УДК 796.011.3
Влияние комплекса «готов к труду и обороне» на физическую подготовленность студентов Фёдорова Т.Ю.1*, Шредер А.Ю.2'3
1 Российский университет транспорта (МИИТ)
г. Москва, Россия ОЯСЮ: 0000-0002-6285-3362, [email protected]* 2Омский государственный медицинский университет 3Омский автобронетанковый инженерный институт г. Омск, Россия ОЯСЮ: 0009-0092-5674-4423, [email protected]
Аннотация: В данной статье автор рассматривает проблему нездорового образа жизни и низкой физической подготовки у студентов, а именно в техническом университете. Также автор проводит практические исследования со студентами, собирает данные о физической подготовленности учащихся, анализирует результат, проведенных действий, что подчеркивает новизну работы. Практической значимостью данное исследование показывает, что регулярные занятия спортом, выполнение всех нормативов ГТО способствует улучшению здоровья, повышает мотивацию вести здоровый образ жизни, помогает в обучении. Материал и методы исследования. Особое внимание, конечно, уделяется студентам, которые хотят быть в спортивной форме, найти баланс между учебой, работой и семьей, а также стабилизировать психоэмоциональные аспекты, благодаря внедрению комплекса занятий по подготовке к сдаче норм ГТО в образовательный процесс. Результаты. Автор уделяет особое внимание к практической части исследования, приводит спектр специальностей, кому рекомендовано ознакомиться с данной статьей. Заключение. Данная статья имеет рекомендации по включению ГТО в рабочий учебный план всех университетов страны, а также будет полезна для преподавателей, аспирантов, которые ведут учебные занятия по физической культуре, а также студентам, которые готовятся к тренерской профессии, а также всем заинтересованным лицам.
Ключевые слова: физическая культура, ГТО, выносливость, патриотизм, уверенность, когнитивные функции, мотивация, университет, исследования, успехи.
Для цитирования: Фёдорова Т.Ю.*, Шредер А.Ю. Влияние комплекса ГТО на физическую подготовленность студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 211-214.
Influence of «Ready for Labor and Defense» complex on students' physical
fitness
Tatyana Y. Fedorova1 *, Anna Y. Shreder2'3
1Russian University of Transport (MIIT) Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-6285-3362, [email protected]* 2Omsk State Medical University 3Omsk Armored Vehicle Engineering Institute Omsk, Russia
ORCID: 0009-0092-5674-4423, [email protected]
Abstract: In this article, the author examines the problem of unhealthy lifestyle and low physical fitness in students, namely at the technical university. Also, the author conducts practical research with students, collects data on the physical fitness of students, analyzes the result of the conducted
actions, which emphasizes the novelty of the work. Practical significance this study shows that regular sports activities, fulfillment of all standards of TRP contribute to improving health, increases motivation to lead a healthy lifestyle, helps in learning. Material and methods. Special attention, of course, is paid to students who want to bring their physical shape to muscularity, to find a balance between study, work and family, as well as to stabilize psycho-emotional aspects, thanks to the introduction of a set of classes to prepare for passing the TRP norms in the educational process. Results. The author pays special attention to the practical part of the study, provides a range of specialties to whom it is recommended to familiarize with this article. Conclusion. This article has recommendations for the inclusion of TRP in the working curriculum of all universities of the country, as well as will be useful for teachers, graduate students who lead study on physical education and sports, as well as students who study for the coaching profession and all interested parties.
Keywords: physical culture, TRP, endurance, patriotism, confidence, cognitive functions, motivation, university, research, success.
For citation: Tatyana Y. Fedorova*, Anna Y. Shreder. Influence of «Ready for Labor and Defense» complex on students' physical fitness. Russian Journal of Physical Education and Sport 2024; 19(3): 211-214.
Введение
Комплекс упражнений «Готов к труду и обороне» (Далее - ГТО) представляет в себе гармонично подобранные физические нагрузки, которые представляют собой четкую систему оценки физической подготовленности человека. Эта система была разработана в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР), после распада Советского Союза идею с ГТО расформировали, и только спустя 20 лет она была воссоздана в Российской Федерации. Данный комплекс упражнений включает в себя: силовые нагрузки, а также проверку выносливости, гибкости, скорости и концентрации. Влияние «ГТО» на жизнь студента колоссальна, это обусловлено тем, что в современном мире без физической активности невозможно стать здоровым человеком. Малоподвижный образ жизни ведет к хроническим заболеваниям, вялости, частым ухудшениям здоровья, а также повышенной тревожности. Внедрение комплекса упражнений «ГТО» в университеты может стать эффективным и действующим инструментом для повышения обучаемости, стабилизации психоэмоционального состояния, улучшения здоровья. Мы подчеркиваем важность включения в рабочие учебные программы комплекса «ГТО», рассматриваем саму целостную систему «ГТО» на признак качества, ее влияние на жизнь студента, выявляем преимущества подобранных комплексов упражнений на формирование устойчивых навыков здорового образа жизни и умения вести активную общественную деятельность.
После изучения научных работ других авторов, был сделан вывод, что по теме «ГТО» много интересных статей, но мало исследований. В связи с этим, нами принято решение рассмотреть два исследования, которые проводились со студентами транспортного ВУЗа «РУТ (МИИТ)» и Омского медицинского университета.
Материалы и методы
В исследовании на тему «Влияние комплекса ГТО на физическую подготовленность студентов» было задействовано 200 человек, из которых 50 мужчин и 50 женщин из Российского университета транспорта, а также 50 мужчин и 50 женщин из Омского медицинского университета. Возраст участников эксперимента составлял от восемнадцати до двадцати шести лет, при этом все студенты учились на различных специальностях. Участники в исследовании были распределены на две группы, первая группа экспериментальная, которая будет участвовать в выполнении комплекса упражнений ГТО, вторая группа, контрольная, которая не задействована в сдаче нормативов ГТО.
Мы проводили несколько физических и психологических тестов. Первый тест -прохождение студентами анкетирования и собеседования с преподавателями. Второй -физические испытания на основе нормативов ГТО.
Физический тест состоял из 5 позиций:
1. Тест на выносливость: бег для мужчин - 1 км, для женщин 0,8 км.
2. Тест на силу: отжимания для мужчин - min 25 раз, для женщин min 10 раз.
3. Тест на гибкость: наклон вперед из положения стоя.
4. Тест на координацию: статистический баланс.
Исследования проводились в три этапа, с соблюдением всех мер безопасности и под присмотром опытных тренеров.
Этап 1: Проведение первого этапа - это анкетирование, сбор медицинских справок.
Этап 2 (для экспериментальной группы): занятия по подготовке к сдаче норм ГТО проводились 2 раза в неделю и один раз в неделю были тренировки по выбранному виду спорта (бокс, плавание, стрельба из пневматического пистолета, футбол). Все занятия проводились в течение 12 недель, продолжительность каждого занятия - 90 минут.
Этап 2 (для контрольной группы): занятия были обычные ОФП по учебной программе.
Этап 3: Заключительный (итоговый) тест - повтор анкетирования, сбор данных по самочувствию, психологический тест.
Результаты и обсуждение
Анализ всех результатов (статистический пакет SPSS) показал, что комплекс упражнений положительно влияет на человека. Студенты экспериментальной группы стали более выносливыми, сильными. Участники эксперимента отметили, что они стали собраннее, ответственнее, позитивнее. Концентрация на учебу увеличилась, деканат отметил, что у студентов, которые были в экспериментальной группе, повысились оценки, студенты перестали опаздывать на пары, стали контролировать свое время.
50
40
30
20
10
1-ая группа
2-ая группа
1-я неделя
6-я неделя
12-я неделя
Рис. 1. Динамика показателей состояния студентов
Заключение
ГТО играет важную роль в физической подготовленности студентов, при этом регулярные тренировки мотивируют человека, задают ритм жизни на каждый день, а также способствуют улучшению здоровья и повышают работоспособность. Внедрение комплекса упражнений ГТО в образовательную систему помогут студенту адаптироваться к «новой» жизни, а также заложит базовые физические качества, которые помогут в дальнейшем в работе. Также, ГТО пропагандирует и призывает студента вести здоровый образ жизни, а это значит, что занятия предотвратят сердечно-сосудистые заболевания, повысят иммунитет.
Таким образом, продвижение идеологии ГТО в высших учебных заведениях является очень важным и ответственным шагом в нашем образовательном «мире», данная идея приведет к формированию гармоничных учебных занятий, свяжет студенческую жизнь с научным процессом, замотивирует студентов учится.
0
Список литературы
1. Сибгатулина Ф. Р. Формирование физической культуры личности в студенческие годы. Психология, педагогика, языкознание: новые векторы развития: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 20 октября 2022 года. Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольское издательство "Параграф". 2022: 131-132.
2.Греков Ю.А., Плеханова Е.В. Физическая готовность студентов при отборе в военный учебный центр РУТ (МИИТ). Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов в транспортной отрасли: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию кафедры «Физическая культура и спорт», Москва, 20-21 октября 2021 года. Москва: Российский университет транспорта. 2021: 53-58.
3. Фёдорова Т.Ю., Фёдорова Ю.Р. Проведение функциональной оценки для улучшения результатов физической подготовки студентов. В сборнике: Интеграция
мировой науки и техники: новые концепции и парадигмы. Материалы II Международной научно-практической конференции. Ставрополь. 2023: 298-300.
4.Галкин В.А. Влияние физической тренировки на функциональные системы организма. В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития физического воспитания, спорта в вузах. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск. 2023: 33-39.
5.Замчевская Е.С., Коруковец А.П., Кутергин Н.Б. Сравнительный анализ сдачи физической подготовки студентов при поступлении в Военный учебный центр БГТУ им. В.Г. Шухова. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021; 6: 50-57. - DOI 10.24412/2305-8404-2021-6-50-57.
References
1.Sibgatulina F.R. Formation of physical culture of personality in student years. Psihologiya, pedagogika, yazakovedenie: novye vektory razvitiya: materialy XVIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Roztov-na-Donu, 20 oktyabtya 2022 goda [Psychology, pedagogy, linguistics: new vectors of development: Materials of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, October 20, 2022]. Rostov-on-Don: Limited Liability Company "Stavropol publishing House "Paragraph". 2022: 131-132 [In Russ.].
2.Grekov Yu.A., Plekhanova E.V. Physical readiness of students during selection to the RUT Military Training Center (MIIT). Aktual'nye problemy razvitiya I sovershenstvovaniya sistemy fizicheskogo vospitaniya dlya specialistov transportnoj industrii: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyachennoj 90-letiyu obrazovaniya Depatramenta fizicheskoj kul'tury I sporta, Moskva, 20-21 oktyabrya 2021 [Actual problems of development and improvement of the system of physical education for training specialists in the transport industry : Collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference dedicated to the 90th anniversary of the Department of Physical Culture and Sport, Moscow, October 20-21, 2021]. Moscow: Russian University of Transport. 2021: 53-58 [In Russ.].
3.Fedorova T.Y., Fedorova Y.R. Conducting functional assessment to improve the results of physical training of students. Vsbornike: Integraciya mirovoj nauki I tehniki: novye koncepcii I paradigm. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In collection: Integration of world science and technology: new concepts and paradigms. Materials of II International Scientific and Practical Conference]. Stavropol. 2023: 298-300. [In Russ.].
4.Galkin V.A. Influence of physical training on functional systems of an organism. V sbornike: Aktual'nye voprosy Iperspektivy razvitiya fizicheskogo vospitaniya, sporta v vuzah. Materlaiy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In collection: Actual issues and prospects of development of physical education, sports in universities. Materials of III All-Russian scientific-practical conference]. Novosibirsk. 2023: 33-39. [In Russ.].
5.Zamchevskaya E.S., Korukovetz A.P., Kutergin N.B. Comparative analysis of the physical training of students upon admission to the Military Training Center of V.G. Shukhov BSTU. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2021; 6: 50-57. DOI 10.24412/2305-8404-2021-6-50-57 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 10.08.2024
Фёдорова Татьяна Юрьевна - кандидат социологических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), 127018, Россия, г. Москва, Октябрьский пер, дом 7, email: [email protected]
Анна Юрьевна Шредер - кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный медицинский университет; Омский автобронетанковый инженерный институт, 644099, Россия, г. Омск, ул. Ленина, дом 12; 644098, Россия, г. Омск, ул. Военный 14-й городок, дом 119, e-mail: julia I503meeamail. ru