Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
УДК 101
ВЛИЯНИЕ КОСМОСА НА СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Эрдэнэцогт Мунгунцэцэг Научный руководитель - П. А. Мишагин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: mogiierdene@gmail.com
Раскрывается, на основе учений представителей русской философии, влияние космоса на существование человечества и антропические процессы.
Ключевые слова: Космос, человечество, астрономия, русская философия.
THE SPACE EFFECTS ON HUMAN EXISTENCE
Erdenetsogt Munguntsetseg Scientific supervisor - P. A. Mishagin
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: mogiierdene@gmail.com
The article reveals, on the basis of the teachings of representatives of Russian philosophy, the influence of the cosmos on the existence of mankind and the anthropic processes.
Keywords: Space, humanity, astronomy, Russian philosophy.
В настоящее время проблема изучения влияния космоса, как живого разума, на человека стала неотъемлемой частью философии, как науки, таки мировоззренческого базиса человеческой жизни. Актуальность темы обусловлена тем, что в начале XXI века проблема человека и космоса, и связи с ним не перестает быть одной из значимых проблем современной философии [4, с. 18]. Переживая кризис, полеты в космос, исследование других планет, звезд, человечество пересматривает привычные ориентиры своего существования.
Влияние космоса на происходящие на земле процессы люди подметили еще в древности. Так древние египтяне по Луне определяли, когда прилив и отлив у Нила. Однако связь космоса с человеком осмысливалась скорее как научные гипотезы, либо совсем выходила за рамки науки. В XX столетии знания о влиянии космоса на Землю существенно пополнились. В этом есть заслуга и российских ученых, в первую очередь, представителей русского космизма - А. Л. Чижевского, К. Э. Циолковского, Н.Ф.Фёдорова и других.
Первым, кому удалось понять и осмыслить масштаб оказания влияния космоса на жизнь людей был А. Л. Чижевский.
Смысл исследования Чижевского, основанный на богатом фактическом материале, состоял в доказательстве существования космических ритмов и зависимости биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса [3]. Чижевский утверждал, что космос влияет не только на биологические, но и на социальные конфликты. Все это определяется поведением и активностью нашего солнца. По его подсчетам, во время минимальной солнечной активности происходит минимум социальных и биологических проявлений. Во время же пика активности, их число достигает больше половины.
К. Э. Циолковский высказывался о труде Чижевского: «Молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельно-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
сти Солнца и путем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая, таким образом, новую сферу человеческого знания» [5, с. 192]. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа.
Также весьма не безынтересными были космические идеи первого русского космиста Н.Ф. Федорова. К примеру, он говорил, что расселение людей на другие планеты, из-за большого скопления, станет необходимой реальностью.
Идеи Н. Ф. Федорова о расселении людей по всему космосу поддержал К. Э. Циолковский. Ему принадлежит также ряд оригинальных философских идей. Жизнь, по Циолковскому, вечна: «После каждой смерти получается одно и то же - рассеяние. Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени.» [5, с. 193].
Циолковский считал, что жизнь и разум на земле не являются единственными во вселенной. В своей философской этике он был рационалистичен и последователен, возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи [1, с. 453]. На основании сравнительной молодости земли, говорил, что на других, более старших планетах жизнь гораздо более совершенна, и влияет на другие жизни, в том числе земную. Похожую теорию высказывал В. И. Вернадский, изучая процессы развития биосферы, высказываясь о влиянии космоса.
Следуя учению Чижевского о влиянии солнца на биологические и социальные конфликты, можно утверждать о значительном влиянии космоса, солнца, луны на существование человечества. Люди все больше верят в то, что космос непосредственно влияет на нас и нашу жизнь. Недавно, в Хакасии сразу в разных точках одновременно загорелось множество полей. Пожар унес жизни многих людей, не говоря уже об их домах и посевах. По данным ТЕСИС 13 апреля 2015 года на солнце были зафиксированы вспышки класса М (Средние вспышки), и в этот же день в Хакасии разгорелись большие пожары [2]. Беря во внимание исследование Чижевского, можно сказать, что из-за солнечных вспышек в Хакасии загорелись поля. То есть его исследования являются достоверными, ведь это не единственный факт возникновения катаклизмов, когда на солнце происходят вспышки.
Беря во внимание все вышесказанное, хочется отметить, что людям еще предстоит познать все тайны космоса, влияние его на существование человека с помощью солнца, солнечных вспышек, луны, солнечного затмения, звезд, воздействия на психическом и психологическом уровне. Людям стоит пересмотреть свои взгляды по отношению к космосу, относясь к нему не как, к предмету, а как к живому организму, оказывающему на нас особое влияние. Для этого стоит поменять подход к исследованиям и его изучению, не как к беззвучному вакууму, а смотреть на него, как на предмет, имеющий свою волю, дух, разум и ум.
А еще астрономия всегда была тесно связана с практической деятельностью человечества, но уже во второй половине XX века значение этой связи неизмеримо возросло. В ходе научно-технического прогресса началась "эра космоса", изменившая лицо современной цивилизации. Космонавтика во многом основывалась на знаниях о ближнем и дальнем космосе и, в свою очередь, привела к лавинообразно нарастающему росту этих знаний. Возродился интерес к мировоззренческим идеям космизма, обосновывавшим неизбежность выхода человечества в космос, возник ряд новых мировоззренческих, социально-философских, социально-политических проблем, поставленных спецификой космической деятельности на разных ее этапах (например, проблема взаимодействия человека, общества и природы в космических масштабах, космос и социально-философские проблемы становления целостного человечества, космос и проблема устойчивого развития, социально-политические проблемы международного сотрудничества в освоении космоса и др.).
Библиографические ссылки
1. Дубкова С. Космос. От Аристотеля до Хаббла. М.: Белый город, 2016. 272 с.
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
2. Массовые пожары аукнулись лесам Хакасии // Информационное агентство «Хакасия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.19rus.info/index.php/obshchestvo/item/51429-v-lesakh-khakasii-skladyvaetsya-proЫemnaya-situatsiya (Дата обращения: 10.04.2017).
3.Лыткин В.В. Естественно-научные основания формирования «космической философии» К.Э. Циолковского / В.В. Лыткин // Мир науки, культуры, образования. 2012. №2. С. 14-28. С. 14.
4. Онфре Мишель. Космос. Материалистическая онтология. М.: Кучково поле, 2017. 464 с.
5. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М.: Мысль, 2016. 248 с.
© Эрдэнэцогт Мунгунцэцэг, 2017