Научная статья на тему 'Влияние конфликтных ситуаций на внутреннюю среду организации'

Влияние конфликтных ситуаций на внутреннюю среду организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1348
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / LABOR COLLECTIVE / CONFLICT / PERSONNEL MANAGEMENT / ORGANIZATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шидакова Елена Евгеньевна, Плужникова Александра Олеговна

В статье рассматривается влияние конфликтных ситуаций на взаимоотношения внутри трудового коллектива, а также на функционирование организации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of conflict situations on the internal environment of the organization

In article influence of conflict situations on relationship in labor collective, and also on functioning of the organization in general is considered.

Текст научной работы на тему «Влияние конфликтных ситуаций на внутреннюю среду организации»

> <

X

LU

S ж о

LU

о с:

о

X

s о а

ее

INFLUENCE OF CONFLICT SITUATIONS ON THE INTERNAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION Shidakova Elena Evgeniyevna, PhD of Economics, Associate Professor, institute of Economics and Management E-mail: sh.eienai2i [email protected]

Pluzhnikova Alexandra Olegovna, Student, Humanities institute E-mail: sanechka_ [email protected] North-Caucasus Federal University, Stavropol

in article influence of conflict situations on relationship in labor collective, and also on functioning of the organization in general is considered.

Keywords: labor collective; conflict; personnel management; organization; management.

УДК [331.446] (4)

© Шидакова ££, 2015 © Плужникова A.O., 2015

ШИДАКОВА Елена Евгеньевна, кандидат экономических наук доцент, Институт экономики и управления, 5Ь.е/епа 121 [email protected]

ПЛУЖНИКОВА Александра Олеговна, студентка, Гуманитарный институт, 5апесЬка_ [email protected]

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ВНУТРЕННЮЮ СРЕДУ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматривается влияние конфликтных ситуаций на взаимоотношения внутри трудового коллектива, а также на функционирование организации в целом.

Ключевые слова: трудовой коллектив; конфликт; управление персоналом; организация; менеджмент.

I

Важнейшим фактором успешного функционирования и развития любой организационной структуры является рост и повышение эффективности её деятельности. В каждой организации трудятся работники, которых связывают общие для всех сотрудников цели -это повышение эффективности производства, рост и развитие компании в будущем, увеличение объема продаж и т.д. Взаимоотношения людей невозможны без столкновений с конфликтными ситуациями. Конфликты являются естественным и неизбежным процессом. Практика работы зарубежных и отечественных организаций дают нам представление о том, что современным руководителям необходимо обладать определенными знаниями и навыками управления и устранения конфликтных ситуаций. На сегодняшний день проблема урегулирования конфликтов и разногласий, происходящих внутри организации, является актуальной в системе управления.

Конфликт - это столкновение двух или более людей, их взглядов, сторон и мнений. Это понятие имеет множество различных трактовок. Например, A.A. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения [5, 256]. Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей [1, 344]. Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности [7, 368].

С помощью проведения социологических исследований было установлено, что при возникновении конфликтной ситуации внутри организации потеря рабочего времени составляет около 15%, а производительность труда снижается на 20%.

Когда конфликтная ситуация уже произошла, от руководителя требуется незамедлительная реакция на изменение обстановки в рабочем коллективе и принятие правильных мер по ее устранению. Известны случаи, когда для решения конфликтных ситуаций руководители прибегали к использованию силы, угроз и психологического давления на своих подчиненных. Однако такие действия лишь усугубляют ситуацию и оказывают негативное влияние не только

на деятельность конкретных работников, но и на результаты работы организации в целом. Следствием некомпетентности руководителя в решении конфликтных вопросов является снижение работоспособности, а также эффективности деятельности организационной структуры. Он должен уметь распознавать и анализировать истинные причины разворачивающегося конфликта в организации и корректировать его негативные последствия. Сам конфликт является осознанным процессом, но его мотивы не всегда являются понятными, поэтому каждый случай требует индивидуального подхода. Умение грамотно вести себя в конфликтных ситуациях является одним из важнейших навыков для специалиста в области управления.

В практике менеджмента выделяют несколько видов конфликтов. По отношению к организации они делятся на конструктивные и деструктивные. Конфликт называется конструктивным в том случае, если оппоненты не выходили за рамки этических норм поведения и деловых отношений. В основе возникновения таких конфликтов обычно лежат недостатки в организационной деятельности внутри предприятия или подразделения. Разрешение такого рода конфликтных ситуаций приводит кулучшению взаимоотношений между сотрудниками и усилению сплоченности коллектива, а также помогают повышению эффективности работы организации. Деструктивный конфликт возникает в том случае, если одна сторона безоговорочно отстаивает свою точку зрения и не учитывает интересы другой стороны или всей организации в целом. Это может происходить и тогда, когда один из оппонентов пускает в ход безнравственные методы борьбы и стремится психологически подавить партнера.

Следует отметить противоречивый характер, который носит последствия конфликтов. С одной стороны, наличие конфликта внутри организации является разрушающим для нее фактором, который препятствует эффективному функционированию организации, а с другой - выступает как некий механизм, способствующий разрешению проблемных вопросов. Отрицательным последствием будет являться непорядок и нестабильность работников организационной структуры, как следствие проведения неэффективной организационной деятельности предприятия. В конечном итоге это приведет к большим моральным и материальным потерям, снижению производительности труда и, как следствие, к ухудшению качества

продукции. Сюда же мы можем отнести факт появления слухов, фактов наушничества, сплетен. Правильно используя и моделируя конфликтную ситуацию, можно повысить результативность организации.

Позитивным эффектом следует считать то, что одним из итогов конфликта является сплочение коллектива. В данном случае конфликтная ситуация может послужить также и одним из способов достижения социальной справедливости. Она предотвращает застой в социальном росте и развитии культуры человека. Кроме того, конфликт четко определяет различия между сторонами и этим способствуетустанов-лению групповой и персональный идентификации; внешний конфликт зачастую приводит к внутреннему сплочению коллектива, когда группа людей объединяется для решения какой-либо задачи, проблемы, актуальной для каждого из них. Следствием конфликтной ситуации может выступить появление нового взгляда на существовавшие ранее нормы или же создание новых. В такой ситуации конфликт выступает в роли инструмента для установки норм, соответствующих новым условиям. Поскольку возникновение разногласий обозначает отказ от сложившихся ранее взаимоотношений внутри коллектива, то в результате выяснения соотношения сил в ходе конфликта устанавливается новый баланс и взаимоотношения продолжаются на новой основе [2,192].

В результате столкновения сторон организация способна преодолевать препятствия на пути экономического, социального или духовного развития. Правильно урегулированный конфликт "улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета, уровня идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения" [8,376].

Конфликтная ситуация помогает выявить позиции, предпочтения и интересы ее участников, тем самым способствуя правильному разрешению возникающих в будущем проблем. Находясь в состоянии конфронтации, люди наиболее четко осознают, как свои, так и противостоящие им интересы, выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития [3,256].

Многие зарубежные руководители предлагают в качестве способа разрешения конфликтов привлечение для работы в организации

> <

LU

s ж о

LfJ

о с о

X S

о а

68

талантливых людей. Главной проблемой организации будет являться развитие системы поиска, а также удержания наилучших специалистов. Также возникает ещё одна задача - это развитие талантливых сотрудников.

Ярким примером успешной работы по разрешению конфликтов является компания "Toyota". Зарубежные и отечественные исследователи, в качестве причин успеха компании, называют её девиз: "Воспитание и сплочение коллективов в "Toyota" - это задача первостепенной важности и неотъемлемая часть для нашей организации". Эта концепция часто берется за основу в других компаниях, но на практике применяется лишь в редких случаях. В целом, японское управление делает основной упор на улучшение человеческих отношений, таких как: согласованность, групповая ориентация, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизация отношения между рабочими и управляющими. [6,400].

В связи с постановкой и рассмотрением данной проблемы следует обозначить способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. В современной науке конфликтологии описывается множество разнообразных способов по преодолению и конструктивному завершению процессов конфликтов. Главным методом, приводящим не только к надежному устранению противоборства, но и установлению сотрудничества в послеконф-ликтной стадии, является совместная деятельность людей, которая имеет в своей основе направление на достижение общих целей. В среде, где у людей есть общие интересы, цели и задачи деятельности (рабочий коллектив, сотрудники различных подразделений организации и т.д.) различия и противоречия отходят на задний план. В процессе та кого взаимодействия устанавливаются дружеские отношения и бла-

гоприятный психологический климат. Ниже рассмотрены некоторые предложения по разрешению конфликтных ситуаций в коллективах.

1. Следует определить саму проблему, повлекшую за собой конфликт.

2. Следующий этап заключается в поиске решения, приемлемого для обеих сторон.

3. Следует акцентировать внимание на самой проблеме, а не на личных качествах каждой из сторон.

4. Необходимо создание атмосферы доверия, а также увеличение обмена информацией между сотрудниками.

5. Во время общения работникам организации следует проявлять положительное отношение друг к другу, внимание и симпатию. Ещё одной, немаловажной чертой для успешного функционирования внутри организации является умение выслушивать мнение другой стороны и принять ее точку зрения.

Примечания:

1. Герзон Марк. Лидерство через конфликт. Как лидеры - посредники превращают разногласия в возможности. - Манн, Иванов и Фербер, 2008. - С. 344

2. Дорохова А. В., Игумнова Л. И., Привалихина Т. И. Разрешение конфликтов. - Академия, 2008. - С. 192.

3. Емельянов С. М. Управление конфликтами в организации. - Авалонъ : Азбука-классика. 2006. -С. 256

4. Козлов В.В., Козлова A.A. Конфликт. Участвовать или создавать. - Эксмо, 2009. - С. 304.

5. Клок Кеннет., Голдсмит Джоан. Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий. -Претекст, 2007.-С. 256.

6. Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / пер. Гутман Т. -М.: Альпина Паблишер, 2012. - 400 с.

7. Набиев P.A., Локтева Т.Ф. Менеджмент. ГрифУМО МО РФ, 2009. - С. 368.

8. Шеллинг Томас. Стратегия конфликта. - ИРИ-СЭН, 2007. - С. 376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.