ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-5-10
Влияние коммуникаций в Интернете на процесс социализации молодежи
© 2023 Абдулатипова Э. А. 1, Исламбекова И. С. 2, Филимонов Р. М. 3
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Гуманитарно-педагогический колледж, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет, 3 Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является изучение влияния коммуникаций в Интернете на процесс социализации молодёжи. Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме влияния коммуникаций в Интернете на процесс социализации молодёжи, авторский опросник, направленный на выявление активности пользователей Интернета и их мотивов посещения сети, диагностический инструментарий: шкала Интернет-зависимости С. Чена, шкала СПО С. В. Духновского, оценка уровня общительности В. Ф. Ряховского. Результаты. В результате проделанной работы были сформулированы выводы о влиянии коммуникаций в Интернете на процесс социализации молодёжи. Выводы. В ходе исследовательской работы нами были рассмотрены особенности Интернет-коммуникации и её влияние на процесс социализации молодёжи. В рамках практической части мы провели эмпирическое исследование распространённости Интернет-девиаций среди молодёжи. В результате полученных данных нами было выявлено 10 человек, подверженных Интернет-аддикции.
Ключевые слова: социализация, киберсоциализация, киберпространство, интернет-аддикция, конструктивное и деструктивное влияние Интернета, вербальная и невербальная коммуникация.
Формат цитирования: Абдулатипова Э. А., Исламбекова И. С., Филимонов Р. М. Влияние коммуникаций в Интернете на процесс социализации молодёжи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 5-10. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-5-10_
Influence of Communications on the Internet on the Process of Young People's Socialization
© 2023 Elmira A. Abdulatipova 1, Isolina S. Islambekova 2,
Ruslan M. Filimonov 3
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Humanitarian Pedagogical College, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 3 St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of this article is to study the influence of communications on the Internet on the process of young people's socialization. Methods. This research is based on the study of scientific literature devoted to the problem of the influence of communications on the Internet on the process of socialization of young people, the author's questionnaire aimed at identifying the activity of Internet users and their motives for visiting the network, diagnostic tools: the scale of Internet addiction S. Chen, the scale of SEL S. V. Dukhnovsky, assessment of the level of sociability V. F. Ryakhovsky. Results. As a result of the work done, conclusions were formulated about the influence of communications on the Internet on the process of socialization of young people. Conclusion. In the course of our research work, we examined the features of Internet communication and its impact on the process of socialization of young people. As part of the practical part, we conducted an empirical study of the prevalence of Internet deviations among young people. As a result of the data obtained, we identified 10 people who are subject to Internet addiction.
Keywords: socialization, cybersocialization, cyberspace, Internet addiction, constructive and destructive influence of the Internet, verbal and non-verbal communication.
For citation: Abdulatipova E. A., Islambekova I. S., Filimonov R. M. Influence of Communication on the Internet on the Process of Young People's Socialization. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Рedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 1. Рp. 5-10. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-171-5-10 (In Russian)
Введение
Процесс формирования постиндустриального общества содействовал изменению сущности коммуникации, в результате чего мы можем наблюдать образование новой электронной формы культуры и когнитивной среды, - информационной (ки-берпространства), проявлением которой является Интернет, выступающим в современном мире как инструментом коммуникации, содействующим интеграции личности в нормативную систему общества совместно с традиционными институтами социализации, так и отдельным институтом, способствующим появлению новых форм социализации, а именно ки-берсоциализации, предопределившей возникновение новых и трансформацию привычных норм, ценностей, правил поведения, характера межличностного взаимодействия, освоение которыми способствует интеграции и адаптации личности в цифровое общество. При этом стоит учитывать, что Интернет, как средство коммуникации, имеет как позитивное, так и негативное влияние на социализацию, в частности, деструктивным проявлением Интернет-коммуникации являются различного рода девиации, в частности, интернет-аддикция (зависимость), эмоциональная отчуждённость (одиночество, изолированность), депрессия.
Целью данной статьи является изучение влияния коммуникаций в Интернете на процесс социализации молодёжи.
Посредством определения характеристик опосредованного общения мы сможем выявить ряд негативных и позитив-
ных аспектов, оказывающих влияние на социализацию молодёжи. Интернет-коммуникация предполагает общение, осуществляемое при помощи использования технических средств и различных коммуникативных каналов передачи и восприятия информации (социальные сети, кроссплатформенные системы мгновенного обмена сообщениями, приложе-ния-мессенджеры, электронная почта, приложения для видеоконференций).
К основным характеристикам Интернет-коммуникации относят:
1) совмещение письменной и устной (при наличии голосовых модулей) форм передачи сообщения; 2) превалирование вербальной формы общения над невербальной, или полное исключение языка тела в процессе Интернет-коммуникации (если речь не идёт о платформах, предусматривающих наличие камер, обеспечивающих наблюдение за мимикой и жестами человека, а также голосовые модули, передающие интонационные конструкции и тембр голоса); 3) комфортность общения и добровольность контактов, способствующей конструировать собственный круг общения в зависимости от предпочтений и содействующей упрощённому и оперативному поиску групп интересов [5]; 4) асинхронность передачи сообщения (возможность перерыва потока информации и отсрочки обратной связи); 5) регулирование степени открытости, обеспечивающей избирательную самопрезентацию, что содействует проявлению карнавально-сти в виртуальной реальности [2]; 6) ди-
стантность, проявляющаяся в нивелировании пространственных границ; 7) устранение языкового барьера; 8) виртуализация социального мира, подчёркивающая, «что условия, в которых происходит общение, существенно отличаются от условий реального общения», проявлением виртуальности являются: физическая непредставленность и анонимность [3]; 9) отсутствие естественной дифференциации (статусное равноправие); 10) упрощение речевых оборотов и синтаксиса.
Интернет как средство коммуникации и институт социализации оказывает как позитивное, так и негативное влияние на интеграцию и адаптацию личности в обществе. С одной стороны, Интернет-коммуникация выполняет существенные познавательные и компенсаторные функции, а также содействует в некоторых случаях выходу из стрессового состояния. С другой стороны, общение в Интернете способствует возникновению ряда рисков, ведущих к десоциализации, в частности, к таким рискам мы можем отнести деградацию невербальных коммуникативных навыков, следствием чего становится затруднение выраженности эмоционального компонента общения; формирование виктимного поведения; деструктивное изменение психики, проявляющееся в виде интернет-аддикции, депрессии, эмоциональной отчуждённости, следствием которой является возникновение чувства одиночества.
Интернет-коммуникация посредством разрыва территориальных границ содействует интеграции человека в общество в рамках глобального уровня, вследствие чего люди включаются в социальную среду других народов, что положительно сказывается на сближении культур и ценностей. Таким образом, Интернет-коммуникация трансформирует мир, который предстаёт перед нами в виде «глобальной деревни» [4]. Благодаря чему человек имеет возможность находить новые контакты за пределами своей страны, расширяя кругозор. Дистантность позволяет преодолеть дефицит в общении и преодолеть ряд причин, формирующих чувство одиночества, - смену места жительства, пребывание вдали от дома в связи со сменой работы и учёбы. Физическая непредставленность и анонимность в процессе электронной коммуникации также
имеет ряд преимуществ, выражающихся в компенсации различных внешних, речевых, психологических дефектов, препятствующих установлению личного контакта, и исключении статусной, а также воз-растно-половой дифференциации, что приводит к установлению равноправия пользователей Интернета и деформализа-ции общения, формируя комфортную среду. Помимо этого, анонимность способствует реализации своих целей и самопрезентации, так как человек имеет возможность сформировать в глазах собеседника идеальный виртуальный образ. Подобную карнавальную игру следует оценивать, как проявление творческого самовыражения, посредством которого человек удовлетворяет некие личностные потребности, в частности, в рамках опосредованной коммуникации человек приобретает возможность выплеснуть негативные эмоции, снижая стрессогенность.
В то же время отсутствие физической представленности приводит к деградации невербальной коммуникации, что негативно сказывается на процессе и результатах межличностных взаимодействий в реальности ввиду возникновения заторможенности реакций при разговоре вследствие того, что человек привыкает к отсроченной коммуникации, позволяющей продумать свой ответ, таким образом, человек сталкивается с проблемами импровизации и перманентности, что в целом отрицательно сказывается на коммуникативной компетентности личности, помимо этого снижается эмоциональная чувствительность и проявляется отчуждённость при принятии сложных решений или участии в эмоционально потрясённых ситуациях. Также следует указать на психологическую деформацию активных пользователей Интернета, проявляющуюся в снижении навыков сопереживания и восприятия чужой точки зрения [6]. Существенным проявлением деструктивного влияния Интернет-коммуникации на социализацию являются различного рода девиации: «БасеЬоок-депрессия», проявляющаяся из-за низкой самооценки на фоне наблюдаемых успехов других пользователей Интернета; Интернет-троллинг, как средство самоутверждения и самоудовлетворения; Интернет-аддикция (зависимость), выражающаяся в неконтролируемом желании находиться в режиме
online, как следствие низкой коммуникативной компетентности, ведущей к дефициту межличностного взаимодействия, результатом чего становится формирование чувства одиночества [1].
Для изучения распространённости девиаций среди молодёжи вследствие использования Интернета как средства коммуникации нами применялся метод анкетирования: авторский опросник (для определения активности пользователей и их мотивов) и диагностический инструментарий: шкала Интернет-зависимости С. Чена; шкала СПО С. В. Духновского; оценка уровня общительности В. Ф. Ря-ховского.
В исследовании приняли участие 100 пользователей сети Интернет в возрасте от 14 до 35 лет, из них: мужского пола - 53; женского пола - 47; по возрастной категории: 14-18 лет - 25 человек; 19-23 лет - 25 человек; 24-29 лет - 25 человек; 3035 лет - 25 человек.
Результаты исследования и обсуждение
В ходе проведения опроса по определению активности и мотивов пользователей Интернета нами были получены следующие результаты: 1) 1-2 часов в сутки проводят в Интернете 37 % респондентов; 2) 28% опрошенных проводят в Интернете 3-5 часов ежедневно; 3) 25 % респондентов посещают Интернет ежедневно 6-8 часов; 4) более 8 часов в сутки проводят времени в Интернете 10 % опрошенных. По возрастной категории к наиболее пассивным пользователям (1-2 часа) относятся молодые люди в возрасте 30-35 лет (51,3 %); 29,7 % наименее активных пользователей имеют возраст 24-29 лет; молодёжь в возрасте 19-23 лет (10,9 %); 14-18 лет (8,1). К наименее активным пользователям (3-5 часов), исходя из опроса, относятся молодые люди возрасте 19- 23 лет (32,1 %); молодые люди в возрасте 24-29 и 14-28 лет занимают равную позицию (по 28,6 %); 30-35 лет (10,7 %). Активными пользователями Интернета (6-8 часов) является молодёжь 19-23 лет (40 %); 14-18 лет (36 %); 24-29 лет (16 %); 30-35 лет (8 %). Категорию наиболее активных пользователей занимает молодёжь 14-18 лет (50 %); 24-29 и 19-23 лет (по 20 %); 30-35 лет (10 %).
По приоритетности цели посещения Интернета категория «Общение» занимает первое место (25 %); «Новости» и «Хобби»
занимают второе место (16 %); на третьей позиции располагается «Учёба» (14 %); «Поиск новой информации» приоритетна для 13 % респондентов; на пятом место располагается категория «OnKne-игры» (9 %); «Работа» занимает крайнюю позицию. При этом из 25 % респондентов, указавших приоритетной целью нахождения в сети «общение», 40 % относятся молодые люди 14-18 лет, 20 % данной возрастной категории преимущественно посещают Интернет с целью поиграть, другие 20 % для прослушивания музыки и иных развлечений. 36 % респондентов в возрасте 19-23 лет чаще посещают Интернет для выполнения учебных заданий и самообразования, в равной доле (24 %) молодые люди данной категории посещают Интернет для общения с друзьями или просмотра новостей. 24 % респондентов возрастной категории 24-29 лет приоритетным для себя посчитали поиск новой и актуальной информации, связанными с бытовыми либо рабочими моментами, на второй позиции по приоритетности данной возрастной категории расположились мотивы общения и хобби. Для 28 % молодых людей в возрасте 30-35 лет центральное место занимает категория «Новости», «Общение» является ключевой целью для 16 %.
При определении степени коммуникативной компетентности молодёжи нами были получены следующие результаты: для 30 % респондентов характерна нормальная коммуникация, из них 36,6 % относятся к молодёжи 30-35 лет, меньшую долю занимает молодёжь 14-18 лет (16,6 %); 28 % респондентов свойственна нормальная коммуникация (сверх меры), наибольшую долю занимают молодые люди 24-29 лет (32,1 %); 17 % обладают нормальной коммуникацией, но отличительной особенностью данной категории является определённое недоверие к новым знакомым, также для них характерно исключение вступления в открытые дискуссии при прямом диалоге; 13 % респондентов можно отнести к категории «рубаха-парень», для которых свойственна повышенная активность при общении и различных обсуждениях, в равной мере в данную категорию входят молодые люди 24-29 и 30-35 лет (30,7 %); 12 % отличаются низким уровнем коммуникативной компетентности ввиду застенчивости, по-
добная категория неохотно идёт на новые контакты, из них 58 % относятся к молодёжи 14-18 лет.
Для определения степени субъективного переживания одиночества, как одного из ключевых показателей гармоничности-дисгармоничности межличностных отношений, нами использовалась шкала С. В. Духновского. Низкий уровень переживания одиночества характерен для 29 % респондентов; для 54 % респондентов имеют умеренно выраженные показатели одиночества; 17 % находятся в группе риска (высокое значение), из которых 2 % имеют крайне высокую степень переживания одиночества (10 стенов), оба респондента относятся к возрастной категории 19-23 лет. Наибольшая доля опрошенных, имеющих высокое значение, приходится на молодёжь 14-18 лет (41,1 %), но при этом крайне высокую степень переживания имеют лишь респонденты 19-23 лет. Сопоставив результаты, определяющие степени коммуникативной компетентности и переживания одиночества, мы выявили закономерность: из 17 % (17 человек), обладающих высоким значением переживания одиночества, 52,9 % обладают низкой коммуникативной компетентностью (75 % от общей доли респондентов с низким уровнем коммуникабельности), 23,55 % относятся к категории «рубаха-парень» (30,7 % от общей доли), другие 23,55 % - категория нормальной коммуникации, для которой характерно недоверие к новым знакомствам.
Для изучения распространённости Ин-тернет-аддикции среди молодёжи нами использовалась шкала Интернет-зависимости С. Чена. Для 43 % характерен минимальный риск возникновения Ин-тернет-аддикции; 47 % респондентов относятся к категории «имеют склонность к зависимости»; у 10 % была выявлена сформированная Интернет-зависимость, из которых 50 % приходится на молодёжь 14-18 лет, 30 % - 19-23 лет; 20 % - 24-29 лет. Среди молодых 30-35 лет данной девиации выявлено не было. Сопоставив
1. Герасимова И. В. Взаимосвязь феномена одиночества и личностных особенностей активных пользователей интернета. Оренбург: Вестник ОГУ, 2018. № 5 (217). С. 88.
результаты всех трёх опросов, мы определили, что из 10 %, подверженных Интер-нет-аддикции, 70 % имеют низкую коммуникативную компетентность (25-29 баллов) и высокую степень переживания одиночества, из них 57,1 % относятся к молодёжи 14- 18 лет, 28,6 % - 19-23 лет; 14,3 % - 24-29 лет; остальные 30% - респонденты, расположенные в категории «рубаха-парень» и «нормальная коммуникация (с недоверием к новым знакомствам)» со средней степенью переживания одиночества.
Выводы
В ходе исследовательской работы нами были рассмотрены особенности Интернет-коммуникации и её влияние на процесс социализации молодёжи. В рамках практической части мы провели эмпирическое исследование распространённости Интернет-девиаций среди молодёжи. В результате полученных данных нами было выявлено 10 человек, подверженных Интернет-аддикции. Характерной особенностью данной группы являются: 1) низкая коммуникативная компетентность, проявляющаяся в застенчивости, трудности построения прямого диалога, исключением является категория «рубаха-парень», отличающаяся повышенной активностью при коммуникации, но в рамках данной группы подобную активность следует воспринимать как защитный механизм (маску), направленную на попытку включения человека в общество; 2) высокая степень переживания одиночества (исключение 30 %, которые имеют среднее значение, но тут следует указать на то, что их интегральный балл составил 64, то есть максимальный порог перехода в 8-10 стены); 3) вследствие низкой коммуникативной компетентности формируется чувство переживания одиночества, впоследствии чего человек ищет альтернативные средства коммуникации, Интернет, в результате чрезмерного использования которого формируется Интернет-аддикция.
2. Марарица Л. В., Антонова Н. А., Ерицян К. Ю. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности. СПб.: Петербургский психологический журнал, 2013. С. 35-49.
Литература
lO
3. Морозова О. Н. Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства. СПб.: Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. С. 150-158.
4. Маклюэн Г. М. Понимание Меди: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц, 2003. С. 464.
odinochestva i lichnostnyh osobennostej aktivnyh pol'zovatelej interneta [Interrelation of the phenomenon of loneliness and personal characteristics of active Internet users]. Orenburg: Bulletin of OSU, 2018. No. 5 (217). Pp. 88. (In Russian)
2. Mararitsa L.V., Antonova N.A., Yeritsyan K.Yu. Obshchenie v internete: potencial'naya ugroza ili resurs dlya lichnosti [Communication on the Internet: a potential threat or resource for an individual]. St. Petersburg: St. Petersburg Psychological Journal, 2013. Pp. 35-49. (In Russian)
3. Morozova O. N. Osobennosti Internet-kommunikacii: opredelenie i svojstva [Features of Internet communication: definition and properties].
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Абдулатипова Эльмира Абдулатипов-
на, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] Исламбекова Изолина Самадовна, кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического отдела, Гуманитарно-педагогический колледж, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Филимонов Руслан Максимович, магистрант, социологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; email: marina-filimonova- [email protected]
5. Холод А. Л. Понятие интернет-коммуникации. Минск: «ИВЦ Минфина», 2017. С. 298-302.
6. Capsiso N. D., Wilson J. The Impact of the Internet on Teenager's Face-to-Face Communication. Maiduguri: Journal of Studies in Social Sciences, 2015. Vol. 13. No. 2. Pp. 202-220.
Pushkin, 2010. Pp. 150-158. (In Russian)
4. McLuhan G. M. Ponimanie Medi: Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: External extensions of a person]. Translated from the English by V. Nikolaeva; Zakl. St. M. Vavilov. M.: CANON-PRESS-Ts, 2003. Pp. 464. (In Russian)
5. Kholod A. L. Ponyatie internet-kommunikacii [The concept of Internet communication]. Minsk: "IVC of the Ministry of Finance", 2017. Pp. 298-302. (In Russian)
6. Capsiso N. D., Wilson J. The Impact of the Internet on Teenager's Face-to-Face Communication. Maiduguri: Journal of Studies in Social Sciences, 2015. Vol. 13. No. 2. Pp. 202-220.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Elmira A. Abdulatipova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Isolina S. Islambekova, Ph. D. (Pedagogy), Head of the Teaching and Methodological Department, Humanitarian Pedagogical College, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Ruslan M. Filimonov, first-year Master's student, Faculty of Sociology, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia; email: [email protected]
References
1. Gerasimova I. V. Vzaimosvyaz' fenomena St. Petersburg: Bulletin of the LSU named after A. S.
Принята в печать 17.02.2023
Received 17.02.2023