Влияние корпоративных новостей на цену акций компаний нефтяной отрасли в
России
The impact of corporate news on the share price of oil companies in Russia
Поддубная К. A
Студент4 курса, ф-т экономики
Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики
РФ, г. Пермь e-mail: [email protected]
Poddubnaya K.
4rd year student faculty of Economics National Research University Higher School of Economics
Russia, Perm e-mail: [email protected]
Аннотация.
Согласно эмпирическим данным, корпоративные новости, поступающие на фондовый рынок, могут вызывать достаточно предсказуемую реакцию у инвесторов. Обладая этой информацией, менеджеры компаний могут не только упреждать реакцию рынка на определенный тип новости, но и управлять ей. В данной работе представлены результаты исследования реакции цен акций крупнейших нефтяных компаний России на выпуск корпоративных новостей данных компаний. Была разработана эмпирическая модель, описывающая влияние новостей различного типа на рыночную стоимость компании. Представленное исследование призвано помочь компаниям в эффективном управлении своей рыночной стоимостью посредством определения и корректировки реакции рынка на публикацию корпоративных событий.
Annotation.
According to empirical data, corporate news entering the stock market can cause a fairly predictable reaction from investors. With this information, managers of companies can not only prevent it in the market, but also control it. In this paper, I present the results of the study the influence of corporate news on the share price in Russian oil industry. An empirical model was created that describes the impact of different types of corporate information on the market value. The research is intended to help for managers of oil companies, who use corporate news release to effective manage the value of the company's share price. This study involve the newest available data and hence represent the contemporary relevant approach to the Russian financial market. At the same time this study might be useful for investors who want to make a profit by predicting the behavior of other players.
Ключевые слова: корпоративные новости, цена акций, фондовый рынок, ценные бумаги, нефтяная отрасль, нефтяная компания, влияние новостей, рыночная стоимость.
Key words: corporate news, stock price, stock market, securities, oil industry, oil company, news impact, market value.
Тенденция изменения рыночной стоимости компаний, согласно многочисленным исследованиям,
может являться предсказуемой. Данный вывод подтверждает большое количество закономерностей, которые были обнаружены исследователями в работе с реальными эмпирическими данными по мировым финансовым рынкам. Подобные закономерности можно найти в исследованиях, проведенных Де Бондтом и Тейлором [De Bondt and Thaler, 1985], Джегадишем [Jegadeesh, 1990], Джегадишем и Титманом [Jegadeesh and Titman, 1993] и Ло и Маккинлейем [Lo and Mac Kinlay, 1990], где был отмечен дрифт на временных интервалах более года и возвращение к среднему значению цены на долгосрочных (от 3 до 5 лет) и недельных интервалах. Некоторые ученые отметили ценовой дрифт, следующий за объявлением значительных корпоративных новостей, например, работы Икенберри и Рамната [Ikenberry and Ramnath, 2002], Луграна и Риттера [Lougran and Ritter, 1995], Икенберри и др. [Ikenberry et al., 1996], Микаэли и др. [Michaely et al., 1995] и многих других. Таким образом, в случае однозначной реакции рынка на то или иное событие, т.е. предсказуемости цены акций, можно предположить, что менеджеры торгуемых компаний имеют возможность использовать данные закономерности в интересах собственников компаний. Данное явление позволяет компаниям прогнозировать последствия своих решений и объявлений корпоративных новостей. Более того, у компаний появляется возможность держать под контролем цену собственных акций
Основным каналом связи между компаниями и инвесторами является выпуск корпоративных новостей. Данный вид новостей не носит глобального характера и касается по большей мере отдельных компаний. В качестве корпоративных новостей, публикуются отчеты о росте или падении цен на ценные бумаги, указываются выплаты дивидендов, выходят аналитические прогнозы и так далее. Не мало исследований посвящено изучению влияния корпоративных новостей на рыночную стоимость компании, поскольку для определения данного эффекта необходимо учитывать большое количество различных аспектов: эмоциональная окраска выпускаемой новости (плохая новость или хорошая), фаза фондового рынка во время выхода новости (рынок находится на спаде или на подъеме), событие, о котором сообщает новость (забастовка на производстве, выкуп акций, предложение нового продукта компании), стадия развития компании (растущая или зрелая) и многие другие обстоятельства.
На основе предыдущих исследований были выделены основные факторы, обуславливающие характер влияния корпоративных новостей на цену акции.
1. Первым, наиболее очевидным фактором является принадлежность новости к "хорошей" или "плохой». При увеличении рыночной стоимости компании новость принято считать "хорошей" и наоборот. Большое количество исследований посвящено влиянию "знака" новости на цену акций компании, при этом, каждый раз данное влияние рассматривалось в совокупности с другими факторами. В частности, исследование Скиннера и Слоуна [Skinner and Sloan,2002] посвящено влиянию выхода хороших и плохих новостей в зависимости от типа акций. Конрад, Корнелл и Ландсман [Conrad, Cornell and Landsman, 2002] изучали влияние положительных и отрицательных новостей, уделяя особое внимание состоянию рынка. Таким образом сложно сделать однозначный вывод о эффекте, оказываемом на цену акций хорошей или плохой новостью.
2. Масштаб распространения новости также является значимым фактором, ведь именно инвесторы на основании полученной информации могут формировать цену акций компании. Масштаб распространения новости определяется фактом выхода публичного сообщения или наличием аналитического обзора по компаниям. Фактор масштаба распространения новостей рассматривался в исследовании, проводимом Чаном [Chan, 2003] и Притамани и Сингалом [Pritamani and Singal, 2001], где авторы обращались к факту публичного сообщения, и также в работе Хонга и др. [Hong et al., 2001], где рассматривался аналитический обзор.
3. Отдельная группа работ посвящена влиянию новостей о различных событиях корпоративного плана на фондовый рынок. Новости, посвященные выкупу собственных акций компанией, проведению эмиссии
ценных бумаг или выплате дивидендов и др. оказывают определенное влияние на её стоимость на рынке. Вид новости может оказывать влияние не только на размер и направлении вариации цены акций компании, но и на рыночную реакцию, которой сопровождается выход новости. Недостаточность и чрезмерность реакции рынка рассматривается в работах Бернарда и Томаса [Bernard and Thomas, 1989], Икенберри и Рамната [Ikenberry and Ramnath, 2002], Микаэли и Вомака [Michaely and Womack, 1996] и многих других.
4. Изучая влияние новости на стоимость компании необходимо также учитывать и тип акций, принадлежащих компании. В данной ситуации исследователи разделяют акции на два вида: так называемые "гламурные" и акции стоимости. Считается, что новости двух данных типов оказывают различное влияние на инвесторов, важно понимать, что растущие и зрелые компании формируют разные ожидания и то, что хорошо для одной, может оказаться губительным для другой. Данному аспекту посвятили свои исследования Скиннер и Слоун [Skinner and Sloan, 2002], а также Конрад, Корнелл и Ландсман [Conrad, Cornell and Landsman, 2002].
5. Состояние фондового рынка является еще одним значимым фактором, который отражает выбор инвесторов, их ожидания и предпочтения, и определяет, как влияет новость на цену акций компании. Рыночное состояние, будь то спад или подъем, является контекстом в принятии решения инвестором, в зависимости от него реакция на позитивные и негативные новости может быть различной. Этим вопросом занимались в своем исследовании Конрад, Корнелл и Ландсман [Conrad, Cornell and Landsman, 2002].
6. Влияние корпоративных новостей в первую очередь оказывается на инвесторов, а уже за тем на цену акций. Тип инвестора также является ключевым фактором в данном вопросе. Необходимо понимать, что институциональный и частный инвестор владеет совершенно разными масштабами денежных и информационных ресурсов, использует различные инвестиционные стратегии и претендует на разные инвестиционные горизонты, следовательно, их реакция на публикуемые новости также должна быть разной. Данным вопросом занимались Коэн, Гомперс и Вуолтеенахо [Cohen, GompersandVuolteenaho, 2002], Ли [Lee, 1992] и Экхольм [Ekholm, 2002].
На основе анализа предыдущих исследований, был выдвинут ряд гипотез:
H1: Публикаций новости о корпоративном событии оказывает влияние на цену акций компании;
H2: Реакция рынка на публикацию корпоративных новостей будет варьироваться в зависимости от типа объявляемого события.
Таким образом исследовательской задачей является оценка влияния выпуска корпоративных новостей на цену акций компаний нефтяной отрасли в России.
Для оценки реакции цены акций ведущих нефтяных компаний на объявления корпоративных новостей применен метод событий или метод накопленной избыточной доходности (cumulative abnormal return, CAR). Метод событийного анализа является одним из наиболее подходящих для проведения количественных измерений влияния произошедшего события на какой-либо показатель, в данном случае, влияние выхода корпоративных новостей на цену акций компаний.
Для тестирования информационной значимости корпоративных новостей на российском фондовом рынке основополагающее значение имеют используемые данные. Как уже было сказано, событием в рамках данной работы выступает публикация корпоративной новости на официальном сайте компании. Особенностью российского рынка является то, что не существует относительно крупных и релевантных баз данных, которые могут позволить оценить непосредственное влияние корпоративных новостей. В связи с этим сбор данных осуществлялся вручную. Анализ влияния события на цену акций проводился в течении трех лет в период с февраля 2014 года по февраль 2017 года. Поиск корпоративных новостей осуществлялся на официальных сайтах компаний в разделе "Пресс-центр". Информация, касающаяся выхода финансовой отчетности, также
уточнялась в разделе "Календарь инвестора". Выборка состоит из пяти крупнейших российских компаний нефтяной отрасли.
В качестве "котировки" использовалась цена ценной бумаги на момент закрытия для каждого конкретного дня (торговая сессия). В нескольких случаях данные по котировкам отсутствовали, тогда для дополнения базы данных было взято среднее от цены закрытия на предыдущую и последующую торговую сессию.
Для работы с рыночной моделью помимо цен акций и фиксации событий необходимо получить котировки рыночного индекса, в данном случае ММВБ(МГСЕХ) и отраслевого индексадля нефтегазовой отраслиMICEXO&G за указанный период времени. Все данные были взяты с сайта finam.ru, где представлен набор информационно-аналитических ресурсов для работы с фондовым рынком.
Для тестирования гипотезы Н2, которая предполагает зависимость между типом новости и реакцией рынка, проводится регрессионный анализ, где уравнение регрессии следующее:
САИ1 = а + /31*Х1 + @2*Х2+ @3*Х3+/34*Х4 +/35*Х5 +£
Таблица 1. Средняя аномальная доходность по всем корпоративным новостям для окна события
(+3;-3)
День событийного окна ЛАЯ
-3 0,001021
-2 0,001449
-1 0,000831
0 0,001997
+1 -0,000695
+2 -0,000494
+3 -0,000440
Как мы можем видеть из таблицы, полученные значения средней избыточной доходности крайне малы, но отличны от нуля. Максимальное значение средней аномальной доходности мы можем наблюдать непосредственно в день выхода новости (0,002%), минимальное значение наблюдается на следующий день после выхода новости (-0,0007%). Необходимо отметить, что на следующий день после выпуска корпоративной новости значения средней избыточной доходности меняют тенденцию и идут на спад. Подобная закономерность может свидетельствовать о негативной реакции инвесторов на выход корпоративных новостей компании. Также мы можем предположить, что данные изменения были вызваны внешними факторами, которые небыли учтены в модели. Ненаблюдаемыми факторами, которые оказывают влияние, могут являться инсайдерская информация, изменения в экономике и на фондовом рынке, который действует согласно законам циклического развития, где фаза роста сменяется фазой спада, за который вновь следует оживление и рост.
После проведения анализа каждого типа события были рассчитаны кумулятивные избыточные доходности (САА^) по каждому типу новости для каждого дня событийного окна.
На рисунке 1 представлены значения кумулятивной средней аномальной доходности каждого типа корпоративной новости в событийном окне (-3;+3).
-3-2-10 1 2 3
Day
Рис. 1. CAAR для каждого типа новости
Особое внимание стоит обратить на поведение кумулятивной средней доходности для корпоративных новостей, касающихся разработки новых месторождений. В день выхода корпоративной новости можно отметить повышение доходности акций, что говорит о мгновенной и однозначной реакции инвесторов на новость в пользу приобретения активов компании.
Говоря о корпоративных новостях, посвященных изменению структуры капитала компании, куда входят события о тендерном предложении, выкупе акций на открытом рынке, распределении венчурного капитала и вторичном размещении собственного капитала, можно отметить тенденцию падения цены акций после объявления новости данного типа, что может свидетельствовать о слишком сильной реакции рынка.
За день до выхода регулярной новости о финансовых результатах компании можно наблюдать резкий рост цен акций, что может являться свидетельство присутствия инсайдерской информации на финансовом рынке.
Во время проведения регрессионного анализа, где зависимой переменной являлась кумулятивная аномальная доходность (CAR), были получены следующие результаты, представленные в таблице2.
Как можно увидеть из таблицы значимое влияние (значим на 5% уровне) на цену акций оказывает тип корпоративной новости, отвечающий за разработку новых нефтяных месторождений. Это может говорить об однозначной, положительной реакции инвестора на новость о разработке нового месторождения и об отсутствии дрифта или недостаточной реакции на данный тип новости.
Таблица 2. Результаты регрессии на различные типы корпоративных новостей
Тип новости t value Probabili ty
Изменение в структуре капитала 0,035 0,972
Изменение в дивидендной политике 0,103 0,918
Слияния и поглощения 0,479 0,632
Рекомендации аналитиков 0,794 0,427
Результаты финансовой деятельности 0,851 0,396
Разработка новых месторождений 2,789 0,006**
**5% уровень значимости
Значимого влияния корпоративных новостей остальных типов не обнаружено, переменные отвечающие за тип новости оказались не значимыми. Это может свидетельствовать о том, что данные корпоративные новость воспринимаются рынком вне зависимости от их типа. На примере рассматриваемых крупнейших нефтяных компаний России инвесторы не показали значимых различий в реакции на выход корпоративной новости определенного типа, за исключением новостей, посвященных разработке новых нефтяных месторождений.
Анализируя полученные результаты для российских компаний нефтяной отрасли, был сделан вывод о значимости (значим на 5% уровне) типа новости, отвечающего за разработку новых месторождений. Данный тип новости был выделен и включен в работу согласно специфике рассматриваемой отрасли. Для остальных типов новостей наблюдалась незначительная реакция рынка. Полученные результаты можно объяснить тем, что российский рынок ценных бумаг нельзя считать полностью развитым, поскольку его масштабы и объемы в несколько раз уступают крупнейшим мировым фондовым рынкам. Более того, метод событийного анализа накладывает определенные ограничения в рамках рассматриваемой рыночной модели и не позволяет учесть возможные значимые факторы.
Список используемой литературы:
1. Barberis, N., Shleifer, A., and Vishny, R. (1998), A model of investor sentiment, Journal of Financial Economics, 49 (1998) 307-343.
2. Bernard, V., Thomas, J., and Wahlen, J. (1997), Accounting based stock price anomalies: Separating market inefficiencies from risk, Contemporary Accounting Rensearch, 14 (1997) 89—136.
3. Brown, S., Warner, J. (1985), Using daily stock returns: The case of event studies, Journal of financial economics, 1(14) (1985) 3-31.
4. Cohen, R., Gompers, P., and Vuolteenaho, T. (2002), Who underreacts to cash-flow news? Evidence from trading between individuals and institutions, Journal of Financial Economics, Vol. 66, Iss. 2, 3 (2002), p. 409.
5. De Bondt, W., and Thaler, R. (1985). Does the stock market overreact? JournalofFinance 40 (1985), 793—808.
6. Ekholm, A. (2002), How do different types of investors react to new financial statement information? Swedish School of Economics and Business Administration Working Paper No. 464.
7. Hong, H., Lim, T., and Stein, J. (2000), Bad news travels slowly: size, analyst coverage, and the profitability of momentum strategies, Journal of Finance 55 (2000), 265-295.
8. Ikenberry, D., and Lakonishok, J. (1993), Corporate governance through the proxy contest: Evidence and implications, Journal of Business 66 (1993), 405-435.
9. Ikenberry, D., and Ramnath, S. (2002), Underreaction to self-selected news events: the case of stock splits, Review of Financial Studies 15 (2002), 489-526.
10. Jegadeesh, N. (1990), Evidence of predictable behavior of security returns, Journal of Finance 45 (1990), 881-898.
11. La Porta, R., Lakonishok, J., Shleifer, A. and Vishny, R. (1997), Good news for value stocks: Further evidence on market efficiency, Journal of Finance 52 (1997), 859—874.
12. Lee, C. (1992), Earnings news and small traders, Journal of Accounting Economics, 15 (1992), 265—302.
13. Loughran, T., and Ritter, J. The new issues puzzle, The Journal of Finance 50 (1995), 23-52.
14. MacKinlayA.,Event Studies in Economics and Finance, Journal of Economic Literature, 35, No. 1. (1997), p. 13-39.
15. Pritamani, M., and Singal, V. (2001), Return predictability following large price changes and information releases, Journal of Banking and Finance 25 (2001), 631-656.
16. Roll, R. (1988), R2, Journal of Finance, 43 (1988), 541-566.
17. Skinner, D., and Sloan, R. (2002), Earnings surprises, growth expectations and stock returns or Don't let an earnings torpedo sink your portfolio, Review of Accounting Studies 7(2002), 289—312.
18. Statman, D. (1980), Book values and stock returns, The Chicago MBA: A Journal of Selected Papers 4 (1980), 25—45.