УДК 339.7
DOI 10.23672/e5908-1020-4022-m
Нагорный Дмитрий Александрович
аспирант департамента
мировых финансов,
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации
dmitryv999@gmail.com
Dmitry A. Nagorny
Graduate student of the Department World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation dmitryv999@gmail.com
Влияние коронавируса
на процесс цифровой трансформации мировой экономики
Impact of the coronavirus on the digital transformation of the global economy
Аннотация. Пандемия COVID-19 вызвала сильнейший экономический кризис. Многие традиционные отрасли понесли большие убытки. Однако во время пандемии цифровые отрасли продолжили рост, вырос спрос на цифровые технологии, товары и услуги. Коронавирус поспособствовал ускорению процесса цифровой трансформации мировой экономики. Основные проявления: увеличение объемов электронной торговли, повышение интернет трафика, внедрение новых технологий в медицину, переход работников на удаленную работу и другие изменения на рынке труда.
Ключевые слова: COVID-19, цифровая трансформация мировой экономики, рынок труда.
Annotation. The COVID-19 pandemic has caused a severe economic crisis. Many traditional industries have suffered heavy losses. However, during the pandemic, digital industries continued to grow, demand for digital technologies, goods and services increased. The corona-virus has helped accelerate the digital transformation of the global economy. The main manifestations: an increase in the volume of e-commerce, an increase in Internet traffic, the introduction of new technologies in medicine, the transition of workers to remote work and other changes in the labor market.
Keywords: COVID-19, digital transformation of the global economy, labor market.
Пандемия COVID-19 нанесла чувствительный урон мировой экономике, который проявился, прежде всего, в снижении темпов роста мирового ВВП, резком сокращении производства, повышении уровня безработицы, снижении доходов населения и соответственно спроса. Больше всего пострадали от коронавируса такие отрасли, как международный туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, логистика, энергетика. Этим и другим отраслям, в меньшей степени пострадавшим от пандемии, потребуется значительное время для восстановления, что, безусловно, будет оказывать негативное воздействие на экономический рост. По данным ООН, спад мировой торговли из-за последствий пандемии коронави-русной инфекции в 2020 году составит около 20 % [1].
В этих условиях оказать стимулирующее воздействие на экономику может процесс цифровой трансформации, который затронул не только ИТ-сферу, но и традиционные сектора экономики. На многих рынках наблюдается более широкое использование цифровой инфраструктуры по сравнению с докризисными уровнями. Величина этого роста значительно варьируется от одной страны к другой, и большинство существующих фактических данных на текущий момент относится к странам с высоким и средним уровнем дохода. Например, Vodafone сообщает об
увеличении потребления в Европе на 15 % для мобильного интернета и 44 % для фиксированной широкополосной связи. В африканских странах, в частности, в Гане, по сообщению компании MTN, произошел прирост трафика с 15 до 20 %. Рост потребления, в основном, отражает более частое использование таких информационных продуктов, как видеоконференции, загрузки данных в облако и видеоигры. В Соединенных Штатах T-Mobile сообщила об увеличении количества мультимедийных сообщений (MMS) на 77 % и увеличении трафика видеоигр на 45 %. Ежедневный рост Google Meet превысил 60 % [2]. Максимальное количество участников ежедневных собраний в Zoom, приложении для видеоконференций, увеличилось с 10 миллионов в конце декабря 2019 года до 200 миллионов к концу марта 2020 года. Цифры увеличения потребительской аудитории разнятся от страны к стране, но общим является резкий прирост пользователей и, как след-ств и е , сн ижение качество доступа в сети Интернет. Компания Ookla, которая измеряет производительность Интернета, отмечала в своих отчетах значительное снижение скорости загрузки и увеличение задержек в сети в Китае, особенно в провинции Хубэй, во время карантина. Подобная ситуация наблюдалась и в Европе: компания Netflix вынуждена была изменить качество видео с высокого на стандартное разрешение, чтобы
справиться с возросшей в разы нагрузка на трафик.
Влияние пандемии на процесс цифровой трансформации сильно различается в развитых и развивающихся странах. В странах с низким уровнем доходов (НС) был отмечен низкий уровень использования цифровой инфраструктуры, большие разрывы в охвате между городскими и сельскими районами, высокий барьеры доступности, особенно для мобильного интернета [2].
В то же время, для стран с высоким уровнем технологического развития СОУЮ-19 стал настоящим акселератором цифровой трансформации. Подобная ситуация весьма характерна для Китая, который первым столкнулся со вспышкой ко-ронавируса. Китай к моменту распространения инфекции уже был мировым лидером в некоторых отраслях цифровой экономики, таких, например, как электронная коммерция. В условиях пандемии использование цифровых технологий в этой стране увеличилось не только в В2С приложениях и каналах, но и в традиционной менее подверженной цифровизации части экономики, где требуется физическое взаимодействие и работает модель В2В.
Очевидно, что в условиях пандемии во всех странах требуется государственная поддержка процесса цифровизации экономики, но особенно отчетливо это проявляется в странах с развивающейся экономикой. Как никогда ранее, ограничительные меры по взаимодействию людей в период пандемии требовали наращивания использования способов коммуникации, исключающих физические контакты. В этой связи, помощь государства позволяет обеспечить связь в отдаленных и сельских районах с использованием различных технологий - 40 (Новая Зеландия), высотных воздушных шаров (Кения), волоконно-оптических кабелей (Италия), спутникового телевидения (Австралия).
Государство активизирует реализацию цифровых технологий с помощью регуляторных механизмов и рекомендаций. Правительства многих государств осуществляли специфическую адаптивную политику, которая выражалась в распределении сети в чрезвычайных ситуациях (как в США, Южной Африке, Гане), устранении или снижении платы за развертывание сети и использование сети (например, в муниципалитете Кампинас в Бразилии и на Филиппинах), выдачи разрешений на бесплатное использование сети, предоставлении исключений по сетевой нейтральности для определения приоритетов определенного трафика, публикации информации для сетевого распространения (Германия) и разрешениеУо!Р (Оман).
В условиях пандемии большинство стран отдают предпочтение следующим вариантам использования цифровых услуг:
- Здравоохранение. Цифровые медицинские услуги, включая телемедицину, приложения для самодиагностики и распространение информации среди населения относительно способов
личной защиты и снижения опасности заражения (бесплатный доступ к отдельным сайтам, массовые СМС, видео для повышения уровня осведомленности о возможных мерах). Эти решения были развернуты как минимум в 30 странах; более дюжины из них получили выгоду от государственно-частного партнерства (например, в Кот-д'Ивуаре, Индии). Другой класс инструментов - это инструменты отслеживания распространения инфекций и контактов, которые позволяют определить носителей вируса и заразившихся, мобильности населения, определения скорости распространения инфекции и прогнозирования возникновения очагов заражения на основе моделей искусственного интеллекта (ИИ). Примерно 18 стран начали реа-лизовывать государственно-частное партнерство с операторами мобильной связи и цифровыми платформами в целях разработки систем и приложений, позволяющих обеспечивать населения, органы здравоохранения актуальной информацией, а также защитить конфиденциальность личной информации (например, Израиль и Гана).
- Осуществление цифровых транзакций, доступ населения к финансам в мобильных приложениях, что облегчает проведение безналичных операций и трансфертов от государства. По крайней мере, 11 развивающихся стран временно приостановили или снизили сборы за совершение финансовых операций в мобильных приложениях и выпустили директивы, поощряющие использование мобильных платежей.
- Дистанционное обучение. В более, чем 30 странах успешно была реализована система дистанционного обучения, при этом государство выступило с инициативой о предоставлении бесплатного интернет-трафика, ИТ-платформ обучения для студентов и преподавателей, а также, субсидированного доступа к средствам связи и устройствам. Предложения по внедрению технологий для поддержки онлайн-обучения стали востребованы и получили быстрое развитие.
- Решения для удаленной работы для государственных и частных организаций. Некоторые операторы связи предлагают бесплатный доступ к системам конференц-связи и удаленной работы, в то время, как другие сняли ограничения на услуги мгновенной связи через Интернет. В ряде стран на законодательном уровне произошло усовершенствование регулирования использования электронных услуг в целях обеспечения ими более широкого круга граждан и фирм.
Но не все процессы в плане наращивания объемов цифровых услуг проходят гладко в условиях пандемии. Положительный эффект от цифровизации нивелируется падением доходов и инвестиций в традиционных секторах экономики. К примеру, эксперты ЬББ проанализировали прогресс финансирования проектов в ключевых секторах в период с марта по май 2020 года, охватывающий период строгого карантина, с прогрессом за тот же период предыдущего года. Анализ показывает значительную степень отказа от проектов. В течение периода карантина правительство Перу добилось лишь половины финансового прогресса, которого оно добилось за тот же период в 2019 году [3].
Влияние пандемии коронавируса на мировой рынок труда было весьма мощным: по данным компании Mckinsey, многие организации почти мгновенно перешли на модели удаленной работы после начала пандемии. Средства для дистанционной работы позволяют компаниям быстро организовывать собрания с участием 20-200 человек и реагировать на запросы клиентов, предоставляя все: от информации о продукте до продаж и послепродажной поддержки в цифровом видео [4]. В действительности, удаленные способы работы, по крайней мере частично, способствовали более быстрому исполнению своих обязанностей. Все это стало возможным, благодаря информационным и цифровым технологиям, которые уже получили свое развитие до пандемии; она ускорила массовый переход к этим технологиям большинства компаний. Дальнейшее развитие дистанционной занятости, безусловно, повлияет на
Литература:
1. В ООН спрогнозировали спад мировой торговли на 20 % сайт. UR L : https://iz.ru/1022523/ 2020-06-11/v-oon-sprognozirovali-spad-mirovoi-torgovli-na-20 (дата публикации 23.10 .2020).
2. What COVID-19 Means for Digital Infrastructure in Emerging Marketsсайт. UR L : https://www.ifc.org/ wps/wcm/connect/8f9237d2-eceb-433f-a2d0-3009 07808722/EMCompass_Note_83-for+web.pdf? MOD=AJPERES&CVID=n7M5wS (date of publication 23.10.2020).
3. Has COVID-19 «infected» infrastructure development in Peru?сайт. UR L : https://blogs.lse.ac.uk/lat-amcaribbean/2020/07/10/has-covid-19-infected-in-frastructure-development-in-peru/ (date of publication 23.10.2020).
4. The COVID-19 recovery will be digital: A plan for the first 90 days сайт. UR L : https://www.mckin-sey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-in-sights/the-covid-19-recovery-will-be-digital-a-plan-for-the-first-90-days (date of publication 23.10.2020).
5. Covid-19 Pandemic: Impact on Virtual Workplace Collaboration Now & in the Futureсайт. UR L : https://nemertes.com/webinar-replay-covid-19-pan-demic-impact-on-virtual-workplace-collaboration-now-in-the-future (date of publication 23.10.2020).
существующие бизнес-модели и активизирует процесс их изменений в постпандемийный период.
По данным опроса Nemertes: «Будут ли ваши сотрудники работать из дома после COVID-19?» «Да» ответили 35,4 %, а «Возможно» - 35,2 % [5]. Однако удаленная работа приносит не только позитивные изменения в организацию трудового процесса: тренд на использование новых технологий в бизнесе и автоматизацию производства может привести к росту безработицы, высвобождению работников, не обладающих соответствующими цифровыми навыками. В связи с этим, возрастает роль учебных заведений, способных подготовить новых специалистов, которые могут быстро адаптироваться к требованиям, диктуемы рынком труда в условиях цифровой трансформации мировой экономики.
Literature:
1. The UN predicted a decline in world trade by 20 % site. UR L : https://iz.ru/1022523/ 2020-06-11/v-oon-sprognozirovali-spad-mirovoi-torgovli-na-20 (date of publication 23.10 .2020).
2. What COVID-19 Means for Digital Infrastructure in Emerging Marketsсайт. UR L : https://www.ifc.org/ wps/wcm/connect/8f9237d2-eceb-433f-a2d0-3009 07808722/EMCompass_Note_83-for+web.pdf? MOD=AJPERES&CVID=n7M5wS (date of publication 23.10.2020).
3. Has COVID-19 «infected» infrastructure development in Peru?сайт. UR L : https://blogs.lse.ac.uk/lat-amcaribbean/2020/07/10/has-covid-19-infected-in-frastructure-development-in-peru/ (date of publication 23.10.2020).
4. The COVID-19 recovery will be digital: A plan for the first 90 days сайт. UR L : https://www.mckin-sey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-in-sights/the-covid-19-recovery-will-be-digital-a-plan-for-the-first-90-days (date of publication 23.10.2020).
5. Covid-19 Pandemic: Impact on Virtual Workplace Collaboration Now & in the Futureсайт. UR L : https://nemertes.com/webinar-replay-covid-19-pan-demic-impact-on-virtual-workplace-collaboration-now-in-the-future (date of publication 23.10.2020).