила активное развитие. В этом вопросе имеются недоработки и органов фермерского самоуправления, которые не придают этой проблеме должного внимания. Осуществляемая сейчас земельная политика способствует созданию большого количества хозяйств с низкой производительностью, высокими затратами производства и невысокой товарностью. По средним размерам земельного надела около 2.6 га на одно хозяйство, республика занимает последнее место в России, в тоже время, на Черных землях и Кизлярских пастбищах остаются неиспользованными 43 тыс. га пастбищ, а орошаемых земель более 100 тыс.га остаются вне оборота.
Практически не реализованы Указы Президента и постановления Правительства РФ о возмещении фермерам за счет республиканского бюджета затрат по инженерному обустройству хозяйств, а также по строительству вводимых фермерами животноводческих помещений и объектов социальной и производственной инфраструктуры. По данным АФКОД в 1997 году 19 фермерских хозяйств построили за счет собственных и заемных средств 11 коровников, 8 кошар, заложили сады на площади 32.8 га. В 1997 году был отменен фермерам товарный кредит на семена, минеральные удобрения и ГСМ и введено льготное централизованное краткосрочное кредитование. Однако из-за жестких условий, выдвигаемых коммерческими банками при получении кредитов, выделенные лимиты в размере 3 млрд.рублей фермерскими хозяйствами не освоены. В 1999 году лимит из Федерального бюджета на поставку техники по лизингу для фермерских хозяйств составил 4710 тыс.рублей, выделено 1057 тыс.рублей. Лизинг, в настоящее время, рассматривается как единственно реально существующий источник долгосрочного кредитования, но неплатежи в целом по сельскому хозяйству сдерживают его развитие. В целях оказания помощи хозяйствам, пострадавшим от военных действий и стихийных бедствий будет осуществлена пролонгация лизинговых платежей.
Одновременно, следует указать, что Правительством Российской Федерации было принято постановление №481 «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году», реализация которого осуществляется крайне неудовлетворительно.
Не выполненными остались решения, предусмотренные в Программе , о финансово-кредитном и инвестиционном обеспечении крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, направленных на создание условий для развития материально-технической, производственной и социальной инфраструктуры. Из-за значительного сокращения государственной поддержки фермерских хозяйств, многие , заложенные в Программе задачи остаются не выполненными, поскольку для становления данного сектора решающее значение играет государственная поддержка. Это видно из опыта развития тех фермерских хозяйств, в развитие которых были вложены значительные бюджетные средства: «Сабанчи-Тюз» Кумторкалинский район, КФХ «Нива» Кизлярский район , ФХ «Животновод» Тарумовского района.
По линии Минсельхозпрода РД и Минфина РД за счет средств Федерального бюджета в 1999 году финансирование крестьянских (фермерских) хозяйств республики сократилось по сравнению с 1996 годом в 2 раза и составило 1450 тыс. руб. Хуже обстоит положение государственной поддержки фермеров на республиканском уровне. Если в 1996-1997 гг. было выделено менее 8% от запланированного в республиканском бюджете, то в 1999 году на поддержку фермерства финансовые средства вообще не предусматривались.
В связи с тем, что не обеспечен рост фермерских хозяйств, предусмотренных Программой (28тыс.ед.), выделенная площадь сельхозугодий составляет 46.3 тыс.га или 55.1% от прогнозных показателей, площадь пашни - 28.8 тыс.га или 51.4%, площадь сельхозугодий приходящихся на 1 хозяйство 2.6 или 86.6%. Такое же положение складывается и с производственными показателями, которые составляют: по зерну - 19.4% (10.6 т.т), по картофелю - 3% (0.9т.т.), по овощам - 3.8% (2.3 т.т.), реализация скота и птицы (ж.в.) - 36.4% (6.2т.т.), молока - 0.24% (9.6т.т.) от намеченных в Программе.
В то же время в Дагестане ежегодно увеличивается число зарегистрированных фермерских хозяйств в среднем на 1 % (к 2000 году распалось 2 тыс. хозяйств). Такой рост частично обусловлен высокой безработицей большой доли сельского населения (около 60%) и отсутствием возможности трудоустройства. Получение официального статуса крестьянского хозяйства позволит заняться собственным бизнесом при поддержке государства.
Парадоксов в горном хозяйстве республики много, но один из самых непонятных и влияющих на нас - это земельный парадокс. Земля пустует, но на пользование ее дают с большим нежеланием или вообще не дают.
Площадь землепользования крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в Дагестане почти в 20 раз меньше среднероссийских показателей и десять раз Северо-Кавказских. В то же время доля К(Ф)Х в площади закрепленной за ними пашни от-
клоняется несущественно от сравниваемых регионов. В данном случае имеет место малоземельность республики, наличие отгонных земель, на которых организация фермерских хозяйств существенно ограничена.
В связи с отсутствием собственной техники, снижением возможности взятия ее в аренду у общественных хозяйств, проблемами, связанными с реализацией выращенной продукции, в структуре посевных площадей в 2000 году произошли изменения. Уменьшились площади зерновых на 2.7 тыс.га, овощей - на 1.0 тыс.га, картофеля на 0.2 тыс.га. В фермерских хозяйствах республики сосредоточено 11.5% овцепоголовья, около 4% крупного рогатого скота. Производство зерна составило 6.3%, картофеля - 6.4%, овощей - 5%, плодов - 4.6% от общего объема производства. Несмотря на то, что производство всех видов животноводческой продукции является убыточным, в структуре производства продукции КФХ доля животноводства составляет 61.6% (77.5% - в 1995 г). Однако недостаток кормов и пастбищ, снижение выделения государственных дотаций, сказалось на сокращении поголовья мелкого рогатого скота, которое уменьшилось на 10.8% (29 тыс. гол.), а продолжающее уменьшение поголовья коров в фермерских хозяйствах свидетельствует о крайне бедственном положении их хозяев.
Как показывает анализ производства валовой продукции сельского хозяйства по итогам 1999 хозяйственного года, в фермерских хозяйствах на одного работающего произведено меньше, чем в других категориях хозяйств и составляет 13186 рублей против 15089 руб. в сельхозпредприятиях и 18377 руб. в частном секторе. По отношению к среднему показателю производства во всех категориях хозяйств (17428 рублей) это соответственно составляет: 76%, 87% и 105 %.
Несовершенство существующей системы статистической отчетности не позволяет дать объективную оценку производства сельхозпродукции фермерскими хозяйствами. В тоже время и фермеры из-за налоговой политики государства и другим причинам не стремятся показать в своей отчетности продукцию, реализуемую на неорганизованном рынке, а Госкомстат отслеживает цифры только по отчитавшимся хозяйствам, что приводит к значительному занижению объемов производства.
Одновременно значительное число фермерских хозяйств, в нарушение норм закона РД «О земле», арендуют земли непосредственно у сельхозпредприятий, которые не отражаются в установленном порядке как арендуемая К(Ф)Х земля, что в свою очередь, создает мнимую картину неиспользуемой пашни, размер которой составляет 113 тыс.га.
Для полной оценки частного-семейного уклада экономики фермеры хоть и активная, но по масштабам небольшая часть этого уклада. Его основную долю составляют личные хозяйства населения (ЛХН). Личные хозяйства населения занимают 3% земель и обеспечивают 80% валовой продукции сельского хозяйства. За период реформ число граждан, имеющих земельные участки для садоводства, огородничества и ведения личного хозяйства, значительно увеличилось. По состоянию на 1.1.2000г. в республике 381.2 тыс.семей получили земли под личные подсобные хозяйства на площади 91.9 тыс.га, 67.5 тыс. граждан под коллективные сады на площади 4.4 тыс.га и 3.6 тыс. граждан получили участки под индивидуальное жилищ-
ное строительство на площади 0.5 тыс.га. В 1999 году доля овощей, произведенная хозяйствами населения составила 93.9% (362.1 т.т.), картофеля -92.9% (114.6 т.т.), плодов - 76.2% (28.5 т.т.), мясо - 86.5% (88.1т.т.), молоко - 80.3% (204.8 т.т.), шерсти -76.9% (6305.) от общего объема производства всеми категориями хозяйств.
Однако без представления гражданам в личное пользование участков земли, обновления с помощью государства материальных средств ведения личных хозяйств, поддержки со стороны общественного производства эта форма не могла бы существовать и быть эффективной. С этой целью были приняты законы «О личном подсобном хозяйстве» и «О коллективном садоводстве и огородничестве».
Не могут горные хозяйства в любой их форме быть рентабельными и нет в мировой практике рентабельных горных хозяйств, которые обходятся без господдержки в виде субсидий, дотаций, компенсаций. Но такого уникального аморфного, непонятного ведения хозяйства, как у нас государственно-коллективного, ничейного и бесхозяйственного наверняка тоже нигде нет. «Фермерами-феодалами» в одночасье стали председатели коллективных хозяйств, а настоящие крестьяне, которые изъявили желание и могли бы успешно вести хозяйства, остались с названием чуждым и местным властям и «коллективным феодалам». Разбазарена техника, скот, основные средства и недвижимость. Что за коллективное хозяйство если там нет ни скота, ни техники, главное ни членов коллективного хозяйства. Это же не 30-е годы! Насильно держать в них и заставлять работать. Время сегодня другое и ситуация тоже. Настоящие крестьяне не получали кредитов, помощи, их получали Махачкалинские «фермеры» и дискредитировали само понятие и возрождение крестьянского дела, к великому сожалению.
Однако пора осознать, что только личные хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы, в том числе с переработкой, основанные на частной собственности на средства производства и землю могут вывести из кризисного состояния горные хозяйства. Другого пути в складывающихся в стране общественно-политических условиях просто нет и, пожалуй, в обозримой перспективе не будет
Приняты соответствующие постановления и программа на региональном и федеральном уровнях, и надо приложить все усилия, чтобы их выполнять. И нужно-то решать всего две простые и понятные всем задачи:
- получать максимальную пользу от земли и пастбищ;
- обеспечивать максимальную занятость людей этим производством.
В целях обеспечения устойчивого развития и повышения эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, на наш взгляд, необходимо:
- ежегодно предусматривать в проектах бюджетов всех уровней средства на поддержку крестьянских (фермерских) и личных хозяйств;
- инвестиционная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств;
- оказывать методическую и организационную помощь АФКОД в создании системы кредитной кооперации с привлечением средств государственной поддержки на возвратной основе, на эту работу АФКОД уже второй год представляет материал на конкурс;
- оказывать реальную кредитную поддержку межфермерским перерабатывающим предприятиям;
- оказывать помощь в организации кооперации по формуле производитель-переработчик-торговля;
- создать действующую информационно-консультационную структуру для обслуживания крестьянских и личных хозяйств населения.
С этими задачами могут справиться крестьянские хозяйства - самые надежные и полезные для общества хозяйства. Именно им и должно государство в первую очередь оказывать содействие и помощь. Но не колхозам, которые в настоящее время в основном состоят из "чистого горного воздуха".
Сулейманов Н.М., Мудуев Ш.С.
Информационные и телекоммуникационные системы как фактор социально-экономического развития Дагестана
В настоящее время становится очевидным, что одним из важнейших направлений при формировании стратегии устойчивого развития нашего региона является создание и развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры общества.
Все экономически развитые страны называют себя информационным сообществом, подчеркивая тем самым высочайшую роль информации и информационных технологий в прогрессивных преобразованиях общества. И здесь действительно нельзя не отметить, что именно наукоемкие, и в первую очередь информационные и телекоммуникационные структуры, выступают "локомотивами" их экономического роста. Россия пока лишь на пути к достижениям этих стран, а Дагестан только в начале этого пути.
На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала главным образом проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации. В новых экономических условиях существенно возросла