Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОНТЕНТА НА ПОПУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ ТРАНСЛЯЦИЙ НА КАНАЛЕ YOUTUBE'

ВЛИЯНИЕ КОНТЕНТА НА ПОПУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ ТРАНСЛЯЦИЙ НА КАНАЛЕ YOUTUBE Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

227
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прямые онлайн трансляции / стримы / контент / игровой / научно-образовательный / культурно-познавательный / новостной. / live online broadcasts / streams / content / game / scientific and educational / cultural and informative / news.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петухова Анастасия Сергеевна

Определяя роль стримингового вещания для развития научно-образовательных программ, не только в качестве дистанционного обучения, но и в целях популяризации конкретного ВУЗа, необходимо отметить важность и социальную значимость интернет-пространства, как средства отражения действительности. Стремительное развитие возможностей Сети, повсеместное распространение персональных электронных устройств связи и технологические процессы, происходящие в информационно-коммуникационной сфере, требуют новых форматов общения с аудиторией. Одной из таких форм являются прямые трансляции эфиров (стримы). А правильный выбор контента стримингового (потокового) вещания влияет не только на охват аудитории, но и её вовлеченность. Автор анализирует предпосылки появления и развития этого вида вещания на примере видеоплатформы YouTube, а также делает попытку прогноза развития образовательного стриминга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CONTENT ON THE POPULARITY OF LIVE BROADCASTS ON THE YOUTUBE CHANNEL

Defining the role of streaming broadcasting for the development of scientific and educational programs, not only as distance learning, but also for the popularization of a particular university, it is necessary to note the importance and social significance of the Internet space as a means of reflecting reality. The rapid development of Network capabilities, the ubiquity of personal electronic communication devices and technological processes taking place in the information and communication sphere require new formats of communication with the audience. One of these forms is live broadcasts of broadcasts (streams). And the right choice of streaming content affects not only the reach of the audience, but also its involvement. The author analyzes the prerequisites for the emergence and development of this type of broadcasting on the example of the YouTube video platform, and also makes an attempt to predict the development of educational streaming in Russia

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОНТЕНТА НА ПОПУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ ТРАНСЛЯЦИЙ НА КАНАЛЕ YOUTUBE»

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ УДК 659

Петухова Анастасия Сергеевна, Petukhova Anastasia Sergeevna

Студент Student

Поволжский государственный технологический университет

Volga State University of Technology

ВЛИЯНИЕ КОНТЕНТА НА ПОПУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ ТРАНСЛЯЦИЙ НА КАНАЛЕ YOUTUBE

THE IMPACT OF CONTENT ON THE POPULARITY OF LIVE BROADCASTS ON THE YOUTUBE CHANNEL

Аннотация: Определяя роль стримингового вещания для развития научно-образовательных программ, не только в качестве дистанционного обучения, но и в целях популяризации конкретного ВУЗа, необходимо отметить важность и социальную значимость интернет-пространства, как средства отражения действительности. Стремительное развитие возможностей Сети, повсеместное распространение персональных электронных устройств связи и технологические процессы, происходящие в информационно -коммуникационной сфере, требуют новых форматов общения с аудиторией. Одной из таких форм являются прямые трансляции эфиров (стримы). А правильный выбор контента стримингового (потокового) вещания влияет не только на охват аудитории, но и её вовлеченность. Автор анализирует предпосылки появления и развития этого вида вещания на примере видеоплатформы YouTube, а также делает попытку прогноза развития образовательного стриминга в России.

Abstract: Defining the role of streaming broadcasting for the development of scientific and educational programs, not only as distance learning, but also for the popularization of a particular university, it is necessary to note the importance and social significance of the Internet space

415

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ as a means of reflecting reality. The rapid development of Network capabilities, the ubiquity of personal electronic communication devices and technological processes taking place in the information and communication sphere require new formats of communication with the audience. One of these forms is live broadcasts of broadcasts (streams). And the right choice of streaming content affects not only the reach of the audience, but also its involvement. The author analyzes the prerequisites for the emergence and development of this type of broadcasting on the example of the YouTube video platform, and also makes an attempt to predict the development of educational streaming in Russia

Ключевые слова, прямые онлайн трансляции, стримы, контент, игровой, научно-образовательный, культурно-познавательный, новостной.

Keywords: live online broadcasts, streams, content, game, scientific and educational, cultural and informative, news.

Потоковое вещание, или стриминг, можно считать не только полноценным социально-культурным феноменом [1], определяемым особенностями цифровой эпохи, спецификой новых форм взаимодействия современной кафедры с аудиторией, но и особой ролью потребителя как создателя контента по средству цифровых коммуникаций, при этом следует понимать особую роль, которую играют сегодня коммуниканты, и характер их взаимоотношений в сопутствующем прямому эфиру чате.

В сферу российских маркетинговых исследований изучение процессов стримингового вещания вошло в середине прошлого десятилетия. В частности, в 2019 году, DonationAlerts и компанией ResearchMe — партнером Mail.ru Group по реализации маркетинговых исследований, был сделан вывод, что 44% активной аудитории Рунета смотрят стримы или стримят сами [2].

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ ^римы повседневной жизни друзей и коллег в этих соцсетях интерес к данной тематике самый высокий (рис.1).

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Рис.1 - Просмотр стримов

В Twitch пользуются популярностью игровые стримы — их смотрят более 80% пользователей. На Facebook большинство любителей прямых трансляций новостей, передач, ТВ-шоу, концертов (примерно 52%).

Основная масса респондентов в возрасте 14-17 лет смотрят трансляции игровых стримов. В старшем возрасте чаще проявляется интерес к трансляциям передач и шоу (их смотрят 46% респондентов в возрасте 35-45 лет), а также к стримам про путешествия (29% в возрасте 35 - 60 лет) [2].

Как показывает накопленный опыт платформы Twitch, первоначально наиболее активное развитие получил именно игровой стриминг, лишь позднее трансляции прохождения игры стали сопровождаться актами коммуникации между игроком (стримером) и аудиторией в чате.

Instagram Facebook Вконтакте

В современном мире стриминг, как вещание, которое всё больше перерастает от процесса технологического, который в свою очередь

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ является доставкой удаленным пользователям мультимедийных потоков информации в режиме реального времени, в социально-культурный феномен, сопровождающийся реальным общением пользователей в условиях цифрового общества. Одним и самым важным фактором можно считать запуск YouTube в июне 2005 года, что послужило для развития современного стримингового вещания.

YouTube сейчас - это самая стабильная площадка из всех соцсетей. Более двух миллиардов человек хотя бы один раз в месяц заходит на YouTube, это колоссальная цифра.

Аудитория YouTube растет с каждым годом. В 2019 году Google раскрыл цифры по YouTube, и выяснилось, что прирост по выручке к прошлому году составил 36%, а это примерно 15 миллиардов долларов [3]. С увеличением пользователей, будет увеличиваться и потребление контента, и бюджета, а значит и больше возможностей будет открываться и для создателей контента. В связи с пандемией и самоизоляцией весной 2020 года сложилась уникальная ситуация, когда почти весь оффлайн - бизнес приостановил свою деятельность и многое перешло в онлайн-формат - учеба, работа, покупки, развлечения, общение и т.д.

Данные процессы и экономический кризис повлияли и на потребляемый контент — пользователи все чаще стали проводить время в интернете, на онлайн-площадках, просматривать стримы, и стримить сами. Рассмотрим какие темы были популярны во время самоизоляции и что все еще остается в ТОП на примере Youtube.

В таблице 1, нижеприведенной, использованы данные, представленные AMDGroup [4] и дополненные автором по текущим данным сайта [5].

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Таблица 1. Популярные темы для обсуждения

во время самоизоляции

Название контента Тип контента Количество просмотров по годам Прирост за период 2019-2021 гг, %

2018 г 2019 г 2020 г 2021 г

«Проект открытое пространство» образование 90К 125К 520К 584К 470

«Видеоуроки в интернете» образование 370К 420К 2,7 М 3,4 М 810

«Еда на мой вкус» кулинария 370К 580К 2,7 М 2,9 М 500

«Печем вместе» кулинария - 77 К 156 К 200 К 260

«Free Salon Education» парикмахерское искусство 900К 1,1 М 3,4 М 3,6 М 330

«Садовый гид» садоводство - 3,5 М 6,5 М 7 М 200

«Познай себя сам» саморазвитие 175К 245К 254К 350К 70

«Harmonych» обучение игре на гитаре 220К 530К 1,2 М 2,1 М 40

«Easy English» обучение английскому языку 165К 880К 1,6 М 4,4 М 500

«Magic Fine» фокусы, научные эксперименты 250К 280К 300К 540К 190

«Theatre HD» спектакли -онлайн 44 М 58 М 72 М 77 М 130

«Лайфхакер» организация пространства 950К 1,1 М 1,9 М 2,3 М 210

«IMAGINE Fitness» спорт, фитнес 700 К 1,7 М 3,3 М 3,9 М 230

В таблице представлены представители наиболее удачных трендов канала Youtube, которые во время пандемии набрали внушительное количество просмотров, и в дальнейшем будут иметь развитие благодаря перспективному контенту.

Игровой стриминг изначально не рассматривался, т.к. априори имеет стабильную аудиторию и закономерный рост. Кроме того, имеется ряд других видов контента, таких как новостной, развлекательный (пранки, челленджи, скетч-шоу и другие подобные

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ форматы видео), обзорные видео (обозревать можно что угодно: игры, фильмы, гаджеты, бытовую технику, посылки из Китая, детские игрушки и др.), клипы (на любимые музыкальные композиции), которые не теряли динамики во время самоизоляции, и после неё, оставаясь популярными на протяжении всего 2020 - 2021 годов.

По официальной статистике YouTube количество просмотров роликов, связанных с домашним обучением, выросло на 470-810% в сравнении с 2019 годом. Формат таких роликов: «вопрос-ответ», курсы лекций, интервью с экспертами, онлайн-уроки по школьной программе.

С помощью видеоконтента пользователи стремятся не только получить профессиональные навыки, но и решать бытовые задачи, например, приготовить еду или сварить кофе, посадить огород и вырастить овощи, больше обычного смотрели познавательное видео, включая научные эксперименты и фокусы.

В отдельную группу можно выделить культурную программу: онлайн посещение спектаклей, выставок и концертов. Наибольшей популярностью пользовались 3D-туры по Британскому музею, японскому музею Гибли, посвященному аниме, и музею Ван Гога в Амстердаме.

Выводы: Несомненно, на формирование трендов в потреблении контента на Youtube и других площадках в 2020 году наибольшее влияние оказала пандемия. Пользователи стали больше интересоваться онлайн-обучением, решением бытовых вопросов и поиском новых увлечений. При этом, сохраняет свою популярность новостной и развлекательный контент, с помощью которого пользователи могут узнавать происходящие в мире события или, наоборот, отвлечься от информационного натиска.

Такая новая форма доставки, в том числе и образовательного контента потребителю, как стримы, определяется развитием общества в эпоху всеобщей цифровизации, проявлениями новых потребностей

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ аудитории. Развитие образовательного стримингового вещания в России на сегодняшний момент имеет прекрасные перспективы, а решение возникающих проблем обусловлено отсутствием достаточного опыта, но и это решаемо со временем.

Отечественные ВУЗы должны не просто обратить внимание на такую форму вещания, как обучающие стримы - они должны стремиться к тому, чтобы сделать эту опцию обязательной. Вместе с тем, эта сфера может быть и достаточно прибыльной и успешно развиваться, необходимо лишь учитывать характер аудитории и специфику стримингового вещания.

Библиографический список:

1. Болычева М.Д. Стриминговое вещание как феномен современной медиасреды // Коммуникология. 2018. Том № 6. №4. С. 159-169. DOI 10.21453/2311-3065-2018-6-4-159.

2. Исследование: стримы захватили почти половину Рунета. // Режим доступа: http://cnews.ru/link/n496141. - Дата доступа: 13.05.2021.

3. Какие темы на YouTube быстро набирают много просмотров. // Режим доступа: https://onlypult.com/ru/blog/category/article/page/5. -Дата доступа: 13.05.2021.

4. Как менялись тренды YouTube в 2020 году. // Режим доступа: https://amdg.ru/blog/kak-menyalis-trendy-youtube-v-2020-godu/ - Дата доступа: 15.05.2021.

5. Рейтинг каналов YouTube. // Режим доступа: https://trenderbase.com/ru - Дата доступа: 13.05.2021.

6. Забровский, А. Потоковое вещание (Live striming). Общая информация / А. Забровский // IT и Мультимедиа: Все только новое, полезное. перспективное // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://itmultimedia.ru/potokovoeveshhanie-live-streaming-obshhaya-informaciya - Дата доступа: 15.12.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.